Житие Михаила Тверского, о чем просить перед иконой святого, мощи и тексты молитв

5 декабря 2021 года Церковь чтит юбилейный день памяти святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского — 700-летие со дня преставления.


Благоверный князь Михаил Тверской. Икона XVII в.

Первыми и важнейшими функциями древнерусского князя были отнюдь не воинские походы, а распорядительные, фискальные и правоохранительные функции. По сути, княжеский двор являлся прототипом современной областной администрации вкупе с ОВД. Можно сказать, удельные князья были прототипами современных глав региональных правительств, губернаторов и мэров. Но, в отличие от последних, среди них встречались люди, которые не только на словах, но и на деле были патриотами своей земли, жертвуя жизнью ради своих поданных.

Духовные подвиги молодого княжича

В первой половине ХIII века на Русскую землю напали татары, пожгли много городов и сел, беспощадно избили тысячи людей. Многих увели в плен в страшное рабство, обложили народ тяжелой данью. Кроме этого бедствия, продолжались междоусобные распри между князьями: они то оспаривали друг у друга право на великокняжеский престол, когда отправлялись в Орду на поклон ханам, то клеветали один на другого. В это весьма тяжелое время жил князь Михаил Ярославич Тверской. Отец его, князь Ярослав Ярославич (в крещении Афанасий, 1230-1271 гг., первый самостоятельный князь Тверской) — брат Александра Невского (1221-1263 гг.), занимал семь лет великокняжеский престол, после смерти Александра.

Михаил Ярославич родился в 1271 году, уже после смерти своего отца. Его мать, княгиня Ксения, воспитала сына в духе древлеправославной веры и заботливо научила его грамоте.

Михаил Ярославич и его мать великая княгиня Ксения предстоят перед Христом. Тверская миниатюра XIV века

Молодой княжич любил читать Божественные книги, избегал детских игр и веселых собраний и усердно посещал храм. Часто тайком от всех в тишине ночной он возносил свои горячие молитвы ко Господу. Не любил он роскошных яств, вел жизнь воздержную и благочестивую, украшая душу свою цветами добродетелей. Так Михаил стяжал страх Божий — начало всякой премудрости. С особенной любовью он относился к нищим и убогим и подавал им щедрую милостыню. Кто терпел беды, тот смело шел к своему князю, зная, что у него найдет помощь и заступление; кого постигали несчастия и скорби, тот получал от него слово утешения и одобрения. Святая жизнь князя была поучительна для всех, и все почитали его за благочестие и участие к людям.

В 1294 году князь Михаил становится супругом ростовской княжны Анны. В 1299 г. у них родилась дочь Феодора, которая скончалась во младенчестве; в 1300 г. — сын Димитрий, в 1301 г. — Александр, в 1306 г. — Константин, а в 1309 г. — Василий.

22 ноября/5 декабря Русская Православная Церковь чтит день мученической кончины святого благоверного князя Михаила Тверского, великого князя Владимирского, супруга святой благоверной княгини Анны Кашинской. Летописец назвал святого князя «отечестволюбцем» за совершенный им подвиг — князь поехал в Орду на верную гибель ради спасения Тверского княжества и всей Русской земли.

Святой благоверный князь Михаил Тверской родился в 1272 году вскоре после кончины своего отца великого князя Ярослава Ярославича (родного брата святого князя Александра Невского).

Оставшись на попечении матери, благочестивой и мудрой княгини Ксении (прославлена в лике местночтимых святых), Михаил рос боголюбивым и добрым отроком, исполненным страха Божия. Он воспитывался под руководством Новгородского архиепископа (вероятно, Климента), с детства полюбил чтение духовной литературы и Священного Писания.

Около 1285 года, после смерти своего старшего брата Святослава, святой князь Михаил вступил на Тверской княжеский престол. Свое княжение он начал построением в Твери каменного храма в честь Преображения Господня.

Ле­то­пи­сец по­вест­ву­ет, что свя­той князь Ми­ха­ил был вы­сок ро­стом, си­лен и от­ва­жен. Бо­яре и на­род его лю­би­ли. Усерд­но чи­тал Бо­же­ствен­ные кни­ги, усерд­но жерт­во­вал на хра­мы, по­чи­тал ино­че­ский и свя­щен­ни­че­ский чин. Пьян­ства не тер­пел и все­гда от­ли­чал­ся воз­держ­но­стью. С особенной любовью он покровительствовал обиженным и несчастным, щедро подавал милостыню нищим. Это вызывало ответную любовь народа.

Два­дца­ти двух лет (8 но­яб­ря 1294 го­да) свя­той Ми­ха­ил всту­пил в брак с княж­ной Ан­ной, до­че­рью Ро­стов­ско­го кня­зя Ди­мит­рия Бо­ри­со­ви­ча. Вско­ре его по­стиг­ли ис­пы­та­ния. В 1298 го­ду глу­бо­кой но­чью, ко­гда все во дво­ре кня­зя спа­ли, за­го­ре­лись се­ни кня­же­ско­го двор­ца. Ни­кто не слы­хал на­чав­ше­го­ся по­жа­ра. Его услы­шал, про­бу­див­шись, сам князь. Вто­ро­пях он ед­ва успел с кня­ги­ней вый­ти из го­ря­ще­го двор­ца. Вся каз­на его сго­ре­ла. По­сле то­го князь силь­но за­бо­лел.


В 1299 г. у великой княгини родилась дочь Феодора, которая скончалась во младенчестве; в 1300 г. – сын Димитрий, в 1301 г. – Александр, в 1306 г. – Константин, а в 1309 г. – Василий. Княгиня сама занималась воспитанием и образованием детей.

В междоусобной борьбе сыновей святого Александра Невского Димитрия и Андрея за великокняжеский Владимирский престол святой Михаил проявил себя миротворцем, стараясь примирить братьев друг с другом.

В 1304 году, после смерти великого князя Андрея Александровича, права на великое княжение по лествичному праву должны были перейти к святому князю Михаилу, но их стал оспаривать его двоюродный племянник, Московский князь Юрий Данилович.

По обычаю того времени оба князя — Михаил и Юрий поехали в Орду, где, несмотря на происки Юрия, ярлык на великое княжение получил Михаил. Он заключил мир со своим соперником, но согласия между ними не было, распря продолжалась и порой переходила в вооруженное противоборство.

В 1313 году святой князь Михаил вновь был утвержден на велококняжеском престоле новым ханом Орды Узбеком. Выехавший после этого в Орду князь Юрий пробыл там около трех лет, употребив все средства, чтобы склонить хана Узбека на свою сторону. С этой целью он вступил в брак с сестрой хана Кончакой, и получили от Узбека грамоту на великое княжение.

Святой Михаил, желая избежать кровопролития, без боя уступил Юрию великокняжеский престол во Владимире. Когда же Московский князь вместе с татарским вельможей Кавдагыем вторгся в Тверское княжество, опустошая его и насильничая над мирными жителями, князь Михаил, по благословению Тверского епископа, вынужден был собрать ополчение. Он разбил войско князя Юрия и отряд Кавгадыя 22 декабря 1317 года в 40 верстах от Твери, при селе Бортеневе.

Бортеневская битва вошла в историю как первая значительная русская победа над ордынскими воинами.


