Скончался в Джорданвиле архиеп. Аверкий (Таушев), проповедник и богослов

Начало XX века принесло трагедии в жизни русских писателей, политиков, священников и многих других людей, кто не мог вынести разрушительные перемены.

Один из таких людей — Аверкий Таушев. Он покинул родину с нелёгким сердцем и, как многие эмигранты, очень тосковал по дорогим землям.

Но всё же Бог не оставил будущего владыку Аверкия и помог обрести утешение его душе в православии. Христианство — такой же дом для человека, который отобрать никто не в силах.

А потому Аверкий Таушев нашёл в себе силы служить Господу в приютивших его странах: Болгарии, Германии, США.

Александр Таушев с ранних лет много путешествовал и читал духовные книги

Таушев Александр Павлович пришёл в наш мир 19 октября 1906 года. Он с юных лет много путешествовал, так как отец занимал государственную должность, которая требовала постоянных перемещений.


Аверкий Таушев

Юный Александр успел посмотреть на разные уголки России, сравнить их, узнать традиции, нравы, особенности быта. Он раскрывал в себе дар наблюдательности.

Но не только люди и особенности их уклада жизни интересовали мальчика. Он всегда и везде обращал внимание на храмы. Было в них нечто притягательное, пробуждающее фантазию и какое-то приятное внутреннее чувство.

В числе любимых книг юного Саши была «Невидимая брань» преподобного Никодима.

Однако не только произведения православного зодчества пробуждали в юном Александре интерес к духовной жизни. Он увлёкся духовной литературой. Например, одной из привлёкших его книг стала «Невидимая брань» преподобного Никодима.

Это труд о том, как человек поэтапно движется к спасению и о тех препятствиях, которые могут возникнуть на этом пути.

После принятия монашества отец Аверкий преподавал духовные предметы

В 1931 году в Закарпатской Руси Александр Таушев постригся в монахи и стал отцом Аверкием. В 1932 он стал уже иеромонахом, что неудивительно, ведь жизненный опыт, эрудиция и отличное образования значительно помогали на этом пути.

1932

в этом году Александр стал иеромонахом, в 1940 — бежал в Белград

Он помогал настоятелю, редактировал издания епархии, преподавал катехизис в школах. И кто знает, быть может, довольствовался бы этим, если бы не война, которая в 1940 году вынудила бежать в Белград.

Для отца Аверкия нашлось место в Свято-Троицком Белградском храме. Также он взялся преподавать несколько предметов:

  • пастырское Богословие;
  • гомилетика (наука о ведении проповеди).

А ещё отец Аверкий вёл целый курс для мирян, где рассказывал, какой должна быть жизнь в свете Слова Божия.

В 1944 году заслуги отца Аверкия позволили руководству возвести его в сан архимандрита. И до 1951 года владыка Аверкий самоотверженно служил в русских приходах на территории Германии и Австрии.

Похвала Пресвятой Богородицы

Обсуждение: 2 комментария

  1. Генрих:
    14.04.2008 в 00:00

    Опиум для народа вся ваша байда! Все церкви построены за счёт безпошлинной торговли табаком и алкоголем в период перестройки. Вы убили алкоголем и табаком миллионы людей, что бы построить для них клабище на Руси.

    Лжецы Вы, и лицемеры.

  2. * * *:

    14.04.2008 в 00:00

    Да, любезный Генрих, ты, конечно, прав и весьма проницателен: до перестройки на Руси церквей не строили. Все началось с Горбачева, который назначил Ридигера торговать табаком и алкоголем. Вследствие этого и появились у нас церкви.

В США отец Аверкий стал архиепископом

В 1951 году владыку Аверкия пригласили переехать в США. Там он преподавал в Свято-Троицкой семинарии. Его основные дисциплины:

  • гомилетика;
  • литургика;
  • Новый Завет.

1951

в этом году Аверкия Таушева пригласили в США

Знания вновь выручали владыку Аверкия. С детства привыкший к переездам, он успешно адаптировался к новым условиям и продолжал доступно преподавать аудиториям христианские знания. Учащие проявляли интерес к его лекциям, администрация отмечала заслуги владыки.

Наконец, управление семинарии назначила его ректором. И здесь владыка Аверкий продолжил с энтузиазмом выполнять возложенные на него обязанности, привлекал в академию других уважаемых специалистов.


Отец Аверкий

В 1953 году владыку Аверкия рукоположили в сан епископа Сиракузского и Троицкого. Через семь лет он стал настоятелем Свято-Троицкой обители, а ещё через год получил сан архиепископа.

1953

в этом году отца Аверкия рукоположили в сан архиепископа

В 1964 году его включили в состав Архиерейского Синода русской православной Церкви за границей, где владыка продолжил честный труд во благо православный Церкви.

Архиепископ Аверкий скончался 13 апреля 1976 года. Его похоронили в Троицком храме, в Джорданвилле.

