ТРЕБОВАНИЯ К СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯМ. ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ


Структура сословия

В XVII столетии духовенство считалось вторым по значимости среди всей сословий. Могущественнее были лишь феодалы. Роль церковнослужителей была очень серьезной. Православие считалось одной из основ самодержавия, поэтому русские цари нуждались в поддержке церкви. В связи с этим предоставляли множество привилегий и во многом шли на уступки.

К этому времени духовенство было разделено на черное и белое. Последнее составляли священники, которые не принимали монешеский обет. Иными словами он имел право не соблюдать целибат, мог жениться и заводить детей. Представители черного духовенства — монахи, этой возможности лишались. Подобное решение духовное лицо принимало самостоятельно и перед принятием сана окончательно утвердиться в своих намерениях. У каждой ветки имелись определенные права и обязанности. Белое духовенство по численности преобладало над черным. Также к концу XVII века сложилась строгая иерархическая лестница в сословии.

Для белого духовенства она выглядит так:

  • Патриарх
  • Митрополит
  • Архиерей/Епископ
  • Иерей/протоиерей
  • Диакон/протодиакон.

Для черного:

  • Патриарх
  • Митрополит
  • Епископ
  • Архимандрит/Игумен
  • Иеродиакон/Иеромонах

В итоге, и белое, и черное духовенство подчинялись Патриарху. Он имел неограниченные права.

Права белого и черного духовенства

Священники имели право:

  • жениться и заводить семьи;
  • иметь личный дом и хозяйство;
  • служить в определенной церкви. В XVII веке очень часто служение в определенной церкви переходило по наследству от отца к сыну.

Права монахов:

  • проживать и трудиться на территории монастыря;
  • пользоваться общим имуществом, землями монастыря и крепостными. При принятии монашеского сана духовные лица жили в братии и не имели личных материальных или земельных благ.

Обязанности

Белое духовенство было обязано проповедовать слово Божье, нести его в массы. Иначе говоря, проводить службы в храме, беседовать с прихожанами. Также в обязанности священников входило проведение священных таинств.

В обязанности черного духовенство входило показывать пример служения Богу, которое было бескорыстно и добровольно. Монахи обрекали себя на аскетичный образ жизни с лишениями и постоянными молитвами.

Публикации

С конца XVII века государство поставило духовенство себе на службу. Священники должны были учить прихожан исполнять законы и указы светских властей, исповеди использовались как средство раскрытия преступников и заговорщиков. Попытки превратить духовенство в чиновничий аппарат сопровождались правовыми ограничениями, превратившими их в закрытое сословие.

О правах, привилегиях и взаимоотношениях с государством духовенства во времена растянувшегося почти на три века синодального периода истории РПЦ рассказывает в пятнадцатом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.

Ограничение прав духовенства Соборным уложением 1649 года, реформы Никона, раскол церкви, секуляризация церковных земель и, наконец, ликвидация патриаршества – всё это случилось довольно быстро, и нанесло страшный удар по РПЦ. Православное духовенство оказалось в совершенно новом правовом положении. Начался длительный — до 1917 года — синодальный период истории русской церкви.

За деятельностью Священного Синода присматривал назначенный императором обер-прокурор, который в дальнейшем из контролера превратился в руководителя ведомства. Это особенно не нравилось духовенству и даже оскорбляло их чувства: верховный руководящий церковный орган возглавлял чиновник — человек, не имевший никакого духовного звания.

Включив фактически священников в разряд государственных служащих, и взяв их на казенное содержание, государство вело себя по отношению к духовенству точно так же, как и к другим составным частям госаппарата.

Правительство стремилось сократить расходы на финансирование этой структуры путем запретов на строительство новых церквей и предпринимая меры по «сокращению штатов» духовного ведомства. Так, архиереи, принимая кафедру, должны были давать клятвенное обещание, что «ни сами не будутъ, ни другим не допустятъ строить церквей свыше потребы прихожанъ». Архиереям же было приказано не ставить новых священников, пока имеются в живых старые.

Государство в этот период, во-первых, способствовало превращению духовенства в закрытое сословие, т.е. препятствовало пополнению его рядов людьми из других слоев общества. Это сословие приобрело тем самым кастовые черты.

Ранее низшее приходское духовенство было избирательным. Прихожане выбирали, обыкновенно, из своей среды, как им казалось, подходящего для священнического сана человека, давали ему грамоту о выборе и посылали «ставиться» к местному архиерею. В синодальный же период на новые приходы претендовало обычно сразу несколько человек из сыновей священников.

Поэтому государство, во-вторых, приняло меры, препятствующие даже естественному росту численности священников. Далеко не все сыновья священнослужителя отныне имели возможность пойти по стопам родителя. Духовный сан теперь мог принять только один — младший сын священника.

