Глава седьмая. Седьмое Богоявление Аврааму. Три странника под Мамврийским дубом


Глава седьмая. Седьмое Богоявление Аврааму. Три странника под Мамврийским дубом

Третье, самое таинственное и загадочное толкование находит в Мамврийском Богоявлении явление Самой Пресвятой Троицы. Триипостасный Бог явился праведному Аврааму в трех ангелах, пришедших к праотцу в виде трех мужей-странников. Не три ангела были образом Бога (второе толкование), а Бог-Троица явился в виде трех ангелов.

Такое таинственное понимание имеет основание в самом тексте Писания. Авраам побежал навстречу им (Быт. 18:2), трем мужам-странникам. Обращается же к ним в единственном числе: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими

. Вполне допустимо предположить, что Авраам обращается здесь не к одному из трех, а, именно, к трем в единственном числе. Этому вполне соответствует то, что Авраам говорит: не пройди мимо раба Твоего, и далее, сразу без перерыва: И принесут немного воды, и омоют ноги ваши. В единственном числе – не пройди мимо, и в множественном – омоют ноги ваши. Он и один, Он и в трех!

Далее, Оставшийся с Авраамом, прямо именуется יְהוָה Ягве, или, как ранее, Владыка, אתי (Адонай) (Быт. 18:17 и Быт. 18:3).

Другие два, пришедшие к Лоту в Содом, именуются два ангела (Быт. 19:1). Лот обращается к ним – государи мои (Быт. 19:2). Но далее, при выходе из Содома, очень интересны слова Лота к, выводящим его из гибнущего города, ангелам: Но Лот сказал им: нет, Владыка! Вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими…

(Быт. 19:18–19). Лот говорит им двоим, а обращается в единственном числе Владыка!… раб Твой и т.д. Обращение Адонай, Божественное! Здесь опять тайна единства и множественности.

И, наконец, последнее и известное: И пролил Господь… дождем серу и огонь от Господа с неба

(Быт. 19:24). Господь на земле от Господа с неба и при этом – один Господь!

Трудно рассуждать о том, что при этом думали Авраам и Лот, но их устами, фактически, исповедана Троица! – Единый в трех Лицах Бог – Адонай Ягве.

Внутреннее восприятие Авраама, конечно же, проявилось и в его поклонении. Об этом замечательно пишет св. Димитрий Ростовский: «Приближался же к ним [Авраам – Г.Ф.], бысть ужасен, виде бо лица их [ангелов – Г.Ф.] не обычно, славою Божественною сияющия, и разумев я святыя некия, или Ангелы Божия быта, поклонися им первее поклонением (по богословцев гаданию) глаголемым «дулга» [δούλος = раб, δουλικός = рабский. – Г.Ф.], им же святых Божиих почитати подобает. Таже откровением Божиим познав быта Самаго в триех лицах единаго Бога, паде ниц на землю и поклонися Ему поклонением Божественным, «латрия» [λατρεια= богопочитание. – Г.Ф.] глаголемым, им же единаго токмо Бога почитати должно»610. Так, от поклонения странникам-ангелам, как сорабам Божиим, Авраам, по св. Димитрию Ростовскому, восходит к Троичному богопоклонению.

Если, доведенные до крайностей, первое и второе толкования могли привести к ересям Ария и Варлаама, то последнее, третье толкование, может напомнить язычество – чувственно являемый бог или даже боги. Но христианские отцы-толкователи благополучно избегали всех этих крайностей суждений.

Следует избегать и профанации этого толкования. Так, было бы неблагочестиво и нелепо говорить, что к Лоту из Хеврона пришли Бог Отец и Святой Дух, и он разговаривал с Ними. Следует говорить, что Отец и Святой Дух явились таинственно Лоту в Содоме, при происходивших там известных событиях, когда Лот принял в гости двух мужей-ангелов. И даже так говорить не следовало бы. Всякая натурализация Отца и Святого Духа неблагочестива.

Одно дело – свидетельство Евангелия, что Дух Святой в телесном виде, как голубь, сошел на Иисуса, а другое – крайне смутительно было бы, если Иоанн Креститель стал бы давать этому голубю зерна и так общаться с Духом Святым. Такого не было.

Пожалуй, первым стал говорить о явлении праотцу Аврааму Святой Троицы св. Афанасий Великий611. После него, это мнение разделяли на Востоке св. Кирилл Александрийский и прп. Максим Исповедник. Преобладающим оно стало не скоро.

На Западе явление Св. Троицы в Мамврийском Богоявлении видели св. Амвросий Медиоланский (ум. 397), св. Кесарий Арльский и, частично, блаж. Августин.

Св. Амвросий Медиоланский говорит: «Зри прежде веры таинство. Бог

ему (Аврааму)
явился
и трех изобразил (нарисовал)»612. Не трое ангелов изобразили Бога, а Бог, явившись, изобразил, как бы, нарисовал, трех странников! Удивительная и смелая мысль святого отца! И в другой раз св. Амвросий говорит: «Трех видит (Авраам), Одному поклоняется»613. Поклонение триединому Богу праотца Авраама.

Но означенные мысли св. Амвросия еще не становятся у него четким учением. Так, он же пишет, похваляя добродетель странноприимства: «Помнишь, как Авраам, ища гостей, принял у себя (самого) Бога? Помнишь, как Лот принял у себя ангелов?»614. Здесь, св. Амвросий, скорее, склоняется к толкованию св. Иустина – св. Златоуста о явлении Господа и двух ангелов. Авраам принимает Господа, а Лот – ангелов.

Уже отмечалось, что блаж. Августин, напротив, от толкования о трех странниках, как о трех ангелах, означавших Бога в Троице, изложенном в его труде «О граде Божием», восходит в другом месте к мыслям о таинственной Троичной Феофании: «Видите ли, Авраам встречает трех, а поклоняется Единому? … Узрев трех, он уразумел таинство Троицы, а, поклонившись, как бы, Единому, исповедал единого Бога в трех Лицах»615.

На Западе возобладало учение блаж. Августина о явлении Аврааму трех ангелов: «Нельзя сомневаться, что то были ангелы, хотя некоторые полагают, что один из них был Христос Господь»616. Этого же мнения придерживался св. Григорий Двоеслов, папа Римский. Учение о явлении Св. Троицы не получило на Западе своего развития [все-таки «Варлаам» Западу по духу ближе! – Г.Ф.], поэтому и не отразилось в гимнографии и иконографии. Возникший позднее на Западе протестантизм, унаследовав многое от католического богословия, также не занят размышлением о Троичном Богоявлении Аврааму под дубом Мамврийским. Отсутствие углубленного понимания сводило все к предсказанию о рождении через год сына у Авраама и делало весь сюжет менее интересным и таинственным. Последнее явно преобладает в живописи Ренессанса, нередко обращающейся к теме принятия странников Авраамом. Едва ли не главный интерес у этих художников вызывает Сарра, смеющаяся над вестью о рождении ею сына.

На Востоке в древности преобладало толкование св. Иустина Философа и св. Иоанна Златоуста о явлении Аврааму под дубом Мамврийским Христа, Сына Божия и двух ангелов. Но нередко говорилось и просто об ангелах, которым оказал гостеприимство Авраам. Т.е., первая трактовка (Христос и два ангела) переходила во вторую (три ангела). Такое понимание имело свое отражение, как в литургической гимнографии, так и в иконографии. При этом, преобладала мысль о гостеприимстве праотца. Эта трактовка была основной (а, может, и единственной?) в богослужебных текстах до времени первой волны иконоборчества (середина VIII века). Так писали и воспевали великие гимнографы этого периода прп. Андрей Критский и св. Иоанн Дамаскин. Последний знаменит и как великий догматик, завершитель и систематизатор святоотеческого догматического учения.

Прп. Андрей Критский (ум. 740) говорит в Великом покаянном каноне: «У дуба Мамврийскаго учредив патриарх ангелы, наследствова по старости обетования ловитву»617, или, в переложении иерея-слепца Гавриила Пакатского: «У дуба патриарх, в Мамврии обитая, и страннолюбие в душе своей питая, стяжал честь – Ангелов трапезой угостить и в старости залог наследства получить»618. Следует отметить, что прп. Андрей Критский о Богоявлении здесь не говорит вообще, а говорит только о гостеприимстве, оказанном ангелам.

Прп. Иоанн Дамаскин (ум. 748) в каноне на праздник св. архистратига Михаила [8 ноября ст.ст.] говорит также о странноприимстве, оказанном праотцом Авраамом, пришедшим к нему ангелам. О Христе и о Богоявлении здесь прямо не говорится. Но, зато, сам Авраам назван боговидцем, и заканчивается тропарь трисвятым славословием Богу. Св. Иоанн Дамаскин: «Яко страннолюбивий древле, Авраам боговидец, и Лот славный, учредиша [φιλοξέυησας, филоксенисас] ангелы, и обретоша общение со ангелы, зовуще: свят, свят, свят еси Боже отец наших»619. Авраам, как и Лот, через гостеприимство (филоксению), обрели общение с ангелами. Еще нет учения о Троичной Феофании, но фактически к нему пролагается путь: Авраам-боговидец, среди ангелов никто не выделяется, трисвятое в конце.

Резко и четко меняется гимнографическое понимание Мамврийского Богоявления Аврааму в послеиконоборческое время, во второй половине IX века. Явно возобладало учение о Троичной Феофании. Троичную Феофанию воспевают гимнографы: Климент Студит (ум. ок. 860), прп. Иосиф Песнописец (ум. 883) и Митрофан Смирнский (ум. 910). Творчество этих гимнографов явно совпадает с эпохой восстановления и торжества иконопочитания, особенно, при патриархе Фотии. Икона теперь – не просто иллюстрация библейских событий (скажем, гостеприимства Авраама), а окно в духовный мир, и даже само Богоявление. Событийная часть теряет свое первенствующее значение. И даже сам Авраам уходит куда-то в сторону, или исчезает вовсе. Вместе с Авраамом, молящийся зрит Бога, зрит Святую Троицу и поклоняется Ей. Таковы становятся и молитвенные гимны, и иконы. Этот перелом в гимнографии и торжество третьей трактовки в богословии (явление Троицы в трех ангелах) определен торжеством догмата иконопочитания в его восточно-византийском восприятии.

Прп. Климент Студит: «Древле приемлет Божество едино Триипостасное священный Авраам: ныне же сопрестольное Слово Отчее Божественным Духом к детям приходит, славно восхваляемое»620. Прп. Климент Студит здесь четко говорит о приятии Авраамом Бога-Троицы. Правда, далее, в этом же каноне, прп. Климент, как бы, смягчает остроту своего утверждения Троичной Феофании и переходит ко второму толкованию о том, что в трех ангелах Троица явилась все-таки только образно: «Нрав страннолюбив, вера же высока Авраама суща праотца: тем же Божественное таинство образне прием радовашеся, пред Христом же текий ныне веселится»621.

И, наконец, как ярко и непосредственно говорит о Троичной Феофании прп. Иосиф Песнописец: «Видел еси, якоже есть мощно человеку видети Троицу, и Тую угостил еси яко друг присный преблаженне Аврааме: тем же мзду приял еси страннаго гощения, еже быти тебе безчисленных языков отцу верою»622. Как и в тропаре Преображению Христову, здесь утверждается, что произошло явление Бога настолько, «якоже есть можно человеку», и именно Бога Троицы. А как дерзновенно звучит: «и Тую угостил еси яко друг присный»! Воистину, хорошо нам здесь быть! – на Фаворе ли, под дубом ли Мамврийским. Большего Боговосприятия в нынешнем веке человек иметь не может!

Божественный полет молитвенного восприятия Троичного Богоявления под Мамврийским дубом прп. Климента Студита и прп. Иосифа Песнописца уже обстоятельно и, как должное, раскрывает Митрофан Смирнский в троичных канонах Октоиха на воскресной Полунощнице.

Итак, тропари троичных канонов Митрофана Смирнского:

«Ты древле еси Аврааму яко явился еси Триипостасный, единствен же естеством Божества, богословия истиннейшее образно явил еси: и верно поем Тя, Единоначальнаго Бога, и Трисолнечнаго»623. Словами Митрофана Смирнского молящийся поклоняется Св. Троице, образно явившейся праотцу Аврааму. Момент «образности» здесь отмечается, как и ранее у прп. Климента Студита.

«Явися Аврааму Бог Триипостасный у дуба древле Мамврийского, о страннолюбии мзду Исаака воздая за милость: егоже и ныне славим, яко Бога отец наших»624. Аврааму является Триипостасный Бог. Исаака Авраам получает, как воздаяние за милость странноприимства.

«Патриарху Аврааму егда явилася еси во образе мужесте, Троичня Единице, непременное показала еси Твоея благости и господства»625.

«Да единаго открывши древле яве господства Троичную ипостась, явился еси Боже мой, во образе человеков Аврааму, поющу Твою державу единственную»626.

«Священнотаинник Авраам быв, священнообразно древле, Творца всех и Бога и Господа, в триех убо ипостасех прият радуяся, и трех ипостасей державу единственную позна»627. Авраам познал Бога Творца в трех ипостасях, а также единую державу трех ипостасей.

Приведенными песнопениями фактически и ограничивается богослужебное толкование Мамврийского Богоявления. Явилась Аврааму Сама Триипостасная Божественная Троица, но явилась в образах трех мужей-ангелов. Других богослужебных текстов на эту тему не имеется.

Учение о явлении Аврааму под дубом Мамврийским Триипостасного Бога, на основании толкования слов самого библейского текста, дает св. Григорий Палама: «Напомню же вам (только) оное, чудеснее иных, созерцание, когда он [Авраам – Г.Ф.] явно узрел Единого Триипостасного Бога, Который еще не был возвещен в Троице. Ибо говорится: Явился ему Бог у дуба Мамврийского и воззрев, виде, и се Трие Мужи, и притече в сретение Им (Быт. 18:1). Вот, явившегося Единого Бога он видел в трех Лицах. Посему говорится: Явился ему Бог, и се Трие Мужи, и затем, подбежав навстречу к Ним, он беседует, как бы, с Одним, говоря: Господи, аще обретох благодать пред Тобою, не мини раба Твоего. И они, вот, Три, как Один сущие, беседуют с ним. Ибо говорится: Рече к нему: где Сарра жена твоя? Возвращаяся, прииду к тебе во время сие в часы, и родит сына Сарра жена твоя. Когда же Сарра, услышав, засмеялась – рече Господь: что яко рассмеяся Сарра жена твоя? – Вот, Единый Бог – и Три Ипостаси, и Три Ипостаси – и Единый Бог; ибо говорится: рече Господь»628.

Известно учение св. Григория Паламы о неявляемой сущности Божией и Его являемых энергиях. Если вместе со св. Григорием твердо встать на позицию третьего толкования Мамврийского Богоявления, то вполне можно сказать: Триипостасный Бог явился Аврааму в Своих являемых Божественных энергиях, в образе трех мужей-ангелов. В таком понимании, три мужа-ангела суть Божественные энергии, явившейся праотцу Аврааму, Святой Троицы.

Толкование Мамврийского Богоявления имеет свое иконографическое отображение, и даже, более того, икона сама толкует богословский смысл библейского текста, порой, опережая богословов. Молитва дерзновенно постигает то, перед чем робко останавливается разум исследователя-толкователя.

Первое тысячелетие христианства отображает в иконе христологическое толкование Мамврийского Богоявления св. Иустина Философа и св. Иоанна Златоуста. Иконописцы изображают гостеприимство (филоксению) Авраама. Один ангел нередко выделяется среди других, порой кресчатым нимбом или одеянием, соответствующим Христу. Но, с начала второго тысячелетия, начинается богословское иконографическое переосмысление Мамврийского Богоявления. В 1066 г. на миниатюре лицевой Псалтыри Студийского монастыря появляется впервые надпись (Святая Троица). В монументальной живописи такая надпись появляется не раньше второй половины XII в. в Каппадокии, на Патмосе. Вполне возможно, что на иконографическое переосмысление гостеприимства Авраама повлияли троичные каноны Митрофана Смирнского. И, наконец, высшего расцвета богословие Троичной Феофании под Мамврийским дубом достигает в XIV в. уже не в Византии, а в Московской Руси, в молитвенном подвиге прп. Сергия Радонежского и в среде его учеников. Среди них – прп. Андрей Рублев, который создает (в начале XV в.) свое гениальное и бессмертное произведение, икону «Живоначальная Троица».

Три ангела являют Святую Живоначальную Троицу. Авраамово угощение превращается в чашу с главой предвечно закланного жертвенного тельца. Мамврийский дуб – древо жизни, гора – горний мир, шатер – церковь Божия. Авраама нет вообще. Молящийся, его взором созерцает предвечную тайну Святой Живоначальной Троицы.

Интересно отметить, что даже на иконе прп. Андрея Рублева, наиболее ярко отразившей или, лучше, явившей третье Троичное толкование, имеется след первоначального, христологического толкования. Видимо, иконографическая традиция всего первого тысячелетия не могла исчезнуть вовсе. Видно это в том, что средний ангел на иконе Рублева все-таки хранит черты, присущие Христу. Одеяние его однозначно соответствует одеянию Христа по иконографическому канону – багровый хитон, голубой гиматий и охряного цвета клавий – перевязь на правом плече.

В связи с ересью жидовствующих в ХV-ХVІ вв., содержавшей в себе иконоборчество, на Руси вновь встал вопрос о правомочности писать икону Святой Троицы, а, соответственно, и о значении Мамврийского Богоявления. Это побудило борца против ереси жидовствующих прп. Иосифа Волоцкого писать сочинения с изложением толкования о Троичной Феофании Аврааму под дубом Мамврийским.

Прп. Иосиф Волоцкий: «Скажем сейчас об одном нечестивом еретическом их [жидовствующих – Г.Ф.] учении: будто бы, не следует изображать на честных иконах Святую и Животворящую Троицу, ибо Авраам, как они говорят, принимал у себя и угощал Бога с двумя ангелами, а не Троицу. Таково их обыкновение – извращать Св. Писание…»629. Далее, прп. Иосиф излагает учение о Троичной Феофании. Так, он пишет: «Рассмотрим далее тайну явления Святой Троицы Аврааму. Святая Троица, неизреченная и непостижимая, явилась Аврааму неизреченно, непостижимо и неописуемо. Авраам, будто, разговаривая с Одним и Тем же, обращался то к Троим, то к Одному. К Одному он так обращался: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими

; к Троим – так:
И омоют ноги Ваши
. Был таинственный смысл в том, что Авраам, видя Трех, называл Их Одним Господом, – этим в Писании объявляется единство Божества; когда же Авраам обращался к Троим, то этим показывал Триипостасность и Трехличность Божества»630.

Прп. Иосиф Волоцкий касается и вопроса, почему св. отцы толковали Мамврийское Богоявление по-разному: одни видели явление Христа (Бога) и двух ангелов, другие – трех ангелов, третьи – Саму Святую Троицу. Прп. Иосиф считает, что все они говорили одно и то же, что все исповедали явление Св. Троицы, но одни говорили об этом прямо, а другие, говоря об ангелах, подразумевали Бога, ведь Бог в Писании действительно неоднократно являлся в виде ангела или именовался таковым. Прп. Иосиф Волоцкий: «Поэтому святые отцы наши и учители поступают хорошо и справедливо, когда пишут по-разному: иногда – о том, что Авраам сподобился принять Святую Троицу в свой шатер, иногда же – что Авраам принял Бога с двумя ангелами, а иногда – что патриарх угощал ангелов; и все это истинно. Если бы в действительности было иначе, разве осмелились бы святые отцы, знавшие Божественные тайны, противоречить Священному Писанию? Ведь в Писании сказано: явился Аврааму Бог, а они иногда пишут, что явились Аврааму ангелы, иногда – что явился Аврааму Бог с двумя ангелами, иногда же – что явилась Аврааму Святая Троица. Из этого ясно, что Бог в образе Ангела показывается, и в образе Человека является. Ангел же не может назвать себя Богом»631.

Что касается мнения прп. Иосифа о явлениях Бога в виде ангела или человека, то оно, безусловно, справедливо. Ангел же не может называть и являть себя Богом – верно! Однако, приведенные нами ранее тексты св. отцов показывают, что, едва ли они, в данном случае, думали так, как бы это хотелось прп. Иосифу. Все-таки они не просто по-разному говорили, но и по-разному толковали. Так, св. Иоанн Златоуст определенно говорит: «Здесь, в куще Авраама, явились вместе и ангелы, и Господь их»632, т.е. он отличает двух ангелов, как служебных духов от их Господа. Далее, о двух ангелах, направившихся в Содом, Златоуст говорит: «потом ангелы, как служители, посланы были на погубление тех городов». Богословие же и, особенно, икона, молитвенное созерцание православного Востока явно избрали путь прп. Андрея Рублева, прп. Иосифа Волоцкого и благоговейно зрят тайну Троичного Богоявления под дубом Мамврийским.

…Но остается экзегетическая загадка, оставленная нам святыми отцами, может быть, навсегда.

Николо-Иоасафовский собор города Белгорода

Содержание | Вперёд >>>

(Бытие 12, 13, 18, 19)

Прошло много лет после потопа. Люди размножились, расселились по всей земле. Почти все они забыли истинного Бога и стали молиться солнцу, луне, разным зверям, считая их за богов. Они делали из камня и из дерева их изображения и поклонялись им, как богам. Такие изображения ложных богов называются идолами, а люди, которые им поклоняются, называются идолопоклонниками или язычниками. Только в потомстве Сима еще были люди, которые помнили истинного Бога и поклонялись Ему.

ПОСЛУШАНИЕ АВРААМА БОГУ

Одним из таких людей был Авраам, живший в халдейской стране около города Ур. Ему явился однажды Господь и велел оставить своих родных и свою родную землю и переселиться в чужую страну, где жители были очень грубыми язычниками. Это была земля Ханаанская, в тысяче километрах от Ура. При этом Господь обещал заботиться об Аврааме и сказал, что у него будет большое потомство, и что из его потомков явится Спаситель.

Авраам послушался Господа, взял свою жену Сарру и племянника Лота и переселился, куда ему велел Господь. Господь благословил Авраама: стада его размножались и, наконец, стали такие большие, что ему пришлось разделиться с Лотом. Авраам остался на прежнем месте, а Лот переселился в город Содом.

ЯВЛЕНИЕ ТРЕХ АНГЕЛОВ

Господь несколько раз являлся Аврааму. Однажды Он явился ему в виде трех ангелов. Сперва Авраам принял Их за странников. Он выбежал к Ним, упросил Их войти к нему и стал, как можно лучше Их угощать. Только потом из Их беседы он понял, что это Св. Троица. Уходя, Господь сказал Аврааму, что Он хочет уничтожить города Содом и Гоморру за то, что жители их ужасные грешники. Авраам заступился за них и сказал: — Господи, а если там есть хоть 50 праведных, неужели Ты и их погубишь с грешниками? — Нет, — сказал Господь, — Я ради них помилую весь город. — Авраам спросил: — А если праведников будет только 45? — Все-таки Я для них помилую город, — сказал Господь. Авраам стал все уменьшать число праведников и дошел до 10. И Господь обещал ради только 10 праведников помиловать Содом и Гоморру.

РАЗРУШЕНИЕ СОДОМА И ГОМОРРЫ

В этих несчастных городах не нашлось и 10 праведников. Когда ангелы Божии туда пришли, их принял к себе один Лот; да и то жители хотели его за это наказать. Тогда ангелы велели Лоту с семьей бежать скорее из грешного города и даже не оглядываться назад. А Содом и Гоморра были уничтожены дождём из камней и огня. Жена Лота во время бегства обернулась и сделалась столпом соли.

ЧТО ТАКОЕ СВЯТАЯ ТРОИЦА?

Почему Господь явился Аврааму в виде трех ангелов? Он этим впервые открыл людям, что Он есть Троица. Раньше люди знали только, что Бог — Один; теперь узнали, что в Нем — Три Лица. Тайна эта непостижима. Ее никто из нас, грешных людей, не понимает. Грех загрязняет наш ум и мешает нам видеть Бога. А любовь очищает наше сердце и приближает нас к Господу. Спаситель сказал: — счастливы чистые сердцем, они Бога увидят.

Когда люди впали во многие грехи, они забыли все, что знали про Бога — стали язычниками. А чистому сердцем: доброму, послушному и справедливому Аврааму Господь показал тайну Св. Троицы. Спаситель наш Иисус Христос открыл нам ее еще яснее: мы знаем теперь, что Святая Троица есть Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Святые люди, которые всю жизнь боролись с грехом и очищали свое сердце, лучше нас объясняли тайну Св. Троицы. Она похожа на любовь между людьми. Когда несколько человек любят друг друга — они все — как один человек. Одного огорчили — всем грустно, одного обрадовали — все рады. Но это не три любящие друг друга Бога, а Один Бог. Один Святой так пытался объяснить тайну Св. Троицы: взгляните на солнце — в нем три вещи: круг, сияние и теплота, но это не три солнца, а одно. Так и Пресвятая Троица, хотя имеет три Лица — Отца, Сына и Св. Духа, но не разделяется на три Бога. Но это только «похоже» на Пресвятую Троицу. По настоящему Ее понять мы не можем. Но чем больше мы любим Бога и друг друга, тем больше к Нему приближаемся.

Вот молитва Святой Троице: Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи (Бог Отец),

очисти грехи наша; Владыка
(Бог Сын),
прости беззакония наша; Свитый
(Бог Дух Святой),
посети и исцели немощи наша, Имени Твоего ради
(т. е. ради Тебя Самого).
Эти последние слова относятся ко всей Святой Троице.

Вот эту великую тайну про Себя Господь приоткрыл Аврааму, явившись ему в виде трех ангелов. Когда мы хотим изобразить Пресвятую Троицу на иконе, мы Ее изображаем в виде трех ангелов.

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

  1. Кто такие язычники?
  2. Кто остался верным Богу?
  3. Почему Бог повелел Аврааму покинуть свою страну?
  4. Кого Авраам взял с собой?
  5. Как Господь явился Аврааму?
  6. За что Господь был согласен помиловать Содом и Гоморру?
  7. Как спасся Лот?
  8. Что означало явление Господа в виде трех Ангелов?
  9. Почему Святая Троица — тайна?
  10. Укажи примеры, объясняющие отчасти Святую Троицу?
  11. Повтори молитву Святой Троице.

Самостоятельная работа:

Продолжение предыдущей работы.

| Содержание | Вперёд >>>

В этой главе ожидается публикация иллюстраций! 09.03.2013 // Admin

Авраам. Явление Бога Аврааму в виде трех странников

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Евангелие от Матфея (5,8)

Когда почти все люди на земле были язычниками, в Азии, в потомстве Сима жил праведный человек по имени Авраам, который оставался верным Единому Богу. Авраам жил в стране Халдейской, недалеко от Вавилона. Он был богат, имел много скота, серебра и золота, много слуг; но не имел детей и скорбел об этом. Бог избрал праведного Авраама, чтобы сохранить истинную веру, через его потомство, для всего человечества. А чтобы оградить его и его потомство от родного ему языческого народа, Бог явился Аврааму и сказал: «Выйди из земли твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя и возвеличу имя твое. И благословятся в тебе все племена земные». Бог выделил Авраама за его послушание и обещал громадное потомство, из которого родится обещанный первым людям Спаситель мира, Который благословит все народы земли. Аврааму было в то время семьдесят пять лет. Он взял жену свою Сару, племянника Лота и все имение, и переселился в землю, которую указал ему Господь. Земля эта называлась Ханаанскою и была весьма плодородна. Здесь Господь снова явился Аврааму и сказал: «Всю землю, которую ты видишь, Я дам тебе и твоему потомству». Авраам устроил жертвенник и принес Богу благодарственную жертву. После этого земля Ханаанская стала называться обетованною, то есть обещанною, так как Бог обещал дать ее Аврааму и его потомству. Теперь она называется Палестиной. Находится эта земля на восточном берегу Средиземного моря, и посредине ее протекает река Иордан. Когда стада Авраама и Лота так размножились, что им становилось вместе тесно, тогда они решили дружелюбно разойтись. Авраам сказал Лоту: «Да не будет раздора между нами, так как мы родственники. Не вся ли земля пред тобою? Отделись же от меня; если ты — направо, то я — налево». Лот выбрал себе долину иорданскую и поселился в Содоме. А Авраам остался жить в земле Ханаанской и поселился близ Хеврона, у дубравы Мамры. Там около дуба Мамврийского, он раскинул свой шатер и устроил жертвенник Господу. Здесь совершилось одно из знаменательных событий в ветхозаветной истории — явление Бога Аврааму в виде трех странников. Это было первое откровение Бога — Троицы в ветхом завете. Однажды, в знойный день, Авраам сидел под тенью дуба, у входа в свой шатер, и видит: стоят против него три странника. Авраам любил принимать странников. Он сразу же встал и побежал навстречу им, поклонился до земли и стал звать их к себе отдохнуть под деревом и подкрепиться пищей. Странники зашли к нему. По обычаю того времени, Авраам омыл им ноги, подал хлеб, тут же приготовленный его женой Сарой, подал масла, молока, лучшего жареного теленка и стал угощать их. И они ели. И сказали они ему: «Где Сара, жена твоя?» Он ответил: «Здесь, в шатре». И сказал один из них: «Через год Я опять буду у тебя, и у Сары, жены твоей, будет сын». Сара, стоявшая сзади у входа в шатер, слышала эти слова. Она засмеялась про себя и подумала: “Мне ли иметь такое утешение, когда я уже состарилась?” Но странник сказал: «Зачем Сара засмеялась? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок Я буду у тебя, и у Сары родится сын». Сара же испугалась и сказала: «Я не смеялась». Но он сказал ей: «Нет, ты засмеялась». Авраам тогда понял, что перед ним не простые странники, а что с ним говорит Сам Бог. Аврааму в это время было 99 лет, а Саре 89.

У кого велика вера, тому подается и благодать великая… Преподобный Симеон Новый Богослов

Три Ангела, три Путника в гостях у Авраама

Детские беседы протоиерея Александра Соколова

Праведные Авраам и Сарра дожили до старости, а детей у них все не было. Авраам очень скорбел об этом.

Около Авраамова жилища была дубовая роща.

Однажды в жаркий летний полдень сидит Авраам у своего дома, под широким развесистым дубом, и видит, что мимо идут три незнакомых человека.

Авраам был ласковый, гостеприимный человек. Он всякому давал приют, всякого готов был накормить, напоить и успокоить. Он встаёт, низко кланяется путникам и просит их зайти отдохнуть.

Путники согласились, и радушный Авраам бежит к Сарре, велит ей скорее испечь хлебов; потом бежит в стадо, выбирает лучшего теленка и велит слуге изжарить его. Затем он возвращается к своим гостям и моет им ноги.

Понимаете ли, дети? Старый, богатый Авраам, у которого столько стад, столько слуг, — сам умывает ноги людям, которых видит в первый раз! Зачем же?

А вот зачем: странники шли пешком, в жаркую погоду, по накалённой от солнца дороге. Ноги покрыты пылью и ноют от жары и усталости. Как приятно, когда их помоют чистою, холодною водою!

В то время в тех странах первою учтивостию, первым угощением было умовение ног с дороги.

Что же, друзья мои, оказалось? Оказалось, что Авраам за своё гостеприимство удостоился принять Самого Господа и двух Ангелов, которые явились ему в виде трех странников.

Когда Авраам, стоя перед гостями, сам прислуживал им за столом, Господь сказал ему: «Авраам! в этом же году Я опять приду к тебе, тогда у Сарры, жены твоей, будет сын».

Сарра была недалеко. Она услышала, что у неё будет сын; по своей старости она сочла это невозможным для себя и рассмеялась.

Господь, Который видит всё, что делается в нашей душе, сказал Аврааму: «Зачем Сарра смеётся, разве для Бога трудно дать дитя родителям и в старости?»

А знаешь, что случилось дальше? Господь ведь не раз обещал: сколько на небе звёзд, столько будет у него потомков.

И вот, спустя год после посещения странников-ангелов у Авраама и Сарры родился сын. Младенца назвали Исааком, что означает «смех».

Это напоминание и потомкам Авраама, и всем нам, что негоже смеяться над словами Божиими, как смеялась Сарра. Ведь Господь всегда исполняет то, что обещает!

Жертвоприношение Авраама

Господь всегда исполняет то, что обещает. Ты помнишь, что обещал Бог Аврааму? Он обещал сына. И вот родился Исаак.

Маленький Исаак рос и был добр и благочестив, как его отец.

Но послушай, что случилось!

Однажды Бог сказал Аврааму: «Возьми Исаака, твоего единственного сына, которого ты так любишь, пойди в землю Мориа на гору, которую Я тебе укажу. Там ты должен принести Мне Исаака в жертву».

Удивительно! Непостижимо, чего потребовал Бог!

Авраам сейчас же подумал: «Бог хочет этого, и я должен исполнить Божию волю. А Господь волен воскресить умерщвлённого мною сына для исполнения Своего обещания о многочисленном потомстве и о будущем Спасителе всего мира».

На другое утро Авраам встал рано, наколол сухих дров, чтобы развести огонь, потом вывел осла и положил на него дрова, потом взял двух слуг и своего сына Исаака и отправился в путь. Исааку же Авраам о том, что он хочет сделать, ничего не сказал.

Дорога была далёкая. Только на третий день пришли они к горе.

Авраам сказал обоим слугам: «Подождите здесь, под горою, а я взойду на вершину помолиться. Когда будем готовы, то вернемся к вам. Мы останемся там недолго».

Авраам взял дрова и положил вязанку на спину Исаака. «Неси ты это», — сказал он ему. Сам же Авраам взял в одну руку огонь, а в другую острый, большой нож.

И пошёл Исаак на гору рядом со своим отцом.

Авраам шёл тихо и молча. Когда они прошли немного, Исаак сказал: «Любезный батюшка! У тебя огонь и нож, но где же овечка, которую мы принесём в жертву?» «Не беспокойся, мое милое дитя, — сказал Авраам, — Бог пошлёт овечку, когда мы взойдём на гору».

Больше отец не сказал ничего. Он пошёл молча дальше. Исаак также не говорил ни слова, хотя и удивлялся.

Когда Авраам с Исааком поднялись на гору, Авраам построил алтарь и положил на него дрова, не говоря при этом ни слова. Исаак спокойно смотрел, что делал отец.

Когда алтарь был готов, Авраам связал Исааку руки и ноги и положил его на дрова. Послушный мальчик позволял с собою делать все, что хотел отец.

Но, дети, тяжело было отцу! Горько было на душе у отца, когда видел своего сына, лежащим на костре!

Теперь он должен был его заколоть ножом. Это было тяжело… Но Авраам с верой подумал: «Так хочет Бог, и я должен это сделать».

И вот, он взял большой, острый нож в правую руку и занес его.

Но вдруг услышал над собою голос с неба. Это был Ангел, который говорил: «Авраам! — «Я здесь!» отвечал Авраам. Тогда Ангел сказал: «Не поднимай руки на сына твоего, потому что я теперь знаю, что ты боишься Бога».

Лишь только услыхал Авраам эти слова, как далеко-далеко отбросил от себя нож. Живо развязал он своего милого Исаака, обнимал и целовал его от радости, что он остался жив.

Бог сказал тогда Аврааму: «Так как ты не пожалел для Меня сына своего единственного, Я благословлю тебя и умножу потомство твоё, как звёзды небесные и как песок на берегу моря, и чрез твоё потомство, от коего произойдет Христос Спаситель, получат благословение все народы земли».

Авраам отправился со своим сыном домой и радовался, что исполнил волю Божию и что, вместе с тем, остался жив сын его Исаак, удостоенный столь великого обещания Божия.

О том, почему Ева не устояла…

Pobeda.Ru

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Евангелие от Матфея 5, 8

Когда почти все люди на земле были язычниками, в Азии, в потомстве Сима жил праведный человек по имени Авраам, который оставался верным Единому Богу.

Авраам жил в стране Халдейской, недалеко от Вавилона. Он был богат, имел много скота, серебра и золота, много слуг; но не имел детей и скорбел об этом.

Бог избрал праведного Авраама, чтобы сохранить истинную веру, через его потомство, для всего человечества. А чтобы оградить его и его потомство от родного ему языческого народа, Бог явился Аврааму и сказал: «Выйди из земли твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя и возвеличу имя твое. И благословятся в тебе все племена земные».

Бог выделил Авраама за его послушание и обещал громадное потомство, из которого родится обещанный первым людям Спаситель мира, Который благословит все народы земли.

Аврааму было в то время семьдесят пять лет. Он взял жену свою Сару, племянника Лота и все имение, и переселился в землю, которую указал ему Господь.

Земля эта называлась Ханаанскою и была весьма плодородна. Здесь Господь снова явился Аврааму и сказал: «Всю землю, которую ты видишь, Я дам тебе и твоему потомству». Авраам устроил жертвенник и принес Богу благодарственную жертву.

После этого земля Ханаанская стала называться обетованною, то есть обещанною, так как Бог обещал дать ее Аврааму и его потомству.

Теперь она называется Палестиной. Находится эта земля на восточном берегу Средиземного моря, и посредине ее протекает река Иордан. Когда стада Авраама и Лота так размножились, что им становилось вместе тесно, тогда они решили дружелюбно разойтись.

Авраам сказал Лоту: «Да не будет раздора между нами, так как мы родственники. Не вся ли земля пред тобою? Отделись же от меня; если ты — направо, то я — налево».

Лот выбрал себе долину иорданскую и поселился в Содоме. А Авраам остался жить в земле Ханаанской и поселился близ Хеврона, у дубравы Мамры. Там около дуба Мамврийского, он раскинул свой шатер и устроил жертвенник Господу.

Здесь совершилось одно из знаменательных событий в ветхозаветной истории — явление Бога Аврааму в виде трех странников. Это было первое откровение Бога — Троицы в ветхом завете.

Однажды, в знойный день, Авраам сидел под тенью дуба, у входа в свой шатер, и видит: стоят против него три странника. Авраам любил принимать странников. Он сразу же встал и побежал навстречу им, поклонился до земли и стал звать их к себе отдохнуть под деревом и подкрепиться пищей.

Странники зашли к нему. По обычаю того времени, Авраам омыл им ноги, подал хлеб, тут же приготовленный его женой Сарой, подал масла, молока, лучшего жареного теленка и стал угощать их. И они ели.

И сказали они ему: «Где Сара, жена твоя?» Он ответил: «Здесь, в шатре». И сказал один из них: «Через год Я опять буду у тебя, и у Сары, жены твоей, будет сын».

Сара, стоявшая сзади у входа в шатер, слышала эти слова. Она засмеялась про себя и подумала: “Мне ли иметь такое утешение, когда я уже состарилась?”

Но странник сказал: «Зачем Сара засмеялась? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок Я буду у тебя, и у Сары родится сын».

Сара же испугалась и сказала: «Я не смеялась». Но он сказал ей: «Нет, ты засмеялась».

Авраам тогда понял, что перед ним не простые странники, а что с ним говорит Сам Бог. Аврааму в это время было 99 лет, а Саре 89.

У кого велика вера, тому подается и благодать великая… Преподобный Симеон Новый Богослов

© Видеокурс подготовлен редакцией сайта «Закон Божий»

К СОДЕРЖАНИЮ

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]