Почему люди не верят в бога: отношение к религии, в чем разница агностика от атеиста

В этой заметке я хочу поговорить о вере, о своём отношении к религии, о том, почему люди не верят в Бога сегодня. Так получилось, что во времена моего детства в нашей семье никто не молился, не вёл разговоров о необходимости ходить в церковь, соблюдать какие-то божественные праздники, хотя яйца к Пасхе красили в луковой шелухе.

Когда старенькой бабушке кто-нибудь говорил о том, что нельзя сегодня работать, потому что Благовещение или Ильин день, или ещё какой-то церковный праздник, она отвечала: «Бог любит работных, в труде греха нет». Она не приветствовала только стирку и мытьё полов в праздничные дни.

Гораздо позже от мамы я узнала, какие у бабушки были счёты с Ним: в двадцатые годы бандиты схватили её мужа-коммуниста, увезли в неизвестном направлении, она молилась всю ночь, просила сохранить ему жизнь не ради себя, а ради её трёх дочерей-малолеток. Не помогло.

После того, как бабушка узнала о жестокой казни мужа с отрезанием ушей и носа, она перестала молиться и ходить в церковь. На вопрос соседки, почему та опять не была на молебне, ответила: «О чём молить-то его? Да и есть ли он?». Но я никогда не слышала от бабушки призывов не верить в Бога, наверное, в душе она всё-таки верила.

ПОЧЕМУ ЛЮДИ НЕ ВЕРЯТ В БОГА

Первые вопросы о религии я задала своему папке, услышав мамину “обзываку” в его адрес – двоедан. Тогда на мой вопрос, что это означает, он объяснил, что все люди, верящие в Бога, относятся к христианам, исламистам, буддистам, а христиане делятся на православных, католиков, протестантов.

Он относился к самым правильным православным христианам, а мать хоть и православная христианка, но относится к новой церкви от греков, с которой мы в контрах. Мол, подрасту, узнаю, если будет любопытно.

Я ещё не раз обращалась с подобными вопросами к папке – почему люди не верят в Бога, а почему верят; где и как их уживается на небе столько. Помню, он рассмеялся и сказал, что он один там, просто его все по-разному называют, по-своему молятся ему. Никто Его не видел, но многие верят, что он есть.

Бог не Бог, но что-то есть. Чудес не бывает, всему найдётся объяснение. Верь в Природу и Человека!

Сегодня я могу сказать, что чем больше у человека в голове ума и рассудка, любознательности и реализма, тем меньше места в ней остаётся для Бога. В советское время в церковь ходили только бабушки. Наверное, в деревнях больше было верующих, в городах люди меньше соглашались с религиозными нормами.

Умный человек, казалось бы, не принимает верования, скептически относится к религии, потому что он всё происходящее анализирует и логически объясняет. Но, глядя на людей образованных и начитанных, недоумеваешь и удивляешься, когда они обращаются к Нему. Значит, нельзя связывать ум и отрицание Творца. Как-то слишком просто получается, наверное есть другие причины.

Задаю себе вопрос, почему я неверующая, при этом не могу сослаться на свой ум и мудрость. У меня нет высшего образования, каких-то особенных знаний, хотя я много читала и много видела, но я не верю во Всевышнего. Наверное, всё зависит от воспитания, когда в семье постоянно обращаются к Богу и к нормам религии.

История атеизма

С критикой религии и мистицизма выступали античные философы-досократики Диагор, Критий и Ксенофан. Последний верил в единое мировое божество и заявлял, что люди выдумали многочисленных богов по своему образу и подобию. Демокрит (5-4 вв. до н.э.) стремился описать мир только с материалистической точки зрения, без упоминания духовности и мистики.

В конфликт с религией своего народа вступил и Сократ (5-4 вв. до н.э.). В его учении о личной свободе человека власти увидели угрозу религиозным и правовым нормам того времени. Сократа приговорили к смерти, обвинив в богохульстве и развращении умов молодёжи. Эпикур (4-3 вв. до н.э.) рассматривал душу как материальную смертную сущность и отрицал загробную жизнь. Он допускал существование богов, но считал, что человечество им безразлично. Подобные взгляды исповедовали Лукреций, Протагор, Стратон и другие мыслители античности.

