«Эффективная религия» или как оценить пользу своей веры?

В этой статье я бы хотел поделиться одной своей идеей относительно религии и выбора духовного пути. Религий много, но как понять, какая истинная, какая, не побоюсь этого словосочетания, подходит лично вам? Для этого я придумал термин «Эффективная религия». Предупреждаю, что мой несколько утилитарный и «приземленный» подход может ненароком оскорбить чьи-то чувства. Если вы считаете, что ваши чувства легко обидеть, и если вы очень не хотите задумываться о сущности своей религиозности и оставить все как есть, лучше не читать статью, чтобы не испытывать диссонанс.

Прежде чем перейти к идее «Эффективной религии», позвольте написать о том явлении в религиозном мире, которое меня всегда поражало и из которого, собственно, выросла идея «эффективной религии».

Религиозность по территориальному признаку

И то, что меня всегда вводило в удивление, так это непоколебимая уверенность представителей самых разных религиозных направлений, традиций, течений в том, что именно их религия является единственным путем к духовному спасению, тогда как все остальные ошибаются.

Большинство христиан имеют «нерушимые» и «самые убедительные» доводы в пользу истинности христианства и ложности иных направлений. Но, самое интересное, что и мусульмане имеют такие же доводы, но только в отношении истинности Ислама. То же самое можно сказать об иудеях, индусах и представителей иных религий.

(Не говоря уже о расколах и противоречиях между сектами христианства, направлениями индуизма и т.д. То есть детализация глубины этого антагонизма намного глубже).

Всех этих людей объединяет уверенность в том, что только их понимание природы «Абсолюта», «Бога», «мироздания» является правдивым.

Еще более удивительно то, что большинство религиозных людей отдают свое вечное спасение на откуп чисто произвольных факторов: тот, кто родился и живет в Европе, исповедует христианство, только потому, что он родился там, где самой распространенной религией является учение Христа. Человек с ближнего Востока, скорее всего, будет мусульманином или иудеем, а с Востока более дальнего — буддистом, индуистом, сикхом, синтоистом, также исповедующим традиции своей страны.

Хочется сказать: «Эй! Постойте! Речь же идет о духовном пути, Абсолюте, спасении души! Эти вещи как бы стоят высоко над фактором территориального рождения и локальной культуры. Если, действительно, истина только одна, то как можно выбирать какой из них следовать исходя только из того, какая религия распространена на вашей территории и какая священная книга попала первой вам в руки?»

Именно так! Большинство христиан не читали Коран, Бхагавад-Гиту, Буддистские, Индуистские Сутры, текста конфуцианства и даосизма. И наоборот! Они просто выбрали то, что исповедовало окружающее их большинство, признав это за безусловную истину. Здесь даже не совсем правильно говорить о выборе, потому что его не было! И все это на фоне решительной уверенности в правоте собственного духовного выбора.

Получается, что все религиозные войны, все мировые жертвы религиозных репрессий, все преступления на почве фанатизма растут из чисто случайных факторов культуры и воспитания. «Меня воспитали в христианской стране, в христианской среде в отличие от тебя и, хоть я не знаком с твоей религиозной традицией, я прав только на основании того, что мне посчастливилось родиться на Западе, а ты не прав, так как родился на Востоке и поэтому ты должен насильственно приобщиться к моим взглядам/понести наказание!»

Боже мой! Какая несуразица!

Но значит ли это, что мы должны отбросить все «локальные» религии, двигаясь к общемировой и универсальной? Вовсе нет. Я хочу лишь сказать о сознательном выборе религии и сознательном отношении к собственной религиозности. И в этом и заключается концепция «эффективной религии». Уже в самом этом словосочетании очерчиваются контуры некоего альтернативного подхода к вопросу религиозности.

Мы не привыкли употреблять такое утилитарное слово в отношении самого священного. Скорее для нас собственная религия – это инстанция безусловной истины, глубоких эмоциональных переживаний, нежели эффективности. Но постойте, сейчас будет понятно, к чему я веду.

Концепция «эффективной религии» основывается на нескольких важных предпосылках.

