Православные и церковные праздники и посты
Сегодня православный церковный праздник: * Великомученицы Евфимии Всехвальной (воспоминание чуда, им же православие утвердилось, 451). * Равноапостольной великой княгини Российской Ольги, во святом крещении Елены (969) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день… Завтра:
* Мучеников Прокла и Илария (ок. 98-117). * Преподобного Михаила Малеина (962) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…
Ожидаются праздники:26.07.2021
— * Собор Архангела Гавриила. * Преподобного Стефана Савваита (794) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…
27.07.2021
— * Апостола от 70-ти Акилы (I) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…
28.07.2021
— * Мучеников Кирика и Иулитты, матери его (ок. 305). *** Равноапостольного великого князя Владимира, во святом крещении Василия, Крестителя Руси (1015) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…
Все православные и церковные праздники и посты …
Православные Святые угодники Божии
Святые угодники Божии являют особенную любовь и милость чтущим святую память их.
Многим кажется, что святые от нас далеки. Но далеки они от тех, которые сами удалились, и очень близки тем, которые хранят заповеди Христовы и имеют благодать Святого Духа.
Святые угодники в земной своей жизни обращались к Богу за помощью в исцелении своих недугов, скорбей и избавлении от искушений, просили Бога, чтобы Он и после смерти удостоил их дара помогать людям в различных случаях жизни.
Святые угодники достигли Небесного Царства и там зрят славу Господа нашего Иисуса Христа; но Духом Святым они видят и страдания людей на земле. Многие святые угодники Божии получили особую благодать от Бога, и Он удостоил их быть ходатаями пред Ним в избавлении от скорбей и телесных недугов наших, в которых они сами были искушены.
Святые радуются нашему покаянию и скорбят, когда люди оставляют Бога и уподобляются скотам несмысленным. Им жалко, что люди на земле живут, не зная, что если бы они любили друг друга, то на земле была бы свобода от греха: а где нет греха, там радость и веселие от Святого Духа, так что, куда ни посмотришь, все мило, и душа удивляется, почему ей так хорошо, и славословит Бога. Святые слышат наши молитвы и имеют от Бога силу помогать нам. Об этом знает весь род христианский. Нужно помнить: чтоб молитва была услышана, молиться святым угодникам Божиим следует с верою в силу их ходатайства перед Богом, словами, идущими от сердца.
В своих молитвах мы обращаемся к Господу Богу, к Его Пречистой Матери — нашей Заступнице и Помощнице, к святым Ангелам и святым людям — угодникам Божиим, потому что ради них Господь Бог скорее услышит и нас грешных, наши молитвы. Святые Угодники имеют разные названия: пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, бессребреники, блаженные, праведные, исповедники. далее>>
Господь говорит: «Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 15-16). Святые – это яркие звезды, указывающие нам путь в Царство Небесное.
Будем же дорожить близостью к Богу святых угодников Божиих и обращаться к ним за помощью, помня, что они любят нас и заботятся о нашем спасении. Хорошо бывает помолиться святым угодникам Божьим и в те дни, когда Церковь празднует их память.
«Святые Угодники Божии, молите Бога о нас!»
Святые угодники: житие, память, страдание…
История появления акафиста Святой Троице
На 50-день Пасхи Православная церковь отмечает один из двенадцати главных христианских праздников: Пятидесятницу или в просторечии Троицу/Духов день. Почти 2000 лет назад произошло знаменательное событие, послужившее основанием для религиозного почитания.
На десятый день Вознесения на апостолов снизошел Святой Дух, о котором их предупреждал Иисус Христос. Необразованные, простые галилеяне заговорили на языках других народов. С этого времени они стали истинными проповедниками Слова Божьего, которых нельзя было запугать пытками и смертью. Сотни и тысячи людей воспринимали их проникновенные и убедительные речи, принимая христианскую веру.
В Ветхом Завете пророки говорили о Едином Боге, создавшем основание Ветхозаветной Церкви. Сын Божий создал Церковь Нового Завета. Дух Святой наполнил ее содержанием и постоянно пребывает в Церкви Христовой. Во время крещения Святой Дух объединяет верующих в единое Тело.
Без этого триединства невозможно существование Христианской церкви. В неделю Пятидесятницы в храмах прославляют Пресвятую Троицу, пришествие Святого Духа, основание новой церкви.
О взаимоотношениях между Богом-Отцом, Божьим Сыном и Святым Духом на протяжении нескольких веков шли ожесточенные споры из-за арианской ереси, отрицавшей Троицу. Окончательный догмат был сформулирован в IV веке и закреплен в «Символе веры». Первые храмы в честь Пресвятой Троицы появились в Западной Европе в XII веке.
На Руси первым основателем Троицкой церкви был Сергий Радонежский. В 1335 году он возвел в Радонежском бору небольшую деревянную церковь во имя Троицы. Впоследствии на ее месте была основана Троице-Сергиевская Лавра, ставшая духовным центром России.
