Повесть о Петре и Февронии Муромских: образ и характеристика Петра

Святые Петр и Феврония Муромские являются покровителями счастливого супружества. В память благоверной четы был установлен праздник — День семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля. Эти святые – одни из самых популярных личностей, в честь которых открывают храмы и устанавливают памятники по всей стране. Скульптуры святых супругов уже установлены в 60 городах России и это число растет.

Поклонение народа княжеская чета заслужила тем, что сохранила любовь и верность друг другу в условиях испытаний, бытовых проблем и злых языков. Супруги пронесли свою любовь через всю жизнь и своим примером учат нас как сохранить брак сегодня.

Черты характера

Петр сильный и уверенный в себе человек. Он умело правит страной, с отцовской заботой опекая своих поданных. В его окружении нет плохих людей. Все вопросы князь предпочитает решать без применения силы, полагаясь на свой острый ум и прекрасно развитую интуицию. Среди основных черт характера Петра хочется выделить следующие:

  • смелость
    . Не побоялся поставить бояр на место, когда они стали открыто высказывать свое негативное мнение о его избраннице;
  • решительность
    . Всегда встанет на защиту ближнего своего;
  • гордыня
    . Это качество не позволило ему с первого раза выполнить данное обещание жениться. Он считал ниже своего достоинства связывать себя узами брака с обычной девкой;
  • заботливость
    . Заботится о народе, делая все для его блага;
  • религиозность
    . Верит в бога. Посещает церковь. Уважает христианские обычаи. Соблюдает пост. Принимает монашество;
  • любовь и верность близким людям
    . Связав себя узами брака, Петр всю жизнь хранил верность жене, прислушиваясь к ней во всем;
  • мудрость
    . Умный правитель, но уступающей в этом своей жене. Устроив словесные соревнования с Февронией, он признает свое поражение перед ней;
  • доброта
    . Всегда поддержит в трудную минуту. Никому не откажет в помощи;
  • отважность
    . Не побоялся вступить в смертельную схватку со змееголовым чудовищем, зная, что силы неравны;
  • отзывчивость
    . Князь не прошел мимо чужой беды. Когда брат Павел обратился к нему за помощью, Петр сразу же взялся решать его личные проблемы.

Почему Петр и Феврония стали святыми?

Почему эта бездетная пара, «неравный брак», как бы сейчас сказали, является образцом для подражания семейной идиллии? Почему Господь прославил их как идеал семейной жизни?

Нам иногда сложно принять, что мир не идеален. Как часто мы приходим в церковь, чтобы выполнить механический ритуал и успокоиться: ну, теперь все исполнится? Но Церковь – это не бюро услуг. Это живое общение с Богом, со святыми. Когда-то Петр с Февронией тоже были простыми людьми, самыми обычными. Со своими чаяниями и немощами, надеждами. Так, девушка Феврония «не упустила своего», как бы заметили сегодня. Так и князь Петр пытался убежать от ответственности. Цели были земными, люди не святы. Святость приходит, когда человек правильно понимает свой долг и место в этом мире.

Наверное, не сладко было молодым в компании зажиточных бояр – ни князю, ни бедной крестьянке. Ведь не всегда бывает так, как ожидаешь и Февронию, в отличие от ее девических грез, не приняли радушно. Кто знает, какие мысли посещали наивную девушку, которая, возможно, просто просила у Бога послать ей хорошего мужа и расценила приезд больного князя как послание свыше.

А князь. Мечтал ли он жениться на простушке? Был ли он готов к этому браку и достаточно благодарен за исцеление, чтобы не уклониться в упреки? Сохранил ли достаточный такт в первую пору «притираний»? Этого мы не узнаем. Но Господь Своих угодников прославил именно потому, что они смогли пройти эти трудности с высоко поднятой головой, с осознанием ответственности за выбранный путь. Сохранили верность себе и преданность друг другу.

Дети не являются целью в христианском браке. Они — великое благо и утешение. Но не цель. Говорят, без детей сохранить брак сложнее. Но у благоверных супругов получилось. Семья называется малой церковью – это значит, что в браке христианин учится любви. Истинной, которая не умирает. И именно на этом пути – на пути познания любви и овладения ею в совершенстве Муромские супруги достигли святости. И призывают к этому нас – вы только начните, только попробуйте. Уступать. Прикрывать немощи друг друга. Отмалчиваться. Быть друг с другом заодно перед всем остальным миром. Быть вместе вопреки обстоятельствам, «характерам», окружению.

Первая встреча с Февронией

Когда тело Петра поразила неизвестная науке болезнь, поданные его величества отправились на поиски знахаря, способного избавить князя от страданий. Один из слуг случайно забредает в одно из сел, где встречает дочь древолаза-бортника, занимающуюся целительством. Девушка пообещала вылечить его, но при условии женитьбы на ней.

Как только Петр излечился, он сразу же забыл о данном обещании. Ему было стыдно и неудобно перед Февронией, но девушка сумела простить его. Однако болезнь с первого раза не отступила. Петру пришлось возвращаться в село. Князь при первой встрече не оценил красоты своей спасительницы, но после разговора с ней, он был глубоко тронут ее внутренней красотой, ее открытостью и развитой не по годам мудростью. После откровенной беседы, князь понимает, что влюбился.