Особенности мировых религий, с точки зрения стороннего наблюдателя, трудноразличимы. Только буддизм держится особняком, не посягая на близость к Богу и не обожествляя никого из смертных.

Иудаизм, самая старая из мировых религий, заявляет о богоизбранности одного отдельно взятого народа. Христианство, будучи вдвое моложе иудаизма, несколько ближе к современности пониманием роли и ответственности человека не только за свои деяния, но и за слова, и даже за мысли. Ислам – самая молодая из религий, а потому и самая совершенная, но и он не лишён особенностей, вызывающих удивление.

Мировые религии объединены верой в единого Бога, однако именуют его по-разному. Что особенно странно, принципы поведения и сосуществования мировые религии старательно утверждают сходные, и при этом основывают их на мире, но…

Войны, начатые евреями в ветхозаветные времена, идут по сей день. Христианство руками адептов и просто верующих пролило своей и чужой крови за две тысячи лет верования несколько десятков миллионов литров. Ислам время от времени объявляет то джихад, то фетву, и стремится наверстать упущенное. И только буддизм спокойно взирает на всё со стороны, зная, что жизнь есть страдание…

Глядя на религиозную неразбериху и общественную сумятицу, Жак Дюкло вопрошал: «Во что я верю?» Ему было просто, он был коммунист, и верил в единство пролетариата. Тоже, кстати, эфемерное, как сорок гурий в райских садах, ангел с огненным мечом у ворот или принцип кармы. Попытка создания новой мировой религии – коммунизма – не увенчалась успехом. Хотя больше семидесяти лет в календарях, всё более крупными буквами, писалось: «Такой-то год со дня В.О.С.Р…» Коммунизм старательно отрицал христианство, боролся с исламом, игнорировал буддизм, но тому было всё равно…

Новые времена принесли обновление мировым религиям. По европейским улицам зашагал буддизм в лице приветливых и отрешённых людей в шафранного цвета хламидах. Они бьют в барабаны и раздают восхитительные сэндвичи с баклажаном и пончики с лимонным джемом.

Ислам поднял зелёное знамя пророка и подал в суд на датскую газетёнку, а уважаемому пакистанскому писателю – пригрозил сурово. Христианство устыдилось отсутствия свежих ересей, и понапридумывало их без счёта – только церкви подставляй. Самое интересное, десятина соблюдена во всех вариантах нового христианства…

Так в какую ж веру обратиться неофиту, порвавшему с язычеством или просто неверием? Какую мировую религию выбрать? В ислам податься или буддизм, где спокойнее?

Трудно дать совет. Четыре жены – это круто. Но пончики с лимонным джемом – само совершенство!

И все-таки, религия и духовность нужны людям, так как там, где их нет, происходит деградация. Если же вы хотите больше понять с научной точки зрения о своем разуме и даже о себе как личности, ознакомьтесь с дианетикой, наукой о разуме на сайтеhttps://ponimanye.ru/

Предпосылка 2 – Религии могут нести добро и пользу людям

Кто-то уже наверняка решил, что подобные рассуждения будут очень органично смотреться в устах какого-нибудь ученого-атеиста, предлагающего отказаться от религии. Но я вовсе не к этому веду. Напротив, я уверен, что религии несут или могут нести пользу, как для конкретного индивида, так и для общества в целом.

Они предоставляют не только свод моральных правил, но и определенные техники (молитва, медитация, пост, дыхательные практики и т.д.), помогающие людям развить нравственные, духовные и волевые качества, почувствовать себя спокойнее, счастливее, ощутить общность с чем-то, стать добрее и терпимее.

То, что отличает меня как от воинствующего атеиста, так и от глубоко религиозного человека, так это отсутствие интереса к вопросу «истинности» или «ложности» религии. Религия интересует меня больше как технология, технология достижения определенных состояний сознания и развития особенных личностных качеств. И в этом смысле, на мой взгляд, религия может нести ценную и незаменимую функцию.

Эффективная религия

И тут мы уже вплотную подходим к идее эффективной религии. Если, с одной стороны, религии несут пользу, а с другой — мы не можем знать наверняка, какая из них более истинная чем остальные, то как же мы можем их оценить?

