Священник Вадим Коржевский. Пассия – неуставное богослужение и чуждый нам опыт


Пассия в православии

Дословно слово «пассия» переводится как скорбь и страдание. В обиходе его употребляют в значении «влюблённость» и «неразделённая любовь». В церкви оно имеет иное значение и вовсе не связано с любовными страданиями Христа.

Пассией называется особое богослужение во время Великого поста, в котором все молитвы посвящаются страданиям и крестной смерти Иисуса. С церковно-славянского языка слово «пассия» переводится как «страсть».

Пассию служат только в конце зимы и весной, в зависимости от времени наступления Великого поста. В это время все службы священники проводят траурные даже в воскресенье.

Чёрные одежды, в которые они наряжаются, символизируют траур, время страданий.

Примите во внимание: пассии служатся только в воскресные дни вечером.

Что такое пассия в великий пост

Великий пост – особое время для каждого христианина. Это самый длительный пост в году, посвященный страданиям Иисуса Христа и его Воскрешению.

Это самый строгий пост, в который нельзя есть даже рыбу. Он считается самым тяжёлым, и не только потому, что весной не хватает витаминов и ярких красок. Просто Великий пост – это время богослужений, посвящённых страданиям Христа.

Точное время начала его не зафиксировано. Каждый год Великий пост начинается по-разному. Есть мнение, что он зависит от лунного цикла. Поэтому каждый год он начинается в разное время – сразу после Масленицы, отмечаемой в феврале, а иногда и в марте.

Обычно воскресенье считается праздничным днём, посвящённым Иисусу Христу. Если в иудаизме выходным считалась суббота, то христиане сделали праздничным днём воскресение, но значение этого дня меняется в пост. В это время воскресенье становится напоминанием о страданиях Христа, поэтому вечером служится пассия.

Всего за пост каждое воскресенье служится 4 пассии. Но так как в некоторых храмах отмечается в первое воскресенье праздник Торжество Православия, пассия в первое воскресенье служится не всегда. Но за пост прочитывается 4 пассии в честь 4 Евангелий, затем в следующее воскресенье празднуется Вербное Воскресенье, а за ним следует Пасха.

Стоит отметить: в некоторых храмах последняя пассия читается не в воскресенье, а в пятницу.

Есть мнение, что пассия – поздняя служба, заимствованная у католиков, но это не правда. Торжественный и пафосный характер католической службы не имеет никакого отношения к православной. Именно по этой причине в начале появления пассии (15 век) это вызвало много споров и чуть ли не раскол в православии, но сегодня пассия считается общепринятым богослужением, не вызывающим никаких сомнений в своей правильности.

Православная пассия, в отличии от католического богослужения – более строгая и скромная, в ней каждый христианин внутренне переживает все страдания Христа, сочувствует Ему, а не выставляет свои эмоции напоказ.

Следует учесть: эта служба очень строгая, поэтому не стоит на пассию приходить в храм в яркой, вызывающей или праздничной одежде, так как это противоречит строгому и скорбному характеру службы. Нежелательны яркие духи и вызывающий макияж.

Священник Вадим Коржевский. Пассия – неуставное богослужение и чуждый нам опыт

При­хо­жан­ка. Ска­жи­те, в ка­кой день и во сколь­ко у вас бу­дет слу­жить­ся пас­сия?

Пре­сви­тер. В на­шем хра­ме пас­сии не со­вер­ша­ют­ся.

При­хо­жан­ка. Как?! Со­всем?

Пресвитер. А почему они должны совершаться?

Прихожанка. Но ведь Великий пост идет.

Пресвитер. Да, я знаю.

Прихожанка. А разве пассии не должны совершаться Великим постом?

Пресвитер. Они вообще не должны совершаться в нашем богослужении, тем более Великим постом.

 Прихожанка. Вот это новость! А почему?

Пресвитер. Потому что нет указаний на ее существование в Уставе Православной Церкви.

Прихожанка. А откуда же эта служба появилась?

