Что такое Чистилище и действительно ли оно существовало?


TV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Purgatory and Limbo. Вы также можете помочь
нашему
проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«Для лучших вод подъемля парус ныне, Мой гений вновь стремит свою ладью, Блуждавшую в столь яростной пучине,
И я второе царство воспою, Где души обретают очищенье И к вечному восходят бытию.
»
— Данте, «Божественная комедия», пер. М. Лозинского

Этот симпатичный островок — вавилонская башня Чистилище, каким увидел его Данте в «Божественной комедии»
Во многих религиях существует концепция загробного суда, который определяет посмертный удел человеческих душ. Одни, при жизни бывшие хорошими людьми, возносятся в рай. Других, натворивших много зла и не сумевших заслужить прощение даже смертью, отправляют прямиком в . Но что делать, если судимый покойник — антигерой, который находится посередине шкалы добра и зла? И в рай его просто так не пропустишь, и для адских мучений он слишком хорош… В некоторых сеттингах на такой случай существует чистилище

.

Чистилище — это особое место в загробном мире, где люди должны раскаяться в своих грехах, прежде чем будут допущены в рай. Как правило, здесь человек должен пройти испытания по очищению своей души от грехов. Какие это будут испытания и как будет выглядеть само чистилище — зависит от фантазии автора. От загробной канцелярии с неотличимой от земной жизнью до фэнтезийной фантасмагории или даже пребывания в пустоте. В некоторых случаях Чистилище является единственным местом в загробном мире, где души ожидают перерождения.

Отдельного упоминания заслуживает Лимб (лат. Limbus, англ. Limbo), который некоторые авторы описывают как разновидность Чистилища. Однако в «Божественной комедии» Лимб является первым кругом ада, куда попадают добродетельные нехристиане.

Канон[править]

Согласно вероучению католической церкви, в Чистилище после смерти попадают те, кто умер в мире с Богом (т. е. не был атеистом, сознательным сатанистом, еретиком, неверным или отмороженным злодеем), но имеет за душой непрощённые грехи, в которых не успел покаяться при жизни. Для них на том свете организовано семь кругов искупления, на каждом из которых даётся возможность осознать соответствующий грех (из канонического списка), раскаяться в нём и очиститься (отсюда, собственно, и «чистилище»).

Подозрительно похоже на концепцию ада в иудаизме. Кража или конвергенция?

Чистилище — место между адом и раем, однако вектор движения здесь всегда восходящий. Души испытывают мучения, но, в отличие от ада, эти муки временные. Все, попавшие в Чистилище, в конце концов окажутся в раю, в чём им могут помочь молитвы живущих на земле и святых на небесах.

Концепция Чистилища отсутствует в Ветхом и Новом Завете (там говорится только о загробном очистительном огне), а сложилась только к XII веку, после чего была закреплена несколькими соборами и официально принята папской буллой в 1254 году.

Современное католическое богословие уже не полагает Чистилище конкретной локацией (см. ниже про Данте), а утверждает, что это скорее состояние, чем место. Чистилище просуществует до Страшного суда, когда ад будет окончательно запечатан, а вместо рая спасённым душам будут предложены для вечной жизни новое Небо и новая Земля.

Почему путь в рай так долог?

Чтобы добраться до дантовского рая в «Божественной комедии», нужно преодолеть долгий путь, отправляясь в который, неплохо бы запастись, как образно писал Осип Мандельштам, «парой неизносимых швейцарских башмаков с гвоздями». Недаром, говоря о «Божественной комедии», чаще всего вспоминают ее первую часть «Ад», а реже всего – «Рай».

