Архимандрит Эмилиан (Вафидис): «Не пытайся исправить ближнего»


От рождения до принятия монашества

5 октября 1934 года в Пиреяз, местности в Афинском пригороде родился Александр Вафидис, воспитанный в строгой христианской семье. Мальчик с детства мечтал о принятии сана, поэтому после окончания школы у него не было сомнений о выборе специальности.


Архимандрит Эмилиан Вафидис

В 1959 году после окончания богословского факультета, в университете Афин по рекомендации друга, Анастасия Яннулатоса, нынешнего архиепископа Тиранского, Александр отправляется в монастырь. Настоятель обители митрополит Трикальский и Стагонский Дионисий сумел завоевать доверие Александра, который в начале октября 1960 года принимает постриг в монахи с именем Емилиан.

Советы старца Эмилиана (Вафиадиса)

9 мая стало известно о безвременно ушедшем любимом старце Святой Горы Эмилиане (Вафиадисе). Покинув этот мир, он навсегда останется в сердце своих духовных чад, как мудрый и всевидящий наставник.

О непредвиденном

В нашей жизни всегда присутствует соблазн. Всегда происходит что-то, чего мы никак не ожидали. Ты приходишь в монастырь, но вместо того, чтобы предаться духовной жизни, встречаешь плохих людей. Ты не мог этого предвидеть. Ты просишь келью со стороны монастыря, где нет влажности, но неожиданно обнаруживаешь, что у тебя аллергия на морской воздух, и ты не можешь спокойно дышать ни днем, ни ночью. Тут же к тебе подступает соблазн встать и уйти. Это непредвиденное событие.

Я могу начать общаться с человеком, думая, что он хороший, но увидеть, что всё совершенно наоборот. Я также не мог это предугадать.

Всегда в нашей жизни мы будем встречать что-то, чего мы не ожидали. Это происходит потому, что у нас есть желания и ожидания. Непредвиденное является антонимом к желанию и ожиданию, именно поэтому оно кажется нам случайным, хотя на самом деле это не так. Человек, любящий Бога, всегда должен повторять: «Да свершится воля твоя».

Чтобы не удивляться каждый раз и не переживать, чтобы не создавать проблемы там, где их нет, человек должен ожидать всё, что угодно, чтобы выстоять перед тем, что грядет. Любую болезнь, неудачу и мучение нужно встречать словами: «Добро пожаловать!».

Об упорстве в молитве

Когда твоя христианская жизнь становится трудной, а твой крест кажется тебе не подъёмным, ты должен выстоять, выстоять так, как это сделали святые мученики. Если ты будешь упорным, то после грозы наступит штиль, твоя жизнь снова станет радостной. Ты обретёшь опыт духовной борьбы. После этого испытания, после того как ты поднимешь свой крест, внутри тебя разгорится пламя Божественной любви. Это самый прекрасный, сильный и чистый вид любви, любовь Бога.

О Боге в сердце

Не нужно роптать, повторяя внутри себя: «Господи, где же ты? Я молюсь к тебе, но ты никогда не открываешься мне, ты не даёшь мне радости, не исполняешь ни одно из моих желаний. Я прошу у тебя здоровье, но ты даёшь мне болезнь. Я прошу помощи, а ты даешь мне смерть. Я прошу благости, а ты даёшь мне боль. Что же ты за Бог?»

Нет! Никогда не думай так. Бог знает, когда твое сердце готово вместить Его. Если ты не получил что-то, это означает, что оно не готово поместиться в твоём сердце. Твое сердце забито и переполнено, то же самое происходит, когда ты складываешь много вещей вместе и пытаешься втиснуть ещё что-то, чтобы совсем не оставалось никакого пустого пространства или воздуха. Так, даже воздух не может поместиться в твоём сердце, а ты хочешь, чтобы там поместился Бог, который не может уместиться даже на небесах.

Как только Господь увидит, что это подходящий момент, он не заставить себя ждать ни секунды, исполнит все твои желания, все твои мечты.