Другие отпрыски должны были добывать себе средства к существованию на государевой службе: растущий бюрократический аппарат создавал множество вакансий для образованных людей. Да и для армии нужно было всё больше офицеров. В этих же целях выход из духовного звания был облегчён, и власти благосклонно смотрели на священников, покидавших духовный сан.

Однако поповичи не рвались на военную и государственную службу, стараясь все-таки закрепиться в знакомой им от рождения сфере деятельности. В результате церковный клир оказывался чрезвычайно переполненным детьми духовенства, старыми и молодыми, ожидающими «места», а пока пребывающими при отцах и дедах священниках в качестве пономарей, звонарей, дьячков и т.п.

В 1722 году Синоду доносили, что при некоторых ярославских церквах числилось столько поповских детей, братьев, племянников, внуков на причетнических местах, что их приходилось на пятерых священников едва ли не по пятнадцати человек.

В XVIII веке очень редки были приходы, где значился один только священник, — в большинстве их было по двое и по трое. Были такие приходы, где при наличности пятнадцати дворов прихожан имелось два иерея при тёмной, деревянной, полуразвалившейся церковке.

В больших селах число священников доходило до шести и более. При такой «перенасыщенности» священников многие из них влачили жалкое существование в материальном смысле: малые бедные деревеньки не могли прокормить своих духовных пастырей. И потому те отправлялись на побочные заработки.

Появилась даже целая категория бродячих или «крестцовых» попов. Крестцами в Москве и других городах называли места пересечения больших улиц, где всегда толпилось много народа. В Москве особенно славились Варварский и Спасский крестцы. Именно здесь по преимуществу собиралось духовенство, ушедшее со своих приходов для вольного промысла саном священника и дьякона. Они предлагали свои услуги тем, кто хотел отслужить молебен на дому, справить в доме сорокоуст, благословить поминальную трапезу.

Все такие нуждающиеся в священнике люди шли на крестец и здесь выбирали, кого хотели, т.е. нанимали одного из бродячих попов. Отпускную грамоту от архиерея, позволявшую священнику отправиться на заработки, получить было легко, а часто такую грамоту выдавали архиерейские прислужники — за взятки.

Синод боролся с такими бродячими священниками, запрещая вообще этот вид деятельности. Возможно, это явление «крестцового» духовенства и привело к тому, что и до священников докатилось крепостное право. Их стали прикреплять к местам служения. Выдача перехожих грамот сначала очень затрудняется, а потом совсем прекращается, причём мирским лицам строжайше, под штрафом и наказанием, запрещается принимать для исполнения требы бродячих попов и дьяконов.

Государство довольно грубо использует священнослужителей в своих интересах, понуждая их даже к нарушению тайны исповеди. Священник не только должен был учить прихожан покорно исполнять все государственные указы и законы, но и помогать правительству в установлении и сыске тех, кто поносил деятельность царя и враждебно относился к власти.

Если на исповеди вскрывалось, что исповедующийся совершил государственное преступление, причастен к бунту и злоумышлениям на жизнь государя и его семьи, то священник должен был под страхом казни донести о таком исповеднике и его исповеди светскому начальству.

И, наверное, исходя из охранительных и чисто полицейских целей, правительство постановило, «чтобы в городах и уездах всякого чина мужского и женского пола люди у отцов своих духовных исповедовались ежегодно», причём за уклонение от исповеди взимался штраф.

На духовенство также была возложена обязанность разыскивать и, при помощи светского начальства, преследовать и ловить раскольников, уклонившихся от уплаты двойных податей.

Во всех таких случаях священник выступал как подведомственный светской власти чиновник: он действовал в подобных ситуациях как один из полицейских органов государства вместе с фискалами, сыщиками и дозорщиками Преображенского приказа и Тайной канцелярии. Донос священника часто приводил к осуждению виновного и к жестокой расправе с ним.

Государство вмешивалось в дела церкви даже в весьма деликатных чисто духовных сферах, ограничивая права духовенства в признании различных «чудес» и обнаружении новых святых мощей. Правительство строго предписывало проявлять сугубую осторожность в принятии «невѣдомыхъ гробовъ» за святые мощи и в явлении чудотворных икон. Запрещалось вымышлять чудеса и допускать в церковь юродивых.

В дела светских властей духовенству вмешиваться категорически запрещалось. Только в исключительных случаях, когда «явная неправда будет», архиереям дозволялось писать царю. За исполнение всех этих «государственных» обязанностей архиереям в XVIII веке было назначено жалование от одной до двух с половиной тысяч рублей в год.

