Предназначение человека — развивать все те добродетели, которые заложены в душу его Творцом. Но как же непроста эта задача. Ведь природа наша повреждена и склонность ко злу обнаруживается с самого раннего детства. Грехи превращаются со временем в страсти, которые очень трудно искоренить. И рабства злу в таком случае не избежать. Один из таких грехов — сребролюбие, что это за грех, как распознать его в себе и вести с ним борьбу, узнаем из дальнейшей статьи.
Что такое сребролюбие
Добродетель нестяжательства вложена в нас Творцом изначально. Когда Адам и Ева жили в раю, все было устроено Богом так, что они ни в чем не нуждались. Там имелось все, необходимое им для жизни. После изгнания из рая естественная для нас добродетель нестяжательства трансформировалась в противоположное нравственное качество — страсть к деньгам как источнику всех земных благ.
Под сребролюбием подразумевается все имущество человека. И, соответственно, и деньги, и недвижимость, и даже лишняя рубашка, — все может стать предметом страсти.
В природе у животных также встречаются факты накопительства. Но они определяются не безумным стяжательством или страстным порабощением, а вызваны жизненной необходимостью, имеют приспособительный характер.
А вот человек, одержимый духом собирательства, ищет не только необходимого для жизни, но и старается иметь сверх того. И тогда, как яркие образцы скупости, скряжничества, других проявлений сребролюбия, рождаются персонажи типа знаменитых гоголевских героев. Кто не помнит Плюшкина из «Мертвых душ», ставшего одним из самых узнаваемых примеров этой страсти.
Происхождение слова
В Новом завете Бог предостерегает верующих людей, чтобы они усердно стремились к Нему и отвращались от любви к мамоне (богатству): «Не можете служить двум Господам…». Почему же греховная привязанность к материальным благам называется не «златолюбием» или как-то иначе, а именно сребролюбием?
Здесь прослеживается связь опять же с событиями Евангельской истории. Бог не просто вразумлял христиан о пагубности этой страсти. На страницах Нового Завета мы можем встретить наглядный пример того, как разрушающе действует любовь к мамоне на душу человека и его жизнь.
Страстью к наживе был безнадежно поражен один из апостолов Христа, Иуда. В то время денежные знаки назывались сребрениками. Отсюда, судя по всему, и пошло название греха. Возможно происхождение слова имеет другие корни. У славян в древние времена деньги всегда назывались «серебром».
Образ Иуды послужил красноречивой проповедью о том, что Господь предается людьми из-за денег и тех благ, которые можно за них приобрести.
Ради тленных материальных удовольствий многие из нас теряют возможность получить вечную жизнь и духовную радость, которая неизмеримо выше всех плотских наслаждений.
Значение понятия
Сребролюбием в православии называют такое состояние души человека, которое толкает его на нарушение всех Божественных и нравственных человеческих законов в погоне за приобретением богатства. В основе этого лежит решительное предпочтение материальных ценностей в ущерб духовным.
Сребролюбцы, пустив пагубную страсть в сердце, автоматически нарушают все библейские заповеди:
- Первую и вторую — как идолослужение, обожествляя «золотого тельца».
- Третью (…имя Господа напрасно…) попирают коммерсанты, которые лживо клянутся, что их товар (услуги) самые лучшие, и цена соответствует заявленному качеству.
- Четвертую — в воскресенье работают вместо того, чтобы посвятить седьмой день Богу.
- Пятую (почитание родителей) — жалеют денег, чтобы достойно содержать своих состарившихся отца и мать, помогать им финансово.
- Шестую (о ценности человеческой жизни) — каждый день случается множество убийств из-за наживы.
- Седьмую (о блуде)— широко процветает торговля телом, греховной любовью.
- Восьмую (не укради) — распространено воровство как незаконный способ завладеть материальными благами.
- Девятую (о лжесвидетельстве) — нарушают в судах и других инстанциях, где за деньги попирается справедливость, обижаются слабые и неимущие.
- Десятую (о зависти) — в сердце неуемное желание обладать всеми земными благами.
Человек, подверженный страсти, способен на многие гнусные поступки. Врач, который ставит неправильный диагноз или назначает неэффективное лечение в надежде «выбить» из пациента мзду, — вот один из распространенных в нашей жизни примеров.
