Псалом 1.Блажен муж: «Нельзя идти на грех, входить в грех и, тем более, не дай Бог, успокаиваться в грехе».


Как легко вычитывать всю Псалтырь каждый день.

Как легко вычитывать всю Псалтырь каждый день.

Сегодня я расскажу вам как я уже давно использую прекрасный инструмент духовной жизни и молитвы в виде краткой карманной Псалтыри Блаженного Августина. Он составил ее для своей праведной матери Моники, взяв отдельные слова или целые фразы из всех 150 псалмов Писания. Она в старости уже не могла вычитывать полную Псалтырь. По своему опыту скажу, что состояние души становится благодатным во время такого чтения, а о пользе этого метода смотрите данное видео.

Я размещаю здесь аудио версию этой Псалтыри и текст. И еще для вашего удобства внизу страницы есть эта краткая Псалтырь для скачивания.

………………… ………………..

Мать блаженного Августина Моника до глубокой старости крепко подвизалась о спасении своем. В ее подвижнических правилах, между прочим, было и такое: во всякий день прочитывать Псалтирь.

Видя мать свою в летах, уже престарелую, но великих подвигов своих не оставляющую, любящий и признательный сын ее блаженный Августин, для облегчения подвига матери – читать каждодневно всю Псалтирь, потрудился сократить ее в следующую молитву и дал ее престарелой подвижнице для ежедневного чтения вместо Псалтири.

Святитель Димитрий Ростовский, собирал материалы для составления своей Четьи Минеи, нашел в рукописях и сию молитву блаженного Августина. Молитва эта весьма понравилась угоднику Божию, составителю житий святых. Он послал ее другу своему Стефану Яворскому, митрополиту Рязанскому. Митрополит Стефан, прочитав и, где нужно было, исправив сию молитву, отослал ее к святителю Димитрию с надписью: «Объявить эту молитву всем верным, хотящим чести в пользу душевную».

…………………………

Краткая Псалтырь Блаженного Августина.

“Господи Боже Всемогущий, Царь вечной славы! Ты знаешь, что тот только человек блажен, который, презрев путь грешных, о законе заповедей Твоих размышляет днем и ночью.

Научи меня грешного от всего сердца со страхом и трепетом верно служить Тебе, и голос мой, смиренно призывающий Тебя, услышь; итак, милостиво услышь слова мои и во гневе Твоем не покинь меня заблуждающегося, да не похитит древний враг, как лев, души моей, когда нет избавляющего и спасающего.

Но Ты, Господи, — ибо величественно имя Твое на небе и по всей земле, — обрати врага моего назад, да преткнется и погибнет пред лицем Твоим, чтобы не мог он поймать души моей в огненные сети, — а сера и палящий ветер не истребили меня.

Ради страдания нищего и воздыхания бедного восставь, призри и услышь меня, Господи, потому что Ты — совет нищего и упование его. Дай мне, Боже мой, поступать непорочно и делать правду, да будет благодать милосердия Твоего частью наследия моего.

Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня, потому что Ты — крепость моя, твердыня моя и прибежище мое . От тайных (грехов) очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, Господи. Пошли мне помощь из Святилища и желание сердца моего исполни. Спаси меня от пасти льва и направь меня на стези правды Твоей, чтобы я мог взойти на гору Твою и стать на святом месте Твоем, с неповинными руками и чистым сердцем.

Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай. Не погуби души моей с грешниками и не предай меня на произвол врагам моим; но милостиво услышь голос мольбы моей, и внемли призывающему славу имени Твоего святого, и помилуй меня.

Услышь, Господи, чтобы, на Тебя уповая, я не постыдился вовек, и прости мне преступления мои. Да будет, Господи, милость Твоя надо мною, так как я уповаю на Тебя, и от всех опасностей моих избавь меня,скажи душе моей: «Я — спасение твое». Так как я в тени крыл Твоих покоен,исполни желание сердца моего и поспеши на помощь мне, Господи, Боже спасения моего.

Скажи мне, Господи, (когда) конец мой и какое число дней моих, дабы я знал, каков век мой. Услышь, Господи, вопль мой, и изведи меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставь на камне ноги мои, и утверди стопы мои.

В день бедствия избавь меня, Господи, чтобы вступить в дом Божий со гласом радости,ибо Ты — Бог крепости моей. Не уклони стопы мои от пути Твоего, да возлюблю правду и возненавижу беззаконие.