Жизнь в эмиграции

Во время вспыхнувшей вслед за Октябрьской революцией гражданской войны семья Таушевых вынуждена была оставить Отчизну. Сказалась и опасность возможных репрессий, и несогласие с богоборческой политикой большевиков.

После долгих раздумий и сожалений семья осела в Болгарии, в Варне. Здесь Александр продолжил учёбу.

В этот период он находился под духовным влиянием настоятеля местного храма, отца Иоанна Слунина. Кроме того, большое влияние на становление религиозного склада души Александра оказала встреча с архиепископом Феофаном Полтавским.

Тот посетил Варну в 1925 году. После встречи с архиереем, отличавшимся строгостью жизни и добродетелью, обладавшим даром проникновенного слова, Александр воспламенился желанием приобщиться к монашеству и посвятить себя Богу.

С благословения владыки он поступил на богословский факультет государственного университета в Софии. Богословские дисциплины изучал с живым интересом. Бывало, что он часами не отрывался от книг.

Современники отмечали личные качества и ораторский талант отца Аверкия

Деятельность владыки Аверкия всегда оценивали высоко. Например, иеромонах Дамаскин (Христенсен) называл его одним из лучших проповедников, которых знала современность:

«Говорил Архиепископ Аверкий столь прекрасно, что по смерти его в одной статье назвали «Златоустом последних времён».

Даже в повседневном разговоре его речь была по-ораторски гладкой и ровной, к чему он отнюдь не прилагал усилий.

Ораторский его дар в сочетании с пламенной любовью к Истине делал его проповеди незабываемыми.

Часто покаянное настроение настолько охватывало его, что он начинал рыдать посреди проповеди.

Лишь самые бесчувственные из слушающих смеялись над этой «эмоциональностью», по всем было ясно, что эти слезы были совершенно естественными — они исходили от избытка сердца».

Дамаскин (Христенсен)

иеромонах

Протоиерей Андрей Папков вспоминает проповеди владыки Аверкия:

«Он выходил на амвон, жезл в левой руке — закрывал глаза и говорил…

После этого проповедь, как правило, попадала в газету «Православная Русь», и, если вы записывали эту проповедь на магнитофон и потом смотрели на неё в напечатанном виде, даже запятые — и те были на месте.

Он, видимо, проповедь продумывал, произносил, потом записывал, или наоборот, — во всяком случае, память у него была фотографическая.

Мы просто иногда следили за этим. Но говорил он долго, не менее 20 минут, и это иногда утомляло немножко».

Андрей Папков

протоиерей

Владыка Аверкий был для других надёжной опорой, человеком, на которого всегда можно положиться, поскольку он никогда не предаст своих убеждений.

Он никогда не питал иллюзий и всегда объективно смотрел на вещи. В частности, владыка Аверкий прекрасно понимал, что уровень благочестия среди эмигрировавших православных снижается. Но не меньшим горем для него была и участь тех верующих, которые остались в России. Он всегда вспоминал о них с большим сожалением.

Боже, милостив буди нам, грешным!

Мы уже дожили до того поистине страшного и жуткого времени, когда почти все уже капитулируют перед победно-шествующим в мiр богоборческим сатанизмом, кое-где еще так или иначе маскирующимся, ради удобнейшей подготовки царства антихристова, когда должна будет начаться уже неприкрываемая кровавая борьба во всем мiре с истинной верой и Церковью Христовой.

Ведь страшно подумать! Не только все православные поместные Церкви, но даже инославные христианские исповедания, пользующиеся пока, казалось бы, полной внешней свободой, фактически уже капитулировали перед богоборческой советской властью, поскольку они признают законной церковью русского народа московскую патриархию

, являющуюся орудием ее, вступают с ней в сношения, приветствуют ее иерархов, ездят к ним сами и приглашают их к себе и поддерживают с ними дружественные отношения, как бы с представителями подлинной Русской Церкви.

Только одна наша русская Зарубежная Церковь пока еще стоит
на пути у этого богоборческого сатанизма. Вот где и кроется причина той страшной злобы, которая в настоящее время готова со всей силой обрушиться на нее!
Предпринимается все возможное, чтобы сломить позиции Русской Зарубежной Церкви. В самое последнее время выпущена в свет даже целая книга с целью доказать «неканоничность» ее существования. Вероятно, и сам антихрист, когда явится, будет так же искусно орудовать канонами. Раньше у нас славились таким обращением с законами иные мастера, почему и явилась в нашем народе остроумно-ядовитая поговорка: «Закон – что дышло: куда повернешь, туда и вышло». Вот точно таким же образом теперь недобросовестные люди, продавшие свою совесть врагам Христовой веры, орудуют и церковными канонами. Но все их построения рушатся сами собой, ибо они основаны на порочной, не выдерживающей никакой критики с точки зрения и здравого смысла и учения истинной Церкви предпосылке, будто «советская власть есть власть от Бога».

В самом деле. Разве можно богоборческую советскую власть, насильственным путем утвердившуюся на нашей несчастной Родине, считать властью Богоустановленной и относить к ней слова св. Апостола Павла в его послании к Римлянам гл. 13, стихи 1-5: «Нет власти не от Бога»?