Людей, зараженных страстью к богатству, сейчас можно встретить на каждом шагу. Все стремятся соответствовать «золотому стандарту». И все делают для того, чтобы выбиться из общей серой массы «неудачников» любыми доступными средствами и путями. Где уж тут помнить о Боге. Он им только мешает жить.
Упоминание в Библии
В Священном Писании неоднократно упоминается о страсти к богатству, наживе. О пагубности любви к деньгам говорил в своих поучениях сам Господь Иисус Христос, что «…трудно надеющимся на богатство войти в Царство Небесное!». Апостол Павел утверждал в своих проповедях, что сребролюбие лежит в основе любого греха.
Всем хорошо известна история предательства Иуды. Еще один яркий пример губительной любви к деньгам — это печальная участь семейной пары, Анании и Сапфиры. Страсть, поселившаяся в сердце, побудила их ко лжи. И обмануть они пытались в лице апостолов самого Бога. Это красноречиво свидетельствует об их неверии. Что привело мужа и жену в христианскую общину, так и осталось неизвестным.
Страсть стяжательства — это попытка самому, без Бога прожить на этой земле. В Евангелии есть притча про богача, у которого уродился хороший богатый урожай. Этот человек обрадовался, сломал свои старые амбары, создал новые и говорит: «Ешь, пей душа, веселись на многие годы вперед…». Вот здесь также очень хорошо показана основа страсти — как без Бога хочется многое получить и достичь.
Причина появления греха сребролюбия
Причинами появления у христиан страсти обогащения являются:
- неуверенность в завтрашнем дне;
- отсутствие чувства безопасности;
- недоверие Творцу;
- желание стать признанным и уважаемым.
Апостол Павел описывает сребролюбие, как корень всех грехов (1Тим. 6:10), на основе которого вырастает гордость, превозношение.
Люцифер, обладая всем, находясь около Бога, возгордился, желая большего, был сброшен на землю и в ад.
Адаму и Еве был предоставлен весь мир, кроме дерева познания. Им оказалось этого мало, и они потеряли все.
Горделивое сердце, которое рождается от сребролюбия, является причиной падения многих христиан. Не все гордецы сребролюбивы, но все сребролюбцы становятся гордецами.
Важно! Желание приобретения, накопления богатства любыми средствами способно изгнать из самого верного сердца любовь, и открыть двери ненависти, неуверенности и страху.
Историческая справка
Сребролюбие (или своекорыстие), славолюбие (самовозношение) и сластолюбие (любовь к наслаждениям) — страсти, служащие источником появления других пороков, угасания разума, ослабления веры. В основе лежит самолюбие.
Об их существовании и главенствующей роли в образовании остальных грехов свидетельствовали такие святые отцы, как преп. Авва Дорофей, Оптинский старец Лев, преп. Феодор Эдесский.
Источники и причины появления
Еще апостол Иоанн Богослов приводил разделение греха стяжательства на: «…похоть плоти, похоть очей и гордость житейская…». Святые отцы развили и усовершенствовали учение о видах страсти, распознавании и борьбе с ними. Они считали, что сребролюбие – наиболее опасно, и есть основа всех остальных грехов. Искореняется оно тем, чтобы всем сердцем и душою иметь упование на Бога.
Развитие и дальнейшая судьба
На протяжении веков христианства святые подвижники опытным путем проходили нелегкий путь борьбы со своими страстями. Ими оставлено много книг духовного содержания, из которых мы видим, как становился и развивался православный аскетизм. Святые отцы досконально изучили все тонкости духовного делания, в том числе поведали нам о страсти сребролюбия.
Например, Феодор Эдесский подробно изложил путь появления страстей в душе человека. Он говорил, что за тремя основными — сребролюбием, славолюбием, сластолюбием — неизменно следуют следующие пять греховных навыков, из которых и порождаются все виды пороков. Человек, победивший первые, неизменно получает возможность отсечь и все остальные.
Современное положение
Богослов нашего времени профессор А. Осипов, как и многие другие священнослужители, проповедники, развивает учение о православном аскетизме. По его мнению, эта страсть лежит в основе языческого мировоззрения, которым сейчас заражено большинство людей, а также является центральным стержнем научно-технического прогресса.