Доспехи святого князя Михаила во время битвы были все иссечены, но на теле его не оказалось ни одной раны. Он простил своих обидчиков и отпустил на волю пленников, в том числе татарского вельможу Кавгадыя.

Князь Юрий бежал с остатком войска, а его жена Кончака (в крещении Агафья), к несчастью, скоропостижно скончалась в Твери, что вызвало слухи об ее отравлении.

Московский князь, распаляя гнев хана Узбека, обвинил святого Михаила в неповиновении ханской власти.

Чтобы предотвратить опустошение Тверского княжества татарами, князь Михаил решил сам ехать в Орду. На уговоры народа и бояр не делать этого, он отвечал: «Аще бо аз где уклонюся, то вотчина моя вся в полону будет и множество христиан избиени будут… лучше ми есть ныне положити душу свою за многия души». В этих словах выражена глубокая готовность следовать во всем Промыслу Божию, любовь к своему народу и Отечеству. Недаром святой князь Михаил Тверской получил славное имя «отечестволюбца».

Взяв благословение у Тверского епископа Варсонофия и своего духовника игумена Иоанна, князь Михаил простился с женой Анной, сыном Василием и близкими на берегу реки Большой Нерли 6 августа 1318 года.

6 сентября он прибыл к устью Дона, где кочевала тогда Орда. Хан Узбек, пораженный его прибытием, принял его внешне благосклонно, но поручил судебное разбирательство Кавгадыю и другим противникам святого Михаила, желавшим его погубить.

После вынесения смертного приговора князь был подвергнут мучениям: ему надели на шею тяжелую колоду и, связанного, с насмешками и издевательствами, повлекли за ханом и его свитой, двинувшимися на охоту к берегам Терека (Северный Кавказ).


По милости Божией, святой князь Михаил не был лишен духовного утешения: его сопровождали игумен, два иеромонаха и диакон, а также сын Константин. Около месяца святой страстотерпец, находясь на положении уничижаемого и мучимого пленника, провел в посте и молитве, каждое воскресенье исповедываясь и причащаясь Святых Таин. Ему предлагали бежать, но святой отверг эту возможность: «Во всю жизнь мою не бегал от врагов, и если я один спасусь, а люди мои останутся в беде, какая мне слава? Нет, воля Господня да будет».

Готовясь к смерти, святой мученик утешал себя пением псалмов; так как руки его были заключены в деревянную колоду, листы Псалтири перевертывал отрок.

В ночь на 22 ноября 1318 года святой князь Михаил видел сон, известивший его о кончине. По просьбе страстотерпца была отслужена Божественная литургия, за которой он исповедовался и причастился Святых Таин. Простившись с духовенством и преподав благословение своему сыну Константину, Святой Михаил встал на молитву, читая Псалтирь.

Ко­гда он разо­гнул кни­гу, ему от­кры­лись сле­ду­ю­щие сло­ва: «Серд­це мое смя­те­ся во мне, и бо­язнь смер­ти на­па­де на мя (Пс.54,5). Свя­той Ми­ха­ил ска­зал иере­ям, быв­шим с ним: «Ска­жи­те мне, что озна­ча­ют сло­ва сии?» Они от­ве­ча­ли ему: «Го­су­дарь, да не сму­ща­ет­ся серд­це твое сло­ва­ми си­ми, ибо в том же псал­ме ска­за­но: Воз­вер­зи на Гос­по­да пе­чаль твою, и Той тя пре­пи­та­ет (Пс.54,23)».

Сло­ва эти уте­ши­ли стра­даль­ца, и он про­дол­жал чте­ние псал­мов Да­ви­до­вых. Вдруг в ша­тер вбе­га­ет кня­же­ский от­рок; он был бле­ден и ис­пу­ган­ным го­ло­сом ска­зал: «Го­су­дарь, идут Кав­га­дый и Ге­ор­гий со мно­же­ством на­ро­да и пря­мо к тво­е­му шат­ру». То­гда бла­жен­ный стра­да­лец крот­ко за­ме­тил: «Знаю, за­чем они идут, – убить ме­ня». За­тем он ото­слал сы­на сво­е­го Кон­стан­ти­на под по­кро­ви­тель­ство же­ны ха­на.

Меж­ду тем без­бож­ные убий­цы бы­ли уже неда­ле­ко от ве­жи свя­то­го Ми­ха­и­ла. Кав­га­дый и Ге­ор­гий оста­но­ви­лись на тор­гу, неда­ле­ко от шат­ра свя­то­го Ми­ха­и­ла, и со­шли с ко­ней. От­сю­да они по­сла­ли убийц к свя­то­му кня­зю. Как ди­кие зве­ри, убий­цы вско­чи­ли в ша­тер, разо­гна­ли всех кня­же­ских слуг. Свя­той в то вре­мя сто­ял на мо­лит­ве и по­след­ний раз на зем­ле про­слав­лял сво­е­го Со­зда­те­ля. Схва­тив свя­то­го за ко­ло­ду, убий­цы уда­ри­ли его о сте­ну, так что сте­на шат­ра про­ло­ми­лась. Князь под­нял­ся бы­ло на но­ги. То­гда лю­тые убий­цы всей тол­пой на­бро­си­лись на него, топ­та­ли но­га­ми, неми­ло­серд­но би­ли; по­том один из них, Ро­ман­цев, вы­хва­тив нож, по­ра­зил им свя­то­го кня­зя в бок и по­вер­нул несколь­ко раз нож в ране, на­ко­нец, вы­ре­зал серд­це. Так пре­дал в ру­ки Гос­по­да свя­тую ду­шу свою стра­да­лец Хри­стов.


Тол­па та­тар и рус­ских, быв­ших в Ор­де, на­бро­си­лась на па­лат­ку уби­то­го кня­зя и раз­гра­би­ла ее. Свя­тое и чест­ное те­ло му­че­ни­ка бы­ло бро­ше­но и ле­жа­ло без вся­ко­го по­кро­ва, ибо убий­цы со­рва­ли со свя­то­го кня­зя оде­я­ние. Один из зло­де­ев при­шел на торг к Кав­га­дыю и Ге­ор­гию и ска­зал им: «При­ка­за­ние ва­ше ис­пол­не­но».

То­гда Кав­га­дый с кня­зем быст­ро подъ­е­ха­ли к па­лат­ке. Уви­дев об­на­жен­ное те­ло кня­зя, Кав­га­дый с уко­ром ска­зал Ге­ор­гию: «Раз­ве он не стар­ший те­бе брат, все рав­но как отец? Что же те­ло его ле­жит без по­кро­ва, бро­шен­ное на по­ру­га­ние всем? Возь­ми его и ве­зи в свою зем­лю, по­гре­би в от­чине его по ва­ше­му обы­чаю».

Князь Ге­ор­гий по­слу­шал это­го со­ве­та. Он ве­лел сво­им слу­гам при­крыть об­на­жен­ное те­ло свя­то­го, и один из них по­крыл его сво­ей верх­ней одеж­дой. По­том князь при­ка­зал по­ло­жить те­ло на боль­шую дос­ку, а дос­ку под­нять на по­воз­ку и креп­ко при­вя­зать.