Пресвитер. Чинопоследование этого «богослужения» составил в середине XVII века Киевский митрополит Петр (Могила).

Прихожанка. А кто это? Вы уже не раз его имя упоминали и в не очень выгодном свете.

Пресвитер. Это автор «Исповедания православной веры», составленного по латинским книгам и схемам[1], а также знаменитого и очень популярного у нас Большого Требника (Евхологиона), в котором отдельные чины и последования сопровождаются пояснительными статьями, взятыми из римского «Ритуала» папы Павла V-го. Из одного этого уже видно, что он достаточно свободно обращался с латинскими книгами, и, что всего печальней для нас, «то, что он находил в них, он и принимал за православие, как древнее предание»[2].

Прихожанка. Значит, и пассия – это латинский обряд?

Пресвитер. Несомненно. В этом можно убедиться, узнав не только о его происхождении, но и из самого духа, который он в себе заключает.

Прихожанка. А мы можем это сделать сейчас?

Пресвитер. Давайте попробуем. Как вы знаете, пассии совершаются 4 раза в год: во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья Великого поста, хотя существует практика совершения их в другие дни недели: среду или пятницу. В переводе с латинского passio означает страсть, страдание. И как ясно из самого названия, на этих службах вспоминаются спасительные страдания Господа Иисуса Христа. За каждой пассией прочитываются повествования об этом по очереди из каждого Евангелия. Поются песнопения из богослужения Великой пятницы. А в самом конце произносится проповедь с поучением об Искуплении.

Прихожанка. А акафист?

Пресвитер. Позже ко всему перечисленному добавили еще и пение акафиста Страстям Господним. Но в раннем чине его не было. Первоначально пассии были распространены только в южных областях России, и лишь к XX веку их стали совершать в нашей Церкви повсеместно.

Прихожанка. То есть до XX века у нас пассии не совершались?

Пресвитер. Представьте себе. И никто из известных мне святых на эту тему даже не рассуждал, если не считать св. Афанасия, ограничившегося высказыванием, что заимствованные от латинян пассии не вполне соответствуют духу православного Церковного Устава[3].

Прихожанка. А что в них плохого? Ведь служение пассий помогает нам достичь конечной цели Великого поста – сораспятия со Христом – и лучше подготовиться к празднику Пасхи!

Пресвитер. Это Вы сами придумали или кто-то подсказал?

Прихожанка. Это я усвоила из проповедей на пассии.

Пресвитер. Я так и думал. Но боюсь, что Вы и те, кто Вам это говорил, глубоко заблуждаетесь.

Прихожанка. Поясните.

Пресвитер. Во-первых, давайте поговорим о сораспятии. Насколько я понимаю, употребляя этот термин, Вы имеете в виду некое чувство к страдающему Христу. Правильно?

Прихожанка. Не некое, а конкретное чувство сострадания. Вся обстановка на пассии располагает к тому, чтобы живо поскорбеть о человеческой неправде и об ужасных мучениях Христа. Этим мне пассии и нравятся.

Пресвитер. А Вас не настораживает тот факт, что сораспинаться со Христом, сопереживая Его крестную муку, есть едва ли не самое существенное в западной аскетической практике подражания Христу и что основной «добродетелью» католических святых является «компассио», т.е. сомучение со Христом, выражаемое поглощением Его внешним страдальческим видом, вплоть до стигматизации?

Прихожанка. А что такое стигматизация?

