Христианское воспитание Дмитрий Солунский получил в детстве от родителей. Они были не просто тайными христианами. Отец Дмитрия занимал высокую должность в управлении греческого города Фессалоники (ныне Салоники) и был проконсулом. Христианская вера в те времена была приговором для всей семьи. Но эта опасность не останавливала отца семейства. В доме был тайный храм, где и был крещён Димитрий по вере его родителей. Когда отец Димитрия умер, право наследования должности перешло к будущему великомученику Димитрию. О том, что он христианин Димитрий не стал утаивать, и вскоре был арестован по приказу римского императора Максимиана, главным развлечением которого были гонения и мучения христиан. Император просил отречься святого Димитрия от Христа, но получил решительный отказ. Великомученик Димитрий был заколот копьями в темнице. Житие святого Димитрия — это история истинного христианского воина. Икона святого Дмитрия с клеймами изображает весь его мученический путь.
Житие великомученика Димитрия Солунского
Димитрий родился в Фессалониках (Салониках) в 3 веке в семье, где исповедовали христианство, был крещен по воле родителей, воспитывался по канонам веры. Его отец был аристократом, римским проконсулом, уважаемым и богатым. Христианскую веру скрывал. Он скончался, когда юноша едва достиг совершеннолетия.
Император Максимиан назначил Димитрия на должность отца. В обязанности проконсула входила защита территории от внешних врагов, оборона границ. Языческая вера в Риме в то время ослабевала, но власти поддерживали ее мечом, выявляя и истребляя христиан, которые вынуждены были скрывать свои убеждения.
Димитрия обязали бороться с новой верой, расшатывающей устои империи. Вместо этого он проповедовал Божье слово, поддерживал единоверцев. За это его заточили в темницу, убеждали отречься. Приехавший в Фессалоники Максимиан решил устроить показательные казни христиан для устрашения населения.
Христиан выгоняли на гладиаторские бои, заставляя биться с сильными воинами. Побежденных сбрасывали с арены на копья. Особым мастерством отличался любимец императора Лий. Нестор был христианином и соратником Димитрия. Он пришел в узилище к святому и попросил того благословить на поединок.
Нестор вызвал на бой Лия и с Божьей помощью сумел одержать победу. Но вместо традиционного чествования был убит по приказу императора. Узнав о поддержке бойца Димитрием, Максимиан приказал казнить и его. Святого убили в темнице, пронзив копьями. Тело выбросили зверям. Слуга Димитрия снял кольцо с господина, собрал его кровь на орарь. От этих предметов позже происходили исцеления. Христиане сумели похоронить святого.
На императорской службе
Родители Димитрия, передав ему все знания и показав пример благочестивой жизни, закончили свой земной путь. Будучи совершеннолетним, он унаследовал не только имение, но и немалый пост отца. Случилось это так – император Максимиан вызвал к себе юношу, помня о заслугах его отца. Убедившись в том, что молодой человек хорошо образован, умен и имеет административные способности, правитель назначил его на пост проконсула Фессалоникийской области, то есть на место родителя.
Задачи новый проконсул получил простые и однозначные – защищать город от варварских набегов и уничтожать любого, призвавшего имя Распятого. Император ожидал от Димитрия полного истребления христиан в городе, но далее произошло противоположное.
Чудеса
Смоченные кровью великомученика предметы помогали людям исцеляться. Такие же чудеса являло место захоронения святого. Эпарх Леонтий получил исцеление, полежав на могиле Димитрия. Он приказал построить над местом погребения храм.
Чудеса, явленные на могиле, а также от вещей Димитрия, впервые описаны еще в 7 веке архиепископом Иоанном. Многие из них связаны с исцелениями, другие – с помощью в ратном деле:
- Известно, что одного эпарха не могли вылечить знахари, от использования амулетов он отказался. Явившийся во сне Димитрий приказал ему идти в храм, после чего страдалец выздоровел.
- В храме над могилой святого от демонов освободился воин, которого иначе привести в чувство не могли.
- По приказу пожелавшего получить часть мощей императора гробницу святого пытались вскрыть. Но голос Димитрия запретил это делать, рабочих откинуло от могилы.
- Во время осады Фессалоник городу угрожал болгарский царь Калоян. Считается, что ночью ему явился Димитрий и заколол копьем. Войско без предводителя ушло.
- При осаде аварами святой в сияющих доспехах появился на стенах родного города и сам отбил атаку. Отправившийся в храм воин стал свидетелем такого чуда – в ярком свечении стоял Димитрий в церкви, ангелы уговаривали его оставить осажденный город. Но святой отказался. Он помог землякам разбить грозное войско, направлял в гавань корабли, чтобы избавить горожан от голода. С тех пор он считается небесным покровителем города Салоники.
- К июлю 586 года относят избавление города Фессалоники от чумы по молитвам святому Димитрию.
Немало чудес связано с именем святого и в нашей стране. Летописец Нестор писал, что поход князя Олега на Константинополь оказался успешным из-за покровительства святого Димитрия, помогавшего русским воинам.
Справка: почитание великомученика православными началось сразу после крещения Руси. Сербы и болгары, русские считают Димитрия Солунского покровителем славянских народов.
Служение Богу
Возвратившегося в родные места проконсула жители встретили с почестями. Он хорошо знал, как много подчиненных ему людей поклоняются языческим идолам, и сердце его скорбело об этом. Димитрий стал открыто исповедовать веру во Христа, учил горожан Его заповедям. Будучи не рядовым жителем города, он показал пример истинной веры, множество язычников благодаря храброму юноше стали христианами.
Слово Божие, подкрепляемое пламенной верой, сплотило вокруг мученика много народу. Подземные галереи города стали им прибежищем для молитв. Слава о проповеднике разнеслась по всей земле Солунской.
Долго так продолжаться не могло, проконсул знал о неизбежности императорской кары. До Максимиана дошел слух о том, что управитель Фессалоники открыто проповедует учение Христа. Он, возвращаясь с войны, решил повести войска через эту область, чтобы проверить, как на самом деле обстоят дела.
Димитрий не ожидал от императора милости, поэтому дал указание своему слуге раздать все имущество бедным, а сам стал усердно молиться и поститься. Он не предпринял попытки скрыться, хоть и имелась возможность.
Димитрий Солунский (икона XII века)
Описание иконы
На иконах русские мастера пишут Димитрия в одеяниях воина, молодым человеком. Меч часто лежит на коленях или скрыт в складках одежды, больше похож на крест. Это символизирует, что святой погиб не в честном бою, был злодейски убит. Главный его подвиг – смерть за Христа, мученичество. Красные одежды придают облику святого силу и энергию, обозначают пролитую кровь, верность Господу.
