Прп. Александр Свирский |
Александр Свирский
(1448 — 1533), игумен, преподобный Память 17 апреля в день обретение мощей, 30 августа в день кончины, в Соборах Новгородских, Санкт-Петербургских и Карельских святых
Родился 15 июня 1448 года, в день памяти пророка Амоса и при крещении назван в честь его. Родители его, Стефан и Васса (Василиса), были крестьяне приладожского села Мандеры, на берегу реки Ояти, притока реки Свири. У них было двое детей, которые уже выросли и жили отдельно от родителей. Но Стефану и Вассе хотелось иметь еще одного сына. Они усердно молились и услышали голос свыше: «Радуйтесь, доброе супружество, вы родите сына, в рождении которого утешение Бог подаст Своим Церквам».
Амос рос особенным отроком. Он был всегда послушен и кроток, избегал игр, смеха и сквернословия, носил скудную одежду и так изнурял себя постом, что вызывал беспокойство матери. По исполнении совершеннолетия он однажды встретился с валаамскими монахами, пришедшими на Оять для покупки необходимых монастырю вещей и по другим хозяйственным нуждам. Валаам к этому времени уже слыл монастырем высокого благочестия и строго подвижнической жизни. Разговорившись с ними, юноша заинтересовался их рассказом о скитской (по двое-трое вместе) и отшельнической жизни иноков. Зная, что родители хотели женить его, юноша в 19 лет тайно ушел на Валаам. Под видом спутника ему явился Ангел Божий, указавший путь на остров.
Семь лет жил Амос в монастыре как послушник, ведя суровую жизнь. Дни проводил он в трудах, ночи — в бдении и молитве. Иногда обнаженный до пояса, весь покрытый комарами и мошками, молился в лесу до утреннего пения птиц.
В 1474 году Амос принял постриг с именем Александр. Через несколько лет родители случайно узнали от пришедших в Мандеру карелов, куда пропал их сын. По примеру сына, родители вскоре также ушли в монастырь, приняли постриг с именами Сергий и Варвара, и сподобились преподобнического жития. После их смерти преподобный Александр, по благословению игумена монастыря, поселился на уединенном монастырском острове, где в расщелине скалы устроил келлию и продолжил свои духовные подвиги.
Далеко разнеслась слава его подвигов. Тогда преподобный в 1485 году удалился с Валаама и, по указанию свыше, избрал место в лесу на берегу прекрасного озера, которое стало впоследствии именоваться Святым. Тут преподобный устроил себе хижину [1]. и в одиночестве прожил семь лет, питаясь лишь тем, что собирал в лесу. В это время святой испытал лютые страдания от голода, стужи, болезней и диавольских искушений. Но Господь постоянно поддерживал духовные и телесные силы праведника. Однажды, когда, страдая тягостными недугами, преподобный не только не мог встать с земли, но и приподнять голову, он лежал и пел псалмы. И вот ему предстал преславный муж. Положив руку на больное место, он ознаменовал святого крестным знамением и исцелил его.
В 1493 году на жилище преподобного, во время охоты на оленя, случайно набрел соседний владелец Андрей Завалишин. Пораженный видом праведника, Андрей поведал ему о свете, виденном ранее над этим местом, и умолил преподобного рассказать ему о своей жизни. С тех пор Андрей стал часто посещать преподобного Александра и, наконец, по его наставлению, сам удалился на Валаам, где принял постриг с именем Адриана. Впоследствии он основал Ондрусовский монастырь и прославился святой жизнью (+ 1549).
Андрей Завалишин не смог умолчать о подвижнике, несмотря на данное ему обещание. Широко разнеслась слава праведника, и к нему стали собираться иноки. Тогда преподобный уединился от всей братии и устроил себе отходную пустынь в 130 саженях от общего жилища. Там ему встретилось множество искушений. Бесы принимали звериный облик, свистели по-змеиному, понуждая преподобного бежать. Но молитва святого, словно огненный пламень, палила и разгоняла бесов.
В 1508 году, на 23-м году пребывания преподобного в заповеданном месте, ему было явление Живоначальной Троицы. Преподобный ночью молился в отходной пустыни. Вдруг воссиял сильный свет, и преподобный увидел вшедших к нему Трех Мужей, облаченных в светлые, белые одежды. Освященные Небесной славой, Они сияли чистотой, ярче солнца. Каждый из них держал в Своей руке жезл. Преподобный пал в страхе, а, придя в себя, поклонился до земли. Подняв его за руку, Мужи сказали: «Уповай, блаженне, и не бойся». Преподобный получил повеление построить церковь и устроить обитель. Он снова пал на колени, взывая о своем недостоинстве, но Господь восставил его и повелел исполнить указанное. Преподобный спросил, во имя кого должна быть церковь. Господь же сказал: «Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобою в Трех Лицах, так и созижди церковь во Имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы. Я оставляю тебе мир и мир Мой подам тебе». И тотчас преподобный Александр увидел Господа с простертыми крылами, словно по земле ходящего, и Он стал невидим. В истории Русской Православной Церкви это Божественное нисхождение известно как единственное. После этого явления преподобный стал думать, где строить церковь. Однажды, во время молитвы к Богу, он услышал голос свыше. Посмотрев в высоту, преподобный увидел Ангела Божия в мантии и куколе, подобно, как видел преподобный Пахомий Великий. Ангел, стоя в воздухе с простертыми крылами и воздетыми руками, произносил: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь». И потом обратился к преподобному: «Александр, на этом месте да созиждется церковь во Имя явльшегося тебе в Трех Лицах Господа, Отца и Сына и Святого Духа, Нераздельной Троицы». И, трижды перекрестив место, Ангел стал невидим.
В том же году была построена деревянная церковь Живоначальной Троицы (в 1526 году на ее месте воздвигнута каменная). Сразу же по построении церкви братия стала упрашивать преподобного принять священство. Он долго отказывался, считая себя недостойным. Тогда братия стала молить святителя Серапиона, архиепископа Новгородского (+ 1516), чтобы он убедил преподобного принять сан. В том же году преподобный ездил в Новгород и получил посвящение от святителя. Вскоре затем братия умолила преподобного принять игуменство.
Став игуменом, преподобный сделался еще смиреннее, чем прежде. Одежда его была вся в заплатах, спал он на голом полу. Сам готовил пищу, месил тесто, пек хлеб. Однажды не хватило дров и эконом просил игумена послать из иноков тех, кто празден, за дровами. «Я празден», — сказал преподобный и стал рубить дрова. В другой раз так же начал носить воду. А ночью, когда все спали, преподобный часто молол за других хлеб ручными жерновами. Ночью же преподобный обходил келлии и, если слышал где суетные разговоры, легонько стучал в дверь и уходил, а утром наставлял братию, налагая епитимию на виновных.