Сын кня­зя-му­че­ни­ка Кон­стан­тин, неко­то­рые бо­яре и слу­ги ед­ва успе­ли убе­жать к жене ха­на и, поль­зу­ясь по­кро­ви­тель­ством та­тар­ской ца­ри­цы, из­бег­ли злой смерти. Дру­гие бо­яре и слу­ги Твер­ско­го кня­зя бы­ли раз­де­ты, под­вер­ну­ты по­бо­ям и за­ко­ва­ны в же­ле­за. Пре­дав смер­ти свя­то­го Ми­ха­и­ла, сто­рон­ни­ки кня­зя Ге­ор­гия – кня­зья и бо­яре – со­бра­лись в од­ну ве­жу, пи­ли ви­но, и каж­дый хва­лил­ся тем, ка­кую ви­ну он вы­ду­мал на стра­даль­ца.

Свя­тое те­ло кня­зя Ми­ха­и­ла, по при­ка­за­нию Ге­ор­гия, по­вез­ли в ре­ку Адежь (что зна­чит – го­ресть). Но­чью два сто­ро­жа бы­ли при­став­ле­ны охра­нять его. Но силь­ный страх на­пал на них; сто­ро­жа бро­си­лись бе­жать от по­воз­ки, где ле­жа­ло те­ло свя­то­го му­че­ни­ка. Ра­но утром они воз­вра­ти­лись на свое ме­сто, и ви­дят див­ное чу­до: к по­воз­ке при­вя­за­на од­на толь­ко дос­ка, те­ло же ле­жа­ло осо­бо, ра­ной к зем­ле, при­чем из яз­вы вы­шло мно­го кро­ви. Пра­вая ру­ка свя­то­го бы­ла под­ло­же­на под ли­це его, а ле­вая на­хо­ди­лась у ра­ны. Уди­ви­тель­но то, что в сте­пи рыс­ка­ло мно­го хищ­ных зве­рей, и ни один из них не смел при­кос­нуть­ся к свя­тым остан­кам му­че­ни­ка. Так по­ис­ти­не смерть пра­вед­ни­ков чест­на; смерть же греш­ни­ков лю­та. Злоб­ный че­ло­ве­ко­убий­ца Кав­га­дый не из­бег пра­вед­но­го су­да Бо­жия: вско­ре он был каз­нен по при­ка­за­нию ха­на Уз­бе­ка.

В ту же ночь мно­гие из хри­сти­ан и ино­вер­ных ви­де­ли, как два об­ла­ка осе­ня­ли то ме­сто, где на­хо­ди­лось чест­ное те­ло уби­ен­но­го кня­зя. Они то схо­ди­лись, то рас­хо­ди­лись и си­я­ли, точ­но солн­це. Утром го­во­ри­ли: «Князь Ми­ха­ил – свя­той. Он убит непо­вин­но».

От ре­ки Аде­жи те­ло свя­то­го по­вез­ли в Ма­д­жа­ры. Здесь куп­цы, знав­шие свя­то­го Ми­ха­и­ла, хо­те­ли при­крыть те­ло его до­ро­ги­ми тка­ня­ми и по­ста­вить в свя­том хра­ме. Од­на­ко бо­яре князя Ге­ор­гия не поз­во­ля­ли им сде­лать это­го; они по­ме­сти­ли его в хле­ву и при­ста­ви­ли стра­жу. Но Бог про­сла­вил див­ным об­ра­зом мо­щи Сво­е­го угод­ни­ка: мно­гие из жи­те­лей по но­чам ви­да­ли, что над тем ме­стом под­ни­мал­ся ог­нен­ный столб в виде креста от зем­ли до небес. Дру­гие же ви­де­ли ра­ду­гу, ко­то­рая скло­ня­лась над тем хле­вом.


От­сю­да мо­щи свя­то­го Ми­ха­и­ла по­вез­ли да­лее; по­воз­ка со свя­ты­ми остан­ка­ми бла­го­вер­но­го кня­зя подъ­ез­жа­ла к Без­де­жу, и неко­то­рые из жи­те­лей то­го го­ро­да ви­де­ли, что мно­же­ство на­ро­да со све­ча­ми и ка­ди­ла­ми окру­жа­ло те­ло му­че­ни­ка, свет­лые всад­ни­ки но­си­лись в воз­ду­хе над ко­лес­ни­цей. Ко­гда те­ло свя­то­го при­вез­ли в сей го­род, про­во­жа­тые не поз­во­ли­ли по­ста­вить его в церк­ви, но по­ме­сти­ли на дво­ре и сте­рег­ли це­лую ночь. Один сто­рож осме­лил­ся лечь на по­воз­ку, где ле­жа­ло те­ло стра­даль­ца. Вдруг неви­ди­мая си­ла от­бро­си­ла его да­ле­ко в сто­ро­ну. Сто­рож по­чув­ство­вал се­бя боль­ным и с ве­ли­ким тру­дом мог под­нять­ся на но­ги, но, рас­ка­яв­шись в сво­ем со­гре­ше­нии, он по­лу­чил ис­це­ле­ние.

На­ко­нец, те­ло кня­зя-му­че­ни­ка при­вез­ли в Моск­ву и по­греб­ли в кремлев­ском Спас­ском мо­на­сты­ре, в церк­ви Пре­об­ра­же­ния. Бла­го­вер­ная кня­ги­ня Ан­на не зна­ла о му­че­ни­че­ской кон­чине сво­е­го су­пру­га. Через год воз­вра­тил­ся от ха­на князь Ге­ор­гий с ве­ли­ко­кня­же­ским яр­лы­ком. Он при­вез с со­бою из Ор­ды твер­ских бо­яр и кня­зя Кон­стан­ти­на Ми­хай­ло­ви­ча. То­гда в Тве­ри узна­ли о смер­ти свя­то­го Ми­ха­и­ла и о по­гре­бе­нии его в Москве.

Кня­ги­ня Ан­на и де­ти свя­то­го кня­зя про­си­ли кня­зя Мос­ков­ско­го пе­ре­вез­ти свя­тые мо­щи му­че­ни­ка в Тверь. Ге­ор­гий ед­ва дал свое со­гла­сие. То­гда из Тве­ри от­пра­ви­ли в Моск­ву бо­яр, чтобы они с тор­же­ством пе­ре­вез­ли мо­щи свя­то­го Ми­ха­и­ла. При­быв­шие в Моск­ву спо­до­би­лись узреть див­ное чу­до, ко­то­рым Гос­подь бла­го­во­лил про­сла­вить Сво­е­го угод­ни­ка. Тле­ние со­вер­шен­но не кос­ну­лось его свя­то­го те­ла. По­слан­ные взя­ли гроб с мо­ща­ми свя­то­го и с ве­ли­кой че­стью по­нес­ли его в Тверь.

Ко­гда ше­ствие при­бли­жа­лось к го­ро­ду, кня­ги­ня Ан­на со сво­и­ми сы­но­вья­ми Ди­мит­ри­ем, Алек­сан­дром и Ва­си­ли­ем по­еха­ли на­встре­чу Вол­гой в на­са­дах, а епи­скоп Вар­со­но­фий со всем свя­щен­ным со­бо­ром и бес­чис­лен­ное мно­же­ство на­ро­да встре­ти­ли свя­тые мо­щи на бе­ре­гу. Ве­ли­ко бы­ло ры­да­ние; за пла­чем на­ро­да не бы­ло слыш­но цер­ков­но­го пе­ния. Осо­бен­но же горь­ко пла­ка­ла кня­ги­ня Ан­на.