Думаю, причина тут та же самая, по которой наиболее популярны сегодня telegram-каналы, публикующие сплетни, чернуху и т.д. После грехопадения человеку ближе и понятнее всё низменное и страстное. Говоря словами Василия Розанова, «порок художественен, а добродетель так тускла». Попробуй еще найди в этом мире добродетель, а потом опиши ее так, чтобы это было ярко и интересно…

Ангел Мира указывает путь. Гравюра Гюстава Доре

Но третья часть «Божественной комедии» объективно ничем не уступает первым двум. Там множество блестящих мыслей и ярких персонажей. Мы находим в раю не только бесплотных ангелов, но и святителя Иоанна Златоуста, и преподобного Венедикта Нурсийского, и Юстиниана, с которыми Данте ведет интересные и обогащающие беседы. Апостолы Петр, Иаков и Иоанн устраивают Данте богословский экзамен, после чего героя ждет разговор с праотцом Адамом.

В раю Данте есть и звуки, и яркие цвета, и необычные ощущения:

Казалось мне — нас облаком накрыло, Прозрачным, гладким, крепким и густым, Как адамант, что солнце поразило.

И этот жемчуг, вечно нерушим, Нас внутрь воспринял, как вода — луч света, Не поступаясь веществом своим.

Еще Шеллинг заметил, что три царства «Божественной комедии» соответствуют трем сферам искусства: ад подобен скульптуре, чистилище – живописи, а рай – музыке. А ведь музыка – это целая вселенная!

Если в аду и чистилище проводником был Вергилий, образ земной мудрости, то по раю Данте сопровождает его платоническая возлюбленная Беатриче, символ мудрости небесной. Удивительно, как обычная девушка, виденная Данте всего пару раз в жизни, преобразилась в такой прекрасный и всеобъемлющий символ, в аллегорию небесной красоты и мудрости! На мой взгляд, один только образ Беатриче уже стоит того, чтобы дочитать «Божественную комедию» до конца.

Альтернативные точки зрения[править]

  • Православные отрицают доктрину католиков, но пользуются собственной концепцией под названием мытарства
    . Это пространство между землёй и небом («воздушная сфера»), где душу по пути в рай встречают заставы злых духов, припоминающих новопреставленному все его земные делишки. Бесы-прокуроры читают списки грехов, ангел-хранитель отмазывает напоминанием о добрых делах. Если последних оказывается недостаточно, душу сдёргивают крюками и тащат в пекло под плач ангела. Зато вот из ада грешника можно вызволить молитвами церкви. С богословской точки зрения мытарства являются не чистилищем, а образом частного суда по смерти. Отдельным пунктом идёт неканоническое предание о милостивом блуднике, который был добродетельным, раздавал щедрую милостыню, но до старости пребывал в грехе блуда. После его кончины Бог открыл верующим его посмертную участь: до самого Страшного Суда пребывать меж раем и адом, не попадая ни туда, ни туда.
  • В иудаизме ад скорее похож на чистилище. Только величайшие грешники попадают в ад навеки, остальные — не больше, чем на год.
  • В исламе на эту тему особо не заморачиваются, хотя Пророк в Коране упомянул о некоей «Преграде» (Аль-Араф
    ) между адом и раем, на которой, как мальчишки на заборе, сидят неопределившиеся души, созерцая обе перспективы одновременно. Они хотят в рай (куда их не пускают) и боятся преисподней, от чего начинают взывать к Аллаху значительно усерднее, чем при жизни. В конце концов Аллах всех помилует.
  • Протестанты вообще исключают промежуточные сферы: в Библии об этом не написано, умер так умер или ад, или рай — третьего не дано.
  • В других религиях (индуизм, буддизм, некоторые ветви зороастризма) задачу посмертного исправления души грешника выполняет цикл перевоплощений.
      Японское чистилище — Мэйдо
      — в чём-то хардкорнее христианского ада, судите сами. Нужно это чистилище затем, чтобы разобраться, в каком из миров должен переродиться покойник. Многие попадают в Дзигоку.
  • Некоторые считают, что в буддизме чистилище называется Бардо
    и означает состояние между смертью и перерождением. На самом деле этим тибетским словом называется любое промежуточное состояние души, в т. ч. между рождением и смертью, между засыпанием и пробуждением, между началом и окончанием медитации.
  • В искусстве образ Чистилища часто используется как метафора суровых испытаний и неприятных перипетий, которые обрушиваются на героя стремительным домкратом — иногда как кармическое возмездие, иногда просто вследствие несовершенства мироздания. Не смертельно, но долго, муторно и обычно связано с внутренней переменой (не всегда к лучшему).