Стоматолог всегда вколет тебе обезболивающее, прежде чем приступить к работе, подождёт, пока оно подействует. Если приступить к работе сразу, то ты выскочишь из кресла от боли. Также и Господь, ожидает подходящего момента, чтобы просветить тебя и подарить тебе рай. То, чего ты желал на протяжении 2, 3, 5, 20 и больше лет, ты можешь получить за одну секунду. Раскаяние никогда не проходит бесследно, поэтому, ты ничего не теряешь, когда раскаиваешься.

Старец Эмилиан. Монастырь Симонопетра.

От монаха до игумена Преображенской обители

Пребывая в монастырских стенах Дусику, через месяц новообращенный монах рукополагается в дьяконы. Посвящение происходит в церкви святой Параскевы города Трикала, после чего диакон Вафидис служит в монастырях Метеор, поднимая обители из запустения, выполняя самую разнообразную работу в них, восполняя недостаток монахов.

В середине августа 1961 года женский монастырь Витума принимает священство во главе с митрополитом Дионисием для рукоположения иеродиакона Емилиана в чин иеромонаха. После этого иеромонах Вафидис три месяца пребывает в монашеском центре Дусику, держа обет уединения и безмолвия, изменивший кардинальным образом христианскую жизнь иеромонаха и его отношение к монашеству.

Сердце новообращенного иеромонаха горело желанием возродить монашество и монашескую жизнь в греческих монастырях, которая в то время находилась в упадке.

Митрополит Дионисий оказывал своему подопечному всяческую поддержку, благословив горячего душой и любовью к Богу отца Вафидиса на игумена обители Великого Метеора, большого Преображенского монастырского комплекса, претерпевающего запустение в конце декабря 1961 года.


Монастырь Преображения Господня или Великий Метеор, Греция

С начала 1962 года уже архимандрит становится настоятелем кафедрального Трикальского храма, на него возлагается основная работа среди молодежи епархии. Работая со школьниками Греции, молодой настоятель быстро завоевывает авторитет молодежи своим личным примером православной жизни, изучая с молодыми друзьями монашеские каноны, нормы, опыт монахов.

Монастырское подворье Преображения через 2 года пополняется двумя монахами, а в 1966 году целая группа недавних семинаристов становится послушниками монастыря, а сам архимандрит принимает великую схиму.

Интересно! 1968 год стал настоящим праздником для Преображенской обители, первые монахи приняли постриг, после чего монашеская жизнь обители стала интенсивно возрождаться, что привлекло большой поток туристов и паломников. Монашеское братство решило перейти в более тихую обитель на Афоне.

Жить в присутствии Бога

Каждый человек призван к святости и бесстрастию

Каждый человек призван к святости, к тому, чтобы вести жизнь нерассеянную, уединенную и сосредоточенную, потому что только так можно стать святым. Все святые были заняты одним только Богом и тем, что может привести их к святости, все остальное их не интересовало, не привлекало их внимания и не трогало их сéрдца. Все святые стремились только к Богу и святости и достигли желаемого [3, 244][1].

Бесстрастие — это преддверие истинной жизни в Духе, путеводитель к Богу. Все мы призваны к бесстрастию. Если Бог не может сделать нас бесстрастными, тогда что значит Его всемогущество? Тогда напрасно был распят Христос, напрасно Он живет и действует в нашем сердце, а точнее сказать, тогда сила Божия не действует в нас. Если мы видим, что не имеем бесстрастия, то сами виноваты в этом: это значит, что мы еще не возлюбили Бога по-настоящему, мы пока мертвы для Бога, потому что не погрузились всецело в воды духовного крещения.

В народе есть такое поверье, что если при крещении младенца какая-то часть его тела не была погружена в воду, в ней водворяются демоны и делают младенца бесноватым или больным. Здесь выражено убеждение народа в том, что человек должен полностью погрузиться в Бога. Страстность человека говорит о том, что он еще находится во власти демонов, которые полностью управляют им; он еще не погрузился всем своим существом в воды бессмертия и божественной любви, не привлек к себе благоволение Божие. Если бы привлек, то стал бы бесстрастным.