В середине XIX века архиепископ Иннокентий Херсонский (Борисов), выдающийся российский богослов, проповедник, составил акафист, посвященный Пресвятой и Животворящей Троице. За основу он взял текст и содержание Почаевского (Западно-Русского) акафистника, который творчески переработал: очистил и сократил длинноты, улучшил стиль изложения.
Православные молитвы и иконы Божьей матери и святым угодникам
Слово «икона» пришло из греческого языка и означает «образ», «изображение». Изображение иконы освящается святой водой и специальными молитвами, через это освящение иконе сообщается благодать Святого Духа, и икона чтится уже нами, как святая. Согласно православному догмату иконопочитания, утвержденному VII Вселенским Собором, «честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней.» Собор особенно подчеркивает, что мы воздаем иконам почитание, а не поклонение, подобающее одному только Богу. «Икона таинственно содержит в себе присутствие того, кого она изображает, и это присутствие тем теснее, благодатнее и сильнее, чем более икона соответствует церковному канону».
Все Иконы Божьей матери и Святых угодников
Правила чтения
Первый акафист был составлен в поминовение Богородицы 16 веков назад, в период гонения христиан. Христиане совершали моления дома, скрывая свое вероисповедание от римлян. Впоследствии чтение акафистов стало неотъемлемой частью храмовых богослужений. Моление происходит только стоя. Исключение – для людей немощных и больных.
Чтение акафиста Святой Троице – тяжелый труд, так как содержит трудный текст. Если моление происходит после утреннего или вечернего правила, то гимн произносят перед молитвой «Достойно есть…». В остальное время требуется чтение предначинательных молитв, затем – акафист и в заключении – «Достойно есть».
Молитва в христианской жизни. Что такое молитва. О молитве
Молитва – важнейшая часть духовной жизни каждого верующего человека. Через молитву человек обращается к Богу, вопрошает к нему и просит прощения у него. Иными словами, молитва есть ни что иное, как способ разговора человека с Богом. О молитве …
Основой жизни православного христианина является пост и молитва. Молитва, говорил святитель Московский Филарет, «есть разговор души с Богом». И как в разговоре невозможно все время слушать одну сторону, так и в молитве полезно иногда остановиться и прислушаться к ответу Господа на нашу мольбу.
Молитва не требует определенного времени, места, обстоятельства или определенной формы. Она может быть многословной — длинной, и малословной — краткой. Молитву можно произносить в любое время дня или ночи, и в любом месте. Человек может молиться и при всяких обстоятельствах своей жизни: когда болен или здоров, когда он весел или печален, когда он имеет успех или терпит неудачу, когда он находится в обществе своих врагов или в кругу своих друзей, когда он покинут всеми, или когда он в среде своей любимей семьи. Но особенным местом молитв служит Божий храм. В воскресные дни, а также и в будни, если позволяет время, мы должны ходить для молитвы в храм, туда, где собираются наши братья и сестры во Христе — христиане, чтобы молиться сообща, все вместе. Такая молитва называется церковною.
Каждый православный христианин должен молиться ежедневно, утром и вечером, перед вкушением и после вкушения пищи, перед началом и по окончании всякого дела (например: перед учением и после учения и т. п.).
Утром мы молимся, чтобы поблагодарить Бога за то, что Он сохранил нас в прошедшую ночь, попросить Его Отеческого благословения и помощи на начавшийся день.
Вечером, перед сном, мы также благодарим Господа за благополучно проведенный день и просим сохранить нас во время ночи.
Перед едой и после неё мы молимся, чтобы поблагодарить Бога за Его дары и попросить Его благословить и освятить пищу.
Чтобы успешно и благополучно делалось дело, мы также должны, прежде всего, просить у Бога благословения и помощи на предстоящий труд, а по окончании благодарить Бога.
К сожалению, очень многие люди забывают о необходимости и важности молитвы, и прибегают к ней только в случаях ощущения безвыходности. Однако, даже в этих случаях, как показывает практика, Бог не забывает о человеке и дарит ему свою любовь и поддержку. Но, ни одна молитва не принесет человеку ничего доброго, если он будет просто читать ее, не задумываясь о сказанном. Поэтому крайне важно, обращаясь в молитве к Создателю, по-настоящему прочувствовать каждое свое слово.
Бог – самый лучший из собеседников, он всегда услышит человека и поможет ему. Не следует стесняться говорить с Богом даже об самом сокровенном, что есть в вашей душе. Главное – делайте это с истинной верой в Бога.
«Истинная молитва состоит не в словах и произнесении их, но истинная молитва состоит «в духе и истине» (Ин.4:23). Когда молимся Богу, должно пред Ним стоять не только телом, но и духом; и молитву произносить не только устами, но и умом, и сердцем; и не только голову и колени преклонять, но и сердце наше пред Ним; и к Нему умные очи наши возводить со смирением. Ибо всякая молитва должна исходить из сердца; и что язык глаголет, ум и сердце должны глаголать». святитель Тихон Задонский.
