Царь Давид — праведник, воин, песнопевец [↑]
Царь Давид (דוד המלך) — Давид бен Ишай из колена Йеуды, один из самых известных царей Израиля, величайший праведник, псалмопевец и музыкант. Давид стал основателем царской династии. Согласно традиции, еврейский спаситель — Машиах (Мессия) — будет прямым потомком Давида. При Давиде израильская держава достигла своего расцвета. Царь Давид, будучи отважным воином и искусным военачальником, разбил врагов еврейского народа и объединил 12 колен Израилевых. Давид отвоевал Иерусалим, куда перенес столицу и где создал единый духовный и политический центр. Не менее велик вклад Давида в духовную жизнь народа: Давид отредактировал книгу Теилим — сборник Псалмов (Псалтырь), многие из Псалмов написаны самим Давидом. Считается, что именно царь Давид выбрал место для иерусалимского Храма и заложил его фундамент, на котором уже сын Давида, мудрый царь Шломо (Соломон) построил великолепное здание Первого Храма.
Годы жизни: 2854—2924 гг. (906—836 гг. до н.э.).
Родился в городе Бейт-Лехеме. По линии отца происходил от верховного судьи Ивцана-Боаза, который был прямым потомком вождя колена Йеуды — Нахшона, сына Аминадава. А прабабушкой Давида была жена Ивцана-Боаза моавитянка Рут (Рут 4:20-21, Таргум; I Диврей аямим 2:10-11
).
Давид в книгах ТаНаХа [↑]
Жизнеописанию Давида посвящены многие главы обеих книг Шмуэля. В них рассказывается о юности героя, о его поединке с филистимлянским гигантом [Голиафом, или Гальятом], о конфликте с тогдашним царем Шаулем.
Тяжелую и опасную жизнь прожил Давид, много скитался, часто бывал преследуем. Пережил и разлады в семье, и заговоры среди соратников, и гражданские мятежи.
В течение многих лет Давид был пастухом, как когда-то праотцы еврейского народа, а также пророк Моше. В кочевой жизни на лоне природы Давид приобрел исключительную ловкость и силу: защищая своих овец, молодой пастух одолевал в схватке львов и медведей (Мидраш Шмуэль 2:20:5; Оцар ишей аТанах, Давид
).
Помазание на царство и воцарение Давида [↑]
В 2883
году /877 г. до н.э./ в судьбе двадцатидевятилетнего пастуха произошло неожиданное радикальное изменение. Однажды его спешно позвали домой с дальнего выгона. Дома его ждал пророк Шмуэль, который, не давая никаких объяснений, взял свой рог с елеем и помазал его на царство вместо царя Шауля — ибо такова была воля Б-га (
I Шмуэль 16:11—13; Седер олам раба 13; Седер адорот
).
Помазанный на царствование пророком Шмуэлем, царь Давид [стал официально признанным царем только спустя несколько лет].
В 2884
году жители колена Йеуды поставили его над собой царем (
II Шмуэль 2:1-4; Седер олам зута 5:2; Седер адорот
). А в
2892 году
/868 г. до н.э./, представители всех колен и возвели Давида на царство над всей страной.
Пророчество
Бог избрал Давуда своим пророком, ниспослав ему Забур или Псалтирь, Священную Книгу. В ней подтверждалось, что Таурат и все, что в ней ниспослано, — истина. Забур призывал людей следовать тем заповедям Бога, которые даны в Таврате.
Пророк Давуд не выполнял на земле такую же миссию, как Муса – Давуд не принес в этот мир новый Шариат. Он пел поэтические псалмы из Забура своим красивым голосом. Никто на земле не обладал такими качествами, какими наделили Всевышний Дауда. Голос, которым Всевышний наделил пророка Давида, был настолько прекрасен, что подобного ему не было ни у кого с самого момента сотворения мира. Когда Давид исполнял псалмы из Священной Книги Забур (Псалтирь), послушать их слетались птицы, подпевая ему своими прекрасными голосами, и даже джины собирались, чтобы услышать песнопения и славословия Давида. Псалтирь был написан на языке ибрани и состоял из ста пятидесяти сур с заветами Бога. Забур был ниспослан в месяц Рамадан и был полон добрых наставлений, уроков и советов. В нем также содержались предсказания. Говорили, что пророк Дауд мог напеть семьдесят мелодий, ни одна из которых не повторяла другие, и на эти мелодии он читал Забур нараспев. Аллах одарил Давида голосом, который обладал целительной силой – больные люди, услышав его, исцелялись, а те, кто страдал лихорадкой, могли выздороветь. Изумительный голос пророка Давида мог привести в чувство людей, которые потеряли сознание.