Наверное, кто-нибудь удивится: «Неужели и я могу стать бесстрастным?» Конечно! А иначе ради кого пришел в мир Христос? Не ради ли меня и тебя, и всех нас, призванных быть Его апостолами? Быть бесстрастными — наш долг, иначе мы бесчестим Самого Бога. И не нужно думать, что и в страстном состоянии мы можем быть духовно сильны и близки к Богу. Если, не освободившись еще от страстей, мы и переживаем какие-то духовные состояния, то они непрочны, и завтра мы можем оказаться ни с чем.

Если в нас действуют страсти и греховные наклонности, это значит, что в нас еще живо внутреннее стремление к греху, что опасность таится внутри нас и подстерегает нас на каждом шагу, отчего мы с легкостью впадаем в грехи. Змей гнездится в самом нашем сердце, а не прячется где-то в траве, как было в древности в Эдемском саду. Мы еще не стали чадами Божиими, не возродились духовно, не сделались достойными любви Небесного Отца. Если же мы стяжали бесстрастие, то тем самым показываем, что почитаем Бога и желаем быть Его подлинными чадами.

Хотя моя страстность доставляет мне одни беды, тем не менее я сам не могу избавиться от нее, бесстрастие дарует мне Бог, это не мое достижение. И в самом деле, могу ли я искоренить в себе страсть? Конечно, я могу воздерживаться от пустословия, осуждения, молчать, когда меня бьют, смиренно преклонять главу, когда меня обижают, не отстаивать своих прав. Но победить страсть не в моих силах. Ведь для этого нужно вырвать ее из сердца, а сердце — это глубочайшая бездна, куда проникнуть может только Бог, мои руки для этого слишком коротки. Только Бог, пребывающий везде — и на вершинах гор, и в глубине морей и океанов, и в моем собственном сердце, — может даровать мне бесстрастие. Я должен только захотеть и искренне попросить, потому что, как говорит брат Божий Иаков, вы не получаете, ибо неправильно просите (см. Иак. 4, 3). Если же я прошу правильно и искренне, то все остальное в руках Божиих.

Нет ничего доступнее для нас, чем бесстрастие, а мы, подобно некоторым еретикам, думаем, что оно для нас недостижимо и невозможно. Здесь видны происки сатаны, которому удалось извратить наши мысли и сознание, удалось подрезать нам крылья, убедив нас в том, что мы никогда не станем бесстрастными. Так мы остаемся в рабстве у своей плоти и у сатаны. Напротив, как только мы всем сердцем исповедуем, что Бог призвал каждого из нас к бесстрастию, это сразу изменяет всю нашу жизнь: душа преисполняется надежды и райского веселия, мы чувствуем внутренний простор и свободу.

Такова наша православная вера, таково святоотеческое учение, таково подлинное христианское сознание. Почему же происходит с нами это изменение? Потому что мы начинаем осознавать, что мы, сквернейшие из всех людей, можем стать непорочными и преподобными, стоит только нам захотеть и попросить у Бога. Вы спросите: «А что если Бог потребует от меня десять, двадцать, тридцать или даже семьдесят лет подвига?» Но что такое семьдесят лет в сравнении с уготованной нам вечностью? Всего лишь дым, сон [3, 246–248].

Блажен тот, кто достиг чистоты и бесстрастия в настоящей жизни и в чьей душе не найдется никакого следа, оставленного врагами.

Человек, не стяжавший мира и бесстрастия в этой жизни, достоин сожаления. Внутри него бушуют инстинкты, бесчинствуют грехи против нравственности или грехи, происходящие от слабого произволения, такие как леность, тяга ко сну, чревоугодие. Ясно, что сон — это грех произволения, потому что тот, кто хочет, спит, а тот, кто хочет, бодрствует. Человек, который спит без меры, — как бы и не человек, он будто не живет, не думает, не действует. Из глубин человека восстает ад, который так страшен, что поражаешься глубине падения человека, образа Божия.