Для ясного решения этого вопроса, необходимо внимательно прочесть все эти слова св. Апостола от начала до конца полностью, вдуматься в их глубокий смысл, вопросив свою совесть насколько сказанное св. Апостолом может идти к советской власти, а затем обратиться к нашим древним церковным авторитетам, дабы узнать, как они понимали и толковали эти слова. Ведь и римо-католики и все безчисленные сектанты для оправдания своих заблуждений прибегают к текстам из Священного Писания, вырывая из контекста отдельные фразы и толкуя их там, где это им выгодно, слишком буквалистически, без сличения и согласования с остальным текстом.

Итак, что же говорит св. Апостол Павел:

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению

. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны
не для добрых дел, но для злых
. Хочешь ли не бояться власти?
Делай добро, и получишь похвалу от нее; ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро.
Если же делаешь зло, бойся, ибо
он не напрасно носит меч: он Божий слуга
, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести»

Вот теперь, процитировав эти слова и внимательно вдумавшись в них, вопросим самую элементарную, не искривленную человеческую совесть – совесть человека хотя бы немного знакомого с богоборческой сущностью коммунистической советской власти, не только отрицающей самое существование Бога, но и сознательно и ожесточенно борющейся с верой в Бога, со всякой религией – могут ли эти слова быть отнесены к советской власти?

Конечно, нет!

Как может быть «властью от Бога» та власть, которая с Богом борется, поставляя при том свою борьбу с Богом за искоренение всякой религии одной из главных целей своей деятельности?

Разве мы не знаем, сколько зла причинила богоборческая советская власть Русской Земле, сколько невинной крови она пролила, скольких русских людей сделала несчастнейшими из смертных, сколько великих исторических святынь русского народа разрушила и осквернила, как надругалась она над душой православного русского человека, сколько всякой мерзости, низости, гнусности и самого разнузданного хамства внесла в русскую народную жизнь, искусственно вызывая и взвинчивая в душах всевозможные порочные и преступные инстинкты, возбуждая зверя в человеке, в том самом русском человеке, который так славился прежде своим смирением, кротостью, милосердием и самыми добрыми истинно-христианскими качествами души?

Можно ли, после всего этого и зная все это, решиться сказать о начальствующих лицах советской власти, что они «страшны не для добрых дел, но для злых»?

Можно ли сказать о советской власти: «Хочешь ли не бояться ее? – Делай добро, и получишь похвалу от нее»?

Не звучит ли все это самой злой иронией?

Можно ли о советском «начальнике», который непременно должен быть безбожником, ибо этого требует от своих сочленов «компартия», сказать, что он «есть Божий слуга, тебе на добро», что он «носит меч» как «отмститель в наказание делающему злое»?

Не будет ли это кощунством – издевательством над священным званием «Божии слуги»?

Вот чего не может не ответить на поставленный нами в самом начале вопрос о Богоустановленности советской власти здоровая, не «сожженная» еще человеческая совесть, совесть не привыкшая еще к разным казуистическим изворотам.

Но как же и почему все же св. Апостол Павел выражается так, что «нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены»? Не значит ли это, что и советская власть, несмотря ни на что, все же должна быть рассматриваема, как «власть от Бога»?

Обратимся к высокоавторитетному для нас толкованию этих слов Апостола Святыми Отцами Церкви. Что говорят они по этому поводу?

Вот, как толкует, например, эти слова великий вселенский учитель и святитель св. Иоанн Златоуст:

«Власти учреждены от Бога … Как это? Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает Апостол. У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти

. Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно, так чтобы народы носились туда и сюда, подобно волнам, – все это я называю
делом Божьей премудрости
. Потому Апостол и не сказал, что нет начальника, который не был бы поставлен от Бога, но рассуждает вообще о существе власти… Так как равенство часто доводит до ссор, то Бог установил многие виды власти и подчинения, как-то: между мужем и женою, между сыном и отцом, между старцем и юношей, рабом и свободным, между начальником и подчиненным, между учителем и учеником…
А безначалие везде есть зло и бывает причиной безпорядка…
Ведь от властей для государств бывают безчисленные блага: если упразднить их, все погибнет и не устоят ни города, ни села, ни дома, ни торжище и ничто другое, но все ниспровергнется, так как более сильные поглотят более слабых…» (Творения, т. IX, стр. 774-77).

Как из вышеприведенных слов святого Златоуста, так и из дальнейших его рассуждений совершенно ясно, что св. Апостол говорит здесь не о «всякой» власти, в смысле безразличия того, в чьих бы руках власть ни находилась, а о самом институте власти, как таковом – о том, что самый институт власти установлен Богом

ради упорядочения жизни людей, что
государственная власть, по своей идее, есть Божественное установление, необходимое для предотвращения анархии, или безначалия,
грозящей нежелательными потрясениями и разрухой для человеческого общества.