К чему привела алчность Иуду Искариота
Иуда Искариот являлся одним из 12 апостолов, приближённых к Иисусу. Он был казначеем общины и подворовывал. Желающие приносили деньги в копилку апостолов, на эти средства они ели и пили, а также раздавали значительную часть нуждающимся. С Иуды не требовалась отчётность о потраченных средствах, и большие суммы денег явились для него искушением. Как и другие апостолы, Иуда Искариот изгонял бесов, врачевал больных и совершал знамения, но после своего предательства лишился возможности войти в Божье царство.
Имя Иуда уже стало нарицательным, а выражение «Поцелуй Иуды» — идиомой. Основной версией, почему ученик предал любимого Учителя, стал сговор с Сатаной. Иуда предал Иисуса за 30 сребреников (на эти деньги в те времена можно было купить участок земли или раба).
Поцелуй Иуды
Наконец, в роковую ночь в Гефсиманском саду Иуда указал на Иисуса, поцеловав его. Таким образом, стражники узнали, кто провозглашён Мессией и подчиняется одному только Богу (а не земному царю) и были очень горды собой, что схватили его. Узнав о том, что Иисус приговорён к казни, Иуда пошёл к первосвященникам и старейшинам, решив отдать обратно 30 сребреников, но те не приняли. Тогда он бросил их на пол прямо в храме и удалился, а затем повесился. Вот к чему приводит овладение человеческой душой страстей. Согласно Евангелиям, Сатана способен соблазнить на греховные поступки того, кто уже приобщён к греховным мыслям и поступкам. Если православный верующий молится и понимает смысл библейских заповедей, его будет сложно совратить с пути истинного.
Виды сребролюбия
Греховная любовь к богатству проявляется разными формами, порой самыми неожиданными. Этой страсти подвержены люди разного достатка, социального уровня. И было бы неверно считать таковыми только богатых и преуспевающих, как будто бы их состояние и является показателем этой страсти. Бедняк порой крепче держится за последнюю монетку, чем другой за свои миллионы. И поэтому лепта бедной вдовы из Евангельских повествований, отдавшей все, что она имела, была так дорога Господу.
Сребролюбие включает в себя целый букет разновидностей греха:
- любостяжание;
- корыстолюбие;
- скупость;
- жадность;
- лихоимство;
- мшелоимство;
- порочную выгоду;
- своекорыстие;
- алчность;
- эгоистическую пользу;
- спекулянство;
- прочее.
Каждый из перечисленных пунктов означает конкретное проявление греха, но все эти определения являются родственными.
Скупость
Это крайнее проявление жадности, болезненное нежелание расставаться с чем-либо, выходящее за рамки нормальных общепринятых норм. Алчность — это неуемное стремление получить как можно больше, в то время как скупость направлена на то, чтобы потратить как можно меньше.
Любостяжательство
Грех идолопоклонства, когда все попечения направлены на стяжание имущества, не оставляя времени и сил для Бога. Приводит к нарушению практически всех Его заповедей, когда ради наживы предаются интересы и выгоды других людей, попирается закон любви к ближним.
Мшелоимство
Употребляется в первую очередь в тех случаях, когда речь идет о взятках, любви к подаркам, коллекционированию, наличию в обиходе ненужных вещей и тому подобное. Причина кроется зачастую в самолюбии, тщеславии, маловерии.
Корыстолюбие
Применяется, когда речь заходит о личностях, ничего не делающих для других без собственной выгоды. Такие люди бесплатно пальцем не пошевелят во благо другому человеку. Их отличает стремление получить выгоду любым путем, неразборчивость в средствах наживы, что приводит к нарушению гражданских и Божественных законов.
Грех жадности (алчности)
/ Главная / Семь смертных грехов / Грех жадности
религия о жадности
• религия о жадности, отношение к жадности в христианстве, отношение к жадности в буддизме, отношение к жадности в мусульманстве
Контроль над алчностью — Как не покупать лишнего или Прививка перед шоппингом.
• Как не покупать лишнего или Прививка перед шоппингом.
«Психология жадности» — научная статья.
Глава 2.6 Алчность
Алчный. 1. Жадный, корыстолюбивый. 2. Страстно желающий чего-нибудь, выражающий такое желание (словарь Ожегова и Шведова).
Слово алчность имеет два основных значения. Во-первых, это крайняя жадность, корыстолюбие, а, во-вторых, страстное желание, стремление к чему-либо. Понятно, что грехом считается первое значение этого слова. Если же человек очень сильно стремится не к деньгам, а, например, к знаниям или новым впечатлениям, это вряд ли можно поставить ему в вину. Впрочем, термины «алчность» и «алчный» сейчас употребляются редко, вместо них используются слова «жадность» и «жадный».