Напротив, тот, кто достигает чистоты и бесстрастия, пребывает в радости, ликовании, спокойствии.

Некоторые смотрят на бесстрастие как на что-то очень страшное и трудное. Это особый бес всеми способами внушает нам подобное чувство — и у нас опускаются руки. Но именно для бесстрастия мы созданы Богом. Трудно ли вырасти колосьям из зерен пшеницы, которые ты сеешь? Для нас непостижимо то, как это происходит, но для Бога это очень легко. Ты сеешь и уходишь, всю зиму отдыхаешь, а пшеница всходит сама по себе. «Земля сама собой дает плод», — говорится в притче Господней (см. Мк. 4, 26–28). А как мы воспринимаем всё это, как ощущаем, как переживаем? Как нечто крайне трудное! [1, 369–370].

Уму необходимо быть глухим к внушениям страстей. Стань глухим к тому, что говорят тебе страсти. Чтобы достичь бесстрастия, необходима такая борьба и соблюдение стольких условий, что хотя мы и говорим, что будем все это исполнять, но на самом деле никогда на это не решаемся. Ведь нам это дорого обойдется, и потому мы на это не соглашаемся. Например, я принимаю решение спать на полу и тут же слышу внутренний голос: «Ты так спать не сможешь: поворочаешься на своей подстилке, помучаешься час-другой, а потом будешь вынужден долго отсыпаться, чтобы восполнить потерянный сон, тогда как на кровати ты сразу уснешь и тебе хватит двух часов». Эта мысль кажется здравой, но на самом деле нам ее подсказывает наша страсть.

У тебя болит желудок. И снова ты слышишь тот же голос: «Нужно полечиться. Ты тратишь время на свой желудок, заботясь о нем, почему бы не посвятить это время Богу? Сделай операцию — и после ты будешь готов все свое время отдавать Богу. Кроме того, деньги, которые ты тратишь на лекарства, ты отдашь нищим». Снова проявляется страсть человека, желающего жить без боли.

Я устал и говорю: «Выпью-ка немного вина, чтобы взбодриться». На самом деле хочет моя страсть, чтобы я выпил вина, а не здоровье того требует. Так что все, о чем я думаю, чем живу, что люблю, к чему стремлюсь, может быть велением страстей.

Я молюсь два, три, четыре раза, но Бог не отвечает мне, во мне не происходит никаких изменений, у меня нет радости, и я говорю: «Может быть, надо уже прекратить?» Эту мысль мне внушает страсть славолюбия. Если я придам хоть малейшее значение своему помыслу, то он продолжит: «Да, не исключено, что правы те, кто говорят, что Бога нет. Впрочем, нет, это слишком, Бог есть. Но вот те, которые утверждают, что Бог трансцендентен и не имеет никакой связи с человеком, правы». Все это тебе кажется вполне естественным, но на самом деле ты становишься добычей помысла, точнее, лукавого демона, страсти.

Страсть может проявиться в любой момент. Давайте будем ее выявлять, чтобы знать, откуда начинается то, что с нами происходит. А начинаем мы видеть внутри себя страсти тогда, когда молчим и не вступаем с ними в разговоры [1, 228–229].

Допустим, меня обуревают скверные помыслы. Подходит какой-то посетитель монастыря и спрашивает: «Отче, правда ли, что монах может достичь состояния бесстрастия?» Если я из-за своего отвратительного душевного состояния отвечу ему: «Несчастный! Да не верь ты ничему этому!» — в этот момент не одна, а тысяча молний должна ударить в мою голову. Ведь посетитель пришел узнать не о том, какое у меня искушение, а о том, чтό говорит Церковь, Христос, о чем свидетельствует мой монашеский образ. Так что в моих словах — предательство. Мое внутреннее состояние не соответствует моему истинному призванию. А мое призвание — это пребывание одесную Отца, куда возвел меня Сам Христос [2, 303].