Будь мне прибежищем и силою, ибо Ты —великий Царь над всею землею. Вождь наш на веки и веки, избавь душу мою от власти преисподней, когда примешь меня. Когда же придешь Ты судить народ Свой, помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и Духа Твоего Святого не отними от меня.

От-врати, Милосердный Владыка, в час тот лице Твое от грехов моих, и все беззакония мои изгладь. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня, — чтобы я, как зеленеющая маслина, был принят в доме Божием в елей святыни и возрадовался там с Иаковом и возвеселился с Израилем. Именем Твоим спаси меня и силою Твоею суди меня. Не скройся от моления моего, но помилуй меня.

Пошли с небес милость Твою и истину Твою и посрами ищущих поглотить меня; сокруши зубы их в устах их и разбей челюсти львов. Ты — Бог мой, милующий меня, спаси десницею Твоею, и я укроюсь под кровом крыльев Твоих, когда воздашь каждому по делам его.Жаждет Тебя душа моя, укрой меня от замысла коварных.

Когда к Тебе придет всякая плоть, не отврати милости Своей от меня, но освети меня лицом Твоим. Бог для нас — Бог во спасение; благополучным сделай путь мой, Боже, да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего.

Помощью моею будь, Господи, не замедли, потому что на Тебя, Господи, уповаю; да не постыжусь вовек. Когда будешь судить людей Твоих иудаляющиеся от Тебя погибнут, да не буду я угнетенный посрамлен: ибо Ты — праведный Судия, одного унижаешь, а другого возносишь, — Ты страшен, и кто устоит пред лицем Твоим?

Ты Бог, творящий чудеса. Как Ты напитал народ Свой хлебом в пустыне и желаемое ими дал им, так меня алчущего да насытит благость Твоя и да встретят меня щедроты Твои.

Хлеб слезный и горечь печали пошли во время скорби и меда сладость произведи из скалы, чтобы получить мне внутреннюю усладу. Боже, рассматривающий (дела) праведных и грешных, Всевышний над всею землею, услышь молитву мою, помилуй меня и благослови меня, Законоположник; прости беззаконие мое, и покрой все грехи мои, и спаси раба Твоего, Боже мой, уповающего на Тебя.

Боже, утвердивший Церковь Свою на святых горах, приклони ухо Твое к молению моему. Рука Твоя да пребудет со мною, чтобы не возвратился я в тление; но избавь меня от сети ловца и от заразы, опустошающей в полдень, чтобы я, будучи насажден в доме Господнем, цвел, как финиковая пальма, и возвышался, как кедр на Ливане, на долгие дни. Будь мне защитой и твердыней убежища моего, Боже мой, великий Царь над всеми богами.

Когда будешь судить вселенную по правде и народы — по истине Своей, да наслажусь веч-ным светом, сияющим на праведника, и веселием с правыми сердцем, да спасет меня десница Твоя и мышца святая Твоя.

Восседающий на херувимах, сделай, чтобы я шел пред лице Твое с восклицанием, в непорочности сердца моего посреди дома моего. Сердце развращенное да удалится от меня, но да будут глаза мои (обращены) на верных святых Твоих и да буду жить с ними,ходя путем непорочности, когда Ты по суду искоренишь из города Твоего всех делающих беззаконие.

Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе. Не скрывай лица Твоего от меня, в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое. Будь милостив ко мне во всех делах моих, избавь от могилы жизнь мою, наполни благами желание мое.

Призирающий на землю и она трясется, Выведший народ Свой в радости и избранных Своих в веселии, помоги мне хранить суд и творить правду во всякое время; выведи меня из тьмы и тени смертной, да готовым сердцем буду славить и воспевать Тебя.

Сотвори со мною знамение во спасение ради имени Твоего: ибо блага милость Твоя, да во благолепии святыни, в совете праведных и в собрании правда моя пребудет вовеки и рог мой вознесется во славе. И когда Ты повелишь мне бедному подняться из праха и из брения возвысишь нищего, я благословлю Тебя отныне и вовек и буду ходить пред лицем Твоим на земле живых. Разреши узы мои, ибо велика милость Твоя.

Когда в тесноте воззову к Тебе, Господи, услышь меня, (дав мне) простор. Укажи мне, Господи, чтобы я жил и пути уставов Твоих держался до конца. Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой, и сохраню его всем сердцем моим. Я заблудился, как овца потерянная; взыскав, избавь душу мою.