И что бы ни случилось за день — все происходит по воле Божией; все без исключения — обстоятельства, в которые Господь вас пожелал поставить, чтобы вы были Его присутствием, Его любовью, Его состраданием. Его творческим разумом, Его мужеством… И, кроме того, всякий раз, когда вы встречаетесь с той или иной ситуацией, вы — тот, кого Бог туда поставил, чтобы нести служение христианина, быть частицей Тела Христова и действием Божиим. Если вы будете так поступать, то легко увидите, что иногда вам придется поворачиваться к Богу и говорить: «Господи, просвети мой ум, укрепи и направь мою волю, дай мне сердце пламенное, помоги мне!» В другие моменты вы сможете сказать: «Господи, спасибо!»
В христианском катехизисе, то есть в наставлении о христианской вере, о молитве сказано так: «Молитва есть возношение ума и сердца Богу и является благоговейным словом человека к Богу». Молитва имеет необычайную силу. «Молитва не только побеждает законы природы, не только является непреоборимым щитом против видимых и невидимых врагов, но удерживает даже и руку Самого Всесильного Бога, поднятую для поражения грешников», — пишет святитель Димитрий Ростовский.
В Новом Завете молитва — это живая связь детей Божиих с их беспредельно благим Отцом, с Его Сыном Иисусом Христом и со Святым Духом. Благодать Царства есть «единство всецелой Пресвятой Троицы со всецелым духом». Таким образом молитвенная жизнь — это постоянное и естественное пребывание в присутствии Трисвятого Бога и в общении с Ним. Такое жизненное общение всегда возможно, потому что через крещение наше существо стало едино со Христом. Молитва является христианской, поскольку она есть общение со Христом и возрастает в Церкви, которая есть Его Тело. Ее измерения — это измерения любви Христовой.
«Молитва — это не информирование Бога о наших нуждах. Молитва — это условие, при котором Божественная сила может соприкасаться с нашим духом и действовать в нас. Бог всеведущ и знает нас лучше, чем мы сами.» Архимандрит Рафаил (Карелин) (XX век).
Понятие
Сам богословский термин обозначает учение о трех лицах единого Господа. Данный термин использовал впервые Феофил Антиохийский, это произошло во втором веке.
Одно из основных мест в богослужении занимает учение о Пресвятой Троице. Исходя из этого, стоит отметить, что Бог Отец не рождается, ни от кого не происходит, Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца. И последний – Бог Святой Дух также исходит от Бога Отца. Три Лица Троицы — единое целое. Они вместе создают мир, освещают его. Все они находятся во взаимной любви.
В православной церкви можно применять исключительно символическое изображение Троицы. Общепризнанным считается образ, написанный известным русским иконописцем Андреем Рублевым. Он изобразил Святых, которые расположились за одним столом. В центральной части находится отец, именно он благословляет чашу. С правой стороны можно увидеть ангела, он является воплощением спасителя. Слева — Святой Дух.
Все три ангела имеют скипетры, символизирующие их власть. Иконописец изобразил беседу без слов. Главное значение состоит в искуплении, осознании будущих грехов, необходимости причащения. Взгляды Святых направлены в далекую неизвестность. Они изображены в глубокой задумчивости.
В христианстве указано, что Троица непостижима для обычного человека. То же касается и высших ангелов. Такая таинственность указывает на то, что вера была придумана не человеком. Обратиться к трем Лицам можно только с помощью Господа.
Церковь на протяжении первых нескольких веков установила определенный догмат, учение о трех Лицах.
Святые отцы о молитве
«Молитва есть оружие великое, сокровище неоскудевающее, богатство никогда не истощаемое, пристань безмятежная, основание спокойствия; молитва есть корень, источник и мать бесчисленных благ и могущественнее царской власти». Свт. Иоанн Златоуст.
«Молитва в чине своем выше милостыни». Прп. Исаак Сирин.
«Молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу». Свт. Феофан, Затворник Вышенский.
«Во время молитвы речь наша и моление да будут соединены с благочинием, спокойствием и скромностию. Будем помышлять о том, что мы стоим пред лицем Бога и что надобно угодить очам Божиим и положением тела, и звуком голоса». Сщмч. Киприан Карфагенский.
«Должно упраздниться от дел супружеских, чтобы заняться молитвою; упраздниться от попечений о богатстве, от пожелания земной славы, от наслаждения удовольствиями, от зависти и всякого злого дела против нашего ближнего, чтобы, когда душа наша в тишине и не возмущается никакою страстию, в ней, как в зеркале, было чисто и неомрачено Божие озарение». Свт. Василий Великий.
«Начиная молитву, оставь себя самого, жену, детей, расстанься с землею, минуй небо, оставь всякую тварь видимую и невидимую, и начни славословием все Сотворившего, и, когда будешь славословить Его, не блуждай умом туда и сюда, не баснословь по-язычески, но выбирай слова из Святых Писаний». Свт. Василий Великий.