Монастырь Симонопетра

Схиархимандритом Эмилианом Вафидисом предварительно было совершено несколько поездок на Святую гору. Престарелые монахи обители Симонопетра уже не имели достаточно сил для поддержания монастыря в должном порядке и пригласили братию к себе на постоянное место жительство.

Братия Преображенского монастыря переселилась на Святой Афон осенью 1973 года.

Прежний игумен монастыря архимандрит Харалампий мирно отошел к Господу, потому 25 ноября было принято общее решение старой братии избрать новым игуменом Емилиана Вафидиса.

Важно! 17 декабря 1973 года Священный Кинот Афона совершил официальное возведение на престол или интронизацию нового игумена.

Женская монашеская община Метеор, которая находилась под покровительством игумена Вафидиса, была переселена на монастырское подворье Ватопед, находящееся под покровом обители Симонопетра.

Архимандрит Емилиан известен, как основатель или ктитор монастырского комплекса Ормилия.

  1. 1980 год отмечен, как время интенсивного строительства,14 сентября Митрополитом Кассандры Синесием закладывается первый камень монастырского храма.
  2. 1982 год ознаменовался открытием Центра Духовной поддержки «Панагия Филантропини», которым опекаются монахини женского монастыря.
  3. 25 октября 1991 года Благовещенскому подворью присваивается статус Патриаршей ставропигиальной обители.
  4. До 1995 года возводятся новые корпуса в монастыре Ормилия.


Монастырь Симонопетра на святой горе Афон, Греция

Под попечительством старца Емилиана Вафидиса находились подворья Симонопетра:

  • Афинское Вознесенское;
  • Салоникийское святого Харалампия;
  • Преподобного Никодима, расположенного в Игуменице;
  • французские — Покровское, Преображенское, св. Антония.

Благодаря знатоку монашеского строя и нравов игумену Симонопетра идиоритмический образ жизни монастырей Афона был преобразован в общежительный.

Интересно! Периодически удаляясь в уединение и молчание в пещеры, старец слыл практиком Иисусовой молитвы.

Летом 1976 года в составе группы монахов-святогорцев архимандрит впервые посетил Москву.

В 1995 году здоровье схиархимандрита Емилиана Вафидис резко ухудшилось. 23 мая он последний раз выступил с проповедью в обители Честного Креста Иерусалима. Игуменский посох был передан архимандриту Елисею, старец Емилиан отправился на проживание в обитель Ормилия.

Архимандрит Эмилиан (Вафидис) и возрождение греческого монашества.


У истоков любого монастыря стоят его учредители, так называемые ктиторы. Их имена поминаются ежедневно, в синодиках они стоят первыми. Точно также душой любого общежительного монастыря является его старец. В его руки вручают свою жизнь все монахи, в его лице они видят Бога. Благословение старца – это та сила, которая скрепляет общежитие.

Архимандрит Эмилиан является духовным руководителем нескольких монастырей. В первую очередь, это монастырь Симонопетра на Святой Горе Афон и женская обитель Ормилия на полуострове Халкидика.

Александр Вафидис – таково мирское имя старца – родился в 1934 году в пригороде Афин Никее Пирейской. Дедушка и бабушка его были уроженцами Понта и после Малоазийской катастрофы в 20-х годах оказались в Греции. С самого детства, под влиянием благочестивых дедушки и бабушки, Александр имел желание посвятить себя Богу.

Высшее образование Александр получил в Афинском университете, где обучался вначале на юридическом факультете, затем на богословском. Во время учёбы с группой единомысленных друзей Александр развернул серьёзную деятельность по организации катехизической работы, проведению бесед и прочих мероприятий. Тогда и проявились его душевные, духовные, административные и организаторские способности.

В 1960 году Александр приехал в город Трикала и вверил себя духовному руководству митрополита Триккского и Стагонского Дионисия. Митрополит Дионисий в том же году постриг юношу в монашество с именем Эмилиан, вскоре рукоположил в диакона, а в 1961 году – во иереи.