Таким образом, в синодальный период государство существенно сократило права духовенства и четко регламентировало всю их службу. В то же время получила развитие тенденция оформления духовенства в привилегированное сословие.

В 1722 состоявшие на службе священнослужители и члены их семей были освобождены от подушной подати. В 1724 году духовенство было освобождено от рекрутской повинности, а в 1736 году от постоев войск, дежурств на съезжих дворах, явки к офицерам для работ и посылок. В 1742 году священников освободили от «хождения к рогаткам на караулы и на пожары и от прочей полицейской должности». В 1767 священники и иеромонахи были освобождены от телесных наказаний, а в 1771 эта привилегия была распространена и на диаконов.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 9 апреля

Изменения в жизни духовенства в XVII веке

XVII век характеризуется усилением духовной власти. Цари с большим желанием прислушиваются к церкви. Растет и богатство монастырей. Владения и продукция которых не облагалась налогами со стороны государства. Но, несмотря на это, в 1649 году по Соборному Уложению создается специальный Монастырский Приказ, который служил высшим судебным органом над духовенством в Русском государстве. Таким образом, все судебные дела над служителями церкви осуществляли светские государственные органы.

Такое положение дел не совсем устраивало верхушку духовенства. Глава церкви начал борьбу за свои права. Здесь лидирующие позиции взял на себя Патриарх Никон, который был близок к царю Алексею Михайловичу. Глава церкви был человеком властным, мудрым и считал, что духовная власть должна стоять выше светской и не подчиняться ей. Патриарх начинает предпринимать радикальные меры. В 1650-х-60-х гг. Никон проводит церковную реформу, которая внесла кардинальные изменения в устои церкви. Одним из результатов реформы стала отмена Монастырского приказа и возвращение суда над священниками в руки церкви. Кроме того, реформа привела к расколу внутри церкви — отделились старообрядцы во главе с Аввакумом. Последние были лишены всех прав и привилегий, отлучены от церкви и изгнаны из городов и деревень.

Никон хотел большего: подчинить государство церкви, но Алексей Михайлович дал понять Патриарху, что не доволен его дальнейшими действиями. В итоге, с Никона был снят сан Патриарха, и он вынужден был отправиться в ссылку.

Положение русских священников

Но положение русских священников, как мы с вами уже сказали, было в общем совсем неоднозначным. Причин здесь было много, но, пожалуй, главной причиной был тот факт, что сельские священники, они жили, в общем-то, жизнью неотрывной от сельской общины, а сельские общины, как правило, в России были бедными. Отсюда, соответственно, и было бедственное положение сельских священников.

Выйти за рамки этого, скажем так, материального неблагополучия, было крайне сложно. Потому что вообще русские священнослужители представляли из себя такую замкнутую корпорацию. Дело в том, что, как правило, после смерти приходского священника, его престол, его паству принимал на себя его сын, либо кто-то из ближайших родственников, кто-то, кто мог исполнять соответствующие обязанности. И вот эта корпоративность, она, как бы, не давала с одной стороны влиться в ряды священников кому-то извне.

А с другой стороны, она сохраняла вот это бедственное положение, материальное положение, русского священства, работавшего с простым человеком. После реформ 1861 года, государство попыталось каким-то образом, эту ситуацию исправить. В 1862 году было создано специальное присутствие, как тогда говорили. То есть, это по сути была какая-то комиссия, которая должна была разработать меры по улучшению материального положения русского священства. В общем-то, все церковные иерархии, которые входили в состав священного синода, также просто государственные чиновники, заинтересованы в решении данного вопроса, они к определенному мнению пришли.

И в конечном итоге, все-таки, положение русских священников, приходских священников, оно стало улучшаться.

Духовенство к концу XVII века

Духовное сословие к концу XVII столетия было одним из самых могущественных, богатых и многочисленных. По сути, церковь и монастыри жили по своим законам. Контроля со стороны государства над духовенством не существовало. Монастырский Приказ, единственное ограничение прав церкви, перестал существовать еще во время правления Алексея Михайловича. Но все же духовенство было вынуждено признавать верховенство светской власти.

Литература:

  • Смолич И. К. История Русской церкви. 1700-1917. М., 1996. Ч. 1
  • Стефанович П. С. Приход и приходское духовенство в России в XVI-XVII в. М., 2002

Главный итог либеральных преобразований

Но пожалуй главным итогом вообще либеральных преобразований, следует назвать тот факт, что теперь официально было отменено вот это корпоративное устройство русской православной церкви. Дело в том, что теперь наследовать, как бы автоматический приход, родственники умершего священника не могли. И самое главное, еще второй момент — это то, что теперь на обучение в семинариях не требовались какие-то специальные ограничительные преодолевать барьеры.