В Средние века в Европе развивалось учение о разделении веры и разума (Уильям Оккам, Джон Миркуртский). Идеи ряда богословов (Ян Гус, Мартин Лютер) положили конец господству католических догматов в европейской общественной мысли. Появлялись новые, более либеральные христианские течения. Они критиковали старые устои и способствовали развитию свободомыслия. Которое, в свою очередь, стало основой для религиозного скептицизма.

Антирелигиозные мыслители присутствовали и в исламском мире (Абу Бакр, Омар Хайям). О скептическом отношении Омара Хайяма к религии говорят, например, следующие его строки:

В семидесяти двух ученьях все подряд

О сущности Творца так много говорят!

Уж ладно б чепуху болтали меж собою,

Словами складными народ они дурят.

Постхристианская цивилизация

В Эпоху Возрождения антиклерикализмом отметились Леонардо да Винчи, Никколо Макиавелли, Франсуа Рабле. Активно развивалась критика Библии – в ней стали видеть лишь собрание мифов и легенд. Например, были поставлены под сомнение историчность Иисуса Христа и достоверность сведений об авторстве книг Священного Писания.

Всё вышеперечисленное привело к кризису религии в Европе 17-18 веков. Позднее значительный вклад в развитие атеизма внесли Великая французская революция, теория эволюции Дарвина. Важную роль сыграли также философы 19 века Фейербах, Шопенгауэр, Маркс и Ницше. После 1917 года в России установилась коммунистическая атеистическая власть, которая подвергала представителей всех религий жестоким гонениям. Современную западную цивилизацию называют постхристианской, поскольку религия в ней практически утратила влияние. Религиозные ценности перестали иметь обязательный характер для большинства людей.

АГНОСТИКИ И АТЕИСТЫ – В ЧЁМ РАЗНИЦА

Раньше на вопрос “верю ли я в Бога” я уверенно отвечала, что я – атеистка, то есть не принимаю никакие религиозные идеи, действующую личность Всевышнего, отрицаю всё нематериальное и сверхъестественное, всему нахожу логическое объяснение. Я – реалистка, понимаю, что после смерти нет ничего, и не знаю, почему люди не верят в Бога.

Но сегодня на этот же вопрос я отвечаю сдержанно, что я – агностик, то есть я не отрицаю напрочь существование Бога, просто не склоняюсь во что-то, кроме Природы, верить. Я не знаю и не смогу узнать, что ждёт человека после его смерти. Если что, я постараюсь оттуда отправить сообщение.

Немецкий философ Кант был агностиком, утверждавшим, что он атеист только по той причине, что не может изучить предмет без использования своих органов чувств, то есть увидеть, услышать, пощупать и твёрдо сказать, что это существует. Вроде бы оно по идее должно существовать, но доказательств нет.

С возрастом я начала противопоставлять атеизм и религию, сторонники которых твёрдо в чём-то уверены. Я же не могу что-то отрицать или к чему-то припадать, потому что я никогда не смогу это объяснить, у меня нет научных знаний. Нет этого и в трудах учёных, откуда можно было бы эти знания почерпнуть. Приходится верить Дарвину.

Атеизм – что это?

Что такое атеизм? «Атеизм» с древнегреческого языка переводится как «безбожие», «отрицание Бога». Это мировоззрение, которое заключается в отсутствии веры в Бога, в убеждении, что Его не существует. Атеист это человек, который отрицает существование всего сверхъестественного (нематериальных сил и существ, загробной жизни и т. п.).


Атеизм

Атеизм заявляет о самодостаточности материального мира, а любую религию считает сугубо человеческим изобретением. Её происхождение атеисты рассматривают как результат страха первобытного человека перед силами природы. В древности люди не могли рационально объяснить природные явления и объекты. Поэтому обожествляли их или считали, что они контролируются неким разумным и могущественным началом. По мнению атеистов, религия возникла как способ установления связи человека с выдуманными высшими силами. То есть средство, чтобы задобрить их, заручиться их поддержкой и т. п.