«Всякое место и всякое время удобно для нас к молитве». Свт. Иоанн Златоуст.
Православные молитвы святым угодникам. Святые угодники Божии.
Православные молитвы нуждающимся в различных нуждах и немощах.
Полный текст акафиста пресвятой Троице на русском языке
Тропарь, глас 8
Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.
Ин тропарь, глас 8
Благословен еси, Трисвятый Господи Боже наш, Иже всю тварь премудростию Твоею создавый и падший род человечь милостию Своею не оставивый, покаявшимся же грешником живот вечный даровати обещавый, Человеколюбче, слава Тебе.
Кондак, глас 8
Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.
Кондак 1
Предвечный Царю веков и Господи, всея твари видимыя и невидимыя Содетелю, Емуже, в Троице Святей славимому Богу, всяко колено покланяется небесных, земных и преисподних; темже и мы, яко крещеннии в Трисвятое имя Твое, аще и недостойнии, хвалебное сие дерзаем принести Тебе пение; Ты же, яко Творец, Промыслитель и Судия наш, вонми гласу раб Твоих и не отстави милости Твоея от нас, да из глубины души выну зовем Ти: Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради святаго Твоего.
Икос 1
Архангели и Ангели, Начала и Власти, Престоли и Господствия, предстояще самому Престолу Славы Твоея, не довлеют изрещи величия совершенств Твоих: многоочитии же Херувими и шестокрилатии Серафими, закрывающе лица своя, точию с трепетом и любовию взывают друг ко другу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» Нам убо, иже прах и пепел есмы, кольми паче удобее любити молчание; но, да не толиких щедрот, в создании и искуплении на нас излиянных, непамятливи явимся и неблагодарни, подражающе горнему славословию, с верою и любовию взываем:
Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже наш, неисповедимая совершенств Высото и неизследимая таин Пучино.
Свят еси, Господи Боже наш, везде сый и вся исполняяй, Единый и Тойжде вчера, днесь и во веки.
Свят еси, Господи Боже наш, вся могий, нарицаяй не сущая яко сущая, низводяй даже до ада и паки возводяй.
Свят еси, Господи Боже наш, испытуяй сердца и утробы человеческия, исчитаяй звезды и всем им имена нарицаяй.
Свят еси, Господи Боже наш, Егоже вси путие истинны и вся судьбы оправданны вкупе и вожделенны.
Свят еси, Господи Боже наш, отдая грехи отцев на чада, милуяй же и награждаяй в роды родов.
Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради святаго Твоего.
Кондак 2
Видев Тя Исаия на Престоле высоце и превознесенне, глаголаше: «О окаянный аз, яко человек сый и нечисты устне имый, и Господа Саваофа видех очима моима». Егда же угль горящий, носимый от Ангела, прикоснуся устом его, чисте восхваляше Тебе, Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго Бога. Попали убо, о Пресвятая Троице, огнем Божества Твоего терние и наших многих беззаконий, да чистым сердцем возопием Тебе: Аллилуиа.
Икос 2
Разум неуразуменный разумети ища великий во пророцех Моисей, глаголаше: «Яви мне лице Твое, да разумно вижду Тя». Ты же к нему: «Задняя Моя узриши, лице же Мое не явится тебе: не бо узрит человек лице Мое и жив будет». Нам же, аще и недостойным, благоволил еси явити Себе в лице Единороднаго Сына Твоего; темже благодарне вопием:
Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже наш, Серафимов пламенногорящая Любы и Херувимов выну светящая Премудросте.
Свят еси, Господи Боже наш, Небесных Престолов превышний Царю и премирных Господствий всеистинный Господи.
Свят еси, Господи Боже наш, вышних Сил непобедимая Крепосте и горних Властей всемогущий Властителю.
Свят еси, Господи Боже наш, Архангелов всерадостное благовестие и Ангелов неумолкающая проповедь.
Свят еси, Господи Боже наш, разумных Начал верховное Всеначало, и всех прочих Небесных чинов державный Повелителю.
Свят еси, Господи Боже наш, Един имеяй безсмертие и живый во Свете Неприступнем, со избранными же Твоими, яко со други, лицем к лицу беседуяй.
Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради святаго Твоего.
Кондак 3
Силою неизреченнаго могущества Твоего вся содержиши, Словом неизследимыя Премудрости Твоея вся строиши, Духом уст Твоих вся живиши и радуеши, о Трисолнечне Вседетелю! Измерил еси небо дланию и землю пядию, носиши и питаеши всю тварь, вся по имени призываеши, и несть могий утаитися властительныя десницы и взора Твоего; сего ради со всеми вышними и нижними силами, со умилением припадающе, зовем Ти: Аллилуиа.