Под конец жизни преподобный Александр задумал построить каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Было заложено основание храма. Однажды вечером, после совершения акафиста Пресвятой Богородице, преподобный сел отдохнуть в келлии и вдруг сказал келейнику Афанасию: «Чадо, трезвись и бодрствуй, потому что в этот час будет чудное и ужасное посещение». Послышался голос, подобный грому: «Се Господь грядет и Рождшая Его». Преподобный поспешил в предсение келлии, и его осиял великий свет, распространившийся над всем монастырем ярче солнечных лучей. Посмотрев, преподобный увидел над основанием Покровской церкви седящую на алтарном месте, словно царица на престоле, Пречистую Богородицу. Она держала Младенца-Христа на Своих руках, а множество ангельских чинов, блистающих неизреченной светлостью, предстояло Ей. Преподобный упал, не стерпев великого света. Богородица сказала: «Восстань, избранник Сына и Бога Моего! Ибо вот пришла посетить тебя, возлюбленный Мой, и посмотреть основание Моей церкви. А за то, что молился об учениках и обители твоей, вот отныне всем она будет изобиловать; и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем неотступно буду от обители твоей, подавая неоскудно все потребное. Смотри же и наблюдай тщательно, сколько иноков сошлось в твою паству, которые тобою должны быть наставлены на путь спасения о Имени Святой Троицы». Преподобный встал и увидел множество иноков. Матерь Божия снова сказала: «Возлюбленный Мой, если кто и один кирпич принесет на построение церкви Моей, во Имя Иисуса Христа, Сына и Бога Моего, не погубит мзды своей». И Она стала невидима.
Перед своей кончиной преподобный проявил удивительное смирение. Он призвал братию и повелел ей: «Свяжите тело мое грешное по ногам веревкой и отволочите его в болотную дебрь и, закопавши во мху, потопчите своими ногами». Братия отвечала: «Нет, отче, не можем сотворить этого». Тогда преподобный указал не хоронить его тело в обители, но в отходной пустыни, у церкви Преображения Господня. Прожив 85 лет, преподобный 30 августа 1533 года отошел ко Господу.
Мощи св. прп. Александра Свирского |
Мощи и почитание
Дивными чудесами прославился преподобный Александр Свирский при жизни и по кончине. В 1545 году ученик и преемник преподобного, игумен Иродион, составил его житие. В 1547 году началось местное празднование памяти преподобного и была составлена служба ему [2].
Целый сонм учеников наставил и воспитал преподобный Александр Свирский. Это — преподобные: Игнатий Островский (ХVI), Леонид Островский (ХVI), Корнилий Островский (ХVI), Дионисий Островский (ХVI), Афанасий Островский (ХVI), Феодор Островский (ХVI), Ферапонт Островский (ХVI). Кроме этих святых, известны ученики и собеседники преподобного Александра Свирского, имеющие отдельные дни памятей: преподобный Афанасий Сяндемский (ХVI), преподобный Геннадий Важеозерский (+ 1516), преподобный Макарий Оредежский (+ 1532), преподобный Адриан Ондрусовский (+ 1549), преподобный Никифор Важеозерский (+1557), преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский (1565) [3].
Рака с мощами прп. Александра Свирского |
В 1641 году были обретены и освидетельствованы мощи преподобного Александра. Обретение сопровождалось особыми знамениями: 15 и 16 апреля были необыкновенные гром и молния, которая сияла на земле, над местом захоронения святого основателя монастыря. Затем 17 апреля, в субботу праведного Лазаря, во время Божественной литургии, рабочие копали ров для стен новой, каменной церкви Преображения Господня, и на престольном месте старой церкви обрели гроб святого, причём земля над ним стояла в виде пещеры, ничем не поддерживаемая. Когда к прогнившему гробу (хорошо сохранилась лишь нижняя доска) сошёлся весь монастырь, игумен Авраамий снял верхнюю доску, и вокруг разлилось сильное благоухание. Тело святого оказалось цело, в мантии и схиме, лицо закрыто, а из-под схимы виднелась часть бороды; обе ноги лежали, как у недавно скончавшегося, правая ступнею вверх, а левая обращена ступнею в сторону, обе обуты в сандалии. По телу его, «подобно некоторым растущим цветам», разошлось и излилось благовонное миро. При открытии мощей присутствовал Новгородский митрополит святитель Аффоний. В ужасе и радости мощи переложили в новый гроб и отнесли в храм Николая Чудотворца в той же пустыни. Монахи, узревшие нетленную плоть своего небесного покровителя, были потрясены полным их нетлением и составили подробное описание святыни. Особенно удивительным было лицо — столь живо выглядящее, что преподобный казался спящим. Лицо полностью соответствовало иконным ликам святого, которые были написаны его современниками. Составители описания также отметили необычное положение рук и ног у преподобного и янтарно-желтый цвет его кожи. Вскоре мощи поместили в пожертвованную царём Михаилом Феодоровичем серебряную раку и перенесли во вновь отстроенный Преображенский собор. В то же время преподобному Александру было установлено общецерковное празднование на две даты: день преставления — 30 августа и день обретение мощей — 17 апреля.
В конце 1870-х годов для мощей преподобного была устроена новая серебряная рака весом 11 пудов, а прежняя перенесена в Троицкий собор (крышка сохранилась доныне в собрании Русского музея).
После богоборческого лихолетья, второе обретение мощей святого Александра последовало в 1998 году. Поиск осуществлялся по благословению игумена Александро-Свирского монастыря Лукиана (Куценко), при ближайшем участии инокини Леониды (впоследствии монахини Александры (Сафоновой). Обретение последовало 30 июля того года. Детали описания 400-летней давности помогли удостовериться в подлинности святыни.
Мощи прп. Александра Свирского |
Родители Александра Свирского были набожными крестьянами, но его самоотдача вере беспокоила их
Родители Александра Свирского назвали его в честь пророка Амоса, третьего из двенадцати малых пророков, проповедовавшего в Иудейском Царстве задолго до рождения Христа.
Отца звали Стефан, мать — Васса. Они жили в селе Мандеры (в других источниках — деревня Мандера), ныне уже не существующем. Сейчас это место украшает Введено-Оятский монастырь.
Жизнь Стефана и Вассы проходила в обычной крестьянской рутине. Рожали тогда часто. Известно, что до Амоса эта семья вырастила двух детей, которые уже переселились в отдельные жилища.
Для родителей Александр был долгожданным ребёнком.
По крайней мере, из жития мы узнаём, что родители о нём молились с усердием. И вот они услышали голос свыше, заверивший:
«Радуйтесь, доброе супружество, вы родите сына, в рождении которого утешение Бог подаст Своим Церквам».
И хотя ясно, что Стефан и Васса были набожными людьми, рвение юного Амоса к духовной жизни, оказалось для них большой неожиданностью. Мальчик вёл себя кротко, старался наложить на себя тяжёлые ограничения, не спорил, рьяно постился — до изнурительного состояния. А вот с учёбой дела у него не ладились.
Такое поведение беспокоило мать, желавшую для сына жизни поспокойнее. Вместе с отцом они решили женить юношу, но этим планам было не суждено осуществиться.
Молитвословия
Тропарь
От юности, Богомудре, желанием духовным в пустыню вселився, / единаго Христа возжелал еси усердно стопам в след ходити, / темже и ангельстии чини зряще тя, удивишася, / како с плотию к невидимым кознем подвизався, премудре, / победил еси полки страстей воздержанием / и явился еси равноангелен на земли, / Александре преподобне, / моли Христа Бога, / да спасет души наша.
Кондак
Яко многосветлая звезда днесь в странах Российских возсиял еси, отче, вселився в пустыню, / Христовым стопам последовати усердно возжелал еси, / и Того святое иго на рамо твое взем честный крест, / умертвил еси, труды подвиг твоих, телесная взъиграния: / темже вопием ти: спаси стадо твое, еже собрал еси Мудре, / да зовем ти: радуйся, преподобне Александре, отче наш.
Юный Амос сбежал в монастырь, где его нашли родители и тоже стали монахами
Амос считал, что ему для познания духовного нужны более суровые условия. Выход он нашёл, пообщавшись с монахами, прибывшими с острова Валаам по своим делам.