Его имя и характеристика его прекрасного голоса стали нарицательными понятиями – и в современные дни, если кто-то хочет выразить свое восхищение чьим-то красивым голосом, то старается сравнить его красоту с голосом пророка Давида. Говорили, что сама природа Тасбихом поддерживала поющего псалмы Давида. И даже иблис стал ему завидовать, и из зависти, дабы заглушить прекрасный голос Давида, иблис придумал струнные, духовые и ударные музыкальные инструменты.
Будучи верным служителем Бога, пророк Давид много времени провел за молитвами к Аллаху, регулярно придерживался поста. Всевышний наделил, поистине, чудесными способностями: он умел творить чудеса, повелевать камнями, птицами и дикими животными, ему подчинялись даже горы.
У пророка Давида был обычай: он, не раскрывая свою личность, расспрашивал людей о себе, стараясь выяснить, какие, по мнению людей, у него есть недостатки, и потом старался исправить эти недостатки в себе.
Ремесло Дауда
Как-то состоялась встреча пророка Давида с архангелом Джабраилом, который предстал перед ним в образе незнакомца. По своему обычаю пророк Дауд спросил у архангела Джабраила о себе, на что архангел ответил, что если бы Давид не питался из общественной казны, то он был бы очень хорошим человеком. Давид понял свой недостаток, и обратился с просьбой к Всевышнему, чтобы Аллах подарил ему способность к какому-то ремеслу, с помощью которого он смог бы зарабатывать себе на пропитание. И тогда Всевышний Аллах одарил его способностями к кузнечному ремеслу, и ему подчинилось железо, которое он мог мять руками как тесто, и ему не нужны были для этого ни молот, ни наковальня, ни огонь, ни меха, он мог лепить предметы любых форм. Из этого железа пророк Дауд мог смастерить кольчугу, и он мастерил их много, продавал и таким путем зарабатывал себе на хлеб, хотя Давид был одним из могущественных царей за всю историю. Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что Дауд питался лишь тем, на что он зарабатывал своими руками.
Цепь пророка
Чтобы рассудить споры, возникающие между людьми и вынести справедливое решение по заветам Бога, пророк Давид применял чудо-цепь, которой был одарен. Эта цепь состояла из позолоченных красных колец и была прочна настолько, словно была сделана из железа. Эта цепь могла звенеть и сообщать своим звоном пророку Давиду о том, что происходит на Небесах. Эта чудесная цепь в его михрабе висела, и он пользовался ею, когда ему необходимо было выяснить, кто в споре прав, а кто – не прав. Он протягивал цепь спорящим и предлагал дотронуться до нее. У виновного человека рука даже не могла достигнуть цепи, но невиновный человек мог дотянуться до цепи запросто. Пророк Дауд смотрел на это и определял, кто виноват, а кто прав, и по этому результату выносил решение в споре. Цепь никогда не ошибалась, но через какое-то время люди нашли способ, как можно обойти способность цепи определять истину с помощью коварства и хитрости. Приводят в доказательство этому такой случай.
Один человек владел драгоценным камнем, и этот камень он отдал на хранение другому и через время потребовал, чтобы тот вернул ему камень. Но тот, у которого камень был на хранении, заявил, что камень уже отдал, и это стало причиной спора, разрешить который они отправились к пророку Давиду. Они попросили Давида разрешить их спор и определить с помощью цепи, кто прав из них, но виновный знал, что дотянуться до цепи не сможет, и тогда придумал такую хитрость: он сделал в своей трости углубление, в которое положил тот самый драгоценный камень, а когда настал его черед тянуться к цепи, он дал эту трость подержать хозяину камня. Перед тем, как коснуться цепи, хитрец обратился к Всевышнему с мольбой подтвердить, что драгоценность он вернул, и тогда цепь опустилась, а человек нечестный смог до нее дотронуться. После этого свой посох он забрал у хозяина камня. Хозяин камня остолбенел от того, как удалось его обмануть. Но следующим утром выяснилось, что цепь вновь вознеслась на небеса и больше никогда не вернулась на землю после того, как ее коснулась рука коварного мошенника. Эту историю передал Вахб ибн Мунаббих.
А пророк Давид с тех пор принимал решения в спорах совсем другим способами: он предлагал людям принести клятву или привести с собой свидетелей своей правоты.
Клевета на Давида
В Ветхом Завете и еврейских преданиях, а также в недостоверных хадисах, которые основаны на евреизмах имеется немало безосновательных вкраплений, содержащих клевету на Божьих пророков и посланников. Одно из таких вкраплений касается и пророка Дауда:
Рассказывают о том, как Давид потерпел неудачу, и то, почему это случилось, комментируют по-разному. Случилось это так. Пророк Дауд обратился ко Всевышнему с просьбой ниспослать ему такие же испытания, как Всевышний посылал таким пророкам, как Ибрахиму, Исхаку, и Йакубу, чтобы посредством этих испытаний пророк Давид мог еще более возвыситься. Всевышний услышал его молитву, и вскоре объявил, какой день Он назначает для этого, и приказал Давиду подготовиться к этому дню.