Сохранилось немало древних икон, привезенных из походов и написанных на Руси. В 12 веке икону Димитрия, писанную на гробовой доске, с почетом привезли по приказу князя Всеволода во Владимир. Перед Куликовской битвой ее доставили в Москву. Древним и почитаемым изображением святого считается икона кисти Андрея Рублева, писанная на стене храма во Владимире.
Иконография
В конце двенадцатого века во Владимир из Фессалоник была привезена «доска гробная» св. Димитрия Солунского, «мироточивая и чудотворная». В 1380 г. Она была перенесена в Москву, уцелела до нашего времени и хранится в местном ряду иконостаса Успенского собора Кремля. К сожалению, изначальная икона не сохранилось, а живопись на ней относится уже к восемнадцатому веку и принадлежит кисти Кирилла Уланова, мастера Оружейной Палаты.
Димитрий Солунский Уланов Кирилл Иванов (в монашестве — Корнилий) 1701 г. [доска — XII в. (?)] 169 × 86 см Успенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия Инв. Ж-129 См. в «Галерее»: Димитрий Солунский
Известно, что он написал икону в 1701 году, возможно, поверх прошлого изображения святого. Поновленная ростовая икона представляет великомученика Димитрия Солунского в богатых воинских доспехах, с копьем и мечом. Написана в характерной для Оружейной Палаты изысканной полубарочной манере, живопись обильно украшена золотыми плавями.
Традиционная русская иконопись восприняла св. Димитрия Солунского не только в образе в воина, но и как кроткого мученика, если для византийской иконы традиционным является изображение святого с оружием, мечом и копьем, то русские иконописцы отчасти переосмыслили образ.
Знаменитая псковская икона Дмитрия Солунского пятнадцатого века представляет святого в красных одеяниях, символизирующих повторение крестного подвига и обязательным крестом в руке – первый план иконы. Интересно, что меч как бы спрятан за щитом, и изображен очень примитивно.
Дмитрий Солунский Школа или худ. центр: Псков XIV–XVI вв. (?) 105 × 59 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия Инв. ДРЖ-2096 Происхождение иконы не установлено. Сотрудники ГРМ предполагают, что первоначально она была исполнена на рубеже XIV и XV веков, и, возможно, не на Руси, а вследствии, в XVI в., была почти заново написана псковским мастером.
Лик псковской иконы так же носит архаичные черты, перспективное искажение лица святого, показывает его как бы в динамическом развороте к смотрящему и сообщает некоторую «грозность» взгляду св. Димитрия. Цветовая гармония иконы, традиционна для Новгорода, — составлена с преобладанием красного киноварного цвета, это очень энергичный образ.
Древнейшая, известная нам икона св. Димитрия Солунского хранится в Государственной Третьяковской г, ранее находилась в городе Димитрове. Заказчиком иконы предположительно был князь Всеволод Большое Гнездо, то есть икона была написана до 1212 года.
Дмитрий Солунский на троне Школа или худ. центр: Владимиро-Суздальская школа Конец XII в. Onasch 1961: XII в. Антонова, Мнева 1963: Вторая половина XII в. Ростово-суздальская живопись 1970: Конец XII в. ГТГ 1995: Конец XII — начало XIII вв. Лазарев 2000/1: Конец XII в. 156 × 108 см Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Инв. 28600
Редкость этой иконографии заключается не только в ее древности, она изображает св. Димитрия зрелым мужем, частично в княжеском одеянии. Считается, что иконописец наделил великомученика чертами князя, подчеркивая их небесную связь (Всеволод во крещении – Дмитрий). На княжеском троне изображена «тамга» – родовой знак князя, добавившего к своем титулу слова Всея Руси и объединившего крупнейшие русские княжества.
Мощи
Могилу святого почитали со времен погребения. Множество легенд свидетельствуют, что приходящее помолиться слышали глас, звучащий из кивория, и обращались к нему с просьбами. Источники 7 века сообщают, что когда мощи были извлечены из места захоронения святого, все вокруг благоухало дивным ароматом, обильно выделялось миро. Глубокое почитание мощей и крови Димитрия Солунского сложилось к 10 веку. Мироточение было таким обильным, что драгоценную жидкость набирали все желающие, ею лечили раны, добавляли в пищу.
Паломники собирали миро и увозили в свои земли в сосудах. Со временем серебряный киворий заменили мраморным, соорудили двойной саркофаг для мощей. Перед опасными сражениями воины покрывали тело миро. Иконы Димитрия делали с небольшим сосудом для драгоценной жидкости. С приходом в Салоники мусульман и превращением базилики в мечеть мироточение прекратилось.
Место захоронения было разграблено во время крестовых походов. Мощи вывезли в Италию. Долгое время они хранились в аббатстве San Lorenzo in Campo. В конце 20 века мощи вернулись в Салоники. Мощи святого не раз покидали пределы Греции, поклониться им можно было в разных странах христианского мира. Раку привозили в Москву и Екатеринбург.
В чем помогает святой
Почитание святого на Руси традиционно связано с воинскими подвигами, защитой отечества. Многие князья, известные воинскими подвигами, Димитриями называли первых сыновей. Глубоко чтил святого его тезка, Дмитрий Донской.
Кроме помощи в ратных делах, святой помогает:
- сохранить жизнь в бою, в опасных конфликтах;
- облегчает служение Родине, помогает в армейских буднях военнослужащим;
- защищает мир и спокойствие, не дает разгореться войне;
- обрести твердость в вере;
- наделяет отвагой и стойкостью;
- сохранить здоровье, исцелиться.
Можно просить Димитрия о даровании покоя в душе, отведении отчаяния и горьких дум.
Тропарь, кондак, величание
Тропарь, глас 3
Вели́ка обpе́те в беда́х/ тя побо́pника вселе́нная, стpастоте́pпче,/ язы́ки побежда́юща./ Я́коже у́бо Ли́еву низложи́л еси гоpды́ню,/ и на по́двиг деpзнове́нна сотвоpи́в Не́стоpа,/ та́ко, свя́те Дими́тpие,/ Хpисту́ Бо́гу моли́ся// даpова́ти нам ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 2
Крове́й твои́х струя́ми, Дими́трие,/ Це́рковь Бог обагри́,/ да́вый тебе́ кре́пость непобеди́мую,/ и соблюда́я град твой невреди́м:// того́ бо еси́ утвержде́ние.
Величание
Велича́ем тя, страстоте́рпче святы́й Дими́трие, и чтим честна́я страда́ния твоя́, я́же за Христа́ претерпе́л еси́.