Эта встреча перевернула жизнь юноши. Он пожелал уйти с иноками, но те отказались брать с собой ребёнка без дозволения родителей. Для того требовалось хотя бы благословение настоятеля.
Однако пожилой инок обратился к Амосу и сказал, что тот должен торопиться стать монахом, пока дьявол не завладел его сердцем. Так юноша решил во что бы то ни стало поселиться в монастыре.
Понимая, что добиться одобрения родителей сложно, Амос тайно сбежал. Ему пришлось проделать расстояние, значительное даже по современным меркам. И это без транспорта и чётких представлений о маршруте. Но предание говорит, что путь указал Ангел, прикинувшийся спутником.
Валаамский монастырь – туда стремился юный Амос
Так 19-летний Амос оказался на острове Валаам и в 1474 году принял постриг с именем Александр. Семь лет он вёл трудную монастырскую жизнь, но не утратил решимость продолжать.
1474
год, когда Амос в Валаамском монастыре принял постриг с именем Александр
В монастыре Александр встретился с родителями. По стечению обстоятельств ли, или по Божьей воле те разговорились с путешественниками, которые рассказали о судьбе юного Амоса. Мать и отец явились на Валаам, где тоже приняли монашеский постриг. С этого момента их звали Варвара и Сергий. Так семья воссоединилась.
Когда же родители умерли, Александр пожелал жить отшельником на острове в шести километрах от монастыря. Игумен благословил его, и тот удалился с Валаама.
Использованные материалы
- Житие на сайте ОВЦС Русской Православной Церкви:
- «Святой Преподобный Александр Свирский. Первое обретение мощей Александра Свирского», частный сайт Чудеса Православия
:
[1] Впоследствии на этом месте, у Святого озера, в 36 верстах от будущего города Олонца и в 6 верстах от реки Свири, преподобный Александр основал монастырь Живоначальной Троицы, а в 130 саженях от него, у озера Рощинского, устроил себе «отходную пустынь», на месте которой затем возник Александро-Свирский монастырь
[2] По другим данным — прославлен на Московском Соборе в 1547 году для повсеместного почитания.
[3] Почти все эти святые (кроме преподобного Геннадия Костромского) входят в Собор Карельских святых.
Молитвы святому Александру
Для того чтобы поклониться мощам, не следует отправляться в саму обитель на реке Свирь, ведь частицы нетленного тела Александра Свирского есть во многих храмах по всей Руси:
- в Москве;
- в Петербурге;
- в Вологде;
- в Петрозаводске;
- в Великом Новгороде.
Только на территории России около семидесяти храмов, посвященных святому подвижнику.
Со многими просьбами приходят молиться Александру Свирскому:
- о здравии;
- о даровании ребенка (также нередко просят о рождении мальчика, когда рождаются только девочки, так как молитва о рождении сына именно этому святому является особенно действенной);
- об укреплении в вере.
Часто к иконе подвижника отправляют священники молодых монахов или людей, которые только собираются принять монашество.
Ведь сам подвижник принял постриг в совсем юном возрасте, поэтому к нему приходят за советом о правильности такого решения.
Если вы хотите обратиться с молитвой к Александру Свирскому о здравии или чем-либо другом, следует соблюдать некоторые элементарные правила:
- Целесообразно прийти в храм в честь этого подвижника в период вне службы и поставить свечку, помолиться перед иконой.
- Для домашней молитвы может быть приобретена икона Александра Свирского, но также верующие могут молиться и без иконы, просто читая соответствующую молитву.
- Если вы обращаетесь искренне, то не нужно смотреть, о чем просят другие: святой Александр помолится Господу за каждого, кто обращается к нему с верой.
- Пребывая в молитве, следует отринуть из ума остальные заботы и мысли, нужно сосредоточиться только на своем обращении и просьбе.
- Икону святого Александра Свирского следует держать на домашнем алтаре, неправильно ставить иконы на книжные полки и смешивать с мирскими предметами.
Преподобный Александр Свирский. Значение его подвига в истории России
Пятнадцатый век – эпоха наивысшего подъема духовной культуры, государственного и церковного строительства, век усиленной молитвы и небывалого роста числа святых подвижников. Это время было проникнуто молитвой и покаянием монашеской братии, молящейся за весь мир. Их было много, истинных подвижников, постоянно ходящих перед лицом Божиим. Среди них — особые избранники Божии, имена которых запечатлелись в народной памяти. Одним из таких избранников был преподобный Александр Свирский – тайнозритель Святой Троицы.
Год рождения преподобного Александра Свирского — избранника Бога-Троицы 1448
Этот год — историческая веха в жизни русского государства. В этом году Русская Церковь отошла от Константинопольского Патриархата и получила самостоятельность. Впервые был избран Собором русских епископов митрополит Киевский и Всея Руси – святитель Иона. Вскоре он стал называться митрополитом Московским и Всея Руси, т.к. произошло разделение Киевской и Московской Руси. Получение самостоятельности Церковью стало значительным событием для всей последующей церковной и церковно-политической жизни России. Это было время образования и укрепления Руси вокруг Московского княжества.
Очень многое в единении государства зависело от Церкви и ее Первоиерарха. По промыслу Божиему, им стал ревностный служитель Господа – митрополит Иона. Церковный труд митрополита Ионы был велик и значителен для Русской Церкви: он ликвидировал последствия флорентийской унии, отстаивал православие и независимость Русской Церкви, фактически установил русскую автокефалию. Он как никто поднял авторитет митрополичьей власти, он не колебался отрешать епископов от церковной власти даже за малые погрешности против церковных канонов. Святость митрополита Ионы для его современников была несомненной, — его канонизация произошла через 11 лет после кончины – в 1461 году.
Спустя пять лет после рождения будущего тайновидца Святой Троицы произошло еще одно важное историческое событие — падение Византийской империи в 1453 году. Оно не могло не отразиться на положении Русской Православной Церкви. С этого времени надежды православных всего мира устремляются на Русь.
Представляется не случайным, что именно в год утверждения автокефальности Русской Православной Церкви родился избранный Богом -Троицей будущий святой подвижник. Оценивая это событие во времени, перестаешь сомневаться в том, что преподобный Александр был избран Богом для выполнения им особой духовной миссии, важной для Дополнительно эта «неслучайность» подчеркивается тем, что день памяти ветхозаветного пророка Амоса, день рождения преподобного Александра Свирского и день памяти митрополита Московского и всея Руси Иона приходится на одно и то же число – 15 июня ст.ст.
Новгородская земля, в состав которой входила вепсская деревня Мандера – место рождения святого Александра, вошла в состав образующегося тогда Московского государства в 1478 году и с тех пор потеряла свою самостоятельность. Новгород – древнейший русский город пережил тогда один из самых трагических моментов своей истории. Московские власти, чтобы покончить с республиканскими порядками Новгорода, организовали самые крупные выселения новгородцев из пределов Новгородской земли. В летописи сообщается, что более 7000 семей было переселено на жительство в Москву. История сохранила пророчество св. Михаила Клопского об этом событии. В 1440 году новгородский владыка Евфимий посетил Клопскую обитель, тогда-то Михаил Клопский и заявил ему: « А сегодня радость большая в Москве… у Великого князя Московского родился сын, которому дали имя Иван, разрушит он обычаи новгородской земли и принесет гибель нашему городу».
Теперь, по прошествии веков, можно понять, чему радовался св. Михаил Клопский: Ивану III удалось объединить многие удельные княжества вокруг Москвы и превратить свое Московское княжество в сильное национальное государство, способное противостоять врагу.