Реальные примеры помощи

Традиционно сестры Свято-Троицкого монастыря документируют известные им случаи реальной помощи прихожанам после молитвы Петру и Февронии и различных чудесных явлений, происходящих возле мощей.

После перенесения мощей в монастырь в начале девяностых годов двадцатого столетия было замечено два столпа света, поднимающихся над монастырем. Также самостоятельно зажигались свечи в лампадах.

Среди известных случаев помощи прихожанам выделяют случай, когда у жены одного из людей, спонсировавших восстановление монастыря, родилась дочь после молитвы. Женщине было уже за сорок, но при этом она была бездетной. После молитвы святым мощам Господь даровал паре первенца.

Значение образа Петра в повести

На примере семейных отношений Петра и Февронии можно увидеть какими именно должны быть духовные ценности в браке, чтобы он сохранился как можно дольше. Для создания гармоничной семьи наиболее важными качествами жениха и невесты являются кротость и смирение. Только тогда в семье будет царить мир и гармония.

Главные герои смогли не только пронести свои чувства через всю жизнь, но умереть в один день, как хотели оба. Даже после смерти никто не смог разлучить двух влюбленных, отправив в мир иной вместе, в одном гробу.

С тех пор Муромские святые признаны защитниками любящих сердец, а также хранителями семей и супружеских уз.

Тексты на русском языке

Ниже приведены тексты молитв и отрывки из церковных песнопений, посвященные святым Петру и Февронии. Как известно, с молитвой к святым обращаются, в основном, для обретения семейного благополучия, защиты от влияний, способных разрушить брачные отношения, для продления и укрепления любви, для обретения второй половинки, а также для обретения здорового и крепкого потомства.

Молитвы

Вот тексты чудодейственных молитв, обращенных к святой паре. Немалому количеству людей эти молитвы помогли в обретении и сохранении семейного благополучия.

О сохранении семьи

«Святые супруги праведные, Петр и Феврония благочестивые, молящие за каждого страждущего да в помощи Господней нуждающегося! Отведите от дома моего горести, раздор да склоки, сохраните брак мой, Господом благословенный, присно и вовеки веков. Как вы в мире да согласии жили, так и я с супругом хочу жить, Отцу нашему служить, наставления Его выполнять, Царствие Его познать. На милость вашу уповаю всем сердцем да на молитвы ваши о семье моей Господу Всевышнему. Не покиньте нас, супругов (имена), в печали, не оставляйте в радости. Благословите на жизнь семейную праведную да Господу Богу угодную. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

О замужестве

«О велиции угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстателие и хранителие, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам с упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, телесем здравие и душам спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго Церкви Святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите Отечество ваше и вся грады Российския от всякаго зла; и вся правоверныя люди, к вам приходящия и святым мощем вашим поклоняющиеся, осените благодатным действом богоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам днесь возносимых, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное улучити и Царствие Небесное унаследовати: да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь».

О возвращении любимого

«Обращаюсь к великим чудотворцам, угодникам, святым Петру и Февронии! Склоняюсь в покаянии перед Вами, вымаливаю любовь раба Божьего (имя). Уповаю на милость и помощь. О Великие Муромские Чудотворцы, упросите Господа Бога одарить благословением. Прошу помочь сердцу моему успокоиться, ниспослать мне любовь раба Божьего (имя). Верую в правду и силу Вашу».

Тропарь

«Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, добре во благочестии пожив, блаженне Петре, тако и с супружницею твоею, премудрою Феврониею, в мире Богу угодивше и преподобных житию сподобистеся. С нимиже молитеся Господеви сохранити без вреда отечество ваше, да вас непрестанно почитаем».

Кондак

«Мира сего княжение и славу временну помышляя, сего ради благочестно в мире пожил еси, Петре, купно с супружницею твоею премудрою Феврониею, милостынею и молитвами Богу угодивше. Темже, и по смерти неразлучно во гробе лежаще, исцеление невидимо подаваете, и ныне Христу молитеся сохранити град же и люди, иже вас славящих».

Какую помощь можно получить от образа

Благоверным Петру и Февронии молятся в различных жизненных ситуациях. Искренняя просьба, произнесенная перед их иконой мысленно или вслух, помогает:

  • встретить единственную и настоящую любовь;
  • устранить семейные конфликты;
  • найти взаимопонимание между супругами;
  • преодолеть трудности, возникающие в брачном союзе;
  • избавиться от обид, научиться прощать свою половину;
  • сохранить брак чистым, избежать обмана и предательства;
  • зачать и родить здорового ребенка;
  • правильно воспитывать растущее чадо.

Образ также помогает тем, кто пребывает в болезни, молится за собственное выздоровление, исцеление ближних или детей. Икона защищает от всяческого зла, помогает спасти любовь, которая рушится, избежать расставания супругов.