Охрани выхождение мое и вхождение мое, да станут ноги мои во вратах Твоего Иерусалима. К Тебе возвожу душу мою и очи мои, Живущий на небесах: избавь душу мою из сети ловящих, чтобы я не простер рук своих к беззаконию. Да будут уста мои полны веселия и язык мой — пения. Не оставь меня в стыде и благослови меня с Сиона, чтобы увидел я благоденствие Иерусалима; да постыдятся все ненавидящие Сион.

Да будут уши Твои внимательны к голосу моления раба Твоего, Господи. Пустьне надмевается сердце мое и не возносятся очи мои, но да пребываю в смирении,доколе не найду места Господу, жилища — Богу Иакова. Где Ты заповедал благословение и жизнь навеки, там я подниму руки мои к святилищу и благословлю Тебя, Который будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится.

Боже богов и Господи господствующих, плачу и поклоняюсь пред святым храмом Твоим; испытай меня и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои и направь меня на путь вечный. Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани от притеснителей.

Да направится молитва моя, как фимиам, пред Тобою, Господи. Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое, Господи. Услышь меня, Господи, по истине Твоей и не входи в суд с рабом Твоим.

Скоро услышь меня, Господи, да не изнеможет дух мой, — так как Ты — Бог мой, Милость моя, Прибежище мое и Избавитель мой. Ты велик и достохвален, и величию Твоему нет конца. Восставь согбенного, разреши узника, открой очи слепому, Созидающий Иерусалим, Господи.

Когда же укрепишь вереи ворот Твоих, да поселюсь я внутри с сынами Твоими. Как хвалят Тебя ангелы и все воинства Твои в царстве небесном; так и я, веселясь с ними со славою в собрании святых, да восхвалю и прославлю на громогласных кимвалах имя Твое святое, славное и царствующее в бесконечные века веков.

Аминь”

………………………………………..

Если вы хотите научиться глубоко и сильно молиться, избегая множества ошибок и препятствий в общении с Богом, в получении для полноценной жизни силы благодати, то получите мой видеокурс «СИЛА МОЛИТВЫ. Как сделать молитву сильнейшим инструментом преобразования жизни», нажав на банер ниже

СИЛА МОЛИТВЫ

Скачать краткую Псалтырь для распечатки вы можете здесь

Рекомендую по

«Блажен муж»

Поделиться

С древних времен Православная Церковь с большим почтением относится к поэтическому наследию царя древнего Израиля и пророка Давида. В Библии — 150 псалмов, объединенных в книгу под названием Псалтирь. Не все псалмы принадлежат перу Давида, но иные авторы явно ориентировались на царя и пророка. Псалтирь ежедневно используется в православном богослужении. Регулярно в храмах звучит первый псалом, названный по начальным словам, — «Блажен муж». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов.

Псалом «Блажен муж» находится в самом начале Псалтири. Это, впрочем, не означает, что перед нами первое произведение, написанное царем Давидом. Нумерация псалмов — вещь условная. Скорее всего, «Блажен муж» оказался в начале Псалтири благодаря призыву, который в этом псалме содержится. «Блажен муж» говорит нам об образе жизни человека, стремящегося быть с Богом. Царь Давид пишет:

«Блажен (счастлив) человек, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!»

Сам царь Давид старался жить именно так. В течение его жизни случались греховные падения, но сердце израильскго правителя и пророка всегда было обращено к Богу. Поэтому Господь дал ему возможность не только мудро править страной, но стать предком по плоти Спасителя мира Иисуса Христа. На самом пророке сбылись написанные им слова:

«И будет человек как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время своё, и лист которого не вянет; и во всём, что он ни делает, успеет».

Далее автор псалма предупреждает — грех лишает нас такого мирного и счастливого существования, превращает жизнь в пустышку и мучение. Давид предупреждает тех, кто соблазняется грехом:

«Не так — нечестивые, не так: но они — как прах, возметаемый ветром с лица земли. Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет».

Впоследствии христианские богословы часто использовали этот образ, созданный пророком Давида, образ двух путей — пути праведника и пути грешника. Первый дает человеку истинное счастье, второй путь этого счастья лишает, а вместе с ним и упраздняет смысл жизни.