    Что рассказывали о Чистилище?

    Что же могли увидеть в Чистилище те, кто там оказался при жизни? Автор книги приводит ряд захватывающих историй, в том числе «Видение Тнугдала», записанное сперва на латыни, а потом переведенное на 15 языков. Возможно, именно оно повлияло на Данте, когда тот писал свою «Божественную комедию».

    Герой этого повествования, будучи весьма грешен, однажды упал, будто мертвый и его едва не похоронили, но все же сочли еще живым. А он в это время вместе со своим ангелом-хранителем странствовал по Чистилищу. Вот он видит ледяное болото, где сидит страшная железная птица, пожирающая души и извергающая их обратно. Все мужчины и женщины, побывав во чреве птицы, зачинают жуткий плод.

    Многие мучения достались и самому Тнугдалу. И даже добравшись до тех сфер, где обитают уже почти достойные души, он видит одного из славных королей Ирландии, который за супружескую неверность и неправедный суд три часа в сутки обречен стоять в огне. Зато остальное время он проводит в отдыхе и благополучии.

    А вот рыцарь Овейн спускался как раз в Чистилище святого Патрика, где его вначале встретили ангелы в обличье монахов, а потом налетела ревущая стая демонов. Он тоже увидел страдающие души –грешников пожирали драконы, кусали змеи и жабы, их пригвождали к земле… Самого Овейна демоны столкнули в адскую бездну, но воззвав ко Христу, он выбрался оттуда. Потом ему пришлось переходить тонкий мост над горящей серной рекой. Но Овейн был не так уж грешен, поэтому в итоге мост стал широким и надежным.

    Примеры[править]

    Театр[править]

    • В. Маяковский, «Мистерия-буфф» — с прикрученным фитильком: в аду персонажи видят дверь с надписью «Чистилище» и выходят оттуда именно через неё, но само пребывание в чистилище никак не показано — в следующем действии они уже в раю. Возможно, автор подразумевал, что это лишь незначительный «тамбур» между адом и раем.

    Литература[править]

    • Данте, «Божественная комедия» — кодификатор. Автор описывает Чистилище как огромный остров в океане с семиярусной горой в центре. Гора представляет собой горб земли, вспучившейся посреди южного полушария после падения Люцифера. По другую сторону шарика, в противолежащей точке, находится собственно место падения — такой же семиярусный кратер, упирающийся в центр Земли. На дне застрял дьявол, а по стенкам ютится ад.
    • Шарль де Костер, «Легенда об Уленшпигеле» — зигзаг в видении Сооткин о посмертной участи императора Карла V. С одной стороны, герои к тому моменту уже протестанты, отрицающие чистилище, и согласно этому видению Карл отправляется «в самую глубь преисподней». С другой — прямо сказано, что по прошествии трёхсот лет мучений он может исправиться и всё-таки попасть в рай (что скорее соответствует именно чистилищу).
    • Д. Андреев, «Роза Мира» — все нижние слои, за исключением последнего, где происходит окончательная смерть души — именно чистилища, где срок пребывания конечен. Даже для Иуды Искариота. Таковыми чистилища стали лишь после нисхождения в них Планетарного Логоса, а до этого были вполне себе адскими кругами для вечного там пребывания. Точнее даже, к пребыванию там отягощенных грехами человеческих душ они никем не назначались, так вышло само собой по законам местной метафизики, и всех устроило.
    • Дж. Р. Р. Толкин, «Лист работы Ниггля» — смерть и посмертие главного героя описаны весьма иносказательно, однако он явно пребывает какое-то время в чистилище.
    • Александр Рудазов, «Призрак» — протагонист, помыкавшись после смерти по Земле и нескольким загробным мирам, пристраивается на работу именно в Чистилище с прицелом через несколько десятков лет выслужить пропуск в Рай. Их там много таких — с прицелом. Причём если Ад и Рай механически срисованы у Данте, то Чистилище… ну как бы тоже, но всё-таки сильно изменилось за прошедшие восемьсот лет, потому что изменились представления о действительности у новопреставленных — а Чистилище под них подлаживается.