Пресвитер. Стигматизация – это как бы овеществленное сострадание Христу. Стигматы в буквальном переводе с греческого языка означают укол, клеймо. Стигматами называют постоянно кровоточащие язвы, являющиеся на теле подвижников в местах крестных страданий Иисуса Христа, т.е. на голове, груди, ладонях и ступнях. Эти раны, как считают специалисты, появляются тогда, когда сознательная жизнь целиком поглощается каким-нибудь ярким образом, сопровождаемым мощным мысленным внушением, стремящимся перенести страдания воображаемого образа в физические ощущения тела[4]. По утверждению св. Игнатия Брянчанинова, старания западных подвижников и сводятся в основном к тому, чтобы «оживить чувства, кровь и воображение»[5]. Особенно любят они это делать при воспоминании о земных страданиях Христа. Первый стигматик, Франциск Ассизский[6], по свидетельству жизнеописателей, «опьяненный любовью и состраданием ко Христу, иногда поднимал кусок дерева с земли и, взяв его в левую руку, правою водил по нему на манер смычка по скрипке, припевая французскую песнь о Господе Иисусе Христе», которая оканчивалась слезами жалости о страданиях Христа и усиленными вздохами[7]. Он же первый и стал утверждать, что степень святости определяется степенью страданий при виде распятого Христа[8].

Прихожанка. Я этого не знала, хотя что-то отдаленное об этом и слышала.

Пресвитер. К той же цели стремится и автор фильма «Страсти Христовы».

Прихожанка. А что, этот фильм плохой?

Пресвитер. Вопрос некорректный, потому что понятия «плохой» или «хороший» есть понятия относительные. Помните шутку: что русскому хорошо, то немцу смерть. Что полезно одному, другому может оказаться неполезным. В каких-то случаях и яд может оказаться полезным… Но то, что фильм этот сделан в лучших традициях католической духовности, нет никаких сомнений.

Прихожанка. Ну, не знаю, мне фильм понравился, и не мне одной…

Пресвитер. А Вам не показалось, что он чрезмерно натурален, местами жесток к зрителю?

Прихожанка. Да, я согласна, что для имеющих, например, слабую нервную систему этот фильм может оказаться пагубным. Но в целом же фильм потрясающий!

Пресвитер. Вот Вы и ответили на свой вопрос. Этот фильм – потрясающий нервную систему. Но причем здесь духовная жизнь? На этот счет, мне помнится, есть интересное письмо св. Игнатия. Сейчас поищу… А вот оно. Смотрите, здесь и характеристика обсуждаемого нами фильма и рекомендация отношения к нему: «Не читай (в нашем случае, не смотри) никаких инославных сочинителей: у них Дух Святый заменен кровию необузданною, пламенною; они могут завлечь в пропасть – и завлекают туда многих. Упоминаемое тобою “действие”, произведенное в тебе чтением Писания (просмотром фильма) – какое впечатление имели на Иоанна Богослова и Мироносиц отдаленные звуки молотов, ударявших в гвозди при распятии Спасителя (как ужасно больно было Спасителю в это время и какие нечеловеческие муки Он вынес ради нас), было “кровяное”. Пойми: потрясены были нервы. Таковые действия отвергаются в духовном подвиге, называются “прелестными”, т.е. происходящими от самообольщения и приводящими к нему, потому что они не от благодати Божией, а собственное состояние человеческое, свойственное естеству нашему падшему, до которого дойдено напряжением воображения и чувствительности»[9]. Хорошо ли это? По его словам, очень нехорошо, ибо создает почву к самообольщению. Чтобы этого не случилось, «должно держать себя в состоянии ровности, тишины, спокойствия, нищеты духа, удаляясь тщательно от всех состояний, производимых разгорячением крови и нерв»[10].

Прихожанка. А что же тогда имеет в виду св. ап. Павел, когда говорит: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос»? (Гал.2:19-20)

Пресвитер. Совсем не то, что имеют в виду католики и им сочувствующие. Сораспинаться Христу надо не желанием вжиться в Его состояние и ощутить мысленно или чувственно то, что ощущал Он при Своем распятии, а умерщвлением страстей. В сораспятии Христу ветхий наш человек распинается с Ним в купели крещения, освобождаясь от грехов (Рим.6:3-7), так что человек перестает делать неугодное Богу.

Прихожанка. Спасибо за разъяснение.

«Благодатный Огонь» 26 марта 2021

[1] При составлении его он пользовался «Римским Катехизисом» и «Суммой» (большим Катехизисом) Петра Канизия, а также малым Катехизисом П. Сото и другими сочинениями.

[2] Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. Минск. 2006. С. 48.