* * *
Прп.Александр Свирский и при жизни своей и по праведной кончине исполнял особую миссию – он был молитвенником за царей.
Об этом свидетельствуют монастырские архивные документы. В одном из них – письме монахов Александро-Свирского монастыря Великому Князю Сергею Александровичу Романову повествуется о явлении в 20 году XIX века преп. Александра устроителю Реконской обители старцу Амфилохию: когда тот молился Свирскому чудотворцу, прося его о помощи. Святой Александр благословил его на «подвиг ходатайствовать перед в Боге почившими Монархами» . Верится, что преп. Александр Свирский не просто дал совет старцу Амфилохию, но преподал и нам откровение о том, какую силу имеет молитва Помазанников Божиих перед престолом Пресвятой Троицы. Таким образом, Преподобный засвидетельствовал и свое глубокое почитание Божиих помазанников. Примечательно, что в Троицком соборе Реконской обители, созданной старцем Амфилохием, были утверждены образа Живоначальной Троицы, Тихвинской иконы Божией Матери и иконы преп. Александра Свирского .
Еще один архивный документ подтверждает статус «молитвенника за царей». В отчете в Синод за 1863 год настоятель Свирского монастыря- архимандрит Павел о поездке в СПб по поводу строительства подворья писал: “Святой чудотворец, преподобный Александр Свирский – молитвенник Царей и обитателей Санкт-Петербурга …”
Насколько трудна миссия молитвенника за царей, можно лишь отчасти себе представить, если исходить из постулата, вытекающего из ветхозаветной истории о том, что монарх может быть для народа не только благословением свыше, но и бичом Господним. Связь между монархом и народом, которым он управляет, неразрывна при доминирующей роли Божиего Помазанника. Благочестие царя возвышает и всю его державу; царские грехи могут обрушиться на народ тяжелыми ударами. Свидетельства об этом хранит ветхозаветная и новозаветная история. Отсюда понятна высокая миссия молитвенников за царей – отмаливать царские грехи, дабы уберечь народ от гнева Господня.
Примечательно, что первое помазание на русское царство — внука Василия III — Дмитрия совершилось в 1498 году при жизни преподобного Александра Свирского, но этому помазаннику не суждено было править.
Первый венчанный царь на Русский престол — Великий князь Иоанн Грозный также родился при жизни преподобного Александра Свирского и в возрасте трех лет в 1533 году был объявлен царем. В житии преподобного Александра Свирского упоминается о просьбе царя Василия III молитв преподобного Александра о рождении сына. Значит, по его молитвам был рожден первый русский Царь.
В 1533 году Преподобный Александр покинул земную юдоль. Венчание на Русское царство семнадцатилетнего Великого князя Иоанна IУ произошло в 1547 году. До этого события коронование на Руси не происходило. Оно совершалось в Константинополе или в Риме. Через 14 лет Константинопольский патриарх подтвердил царское венчание Иоанна Грозного. Спустя несколько дней после венчания на Царский престол состоялся Собор, на котором в присутствии царя был канонизирован преподобный Александр Свирский и еще одинадцать святых.
История хранит память о том, что, начиная со времени царя Федора Иоанновича – сына первого Помазанника Иоанна Грозного, все царицы Московской Руси с надеждой молились преподобному Александру Свирскому, прося его молитв ко Господу о даровании ребенка, и получали просимое. Свидетельства этих просьб — драгоценные покровы на раку преподобного, вышитые их руками, украшенные жемчугами, бисером, золотыми и серебряными нитями, хранящиеся в музеях, в частности, в Государственном Русском музее. До сих пор взывают к святому неплодные, прося его молитв о рождении ребенка.
С конца XIX века, начиная с царя Бориса Годунова, избрание русских Царей на царство начиналось с торжественного слова – слова обращения к Святой Троице: « Великаго Господа Бога Отца страшного, всесильного и вся содержащего, сидящего на престоле Херувимстем с превечным и единорододным Своим Сыном, и божественным и животворящим Своим Духом Им же Цари царствуют от Него же земля Русская своими Государями обладаема.». К Троице обращались и последующие цари при помазании на Царство. Помазанники Божие получали в таинстве миропомазания особые благодатные дары, дабы быть Царем и Судиею людям Божиим.
Мощи прп.Александра были обретены в период правления первого царя из 300 – летней династии Романовых. Царь Михаил Федорович Романов воспринял обретение мощей святого как Божие благословение на царство и отблагодарил святого устроением ему в Оружейной палате Кремля 40-пудовой серебряной вызолоченной раки, украшенной драгоценными камнями.
Первый царь династии Романовых получил много знаков Божиего благоволения к новой династии, сменившей 735 – летнюю династию Рюриковичей: хитон Господа Иисуса Христа (подарок персидского шаха Аббаса), знаменитый крест царя Юстиниана от митрополита Ираклийского Дионисия, три посоха от куста, от которого Моисей взял жезл — подарок архиепископа Синайского Иеремии, Честная риза Пречистой Девы Богородицы и, как упоминалось выше, мощи молитвенника за царей преп. Александра Свирского. «Благословен от Господа Бога царь и благословенно царство, в котором и при котором совершаются великие знамения неотступности от них всеспасительного Промысла Божиего…»
Ничего под солнцем не совершается без воли Божией, Господь живит и мертвит, возвышает и унижает, а тем более ничего не может совершиться без Его воли в целом государстве. Не без воли Господа совершал свой последний земной путь последний Его Помазанник – Император Николай Александрович. Случайно ли то, что Государя Николая Александровича привезли в Екатеринбург на страстной неделе, в день памяти молитвенника за царей – 17\30 апреля 1918 года. Это был Великий вторник — тогда в дом Ипатьевых привезли Царственных Узников – Государя Николая Александровича, Государыню Александру Федоровну и Великую княжну Марию Николаевну. Снова, как и во время правления царя Михаила Федоровича, имя Божиего Помазанника из династии Романовых и имя преподобного Александра Свирского сошлись перед великой переменой в жизни государства. С этого дня страстной седмицы -30 апреля 1918 года начался последний путь – крестный путь на Голгофу царственных страстотерпцев и начало страшного многолетнего испытания для России.
Через три месяца после убийства царя богоборцы пришли в Свирский монастырь, дабы расправиться с избранником Пресвятой Троицы, молитвенником за царей – преподобным Александром Свирским. Видно, знал древний змей духовную силу этого святого и ту миссию, которую он несет перед престолом Пресвятой Троицы: его мощи первыми были подвергнуты вскрытию, кощунству и лжи, за 3.5 месяца до начала официально объявленной кампании по ликвидации мощей. Таков удел: молитвеннику за Царей с Царем быть рядом. Рядом они были при становлении династии Романовых, рядом – и при окончании.
* * *
Бог-Троица явился преподобному Александру Свирскому в 1507 году.
В силу нашего человеческого устроения – желания понять все умом, невольно ищешь ответ на вопрос, почему Бог – Троица второй раз явился человеку новозаветного времени, именно тогда, в 1507 году. При этом понимаешь, что Бог пришел по любви Своей к людям, а значит пришел тогда, когда в этом необычном посещении, видимом земным взором, возникла необходимость.