Икос 3
Имеяй всякое создание работно повелению Твоему, всюду являеши следы Промысла и неизчетных совершенств Твоих; темже невидимая Твоя и присносущную силу и Божество, твореньми помышляема, видяще, со удивлением и радостию зовем:
Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже наш, властительный Содетелю видимых и невидимых и любвеобильный Строителю настоящих и грядущих.
Свят еси, Господи Боже наш, от четырех стихий составивый тварь и четырьми времены круг лета венчавый.
Свят еси, Господи Боже наш, повелевый солнцу светити во дни, и луне со звездами просвещати нощь.
Свят еси, Господи Боже наш, изводяй ветры от сокровищ, одеваяй небо облаки и посылаяй дождь и росу в прохлаждение зноя.
Свят еси, Господи Боже наш, препоясуяй холмы радостию и долы веселием, украшаяй крины сельныя и венчаяй поля класами.
Свят еси, Господи Боже наш, посылаяй пищу птенцем врановым, напаяяй вся звери сельныя и полагаяй щедроты Своя на всех делех Своих.
Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради святаго Твоего.
Кондак 4
Бурю внутрь имея душепагубныя ереси, вторый Иуда, Арий безумный, отвержеся Тебе, Сына Божия, Единаго от Пребожественныя Троицы быти; мы же, аще и ино лице Отчее, ино Сыновне, ино Святаго Духа глаголем, но Отчее, Сыновнее и Святаго Духа Едино Божество, равну силу, соприсносущно величество сердцем и устны исповедуем и, яко трисолнечным светом в купели Крещения озареннии, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Единому Богу покланяемся, зовуще: Аллилуиа.
Икос 4
Слышавше пастырие и учителие Святыя Церкве Ария, яко лютаго зверя, вторгшася в словесное Христово стадо и восхищающа овцы от истиннаго исповедания православныя веры, сошедшеся в Никеи на Соборе, Бога, а не тварь, Христа исповедаша и, равна Отцу Сына и Святаго Духа чтуще, громогласне возгласиша:
Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже наш, Боже Отче, Боже Сыне, Боже Душе Святый, Единый Истинный Боже, а не три бози.
Свят еси, Господи Боже наш, несозданный Отче, несозданный Сыне, несозданный Душе Святый, Едине вкупе несозданне, а не три особь несозданны.
Свят еси, Господи Боже наш, Отец, раждаяй предвечно Сына, Сын, раждаемый безлетно от Отца, Дух Святый, из Негоже от век происходяй, но не раждаяся.
Свят еси, Господи Боже наш, Отец, воззвавый нас от небытия, Сын, искупивый нас падших Крестом Своим, Дух Святый, освящаяй и животворяй всех Своею благодатию.
Свят еси, Господи Боже наш, в дусе, души и теле нашем трехчастную скинию на вселение Свое основати благоволивый и всеконечне грехом разрушитися ей в нас не попустивый.
Свят еси, Господи Боже наш, знамение Триипостаснаго Существа Своего на всех делех рук Своих в мире видимом и невидимом положивый.
Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради святаго Твоего.
Кондак 5
Пребезначальная и Вседетельная Троице, создавши нас по образу и по подобию Твоему, заповедала еси творити угодная пред Тобою, мы же, окаяннии, злую волю нашу возлюбивше, обеты Крещения отвергохом, образ Твой помрачихом; ныне же паки к Тебе прибегаем и молимся: подаждь нам благодать Твою, исхити нас из руки враг, видимых и невидимых, и спаси ны, имиже веси судьбами, да во веки веков зовем Тебе: Аллилуиа.
Икос 5
Видяще разум превосходящая совершенства Твоя и неизреченная благодеяния к бедным сыном Адамлим (в Тя бо, Триединаго Бога, истинно веруяй, мертвый духом оживляется, оскверненный совестию очищается, погибший спасается), благодарным умом, благодарным сердцем, благодарными усты, от Тебе созданными, преклоньше колена, глаголем:
Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже наш, в Триипостаснем Совете Твоем положивый сотворити человека и в тело его, от персти взятое, дыхание жизней из уст Твоих вдохнувый.
Свят еси, Господи Боже наш, образом и подобием Твоим в лице Адама всех нас почтый и рая сладости наследники учинивый.
Свят еси, Господи Боже наш, разумом превыше всего видимаго вознесый нас и тварь всю дольнюю под нозе наши покоривый.
Свят еси, Господи Боже наш, древо жизни в пищу нам даровавый и даром безсмертия ны обогативый.
Свят еси, Господи Боже наш, преслушавших заповедь прародителей наших и по грехопадении не оставивый, но на уповании спасения прямо Едема вселивый.
Свят еси, Господи Боже наш, изведый и нас из чрева матере нашея и благодатию Евангелия по рождении освятивый.
Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради святаго Твоего.