Псалом «Блажен муж» звучит субботним вечером в каждом православном храме. Здесь необходимо учитывать следующую особенность. Церковный день начинается с вечера — соответственно, воскресное богослужение начинается в субботу вечером. «Блажен муж» оказалось первым песнопением службы в честь Воскресения Христова не случайно. Ведь именно Спаситель может дать нам настоящее блаженство — духовное счастье. В ответ же Он ожидает от нас праведной жизни, о которой и говорит пророк Давид в своем псалме. А теперь давайте послушаем песнопение «Блажен муж» в исполнении хора Свято-Елизаветинского монастыря города Минска.

Псалом 1

Первым словам псалма сего предшествует надпись: Псалом Давиду

. Эта надпись означает, что составление сего первого псалма приписывалось Давиду, царю еврейскому и пророку Божию. К этой надписи в «Учебной Псалтири» сделано прибавление:
не надписан у еврей
. Эти последние слова означают, что в еврейской Библии псалом этот не имеет надписания. В первом псалме изображается блаженное состояние праведника в противоположность гибельному состоянию нечестивых, – в этом и заключается, по мнению св. отцов, причина того, что этот псалом помещен первым, как бы во главе всех прочих псалмов, потому что блаженство есть основание и начало учения о нравственной жизни людей, и оно сообщается только людям праведным, то есть охотно исполняющим закон Господень.

Пс.1:1 Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе.

Составитель псалма, говоря о блаженстве мужа, как бы забывает или умалчивает о жене, или женщине. Но это выражение псалмопевца не нужно понимать так, что в нем говорится только об одной половине человеческого рода, о мужской; а нужно слово «муж» принимать за слово «человек», потому что блаженство праведных, равно как и погибель нечестивых, в Слове Божием одинаково усвояется и той и другой половине человеческого рода. И Господь наш Иисус Христос, преподавая Свое Божественное учение о блаженствах, не относил его к одной половине человечества, а усвоял его всем вообще, говоря: блажени нищии духом, блажени плачущии, блажени кроткие

и проч. И псалмопевцы в других псалмах подобным же образом выражают свои мысли и чувства, когда говорят:
«Блажени непорочнии в пути, ходящии в законе Господни»
(Пс. 118 и др.).
Советом нечестивых
, по учению св. Афанасия, «можно назвать собрание, или сходбище, людей лукавых» [3, с. 40]; а по словам св. Василия Великого,
совет нечестивых
– нечестивые помыслы, от которых начинается нечестивое дело [4, с. 13–14].
Не иде, не ста, не седе
, – эти слова выражают одинаково и настоящее, и прошедшее время, и значат: кто не пошел, не ходит и не останавливается. Итак, блажен тот, кто не разделяет мыслей и чувств людей нечестивых и соблюдает чистоту помыслов; а если и увлечен в зло, то не стоит в нем, не закосневает; блажен – кто не участвует в собраниях губителей веры и нравственности, кто удаляется от согласия и соучастия с нечестивыми.

Пс.1:2 Но в законе Господни воля его, и в законе его поучится день и нощь.

По смерти Моисея, «раба Господня», пророка и вождя евреев, Господь явился Иисусу Навину, «служителю Моисея», и изрек ему Свою волю в таких выражениях: «Будь тверд и мужайся, и да не отступит книга закона Божия от уст твоих, и да поучаешися в ней день и ночь, тогда будешь благоуспешен во всех путях и делах твоих»

(см. Нав. 1:7–8). В неуклонном исполнении сей воли Божией и заключается благочестие верующего человека и соединенное с ним блаженство. Таким образом, и псалмопевец во 2-м стихе первого псалма выражает блаженство благочестивых изречениями Самого Господа Бога.

Пс.1:3 И будет яко древо насажденое при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет.

Слова этого стиха представляют также почти буквальное сходство со словами Божиими, изреченными через пророка Иеремию, обличавшего нечестие евреев. В 17-й главе своих пророчеств Иеремия сравнивает участь человека благочестивого, надеющегося на Господа Бога, с участью нечестивого, и о первом из них говорит: «Благословен человек, иже