Такую мысль со всею силою подтверждает и другой великий и весьма авторитетный для нас Отец Церкви преп. Исидор Пелусиот. Указав наперед Богоустановленный повсюду в жизни словесных и безсловесных существ порядок подчинения одних другим, он затем заключает:

«Поэтому в праве мы сказать, что самое дело, разумею власть, то есть начальство и власть царская установлены Богом. Но если какой злодей-беззаконник восхитит

сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что
попущено ему
изблевать сие лукавство, как фараону, и в таком случае понести крайнее наказание, или уцеломудрить тех, для кого нужна жестокость, как царь вавилонский уцеломудрил иудеев» (Творения, ч. II, письмо 6-ое).

Кажется, сказано вполне ясно. И отсюда должно быть понятно, что богоборческая советская власть, вполне подпадающая под понятие «злодея-беззаконника, восхитившего сию власть», как власть не законная, а захватническая и насильническая и держащаяся кровавым террором, не может ни в коем случае почитаться «властью от Бога», которой надо повиноваться «не только из страха наказания, но и по совести»: ей, по выражению преп. Исидора, только «попущено

изблевать сие лукавство», но не больше.

Можно ли, после всего вышесказанного, относить к советской власти заповедь св. Апостола Павла: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (I Тим. 2, 1-4), как делает это современная московская патриархия

и все ее сторонники?

Мы уже убедились с достаточной несомненностью, что советскую власть, как власть «злодея-беззаконника», нельзя рассматривать в качестве законной, Богоустановленной власти, за которую надлежит христианам возносить «молитвы, прошения, моления и благодарения». Никак не идет тут и сравнение советской власти с властью языческого императора, в пределах Империи которого жили и действовали св. Апостолы и первые христиане. Власть языческого римского императора была для тогдашнего мiра вполне законной, правовой властью

, действительно обезпечивавшей порядок и благоустроение тогдашнего человеческого общества (вспомним хотя бы знаменитое «Римское право», легшее в основу всей современной юриспруденции и доселе непревзойденное!).

А если христиане все же подвергались тогда гонениям со стороны этой языческой власти, то отнюдь не потому, что эта власть была богоборческой, по самому существу своему, подобно современней власти советской, а лишь потому, что эта языческая власть не знала христианства

, которое было в тогдашнем языческом мiре явлением совершенно
новым
, неслыханным, непонятным. При том о христианстве ходили самые неблагоприятные слухи: христиан обвиняли в безбожии за то, что они не хотели приносит жертв языческим богам, их подозревали в тайном разврате, в убийстве детей и вообще в разного рода преступных и предосудительных действиях, считая их человеконенавистниками.

Совсем другое дело – современная власть советская. Она-то прекрасно знает, что такое христианство, и сознательно

гонит его, именно за то прекрасное,
за то возвышенное, за то доброе,
что оно собою являет. Вспомним хотя бы столь характерное заявление официального советского органа «Безбожник», приуроченное к празднику св. Пасхи:

«Христианская церковь учит, что Пасха – праздник любви, братства… Христианские священники в дни Пасхи говорят верующим: «Простите друг другу обиды, обнимите друг друга, простите врагам вашим». Партия считает это учение совершенно неприемлемым

для народов: Пасха христианская сеет в народных массах вредные идеи» (1 апреля).

И это понятно, ибо коммунизм, как известно, сознательно противопоставляет христианской любви классовую ненависть

, а потому он так непримирим к истинному христианству, воплощаемому в истинной Церкви.

Если и могут быть какиe-либо сравнения, то советскую власть можно скорее всего сравнить с властью Иулиана Отступника, ибо и она – власть отступническая

. А, как это хорошо известно, христиане IV столетия молили Бога не о благопоспешении Иулиана Отступника, а
о его скорейшей погибели
. Об этом молился и такой прославленный Отец Церкви, как Вселенский Учитель и Святитель Св. Василий Великий. Об этом мы читаем в «Житиях Святых» под 24 ноября («Страдание св. великомученика Меркурия») следующие знаменательные строки:

«Сего воина, святого великомученика Меркурия, душою уже торжествующего на небе, Взбранная Воевода, Пресвятая Богородица, употребила, спустя значительное время, на следующую свою воинскую службу. Когда Св. Василий Великий молился пред иконой Пресвятой Богородицы, – при которой было изображение и святого великомученика Меркурия с копьем, как воина, – чтобы злочестивый царь Иулиан Отступник, великий гонитель и истребитель правоверных христиан, не возвратился из Персидской войны для истребления христианской веры, то увидел, что там, при иконе Пресвятой Богородицы, образ св. Меркурия сделался на некоторое время невидимым, потом показался с окровавленным копьем: А в то самое время Иулиан Отступник был пронзен на Персидской войне копьем неизвестного воина, который тотчас же после того сделался невидим. Окаянный Иулиан, извергнув вверх хлынувшую из раны кровь, обращаясь к небу с такими хульными словами на Христа: «Ты победил, Галилеянин!» – умер со злобой на устах. Это чудо сделалось тогда явным, ибо, по молитвам Св. Василия Великого, сама Пресвятая Богородица послала сего угодника Божия и своего святого победоносного великомученика Меркурия от церкви торжествующей к церкви воинствующей на казнь богопротивного Отступника Иулиана, на защиту святой веры и православных христиан» («Жития Святых» на рус. языке за Ноябрь месяц).