Священную картину рекомендуется обязательно вешать над ложем мужа и жены. Находясь здесь, она отведет всяческие беды, поможет избежать измен, избавит от завистников и недоброжелателей. Образ сделает крепче молодые семьи, которые еще не имеют достаточного опыта совместной жизни.

Змий и заяц

Сегодня миф о Петре и Февронии выглядит на диво актуальным. Православная риторика лишь стыдливо прикрывает его мощную языческую энергетику. Экранизировать эту историю стоило бы в духе «Игры престолов». Здесь много крови, волшебства и откровенного неприличия. Неудивительно, что этой легендой на протяжении столетий так увлекались наши предки.

Начинается история с того, что к жене старшего брата Петра начинает ходить «на блудное дело» «злой крылатый змий». Змей — это древнейший эротический символ славянского фольклора. Он не опасен — никого не убивает, не выдыхает огонь, только предается любовным утехам. Земной женщине, вступившей с ним в связь, змей дарует невероятное потомство — героев, волшебников, красавцев.

В нашей истории змей еще и оборотень — сначала он является княгине под видом ее мужа. А потом предается с ней любовным утехам уже в виде чудовища. Проявляя своеобразный юмор, он в облике князя сидит вместе с княгиней во дворце, и придворные ничего не замечают. Ни о чем не догадывается и муж.

Наконец, жена все-таки рассказывает князю про змея. Проявляя разумную осторожность, он не кидается на врага, а велит ей разузнать у любовника, как его вообще можно убить. Разомлев от ласк, змей доверчиво рассказывает княгине: «Смерть мне суждена от Петрова плеча, от Агрикова меча».

Тогда князь зовет на помощь младшего брата, которого как раз зовут Петром. Тому во время молитвы является некий отрок и указывает тайное место, где хранится Агриков меч. Очень заметно, что Ермолай-Еразм Прегрешный хорошо знаком с европейским фольклором. Агриков меч и история его обретения близко напоминает историю с мечом короля Артура.

Ворвавшись в спальню княгини, Петр убивает змея, однако кровь чудовища попадает ему на кожу, и княжич весь покрывается струпьями. Его лечат разные врачи, но безуспешно. Прослышав, что в Рязанской земле живет много искусных лекарей, Петр велит везти себя туда. Там, в деревне Ласково, слуга Петра видит в одном доме девушку. Она сидит и ткет, а на полу перед ней скачет заяц.

Заяц появляется в легенде неспроста. Он главный герой так называемых «целовальных песен» и всего брачного фольклора. Для славян-язычников заяц — популярный и мощный дух плодородия. Он отвечает за половую силу и может обеспечить обильное потомство. Все эти «заинька, поскачи!» донесли до наших времен отголосок древних языческих заклинаний. Прыгая перед девушкой, заяц признаёт ее силу и служит ей. Значит, это очень непростая девушка.

Феврония и заяц. Петр убивает змия

© wikipedia.org

Богиня-феминистка

Отправляясь из города Мурома в рязанскую глушь, Петр словно совершает путешествие во времени. Напомним, дело происходит на рубеже XII—XIII веков. До княжеского двора в Муроме христианство уже дошло, но глубинка по-прежнему в массе своей живет в язычестве.

Интересно, что отец Февронии — «древолазец». То есть человек, который лазит по деревьям и добывает дикий мед. Именно в лесах обитали, скрываясь от новой религии, жрецы славянских языческих культов. Можно предположить, что отец Февронии — это могущественный волхв, передавший свое знание дочери.

Феврония, если отбросить позднейшие недомолвки, работает местной колдуньей. Она мастерица в ткачестве и ремеслах. Она знает загадки и заговоры. Она лечит от всех болезней. Она может и строго наказать за неповиновение. В общем, это позднейшая версия великой богини-матери. Другой ипостасью этой богини в нашем фольклоре является Василиса Премудрая.

Феврония лечит Петра магическим зельем. Это «кисляждь» — хлебная закваска в горшочке. Подув на нее и произнеся заклинание, она велит отнести князя в баню и там натереть его язвы и струпья.

Испокон веков баня была для русских местом колдовства, местом силы. Волхвы считали, что бог создал первочеловека в бане, вытирая свой пот. Петр проходит в бане магический ритуал, мажется мазью — и выздоравливает. Теперь он должен расплатиться с Февронией.

Перед тем как лечить Петра, колдунья потребовала, чтобы он женился на ней. Оцените смелость этой средневековой феминистки. Феврония прямо требует брака, хотя это нарушает и этикет, и закон того времени: княжич просто не мог взять в жены простую деревенскую девушку.

Поэтому, вылечившись, Петр просто уезжает из деревни, даже не думая выполнять своего обещания. Но стоит ему вернуться в Муром, как он опять покрывается струпьями. Приходится ему поехать в деревню и просить прощения у Февронии. Неумолимая девушка отвечает, что вылечит его, только если он женится на ней.


© pixabay.com

Тест по биографии

  1. Вопрос 1 из 10

    Кем были Пётр и Феврония Муромские?

Начать тест(новая вкладка)

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    
  • Анна Быкова

    10/10

  • Лариса Максимова

    10/10

  • Елена Малыгина

    8/10

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]