А необходимость в особой Божией помощи тогда, действительно, была: через 470 лет после Крещения Руси над ней возникла угроза отступничества от православной веры. По Русской земле стала распространяться так называемая «ересь жидовствующих». Надо особо оговорить, что слова «жид», «жидовствующие» на Руси в то время не имели никакого бранного антисемитского смысла, который в них стали усматривать позднее. Это было обозначение религиозно – этнической принадлежности, слово «жид» было славянской транскрипций слова «иудей». Отсюда и название секты – «жидовствующие», т.е. «иудействующие». Ересь содержала в себе величайшую опасность, которой когда-либо подвергалась Русь, русское православие, русская государственность – так оценил тогда эту опасность преподобный Иосиф Волоцкий.
Ересь имела поистине всеохватный характер: она затрагивала все стороны вероучения, завладела умами множества людей самых разных сословий и состояний, проникла к самым вершинам церковной и государственной власти, так что и первоиерарх Русской Церкви, и великий князь были затронуты ею, — так на православной Руси творились немыслимые бесчинства.
В 70 –е годы ХУ века гостеприимный Владычный двор Новгорода, который всегда принимал европейских гостей, посетил литовский князь Михаил Олелькович и вместе с ним некий “ жидовин именем Схария,” а с ним два в свите князя Моисей Хануш и Иосиф Шмойло Скоробей. Они отрицали Божественную природу Христа, возможность вхождения Бога в человеческую плоть, признавали Христа пророком, Троицу принимали за троебожие, утверждая, что это противоречит Ветхому завету в его учении о едином Боге, также отрицалось иконопочитание. С ними получили распространение чародейство, чернокнижие, астрология. За 17 лет нелегального существования секты в Новгороде число адептов ереси стало весьма значительным.
Причем, сознательно пропаганда велась среди духовенства, а дальше уже священники – восприемники распространяли ересь среди паствы. Из Новгорода ересь перекинулась на Белоозеро и вологодские леса, где нашла приют в тамошних бедных скитах и монастырьках; потом перенесена была в Москву. Первыми учениками Схарии были священники Дионисий и Алексей, софийский протопоп Гавриил и самые образованные из горожан. Еретики отличались наружным благочестием, ученостью имели много книг, каких не было у православных, и легко увлекали последних искусными спорами. В 1480 году Новгород посетил великий князь Иоанн III. Способные ученики Схарии вошли в доверие к князю, привели его в восторг своей образованностью и красноречием. Князь перевел их к себе поближе в Москву. Здесь Алексей стал протопопом Успенского собора в Кремле, Денис – протопом Архангельского собора – великокняжеской усыпальницы. Таким образом, кафедральный Успенский собор Московского Кремля – главный храм православного мира, пришедший на смену обращенной в мечеть Софии Константинопольской, парадоксальным образом получил в настоятели протопопа – еретика. Из иерархов, зараженных ересью, был Московский митрополит Зосима. Приверженцы ереси на первых порах покорили и самого великого князя Ивана III.
Первым ратоборцем против еретиков выступил архиепископ Геннадий, возведенный на Новгородскую кафедру 12 декабря 1484 года. Вооружился против еретиков и Волоцкий игумен Иосиф, направивший свой писательский дар против самого царя Иоанна III. Вместе с новгородским владыкой он мобилизует сторонников, заручается поддержкой епархиальных владык, удельных князей; к еретикам применяется даже физическая расправа. В 1488 и 1490 годах состоялись Соборы в Москве о «ереси жидовствующих», где виновники были осуждены, часть из них отправлена в заточение. В 1494 году был отстранен от митрополичьей московской кафедры митрополит Зосима, — преподобный Иосиф Волоцкий не побоялся обличить иерарха в склонности к иудаизму.
В 1503 и 1504 годах были еще два Собора, посвященных осуждению «ереси жидовствующих». На этих Соборах игумен Иосиф Волоцкий руководил судом: осужденных на соборе 1504 года еретиков частью сожгли, других отправили в Новгород. Всех обвинили в неверии, в поругании семи Соборов Святых Отец и отрицании догматов церкви и прежде всего обвиняли еретиков в отрицании символа веры – Троицы. Игумен Иосиф Волоцкий вопреки утверждению еретиков, что Авраам принял Бога с двумя ангелами, а не Троицу, констатирует единственно верное, ортодоксальное: Авраам принял Бога в трех лицах. “ Они же седяще вси Три во едином месте, равни славою, равны частию, и ни един вящши, ни менши, равно и послужение, равно и поклонение от Авраама прияша”. Участником собора был и великий современник св. Александра Свирского – прп. Нил Сорский, его взгляды на судьбу еретиков расходились со взглядами прп. Иосифа Волоцкого: любвеобильный Нил призывал к милосердию к павшим; прп. Иосиф стремился к радикальному искоренению ереси.
После 1504 года движение еретиков угасло, но не было полностью уничтожено. Страсти еще кипели и в Москве, и в Новгороде, и в селах.
Грозный обличитель и борец с ересью преподобный Иосиф Волоцкий в заключительном шестнадцатом слове своего труда «Просветитель» со скорбью пишет: «Мы не нашли ни одного лекарства, чтобы исцелить эту болезнь». Не напрасно скорбел преподобный Иосиф. Современный священник Александр \Круглов\ с не меньшей скорбью по этому же поводу продолжает: «Самый страшный симптом недуга, порожденного ересью – поражение покаянного чувства. Эта ересь разрушала не только догматы веры или традиции церкви, она поражает само основание церкви — смиренный покаянный дух. Оно — то и сделало заболевание неисцелимым общественным явлением».
Как тонко все было рассчитано врагом рода человеческого – древним змеем: он вполз в мысли и помыслы людей не с каким – нибудь учением, резко отходящим от новозаветного христианского учения. Он подошел с теми же библейскими сюжетами, где главное действующее лицо –Бог, только не в Трех Ипостасях. Все воспринималось понятным, относительно знакомым – в этом и был заложен камень преткновения.
Преподобный Александр Свирский был далек от этих страстей, он не принимал участия в осуждениях еретиков и никуда не отлучался из своей пустыни до 1508 года. Но он не мог не знать об этой напасти, поразившей духовную и политическую жизнь Новгорода и Москвы. Святые подвижники прозревали окружающий мир духовными очами, от которых ничто не могло укрыться. Его душу и ум занимала молитва, которая, без сомнения, возносилась об укреплении Православной Церкви, подобно тому, как преп. Сергий Радонежский молился за сражающихся с татарской ордой и ему ведомо было все, что происходило на поле битвы.
Видимо, за чистоту молитвы и любви к Богу и дано было преподобному Александру воспринять Бога-Троицу. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» \Мф. 5.8.\.
После тридцати трех лет усиленной монашеской молитвы (если считать от времени прихода в Валаамский монастырь), в 1507 году Бог в виде трех Светоносных Ангелов посещает подвижника. В это время преподобному Александру было шестьдесят лет.
Бог не пришел к ратоборцам, сражающихся за истинность Троицы, чтобы подтвердить их правоту в борьбе. Бог явился кроткому, смиренному монаху во время его обычной уединенной ночной молитвы на той же новгородской земле, где происходило борение за чистоту веры.
Явление Пресвятой Троицы прп.Александру не осталось тайным, очень скоро о нем стало известно многим. Знали ли о нем современники св. Александра Свирского?