После иерейской хиротонии отец Эмилиан поселился в монастыре Дусику, где пребывал в течение четырёх месяцев в уединении. В этом пустынном месте он жил в полном безмолвии, со всей ревностью ища Бога, «спасающего от малодушия и от бури». Господь внял его молениям, и, явившись Своему рабу, открыл ему «путь жизни». После этого откровения отец Эмилиан всей душой устремился к монашеской жизни. Видя перед собой развалины монашества в родной Греции, он дерзновенно мечтал о его возрождении и обновлении.


Митрополит Трикский Дионисий, также горячо любивший монашество, в конце 1961 года отзывает отца Эмилиана из Дусику и ставит игуменом в монастырь Преображения в Великих Метеорах. Игумен Эмилиан вначале был там единственным насельником. Вскоре митрополит возводит его в сан архимандрита и возлагает на него служение проповедника и духовника, а также поручает работу по окормлению молодёжи епархии. С тех пор и до самой своей болезни старец служил ежедневно.

У дверей исповедальни его всегда окружало множество молодёжи и детей, ради которых он не жалел труда и времени. Так начался новый период в жизни старца Эмилиана. Он был уже не один, он стал отцом для множества «сынов и дщерей» Божиих. Свою жизнь он посвящал духовным чадам с полной свободой, никогда не ожидая ни малейшего воздаяния, ни ответного чувства. Среди множества его учеников были такие, которые решили посвятить себя монашеской жизни. Со временем из них сформировался первоначальный костяк братства в Великих Метеорах. Сам старец так вспоминал об этом: «Будучи духовником в Метеорах, я наблюдал, как Господь промыслительно посылает мне нескольких молодых людей… Вы бы видели их! Ещё малыми детьми они восходили на Метеоры в двенадцать ночи, в час, два, чтобы их отсутствие не заметили родители, полиция…

Первым делом, придя в монастырь, они брали чётки и молитвословы, поднимались на гору, что возле нашей обители, и там по чёткам молились, переживая некий мистический опыт общения со Христом. Мы были свидетелями настоящих чудес, происходивших в их душах, мы видели обновление, изменение, которые, несомненно, творила в них десница Всевышнего».


В 1963 году в Великих Метеорах поселились два первых монаха. В 1965-1966 гг. послушниками отца Эмилиана стали многие выпускники гимназии. 6 августа 1966 года митрополит Дионисий постриг отца Эмилиана в великую схиму.

С самого начала своей жизни в Метеорах отец Эмилиан установил духовные связи с современными ему подвижниками в Греции и Сербии, а также начал совершать паломнические поездки на Святую Гору. Он познакомился с преподобным Паисием и, поднявшись почти до вершины Афона, встретился с отцом Ефремом Катунакским. С тех пор между ним и отцом Ефремом установилась особенная духовная связь, про которую последний часто говорил: «Я нашёл своего старца, которого потерял, другого старца Иосифа, златоустого и досточтимого отца Эмилиана».

В 1968 году в Великих Метеорах был совершён постриг первых молодых послушников, а в 1972 году начало свою жизнь сестричество, поселившееся в монастыре Святых Феодоров близ Метеор.


В январе 1970 года неожиданно отошёл ко Господу митрополит Дионисий. Желая обрести более подходящее для монашеского жительства место, братство Великих Метеор переселилось в 1973 году в монастырь Симонопетра на Афоне. Этому способствовали и настойчивые просьбы насельников Симонопетра, страдавшего от малочисленности братии. Так как место игумена по кончине архимандрита Харалампия пустовало, 23 ноября 1973 года прежняя братия монастыря Симонопетра, согласно святогорским правилам, избрала игуменом отца Эмилиана. 17 декабря последовала его интронизация Священным Кинотом.