А разве не превзошли современные гонители веры Христовой отступники-большевики во много-много раз Иулиана Отступника? И только такой молитвы они и достойны – молитвы о скорейшей погибели их богопротивного владычества и прекращения их неистового мучительства.

Всякая иная молитва о них звучит просто кощунственно.

Но как лукав нынешний век и как часто теперь под собственные низменные страсти и чисто-шкурные интересы подводятся мнимые идеологические обоснования! Здесь именно и кроется основной источник наших разногласий в данном, казалось бы, столь ясном вопросе, как и во многих других, подобных же.

Вот и вновь приближается Великий пост – время покаяния. Во всех грехах своих должны мы каяться, но больше всего должны мы каяться в грехе богоотступничества – самом страшном и обольстительном грехе современности, совсем лишающем нас надежды на спасение, ибо он отнимает у нас самую возможность покаяния и во всех остальных грехах обычной человеческой немощи, если только, проверив тщательно свою совесть, мы обнаружим, что грешим им хотя бы в самой малой степени, поддаваясь духу времени. И сознавая, как многочисленны теперь раскинутые повсюду вокруг нас вражьи сети, будем усерднее вопиять мытаревым гласом: «Боже, милостив буди нам, грешным!»

(Архиепископ Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Т. II.)

+ + +

От редакции. Вот в чем смысл нынешнего соединения РПЦЗ и МП: капитуляция и поглощение Русской Зарубежной Церкви для удушения этого сопротивления антихристу.

Постоянный адрес страницы:

Оставить свой комментарий

« Предыдущая запись

Владыка Аверкий писал труды о четвероевангелии, духовной жизни, святых и богослужениях

Владыка Аверский был по сладу ума человеком учёным. С его любовью к чтению книг закономерно то, что он написал множество собственных сочинений на самые разные темы, связанные с христианством.

Духовные труды отца Аверкия отличаются научным подходом. Есть среди его текстов руководство по гомилетике, есть книга, чья задача — помочь верующему изучить Библию. Он наставлял как опытных пастырей, так и новичков, только пришедших в веру.

Несмотря на обширное количество вопросов, которые предстояло затронуть, владыка Аверкий нашёл время для того, чтобы написать об отдельных святых. У него есть труд о Марке Эфесском.

Купить книгу в интернет-магазине Стерение.ру


Книга отца Аверкия (Таушева) «Четвероевангелие. Апостол»

Хотя автор текстов — представитель духовенства, а аудитория — верующие люди, владыка Аверкий всегда во главу всего ставил научный подход, не боясь оспорить противоречащие ему предания:

«Кто же был устроителем Римской Церкви?

Надо полагать — ученики святого Апостола Павла.

В конце послания к Римлянам святой Апостол Павел посылает приветствия целому ряду лиц, по-видимому очень близко и хорошо ему знакомых.

Кто же эти лица и как святой Апостол Павел, еще не бывший до того в Риме, мог с ними познакомиться?

Все они несомненно — изгнанники из Рима<�…>

Предание же о том, что Римская церковь основана святым Петром

можно объяснить тем, что первые верующие в Риме

были из числа обращенных в день Пятидесятницы,

которые слышали речь святого Апостола Петра

и естественно считали его своим духовным отцом.

К этому присоединилось и то,

что в Риме святой Апостол Петр принял мученическую кончину».

Акверий Таушев

священник

Одна из самых важных и известных работ владыки Аверкия — «Четвероевангелие».

В традиции Церкви четвероевангелием называют все четыре текста канонических евангелий. Разумеется, жизнеописаний Христа истории известно больше, но они не включены в Библию.

В одноимённой работе Аверкий Таушев подробно анализирует содержание евангелий, объясняет трудные места и задачи его авторов:

«Как видно из этого предисловия св. Луки, он взялся за составление своего Евангелия потому, что к тому времени появилось уже довольно много сочинений подобного рода, но недостаточно авторитетных и неудовлетворительных по содержанию; и он счел своим долгом (из желания утвердить в вере некоего «державного Феофила», а с ним заодно и всех христиан вообще) написать повествование о жизни Господа Иисуса Христа, тщательно проверяя все данные со слов «очевидцев и служителей Слова».

Акверий Таушев

священник

Анализ текстов при этом опирается не только на богословие, но и на философию, языкознание, философию, что позволяет делать ёмкие выводы:

«Второе лицо Пресвятой Троицы — Сына Божия — Иоанн именует «Словом».

Тут важно знать и помнить, что греческое «логос» означает не только слово уже произнесенное, как в русском языке, но и мысль, разум, мудрость, выражаемую словом.