«Житие» преподобного Александра Свирского написано его учеником Иродионом всего через 12 лет после преставления преподобного. Еще многие из его учеников были живы, был жив и духовник Преподобного иеромонах Исайя, который после отшествия преподобного был освобожден от тайны его исповеди и мог многое открыть о Небесных посещениях святому подвижнику. В «Житии» упоминается о пяти посещениях ангелов преп. Александра: первый раз Ангел пришел исцелить подвижника от болезни сердца; в другой раз – оповестил его о том, что он избран Богом для спасения многих и должен строить храм; третий – явление Самой Святой Троицы; четвертый – Ангел указал место для строительства храма во имя Пресвятой Троицы; пятый – явление Богородицы с младенцем Христом на руках и сонмом Ангелов. Вот такими щедрыми Небесными посещениями радовал Господь душу Своего избранника.
Монахи Иосифо-Волоцкого монастыря первыми поняли избранность святого Александра Свирского Господом, поэтому гимнографически и иконографически этот святой был прославлен здесь еще до того, как он был прославлен соборно в Москве в 1547 году. Узнал о явлении Пресвятой Троицы преп. Александру и митрополит Макарий, занимавший Новгородскую кафедру с 1526 года. В 1542 году митрополит Макарий стал митрополитом Московским и всея Руси. В его иконописной мастерской была написана икона преп. Александра Свирского со 128 клеймами, повествующими об основных событиях жизни преподобного Александра, в том числе и о явлении Преподобному Пресвятой Троицы.
Промыслом Божиим преподобный Александр занимает особое положение в жизни святителя Макария. Среди канонизованных им святых жизненная линия святителя пересеклась только с одним святым, канонизованным им на Соборе 1547 года. Этим святым был Александр Свирский. Есть косвенные доказательства, что великий князь Василий III и митрополит Макарий посещали Александро — Свирской монастырь. Известно, что, находясь на Новгородской кафедре, владыка часто совершал поездки по управляемой им епархии. В то время преподобному Александру было уже 78 лет; на общие их молитвы и деяния во славу Православной Церкви Господом было отведено еще 7 лет земной жизни Преподобного.
Игумен Иродион – автор Жития своего учителя оставил нам повесть, в которой рассказывает о своем духовном видении, которое свидетельствовало о том, что и после своей кончины Преподобный был неразлучен с митрополитом Макарием. Вещественным знаком их неразрывного духовного единства является большая икона прп.Александра, находящаяся у гробницы митрополита Макария в Успенском соборе Московского Кремля.
Особенно широкую известность явление Троицы прп.Александру получило после Собора 1547 года – времени канонизации св. Александра Свирского. Об этом свидетельствует рост числа монастырей, посвященных Живоначальной Троице, построенных после Собора. В течение 50 лет после 1547 года число монастырей на Руси, построенных в честь Пресвятой Троицы, стало 23; значит, на созидание одного монастыря затрачивалось в среднем 2 года. Для сравнения: за 550 лет — от времени Крещения Руси и до 1547 года был построен 41 монастырь, посвященный Живоначальной Троице. Если провести простой расчет, то становится очевидным, что энтузиазм и желание построить монастырь в честь Святой Троицы после Собора 1547 года увеличились.
Чем же вызван такой быстрый рост строительства храмов в честь Триипостасного Бога? Можно предположить, что этот рост монастырей был свидетельством того, что на Соборе во время канонизации Александра Свирского, внимание соборян было снова привлечено к прославлению Пресвятой Троицы, как это уже было на Соборах, посвященных осуждению «новгородской ереси». Только теперь о явлении Пресвятой Троицы в виде Трех Ангелов говорили, как о недавно произошедшем явлении, которое воочию видел и с Которыми разговаривал тихий и кроткий игумен небольшой тогда северной обители — Александр Свирский.
Таким образом, Святая Троица через Свое явление преподобному Александру приблизилась к людям, стала реальнее для них — милостью Божией было дано знание о Ее явлении в России и названо имя Ее очевидца. Надо признать, что для укрепления веры, многим из нас и сегодня нужна наглядность, нужны чудеса.
* * *
В 50-е годы XVI века почитание преподобного Александра как идеала монашеского благочестия и подвижничества прочно соединилось с одной из крупных военных и дипломатическх побед – взятием Казани и переходом Казанского ханства под власть России. Царь Иоанн Грозный отметил значение молитвенного заступничества преп. Александра Свирского в сражении с татарами – победа произошла 30 августа, в день преставления святого. Царь увековечил память об этой победе сооружением придела св. Александра Свирского в храме Покрова Божией Матери, называемом ныне храмом Василия Блаженного на главной площади Москвы. В то же время была написана и уже упомянутая нами икона для Успенского храма Кремля. Так же после взятия в ходе Ливонской войны русскими войсками древнего Полоцка, царь писал митрополиту Ионе, что победа совершилась по молитвам русских святых и в частности прп. Александра Свирского.
Еще одна победа над врагом была одержана в день памяти святого Александра Свирского. Северная война закончилась 30 августа 1721 года Ништадтским миром, по которому Россия вернула все свои земли по Неве и по берегам Финского залива, ранее отторгнутые Швецией. Однако Император Петр I отошел от традиции, принятой на Руси: не отдал дань святому в день памяти которого, а значит и по молитвенному заступничеству которого, одержана победа.
За эту победу царь вознёс благодарение благоверному князю Александру Невскому, который защищал берега Невы в XIII веке. При этом царь Петр с благоговением относился к преподобному Александру Свирскому, дважды жил в монастыре в течение нескольких дней, много сделал для Свирского монастыря, в частности, внес пожертвование на восстановление храма Пресвятой Троицы и украшение его фресками.
В Благовещенской церкви Александро-Невской Лавры СПб есть удивительная икона середины XVIII века, на которой изображен величественный князь-воин Александр, а перед ним коленопреклоненный смиренный инок Александр Свирский с воздетыми к Богу руками.
* * *
Наши предки не только понимали величие преподобного Александра Свирского, но и, поняв, на века запечатлели память о нем. Агиография прп.Александра одна из самых богатых по количеству сделанных на Руси списков, так же богата гимнография – богослужебные тексты, посвященные Преподобному, уже в XVI столетии и позднее создано было множество иконописных изображений.
Храмы в честь прп. Александра строились в Москве, в Новгороде и других городах Русского государства. В середине XIX века память о святом была увековечена в самом центре первопрестольной столицы в храме во имя Казанской Божией Матери на Красной площади. Частица его мощей хранится во вновь отстроенном храме на прежнем историческом месте.
На Соборе в 1547 года святитель Макарий при канонизации Свирского подвижника сказал, что духовные подвиги Александра Свирского равняют его с преподобным Сергием Радонежским. Впоследствии преп. Сергия стали называть Игуменом земли Русской, а имя другого святого – преподобного Александра Свирского – новозаветного созерцателя Пресвятой Троицы, враг рода человеческого стирал из памяти верующих на протяжении всего ХХ века. Сегодня мало кто знает, что преп. Александра называли молитвенником за царей, а стало быть — и за судьбы народные.
Историки XIX века, прослеживая по векам жизнь Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря, оставили нам следующие строки, позволяющие понять значение этой обители во Всероссийском масштабе: « Государи \ русские цари и князья\ оказывали обители милости не в пример другим монастырям, вельможи и бояре чтили ее, не переставали несмотря на отдаленность, приезжать молиться у раки Свирского Чудотворца. Свирский монастырь не уступал великолепием лучшим обителям в населенных областях России и служил не только училищем благочестия, но и местом христианской благотворительности, особенно щедрой по отношению к местному населению».
Велико было значение монастыря для русского Севера; он был не только духовным центром — вокруг него в XVI веке возникло 22 монастыря, он был богатейшим памятником художественной церковной старины. Иконы Александро-Свирского монастыря сегодня составляют одну из значительных коллекций \ 100 памятников\ Государственного Русского музея.