Многими неверующими религия воспринимается как инструмент социального контроля. Атеисты считают, что религиозная идеология ограничивает и подавляет личность. Что вера в высшие силы объединяет людей в пассивные массы, которыми другие манипулируют в корыстных целях. Например, идею вечной жизни неверующие рассматривают как способ заставить человека смириться со своим положением. То есть жить иллюзиями о будущем воздаянии после смерти за все страдания. Атеисты видят единственный источник морали в человеческой природе. Они утверждают, что нравственное развитие человека возможно и без веры в сверхъестественное.

Тем, кто задаётся вопросом «Кто такой атеист?», следует знать, что изначально так уничижительно называли вступивших в конфликт с общепринятой религией. Религиовед и философ Карен Армстронг утверждает, что вплоть до 18 века термин «атеизм» употреблялся лишь в полемике. А само слово «атеист» было оскорблением. Для выражения собственного мировоззрения эти понятия употребляют лишь в течение последних нескольких столетий. Однако взгляды, близкие атеистическим, существовали ещё в древности.

МОЁ ЗНАКОМСТВО С БИБЛИЕЙ

После просмотра очередного политического шоу, где обсуждалась тема внесения “божественных” поправок в Конституцию, я отыскала Библию, подаренную мне при увольнении из ЖКХ бабушками, приходившими платить за коммунальные услуги. Я любила с ними общаться, всегда поила чаем с конфетами, выслушивала их.

В знак благодарности и на память Дарья Андрияновна Антохина преподнесла мне Библию с просьбой читать и думать о Нем. И я читала её, но, честное слово, ничего не приняла из написанного, кроме десяти заповедей Господа.

Десять заповедей – это сила, если бы они соблюдались всеми поголовно, на Земле наступил бы рай. Верующие считают, что эта книга – правила веры. Написана она под воздействием Святого Духа и состоит из двух частей: Ветхий и Новый заветы.

Бабушки советовали начать читать Библию с Нового завета, обязательно просить растолковывать непонятное у серьёзных верующих людей. После прочтения Евангелия от Луки, где понятным языком описана роль Иисуса Христа, можно перейти к Ветхому завету.

Я пошла не тем путём, начала с начала книги, наверное, поэтому всё моё существо запротестовало. Столько возникло вопросов и несогласий со Святым писанием, что на десятой странице я вновь отложила его. Теперь не знаю, вернусь ли к нему. Понятно теперь, почему люди не верят в Бога – тяжёлое это дело изучать святые тексты.

Но если вы хотите прийти к вере, придётся читать и подробнее узнать родословную Христа, а также причину, по которой Бог отправил своего родненького сына на такие мучения и в итоге на смерть. У меня пока не возникло больше желания продолжить чтиво, заглянула в исторические повествования, просмотрела пророчества и убрала Библию в шкаф.

Религия возникает как приятный обман

В книге The Mating Mind эволюционного психолога Джеффри Миллера есть замечательный рассказ.

«

Половой отбор отдавал предпочтение идеологиям, которые были занимательны, преувеличены, увлекательны, драматичны, приятны, утешительны, имели связный сюжет, были эстетически сбалансированы, остроумно-комичны или благородно-трагичны. Представьте себе компанию молодых гоминид, собравшихся у плейстоценового костра и наслаждающихся недавно приобретенной в ходе эволюции способностью к речи. Два самца вступили в спор об устройстве мира…

Гоминида по имени Карл предполагает: «Мы смертные, несовершенные приматы, которые выживают в этой опасной и непредсказуемой саванне только потому, что держатся тесными группами, хотя и страдают от внутренних склок, ревности и зависти. Все места, где мы бывали, — лишь маленький уголок огромного континента на невообразимо громадном шаре, вращающемся в пустоте. Этот шар миллиарды и миллиарды раз облетел вокруг пылающего шара из газа, который в конце концов взорвется, чтобы испепелить наши ископаемые черепа. Я обнаружил несколько убедительных свидетельств в пользу этих гипотез…»