Кондак 6
Проповедник правды и ревнитель святаго имене Твоего, Илия досточудный, воззван от Ангела, ста в горе Хориве; бысть же дух крепок, низлагаяй горы, бысть трус велий и огнь палящ, но не в сих Тя виде, и по огни глас хлада тонка, и тамо Господь; покрыв убо лице милотию, с веселием и страхом взываше: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиял еси в просвещение всему миру сияние Трисветлаго Божества Твоего, отгнал еси вся идольская заблуждения, Триипостасный Боже и Господи, весь же род человеческий от долгия тьмы язычества в чудный свет Евангелия привел еси, имже озареннии, славим вседержавный Промысл Твой о нас, зовуще:
Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже наш, до конца растленную грехом тварь водами потопными потребивый и в лице Ноя обновивый весь род человечь.
Свят еси, Господи Боже наш, отлучивый отца верующих Авраама от смешения язык и в потомстве его истинную Церковь основавый.
Свят еси, Господи Боже наш, изведый люди Своя из Египта, препитавый их манною в пустыни и введый в землю, кипящую медом и млеком.
Свят еси, Господи Боже наш, воздвигий Давида, исполнивый Духом Своим пророки и теми среди Израиля веру в Обетованнаго Искупителя сохранивый.
Свят еси, Господи Боже наш, пленом вавилонским согрешшыя люди Своя наказавый и по скончании его паки Иерусалиму возградитися повелевый.
Свят еси, Господи Боже наш, Маккавеи в вере и преданиих отеческих непоколебимыми до смерти показавый и Церковь подзаконную, яко невесту, до пришествия возлюбленнаго Жениха целу соблюдый.
Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради святаго Твоего.
Кондак 7
Хотя проявити величие любве и милосердия Твоего к падшему роду человеческому, егда прииде кончина лета, послал еси Единороднаго Сына Твоего, раждаема от Жены, бываема под законом, да подзаконныя искупит, Иже, пожив на земли яко человек и искупив ны Крестом Своим, вознесеся на Небо, отнюдуже, исполняяй обетование, низпосла нам Пресвятаго Духа Своего, да зовем вси: Аллилуиа.
Икос 7
Дивное воистину и новое показал еси чудо, дивный в высоких, Господи, егда по низпослании Пресвятаго Духа на избранныя ученики и апостолы извел еси их на проповедь всему миру, да возвестят великое имя Пресвятыя Троицы и пленят вся языки в послушание веры. Тем же, чудящеся силе и действию богодухновенных словес их, с радостию зовем:
Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже наш, избравый немощная, худородная и буия мира, да посрамят крепкия, славныя и премудрыя.
Свят еси, Господи Боже наш, воодушевивый безчисленныя сонмы мучеников, да тьмами мучений и смертей запечатлеют истину Евангелия и силу благодати Христовы.
Свят еси, Господи Боже наш, сердце равноапостольнаго Константина знамением Креста преклонивый и тем конец лютым гонением на христиан положивый.
Свят еси, Господи Боже наш, седмию Вселенскими Соборы богоносных отец, яко седмию столпы, Церковь оградивый и еретическим треволнением неприступну сотворивый.
Свят еси, Господи Боже наш, богомудрым учителем и великим подвижником благочестия, яко пресветлым звездам на тверди Церкве, возсияти даровавый.
Свят еси, Господи Боже наш, и владыку земли Русския Владимира ко свету истинныя веры наставивый и тем всю страну нашу от прелести многобожия свободивый.
Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради святаго Твоего.
Кондак 8
Странно и чудно у дуба Мамврийска узрев Тя Авраам во образе Триех Мужей, аки ко единому беседоваше, глаголя: «Господи, аще обретох благодать пред Тобою, не мини раба Твоего». Трием убо, в Триех явльшихся ему Лицех, Отцу и Сыну и Святому Духу, Единому же в существе Богу, до земли поклонися, зовый: Аллилуиа.
Икос 8
Весь еси везде и всегда, не точию могуществом неисчетныя силы Твоея, но и богатством вседетельнaro промышления Твоего о всяцем создании Твоем; нам же, якоже рече Сын Твой, и власи главнии вси изочтени суть у Тебе, да ни един из них падет без воли Твоея. Темже, уповающе на Промысл Твой, со дерзновением и любовию зовем:
Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже наш, благоволивый всему роду человеческому разделитися на племена и языки, и коемуждо их место и время жительства указавый.
Свят еси, Господи Боже наш, Имже царие царствуют и сильнии пишут правду, соблюдаяй избранных Своих, яко зеницу ока.
Свят еси, Господи Боже наш, от Негоже исходит всяка премудрость и разум, всяка крепость и сила, всяко здравие и лепота.
Свят еси, Господи Боже наш, наводяй и отъемляй брани, венчаяй победою правое оружие, нeправое же посреде самых побед предопределяяй к сокрушению.
Свят еси, Господи Боже наш, даяй знамения на небеси и на земли, посылаяй огнь, язву и глад на люди, да не до конца заблудят от путей Твоих.