    Кино[править]

    • Военная драма Александра Невзорова «Чистилище» (1997), посвящённая войне в Чечне. Не очень понятно, что хотел сказать автор этим названием — судя по обилию чернухи, речь скорее идёт о каком-то из кругов ада, но название «Ад» Глебыч уже использовал для документалки 1995 года. Ждём не дождёмся фильма «Рай» на ту же тему, как завещал великий Данте.

    Телесериалы[править]

    • «Топи» — посмертие представлено как некий аналог чистилища, или, как его называет один из персонажей, СИЗО.

    Аниме и манга[править]

    • Angel Beats! — представляет собой имитацию школы-интерната, населённый местным подобием NPC.
    • Death Parade — а вот здесь Чистилище выглядит как бар, где умершие вынуждены участвовать в различных играх. Именно благодаря смертельным играм судьи могут определить, кто достоин перерождения, а кто пойдёт в небытие.

    Видеоигры[править]

    • Limbo — название как бы намекает.
    • Grim Fandango — для коммивояжёра Мэнни Калаверы посмертный контракт по препровождению усопших в загробный мир служит своего рода Чистилищем (отработкой кармического долга, по завершении которого его душа получит освобождение).

    Шекспир, Кальдерон и древние мифы

    Как известно, в католической традиции существует идея Чистилища. Это такое загробное место, где души людей, недостаточно плохих для ада, но все же слишком грешных, чтобы вознестись в рай, терпят адские мучения. Но не вечно, а какое-то время, чтобы окончательно очиститься. Помните, как шекспировский Гамлет беседует с призраком своего отца? Тот не только рассказывает, как и кем он был убит, но и сетует, что смерть настигла его внезапно, без покаяния и причастия. А значит, теперь он должен томиться в адском огне, пока не искупит земные грехи…

    С именем святого Патрика связано множество легенд. Одна из самых известных гласит примерно следующее: он был сильно опечален тем, что ирландцы не слишком внимательно слушают его проповеди и не желают принимать христианство. Патрик усердно молился, просил помощи – и ему явился Христос. По велению Господа святой посохом очертил в некоем месте большой круг. И вот внутри того круга разверзлась земля, образовался глубокий колодец… Каждый, кто захочет в него спуститься, не должен нести другого покаяния и не попадет в другое чистилище за свои грехи. Однако большинство людей не вернется оттуда.

    История о Чистилище святого Патрика оказалась удивительно созвучной еще дохристианским мифам разных стран о героях, которые спускались в преисподнюю. В Ирландии и других кельтских землях есть даже сказания о земных королях, которые на время менялись местами с королями потустороннего мира.

    Великий испанский драматург Кальдерон, которого часто ставят наравне с Шекспиром, даже написал об открытии хода в страшные недра свою известнейшую драму «Чистилище святого Патрика». Создатель самого древнего из ныне существующих глобусов Мартин Бехайм отметил на нем тот самый вход в Чистилище – наравне со столицами крупных государств. То есть, «некое место» из легенды очень быстро стало совершенно реальным и конкретным – остров на озере Лох Дерг, о котором и повествуется в книге Дильшат Харман «Чистилище святого Патрика – и другие легенды средневековой Ирландии».

    Чистилище как социальный институт[править]

    Основная задача Чистилища — развитие и становление личности в тот сложный период, когда личность закончила первую стадию своего существования, расставшись с материальной оболочкой. Именно в Чистилище личность впервые постигает всю сущность бытия, а также смысл жизни, который сводится к непрестанному поиску смысла жизни и бритью брадобреев.

    Чистилище даёт личности все те необходимые навыки и знания, которые пригодятся ей в Вечности, в первую очередь знакомит с новой, нематериальной формой существования. Спустя некоторый неопределимый промежуток времени личность переходит в зависимости от степени постижения Всего в один из следующих социальных институтов: Рай (бюджет), Рай (на платной основе), Ад (сроком на полторы относительные вечности[2]) или Покой (сроком на абсолютную вечность[3]). В особо запущенных случаях возможен возврат в материальную оболочку с повторным прохождением первой стадии существования.

    Существовало или нет?

    При этом сейчас на острове того самого входа в Чистилище нет. Он был замурован по разным свидетельствам довольно давно. Нет даже точных сведений, где была эта пещера. Средневековый роман «Фортунатус и его сыновья» рассказывает, что знатный путешественник Фортунатус, оказавшись на острове, узнал, что здесь есть путь в Чистилище и захотел спуститься. Вход был уже снабжен дверью и находился за алтарем церкви здешнего монастыря. Аббат дал гостю ключ, Фортунатус со слугой отправились в пещеру. И пропали! В монастыре царило смятение, пока некий старик не отважился спуститься следом, взяв клубок ниток, чтобы найти выход. Он нашел Фортунатуса и слугу почти без сознания, смог вывести их на свет. После этого аббат велел замуровать вход.

    Другая версия гласит, что в Чистилище пробрался некий скептик и написал потом памфлет – мол, нет там ничего, пещера как пещера, от прочих подобных не отличается. После этого вход был замурован по распоряжению самого Папы Римского. Где он был, сейчас точно не известно. Возможно, не только был, но и остается – под одним из зданий на острове.

    Читать отрывок книги можно по ссылке:
    https://clck.ru/MYHn7
    До новых книг!

    Ваш Book24

    Строения Чистилища[править]

    Несмотря на изменчивый внешний вид, в любом из своих образов оно имеет определённые строения, а именно:

    • Главный Холм, где происходят основные очищающие процессы
    • Сточная канава для очистков души
    • Генератор метаморфичного поля, благодаря которому Чистилище имеет возможность изменять внешний вид
    • Место, где можно вызвать ангелов-хранителей правопорядка
    • Магазинчик обуви, девиз которого «Негоже это в плохих башмаках расхаживать, даже если вы умерли».
    • Авгиевы конюшни на всякий случай
    • Домик замполита

    >Босиком по холодным камням

    Традиция паломничества к Чистилищу святого Патрика зародилась в далекие времена и сохранилась до наших дней. Паломники шли к озеру Лох Дерг через леса, болота, скалы – непременно босиком. Переправившись на остров, они спускались в окруженную оградой расщелину среди скал. И оставались там много часов, непрерывно молясь. Легенда гласила, что всякого, кто задремал во мраке и прервал молитву, тут же утаскивали демоны.

    Сложность пути и самого паломничества соотносилась с темой упомянутого выше моста-испытания. В некоторых преданиях он был не только узким, но и покрытым острейшими железными шипами. Только смирение могло помочь преодолеть его. А в старинном романе «Рыцарь телеги» Ланселоту вообще надо было преодолеть мост-меч, идти или ползти прямо по лезвию.

    Сейчас паломникам можно пользоваться транспортом, чтобы попасть к озеру. Но потом все равно надлежит снять обувь и обойти остров босиком. А потом всю ночь творить молитву под открытым небом. И так три дня. При этом – строгий пост, есть в первые сутки на острове вообще нельзя. На второй день дают чашку чая и ломоть хлеба. Туристов здесь не особо любят – на острове нет даже сувенирной лавки. Зато для ирландцев, живут они на родине или в любой другой стране, паломничество на Лох Дерг – важнейший обычай. Сравнимо с ним только восхождение на гору Святого Патрика, тоже босиком и в ночи – навстречу рассвету.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]