Поэтому наименование Сына Божия «Словом» значит то же, что и наименование его титулом «Премудрость».

Акверий Таушев

священник

Как церковный деятель, Аверкий Таушев малозначим для истории русской православной Церкви, но вот эти и другие его работы будет полезно почитать и подробно изучить любому верующему христианину.

Книги отца Аверкия можно купить в интернет-магазине «Сретение».

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Дух антихристов и предтечи антихриста

Учение об антихристе входило в составь первоначального апостольского благовествования, что ясно видно из 2-й главы Второго Послания св. Апостола Павла к Солунянам. Дав в 3-4 стихах этой главы характеристику антихриста, св. Апостол пишет дальше Солунянам: «Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? (ст. 5)».– Нельзя не считать весьма примечательным то, что в кратковременный период своего пребывания в Солуни св. Ап. Павел не только не обошел молчанием учения об антихристе, как второстепенного и маловажного, но счел нужным изложить это учение со всей подробностью. И в этом своем втором послании он только повторяет сказанное им прежде об антихристе устно.

Почему же так важно знать это учение?

Потому, что, как предостерегают нас Святые Отцы, кто пренебрежет этим учением, сочтя его маловажным и несущественным в христианстве, тот не узнает антихриста и поклонится ему.

Неужели можно не узнать антихриста?

Да, можно! Вот как говорит об этом собравший воедино все сказанное об антихристе древними Св. Отцами Игнатий (Брянчанинов):

«Антихрист назовет себя проповедником и возстановителем истинного богопознания: непонимающе христианства увидят в нем представителя и поборника истинной религии, присоединятся к нему

. Явит себя антихрист кротким, милостивым, исполненным любви, исполненным всякой добродетели:
признают его таким и покорятся ему
по причине возвышеннейшей его добродетели те, которые признают правдою падшую человеческую природу… Предложит антихрист человечеству устроение высшего земного благосостояния и благоденствия, предложит почести, богатство, великолепие, плотские удобства и наслаждения:
искатели земного примут антихриста, нарекут его своим владыкой
. Откроет антихрист пред человечеством подобное ухищренным представлениям театра позорище поразительных чудес… он наведет страх грозою и дивом чудес своих, удовлетворит ими безразсудному любопытству и грубому невежеству, удовлетворит тщеславию и гордости человеческой, удовлетворит плотскому мудрованию, удовлетворит суеверию, приведет в недоумение человеческую ученость:
все человеки, руководствующиеся светом падшего естества своего, отчуждившиеся от руководства светом Божиим, увлекутся в повиновение обольстителю
» (Том IV, стр. 297). Антихрист с восторгом будет принят отступниками от христианства, но достойно глубокого внимания и плача, как отмечают Св. Отцы, что сами избранники будут в недоумении относительно личности антихриста, настолько искусно сумеет он прикрыть от внешних взоров гнездящееся в нем сатанинское зло. «Противники антихриста сочтутся возмутителями, врагами общественного блага и порядка, подвергнутся и прикрытому и открытому преследованию, подвергнутся пыткам и казням» (там же). Все, кто откажутся поклониться антихристу, попадут в самое мучительное и затруднительное положение: «
малое число их будет казаться ничтожным пред всем человечеством и мнению их будут придавать особенную немощь, общее презрение, ненависть, клевета, притеснения, насильственная смерть соделается их жребием
» (там же).

Благочестивый читатель, не находишь ли ты, что нарисованная выше картина в какой-то мере напоминает то, что уже происходит в мiре?

Да! но где же антихрист? разве он уже пришел?

Самого антихриста мы пока еще не видим, но дух его явно водворяется и начинает господствовать в мiре

. Многочисленные
предтечи антихриста
с громадной энергией подготовляют его приход, его торжество, его воцарение в человечестве. Для того, чтобы антихрист мог быть принятым в среде христианского человечества, конечно, нужна весьма длительная и напряженная подготовка. Она и велась и ведется с самых апостольских времен, все с большей и большей напряженностью. Так еще св. Апостол Иоанн Богослов писал в своем Первом Соборном Послании: «Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это
дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мiре
» (4: 3); «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это –
антихрист
, отвергающий Отца и Сына» (2:22), и, наконец, – «
Вы слышали, что придет антихрист, и теперь
появилось
много антихристов
» (2: 18). Ученый толкователь Свящ. Писания Еп. Михаил отмечает, что в греческом подлиннике имя
«антихрист»
стоит с определенным указательным членом, совершенно отделяющим это имя, как известного определенного лица, тогда как другие «антихристы» не стоят с определенным членом и, следовательно, как «многие», отличаются от него. Эти «
многие антихристы
» суть только предтечи того
антихриста
, который явится перед Вторым Пришествием Христовым и кончиною мiра: они – как бы «прообразы» своего «Первообраза» – грядущего единоличного антихриста. Они – носители
духа антихристова
, и их задача – подготовить подходящую почву для прихода антихриста, создать благоприятствующие его явлению в мiре условия.