В назначенный день Дауд совершал в своем михрабе богослужение, когда в окно вдруг залетела маленькая птица, которая стала порхать и кружиться над его головой, он решил, что эта птица прилетела из самого Рая, попытался ее поймать, но птица не позволила Давиду до себя дотронуться, она улетела через то же самое окно и села на ветку за окном. Оказалось, что это была вовсе не райская птица, а проклятый иблис, который в образе райской птички явился к пророку Давиду для того, чтобы его обмануть. Царь Давид был очарован красотой этой птицы, он проводил ее взглядом и тут взгляд его остановился на женщине, сидящей на берегу озера – эта женщина была просто потрясающе красива. Пророк Давид сразу же влюбился в эту женщину. Он заинтересовался ей, но после узнал, что она – замужняя женщина, а супруг ее по имени Аврия в этот момент был на газавате (войне). Пророк Давид отправил письмо командующему того войска, в котором служил Аврия, и приказал, чтобы командующий отправил Аврию на передний край сражения, где его могут убить. Его приказание командующий выполнил сразу же, как только получил письмо. В первой битве войско, в котором сражался Аврия, победило, но уже в следующем сражении Аврия был убит. Когда срок идды истек, Дауд взял в жены прекрасную женщину, в которую был влюблен, а у него к тому времени уже было девяноста девять жен – эта женщина подарила ему сына, пророка Сулеймана.
Есть и еще одна версия этой недостоверной и лживой истории – женщина была замужем за Аврией, а Давид попросил Аврию развестись с ней, поскольку по шариату того времени это допускалось. Царь Давид не нарушил шариат этим своим поступком, но он причинил Аврии страдания, и для человека, который приближен к Аллаху, это не является хорошим деянием.
Конец этой истории одинаков во всех вариантах – Сабиг стала женой Давида, и это была его сотая жена, а у Аврии эта жена была всего одна, и он в итоге остался совсем без жены, и он переносил разлуку с любимой очень болезненно. Христиане комментируют это событие как то, что Всевышний обрек Давида на вечное раскаяние в этом поступке для того, чтобы его благочестие еще более возвеличить. Хотя эта история имеет широкую известность, ученые не признают ее истинность, как было указано выше, поскольку данная история описывает поведение, которое совершенно недостойно даже обычного человека, не говоря уже о Божьем пророке.
Укрепление царства с центром в Иерусалиме [↑]
Давид отвоевал и заново отстроил Иерусалим, сделав его столицей большого и сильного еврейского государства. Жил он во дворце на горе Цион и все приготовил для возведения Иерусалимского Храма, но не получил на то разрешения, ибо пролил много человеческой крови. Первый Храм построил его сын от Бат-Шевы
, великий и мудрейший царь Шломо (Соломон).
Царю Давиду удалось стать центром жизни своего народа. Прирожденный правитель, он обладал способностью привлекать на свою сторону всех, с кем имел дело. Необыкновенные трудности, которые ему пришлось преодолеть, выковали его характер, открыв в мечтательном юноше гения политических маневров.
Давид прожил всего семьдесят лет, но то были годы неимоверного труда и святого подвижничества. Царствовал он сорок лет, похоронен в пещере, высеченной в скале у подножия холма, известного ныне как город Давида.
Начало вражды
Господин был обрадован этим известием и поставил псалмопевца в ранг военачальника. Войско возвращалось домой с победой, по дороге женщины встречали их песнями, ставившими военные подвиги Давида выше, чем подвиги Саула. Подобное содержание песен очень не понравилось господину. С того времени он начал таить в душе вражду против псалмопевца. Приступы его душевной болезни стали возвращаться.
Занятие — успокаивать музыкой Саула — было очень опасным. Во время особенно тяжких припадков царь два раза метнул в юношу копье, но Бог сохранил его живым. Затем Давид был поставлен начальником над тысячей воинов. Это был хитрый ход правителя, который отправил юношу в опасность на войну, надеясь, что он там погибнет.
Саул, в случае успеха на войне, пообещал выдать за него свою дочь Мерову, но не сдержал обещание, когда воин вернулся с победой.
Господин предложил другую дочь — Мелхолу — и отправил воеводу на войну снова. Тот снова вернулся с победой, и брак состоялся. Саула это раздражало еще больше. Между тем, дружескими чувствами к Давиду проникся Ионафан, один из сыновей господина.
После этого господин больше не скрывал своей ненависти. Когда воин в очередной раз вернулся с войны, царь снова метнул в него копье, а потом послал своих воинов расправиться с ним. Он был окружен в своем доме, но Господь не допустил его смерти, и жена помогла ему спастись.