Свят еси, Господи Боже наш, возносяй смиренныя от земли, еже посадити со князи людей Своих, и низлагаяй гордыя, яко не обрестися месту их.
Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради святаго Твоего.
Кондак 9
Всякое естество, горе и низу, непрестанно славит Тя, Предвечнаго Творца и Бога: на Небеси едини «Свят, Свят, Свят» день и нощь взывают, друзии же венцы своя к подножию ног Твоих полагают; на земли же со всею тварию мы, яко украшеннии образом присносущныя Твоея славы, к Тебе молимся и от Тебе великия и богатыя милости чаем, зовуще: Аллилуиа.
Икос 9
Ветии многовещаннии, аще и много труждаются мыслию во испытании о таинстве Пресвятыя Троицы, но не могут разумети, како естеством Един есть Бог, в Триех же совершенных Лицех; мы же веруем точию сему и исповедуем, какоже – не испытуем, и неисчетная благодеяния к нам коегождо из Триех Божественных Лиц добре ведуще, с верою и благодарением зовем:
Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже наш, праведным судом Твоим всем нам в землю, от неяже взяты есмы, возвратитися и паки в день воскресения из нея востати положивый.
Свят еси, Господи Боже наш, солнцу, луне и звездам некогда померкнути, земли и всему, еже на ней, огнем преобразитися предопределивый, да вместо их явится небо ново и земля нова, в нихже правда живет.
Свят еси, Господи Боже наш, уставивый день, воньже предстанут на суд вся племена и языцы, да восприимет кийждо по делом своим.
Свят еси, Господи Боже наш, имеяй в день воздаяния рещи праведным: «Придите, благословеннии Отца Моего, и наследуйте Царствие, уготованное вам от сложения мира».
Свят еси, Господи Боже наш, от Негоже нераскаяннии грешницы услышат тогда со страхом: «Отъидите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его».
Свят еси, Господи Боже наш, обещавый Церковь Свою до конца мира непоколебиму соблюсти, во еже неодоленней быти ей и от врат адовых.
Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради святаго Твоего.
Кондак 10
Спасти хотя мир, явилася еси на Иорданстей реце, Пресвятая и Пребожественная Троице: Отец во гласе с Неба, свидетельствуяй о возлюбленнем Сыне, Сын во образе человечестем, приемляй Крещение от раба, Дух Святый, сходяй на Крещаемаго в виде голубине. Темже во имя Единаго Бога, в Три же Лица – Отца, Сына и Святаго Духа, научихомся просвещати Крещением всякаго грядущаго в мир человека, зовуще: Аллилуиа.
Икос 10
Царю Превечный, сияяй солнце Свое на благия и злыя, праведныя любяй, грешныя же милуяй, скверну душевную и телесную нашу омый, обитель Свою в нас, аще и недостойных рабех Твоих, сотворити благоволи, потреби нечистая наша помышления, изглади неподобная деяния, направи язык глаголати благоугодная пред Тобою, да чистым сердцем и устны со умилением зовем:
Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже наш, о Немже апостольский лик яве глаголет, к Немуже пророческий собор выну взирает.
Свят еси, Господи Боже наш, Егоже полк мученический боголепно исповедует, и преподобных воинство пресвятое имя славословит.
Свят еси, Господи Боже наш, о Немже пустынников множество присно воздыхает, от Негоже постников подвиги венчаются.
Свят еси, Господи Боже наш, Емуже святители и пастыри благодарственное приносят пение, Имже вселенстии учители во спасение наше богомудрствуют.
Свят еси, Господи Боже наш, приими мольбу о нас и предстательство всех святых, паче же простирающую к Тебе о нас руце Свои Деву Пречистую.
Свят еси, Господи Боже наш, огради нас святыми Твоими Ангелы и отжени от нас духов злобы поднебесных.
Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради святаго Твоего.
Кондак 11
Пение всякое изнемогает, тщащееся принести должное благодарение Тебе о всех и за вся, в Троице славимому Богу: не обретается бо ни разума, могуща сраспростретися мыслию ко множеству щедрот Твоих на нас, ни слова, во еже достойне изрещи я; обаче за вся, нами видимая и нам подаемая, буди Тебе, Пресвятая Троице, благодарение от нас, честь и слава, яковы же Ты Сама Твоего величества достойны и Тебе угодны веси: мы же, покланяющеся Тебе, со смирением и любовию зовем: Аллилуиа.
Икос 11
Яко светоподательна Тя во обетованиих Твоих светильника, сущим нам во тьме неведения о будущем жребии нашем явльшася, благодарне исповедующе, и поне единаго из блаженств, Единородным Сыном Твоим возвещенных, улучити желающе, всеумильно с верою вопием:
Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже наш, уготовавый избранным Своим блага, ихже око не виде, ухо не слыша и яже на сердце человеку не взыдоша.
Свят еси, Господи Боже наш, Егоже вси чистии сердцем узрят, якоже есть, и познают, якоже от Него сами познани суть.