Эти «предтечи» антихриста и руководят тем мiровым процессом, который св. Ап. Павел назвал «отступлением»

(2 Солун. 2: 3). Сущность этого процесса заключается во все большем, и большем отходе христианского человечества от
подлинного
, неповрежденного Евангельского учения и в
подмене
Евангельских заветов
иными
идеалами. Губительность этих идеалов, предлагаемых человечеству «предтечами» антихриста, – в том, что они
кажутся
иногда приемлемыми для христианина, совместимыми с христианством, а в действительности – глубоко противны ему, как льстящие человеческим страстям и похотям и утверждающие падшую природу человека в ее падении.

Можно ли проследить этот процесс «отступления» в истории и в жизни?

И можно и должно! Должно для того, чтобы уберечь себя и ближних от вовлечения в этот процесс, чтобы устраниться от него, чтобы спасти себя от заражения все более и более утверждающимся в мiре духом антихриста.

Диавол, конечно, не мог примириться с появлением в мiре христианства, а потому мы видим «дух антихриста» действующим в христианском человечестве уже в апостольские времена. Первыми «предтечами антихриста» были Симон-волхв, Керинф, Николаиты, с которыми должны были бороться св. Апостолы. Затем – гностики и целые скопища всевозможных еретиков, с которыми боролись на протяжении ряда веков Святые Отцы и учители Церкви. В первые десять веков христианской эры дух подлинной веры и благочестия был, однако, еще настолько силен в христианах, что одерживал каждый раз блистательную победу над «духом антихриста» и Церковь Христова, несмотря на все постигавшие ее тяжкие испытания, торжествовала над своими врагами.

Но вот, к середине XI-го столетия «дух антихристов» настолько укоренился на Западе, что смог отторгнуть совсем от единения со всей Вселенскою Церковью целую половину христианского человечества. Результатом этого явилось «папство» с его многоразличными отступлениями от подлинного христианского учения о вере и благочестии – с новоизмышленными догматами, с поврежденной нравственностью, с индульгенциями, «священной инквизицией» и тому подобными извращениями.

Это была первая решительная победа, одержанная «предтечами» антихриста.

За ней вскоре последовали другие.

На рубеже средних веков, для полного искоренения остатков христианства, тот же «дух антихриста» породил в лоне отторгшегося от истинной Православной

веры «папства» уже совершенно противные христианству движения – ничем не сдерживаемого вольнодумства, «гуманизма», поставившего на место Бога самого человека, и, наконец, «атеизма», или полного безбожия. Не без сильного влияния этих движений, в XVI веке произошел раскол внутри самой папской церковной организации, получивший наименование «протестантизма», который взялся будто бы «реформировать» Церковь, а в действительности пошел еще дальше по пути «отступления» и отверг самую сущность Церкви. Протестантизм, в свою очередь, начал все больше и больше дробиться на мелкие части – «секты», из которых многие в настоящее время так далеко отошли от христианства, что отвергли его главнейшие догматы и даже веру в Божество Основателя христианства – Господа Иисуса Христа. Этот процесс возникновения все новых и новых сект, самых изуверных и нелепых, не прекращается и теперь. Чрезвычайно характерно то, как явно обнаруживает себя «дух антихристов» во всех этих сектах. Если не все они, то большинство из них много говорят о Втором Пришествии Христовом, ждут его с особым нетерпением и горячностью (напр., адвентисты), но умалчивают о предварительном приходе антихриста или утверждают, что антихрист уже есть в лице… Римского папы. Характерна в этом отношении и состоявшаяся недавно Эванстонская конференция, организованная протестантами и сектантами и прошедшая под лозунгом: «Христос – надежда мiра». Много, очень много говорилось на этой конференции о «Втором пришествии Христовом» и о том, какие блага сулит это человечеству на земле (!?), но – полное умолчание об антихристе! Не наводить ли это естественно на мысль о том, что протестанты и сектанты постепенно подготовляются своими руководителями к тому, чтобы принять антихриста, когда он явится, как Самого Христа?

Одновременно появляются на Западе и настойчиво пропагандируются уже явно-антихристианские учения материализма, социализма и марксизма-коммунизма, и все шире и шире раскидывают свои сети общественно-политические организации с тайным культом сатаны. Действуя совершенно так же, как будет действовать сам антихрист, «с адским коварством и лицемерием» (по выражению Еп. Игнатия), возглавители этих организаций, эти подлинные «лисицы по сердцу и волки по душе» (по выражению преп. Нила Мироточивого Афонского) постепенно захватывают во всем мiре руководство не только общественно-политической, но и религиозной жизнью людей, все направляя к одной цели – подготовить условия, благоприятствующие тому, чтобы человечество приняло антихриста и поклонилось ему, как своему царю и богу.