6 сен­тяб­ря 1320 го­да свя­тые мо­щи бла­го­вер­но­го кня­зя Ми­ха­и­ла бы­ли по­гре­бе­ны в по­стро­ен­ном им со­бор­ном хра­ме Пре­об­ра­же­ния Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, где бы­ли по­гре­бе­ны и ро­ди­те­ли его, ве­ли­кий князь Яро­слав Яро­сла­вич и ве­ли­кая кня­ги­ня Ксе­ния.

Гос­по­ду бы­ло угод­но про­сла­вить Сво­е­го угод­ни­ка мно­ги­ми чу­де­са­ми. Еще до от­кры­тия его чест­ных мо­щей бла­го­че­сти­вые лю­ди мо­ли­лись у его гроб­ни­цы о раз­ре­ше­нии сво­их неду­гов и по­лу­ча­ли ис­це­ле­ние. Мест­ное празд­но­ва­ние бла­го­вер­но­му кня­зю Ми­ха­и­лу в Тве­ри на­ча­лось, ве­ро­ят­но, вско­ре по­сле пе­ре­не­се­ния его мо­щей из Моск­вы; все­рос­сий­ское празд­но­ва­ние ему уста­нов­ле­но на Со­бо­ре 1549 го­да.

В 1606 го­ду на Рус­скую зем­лю на­па­ли по­ля­ки и ли­тов­цы; вра­ги до­стиг­ли Твер­ских пре­де­лов и силь­но опу­сто­ши­ли стра­ну. Но Гос­подь по­слал Рус­ской зем­ле слав­но­го за­щит­ни­ка. Непри­я­те­ли ча­сто ви­де­ли, как из го­ро­да вы­ез­жал див­ный всад­ник на бе­лом коне с об­на­жен­ным ме­чом в ру­ках. Страх то­гда на­па­дал на вра­гов, и они об­ра­ща­лись в бег­ство.

Ко­гда пред­во­ди­те­ли непри­я­тель­ско­го вой­ска уви­де­ли ико­ну свя­то­го Ми­ха­и­ла, то они с клят­вой по­ве­да­ли свя­ти­те­лю Твер­ско­му Фео­к­ти­сту (управ­лял Твер­ской епар­хи­ей с 1603 по 1609 гг.), что див­ный всад­ник, ко­то­ро­го они ви­де­ли, и был свя­той Ми­ха­ил.

Нетлен­ные мо­щи му­че­ни­ка-кня­зя бы­ли об­ре­те­ны в 1632 го­ду, 24 но­яб­ря. При этом про­изо­шло мно­го чу­дес у гро­ба свя­то­го. Неко­то­рые ви­де­ли ог­нен­ный столп над со­бор­ным хра­мом, где по­чи­ва­ли чест­ные мо­щи.

В 1655 го­ду Тверь по­стиг­ло бед­ствие – на­ча­лось силь­ное мо­ро­вое по­вет­рие, и мно­го лю­дей по­гиб­ло от сей бо­лез­ни. То­гдаш­ний ар­хи­епи­скоп Твер­ской Лав­рен­тий (управ­лял Твер­ской епар­хи­ей с 1654 по 1657 гг.) по бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха пе­ре­ло­жил мо­щи свя­то­го в но­вую ра­ку. При этом гроб­ни­цу свя­то­го но­си­ли во­круг го­ро­да. И с то­го же дня бо­лезнь пре­кра­ти­лась. В вос­по­ми­на­ние о та­ком чу­дес­ном за­ступ­ле­нии свя­то­го Ми­ха­и­ла в Тве­ри был уста­нов­лен крест­ный ход.


В 1935 году Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Твери, где хранились мощи святого покровителя города, был взорван.

В настоящее время часть мощей святого князя сохранилась и доступна для поклонения в храме Христа Спасителя в Москве.

В 2002 году в центре Твери на острове Памяти (при впадении в Волгу реки Тьмака) был освящен храм во имя святого благоверного князя Михаила Тверского.

К 700-летию мученической кончины святого в Твери началось воссоздание Спасо-Преображенского собора на его историческом месте.

С именем великого князя Михаила Александровича Романова (1878-1918) – брата последнего русского императора-страстотерпца Николая II, связано распространение имени святого князя Михаила Тверского в дальних пределах Российской империи.

Михаил Александрович, родившийся 22 ноября (5 декабря по н.ст.), в день памяти св.кн. Михаила Тверского, носил имя покровителя Тверской земли.

К 300-летию Дома Романовых в 1913 г. наместником на Кавказе графом Илларионом Ивановичем Воронцовым-Дашковым и его супругой в Тбилиси был построен русский православный храм в честь небесного покровителя Михаила Александровича святого князя Михаила Тверского. Храм, в котором с тех пор хранится частица мощей святого князя, уцелел во всех перипетиях советской истории и каждый приезжающий в Тбилиси может посетить этот маленький островок России на грузинской земле.

Несколько лет назад в городе Перми, в память о брате последнего российского императора, на приблизительном месте расстрела в 1918 г. великого князя Михаила Александровича был построен храм-часовня во имя святого Михаила Тверского.

Ордынский город Маджары, где над телом князя-мученика было явлено небесное знамение Креста, получил впоследствии название Святой Крест. После революции город переименовали в Буденновск. Именно здесь произошли памятные события 14-19 июня 1995 года — захват бандой Басаева около двух тысяч заложников в местной больнице.

18 июня, на пятый день заточения заложников, напряжение внутри здания роддома, откуда по округе разносился стон двух тысяч женщин, детей, стариков, достигло апогея. Для страдальцев наступил момент, когда надеяться, кроме как на Бога, больше не на кого. Люди молились, даже те, кто никогда раньше этого не делал. И чудо случилось — в небе над больницей многие увидели Крест и молящуюся перед ним Богородицу.

Спустя сутки заложники поймут, что явление Богородицы предвещало им свободу. Накануне, ради спасения заложников, своей жизнью рисковали бойцы группы «Альфа». Трое из них погибли, более двадцати получили ранения. Однако, по признанию самих офицеров, погибнуть должно было гораздо больше людей. И то, что этого не произошло, — Божие чудо.

Участник тех событий, вице-президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», полковник Сергей Поляков рассказал впоследствии:

«„Альфа“ пошла на штурм больницы только со стрелковым оружием. Мы не могли пользоваться даже гранатами. Мы также не могли стрелять по окнам, потому что боевики выставили в них женщин с детьми. Наши снайперы работали в те моменты, когда боевики высовывались в окне между заложниками, чтобы вести по нам огонь, в том числе из пулемётов.

Во время штурма мы были у бандитов как на ладони. На нас обрушился такой шквал огня, что остаться в живых было немыслимо. Это чудо Божие, что наши потери в данной ситуации составили три человека, а большинство остались с живых. Огонь был такой плотности, что все деревья в округе стояли голые, как осенью, потому что все листья снёс ливень из пуль.


До этого я участвовал в десятках операций, в том числе и в Афганистане, но ни одна из них не сравнится по сложности с Будённовском. При штурме нам была поставлена задача за пределами человеческих возможностей. И то, что мы справились, объясняется исключительно помощью Божией».