Жадность — 1. Скупость, корыстолюбие, 2. Чрезмерное стремление удовлетворить свое желание.3. Настойчивость в стремлении удовлетворить свое желание. (Ож.)
Здесь стоит сделать одно уточнение. Толковые словари определяют алчность как жадность, а жадность – как скупость, таким образом, алчность фактически приравнивается к скупости, что не совсем верно. Между этими терминами есть принципиальное отличие.
Алчность – это стремление получить как можно больше, а скупость – это стремление потратить как можно меньше. Алчный человек больше печется о приумножении доходов, а скупой – об уменьшении расходов. Правда, в итоге, эффект получается похожим – приумножение богатства, но способы достижения результата отличаются. Термин «жадность» объединяет первое и второе значение. Эта черта личности включает, как стремление поучать все больше новых благ, так и нежелание расставаться с накопленным богатством. Жадность в переносном смысле может означать сильное желание, страсть – «жадность к жизни», «пить жадно» и т. д. Близким, к скупости (но положительным качеством) являются термины «расчетливость», «экономность» и «бережливость», которые могут перейти в скупость, если переступят за грань разумного и станут навязчивой идеей.
Жадность – это не только черта характера, но и чувство (то есть, эмоция, носящая предметный характер и обусловленная культурными традициями конкретного общества). Все люди чаще или реже испытывают это чувство, хотя мало кто признается в этой слабости. Данное чувство, как и другие эмоции, трудно описать словами, но важно отметить, что жадность, сопровождается как душевными переживаниями, так и вегетативными проявлениями: у человека, переживающего жадность, сильнее бьется сердце, интенсивней дыхание, у него напрягаются мышцы и поднимается артериальное давление. Частое повторение данного чувства отрицательно сказывается на здоровье, но об этом – ниже.
В жизни встречаются разные стили по отношению к добыванию и трате денег, и мы можем выделить семь основных стратегий:
1.Алчность – стремление побольше получать.
2.Скупость – стремление ничего не отдавать из уже имеющегося.
3.Жадность – стремление побольше получать и поменьше отдавать.
4.Широта размаха (игра по крупному) – стремление получить побольше, чтобы потом вложить эти средства в новые проекты
5.Расчетливость (бережливость, экономность) – трата денег только на нужное, крайне необходимое.
6.Щедрость – легкость в трате собственных средств для помощи другим людям
7.Мотовство (расточительность) – нежелание копить деньги, стремление легко тратить их.
Если мы обратимся к истории человечества, то увидим, что все эти способы обращения с деньгами многократно встречались ранее, причем их можно наблюдать в разных странах и эпохах. Наиболее разумным является «золотой баланс», когда человек стремится, как зарабатывать деньги, так и с пользой дела их тратить. Именно такими способностями обладали такие правители как Юлий Цезарь и Веспасиан. Что же касается крайностей – как в области скупости, так и расточительности, то они могут вызвать лишь осуждение и презрение. Возьмем для примера двух римских цезарей – Тиберия и Калигулу. Общим у них было то, что они отличались крайней, доходящей до садизма, жестокостью и склонностью к разврату. Но вот отношение к деньгам у них было диаметрально противоположным. Тиберий был законченным скрягой. Он жалел и копил каждую копейку, а Гай Калигула, наоборот, легко проматывал все сокровища Рима.
Вот, что пишет про Калигулу римский историк Светоний: «В роскоши он превзошел своими тратами самых безудержных расточителей. Он выдумал неслыханные омовения, диковинные яства и пиры — купался в благовонных маслах, горячих и холодных, пил драгоценные жемчужины, растворенные в уксусе, сотрапезникам раздавал хлеб и закуски на чистом золоте, приговаривая: «нужно жить или скромником, или цезарем!». Сооружая виллы и загородные дома, он забывал про всякий здравый смысл, стараясь лишь о том, чтобы построить то, что построить казалось невозможно. Чтобы не вдаваться в подробности, достаточно сказать, что огромные состояния и среди них все наследство Тиберия Цезаря — два миллиарда семьсот миллионов сестерциев — он промотал меньше, чем в год.