Самым главным препятствием на пути к достижение этой цели была Православная Россия

– единственный мощный оплот истинно-христианской Православной веры в мiре – с ее Государем, державным Защитником и Покровителем всей Православной Церкви. В течение двух с лишком веков «предтечами» антихриста велась систематическая и упорная работа для того, чтобы из Православной Российской Империи сделать безбожный Союз Советских Социалистических Республик. Когда это было достигнуто, поведена была новая работа с целью уничтожить самую Православную Церковь, одновременно в двух направлениях: путем страшных, неслыханных гонений, едва ли не превзошедших гонения первых веков христианства, и путем разложения изнутри с помощию живоцерковничества, обновленчества и насаждения всяких вольнодумных модернистских течений в духе протестантизма. В конце концов в большинстве православных стран уцелевшие от разгрома остатки поместных Церквей были сделаны жалкими орудиями богоборческой власти. Обильные плоды пожал, однако, «дух антихристов» и в православных Церквах, оставшихся на свободе. Они сильно заражены отравой вольнодумного либерализма и модернизма, влекущего их к слиянию с протестантизмом. Славу Богу, есть еще в них и малый остаток не преклонивших колена перед все более и более поднимающим голову «духом антихриста»! Держится пока и наша Русская Зарубежная Церковь, в которой поклонники грядущего антихриста произвели губительный раскол, а теперь пытаются и совсем ее уничтожить, изгладить с лица земли, употребляя для этого все возможные средства и главное из ник – ложь и клевету, естественное оружие отца лжи и клеветника изначала – диавола.

Зрелище в мiре в общем весьма безотрадное, и было бы от чего пасть духом и придти в отчаяние, если бы не знали мы, что «тако писано есть»

в Слове Божием и всему этому
так и надлежит быть.
Что же нам делать и как нам быть?

«Отступление попущено Богом», так наставляет нас один из великих наставников духовной жизни нашего времени Преосвященный Игнатий (Брянчанинов): «не покусись остановить его немощного рукою твоею. Устранись, охранись от него сам, и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его


Отступление начало совершаться с некоторого времени быстро, свободно и открыто. Последствия должны быть самые скорбные. Воля Божия да будет! Дело Православной веры можно признать приближающимся к решительной развязке…
Одна особенная милость Божия может остановить нравственную всегубящую эпидемию, остановить на некоторое время, потому что надо же исполниться предреченному Писанием. Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется давно, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостоять. Предпринимаемые меры поддержки заимствуются из стихий мiра, враждебного Церкви, и скорее ускорят падение ее, нежели остановят. – Не от кого ожидать возстановления христианства. Сосуды св. Духа изсякли окончательно повсюду, даже в монастырях, этих сокровищницах благочестия и благодати… Соль обуевает. В высших пастырях Церкви осталось слабое, темное, сбивчивое, неправильное понимание по букве, убивающей духовную жизнь в христианском обществе, уничтожающей христианство, которое есть дело, а не буква.
Тяжело видеть, кому вверены в руки овцы Христовы, кому предоставлено их руководство и спасение.
Но это – попущение Божие… Милосердное долготерпение Бога длит и отсрочивает решительную развязку
для небольшого остатка спасающихся
, между тем гниющие или сгнившие достигают полноты тления.
Спасающиеся должны понимать это и пользоваться
временем, данным для спасения…
Милосердный Господь да покроет остаток верующих в Него! Но остаток этот скуден: делается скуднее и скуднее… «Спасаяй да спасет свою душу»
, сказано остатку христиан Духом Божиим». (Из IV тома и Отечника).

С тех пор, как писал это Еп. Игнатий, положение в мiре не улучшилось, а ухудшилось. «Как антихрист главным делом своим будет иметь отвлечь всех от Христа», говорит другой великий духоносный наставник нашего времени Еп. Феофан Затворник: «то он не явится, пока будет в силе царская власть. Она не даст ему развернуться, будет мешать ему действовать в своем духе. Вот это и есть «удерживающее»

(2 Солун. 2: 7).
Когда же царская власть падет, и народы всюду заведут самоуправство (республики, демократии), тогда антихристу действовать будет просторно.
Сатане не трудно будет подготовлять голоса в пользу отречения от Христа, как это показал опыт во время Французской революции. Некому будет сказать:
«вето»
– властное. Итак,
когда заведутся всюду такие порядки, благоприятные раскрытию антихристовских стремлений, тогда
и антихрист явится.
(Толкование на послание св. Ап. Павла к Солунянам 2-ое гл. 2: 6, стр. 504).
Предреченное Епископом Феофаном исполнилось: «предтечи» антихриста свое дело сделали – «дух антихристов» водворился повсюду, установив везде «порядки, благоприятные раскрытию антихристовских стремлений». Памятуя слова Епископа Игнатия, что «антихрист будет логичным, справедливым, естественным последствием общего нравственного и духовного направления человеков» (т. IV), предоставляем читателям, внимательным к окружающей жизни, самим сделать свои выводы из всего вышесказанного, а, с своей стороны, можем только повторить:

«Спасаяй да спасет свою душу»!

(Архиепископ Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Т. I.)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]