Свирская обитель долгое время служила и центром торговли и экономического оживления края, чему способствовала Троицкая ярмарка, существовавшая при монастыре со времен преподобного и в последствии развившаяся, как свидетельствуют историки, до степени главных ярмарок России. В связи с этим примечательным является то обстоятельство, что преподобный Александр основал монастырь на месте дремучего леса, вдали от людей. Как мощно нужно было разгореться светильнику духовного огня, чтобы привлечь к себе массы людей со всеми их и духовными, и земными потребностями.
Созданный прп.Александром монастырь явился школой благочестия для многих подвижников и иноков и мирян-паломников на протяжении веков. И сейчас тысячи почитателей прп.Александра со всего мира притекают к раке с его мощами с благодарностью, надеждой и молитвенными прошениями.
Инокиня Леонида (Сафонова)
Праведник Александр основал церковь, стал игуменом, созерцал Троицу, ангелов и Богоматерь
В 1485 году Александр покинул о. Святой и поселился на берегу Святого озера. Это недалеко от реки Свирь, давшей святому его прозвище, — Свирский. Здесь он построил хижину и питался тем, что мог найти в лесу.
Это был трудный период, когда святого мучил голод, болезни и холода. Случалось, он не находил сил подняться. Но тогда на помощь приходили псалмы и молитвы. В один из таких случаев преподобный увидел преславного мужа, исцелившего его крестным знамением.
Александр Свирский жил тихо и мог бы остаться тайной для всех. Но случилось иначе. В 1493 году на его хижину набрёл живущий неподалёку мужчина по имени Андрей Завалишин. Встреча с отшельником так поразила гостя, что изменила его жизнь.
Он сам стал монахом, впоследствии основал собственный монастырь — Ондрусовский. Но главное — Андрей Завалишин рассказал миру об Александре Свирском.
Никольский Адриано-Ондрусовский монастырь создан Адрианом Андрусовским после встречи с Александром Свирским. Старой постройки нет. Монастырь восстанавливают
С того момента жизнь отшельника изменилась. К нему стали приходить паломники, чаще всего иноки. Монахи с праведником, но предпочитал проводить время в уединении, в отходной пустыни.
В этот период Александр Свирской видел жуткие вещи: демонических животных, избавиться от которых помогала молитва.
Самое яркое событие в жизни праведника произошло в 1508 году.
Александр встретил Святую Троицу: Святого Духа, Сына и Бога-Отца.
Они вошли к нему в отходную пустынь, источая свет. Облачённые в белые одежды, с жезлами в руках, они повелели ему сделать обитель и церковь:
«Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобою в Трех Лицах, так и созижди церковь во Имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы. Я оставляю тебе мир и мир Мой подам тебе».
Этот случай уникален тем, что в традиции православной церкви считается единственным снисхождением Троицы.
Встреча Александра Свирского с Троицей
Затем Александру Свирскому предстояло выбрать место для храма. Помог ангел, который, стоя в воздухе повторял,
«Един Свят, Един Господь Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь»
а после сказал:
«Александр, на этом месте да созиждется церковь во Имя явльшегося тебе в Трех Лицах Господа, Отца и Сына и Святого Духа, Нераздельной Троицы».
Договорив, ангел стал невидим.
Церковь во имя Животночальной Троицы построили быстро, хотя сегодня того здания нет. Александр Свирский стал игуменом — довольно строгим и сохранившим склонность к аскетическому образу жизни.
Состарившись, Александр запланировал строительство каменного храма Покрова Пресвятой Богородицы. Вскоре он увидел её в предсении кельи с младенцем-Христом на руках и пал на колени. Она сказала:
Пресвятая Богородица
мать Иисуса Христа
«Восстань, избранник Сына и Бога Моего! Ибо вот пришла посетить тебя, возлюбленный Мой, и посмотреть основание Моей церкви. А за то, что молился об учениках и обители твоей, вот отныне всем она будет изобиловать; и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем неотступно буду от обители твоей, подавая неоскудно все потребное. Смотри же и наблюдай тщательно, сколько иноков сошлось в твою паству, которые тобою должны быть наставлены на путь спасения о Имени Святой Троицы. Возлюбленный Мой, если кто и один кирпич принесет на построение церкви Моей, во Имя Иисуса Христа, Сына и Бога Моего, не погубит мзды своей».
В самом деле, он увидел много иноков, готовых помочь. Храм построили на пожертвования царя Василия III. Также Александр Свирский основал Свято-Троицкий монастырь.
30 августа 1533 покинул наш мир и отправился к Господу.
Житие
Детство
Преподобный Александр Свирский родился в приладожском селе Мадера. Его родители были местные крестьяне среднего достатка. Их звали Стефан (Степан) и Васса (Василисса). Относительно обстоятельств рождения будущего преподобного в житийной литературе существует несколько версий. Согласно одной – супружество благочестивых крестьян Стефана и Вассы долгие годы было бесплодным: всё это время они молились о ребенке. Согласно другой версии, у Стефана и Вассы уже было двое сыновей, которых они благополучно вырастили, а потом они вновь захотели родить ребенка, но желание их несколько лет было тщетным и они усердно просили Господа послать им сына.
В любом случае будущий преподобный был «вымоленным» ребенком. Незадолго до его зачатия Стефан и Васса отправились на богомолье в Островский Введения Богородицы во храм монастырь. Там, согласно житийному преданию, им было видение о том, что молитва их услышана. После этого они вернулись домой и вскоре Васса обнаружила, что ждет ребенка. А 15 июня 1448 года у них родился сын, в крещении названный Амосом.
Когда мальчик достиг определенного возраста, его отдали учиться грамоте. Но первое время грамота никак не давалась ему. Росший в набожной семье, Амос усердно молился Богу и Его Пречистой Матери о помощи. Однажды он, по примеру родителей, даже совершил паломничество в Островский Введенский монастырь. И молитва его была услышана – он услышал голос от иконы, обещавший ему помощь. После этого мальчик вернулся домой в особом расположении духа, так что его родители поняли, Бог посетил его. И с тех пор Амос успевал в учении даже лучше многих своих сверстников.
Родители не могли нарадоваться на подраставшего сына, бывшего им надежным помощником, а он втайне мечтал о подвижничестве, усердно посещая богослужения и изнуряя себя постом. Когда же Амос достиг совершеннолетия, родители стали заговаривать с ним о возможной женитьбе, а он любыми способами старался избегать таких разговоров, желая оставить мир. Желание стало целью, когда Амос услышал о подвижничестве иноков Валаамской обители – именно там он хотел принять постриг и молил об этом Бога.
Уход в монастырь
Вскоре Господь исполнил молитву Амоса. Однажды в соседнюю с Мадерой деревню по монастырской надобности пришли несколько валаамских монахов. Там на берегу реки Оять и встретился с ними крестьянский сын Амос. Он, как описывает житие, подошел к монашеской братии, поклонился и просил благословения. Монахи охотно благословили его и спросили, чего же он хочет от них. В ответ Амос просил их молитв.
После этого один из монастырских старцев начал беседовать с юношей. Он охотно ответил на вопросы Амоса о жизни в Валаамской обители. Сам же Амос открыл ему, что мечтает оставить мир и принять постриг в Валаамском монастыре; не скрыл он и своих опасений, что родители всеми силами постараются удержать его в миру и даже способны забрать его из обители, если он туда попадет. Но, несмотря на это, Амос готов был тотчас оставить все и уйти вместе с монахами. На это старец сказал о запрете игумена уводить в обитель кого-либо без родительского благословения. Также старец посоветовал Амосу вернуться домой, а затем тайно уйти от родителей в Салму, откуда легко добраться до Валаама.