Свят еси, Господи Боже наш, в Немже вси алчущии и жаждущии правды обретут николиже оскудевающее насыщение.
Свят еси, Господи Боже наш, от Негоже миротворцы, яко подражатели вся умиротворившаго Единороднаго Сына Твоего, возлюбленными сынами нарекутся.
Свят еси, Господи Боже наш, у Негоже кротцыи наследят землю, и нищии духом улучат некончаемое Царствие.
Свят еси, Господи Боже наш, обещавый вечное помилование милующим и безконечное радование плачущим.
Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради святаго Твоего.
Кондак 12
Благодать Твою всесильную подаждь нам, Пресвятая Троице, приими исповедание грехов наших пред величеством славы Твоея, призри на воздыхания наша, низпосли нам духа умиления и щедрот, да, очищеннии душею и сердцем, сподобимся неосужденно звати к Тебе на земли, якоже взывают Ангели на Небеси: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще Твое всечеловеколюбное смотрение, славим Тя вси, Пребезначальная Троице, веруем во Единаго Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго, иного, разве Тебе, Господа не вемы, к Тебе припадаем и Тебе молимся, вопиюще:
Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже нaш, буди нам во спасение, да не убоимся никоегоже зла, и в защищение живота нашего, да не устрашимся никоегоже врага.
Свят еси, Господи Боже наш, грешныя кающияся спасаяй, спаси убо и нас многогрешных.
Свят еси, Господи Боже наш, умножаяй всем милость Твою, умножи ю и на нас и помилуй ны, яко немощни есмы.
Свят еси, Господи Боже наш, продолжи нам век к покаянию и не осуди нас на посечение со смоковницею безплодною.
Свят еси, Господи Боже наш, избави ны искушений, от мира, плоти и диавола находящих, и укрепи в вере и любви к Тебе.
Свят еси, Господи Боже наш, сподоби ны лицем к лицу узрети Тя и внити во светлый чертог Твой на брак Агнчий.
Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради святаго Твоего.
Кондак 13
О Пресвятая, Животворящая, Неразделимая и Вседетельная Троице, Отче, Сыне и Душе Святый, Едине Истинный Боже и Творче наш! Нынешнее наше приемши благодарение, низпосли нам благодать и силу от высоты святаго Престола Твоего, да, поправше вся плотския похоти, во всяком благочестии и чистоте поживем до конца дний наших, выну восхваляюще пресвятое имя Твое и зовуще: Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1).
Молитва Пресвятой Троице
Пресвятая Троице, Единосущная Державо, всех благих Вина, что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам, грешным и недостойным, прежде неже на свет произыдохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни и яже уготовала еси всем нам в веце грядущем? Подобаше убо, за толикия благодеяния и щедроты, благодарити Тя не словесы точию, но паче делы, храняще и исполняюще заповеди Твоя; мы же, страстем нашим и злым обычаем внемше, в безчисленныя от юности низвергохомся грехи и беззакония. Сего ради, яко нечистым и оскверненным, не точию пред Трисветлое лице Твое безстудно явитися, но ниже имене Твоего пресвятаго изрещи довлеяше нам, аще бы не Ты Сама благоизволила во отраду нашу возвестити, яко чистыя и праведныя любящи, и грешники кающияся милуеши и благоутробне приемлеши. Призри убо, о Пребожественная Троице, с высоты святыя славы Твоея на нас, многогрешных, и благое произволение наше вместо благих дел прииими, и подаждь нам духа истиннаго покаяния, да, возненавидевше всякий грех, в чистоте и правде до конца дний наших поживем, творяще пресвятую волю Твою и славяще чистыми помыслы и благими деяньми сладчайшее и великолепое имя Твое. Аминь.
Что следует запомнить христианину
Есть слова Священного Писания и молитвы, которые желательно знать наизусть.
1. Молитва Господня «Отче наш» (Мф. 6, 9-13; Лк. 11, 2-4). 2. Основные заповеди Ветхого Завета (Втор. 6, 5; Лев. 19,18). 3. Основные евангельские заповеди (Мф. 5, 3-12; Мф. 5, 21-48; Мф. 6, 1; Мф. 6, 3; Мф. 6, 6; Мф. 6, 14-21; Мф. 6, 24-25; Мф. 7, 1-5; Мф. 23, 8-12; Ин. 13, 34). 4.Символ Веры. 5.Утренние молитвы и вечерние молитвы по краткому молитвослову. 6. Число и значение таинств.
Таинства нельзя смешивать с обрядами. Обряд есть любой внешний знак благоговения, выражающий нашу веру. Таинство — это такое священнодействие, во время которого Церковь призывает Духа Святаго, и Его благодать нисходит на верующих. Таковых таинств семь: Крещение, Миропомазание, Причащение (Евхаристия), Покаяние (Исповедь), Брак (Венчание), Елеосвящение (Соборование), Священство (Рукоположение) …