Канон
Канон великомученику Димитрию Солунскому Глас 4
Песнь 1
Ирмос: Моря чермную пучину невлажными стопами древний пешешествовав Израиль, крестообразныма Моисеовыма рукама Амаликову силу в пустыни победил есть.
Божественным мучения венцем увязен, при Бозе ликуеши, блистании отонудными сияя и просвещения исполняем, великомучениче досточудне.
Яко суща Истины свидетеля, и даже до крове подвигшася, блаженне, терпеливно; твердо же противление к мучителем показавша, тя Владыка прият.
Злобы обретателя низложил еси на землю, Димитрие, мученическим твоим копием убив, Божественною благостию, паче ума силою, на сие, блаженне, укрепляем.
Богородичен: Безматерен якоже Бог первее Сый, бысть еже по нам Безотчий из Тебе, Богородице Всепетая, плоть прием по единению, еже паче слова и разума.
Песнь 3
Ирмос: Веселится о Тебе Церковь Твоя, Христе, зовущи: Ты моя крепость, Господи, и прибежище, и утверждение.
Вменися в ничтоже мучителей от тебе повеление; Слово бо Божие паче всех, страстотерпче, предчествовал еси.
Свещник световиден мучения в скинии был еси, Божественным Светом сияющ, мучениче страстотерпче Димитрие.
Врачеваний тя источник священный и дивный, град твой и сокровище некрадомо стяжав, всяким веселием обогатися.
Богородичен: Врачуя образ истлевший земных, Пречистая, сим из Тебе облачится, пребыв якоже бе Человеколюбец.
Седален, глас 4
Яко доблему страдальцу и воину крепку Всецарюющаго Христа, взываем псаломски: радуйся, мучеников украшение и лепота; радуйся, светлая Церкве звездо и стено, и пристанище прибегающих к тебе, великомучениче славне Димитрие, тя поющия спасай от всякаго вреда чуждаго и озлобления вся.
Песнь 4
Ирмос: Вознесена Тя видевши Церковь на Кресте, Солнце Праведное, ста в чине своем, достойно взывающа: слава силе Твоей, Господи.
Победившаго лжу нечестия, Божие Всевысочайшее видев Слово, славою венча тя, Димитрие, поюща: слава силе Твоей, Господи.
На лесть победу возставив, победительный венец правды приял еси, Димитрие, зовя Зиждителю твоему: слава силе Твоей, Господи.
Направляем дланию жизноносною, к пристанищем достигл еси тишайшим, идеже, ныне радуяся, зовеши, Димитрие: слава силе Твоей, Господи.
Богородичен: Яко тварей всех Священнейшая, Мати Бога быти Едина сподобилася еси, Сего бо рождши, мир благодатию Богознания просветила еси.
Песнь 5
Ирмос: Ты, Господи, мой свет в мир пришел еси, Свет Святый, обращаяй из мрачна неведения верою воспевающия Тя.
Огнь любве Божественныя в сердцы прием, огнь угасил еси безбожнаго идолонеистовства, славне Димитрие.
Избавляя ны от бед, явися, Димитрие, молитвами твоими покрывая верою и любовию восхваляющия тя.
Иже верою к твоему усердно притекающе храму, Димитрие, недугов и страстей душетленных вскоре избавляются.
Богородичен: Слово Божие, Отцу Единосущное, Твой бывает, Богомати, паче ума же и слова, Сын, Тебе Единосущен.
Песнь 6
Ирмос: Пожру Ти со гласом хваления, Господи, Церковь вопиет Ти, от бесовския крове очищшися, ради милости от ребр Твоих истекшею Кровию.
Согласно сошедшеся, поем славную и светоносную твою память, и чудес полную, и дарований Святаго и Честнаго, всеблаженне, Духа.
Разреши моя пленицы согрешений молитвами твоими, яко бо непобедим мученик дерзновение имаши ко Владыце, и буди ми прибежище и покров, Димитрие.
Богородичен: Чисту Тя посреде терния обрет, яко чистейший крин и удольный цвет, о Богомати! Жених во утробу Твою Слово вселися.
Кондак, глас 2
Кровей твоих струями, Димитрие, Церковь Бог обагри, давый тебе крепость непобедимую и соблюдая град твой невредим; того бо еси утверждение.
Икос
Сего великаго вси воспоим, сошедшеся верою, яко оружника Христова и мученика, Димитрия, в песнех и пениих совзывающе Владыце и Зиждителю вселенныя: избави ны труса и нужды, Человеколюбче, молитвами Богородицы и всех святых мучеников Твоих. На Тя бо вси надеемся избавитися бед и скорбей, Ты бо еси наше утверждение.
Песнь 7
Ирмос: В пещи Авраамстии отроцы персидстей, любовию благочестия паче, нежели пламенем опаляеми, взываху: благословен еси в храме славы Твоея, Господи.
Преукрашен Божественною славою и благодатию, мучениче страстотерпче, сияеши световидно и просвещаеши зовущия: благословен еси в храме славы Твоея, Господи.
Яко багряницею, украшен твоею кровию, имея вместо скиптра, славне, крест; со Христом царствуеши ныне, мучениче Димитрие, благословен еси, зовый, в храме славы Твоея, Господи.
Богородичен: Препрославленная, Просвещенная, Мати Дево, вся, чтущия Тя Всеистинную Богородицу, огради; благословена Ты в женах, Всенепорочная Владычице.
Песнь 8
Ирмос: Руце распростер Даниил, львов зияния в рове затче: огненную же силу угасиша, добродетелию препоясавшеся, благочестия рачители отроцы, взывающе: благословите вся дела Господня Господа.
Омрачил еси весь вражий гнев, славне, и, борения неотъемлемою силою Христа облечен и победоносец быв, мучениче Димитрие, вопиял еси: благословите вся дела Господня Господа.
Мучеников благостояние показав, мучеников благозвание, мучениче, наследовал еси; банею омывся святою, яже вторыми не оскверняется греховными прилоги, копием прободаем, и зовый: благословите вся дела Господня Господа.
Чудес твоих множество, паче ума дарований, ихже тебе подаде Христос, всем показует, славне, и благодать исцелений, яже паче слова, яве твою благодать проповедает нам, вопиющим: благословите вся дела Господня Господа.
Богородичен: Едину во всех родех, Деву Матерь и Богородицу Чистую, песнословим: Та бо спасения нашего Ходатаица, яко мира Избавителя, Слово рождшая, Емуже вопием: благословите вся дела Господня Господа.
Песнь 9
Ирмос: Камень нерукосечный от несекомыя горы, Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос, совокупивый разстоящаяся естества; тем, веселящеся, Тя, Богородице, величаем.