[3] Св. Афанасий (Сахаров). О поминовении усопших. Примечание № 141.

[4] Ж. Дюма // Ладыженский М.В. Свет Незримый. – М., 1998. С. 186–187.

[5] Св. Игнатий Брянчанинов. Собрание писем. № 163 (255, 32). С. 322.

[6] Годы жизни: 1182–1226 г.

[7] См.: Ладыженский М.В. Свет незримый. С. 199.

[8] См.: Цветочки святого Франциска Ассизского. Гл. 44. – М., 1990.

[9] Св. Игнатий Брянчанинов. Собрание писем. № 158. С. 286.

[10] Там же. С. 286.

Пассия ход службы

Во время пассии главным моментом становится чтение Евангелия. Всего их 4. Это служба очень строгая и в некоторых храмах принято в течение всей пассии стоять с зажжёнными свечами. В это время звучат скорбные песнопения, а затем читается Евангелие.

Во время службы в середине храма стоит Распятие, к которому все подходят после службы и целуют.

Основные молитвы пассии посвящены страданиям Христа. Во время службы читаются и богослужения Пятницы – дня окончания земной жизни Христа. Все молитвы посвящены страданиям Христа и Голгофе, событиям, которые связаны с последними днями земной жизни Иисуса.

Пассия как элемент богослужения Русской Православной Церкви

Доку­мент принят на засе­да­нии Свя­щен­ного Синода 30 мая 2019 года (журнал № 53).

Особые посто­вые службы, посвя­щен­ные почи­та­нию Стра­да­ний Гос­пода Иисуса Христа и назы­ва­е­мые пас­си­ями, полу­чили широ­кое рас­про­стра­не­ние в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. Вместе с тем, после­до­ва­ние пассии не опи­сано в совре­мен­ном Типи­коне, в связи с чем встре­ча­ются мно­го­чис­лен­ные раз­ли­ча­ю­щи­еся прак­тики ее совер­ше­ния. В насто­я­щем доку­менте сфор­му­ли­ро­ваны реко­мен­да­ции, каса­ю­щи­еся прак­тики совер­ше­ния пассии, и даны ука­за­ния, направ­лен­ные на при­ве­де­ние к еди­но­об­ра­зию после­до­ва­ния этого бого­слу­же­ния.

Совер­ше­ние пассий было впер­вые одоб­рено Собо­ром Киев­ской мит­ро­по­лии, состо­яв­шимся в 1629 году под пред­се­да­тель­ством мит­ро­по­лита Киев­ского и Галиц­кого Иова (Борец­кого), защит­ника Пра­во­сла­вия в борьбе с унией. В 1702 году чин пассии впер­вые был напе­ча­тан в Киево-Печер­ской лавре. Согласно этому чино­по­сле­до­ва­нию, пассия совер­ша­лась в составе пове­че­рия. В этом пер­во­на­чаль­ном вари­анте пассия состо­яла из Еван­гель­ского чтения о Стра­да­ниях Спа­си­теля, пения стихир Страст­ного пятка и Страст­ной суб­боты, а также про­по­веди. Прак­тика совер­ше­ния пассий на пове­че­рии до сих пор сохра­ня­ется в пре­де­лах Укра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

В сере­дине XIX века свя­ти­тель Инно­кен­тий Хер­сон­ский соста­вил службу с ака­фи­стом Боже­ствен­ным Стра­стям Хри­сто­вым. Она пред­на­зна­ча­лась как для част­ного молит­вен­ного упо­треб­ле­ния, так и для совер­ше­ния в храмах по образцу чино­по­сле­до­ва­ния бого­слу­же­ния с ака­фи­стом, при­ня­того в Киево-Печер­ской лавре. Ака­фист в редак­ции свя­ти­теля Инно­кен­тия неод­но­кратно в тече­ние XIX–XX веков изда­вался Сино­даль­ными типо­гра­фи­ями. С начала XX века ака­фист Боже­ствен­ным Стра­стям Хри­сто­вым стал вклю­чаться и в чино­по­сле­до­ва­ние пассии.