«После операции в Будённовске у группы «Альфа» появился свой небесный покровитель, — рассказывает полковник Поляков. — Мы узнали, что город Будённовск до революции имел другое название — Святой Крест. А на месте больницы, где содержались заложники, до революции стоял монастырь, который разрушили большевики. Корпус больницы, который мы штурмовали, был полностью построен из кирпичей разрушенного монастыря. А когда мы начали дальше углубляться в историю, то узнали, что конкретно на этом месте в XIV веке останавливалась траурная процессия с телом замученного в Орде Тверского князя Михаила.

После операции в Будённовске, когда мы настолько явственно ощутили помощь Божию, мы стали почитать святого благоверного князя Михаила Тверского небесным покровителем «Альфы». День памяти этого святого, который празднуется 5 декабря, — для «альфовцев» особый день».

Святый благоверный княже Михаиле, моли Бога о нас!

По материалам из открытых источников

Противостояние князей

Тяжелое время тогда переживала Русь: князья часто поднимались один на другого и часто правому приходилось оружием отстаивать свои права. Прежде чем вступить на престол, Михаил, по вынужденному для Руси обычаю того времени, отправился в Орду на поклон хану.

Великокняжеский престол занимали тогда сыновья Александра Невского: Андрей (1255-1304 гг.) и Димитрий (1250-1294 гг.). Между двумя братьями часто происходили усобицы. Князь Андрей привел татар, которые взяли четырнадцать городов, в том числе Москву и Владимир, сильно разграбили страну и собирались идти на Тверь. Сильно были опечалены тверичи тем, что их князя с ними не было. Но они целовали крест, что станут биться с неприятелем из-за стен города до последней крайности и ни за что не сдадутся. Из других княжеств в Тверь сбежалось много людей, которые также готовы были сразиться с недругом. И в это самое время Михаил Ярославич возвращался из Орды. С величайшей радостью услышали жители Тверского княжества весть о возвращении своего князя; они вышли навстречу ему с крестным ходом. Но татары, узнав о приходе Михаила, не пошли на Тверь.

Житие повествует, что князь Михаил Ярославич был высок ростом, силен и отважен. Бояре и народ его любили. Усердно читал Божественные книги, усердно жертвовал на храмы, почитал иноческий и священнический чин. Пьянства не терпел и всегда отличался воздержанностью.

Портрет князя Михаила Ярославича (1272-1318 гг.)

Он желал иноческого или мученического подвига, и Господь судил ему скончаться мучеником. Когда умер великий князь Андрей Александрович, старшим в роде стал теперь князь Тверской Михаил Ярославич, именно к нему на службу перешли и бояре умершего великого князя. Но права старейшинства начал оспаривать у него двоюродный племянник, московский князь Юрий (Георгий) Даниилович (1281-1325 гг.), хотя он и не был старшим в княжеском роде.

Новый великий князь Михаил должен был отправиться в Орду, чтобы там получить ярлык на великокняжеский Владимирский престол. Туда же отправился и князь московский. Когда он проезжал через Владимир, митрополит Киевский и всея Руси Максим (XII век — 6 декабря 1305 г.), предвидя начинающуюся усобицу, с мольбою возбранял московскому князю идти в Орду и добиваться великокняжеской власти. Юрий же уверял владыку, что едет не оспаривать право на великокняжеский престол, а «по своим делам». Он отправился в Орду и встретился там с тверским князем. Татары были очень корыстолюбивы. Они желали получить как можно больше даров и говорили князю Юрию московскому: «Если ты дашь больше даров, чем князь Михаил Тверской, мы дадим тебе великое княжение». Такие речи сильно смутили московского князя, и он стал добиваться великокняжеской власти. Великий раздор начался между князьями.


Портрет московского князя Юрия (Георгия) Данииловича (1281-1325 гг.)

Юрий всячески старался склонить хана на свою сторону; он давал в Орде большие дары. Михаил Ярославич принужден был также много тратить денег, «которые собирались с бедного народа, и была великая тягота в Русской земле. Распря между князьями усилилась». Однако великокняжеская власть осталась за Михаилом Тверским. С московским князем племянник Александра Невского заключил мир, но согласия между ними все-таки не было: борьба Москвы с Тверью продолжалась. Тем временем в Орде занял престол молодой хан Узбек (ок. 1283-1341 гг.). Михаил Ярославич должен был отправиться на поклон к новому хану, чтобы получить от него пайдзу (ханская грамота) на великое княжение. И на этот раз великокняжеский престол остался за ним. После того благоверный князь возвратился на Русь.

Князь московский, на обиды которого жаловался хану Михаил, был вызван в Орду и пробыл там около трех лет. Юрий через ханских вельмож употребил все средства, чтобы склонить хана на свою сторону, он успел сблизиться с ханским семейством, даже породнился с ханом, вступив в брак с сестрой его Кончакой (во святом крещении нареченная Агафией). Ярлык на великокняжеский престол хан Узбек дал теперь своему зятю, князю Юрию. Вместе с ним хан отпустил на Русь послов своих, а во главе их — Кавгадыя, одного из своих приближенных. Михаил с кротостью отказался от великокняжеского достоинства; он послал сказать Юрию:

Брат, если хан дал тебе великое княжение, то я уступаю тебе. Княжи, только будь доволен своим и не вступайся в мой удел.

Основные факты биографии

Житие благоверного Михаила Ярославича описано многими летописцами. Драматичная смерть князя стала одним из трагических символов правления Золотой Орды на Руси. Михаил родился в набожной семье, мать с детства приучала детей к почитанию Бога, любви к ближним. После смерти отца Михаил стал княжить в Тверском княжестве, его считали богатым, а также успешным. За период правления Михаила к княжеству был присоединен Кашинский удел, который стал приданным его супруги, Анны Кашинской.

Михаил участвовал во всех княжеских усобицах, так как считал своим долгом защитить вверенные ему земли. Он защищал интересы простых людей, живших под его покровительством. Михаил выстроил на родной земле немало церквей. Вместе с матерью, княгиней Ксенией, он построил Тверской собор, о котором летописцы оставили восторженные записи. Собор был полностью разрушен в 1925 году, поэтому оценить замыслы князя сегодня невозможно.

Супруга князя, святая благоверная Анна Кашинская, поддерживала его начинания, была благочестива, любима простыми людьми. Во время отъездов мужа она оставалась княжить, воспитывала детей, а также отстаивала интересы тверичей. На рубеже XII и XIII веков основной задачей князей было объединение завоеванных уделов. Ярлык на правление во Владимире необходимо было получать у хана Золотой Орды. Борьба за него шла между князем Михаилом Тверским и Юрием Московским.

Костромской князь, Александр, завещал княжение Владимирским княжеством Михаилу. Первый ярлык он получил у хана Золотой Орды без особых препятствий. Переписка с патриархом, Нифонтом, обнаруживает обращение церковнослужителя к Михаилу. Он писал Михаилу: «великий князь всея Руси». Правление длилось с 1305 по 1317 годы. За этот период Михаил попытался наладить отношения с ордынцами, но не учел, что его противником может стать русский князь.