Что же произошло в Метеорах? Некогда уединённые и неприступные скалы стали доступны туристам, благодаря хорошим дорогам в горах и ступенькам, ведущим к обителям отшельников, которые заменили старинные подъёмники и верёвочные лестницы. Предоставим слово старцу Эмилиану: «Скоро, с увеличением братии и массовой волной туризма в Метеорах, я был вынужден прервать своё общение с молодёжью… Моих сил хватало только на то, чтобы сохранить монахов в условиях захлестнувшей нас лавины туризма, которая угрожала затопить души. Монахам было невозможно оставаться на Метеорах… Они мечтали о тихом пристанище…»


После обоснования братства на Святой Горе старец по-отечески заботился о благоустройстве сестринства, переехавшего 5 июля 1974 года в Ормилию на Халкидике. Там у монастыря Ватопед монастырём Симонопетра было куплено старое Благовещенское подворье, ставшее подворьем Симонопетры.

Старец Эмилиан подъял на себя огромные труды и перенёс множество скорбей ради восстановления этого подворья. Всё приходилось начинать с нуля. Для того чтобы сёстры могли вести уединённую монашескую жизнь, отец Эмилиан начал в 1980 году, с помощью верующих людей, строительство монастырских зданий. Примерно через пятнадцать лет на разрушенном подворье вырос большой общежительный монастырь. 14 сентября 1980 года митрополит Кассандры Синезий заложил в Ормилии монастырский собор. 25 октября 1991 года подворье приобрело статус Патриаршего ставропигиального монастыря.


Все силы своей души старец отдавал духовническому служению, являясь отцом для братства Симонопетра и сестринства Ормилии. При этом он не оставлял уединения и безмолвия монашеской жизни. Однако любовь к народу Божию и к Церкви заставляла его по временам откликаться на приглашения епархиальных архиереев и прочих лиц и проводить беседы или участвовать в богословско-монашеских съездах в Греции и других странах.

«Всегда видя перед собой Господа», старец принимал любые затруднения свободно и естественно, с абсолютным спокойствием и радостью, как Божие благословение.

С начала 1995 года серьёзное заболевание заставило старца Эмилиана постепенно устраниться от игуменских обязанностей и покинуть Святую Гору. В 2000 году старец передал игуменский жезл нынешнему настоятелю монастыря Симонопетра архимандриту Елисею, который с сыновней преданностью продолжает его дело. Сам же старец Эмилиан удалился на покой в монастырь Ормилия.

Приведём один из рассказов старца о себе: «Когда я был маленьким, у меня был живой характер, и моя бабушка, как учительница, часто напоминала мне: “Aлександр, чем больше ты будешь молчать, тем больше внутри тебя будет говорить Бог”». И теперь старец просто молчит, прислушивается к голосу Бога.

Время игуменства старца в монастыре Симонопетра считается одним из благословенных периодов его новейшей истории. Как раз в этот период и вся Святая Гора, при покровительстве Богоматери, наполнилась монахами и пришла в цветущее состояние. Как говорит сам старец, «монашеское братство киновии, живя в своём собственном ритме, живёт по существу в Церкви и для Церкви как сердце или другой член её тела, и оценивается не по размаху внешней деятельности, но главным образом по ревностному исканию Бога. Так монахи достигают богоподобия, привлекая и других к Божественной жизни».

Источники:

1. Архимандрит Эмилиан (Вафидис). Толкование на подвижнические слова аввы Исаии. – М.: Зачатьевский ставропигиальный жен. монастырь; Екатеринбург: Изд-во Александро-Невского Новотихвинского жен. монастыря, 2014. – 576 с. // Иеромонах Серапион. Жизненный путь старца Эмилиана.

2. Ахимандрит Эмилиан. Слова и наставления. Т.1-2.—М.: Изд-во храма св. мученицы Татианы, 2006. – 560 с. //Речи на игуменское поставление, бывшее в монастыре Симонопетра на Афоне.

3. Ормилия. Путеводитель.

data-yashareType=»button» data-yashareQuickServices=»yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir»

>

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]