Калигула
Истоки жадности восходят к весьма далеким временам человеческой истории, когда первобытным людям постоянно не хватало пищи и других ресурсов. Поэтому можно сказать, что в какой-то мере, элементы жадности заложены в человеке на генетическом уровне. Позже с появлением денег изменился характер этого чувства – оно сконцентрировалось на деньгах, за которые можно приобрести почти все на свете. В литературе это человеческое качество достаточно точно отображено А.С.Пушкином в произведении «Скупой рыцарь», а Гоголем – в «Мертвых душах» (Плюшкин). Эти писатели показали, как страсть к богатству из вполне понятного желания может превращаться в навязчивую сверхценную идею (манию), которая не помогает, а только вредит человеку в его жизни, заменяя разум на слепую страсть.
Так как истоки жадности у человека, по-видимому, запрограммированы на уровне ДНК, то это качество проявляется у детей с раннего возраста. С раннего возраста можно увидеть, как детишки отбирают друг у друга игрушки и конфеты и не любят делиться своими маленькими ценностями с другими детьми или взрослыми. Позже подростки стараются контролировать свою жадность (так как быть жадиной в юношеском возрасте не престижно), но жадность никуда не девается. Она, как сексуальный инстинкт, всего лишь прячется глубже в душе или принимает новые формы. Люди проявляют ее, стараясь заработать все больше и больше денег, делая карьеру или ненужные покупки, или откладывая деньги «на черный день» (превращая, тем самым, все свою дни в одну серую массу).
Множество преступлений обусловлено людской жадностью: квартирные кражи, грабежи, мошенничество и убийства по корыстным побуждениям – все это плоды неконтролируемой жадности. Подчиняясь это страсти, люди совершают браки по расчету, отказываются от своих детей и родителей, портят отношения с лучшими друзьями. Недаром, говорится: «Начнешь совместный бизнес с лучшим другом – потеряешь и первое и второе». Жадность встречается во многих сферах человеческой деятельности. Врачи назначают своим пациентам неоправданное лечение или выписывают им ненужные лекарства, адвокаты намеренно затягивают судебное разбирательство, чиновники ставят палки в колеса предпринимателям, вымогая у них взятки, продавцы обсчитывают покупателей и вынуждают их приобретать ненужные им вещи – этот список можно было бы продолжать до бесконечности.
Даже если жадность не имеет выраженного или криминального характера, все равно ее крупицы то и дело попадаются в жизни каждого человека. Если вы внимательно и честно проследите за собой, то заметите, что с заметным усилием отдаете долги, даже если у вас есть для этого деньги. Может быть, вы когда-то не помогли другу, пожалев денег, или вы отказали себе или своим близким каком-нибудь маленьком удовольствии, назвав себя «экономным», «бережливым» или «расчетливым»? Люди искренне обижаются, когда их называют «жадными» или «скупыми», хотя на самом деле проявляют эту черту характера.
Древнеримский философ-стоик Сенека еще две тысячи лет назад заметил: «Бедные хотят чего-нибудь, богатые — многого, алчные же – всего». В СМИ и Интернете то и дело появляются заметки о скупости и жадности людей, имеющих миллионные состояния. Так красавец-мужчина и любимец ГолливудаДжордж Клуни, который в фильмах легко тратит тысячи долларов, в жизни оказывается весьма прижимистым. Вездесущие журналисты выяснили, что в ночных заведениях он заказывает себе лишь 10-долларовый безалкогольный коктейль, а потом долго ворчит на официантов, что в их заведении все ужасно дорого.
Бывший робот-терминатор, а ныне миллионер и губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер, в реальности если не законченный скупец, то уж точно не склонен к мотовству. Например, он внимательно следит, чтобы его жена не покупала лишних вещей, и если ему кажется, что она купила что-то зря, то заставляет ее возвращать обратно в магазин упакованный товар.
Другой мультимиллионер, основатель сети магазинов IKEA Ингвар Кампрад пошел еще дальше в своей бережливости, превратившись в законченного скрягу: при своем состоянии в почти тридцать миллиардов долларов он летает только эконом-классом, останавливается в 3-звездочных отелях, часто пользуется общественным транспортом, да еще предъявляет удостоверение пенсионера, дающее право на скидку.
Можно было бы вспомнить и самого богатого человека планеты Билла Гейтса, который весьма расчетливо тратит каждый цент. Его представители утверждают, что владелец компьютерного гиганта копит деньги не для себя, а собирается потратить их на благотворительные цели. Пока же видно, что он тратит деньги в сотни тысяч раз меньше, чем их зарабатывает. Ответ на вопрос «Зачем тогда их копить?» знает только он сам.
Когда мы видим, что какой-то человек приобретает все больше и больше богатства, это не всегда свидетельствует о том, что он погряз в грехе алчности. Бывает так, что алчность маскирует иной порок, который властвует в душе такого человека, а деньги, которые он собирает – всего лишь средство, питающее более значимый для него грех. В качестве иллюстрации подобной ситуации можно привести Юлия Цезаря, который все свои достоинства и второстепенные грехи поставил на службу греху гордыни.
Вот что пишет о Цезаре историк Светоний: «Бескорыстия он не обнаружил ни на военных, ни на гражданских должностях. Проконсулом в Испании, по воспоминаниям некоторых современников, он, как нищий, выпрашивал у союзников деньги на уплату своих долгов, а у лузитанов разорил, как на войне, несколько городов, хотя они соглашались на его требования и открывали перед ним ворота. В Галлии он опустошал капища и храмы богов, полные приношений, и разорял города чаще ради добычи, чем в наказание. Оттого у него и оказалось столько золота, что он распродавал его по Италии и провинциям на вес, по три тысячи сестерциев за фунт. В первое свое консульство он похитил из капитолийского храма три тысячи фунтов золота, положив вместо него столько же позолоченной меди. Он торговал союзами и царствами: с одного Птолемея он получил около шести тысяч талантов, за себя и за Помпея. А впоследствии лишь неприкрытые грабежи и святотатства позволили ему вынести издержки гражданских войн, триумфов и зрелищ».
Казалось бы – алчность в самом неприглядном виде. Но наряду с этими поступками Светоний приводит и другие факты, свидетельствующие о том, что Юлий Цезарь умел был очень щедрым – когда это было нужно для завоевания власти. Сами деньги для Цезаря ничего не значили, они являлись лишь средством к его главной цели – самодержавию. И Юлий Цезарь прекрасно понимал, что стать императором в республиканском Риме невероятно трудно. Для этого нужна поддержка как со стороны сенаторов и всадников, так и простого народа – плебса. И Цезарь вполне разумно осознал, что самым простым и действенным способом заручиться поддержкой сограждан можно с помощью золота, которое он стал добывать всеми правдами и неправдами. Но полученное золото само не вдохновляло его по себе, оно было нужно ему для обеспечения политической поддержки и ведения гражданской войны. Но когда он получил то, к чему так стремился – единоличную власть в Риме, то сразу умерил свою алчность.
Юлий Цезарь
ПРОЙТИ ТЕСТ НА НАЛИЧИЕ ГРЕХА ЖАДНОСТИ МОЖНО ЗДЕСЬ.
Почему сребролюбие — грех
Страсть к накоплению тесно связана с двумя другими грехами — чревоугодием и блудом. Ведь чтобы ублажать свое чрево, есть дорогие изысканные продукты в большом количестве, нужны деньги. Поэтому у такого человека поневоле будет проявляться и любовь к злату. Для удовлетворения блудной страсти часто также требуются немалые средства.
Стремление к обладанию богатством порождает в свою очередь печаль и гнев, — также греховные страсти, разрушающие личность человека и его жизнь. Сребролюбец очень тяжело переживает потерю имущества, впадает в гнев, уныние.
Грех сребролюбия равно недоверию Богу
Доверие к Творцу основано на вере, надежде и любви.
Приобретая богатство, которое грешник боится потерять, он теряет надежду на Спасителя, а уповает только на деньги, которыми надеется все решить, но при этом:
- исчезает вера Всевышнему, что Он может прийти на помощь в любой момент;
- испаряется полностью признание жертвы Иисуса Христа, которой Он заплатил за все наши нужды;
- растворяется в золоте любовь к ближнему, от которого нет никакой корысти.
Как выявить в себе
Чтобы обнаружить таящуюся в глубинах души страсть, необходимо хорошо знать признаки ее внешнего проявления.
Святые отцы выявили такие характерные свойства сей духовной болезни:
- стремление жить в комфорте, роскоши;
- любовь к дорогим и редким вещам (коллекционирование);
- воровство, разбой и клептомания;
- жестокость, жадность и презрение по отношению к малоимущим;
- завистливость;
- злоречивость;
- дерзость;
- наглость;
- вероломство;
- неблагодарность;
- склонность давать клятвы;
- мечты и размышления о богатстве;
- боязнь старости, нищеты, болезней;
- любовь к подаркам;
- увлечение суетными тленными предметами и делами;
- множество забот и попечений;
- жестокосердие ко всем нуждающимся.