Гоминида по имени Кандид перебивает: «Нет, я считаю, что мы — бессмертные духи, которым были дарованы эти прекрасные тела, потому что великий бог Вуг избрал нас своими любимыми созданиями. Вуг благословил нас этим плодородным раем, жизнь в котором трудна ровно настолько, чтобы нам не было скучно… Над лазурным куполом неба улыбающееся солнце согревает наши сердца. Когда мы состаримся и насладимся лепетом внуков, Вуг вознесет нас из наших тел, чтобы мы вместе с друзьями вечно ели жареных газелей и танцевали. Я знаю все это, потому что Вуг поведал мне эту тайную мудрость во сне прошлой ночью».

Какая из идеологий, по-вашему, окажется более привлекательной? Победят ли правдо­искательские гены Карла в соревновании с генами сочинительства чудесных историй Кандида? Человеческая история свидетельствует, что наши предки были больше похожи на Кандида, чем на Карла. Большинство современных людей от природы Кандиды. Обычно требуется много лет смотреть научно-популярные фильмы Би-би-си или Пи-би-эс, чтобы стать такими же объективными, как Карл »

Да, вера всегда будет приятнее знания, потому что ее специально создавали для нашего удовольствия. В отличие от реальности, которая, как мы все знаем, сплошь и рядом бывает исключительно гнусной.

МОИ СОМНЕНИЯ В БИБЛИИ

“Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим”. Сердцем и душой — понятно, а разумение куда деть, голова пухнет от сомнений, отрицаний и даже от удивления и возмущения.

“Вначале сотворил Бог небо и землю”. А до этого он где сидел? Не было же ни неба, ни тверди, ни света, даже облачка, на котором можно было бы обосноваться. Как же он, бедный, в темноте-то жил?!

“И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душею живою… И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку”. А дальше полные непонятки: парочка съела яблоко, узнала кучу секретов жизни, и Он изгнал их за непослушание.

Ты зачем их создавал? В игрушки с ними хотел играть или чтобы они плодились и размножались? Если для того, чтобы полюбоваться творением рук своих, значит, надо было создать их бесполыми. А если в планах было зарождение человечества, так почему бы и не дать им волю познания себя и своего партнёра, да не научить их добру и объяснить в чём их предназначение?

“…и она зачала, и родила Каина… И ещё родила брата его, Авеля”. Прекрасно! А потом от кого рождались дети у сыновей? От матери? От родных сестёр? А нельзя было создать (раз уж ты, Господи, такой волшебник!) пять женщин и двух мужиков?

И так далее, и так далее, одни вопросы и недоумения. Разумом в Бога поверить невозможно, простите, накосячил Он, вроде, немного. Оно и понятно, посоветоваться было не с кем, в одиночестве приходят иногда такие безумные идеи, воплощение в жизнь которых приводит к непоправимой ошибке.

Возможно, Он уже пожалел о создании Земли и человечества, от скуки позволяет вести войны, допускает убийства, смерть невинных детей. Порядок не хочет наводить в человеческом обществе, насылает испытания на тех, кто уже бедствует и страдает.

Наверное, Он, сидит и удивляется, почему люди не верят в Бога, почему не боятся его суда.

Я не знаю, как приходят люди к вере, как начинают понимать и принимать Библию, что или кто озаряет их умы и души. Моя одноклассница Татьяна С., которая без х@я не садилась за стол, вдруг начала ходить в дом, где собираются верующие для прослушивания аудио проповедей и чтения молитв.

Церкви в нашей деревне нет, но верующие собрали какие-то деньги и установили на месте, где она стояла до войны, большой памятный крест в надежде на то, что когда-нибудь хотя бы часовня будет построена. В соседнем селе действует храм Рождества Христова, Николая Чудотворца, Воздвижения Креста Господня, но нашим верующим хотелось бы иметь свою.

Почему атеист – это погибающий человек?

Православие рассматривает атеизм как сознательное отвержение Господа – Источника жизни. Безбожие делает человека духовно слепым и ограниченным. Оно не даёт ему постигнуть высший уровень бытия, смысл земной жизни и своё предназначение. Поэтому отвергающий Бога в Библии назван «безумцем» (Пс. 13:1) и «погибающим» (2 Кор. 4:4).