Да, посмертное существование скрыто от нашего наблюдения. Но, что доступно нашему осмыслению, это наше земное существование и влияние религии на него.

Концепция «эффективной религии» означает, что мы перестаем рассматривать какое-то одно религиозное учение как бесспорную истину, не приемлющую сомнения. Мы, напротив, задаем вопросы, мы пытаемся понять, насколько эта религия отвечает качеству нашей жизни, удовлетворяет наше стремление к счастью, гармонии и миру, то есть то, насколько эта религия эффективна.

Мы не можем знать наверняка, является ли тот духовный путь, который мы выбрали истинным в трансцендентном, потустороннем смысле и отвечает ли он абсолютной правде. Мы можем только верить в это.

Но что мы можем сделать, так это посмотреть на нашу жизнь, на жизнь тех, кто нас окружает и задать себе вопросы. Помогает ли моя религия мне быть более гармоничным, сбалансированным человеком? Предоставляет ли эта религия средства и техники для того, чтобы я мог справляться как с повседневными неудачами, так и с сильными душевными потрясениями, горем и отчаянием? Помогает ли мне моя религия воплощать в себе те ценности, которые она же провозглашает: любовь ко всем людям, сострадание, контроль страстей, душевный мир? Является ли моя религия больше моим помощником, способствующим моему духовному развитию, чем тюремщиком, парализующим мою волю и ограничивающим свободу?

Если ответы на эти вопросы будут скорее положительными, то такую религию можно считать эффективной! В рамках этой концепции мы избегаем богословских споров о сущности Бога, Абсолюта, о том, что недоступно непосредственному опыту, а говорим о вещах, которые мы можем понять и осмыслить: наша земная жизнь и влияние религии на нее.

Эффективность религии может быть оценена не только в контексте индивидуальной пользы, но и общественной. Помогает ли определенное духовное учение обществу становиться здоровым и гармоничным, препятствовать как внутренней, так и внешней агрессии?

(Конечно, здесь я привожу пример очень грубой оценки. Необходимо учитывать много факторов, таких как степень религиозности общества (например, люди в Индии намного более религиозные чем люди в России, хоть последние и относят себя к христианам формально, но очень часто не исповедуют ценностей и ритуалов учения Христа), культурный и социальный контекст общества, темперамент людей и т.д.)

В последнем случае мы оцениваем эффективность религии в объективной плоскости: является ли та или иная религия эффективной для большинства членов общества? Но это не значит, что данная концепция не может существовать в плоскости субъективной: какая религия больше подходит конкретному индивиду. То есть несмотря на то, что явно существуют какие-то общие стандарты эффективности и, наверное, можно говорить, что одни религии эффективнее других вообще (для большинства людей) из этого не следует, что они будут более эффективными для каждого отдельного человека. (Поэтому дальше в этой статье я буду говорить о двух пластах эффективности: объективном, общем и субъективном, частном)

Тем не менее, дальше я бы хотел обозначить те черты религии, которые, по моему мнению, соответствуют ее эффективности.

Многоуровневость и универсальность

Что я понимаю под многоуровневостью и универсальностью? Это способность определенного учения быть доступным для самых разных людей, самого разного уровня развития. Начну с примера.

Когда буддизм стал просачиваться на Запад, часть западных интеллектуалов поразились «элитарности», «интеллектуальности», «практичности» этого учения на фоне знакомого им «догматичного» и «ритуализированного» христианства и с восторгом приняли восточное учение. Но буддизм именно «просачивался», то есть проходил по частям, в неполном виде. По мнению некоторых исследователей буддизма, такие ненавистные интеллектуалам вещи как ритуалы и церемонии, содержались уже в самом раннем учении Будды, более того, Гаутама сам поощрял паломничество, поклонения мощам святых.

И правильно! Потому что религия не должна быть сугубо элитарной! Потому что далеко не каждый человек способен воспринять тонкие истины, требующие особых состояний сознаний, изощренные учения, для понимания которых необходим развитый интеллект. Не все способны реализовать мистические переживания, чувство единства с «Богом» посредством усердной практики. Но каждый индивид нуждается в состоянии покоя и целостности. И если кому-то для этого нужны ритуалы, акты поклонения, паломничества, пусть будет так.

Критики ритуализации религий упускают тот факт, что ритуалы играют также утилитарную, психотехническую роль. Они успокаивают ум, настраивают его на более тонкую работу. Несмотря на то, что я не могу назвать себя представителем ни одной религии (хоть и симпатизирую восточным учениям), я часто перед занятиями практиками делаю какие-нибудь короткие ритуалы. Согласитесь, если вы посвятите немного времени тому, чтобы, например, в тишине и спокойствии зажечь палочку благовоний (казалось бы, какая глупость!), то это поможет вам во время медитации меньше думать о повседневных делах.

Религия должна быть доступна всем! Поэтому она должна содержать как пласт для посвященных (это Исихазм и другие мистические направления христианства, суфизм в Исламе, Дзен в Буддизме, Каббала в Иудаизме (кстати говоря, беглый анализ данных мистических направлений обнаруживает удивительную схожесть между ними. Мистики от разных религий во многом друг с другом солидарны)), так и более понятную и доступную область для всех людей: описание ритуальных действий, правил проведения церемоний и обрядов, способы паломничества и т.д (эта область уже сильно различается в разных течениях). Но, на мой взгляд, мистический, элитарный пласт не должен замыкаться в себе, а хоть немного интегрировать свои практики в более доступные всем людям вещи, как, например, происходит в восточных религиях (установка на развитие сознания, медитацию лежит уже в самых основных принципах буддизма). В авраамических традициях этот пласт более замкнут и закрыт для непосвященных (большинство христиан не знакомы, например, с дыхательными техниками исихазма, «христианской йогой и медитацией»).

Доступные методики саморазвития. Практичность

Они есть во всех религиях: молитва, медитация, пост, дыхательные техники. Но часто их выполнению не уделяется много внимания, что странно, потому что именно от них зависит духовное развитие человека. Эффективная религия не будет допускать того, что у ее представителей будет формироваться мнение, что их спасение зависит только от формального исполнения норм и ритуалов (хотя это тоже важно).

Эффективная религия делает большой акцент на развитии сознания, совершенствовании добродетелей, учит управляться с тревогой и страхом, сомнениями и самокритикой. (И не только предписывает запреты и ограничения, но и показывает, КАК мы можем стать лучше) Ведь в факте существования земной жизни со всеми ее тяготами и страданиями, никто не сомневается.

Актуальность и однозначность. Защита от религиозных девиаций

Эффективная религия должна избегать двояких толкований. В ней должна быть встроенная защита от проявлений фанатизма и девиаций, от реализации садизма и жестокости под видом благочестия. С одной стороны, эта защита может быть представлена в виде практических советов по духовному развитию.

На мой взгляд, крайние проявления религиозного фанатизма, религиозной жестокости – это следствие неразвитости сознания. Фанатик – это человек, который не научился справляться с похотью, жестокостью, алчностью, жаждой власти, но теперь получил мнимое право проявлять эти качества под видом религиозности. В моральном плане он не лучше преступников, хоть и мнит себя праведником. Поэтому для религии так важно давать ясные и четкие инструкции по самосовершенствованию, чтобы человек очистил свое сознание от омрачений и пороков, прежде чем вершить необдуманные поступки под знаменами своей веры.

Помимо этого в самих текстах религии должны быть четко прописаны нормы праведного поведения и учтены недопустимые действия (с учетом анализа истории), в том числе, прикрывающиеся маской религиозности (например, недопустимость религиозного преследования, насилия, «инквизиции»).

Религиозные практики, посты так же не должны ни наносить вреда личности, ни приводить к подавлению желаний, ни рождать новые пороки и девиации. Эффективная религия не должна избегать согласования с научными данными, психологией не в космогоническом смысле (вопросах возникновения мира – тут они никогда не сойдутся), а в вопросах сбалансированного развития личности.

Непротиворечивость

Вообще, религиозному учению трудно быть непротиворечивым, особенно с учетом пункта 1 (многоуровневость), разные уровни могут конфликтовать друг с другом. Богословы сделали все, что могли, чтобы увязать идею о милосердном христианском Боге со всей его ветхозаветной жестокостью, человеческими жертвами, причиной которых стал ОН, чтобы соединить концептуальным мостом Ветхий и Новый Завет, увидев в смерти Иисуса Христа искупление первородного греха, восходящего к книге Бытия.

Вероятно, в мудреных построениях богословов все эти противоречия снимаются, но не в головах обычных людей, опирающихся на здравый смысл, который обнажает весь этот антагонизм между ранними иудейскими корнями христианства и более поздними греческими влияниями, между древней еврейской религиозной книгой и учением Иисуса Христа. Иногда кажется, что христианство – это попытка объединить две совершенно разные религии в одной.

И дело не только в этом, а в том, что, стремясь достучаться до как можно большего числа людей, религия неизбежно рождает новые противоречия. Это закономерный процесс и никакое учение нельзя в этом винить. Опять же это вопрос многоуровневости. Одним людям нужно предоставить пищу для интеллектуального познания Бога, другим для экстатических откровений, третьим — идею любви и заботы, а четвертым (кого уже ничего не берет) — страх перед вечными муками. Поэтому в рамках одной религии мы можем видеть и Бога милосердного, любящего и Бога жестокого, карающего.

Тем не менее, структурный, идеологический каркас эффективной религии можно строить более логично и последовательно, избегая всяких острых углов, противоречий. Достаточно изящный, по моему мнению, в этом построении – это буддизм. Идеи Бога там нет, а она как раз может рождать массу путаницы и вопросов («Если Бог милосердный, откуда все это страдание?»). Там нет ни наказания, ни поощрения: всю ответственность за моральные провинности «вершит» безличный закон причинно-следственных связей. Каждый сам может «спастись», обретя просветление, а космогонические вопросы (вопросы возникновения мира, смысла жизни) остаются за гранями буддистского дискурса как не важные. То есть буддизм «нащупал» способ избавиться от лишних противоречий просто путем того, что не стал создавать множество «сущностей» (таких как Бог, смысл жизни, наказание и поощрение) в рамках своей доктрины. То есть он куда более минималистичный и поэтому стройный. Но многим людям она покажется более противоречивой, чем ближневосточные религии. Все мы разные и я просто высказываю свое мнение.

Проблема выбора

Здравствуйте, уважаемая Aniga! Я обратила внимание, что вы человек широких взглядов. А раз вы верующий человек, вы, очевидно, признаёте, что все мы нуждаемся в руководстве из Слова Бога.

Изучая разные религии, вы заметили, что почти в каждой религии есть искренние люди. И всем нам надо учитывать то, что говорится в Слове Бога, в Ефесянам 4:5,6 говорится :«Один Господь, одна вера, одно крещение, Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас.» Это согласуется с другими библейскими стихами, например в Матфея 7:13,14,21 записаны слова Иисуса Христа :«Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. Не всякий, говорящий Мне: „Господи“ Господи!» войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.»

Но как найти истинную религию? Как определить, какая религия правильная?

Необходимо рассмотреть: 1- на чём основаны её учения, от Бога они или в основном придуманы людьми? (2Тимофея 3:16; Марка 7:7).

2- Открывает ли она людям имя Бога? Иисус сказал в молитве Богу:«Я открыл Твоё человекам, которых Ты дал мне от мира» (Иоанна 17:6). Также он говорил:«Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи»(Матфея 4:10). Познакомились ли вы с Личностью, носящей это имя: с его замыслами, делами, качествами — настолько хорошо, что можете во всём на него положиться?

3- Проявляют ли её члены подлинную веру в Иисуса Христа? Такая вера означает быть признательными за то, что Иисус пожертвовал своей человеческой жизнью ради людей, и признавать его положение как небесного Царя (Иоанна 3:36; Псалом 2:6-8). Такая признательность побуждает повиноваться Иисусу, ревностно участвовать в деле, которое он поручил своим последователям. Члены истинной религии подтверждают свою веру делами (Иакова2:26).

4- Сводится ли она лишь к формальному соблюдению обрядов или скорее является образом жизни? Бог не одобряет религию, которая сводится лишь к формальному соблюдению обряд (Исаия 1:15-17). Истинная религия твёрдо держится библейских норм в отношении морали и речи; она не следует слепо за тем, что принято в мире (1Коринфянам 5:9-13; Ефесянам 5:3-5). Её члены проявляют в своей жизни плоды Божьего духа (Галатам 5:22,23). Поэтому тех, кто исповедует истинную религию, можно узнать по тому, что они искренне стараются поступать по библейским нормам не только там, где они поклоняются Богу, но и дома, на работе, в школе и на отдыхе.

5- Действительно ли её члены любят друг друга? Иисус сказал :«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоанна 13:35). Для такой любви нет расовых, социальных и национальных преград. Она объединяет людей братскими узами. Эта любовь настолько сильна, что те, кто её проявляют, сильно выделяются на фоне остального мира.

6-Действительно ли она отделена от мира? Иисус сказал, что его истинные последователи будут «не от мира» (Иоанна 15:19). Чтобы Бог одобрял какую-либо религию, её члены должны «хранить себя неосквернённым от мира» (Иакова 1:27). Можно ли сказать о религии, руководители и члены которой вмешиваются в политику или ведут образ жизни, сосредоточенный на материалистических и плотских желаниях? (1Иоанна 2:15-17).

7- Известны ли её члены тем, что рассказывают другим о Царстве Бога? Иисус предсказал :«И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец» (Матфея 24:14). Какая религия возвещает о том, что проблемы человечества решит Царство Бога, а не человеческое правление? (Откровение 21:3,4).

Правильно ли менять религию своих родителей?

Если то, чему нас научили родители, основано на Библии, мы должны твёрдо этого держаться. Даже если мы узнали, что их религиозные взгляды и традиции не согласуются с Библией, родители всё равно достойны нашего уважения. Как бы вы поступили, узнав, что какая-то привычка ваших родителей вредит здоровью и может привести к преждевременной смерти? Стали бы вы поступать так же, как они, и учить этому своих детей? Или уважительно поделились бы с близкими тем, что узнали? Подобным образом, знание библейской истины налагает ответственность. По мере возможности мы должны делиться с родными тем, что узнаём. В 1Петра 1:18,19 говорится :» Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, переданной вам от отцов, Но драгоценной Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца». Как видно, ранние христиане порвали с традициями своих отцов, поскольку соблюдение этих традиций никогда бы не привело их к вечной жизни. Из признательности за жертву Христа они охотно оставили всё, что делало их жизнь бесплодной, лишённой смысла и что не приносило славу Богу. Не должны ли и мы поступать так же ?

Реинкорнация — это вера в перерождение, в то, что живые существа один или более раз переходят из одного существования в другое. Обычно считается, что некая неосязаемая душа после смерти тела переселяется в новое тело какого-либо животного или человека. Это не библейское учение. В Библии говорится:»… Участь сынов человеческих и участь животных — участь одна; как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества пред скотом;… Всё идёт в одно место; всё произошло их праха, и всё возвратится в прах» (Екклесиаст 3:19,20). Как и в случае с людьми, никакая часть животного не переживает смерть тела. Не остаётся ничего, что могло бы возродиться в другом теле. Далее в Екклесиаст 9:10 говорится:«Всё, что может рука твоя делать по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдёшь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости.» Как видим, все умершие люди идут в могилу, а не переселяются в другие тела.

Однако Бог обещает, что все умершие будут воскрешены. Речь идёт не о реинкорнации, а о том, что к жизни вернётся тот же самый человек (Деяния 24:15). Большинство людей воскреснет, чтобы жить на земле. Это произойдёт после того, как Бог уничтожит современный нечестивый мир. Болезни, страдания и даже смерть навсегда останутся в прошлом (Откровение 21:3,4). Не хотелось бы вам больше узнать об этой надежде и получить доказательства того, что всё будет именно так?

С уважением к вам Любовь Алексеевна.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]