Юрий продолжал претендовать на престол. Тверичи с москвичами сходились на полях сражений. Каждая битва уносила многие жизни.

Пришло время подтверждать право на престол Владимирско-Тверского княжества. К этому времени у Юрия было преимущество. Он был женат на сестре хана Узбека, Канчеке. Юрий заключил договор с ханом Узбеком, поэтому, когда Михаил прибыл к хану, его схватили, затем сделали пленником. Михаил подозревал, что над ним учинят расправу, но решил не скрываться и поехать в Орду без охраны, чтобы не подвергать опасности жизни служивших ему воинов. Он жалел о том, что не смог затушить очаги бушевавших междоусобиц, а также сплотить русских князей против ордынских ханов.

Юрий наговорил на князя, обвинил его в смерти жены, пообещал ордынцам втрое больше дани от своего удела в обмен на голову Владимирского князя. Князя Тверского пытали, возили по улусам заключенным в колодки. Через некоторое время он был убит приспешниками Юрия. Его родные смогли получить тело только спустя год. Истерзанное тело перевозили люди Московского князя. Сначала они относились к мощам без уважения, но некоторые события заставили их отказаться от перевозки, а затем передать тело купцам из Твери.

Останки князя на ночь оставляли на пустыре, но ни один хищник, которых там было много, не приблизился к нему. По словам очевидцев, над телом попеременно сходились, затем расходились тучи, освещая его, неизвестно откуда взявшимися, лучами солнца. Купцы, которые путешествовали рядом с воинами, знали о том, кем был Михаил Тверской. Они накрыли его дорогими тканями, оставили на ночь на алтаре храма. Вскоре жена Анна с детьми тверского князя смогла похоронить останки по православным обычаям под стенами родного города.

Первая военная победа Тверского князя

Но великий князь московский не хотел примирения с Тверским князем Михаилом. Собрав большое войско, вместе с Кавгадыем он напал на Тверское княжество, жег города и селения. «Враги забирали мужей и жен и предавали их различным мучениям, поруганиям и смерти. Опустошив Тверское княжество по одну сторону Волги, они готовились напасть и на другую его часть, заволжскую. Скорбя о бедствиях Русской земли, благочестивый князь Михаил призвал Тверского епископа и бояр и сказал им: «Разве не уступил я своему сроднику? Я претерпел все, думая, что беда эта скоро кончится. Ныне же вижу, что князь Юрий ищет моей головы. Ни в чем не виновен я перед ним; если же виновен, скажите, в чем?» Епископ и бояре, проливая слезы, в один голос отвечали князю: «Ты прав, князь наш, во всем. Перед племянником твоим ты обнаружил такое смирение, а они за это хотят опустошить все княжество. Иди же против них, государь, а мы готовы за тебя сложить свои головы».

Михаил ответил:

Братия! Вам известно, что сказано во святом Евангелии: Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15, 13). Ныне нам предстоит отдать свою жизнь за множество народа, плененного и избитого врагами.

Тверской князь Михаил собрал свои полки и мужественно вышел навстречу неприятелю. Враги встретились в сорока верстах от Твери (22 декабря 1317 года в селе Бортеневе). Войско московского князя не выдержало натиска тверского войска и поспешно побежало.


И.И. Белов. Бортеневская битва 1317 года

«Князь Михаил преследовал врагов, и бесчисленное множество воинов, побитых и смятых конями, усеяли ратное поле; они лежали, как снопы на поле во время жатвы». Великий князь Юрий с остатком войска бежал (в Торжок, а оттуда — в Великий Новгород). Его жена Кончака, много князей, татар взято было победителями в плен.


Лицевой летописный свод. Сцена поругания и убийства князя Михаила Тверского

Прибытие Михаила Ярославича в Золотую Орду и суд над ним

В августе великий князь получил от хана приказ прибыть к нему на переговоры, иначе татаро-монгольские конники выдвинулись бы в сторону Руси. Михаилу Ярославичу пришлось подчиниться воле Узбека, к которому он прибыл в сентябре. В следующем месяце начался суд над великим князем под председательством Кавгадая. Михаила Ярославича обвинили в совершении преступления против хана и арестовали. На втором суде в ноябре все выдвинутые против тверского князя обвинения были подтверждены. Ордынская стоянка в то время располагалась на берегу Терека, куда прибыли кредиторы Михаила Ярославича. Скованного в цепи князя привели к Кавгадаю и поставили перед ним на колени. Суд длился целый день, после чего главный судья пообещал тверскому князю скорое освобождение и Михаил Ярославич продолжил ждать своей участи в шатре.

Козни Юрия Московского против Михаила Ярославича

Видя поражение Юрия, Кавгадый на другой день после битвы явился в Тверь и просил мира. Михаил принял его с честью, поверив его льстивым речам, щедро одарил Кавгадыя и его людей и отпустил с честью. Между тем великий князь московский собрал новое войско и с ним снова двинулся к Твери. Михаил не хотел еще раз напрасно проливать христианскую кровь и настоял на заключении мира князьями.

В это время в Твери неожиданно скончалась супруга великого князя — Кончака. Появился слух, что великую княгиню в Твери отравили. Московский князь и Кавгадый поспешили в Орду. Они написали на Тверского князя Михаила многие лжесвидетельства, будто бы он, собрав много дани по городам, хотел бежать к немцам, а к хану идти не хотел, что вообще он не повинуется ханской власти. Кавгадый не хотел, чтобы тверской князь приехал в Орду и смог оправдаться. Поэтому он стал уговаривать хана, что надо скорее посылать на князя Михаила войско. Но в августе 1318 года благоверный князь Михаил отправился к хану, говоря своему духовному отцу. «Отче, — говорил святой князь, — много заботился я о том, чтобы помочь христианам, но за грехи мои им приходится терпеть много тягостей из-за наших раздоров. Теперь благослови меня, отче: может, мне придется пролить кровь мою за народ православный».

Простился князь со своими близкими на берегу реки Нерли. Михаила Ярославича провожали супруга княгиня Анна и сын его князь Василий. Здесь князь навеки простился с ними. Во Владимире их встретил ханский посол Ахмыл. «Спеши в Орду, — сказал он Михаилу, — хан ждет тебя; если через месяц ты не явишься, царь решил идти войной на твое княжество. Кавгадый оговорил тебя перед ханом, что ты не придешь к нему». Тогда бояре стали отговаривать князя от поездки к хану: «Вот сын твой в Орде, пошли еще другого». Также и сыновья говорили ему: «Возлюбленный родитель, не езди сам в Орду, лучше пошли кого-либо из нас; ведь на тебя возвели клевету перед ханом. Пережди до тех пор, пока пройдет его гнев».

Но Тверской князь с твердостью отвечал:

Знайте, мои дорогие дети, не вас требует хан, но меня; моей головы он хочет. Если я уклонюсь от поездки к хану, то отчина моя будет опустошена и множество христиан избито, да и сам я не избегну тогда смерти; не лучше ли же ныне положить мне свою душу за многих.

Библиотека Русской веры Житие и убиение князя Михаила Тверского. Великие Минеи Четьи →

Читать онлайн в оригинале

Иконография

На иконах Михаила Тверского часто изображают рядом с матерью, княгиней Ксенией. Они вместе запланировали, а затем возвели первый православный тверской собор, поэтому в их руках часто можно увидеть своеобразный макет храма.