Раздери узы прегрешений тя поющих, страстотерпче, устави страстей прилоги, молву разори ересей и напастей утиши бурю молитвами твоими.
Направи к стезям правым Небеснаго Царствия священнейшую твою паству, венценосче мучениче Димитрие, на пажить спасительную, на место вечное.
Да венцев славы и Небеснаго Царствия получения поющим тя сего улучити моли, мучениче Димитрие, Жизнодавца Господа и Царя Сил.
Богородичен: Яко корень, источник и вину нетления Тя, Дево, вси вернии, надеющеся, хвалами почитаем; Ты бо Ипостасное нам Безсмертие источила еси.
Светилен
Крестом вооружил еси Нестора, чрез онаго Лиеву разорив гордыню, Димитрие, на тризнищи, якоже Христос, отверзаеши копием ребра твоя, имиже стадо твое храни.
Великомученик Димитрий родился в городе Солуни в Греции. Родители, тайные христиане, крестили его и наставили в вере. Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области. Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере. Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий — христианин. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу и стал развлекать себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов задорный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и, при ликовании озверевшей толпы, сбрасывал их на копья воинов. Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия в темнице, и Димитрий благословил его на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов. Нестора должны были наградить, как победителя, но всесто этого его казнили, как христианина. По приказу императора темничная стража пронзила Димитрия копьями в 306 году.
Убиение вмч. Димитрия. Икона. 1-я четв. XVII в. (Музей Бенаки, Афины)
Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле. Слуга Димитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Его тоже казнили. В правление императора Константина Великого (324-337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, а через сто лет были обретены его нетленные мощи. При гробе великомученика Димитрия совершались чудеса и исцеления. В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене, и 100-тысячное войско осаждавших обратилось бегство. В другой раз святой спас город от голода. Житие святого Димитрия повествует, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни. С VII в. при раке святого Димитрия начало истекать благовонное и чудотворное миро, о чем писали современники. В XIV в. Димитрий Хризолог писал о нем: миро «по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ… Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом». По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым.
Димитрий Солунский, Мартирий Зеленецкий и Иоанн Златоуст
Апостол Филипп святые Феодор и Димитрий
Св. вмч. Георгий и Димитрий
Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси. К нач. 70-х гг. ХI в. относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Обитель была построена сыном Ярослава Мудрого, великим князем Изяславом, в Крещении Димитрием († 1078). Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее. Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. На свитке (в более поздних изображениях) писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу о спасении родной Солуни: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей — с ними и я спасен буду, если погубишь — с ними и я погибну». В духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью защитника Родины и Церкви, великого князя Московского Димитрия Донского († 1389). «Слово о житии и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича, царя русского», написанное в 1393 г., как и другие древние источники, ублажает его как святого. Духовный сын и воспитанник Митрополита Алексия, святителя Московского († 1378; память 12 февраля), ученик и собеседник великих молитвенников Русской земли — преподобных Сергия Радонежского († 1392; память 25 сентября), Димитрия Прилуцкого (†1392; память 11 февраля), святителя Феодора Ростовского († 1394; память 28 ноября), великий князь Димитрий «о церквах Божиих весьма печаловался, а страну земли Русской мужеством своим держал: многих врагов, встающих на нас, победил и славный град свой Москву стенами чудными оградил». Со времен построенного великим князем Димитрием белокаменного Кремля (1366) Москва стала называться Белокаменной. «Процвела земля Русская в лета княжения его»,- свидетельствует названное «Слово». Молитвами своего Небесного покровителя, святого воина Димитрия Солунского великий князь Димитрий одержал ряд блестящих военных побед, предопределивших дальнейшее возвышение России: отразил натиск на Москву литовских войск Ольгерда (1368,1373), разгромил на реке Воже татарское войско Бегича (1378), сокрушил военную мощь всей Золотой Орды в битве на Куликовом поле (8 сентября 1380 г. в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы) между реками Доном и Непрядвой. Куликовская битва, за которую народ назвал Димитрия Донским, стала первым общерусским национальным подвигом, сплотившим вокруг Москвы духовные силы русского народа. Этому переломному событию русской истории посвящена «Задонщина», вдохновенная героическая поэма, написанная иереем Софонией Рязанцем (1381). Князь Димитрий Донской был великим почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 г., накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора — икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия. В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби).
Сказание о чудесах великомученика Дмитрия Солунского
Существует несколько собраний рассказов о чудесах Дмитрия Солунского, 2 из которых, созданные в VII в. в Фессалонике, считаются древнейшими, они легли в основу всех последующих. В них показаны основные черты образа великомученика и характер его подвигов. Автором древнейшего собрания (Собрание I — BHG, N 499-516) является архиепископ Фессалоникийский Иоанн (кон. VI — нач. VII в.), создание его сочинения относится к времени правления императора Ираклия (610-641). Собрание Иоанна состоит из 15 тематически подобранных чудес.
Чудо 1 «Об эпархе Мариане»
Эпарх Иллирика Мариан стал предаваться чревоугодию, плотским страстям и прочим грехам, от чего тяжело заболел, и никакое лечение не могло ему помочь. Мариан отверг предложенный ему магический амулет, предпочтя спасение души выздоровлению. Тогда во сне ему явился Дмитрий Солунский и приказал идти в его храм. Проведя ночь в храме великомученика, Мариан исцелился. Это событие могло иметь место не ранее средины V в., когда после падения Сирмия резиденцией правителя Иллирика стала Фессалоника. Не исключено, что оно заимствовано Иоанном из более древнего собрания.
Чудо 2 «Об имевшем кровотечение»
Некий военачальник, служивший под властью эпарха Иллирика, страдал сильным желудочным кровотечением. Так, как он был известен своей верой и кротким нравом, весь город сочувствовал ему, но ни одно лекарство ему не помогало. Находясь при смерти, он попросил отнести его в храм главного защитника города. На вопрос, кто это, он ответил: «Дионисий Солунский». В его храме он получил исцеление.
Чудо 3 «О чуме»
Иоанн подробно описывает эпидемию, от которой умирали и младенцы, и воины, и правители. Уповая на помощь покровителя Фессалоники Дмитрия Солунского, люди усердно молились всю ночь в его храме, а наутро многие из них стали выздоравливать, те же, кто остались дома, умерли. Это событие относят к июлю 586 г. Следующая группа чудес (4-7) в Собрании I относится к категории «духовного исцеления», или избавления от заблуждений.
Чудо 4 «Одемонах»
Рассказывает о воине, которым овладели демоны, и он не мог молиться. Товарищи отвели его в храм Дмитрия Солунского и положили там, а наутро рассудок вернулся к нему.
Чудо 5 «О востребовании мощей мученика»
Император Маврикий потребовал у архиепископа Фессалоникийского Евсевия прислать ему мощи Дмитрия Солунского для помощи на войне. Евсевий отказал императору, напомнив, что еще император Юстиниан тщетно пытался получить мощи святого. Тогда служители церкви решили открыть мощи, производя раскопки в предполагаемом месте их нахождения, но были остановлены внезапно появившимся пламенем и голосом Дмитрия Солунского, запретившего им делать это.
Чудо 6 «О серебряном троне»
Во время пожара в храме Дмитрия Солунского был разрушен серебряный киворий над гробницей — главное украшение храма. Архиепископ Евсевий для возмещения серебра, недостающего на восстановление кивория, решил расплавить трон, находившийся в храме, но одному из священников во сне явился Дмитрий и запретил делать это. Однако Евсевий не поверил ему, тогда Дмитрий 2-й раз явился священнику, а через 18 месяцев — 3-й, на этот раз обещая позаботиться о кивории. Вскоре к Евсевию обратился некто по имени Мина, а затем и другие жертвователи серебра на восстановление кивория.
Чудо 7 «О пономаре Онисифоре»
Некий юноша Онисифор, в обязанность которого входило зажигать свечи и оправлять лампады в храме Дмитрия Солунского, начал красть и продавать свечи, а деньги присваивать. Дмитрий явился ему во сне, но Онисифор не внял предостережению святого. Однажды ночью он хотел похитить свечи из кивория, но был остановлен голосом Дмитрия из гроба. Онисифор упал, как пораженный громом, а очнувшись, покаялся и оставил греховную страсть. Чудо имело место во времена Евсевия (предшественника Иоанна на церковном престоле Фессалоники), но до того, как он стал епископом, т. е. до 586 г. Чудеса 8-15 рассказывают о защите Фессалоники от различных бедствий.
Чудо 8 «О помощи великомученика в голоде»
После снятия осады города наступил голод, так как нападавшие варвары уничтожили посевы и все припасы в округе. К тому же из-за распространившихся слухов, что Фессалоника захвачена, торговые корабли перестали приходить в город. Жителям угрожала голодная смерть. Тогда великомученик явился во сне Стефану, капитану кораблей с хлебом, идущих в Константиполь, и велел ему изменить курс и плыть в Фессалонику. Святой шел по морю впереди корабля и указывал путь. Когда капитан прибыл в город, он рассказал о видении Дмитрия Солунского впервые проявил чудотворную силу вне стен Фессалоники. Событие датируется осенью 586 г.
Чудо 9 «О помощи мученика в голоде другой раз»
Великомученик направил суда с продовольствием в родной город, которому грозил голод, но на этот раз он не являлся купцам, а внушил им идти в Фессалонику. Датируется ок. 610 г.
Чудо 10 «О госпоже Евтаксии»
Рассказ относится к времени кровопролитной гражданской войны при имп. Фоке (602-610), начавшейся на Востоке (Киликия, М. Азия), а затем перекинувшейся на Иллирик и Фессалонику. Одному человеку, недавно прибывшему в город и еще незнакомому с ним, приснилось, что он находится в храме Дмитрия Солунского, в левой части которого был киворий необычайной красоты. Он спросил, что это за сооружение, и ему ответили, что, по слухам, там покоится вмч. Дмитрий. Человеку захотелось заглянуть внутрь, и ему отворили врата кивория. Там он увидел некое подобие серебряного ложа, в изголовье которого был золотой престол, усыпанный драгоценными камнями, а на нем восседал сам Дмитрий. В нижней части ложа был другой престол, из серебра, на котором сидела красивая знатная женщина. Она поднялась и сделала шаг к двери, но святой остановил ее и просил не покидать город, который нуждается в ней. Видевший сон поинтересовался, кто она, и получил ответ, что это некая Евтаксия. Она послана Богом в спутницы Дмитрию Солунскому. Сон был истолкован как знак того, что великомученик не позволяет Евтаксии покинуть город, переживающий междоусобицу. Это чудо содержит самое детальное описание кивория, предполагаемого надгробия Дмитрия Солунского.
Чудо 11 «О богохульствующем эпархе»
Центральной фигурой здесь снова является некий эпарх Иллирика, который был очень надменным и презрительно обращался с гражданами. Когда он дошел до богохульства, то в наказание был поражен болезнью: его тело покрылось страшными язвами. Так он страдал почти год и был избавлен от болезни только после того, как со слезами исповедался в храме Дмитрия. Это чудо относится к времени ок. 586 г. В Чудесах 12-15 содержится описание военной помощи, оказанной Дмитрием Солонским городу. Все они касаются исторических событий, свидетелями которых были современники архиепископа Иоанна.
Чудо 12 «О возгорании кивория»
На 2-й день праздника в честь Дмитрия (26 окт.), в ночь на 28 окт., киворий загорелся и расплавленное серебро потекло рекой по полу. Разбуженные горожане бросились тушить пожар. Когда огонь был потушен, а горожане еще не разошлись, служители церкви стали опасаться, как бы не ограбили храм, и не знали, как вывести из него людей. Тогда Дмитрий внушил одному из них объявить ложную тревогу о нападении варваров. Вскоре толпа рассеялась и служители стали спокойно собирать расплавленное серебро. Когда же горожане, вооружившись, поднялись на стены города, то оказалось, что славянское войско и в самом деле незаметно подступило к Фессалонике. Бой длился целый день, пока атакующие не отступили. Это чудо содержит самое раннее упоминание о дне памяти святого — 26 окт. Отнести событие к определенному году трудно, а предлагаемые датировки варьируются от 584 до 609 г.
Чудо 13 «Об осаде города»
Архиепископ Иоанн называет его «главнейшим из чудес мученика», которое спасло Фессалонику от неминуемой гибели. Замыслив причинить как можно больше горя императору Маврикию, вождь (каган) аваров собрал подчиненных ему славян и выступил с огромным войском против Фессалоники. Сметая все на пути, войско продвигалось к городу быстрее, чем можно было ожидать. Но Дмитрий наслал на врагов помрачение, так что те приняли крепость мц. Матроны за город и задержались там, только к рассвету обнаружив ошибку. Когда все-таки начался штурм города, Дмитрий появился на стене в снаряжении тяжеловооруженного воина, сбросил копьем первого варвара из поднимавшихся по лестнице на стену. Падая, тот увлек за собой всех остальных. Охваченные страхом, варвары отступили от стен. После первой неудачи авары и славяне плотным кольцом окружили город. Горожан охватил ужас, так как они никогда еще не видели вблизи такого количества варваров. К тому же население города сильно сократилось после эпидемии чумы, и спасение казалось невозможным.
Чудо 14 «О певце»
Полагают, что первоначально Чудеса 13-14 представляли собой единый рассказ, который из-за большого объема был разделен на 2 части. В 1-й говорится о том, как Дмитрий не дал варварам внезапно захватить город, во 2-й — как Фессалоника была избавлена от осады. В центре каждого из рассказов лежит чудо, связанное с явлением великомученика для оказания военной помощи, но, кроме того, имеется еще несколько других чудес святого, которыми объясняются удачи горожан и промахи варваров во время осады. За несколько дней до появления варваров архиепископу Евсевию приснилось, что он находится в городском театре, где некий певец собирался петь о нем и его дочери. Проснувшись, Евсевий догадался, что дочь — это Фессалоника. Зная, что сны такого рода предвещают несчастье, он молился день и ночь. Когда варвары напали на город, он сразу понял, что пророчил певец. В городе не хватало ни людей, ни денег, ни оружия, чтобы отразить атаку. Но вдруг, к удивлению нападавших, на стенах появились неизвестно откуда взявшиеся воины — это Бог послал на помощь свое войско. Автор подробно описывает осаду, в ходе которой варвары несколько раз были близки к тому, чтобы взять город, но Дмитрий помогал отражать атаки, и нападавшие ни с чем возвращались в лагерь. На 7-й день осады варвары решили предпринять решающее сражение. Однако в назначенный день они неожиданно отошли от стен города, охваченные ужасом. Отступая, они грабили и убивали друг друга. Перебежчики с их стороны рассказали, что накануне видели, как из ворот города выехало войско, во главе которого был «муж огненный и сияющий на белом коне и одетый в белую одежду». Горожане поняли, что это было ангельское войско во главе с Дмитрием Солунским. Это событие можно отнести к 586 или 597 г. Большая часть исследователей склоняется к датировке 22-29 сент.586 г.
Чудо 15 «О явлении ангелов»
Ангелы беседуют с вмч. Димитрием о судьбе Фессалоники. Клеймо иконы «Вмч. Димитрий Солунский с житием» Нач. XVI в.
На 3-й день осады одному иллюстрию было видение в храме великомученика: 2 ангела постучали во врата кивория. Врата отворились, и иллюстрий увидел внутри Дмитрия Солунского, от которого исходил ослепительный свет. Ангелы передали ему, чтобы он оставил город, который Бог предает в руки язычников. Дмитрий опечалился и просил ангелов передать Богу его просьбу не отдавать город или позволить ему положить свою душу за жителей города. Ангелы исчезли, и Дмитрий. вернулся в гробницу. Наутро варвары были обращены в бегство. Это чудо имеет большое значение для формирования образа святого как защитника отечества, который отказывается покидать город, наказанный за грехи, и вымаливает ему прощение у Бога.
Собрание II
(BHG, N 516z — 523) возникло как непосредственное продолжение Собрания I. Во введении автор дает основания отнести его составление к 80-90-м гг. VII в. Собрание II сохранилось в единственной рукописи (Paris. gr. 1517), где оно идет вслед за Собранием I. Ни имя автора, ни его социальное положение неизвестны, т. Дом лист с началом 1-й главы утрачен, но из сочинения понятно, что автор был жителем Фессалоники. Собрание II состоит из 6 Чудес и более насыщено историческими сведениями, чем Собрание I. Все Чудеса (кроме 6-го) связаны с обороной города от варваров.
Чудо 1 «О снаряжении кораблей дрогувитов, сагудатов, велегезитов и других»
рассказывает о чудесах Дмитрия Солунского, совершенных во время нападения на Фессалонику флота славянских племен. Прежде чем приступить к осаде города, славяне, нападавшие со стороны моря на судах-моноксилах (однодревках), опустошили другие области Греции — Фессалию, Эпир, Ахайю, захватили большую часть греческих островов и дошли до берегов Малой Азии. Для штурма Фессалоники они приготовили сложные осадные орудия. Когда после 3-дневных приготовлений славяне пошли на штурм, они увидели, как Дмитрий в белой хламиде обходил стену и шел по морю, как по суше. И тогда суда славян стали неуправляемыми, сталкивались друг с другом и переворачивались. Подул встречный ветер, и уцелевшим кораблям не удалось повернуть назад, они едва смогли уйти в сторону. Славяне задумали захватить город изнутри. Их вождь по имени Хацон хотел тайно проникнуть в Фессалонику, но был обнаружен и выдан горожанам. В память об этом существовало изображение недалеко от несохранившегося храма Дмитрия Солунского в мест. Ксилон. Морскую атаку славян на город датируют ок. 615 г. Об активных действиях славян на Балканах в первые десятилетия VII в. сообщают и другие византийские авторы, но Собрание II — единственный источник, позволяющий восстановить ход событий в южных областях полуострова. Во время атаки славяне привели под Фессалонику свои семьи, намереваясь захватить город и поселиться здесь. Их морские операции охватили практически все побережье Греции, включая Пелопоннес, с прилегающими островами, морскую зону Македонии и малоазийские берега. Предварительно славянам необходимо было захватить внутренние области полуострова. То, что Фессалоника уцелела в этих обстоятельствах, воспринималось современниками как чудо.
Чудо 2 «О войне кагана»
Потерпев неудачу под Фессалоникой, славяне послали множество даров аварам, пообещав дать еще больше, если те помогут им захватить город. Собрав все подвластные ему племена, каган выступил против Фессалоники. Это нападение было еще опаснее предыдущего. Архиепископ Иоанн старался поддержать дух осажденных, он поднимался на стены, призывая уповать на помощь Божию и Дмитрия Солунского. Кто-то из горожан, написав на камне имя великомученика, пустил его во врагов, тот столкнулся с др. камнем, больших размеров, брошенным славянами, и обратил его назад. Оба камня упали на катапульту варваров, что привело к большим жертвам. В тот же день произошло сильное землетрясение, варвары увидели, что стена рухнула, и устремились в город, но, приблизившись, они убедились, что стена стоит, как раньше. Пущенные варварами стрелы оборачивались против них. Неожиданно гавань города заполнилась кораблями с различными припасами. Моряки говорили, что их направил неизвестный чиновник, но горожане сразу поняли, что это был Дмитрий, так как в стране еще не знали о внезапном нападении варваров на Фессалонику. Каган, увидев, что не может взять город, согласился на выкуп и отступил. Осада длилась 33 дня. Ее датируют 618 г.
Чудо 3 «О землетрясении и о возгорании храма»
Вскоре после осады, о которой шла речь в предыдущем Чуде, архиепископу Иоанну было видение о землетрясении в городе. Он просил Бога отсрочить наказание до его смерти. Его мольба была услышана. Примерно через месяц после смерти архиепископа Иоанна произошло землетрясение. Толчки продолжались несколько дней, но особенно сильным был первый, так что часть города сразу разрушилась, но никто из горожан не погиб, успев покинуть дома и город попечением Дмитрия. Другим чудом было то, что славяне, находившиеся поблизости, не напали на Фессалонику. Они рассказывали, что когда увидели город разрушенным и ворота открытыми, то, взяв орудия для расчистки завалов, отправились за имуществом горожан, решив, что все погибли. Подойдя ближе, они обнаружили, что город стоит, как и раньше, а на стенах вооруженная охрана. В чем именно состояло чудо, можно толковать двояко: то ли славяне стали жертвой иллюзии, то ли стены действительно рухнули, а Дмитрий их восстановил. Во время бедствия Дмитрий Солунский сам являлся для охраны города, и на этот раз он шел в сопровождении других святых . Вскоре после землетрясения загорелся храм Дмитрия. Потушить пожар не смогли, несмотря на все усилия, и базилика оказалась полностью разрушенной. Фессалоникийцы восприняли это как наказание за грехи, а некоторые решили, что Дмитрий просил Бога покарать его храм, чтобы отвести от города еще большее наказание. Дмитрий Солунский, явившись во сне одному праведному человеку, сообщил, что храм будет восстановлен. Описанные события относят к 20-м или 30-м гг. VII в. Чудом 3 заканчивается рассказ о событиях времен архиепископа Иоанна. Приведенные ниже Чудеса относятся к последующим десятилетиям и рассказывают о событиях, современником которых был неизвестный автор Собрания II.
Чудо 4 «О голоде и осаде из-за Первуда»
Этот текст самый большой в Собрании, он является наиболее ценным в историческом отношении. Автор делит его на неск. частей. В основе сюжета — попытка славян, уже давно поселившихся вокруг Фессалоники, захватить город. Поводом для конфронтации был арест находившегося в городе славян кн. Первуда. Славянские племена окружили город со всех сторон, так что жителям угрожала голодная смерть. Для спасения соотечественников Дмитрий совершил несколько чудес. По его промыслу был пойман Первуд, которому удалось бежать после первого ареста. Затем им было остановлено бегство жителей к славянам из-за сильного голода: Дмитрий внушил последним мысль о продаже горожан в рабство славянам внутренних районов полуострова. Спустя некоторое время, когда в городе остались только самые немощные, так, как все молодые и сильные отплыли на кораблях за продовольствием в Фессалию, славяне решились на штурм. Тогда Дмитрий, явившись воочию с жезлом в руке, отогнал врагов от ворот. Благодаря этому чуду и тому, что, несмотря на осадные машины с одной стороны и истощение сил защитников с другой, враги все-таки не могли взять Фессалонику, они поняли, что у города есть святые заступники. Когда на помощь пришло императорское войско, со славянами был заключен мир. Главным чудом в этом пространном сюжете является обращение славянского мастера-изобретателя в христианство. Некий умелец решил построить необычную осадную машину в виде башни, где могли бы разместиться воины с разнообразным вооружением. Но ему явился Дмитрий, ударил его по лицу, и мастер потерял рассудок. Он бежал в горы, где стал жить как дикий зверь. Придя в себя, он разузнал, кто был явившийся ему святой, и вскоре принял крещение. Этот важный эпизод намечает новую линию в чудотворениях святого — обращение язычников в христианство. Блокада города славянами заняла 2 года и относится скорее всего к 676-678 гг.
Чудо 5 «О междоусобной войне, задуманной против города болгарами Мавром и Кувером»
Сюжет относится к переломному моменту в истории Балканского полуострова, когда авары уже не упоминаются в источниках, славяне становятся важным демографическим элементом, а болгары начинают представлять серьезную угрозу. Из текста видно, насколько быстро менялась ситуация в Македонии и на полуострове в целом. Часть подданных аварского кагана, потомки захваченных когда-то в плен греков, смешавшихся со славянами и болгарами, решила уйти из каганата и вернуться под власть империи. Перейдя Дунай, они дошли до Фессалоники и стали лагерем недалеко от города. Болгарин по имени Кувер, возглавивший этот исход из каганата, не захотел отпустить народ, стремившийся вернуться в город предков, опасаясь лишиться власти. Люди начали бежать от него в Фессалонику. Тогда Кувер задумал послать преданного ему человека по имени Мавр в город, чтобы там вызвать «междоусобную войну». Осуществление этого плана предотвратил Дмитрий Солунский. Он явился во сне стратигу кораблей Сисинию у острова Скиатос и велел ему срочно двигаться к городу, при этом великомученик сделал ветер попутным. Прибытие кораблей Сисиния спасло Фессалонику. Эти события датируют 80-ми гг. VII в. Сохранились печать Мавра и др. свидетельства, подтверждающие подлинность сведений. Этим чудом заканчиваются рассказы об осадах города варварами. По мысли автора, все их попытки овладеть Фессалоникой были обречены на неудачу, ибо город как дом Дмитрий Солунский должен был оставаться нетронутым.
Чудо 6 «О епископе Киприане»
который отправился из Африки в Константинополь. У берегов Эллады он был захвачен славянами и попал в рабство. Однажды перед ним предстал некий юноша в военной одежде и сказал, что его имя — Димитрий и его дом в Фессалонике. Он велел Киприану следовать за ним, но хранить по дороге молчание и не обращаться к нему. Через 8 дней Киприан достиг Фессалоники и его провожатый исчез. Епископ искал в городе дом воина Димитрия, чтобы поблагодарить его, в храме Дмитрия Солунского он узнал своего спутника на иконе и рассказал обо всем архиепископу Фессалоники. По возвращении в Африку Киприан воздвиг на родине храм во имя Дмитрия Солунского, который сам помог ему достать мрамор для строительства. В этом храме многие исцелялись от укуса скорпионов, помазавшись маслом от лампады перед иконой великомученика.
Чудо о Радомире
Болгарский царь Радомир был человеком лютого нрава. Любимым его занятием была охота, во время которой он травил людей зверями. Доведенные до отчаяния, подданные молили Дмитрия избавить их от мучителя. Однажды во время охоты, заманив Радомира в труднодоступное место, великомученик явился перед ним на коне, одним ударом сбросил Радомира с коня и пронзил копьем, а затем стал невидим. Речь идет о Гаврииле Радомире (1014-1015), который был сыном болгарского царя Самуила и возглавлял борьбу болгар против византийского завоевания. Он был убит двоюродным братом Иваном Владиславом во время охоты, о чем свидетельствуют некоторые исторические источники.
Чудо о Калояне
Чудо вмч. Димитрия о царе Калояне. Икона. XVIII в.
Болгарский царь Калоян (1197-1207), разорив множество городов во Фракии и Македонии, собрался захватить и Фессалонику, где хранились мироточивые мощи Дмитрия Солунского. Он подошел к городу и расположился на отдых. Ночью ему явился Дмитрий на белом коне и ударил копьем в сердце. Калоян проснулся с глубокой раной и рассказал о видении военачальнику Манастыру. Калоян умер, а его войско, охваченное ужасом, бежало, забрав тело царя. Калоян был младшим братом основателей Второго Болгарского царства Петра (Феодора) и Асеня (Белгуна). Известно, что он внезапно умер или был убит ночью в своей палатке накануне штурма Фессалоники. Болгары сразу же отступили от города, а убийцы не были найдены. Таинственная смерть Калояна породила много слухов, на основе которых и был записан рассказ Иоанна Ставракия. Легенда об убийстве Калояна Дмитрием Солунским встречается и у западных писателей Альберика и Робера де Клари (XII-XIII вв.).
Молитвы Святому великомученику Дмитрию Солунскому, Мироточивому
Молитва первая
Святый и славный великомучениче Христов Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя со дерзновением небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших, и о еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити град сей, храм сей и всякую страну христианскую.Исходатайствуй у Царя царствующих на враги победу и одоление, всей же державе нашей мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии: нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати царствие небесное, для вечнаго прославления Его со Отцем и Святым Духом. Аминь.
Молитва вторая
Святый великомучениче Христов Димитрие! Предстоя со дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам, окаянным (имена) от всегубительныя язвы, огня и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити приход (или дом) сей и храм наш. Испроси нам благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами Твоими наследовати Царствие Небесное и тамо прославляти Его, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.
ИСТОРИЯ города Владимира.
Дмитриевский собор. Православные Святые и Апостолы. К какому святому обращаться.
Copyright © 2015 Любовь безусловная
Молитва
Первая молитва
Святы́й и сла́вный великому́чениче Христо́в Дими́трие, ско́рый помо́щниче и те́плый засту́пниче с ве́рою притека́ющих к тебе́! Предстоя́ с дерзнове́нием Небе́сному Царю́, испроси́ у Него́ проще́ние согреше́ний на́ших и о е́же изба́витися нам от всегуби́тельныя я́звы, тру́са, пото́па, огня́, меча́ и ве́чныя ка́зни. Моли́ бла́гость Его́, е́же уще́дрити град сей, оби́тель сию́ и вся́кую страну́ христиа́нскую. Исхода́тайствуй у Царя́ ца́рствующих на враги́ побе́ду и одоле́ние правосла́вным христиа́нам, всей держа́ве правосла́вной мир, тишину́, тве́рдость в ве́ре и преспе́яние во благоче́стии; нам же, чту́щим честну́ю па́мять твою́, испроси́ благода́тное укрепле́ние на дела́ блага́я, да благоутро́бное Влады́це на́шему Христу́ Бо́гу зде творя́ще, сподо́бимся моли́твами твои́ми насле́довати Ца́рствие Небе́сное для ве́чнаго прославле́ния Его́ со Отце́м и Святы́м Ду́хом. Ами́нь.
Вторая молитва
Святы́й великому́чениче Христо́в Дими́трие! Предстоя́ со дерзнове́нием Небе́сному Царю́, испроси́ у Него́ проще́ние согреше́ний на́ших и о е́же изба́витися нам, окая́нным (имена) от всегуби́тельныя я́звы, огня́ и ве́чныя ка́зни. Моли́ бла́гость Его́, е́же уще́дрити прихо́д (дом) сей и хра́м наш. Испроси́ нам благода́тное укрепле́ние на дела́ блага́я, да благоуго́дное Влады́це на́шему Христу́ Бо́гу зде творя́ще, сподо́бимся моли́твами Твои́ми насле́довати Ца́рствие Небе́сное и та́мо прославля́ти Его́, со Отце́м и Святы́м Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Храмы во имя великомученика Димитрия на Руси
Обители и храмы в честь святого Димитрия издавна строили на Руси. Русские князья считали небесного воина своим покровителем, заступником, просителем перед Господом. К числу наиболее славных и известных храмов сейчас относятся:
- Дмитровский храм на Благуше, Москва. Построен в начале 20 века, восстановлен и вновь освящен в 2012 году.
- Дмитриевский собор, Владимир. Построен по приказу князя Всеволода в конце 12 века. Храм включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Знаменит резьбой по белому камню.
- Церковь Дмитрия Солунского с колокольней, Великий Новгород. Храм заложен в 1381 году, сейчас реставрируется.
- Храм великомученика Димитрия Солунского Русской Древлеправославной Церкви, Льгов Курской области. Построен в начале 20 века старообрядцами на месте древнего монастыря.
- Церковь старообрядцев в Краснодарском крае, хутор Новонекрасовский.
Несколько храмов в честь великомученика Димитрия построено в разные годы в Украине.
Мученическая смерть
Император, решив, что причиной смерти Луя является Димитрий, приказал заколоть его копьями в месте, где он был под стражей. Так мученически погиб храбрый юноша, произошло это в 306 году.
Тело погибшего было брошено на произвол судьбы. Ученики Димитрия, придя ночью, предали его земле. В том же месте и остался захоронен мученик.
Еще при жизни святой совершал исцеления верующих в Бога людей. После смерти на месте его упокоения совершилось много чудес. Пришло время и были разрушены идолы, воссияло православие. Архиерей, правящий иллирийской епархией, по имени Леонт, был проездом в Солуни, и тяжело заболел. Когда принесли его на носилках на могилу святого Димитрия, болящий чудным образом исцелился, приведя в изумление окружающих. В знак благодарности воздвиг Леонт на этом месте храм во славу мученика Христова.
Мученичество св. Димитрия. Икона XV века
Дни празднования
Великомученика Димитрия славят в православной церкви 8 ноября – в день трагической гибели за веру. Накануне поминают усопших близких, день именуют Дмитриевской родительской субботой. Святого чествуют как воина и мученика за Христа, в храмах идут службы. Помолиться святому можно у домашней иконы. Просьбы и молитвы в этот день имеют особую силу.
Димитрий Солунский оберегает Россию от врагов, помогает воинам отстоять отечество. Святого чтят за стойкость веры, как истинного христианина, не пожелавшего отказаться от Господа ради благополучия, сохранить жизнь ценой отречения. Особое почитание сложилось среди военных, стоящих на защите Родины, людей, служащих Отечеству и думающих о его благе.