По приглашению Амоса валаамские иноки посетили дом его родителей и благословили их. На прощание все тот же старец сказал: «Яко сын ваш велий будет пред Богом и служитель Святой Троицы» [1, с. 19].
Несколько дней спустя Амос, сославшись на неотложное дело, отпросился у родителей в соседнюю деревню к знакомому и сказал, что может там задержаться. Уходя, он просил родительского благословения. Родители, не подозревая, что сын хочет оставить их навсегда, благословили его. Взяв с собой немного хлеба, Амос навсегда покинул родительский дом.
Впоследствии, рассказывая о своем уходе в обитель ученикам, преподобный вспоминал, как торопился уйти, как можно дальше от родного дома, опасаясь, что родители догадаются и вернут его обратно. Лишь перебравшись за реку Свирь, он немного успокоился. Оказавшись в пустынной местности, Амос остановился на ночлег на берегу живописного озера. Там он усердно помолился и во время молитвы услышал голос, который повелел ему идти на Валаам в обитель Всемилостивого Спаса, через некоторое время вернуться на это место и основать здесь обитель. На избранное Богом место сошел небесный свет. Много лет спустя преподобный Александр основал на этом месте Свирскую обитель во имя Святой Троицы.
На следующий день он вновь отправился в путь, моля Бога послать ему спутника, который показал бы ему дорогу в Валаамскую обитель. Как утверждает житие преподобного, он действительно обрел такого спутника – Господь послал ему Ангела, в виде мужа, совершающего паломничество на Валаам.
Они очень быстро добрались до обители. У монастырских врат они остановились помолиться на Преображенскую церковь. После молитвы спутник Амоса стал невидим, и по этому явлению он догадался, что его сопровождал Ангел.
Войдя в монастырь, Амос попросил монахов препроводить его к игумену. Они тотчас отвели его к настоятелю. Настоятелем в то время был игумен Иоаким. Придя к нему, Амос стал умолять о. Иоакима постричь его в монахи. Поначалу настоятель указывал ему на скудность жизни в валаамской обители и выражал сомнения в том, что Амос сможет выдержать строгость монастырской жизни. Однако, Амос неотступно просил настоятеля приобщить его к братии, обещая исполнять монастырский устав и пребывать в послушании. В конце концов, игумен Иоаким склонился на просьбы Амоса и принял его в число братии.
В Валаамской обители
Относительно дальнейшего существуют расхождения. По одной версии, Амос был сразу же пострижен в монахи. Согласно другой – первые годы он жил в обители послушником и лишь семь лет спустя был пострижен в монахи. По еще одной версии – в послушниках Амос пробыл не семь лет, а всего лишь три года. Какая из этих версий наиболее соответствует истине – неизвестно. Зато известна
точная дата пострига преподобного – 26 августа 1474 года – в этот день послушник Амос стал иноком Александром.
В любом случае, оказавшись в монастыре, преподобный Александр с самого начал стал ревностно подвизаться, дни проводя в трудах. Согласно житийной литературе, первое послушание преподобного проходило в пекарне. Ночи же преподобный Александр проводил в молитвенном подвиге. А иногда он обнажался до пояса и молился всю ночь в лесу, весь покрытый комарами и мошками.
Между тем, родители его искали своего пропавшего сына. Они даже объявили в окрестных деревнях и селах, что тот, кто сообщит им что-либо о их сыне, – получит вознаграждение. И вот три года спустя к родителям преподобного пришли карелы, паломничавшие на Валаам, и рассказали им, что видели их пропавшего сына в Валаамском монастыре.
После этого Стефан тут же собрался и отправился на Валаам. Придя в обитель, он сначала расспросил монахов, а затем, убедившись, что его сын действительно здесь, обратился к игумену. Игумен побеседовал со Стефаном и в разговоре сообщил, что его сын принят в число братии, и посоветовал не печалиться о нем. Тогда Стефан стал просить о свидании с сыном, поскольку только ради этого он предпринял путешествие на Валаам. Игумен посоветовал Стефану задержаться в обители, обещая, что на следующий день он сможет увидеться с сыном.
Но когда игумен Иоаким пришел к самому преподобному Александру и сообщил, что отец его желает увидеться с ним, преподобный очень расстроился. Еще более он – послушный во всем – удивил игумена, наотрез отказавшись встречаться с родителем.
А на следующий день Стефан, услышав от о. Иоакима, что сын отказывается видеть его, обвинил во всем самого игумена. Стефан думал, что настоятель по жестокосердию нарочно настроил сына против родителей, что он не позволяет преподобному увидеться с отцом. Несправедливые обвинения оскорбили игумена, и он вместе со Стефаном направился к келье преподобного Александра. Подойдя к келье, он потребовал, чтобы преподобный показался отцу, сказав: «Чадо Александре, явися отцу своему, и утеши печаль его, юже на мя; зело бо ми стужает о сем»[1] [1, с. 32] Преподобный, поняв, что его непослушание настоятелю привело к скандалу в обители, вышел из кельи к отцу. Стефан едва узнал сына, осунувшегося и побледневшего за время жизни в обители. Он стал уговаривать преподобного Александра вернуться домой и утешить родителей. А потом, когда они окончат свою жизнь, он сможет опять уйти в монастырь. Но в ответ преподобный стал уговаривать отца отречься от мира и вместе с супругой принять постриг. Но Стефан разгневался на слова сына и в большой досаде ушел в монастырскую гостиницу.
Тогда преподобный Александр, вернувшись в келью, стал молиться о том, чтобы Господь вразумил его отца и направил его на путь истинный. Действительно, некоторое время спустя Стефан одумался и, вновь побеседовав с сыном, решил принять постриг. Они оба еще раз посетили настоятеля Валаамской обители, и у него Стефан получил благословение на постриг.
После этого он покинул Валаам и вернулся на родину. Там Стефан рассказал обо всем своей супруге. Она, потеряв надежду на возвращение сына, так же согласилась принять постриг. Супруги раздали имущество бедным и приняли постриг в Островском Введенском монастыре, где некогда Васса молилась о рождении сына. Стефан был пострижен с именем Сергий, Васса – с именем Варвара. Они недолго жили в обители и вскоре переселились в вечность.
Сын же их Александр по-прежнему подвизался в Валаамской обители. За первоначальным послушанием в пекарне последовали другие, более почетные. Постепенно валаамская братия стала говорить о преподобном Александре как о подвижнике и молитвеннике. Его очень смущали такие разговоры, и он обратился к игумену с просьбой благословить его на пустынножительство. Но игумен, считая инока Александра слишком молодым, поначалу отказал ему. Преподобный послушался настоятеля, и его подвижничество в обители продолжилось.
В 1547 г. Александр Свирский стал почитаемым по всей России
Александра Свирского знали многие представители высшего духовенства, поэтому канонизация началась довольно быстро. Новгородский архиепископ Феодосий распорядился составить житие праведника. Это сделал в 1545 году Иродион, ученик подвижника.
Митрополит Макарий, также знавший Александра Свирского, поспособствовал общероссийскому почитанию святого.
Митрополит Макарий лично знал Александра Свирского и прикладывал усилия для его канонизации
В 1547 Макарьевский собор установил его общецерковное почитание.