Позднее появились иконы, которые изображают трагическое прощание Михаила с детьми перед поездкой к хану Золотой Орды, его называют «напутствием Михаила». Есть несколько икон, изображающих трагическую гибель князя.

Страдалец за народ

Готовясь к смерти, князь написал завещание, распределив между сыновьями города своего княжества, и простился с ними. Неправеден был суд в Орде. Судьи выставили против князя обвинения: «Ты был горд и не покорялся хану, срамил его посла и бился с ним; побил многих татар и не давал хану дани; собирался с казною бежать к немцам; посылал казну папе; уморил жену князя Юрия». Злорадный Кавгадый не только был судьей, но и обвинителем и лживым свидетелем против Тверского князя: он отвергал все оправдания Михаила, возводил ложные обвинения на доблестного князя и оправдал своих сторонников. После разбирательства пристрастные судьи донесли хану, что Михаил Ярослави виновен и заслуживает смерти.

Был же Михаил в Орде у царя полтора месяца, а Кавгадый царю беспрестанно клеветал на него. Царь же, призвав князей своих, сказал им: «Судите Михаила Ярославича с Юрием Даниловичем, и, рассудив, мне скажите». И сели князья на судище, и начали судить Михаила с Юрием, и все помогали Юрию, и многие вины возлагали на Михаила. Если что и отвечал Михаил, то мимо пропускали словеса его. А которые словеса и правдивыми были, но они все их презирали, прилежно же внимали словам Кавгадыя, ибо этот был своя, и обвинитель, и на свою душу все брал, но заставлял верить себе всех. Потом разошлись, и их поставить повелели в следующую неделю на суде. И царю сказали, так говоря: «Князь Михаил Ярославич по суду достоин смерти, а твое великое слово вольного царя — как ты повелишь. И о многих винах его говорили царю. (Лицевой Летописный свод).

Так тверской князь остался один в руках безбожных. Одно лишь утешение было у него — это молитва, и страстотерпец, не питая злобы на своих врагов, стал воспевать богодухновенные псалмы. На другой день татары возложили на шею святого тяжелую колоду, чтобы увеличить мучения блаженного.

В то время хан двинулся на охоту к берегам Терека. По обычаю, его должна была сопровождать вся Орда. Повлекли также и Михаила. Тягостно было это передвижение для страдальца. На его шее лежала тяжелая колода; каждую ночь в ту же самую колоду заключали и руки тверского князя. Одно лишь утешало его: к нему были допущены игумен, священники и сын его Константин.

Библиотека Русской веры. Лицевой летописный свод О суде и казни в Орде великого князя Михаила Ярославича Тверского →

Читать онлайн в оригинале

Кавгадый и теперь не оставлял узника, но только старался увеличивать его страдания. С целью надругаться над Михаилом, он велел вывести его на торг, где было много народа. Здесь он приказал поставить князя на колени перед собой и насмехался над ним. Сбежалась толпа зевак и с любопытством смотрела на того, кто сидел прежде на великокняжеском престоле в чести и славе, а ныне в оковах переносил поругание. Целых двадцать шесть дней томился страдалец. Не раз слуги предлагали ему: «Господин наш, великий князь, уже готовы у нас для тебя проводники и кони. Беги в горы, спаси себе жизнь». Но великий князь твердо отвечал им:

Я и прежде никогда не бегал от врагов моих, не сделаю этого и ныне. Если я один спасусь, а бояре и слуги мои останутся здесь в беде, то какая мне честь будет за это? Не могу сделать этого. Да будет Господня воля!

5 декабря, в день своего отшествия ко Господу, рано утром Михаил Ярославич велел совершить заутреню и Божественную литургию. С сердечным вниманием, обливаясь слезами, слушал князь Божественную службу, исповедался и приобщился святых Христовых Таин. Он готовился к смерти, потому что той ночью видел сон, извещавший его о кончине.

После литургии князь простился с духовенством, которое было с ним. Потом он позвал к себе сына, князя Константина. Михаил дал ему последнее наставление о том, как надо держать ему православную веру, почитать храмы Божии, проявлять милосердие к людям. Вдруг в шатер вбежал княжеский отрок и испуганным голосом сказал: «Государь, идут Кавгадый и Юрий со множеством народа и прямо к твоему шатру». Тогда страдалец кротко заметил: «Знаю, зачем они идут, — убить меня». Затем он отослал сына своего Константина .

Кавгадый и князь московский остановились на торгу, недалеко от шатра тверского князя, и сошли с коней. Отсюда они послали убийц к князю. «Как дикие звери, убийцы вскочили в шатер. Схватив князя за колоду, убийцы ударили его о стену, так что стена шатра проломилась. Князь поднялся было на ноги. Тогда лютые убийцы всей толпой набросились на него, топтали ногами, немилосердно били; потом один из них, кстати, русский житель Москвы, по прозвищу Романцев, выхватив нож, поразил им князя в бок и повернул несколько раз нож в ране, наконец, вырезал сердце. Так предал в руки Господа святую душу свою страдалец Христов. Толпа татар и русских, бывших в Орде, набросилась на палатку убитого князя и разграбила ее. Увидев обнаженное тело князя, Кавгадый с укором сказал князю Юрию Даниловичу: «Разве он не старший тебе брат, все равно как отец? Что же тело его лежит без покрова, брошенное на поругание всем? Возьми его и вези в свою землю, погреби его, по вашему обычаю».


Смерть князя Михаила Тверского в Орде. Гравюра Б. Чорикова

Князь Юрий велел своим слугам прикрыть обнаженное тело святого, и один из них покрыл его своей верхней одеждой. Потом князь Юрий приказал положить тело на большую доску, а доску поднять на повозку и крепко привязать.

Тропарь, глас 8.

Возвысивыи ум свой к Богу, и жития со ангелы возжелел еси. Тленную славу земную оставил еси блаженне. Положил еси душу свою за люди своя. Восприял еси венец противу трудов своих, богомудре Михаиле. Моли Христа Бога, о чтущих любовию святую память твою.

Кондак, глас 2.

Вышних ища, и земную славу презрев. И церковь Божию обагрил еси своею кровию, за ню же пострадал еси святе Михаиле. Заколение неправедное приим веселяся. Со ангелы предстоя моли за вся ны.

Библиотека Русской веры Канон святому благоверному князю Михаилу →

Читать онлайн в оригинале

Поездка Михаила Ярославича Тверского в Орду и мучительная смерть его

Как и следовало ожидать, в Орде князя приговорили к смерти, «яко неключим есть нам, не последует нравом нашим». Казни предшествовали недели и месяцы мучений: на шею и руки Михаила Ярославича надели колодки, его поносили, издевались над ним в его унижении. Но князь, полностью положившись на волю Божию, обрел неиссякаемый источник мужества и смирения. Согласно Житию, в заточении он почти не спал, постоянно читая псалмы. К счастью, его не лишили возможности исповедоваться и причащаться Святых Таин — с князем находился его духовник игумен Александр (тот самый, составитель Жития).

Не раз Михаилу предлагали бежать, но он отвергал эти предложения как недолжные и готовился встретить смерть.

«И принял, — пишет игумен Александр, — венец неувядаемый от руки Господа, которого и желал».