В годы гоне­ний пассии полу­чили более широ­кое рас­про­стра­не­ние, при этом сохра­ня­лось раз­но­об­ра­зие обы­чаев их совер­ше­ния. В част­но­сти, в прак­тике мос­ков­ских и петер­бурж­ских при­хо­дов уста­но­вился обычай совер­шать пассию на вечер­нем бого­слу­же­нии в вос­крес­ные дни Вели­кого Поста, сего­дня наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ный в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

Этот обычай дает воз­мож­ность при­хо­жа­нам, нахо­дя­щимся в будние дни на работе, духовно участ­во­вать в собы­тиях Стра­стей, напи­ты­ваться Еван­гель­скими сло­вами. Многие выда­ю­щи­еся про­по­вед­ники исполь­зо­вали Еван­гель­ские чтения пассий как повод обра­титься к при­шед­шим в храм со словом нази­да­ния.

Хотя тема Стра­стей звучит в еже­днев­ном посто­вом бого­слу­же­нии — в уми­ли­тель­ных пока­ян­ных сти­хи­рах, в тро­па­рях вели­ко­пост­ных часов, в вет­хо­за­вет­ных про­ро­че­ствах, совер­ше­ние пассии на при­хо­дах в вос­крес­ные дни поз­во­ляет погру­зиться в пере­жи­ва­ние Стра­да­ний Хри­сто­вых и тем веру­ю­щим, кото­рые не имеют воз­мож­но­сти посе­щать все­днев­ные службы.

По числу Еван­ге­ли­стов обычно в при­ход­ской и мона­стыр­ской прак­тике совер­ша­ются четыре пассии, что дает воз­мож­ность моля­щимся пол­но­стью услы­шать на пас­сиях биб­лей­ское повест­во­ва­ние о нашем Искуп­ле­нии. Вели­кую пользу для себя полу­чает чело­век, если со вни­ма­нием слу­шает Еван­гель­ское слово. И бла­го­ве­стие нашего спа­се­ния спо­собно пере­вер­нуть чело­ве­че­скую душу, обра­тив чело­века к пока­я­нию.

Поэтому пас­ты­рям над­ле­жит сопро­вож­дать слу­же­ние пассий про­по­ве­дью, рас­кры­ва­ю­щей смысл свя­щен­ней­ших стра­ниц Еван­ге­лия и акту­а­ли­зи­ру­ю­щей мис­си­о­нер­ский потен­циал этих бого­слу­же­ний.

Епар­хи­аль­ным Прео­свя­щен­ным над­ле­жит иметь попе­че­ние об уста­нов­ле­нии еди­но­об­ра­зия в порядке слу­же­нии пассии в тех при­хо­дах и мона­сты­рях, где сло­жился обычай их слу­же­ния, руко­вод­ству­ясь одной из ниже­сле­ду­ющх схем, однако совер­ше­ние пассий не сле­дует счи­тать обя­за­тель­ным.

При­ло­же­ние (воз­мож­ные схемы совер­ше­ния пассии)

I. Совер­ше­ние пассии с ака­фи­стом

В вос­кре­се­нье вече­ром на сере­дине храма постав­ля­ются Рас­пя­тие и аналой под Еван­ге­лие.

На вечерне, при пении сти­хиры «Тебе́, оде́ющагося…» на «И ны́не…» в конце сти­хов­ных стихир, духо­вен­ство цар­скими вра­тами исхо­дит к аналою перед Рас­пя­тием. Пред­сто­я­тель несет Еван­ге­лие. Совер­ша­ется полное каж­де­ние храма.

По окон­ча­нии сти­хиры и каж­де­ния поется или чита­ется ака­фист Боже­ствен­ным Стра­стям Хри­сто­вым.

По окон­ча­нии ака­фи­ста воз­гла­ша­ется про­ки­мен «Раздели́ша ри́зы Моя́ себе́…», после кото­рого чита­ется Еван­ге­лие, пред­ва­ря­е­мое воз­гла­ше­нием «И о сподо́битися нам…». Перед чте­нием Еван­ге­лия хор поет: «Сла́ва Страсте́м Твои́м, Го́споди».

  • на 1‑й пассии чита­ется Еван­ге­лие от Матфея, зачала 107–114 (или только 110–114);
  • на 2‑й пассии чита­ется Еван­ге­лие от Марка, зачала 63–69 (или только 66–69);
  • на 3‑й пассии чита­ется Еван­ге­лие от Луки, зачала 108–111 (или только 110–111);
  • на 4‑й пассии чита­ется Еван­ге­лие от Иоанна, зачала 58–62 (или только 60–62).

После чтения Еван­ге­лия хор поет: «Сла́ва долготерпе́нию Твоему́, Го́споди» и анти­фон «Днесь ви́сит на дре́ве…».

После пения анти­фона про­из­но­сится сугу­бая екте­ния и молитва ко Гос­поду Иисусу рас­пя­тому из ака­фи­ста.

Хор поет сти­хиру «Прииди́те, ублажи́м Ио́сифа приснопа́мятнаго…». Духо­вен­ство покло­ня­ется Кресту и уходит в алтарь.

Затем чита­ется «Ны́не отпуща́еши…» и совер­ша­ется обыч­ное окон­ча­ние посто­вой вечерни вос­крес­ного вечера.

После пения анти­фона «Днесь ви́сит на дре́ве…» или по отпу­сте вечерни про­из­но­сится про­по­ведь о стра­да­ниях Спа­си­теля.

II. Совер­ше­ние пассии без ака­фи­ста

В пят­ницу вече­ром на вели­ком пове­че­рии, после «Сла́ва в вы́шних Бо́гу…», хор поет сти­хиру «Тебе́ оде́ющагося…». Во время пения сти­хиры духо­вен­ство цар­скими вра­тами исхо­дит к аналою перед Рас­пя­тием. Пред­сто­я­тель выно­сит Еван­ге­лие. Совер­ша­ется полное каж­де­ние храма.

По окон­ча­нии сти­хиры и каж­де­ния воз­гла­ша­ется «И о сподо́битися нам…», после чего чита­ется Еван­ге­лие. Перед чте­нием Еван­ге­лия хор поет: «Сла́ва Страсте́м Твои́м, Го́споди!»

  • на 1‑й пассии чита­ется Еван­ге­лие от Матфея, зачала 107–114 (или только 110–114);
  • на 2‑й пассии чита­ется Еван­ге­лие от Марка, зачала 63–69 (или только 66–69);
  • на 3‑й пассии чита­ется Еван­ге­лие от Луки, зачала 108–111 (или только 110–111);
  • на 4‑й пассии чита­ется Еван­ге­лие от Иоанна, зачала 58–62 (или только 60–62).

После чтения Еван­ге­лия хор поет: «Сла́ва долготерпе́нию Твоему́, Го́споди».

Про­из­но­сится про­по­ведь о стра­да­ниях Спа­си­теля.

Хор поет сти­хиру «Прииди́те, ублажи́м Ио́сифа приснопа́мятнаго…». Духо­вен­ство покло­ня­ется Кресту и уходит в алтарь.

Далее сле­дуют Три­свя­тое, «Го́споди сил…» и обыч­ное окон­ча­ние пове­че­рия.

Офи­ци­аль­ный сайт Мос­ков­ского Пат­ри­ар­хата

Евангелия читаемые на пассиях

Во пассии читается 4 Евангелия. На первой пассии читается Евангелие от Матфея – 26 и 27 главы, посвящённые страданиям Христа и окончанию его земной жизни. В них описано предательство Иуды, страдания Христа и всё, что происходило потом.

Во время следующей пассии в храме читают 14 и 15 главы Евангелия от Марка.

23 и 22 главы Евангелия от Луки принято читать на 3 Пассии и во время последней пассии, которая происходит в пятницу или в воскресенье, читается 18 и 19 главы Евангелия от Иоанна.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]