Многие богословы заявляют, что атеизм – это религия, вера в отсутствие Бога. Ведь его главные положения невозможно доказать научно и являются гипотезами. Профессор А.Осипов отмечает:

«Атеизм вообще не предлагает человеку никаких фактов для подтверждения своей веры. Он не отвечает на важнейший для него вопрос: «Что должен сделать образованный человек, чтобы убедиться в небытии Бога»?».

Атеизм по своей сути является одной из форм религиозного сознания, поскольку он наделяет физическую материю Божественными атрибутами. Среди них несотворимость, безначальность, беспредельность и способность к творческому целеполаганию. Вот что об этом говорил святитель Иоанн Златоуст:

«Что может быть жалче и безумнее людей, которые дерзают утверждать, будто все сущее произошло само собою, и все творение лишают промышления Божия?»

Есть условно религиозные люди, которым лучше бы быть атеистами

Некоторые верующие любят возводить все религиозные вопросы в абсолют. Встречаются православные христиане, которые считают, что атеизм — это большой грех, а неверующий в Бога — потерянный человек для общества.

Но это несправедливо. Пусть человек и не живёт мыслями о Боге, но зато это остаётся его личным делом.

Можно быть добропорядочным атеистом и из рук вон плохим христианином. Само причисление себя к тому или иному «лагерю» ещё не делает человека однозначно плохим и однозначно хорошим.

Свечи, молитвы, поклоны и прочее — это атрибуты религиозной жизни. Главное — что у человека внутри. Если приоритеты расставлены неправильно, вера такого человека вряд ли благочестивее атеизма

За что можно похвалить атеистов — это за честность. Ведь он признаёт своё отрицание Всевышнего. А есть немало христиан, которые всем вокруг сообщают о своей набожности, а сами ведут себя грубо и невоспитанно.

Вспомните озлобленных старушек, что есть в каждом храме. Зайдёт в такой девушка в джинсах и ловит на себе косые взгляды — и это в лучшем случае, а то ещё и замечаний наговорят, оскорбят.

А всё потому, что это они-де такие праведные. На самом деле в церкви никто никому делать замечания не вправе. Не может быть более опытного верующего, ни на какую церковную «дедовщину» мы не должны даже замахиваться.

А теперь вернемся к первоначальному вопросу Богу.

У ребенка, в зависимости от психологического типа родителя и формы воспитания, складывается внутренний образ Бога:

  1. И получается, что в первом варианте, Бог – это грозный старик, для которого я все делаю плохо и неправильно. Если я поступаю не как «должен», я грешу, я «плохой». А как хочу поступать, я и не знаю. И Он меня не любит, отвергает. Такой человек старается не грешить, чтобы заработать благосклонность Бога, его любовь и благословения. У него естественно ничего не получается, он кается, начинает новую жизнь с понедельника, опять «падает» и т.д, никогда не дотягивая до «хорошего и любимого». Либо, если «удалось» стать хорошим (на самом деле обмануть себя в этом), то рефреном в его речи звучит: «Я такой хороший, Бог, ни с кем не ругаюсь («добрый»), никому не отказываю («отзывчивый»), «не лезу по головам» («смиренный»), а все жду, когда же чаша моих заслуг заполнится, и ты, Бог, воздашь мне. И сидят, ждут. Таким людям легче всего прийти к вере в Бога, потому что это продолжение его детских отношений с родителями. И если он их не проработал, то Бог так и останется для него призраком из прошлого. Фигуры поменялись, а потребности и мотивы этих отношений остались прежними. Такую веру в Бога нельзя назвать искренней и истинной, потому что она продиктована в большей степени не внутренним поиском, не жаждой духовного самоопределения и развития, а невротическим чувством вины, либо перфекционизмом.
  2. В представлениях такого человека, Бог – это тот, кто меня любит, кто полностью определяет мою судьбу, все в его власти, а я такой слабый и беспомощный. В основе лежит отсутствие навыка решать текущие вопросы своей жизни, определять свои потребности и удовлетворять их, в связи с чем, он не готов взять ответственность за свою жизнь. Когда он узнает, что Бог его любит, прощает, обладает верховной властью, это как нельзя лучше вписывается в его картину мира, так как сами они не в состоянии нести бремя ответственности за свою жизнь. Они склонны только молиться – просить, не вникая глубоко в познание Бога и себя, могут с энтузиазмом участвовать в служении. Часто разочаровываются, когда обнаруживают, что почему-то благословения с неба не сыплются на его благословенную голову. Здесь еще сказывается их непостоянство и поверхностность. В понимании православной психотерапии такая вера тоже является невротической, поверхностной, так как «Бог» является заменителем собственной зрелости. Человек нуждается в таком Боге, как дитя – в маминой юбке.
  3. Здесь, как вы, наверное, уже поняли, отношения с Богом совсем не складываются. Это бунтарь против правил, норм, установок. Но он может быть не сильно выражен на поверхностном уровне, и такой человек выглядит вполне порядочно. Но у него уж точно на все своя точка зрения, пролоббирует свои интересы, решительный, любит ответственность, так как это дает ему свободу, в общем, “моя жизнь – мои правила”. Их протест против родительской фигуры может быть канализирован именно в сторону Бога. Это наиболее социально безопасно. Можно протестовать сколько душе угодно. Где Он этот Бог-то? Среди этой группы часто встречаются психологи и психиатры. В отношении них положение дел усугубляет религия, которая преподносит Бога, прежде всего как диктатора моральных правил, верховную наказующую власть. Он любит и наказывает для твоего же блага, и ты должен терпеть, смиряться и т.д. А для этих противоборцев подобные слова, как красная тряпка для быка. И Бог превращается в главного врага жизни. Но это отношение также не является зрелым, а невротическим переносом агрессии с родительской фигуры на образ Бога.

Возвращаясь к первоначальному вопросу, можно сказать, что для многих за причинами веры или неверия в большей степени скрываются симптомы невроза. И это дает повод некоторым психотерапевтам рассматривать веру в Бога однозначно как нездоровое проявление. Как неспособность справиться с жизненными ситуациями и убегание «под крылышко» Бога.

Потому что то, что такие люди себе представляют Богом, не Бог вовсе. Это далекий бессознательный образ родительской фигуры, искаженный детским восприятием. Такой Бог – призрак прошлого. Такая вера (или неверие) – не признак духовной зрелости, а продолжение детского внутреннего конфликта.

Я – православный психотерапевт и написала эту статью не с целью критики «невротической личности». Я руководствовалась желанием расширить вашу зону осознания в таких далеко неоднозначных вопросах: Почему я верю в Бога или не верю? Кто такой Бог для меня? Что мне дает моя вера?

И если это возможно в рамках данной статьи, «запустить» внутри вашей личности процесс трансформации невротической веры в зрелую веру в Бога.

Врач-психиатр, психотерапевт, православный психотерапевт Емельянова Ксения Ивановна.

ПРАВОСЛАВНЫЕ АТЕИСТЫ. КТО ОНИ НА САМОМ ДЕЛЕ?

Долго я Бога искал, преисполнен мучительной жажды

Лик его светлый увидеть, царящий над миром.

Долго я Бога искал — провидел Его я однажды

В сердце своем, озаренном любовью к несчастным и сирым.

К.М.Фофанов.

В последние времена все чаще можно услышать термин «Православный атеист». На сайте «Завтра» есть также авторы, которые позиционируют себя в качестве «Православных атеистов». Заметим, что так порой именуют себя публичные фигуры. Среди них упоминаются, например, российский журналист, политолог, автор и ведущий телепрограммы «Что делать?» Виталий Третьяков и переводчик Дмитрий Пучков, известный под псевдонимом «Гоблин».

К моему удивлению, замечательный учёный-физик, академик РАЕН, основатель и ведущий телепрограммы «Очевидное — невероятное» профессор Сергей Петрович Капица однажды также назвал себя «Православным атеистом».

Когда в одном из прижизненных интервью 2009 года его спросили: «Вы в
Бога верите, Сергей Петрович? В физиологическом смысле Бог существует?»,
— он ответил:

— Поколение моего отца было активно антирелигиозным в силу партийных принципов. А я — русский православный атеист. Это, кстати, весьма распространенная формула отношения к вере, к духовной культуре. По существу ведь и наука выросла из религии. Я встречался со многими нашими патриархами. С Питиримом, с Кириллом… У нас с ними разница в мировоззрении не так велика, как может казаться (смеется

). С Алексием II я познакомился, когда он был еще епископом. Я был одним из немногих ученых, кто вообще готов был разговаривать со служителями церкви. Помню, как-то была намечена встреча ученых с богословами, но никто, кроме меня, из ученых на нее не пришел. Мое появление, конечно же, запомнилось. Патриарх меня обласкал. Но мое заявление, что в школах богословие не нужно и что я — православный атеист, его от меня несколько отторгло. Я патриарху Кириллу сказал: «Если бы вас можно было клонировать и в каждую школу отправить, я был бы «за» уроки богословия».
Он смеялся.
Однако в другом интервью с Дмитрием Гордоном, 8 мая 2010 года, С.П.Капица высказывал совершенно противоположное мнение:

— Сегодня религия на постсоветском пространстве переживает, так сказать, ренессанс. Вы человек крещенный, причем крестил вас — на минуточку! — великий физиолог, первый русский лауреат Нобелевской премии Иван Петрович Павлов, но, насколько известно, практически ни один из лауреатов Нобелевской премии в Бога не верил… — Да, Дмитрий, вы правы. Представители литературы, может, и верили, но это уже другой мир.

— Скажите, а Бог все-таки есть или нет?

— Знаете, в чем мое главное расхождение с церковью? Я говорю, что это человек Бога придумал, а они — что наоборот (смеется). Лично я для себя ответ сформулировал. В культуре человека издавна было понятие Бога, притом очень мощное и важное, но персонификация его и превращение в некий абстрактный объект как-то противоречит известным фактам. Я, например, считаю, что наука — это и есть

, если можно так выразиться,
современный бог: она объясняет все происходящее, в том числе происхождение Бога как понятия.
Отметим, что православная вера сегодня в России пользуется огромной поддержкой государства, что объясняется, прежде всего, отсутствием какой-либо идеологии после распада СССР. В этом признался даже сам президент Владимир Путин в транслирующемся по российскому телевидению новом документальном сериале о нем американского режиссера Оливера Стоуна под названием «Интервью с Путиным».

Использование религии происходит также и в целях дискредитации последователей коммунистических идей, ностальгирующих по советским временам. Примеры тому – драпировка мавзолея и требование РПЦЗ убрать из него тело В.И.Ленина, активное раздувание темы сноса церквей советской властью, выход Н.Поклонской на акцию «Бессмертного полка» с иконописным портретом Николая 2 и так далее.

Есть мнение, что в связи с государственной поддержкой, а также общим модным трендом постперестроечных времен, к религиозной теме присосались люди, весьма далекие от веры, но с потрясающим нюхом на деньги.

Считается также, что лица, называющие себя православными и не верующими в Бога, – это православные атеисты.

Атеистами они были давно – по воспитанию, а православными стали недавно – по моде или другой необходимости. При этом по своему мировоззрению они как не были религиозными людьми, так таковыми и остались.

Православные атеисты,

как правило, лица, прямо связанные с властью и все они обыкновенно служат ей. Они заявляют о том, что православие – это «духовная скрепа» и, якобы, «государствообразующая сила». Им не выгодно противопоставлять себя существующему режиму.

По результатам опроса Левада-центр с момента распада СССР религиозных людей в нашей стране не убавилось и не прибавилось. Ведь, на самом деле, истинная религиозность не может быть следствием моды или политического тренда. Она, как видится, должна быть внутренней потребностью верующего человека. К вере люди приходят либо в результате воспитания в религиозной семье, либо осознанно, или нередко из-за тяжелых испытаний, физических недугов, моральных страданий, находя в вере в Бога опору и успокоение, возвращая себе гармонию мира и души.