Венец поистине мученический. Прежде чем умертвить князя ударом ножа, убийцы, среди которых были люди Юрия Даниловича и не забывшего своего поражения Кавдыгая, долго били его и топтали. Было это в 1318 году.

Явленные чудеса над телом убиенного князя

Святое тело князя Михаила, по приказанию московского князя, повезли в реку Адежь, «еже зовется горесть». «Ночью два сторожа были приставлены охранять тело убитого. Но сильный страх напал на них, и они убежали от повозки, где лежало тело мученика. Рано утром они возвратились на свое место, и видят дивное чудо: тело же лежало особо, раной к земле. Правая рука святого была подложена под его лицо, а левая находилась у раны. Удивительно то, что в степи рыскало много хищных зверей, и ни один из них не посмел прикоснуться к телу мученика. В ту же ночь многие из христиан и иноверных видели, как два облака осеняли то место, где находилось честное тело убиенного князя. Они то сходились, то расходились, и сияли, точно солнце».

Купцы, знавшие князя Михаила Ярославича, хотели покрыть тело его дорогими тканями и поставить в святом храме. Однако бояре князя Юрия не позволяли им сделать этого; они поместили его в хлеве и приставили стражу. Но Бог прославил дивным образом мощи Своего угодника: многие из жителей по ночам видели, что над тем местом поднимался огненный столб от земли до неба. Другие видели радугу, которая склонялась над хлевом, и светлых всадников, которые носились в воздухе над колесницей.


Святой благоверный князь Михаил Ярославич и святитель Арсений Тверской

Тело князя-мученика привезли в Москву и погребли в кремлевском Спасском монастыре. Благоверная княгиня Анна не знала о мученической кончине своего супруга. Через год возвратился от хана князь Юрий с великокняжеским ярлыком. Он привез с собою из Орды тверских бояр и князя Константина Михайловича. Тогда тверичане узнали о смерти своего князя и о погребении его в Москве. Княгиня Анна и дети святого Михаила просили князя московского перевезти святые мощи мученика в Тверь. Юрий едва дал свое согласие. Святые мощи благоверного князя Михаила были перенесены в Тверь и погребены в построенном им соборном храме Преображения Господа нашего Исуса Христа.


Памятник князю Михаилу Ярославичу в Твери

Раздор между Михаилом Ярославичем и московским князем Юрием Даниловичем

В 1304 году великий князь Андрей Александрович, которого Михаил десять лет назад мирил с братом, умер. И Михаил стал по праву старшинства наследником владимирского великокняжеского престола. Возвел на него Михаила Ярославича митрополит Максим Киевский, а в 1305 году был получен и соответствующий ярлык из Орды. То есть поначалу никаких препятствий не представлялось.

Но вскоре выяснилось, что московский князь Юрий Данилович не хочет подчиниться Михаилу, а, напротив, сам ищет великого княжения. Так начался раздор, продлившийся долгие годы и стоивший жизни многим русским людям. Увы, святитель Максим, бывший твердым сторонником законного преемства великокняжеской власти, в 1305 году скончался, а примирителя из князей, каким выступил когда-то в подобной ситуации сам Михаил Ярославич, не сыскалось.

Одно из первых поражений князя Михаила Ярославича Тверского в его борьбе с Москвой лежало в плоскости церковной и было как раз напрямую связано со смертью митрополита Максима. Требовался новый митрополит, и Михаил приложил все усилия к тому, чтобы им стал «его» человек — игумен Отроча монастыря Геронтий. Но Патриарх Константинопольский Афанасий посвятил в митрополиты свт. Петра, тем самым разрушив планы Михаила Ярославина.

Святитель Петр явился во Владимир, и князь, не сумев сдержать досады, встретил его холодно. Вскоре епископ Тверской Андрей написал Патриарху донос на Петра, обвинив его в симонии. Неизвестно, составил ли он эту кляузу по собственной инициативе или по сговору с Михаилом, однако дело разъяснилось, тверского епископа уличили в клевете, а свт. Петра оправдали совершенно. Но Михаил Ярославич Тверской так и не смог примириться с ним, чем навредил только себе: митрополит Петр отбыл из Владимира в Москву, где его с распростертыми объятиями встретил Юрий Данилович.

Церковное почитание, угроза деканонизации и таинственное исчезновение мощей

Михаил Тверской был канонизирован Русской Православной Церковью в лике благоверных в 1549 году, на втором Макарьевском соборе в Москве. В 1632 году состоялось обретение мощей князя. Днём памяти считается 5 декабря. Житие Михаила было написано его духовником Александром, игуменом Тверского Отроча монастыря, вскоре после гибели князя. Александр сопровождал князя в Орду и был очевидцем произошедших там событий. Однако святой князь Михаил, как и его супруга, благоверная княгиня Анна Кашинская, пострадал после раскола Русской Православной Церкви. До раскола он имел в день памяти службу всенощного бдения, но был понижен до рядовой службы.

Памятник князю Михаилу Ярославичу в Твери

«Понижение» его в службе, как и деканонизация Анны Кашинской и других Тверских святых, было одним из последствий церковной реформы XVII века — как проявление своеобразного гонения не только на живых приверженцев старой веры, но и на всякие свидетельства истинности дореформенного православия, как запечатленные в иконописных и литературных памятниках, так же и в нетленных мощах святых. Но почитание деканонизированных, пониженных в богослужебном статусе, святых сохранялось в полной мере у старообрядцев.


Церковь во имя святого князя Михаила в Твери (РПЦ)

В 1934 году тверской Спасо-Преображенский храм начали постепенно уничтожать. В ночь с 3 на 4 апреля 1935 года собор был взорван. После этого события следы мощей благоверного князя теряются. Однако доподлинно известно, что некоторые мощи тверских святых, в частности, преподобного Ефрема Новоторжского, были перевезены в ленинградский музей истории религии и атеизма, основанный в 1932 году и располагавшийся в известном Казанском соборе. Не исключено, что и мощи Михаила Тверского до сих пор хранятся в каком-нибудь запаснике музейных правопреемников этого советского учреждения.

Ранние годы Михаила Ярославича

Князь Михаил родился в 1272 году. Отца своего, князя Ярослава Ярославича, он никогда не видал: тот умер во время поездки в Орду еще до рождения младшего сына. Воспитывала Михаила мать, святая княгиня Ксения, — согласно тексту Жития, «в страхе Господни и научи святым книгам и всякой премудрости». Может представиться странным, что именно мать учила Михаила «книжной премудрости», но исследователям удалось установить, что княгиня была исключительно образованной для своего времени женщиной и даже собирала библиотеку.

На тверском княжении Михаил сменил своего старшего брата — от первого брака отца — Святослава. Первые годы его правления были сравнительно спокойны — разве что в 1286 году ему пришлось выступить против литовцев, вторгшихся в тверские пределы. В 1294 году князь успешно исполнил функцию посредника-примирителя в междоусобии своих «кузенов» — сыновей Александра Невского Дмитрия и Андрея, — что характеризует его как человека, не склонного к сварам. В том же году он женился на дочери ростовского князя Дмитрия Борисовича Анне, (которую вскоре после смерти стали почитать как святую благоверную княгиню Анну Кашинскую).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]