Потому что все барьеры и все рамки, ограничивающие поступление в духовные учреждения, учебные учреждения, были отменены. И в церковь, что называется, пошли широкие массы населения. Там оказались теперь и люди самых разных сословий. Это безусловно привело к очень серьезной либерализации церкви вообще. Но не стоит, конечно, считать церковь самым либеральным институтом русского общества. Это, конечно же, не так.

Церковь была таковой, каковым было государство, каковым было время, она отвечала, соответственно, существующим реалиям.

Дворянство: права и обязанности

Год от года число крестьянских всё увеличивалось.

Революционное движение в стране и борьба крестьян вынудило царское правительство отменить некоторые постановления крепостнической системы. В марте 1903 г. была отменена круговая порука в сельском обществе; в августе 1904 г. были отменены телесные наказания крестьян, применявшиеся по приговору волостных судов.

Под влиянием революции 3 ноября 1905г. был опубликован манифест Об улучшении благосостояния и облегчения положения крестьянского населения. Манифест 1 января 1906 г. выкупные платежи сокращались на половину, а с 1 января 1907 г.

взимание их полностью прекратилось.

9 ноября 1906 г. указ О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землеустройства по которому каждый домохозяин получал право требовать предоставления земельного надела в частную собственность.

Важную роль в проведении реформы играл Крестьянский банк, созданный ещё в XIX в.

Аграрная реформа 1906-1911 гг. не затронула помещичьего землевладения, не ликвидировала докапиталистические порядки, привела к разорению массы крестьян, обострила кризис в деревне.

Развитие капитализма в России привило к созданию рабочего класса-пролетариата.

Рабочий класс России был той общественной силой, которая была способна возглавить революционную борьбу широких народных масс против царизма.

Русская интеллигенция

А вот по-настоящему либеральной в России, была русская интеллигенция. Это очень интересное сословие. Его даже трудно назвать сословием, потому что это скорее всего, какая-то прослойка общества.

Хотя русская интеллигенция к концу 19 века была в общем достаточно многочисленной. Некоторые ученые полагают, что в общей сложности к русской интеллигенции можно причислить свыше 800 тысяч человек. Кто эти люди? Это люди получившие высшее образование. Представители самых разных сословий, но всех этих людей объединяло такое общее понимание того, что интеллект в России, к сожалению, является невостребованным.

Учителя, врачи, инженеры, художники, писатели, поэты — эта огромная армия, если можно так сказать, умных, образованных людей в России, к сожалению, оказывалась в таком, ну если не экономическом вакууме, то в достаточно ущемленном положении. Причин опять-таки, как всегда, их много. Одна причина вряд ли когда-либо в жизни бывает. Но вот здесь действительно было много самых разных причин.

Сословия в Российской Империи

Сословия в Российской империи

Население государства может состоять или из различных этнографических групп, или из одной нации, но в любом случае состоит из разных общественных союзов (классов, сословий).

Сословие — социальная группа, которая занимает определенное положение в иерархической структуре общества в соответствии со своими правами, обязанностями и привилегиями, закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству.

В России а начале XX в. продолжает действовать Свод законов Российской империи, определявший положения сословий. Закон различал четыре главных сословия: дворянство, духовенство, городское население, сельское население.

Современное состояние сословий в России

По мнению российских монархистов, в современной России может быть три сословия – дворянство, духовенство, казачество и городские жители.

Чем будут современные сословия отличаться от того, что в России было 100 лет назад?

Первые два сословия наиболее быстро и успешно смогут адаптироваться под критерии, установленные Сводом законов Российской Империи.

Дворянство и духовенство в современной России представлено теми социальными группами, которые способны передавать высокий социальный статус по наследству. В случае с российским дворянством, это крупные чиновники и бизнесмены. Духовенство также вполне можно выделить по тем же критериям церковного служения, что и до революции.

Казачество должно стать настоящим служилым сословием России.

Это будет современная контрактная армия, которая формируется на принципах преемственности поколений. Главной особенностью казачества должно стать дарование привилегий на время несения службы.

Больше всего проблем в сословном определении остальных категорий российских граждан, которых в результате выделения дворянства и духовенства останется примерно 80% населения. Сословие «Городские жители» должны подразделяться на предпринимателей, креативный класс, и наёмных сотрудников.

К предпринимателям должны относиться фермеры, а также мелкий и средний бизнес в городах.

Социальную группу «Креативный класс» представляют люди, доход которых складывается благодаря произведению интеллектуальной собственности. Наёмные сотрудники – это все остальные работники, которые продают свой труд и время за деньги.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]