Вероятно, есть и такие верующие, которые ищут в религии высоких отношений, высоких чувств, готовые совместить идею Бога с идеей вечной любви. Романтики в душе, они хотят этой высокой любви и находят ее в любви к Богу.

Так кто же все-таки они, те самые православные атеисты

? На этот счет имеются весьма разные и достаточно противоположные мнения. По одному из них, этот термин искусственный, который не имеет никакой реальной основы. Обыкновенный оксюморон, не значащий ровно ничего, удобный тем, что каждый может трактовать его, как ему самому выгодно.

По другому определению, православный атеист

– это вовсе не оксюморон и не шутка, а явление, получившее свое распространение в России 21 века.

«Православные атеисты

– это генная мутация, гибрид воинствующего атеизма и дремучего суеверия, навязывающие свои правила жизни, свои вкусы, свои взгляды гражданам России – верующим и неверующим».

Зачастую называющие себя православными атеистами лица занимают ведущие должностные посты. Однако и им уготован конец. Ведь нравственный закон живет внутри каждого разумного человека, питаемый либо любовью к Богу, либо к истине или к близким людям, который помогает понять, где ложь, а где правда, где добро, а где зло и тупик.

А как думаете вы, уважаемые друзья и читатели?

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Духовное развитие делает человека сильнее.

Ошибочно считать, что осознание своей духовной природы, делает человека слабее, что якобы он теряет интерес к материальной жизни, ему ничего не нужно. Глубоко религиозные люди действительно могут отказаться от внешнего мира, проводя всю жизнь в молитвах или медитациях и живя на подаяния.
Но человек цивилизации не способен настолько глубоко понять и принять свой духовный мир, свою душу. Одной жизни для этого мало. Хотя, если есть твердое решение, можно добиваться иногда невозможных целей. И я думаю, примеров каждый знает немало.

Нужно вести свою обычную жизнь: есть, пить, спать, ходить на работу, отдыхать, любить свою семью, наслаждаться жизнью. Но при этом осознавать свою истинную природу и свое божественное происхождение и получать от этого удовольствие.

Духовная опора делает обычного человека не слабее, а сильнее. И это не мешает ставить твердые цели и достигать их. Разве что эти цели могут быть несколько другие и будут учитывать нравственные, духовные аспекты. Но также на пути к ним, вы обретаете настоящего, самого преданного Союзника. Бога. И многие трудности вы можете переложить на Его плечи. (Что делать если опускаются руки?)

Оставьте неразрешимые, тяжелые решения на усмотрение Господа, не пытайтесь в срочном порядке все решить, иногда это не идет на пользу. И вы будете неожиданно удивлены тем, насколько же иногда жизнь (Бог) расставляет все по местам в лучшем для вас виде. Как поверить в Бога? Просто полюбите Его, полюбите Его в своей душе и Господь всегда ответит Вам взаимностью. Всегда. Без исключений.

Повернитесь к самому себе, отвлекитесь от мерцающих огней внешнего мира хотя бы на несколько минут. Послушайте себя, в тишине.

И если будете слушать внимательно, то обязательно что-то услышите, но совсем не обязательно ушами.

ФОРМА РЕГИСТРАЦИИ

Статьи и практики для саморазвития у тебя на почте

ПРЕДУПРЕЖДАЮ! Темы, которые я раскрываю, требуют созвучия с твоим внутренним миром. Если его нет – не подписывайся!

Это духовное развитие, медитация, духовные практики, статьи и размышления о любви, о добром внутри нас. Вегетарианство, опять же в унисон с духовной составляющей. Цель – сделать жизнь более осознанной и, как результат, счастливой.

Все, что тебе нужно, находится в тебе. Если ты чувствуешь резонанс и отклик внутри себя, тогда подписывайся. Я буду очень рад тебя видеть!

Vdushu.ru

Рекомендую! Практики по саморазвитию

Бесплатные уроки для раскрытия себя и своего потенциала, улучшения здоровья, качества жизни и развития творческих способностей

УЗНАТЬ ЗДЕСЬ

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]