Духовники утверждают, что тот, кто прилепился все сердцем к богатству, не может любить брата, так как всегда хочет отнять у него что-нибудь. Такие люди, как правило, одиноки, потому что враждебно относятся ко всем, даже к друзьям, близким родственникам и самому себе, изнуряя душу чрезмерными заботами.
Современные православные психологи, проведя ряд исследований, пришли к определенным выводам в этой области. Ученые считают, что, если человек не смог расстаться с частью своих средств ради спасения жизни другого человека, он однозначно порабощен греховной страстью к деньгам.
Определение
Слово любостяжание изредка заменяется синонимом лихоимство, потому что греческое слово «πλεονεξία» или плеонексия переводится именно так. Это можно проследить и в тексте Священного Писания: первое послание Коринфянам 6:10, Римлянам 1:29 и Колоссянам 3:5. Так что не будет ошибки использовать оба слова.
Библия осуждает грех любостяжания
Есть несколько вариантов толкования данного понятия:
- св. Феофан объясняет любостяжание как пристрастие к имуществу и упования на него;
- словарь же терминов объясняет явление как излишнюю заботу о богатстве и страстном стремлении увеличить его.
Любостяжание является страстным желанием не только иметь богатство, но и приумножать, не обращая внимание на моральность или законность методов. Причем речь идет не о необходимых для жизни человека благах (продукты питания, минимум одежды или обуви), но о богатстве «сверх меры», т.е. определенном капитале. Человек начинает любить «стягивать» к себе все, до чего может дотянуться.
Читайте о других грехах в православии:
- Грех празднословия
- Грех злословия
- Грех лени
Проблема такого человека в том, что богатство заполонило все мысли, он страстно желает обогащения и эта страсть сводит с ума. Он пренебрегает жизнь близких и их чувствами, Богом и христианской моралью, единственное желание — иметь как можно больше денег или имущества. Несмотря на синонимичность понятий любостяжание и лихоимство у них есть незначительное семантическое отличие:
- любостяжание — страсть по имуществу:
- лихоимство — конкретные плохие поступки в угоду собственному обогащению.
То есть любостяжатель только начал накапливать имущество, а лихоимец уже обманывает людей ради этого. Семантическое отличие этих понятий невелико, так что не будет ошибки использовать их синонимично. Данный грех (независимо от определения) относится к идолопоклонству, поскольку человек сознательно выбирает страсть по материальным предметам, а не по Господу.
Идол — это некий предмет, который вызывает у человека чувство поклонения, обожания. А когда деньги стоят на первом месте и вызывают страстное желание ими обладать, это и есть поклонение. Человек служит богатству, а не своему Создателю и тем самым становится идолопоклонником.
Апостол Павел четко определяет любостяжание как идолопоклонство (послание к Колоссянам, третья глава) и сравнивает такую персону с блудником и нечистым. Об это говорит и Христос, упоминая в Евангелии от Матфея (6 глава), что нельзя служить богатству и Господу одновременно, потому что служба одному из них будет поверхностная.
Как бороться с грехом
Святые подвижники оставили христианам богатое наследие своего духовного опыта. Из их книг, поучений мы можем легко можем узнать те способы и приемы, используя которые, можно с Божьей помощью справиться с любым грехом.
Чтобы искоренить из души сребролюбие, православные духовники советуют применять:
- милостыню;
- нестяжание;
- память смерти;
- веру в Промысел Божий.
Наиболее сильным средством в этой борьбе становится нестяжание. Монахи на его принципах, как на камне, строят всю свою жизнь. Произвольная нищета хоть и доставляет скорбь по плоти, но душе дает мир и покой, так необходимые для христианской жизни. Еще одним действенным приемом становится милостыня. Вначале следует приучать себя давать то, что в избытке. Затем легче будет делиться с неимущим последним, что имеется за душой.
Как говорят святые отцы, сребролюбие — это дочь неверия. Поэтому всеми силами нужно стараться укреплять веру в Промысл Божий, чтобы победить в себе пагубную привычку надеяться исключительно на силу денег и власти.