(который)
надеется на Господа, и будет яко древо насажденное при водах, и во благе пустит корение свое: не убоится, егда приидет зной
(жара, засуха),
и будет на нем стеблие зелено, и во время бездождия не устрашится и не престанет творити плода»
(Иер.17:7–8). Изречения 3-го стиха из первого псалма повторены и несколько видоизменены пророком Иеремией, так как последний жил и пророчествовал гораздо позднее составителя первого псалма, Давида. Здесь замечательно то, как священные писатели хорошо знали Слово Божие, изреченное чрез пророков, несмотря на то, что в их время не было печатных книг Слова Божия, и рукописные свитки его были большой редкостью. Почему же ныне не видно между людьми такого знания Слова Божия, при всем том, что достигнуть этого знания в нынешнее время гораздо легче и удобнее? Не потому ли, что ныне люди предпочитают ходить
на совет нечестивых
и пребывать
на путях грешников
? И не служит ли это явным признаком того, что нынешние люди, хвалящиеся даже званием истинных христиан, благочестие и блаженство поставляют не в знании Слова Божия и не в изучении закона Господня ежедневном, а в чем-то другом?!

Пс.1:4 Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли.

Да, нечестивые не так

, как благочестивые, которые во всем, что ни предпринимают, что ни делают, имеют успех; потому что все делают с надеждой на помощь Божию. Как на корни дерева, посаженного при водных источниках, всегда изливается влага, и оно всегда зеленеет и приносит обильный плод, так и на труды и занятия благочестивого человека изливается благодать Божия, и труды эти всегда благоуспешны. Но дела
нечестивых
лишены благодатного Божия содействия и потому,
как прах, возметаемый ветром от лица земли
, дела эти уничтожаются и не приносят плода, не имеют никаких благотворных последствий. Потому что нечестивые не знают Бога и отказываются искать и познавать Его. Они, как фараон египетский, на представление Моисея и Аарона отпустить народ Божий в пустыню, отвечают:
«Кто такой Господь, чтобы я послушался голоса Его и отпустил Израиля? «Я не знаю Господа»
(Исх. 5:2). Они, по долготерпению Божию, пользуются часто всеми благами мира сего; а между тем, как написано в книге Иова,
они говорят Богу: «Отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих! Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему?»
(Иов.21:14–15). Будучи безбожниками, они живут во грехе и предаются всем порокам, всем постыдным страстям (Рим. 1:24–32). Будучи сами злы и безумны, они преследуют верующих (Ин. 16:23).

Пс.1:5 Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных.

В переводе с еврейского: Не устоят нечестивые на суде

, не устоят потому, что подобны земному праху, не утверждены верою во Христа и уже осуждены, по слову Самого Спасителя:
«Иже не имет веры, осужден будет»
(Мк. 16:16). А потому в словах псалма:
Не воскреснут нечестивии на суд
– нет противоречия со словами Св. Евангелия:
«вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота: а сотворшии злая, в воскрешение суда»
(Ин. 5:28–29). Итак, все воскреснут, только нечестивые не будут стоять на суде вместе с праведными (Мф. 25:32), а вместе с грешниками будут
осуждены
, праведные же и благочестивые по воскресении последуют в Царствие Божие, или – что то же –
в жизнь вечную
, как говорит и Сам Спаситель:
«Аминь, аминь глаголю вам, яко слушаяй словесе Моего и веруяй пославшему Мя, имать живот вечный, и на суд не приидет, но прейдет от смерти в живот»
(Ин. 5:24).

Пс.1:6 Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.

Это значит, что Всеведущему и Праведному Судии все известно

. Он и до суда все знает и не имеет потому нужды ни в доказательствах, ни в обличениях. Под
путем
обыкновенно разумеется не дорога, по которой ходим, а все дела, мысли и намерения наши, а потому и заключительные слова псалма:
путь нечестивых погибнет
означают, что дела, замыслы, козни нечестивых, а с ними вместе и сами они
погибнут
.

Итак, блаженны все те, которые ищут

Господа Бога всем сердцем своим (Пс. 118:2, 33:11), которые находят удовольствие в законе Божием и размышляют о нем
день и ночь
(Пс. 11:1, 1:2), которые слушают Слово Божие и поступают по нему (Иак. 1:22–25; Лк. 11:28). Блаженны все те, на которых в день суда прострется благословение Отца Небесного, изреченное устами Сына Божия:
«Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира»
(Мф. 25:34). Но «какая скорбь наполнит сердце грешника в тот час, когда Судия Христос воссядет на страшном престоле Своем, все поколения предстанут пред Ним и откроются все тайны сердечные! Страшен суд, страшен Судия, страшен сей час!.. Блажен, кого покроет тогда благость Твоя, Господи!» (Псалтирь св. Ефрема Сирина).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: