Икона «В скорбях и печалях Утешение». Значение. В чем помогает. Куда вешать. Как молиться


Икона Божией Матери «В скорбях и печалях утешение»

Икона Божией Матери «В скорбех и печалех утешение»
Празднование 19 ноября

Восходит к XVII веку. Есть предание, что икона принадлежала цареградскому патриарху святителю Афанасию III Пателарию, с которым она побывала во всех скитаниях и путешествиях владыки и в 1653 году впервые прибыла в Россию. После смерти святителя в 1654 году она перешла старцу, жившему на покое в Ватопедском монастыре на Святой Горе Афон.

В день открытия Афонского Андреевского скита 22 октября 1849 года проживавший на покое в Ватопеде митрополит Григорий подарил икону первому игумену скита Виссариону (Толмачёву) как благословение от обители и в связи с тем, что этот образ ранее был келейной иконой патриарха Афанасия III Пателлария, на месте кельи которого и возник Андреевский скит.

В августе 1853 года икону послали морем в Одессу, а оттуда почтой в Санкт-Петербург иеромонаху Феодориту (Крестовникову), собиравшему в России средства для обители. В ноябре он получил икону со значительными повреждениями и, вероятно, в июле 1859 года, вернувшись на Афон, возвратил её в обитель. Перед кончиной в 1862 году игумен Виссарион (Толмачёв) передал икону братии с пророческими словами: «Да будет она вам отрадою и утешением в скорбех и печалех

«.

В августе 1863 года, во время второго пребывания иконы в России на период сборов иеромонахом Паисием средств для устроения Андреевского скита, в Казанской губернии икона проявила чудотворную силу при исцелении людей. Первое чудо от иконы было зафиксировано 19 ноября того года в женском монастыре в честь Рождества Христова в городе Слободском, где игуменией была монахиня Пульхерия, дочь отца Филарета (Филиппа Филимоновича Сазонова), одного из первых насельников Андреевского скита — обрёл дар речи 18-летний учащийся Вятского духовного училища Владимир Неволин. На Рождество 1857 года он отправился в село Кырмыж Вятского уезда. 31 декабря на паперти храма некто приказал передать весть его отцу иеромонаху Неону, насельнику Слободского Крестовоздвиженского монастыря, и предостерег, что если он этого не сделает, то пострадает. Юноша не исполнил веления и вскоре стал чувствовать недомогание. В 1-й день Великого поста он имел видение 3 светозарных мужей, один упрекнул его в неисполнении приказа и предрек наказание — немоту. Владимир рассказал о видении сестре, жене священника. В тот же день он онемел. Спустя 6 лет, когда Владимир после молебна приложился к иконе, то ощутил «в своем языке жар, который распространился по всему телу». Вернувшись домой, неожиданно заговорил. Первыми его словами были: «Какой чудный бриллиантовый венец на Божией Матери!

«

С этого момента исцеления от иконы стали совершаться непрерывно. 22 ноября заговорила косноязычная дочь дьячка Сретенской церкви города Слободского Параскева Овчинникова, 24 ноября исцелились от паралича ног крестьянин Николай Ворожцов, от болезни ног семилетняя девочка Ксения Кайсина и от припадков трёхлетний мальчик Петр Лихачёв, 25 ноября — от беснования А. Г. Шуктомова, 5 декабря от воспаления кости четырёхлетний мальчик Василий Кибардин. За два месяца после первого чуда было зафиксировано множество подобных свидетельств [1].

В 1876-1882 годы икона снова находилась в России в сопровождении иеромонаха Иезекииля, опять наблюдались исцеления больных. В 1890 году икону по решению братии Андреевского скита навсегда отправили в Россию. Сопровождал ее будущий игумен скита иеромонах Иосиф (Беляев). 3 марта икону торжественно встретили в Одессе, где в соборном храме получили исцеление от беснования две девочки. 14 марта — на станции Борки. 16 марта — в Ростове-на-Дону, где также был зафиксирован случай исцеления от беснования. Затем икону встречали в Новочеркасске, в Москве, на Афонском подворье скита в Санкт-Петербурге.

В местах остановок служились молебны при стечении огромного количества верующих. В 1890-1891 годах иеромонахом Иосифом в Санкт-Петербурге было зафиксировано 21 исцеление от различных недугов. С 17 сентября по 2 октября икона находилась в Угличе и его окрестностях, где от неё также совершались исцеления.

В службе иконе стали использовать тропарь, кондак и акафист иконе Божией Матери «Утоли моя печали». 6 февраля 1915 года на Петроградском подворье Андреевского скита митрополит Петроградский священномученик Владимир (Богоявленский) начал совершать перед чудотворной иконой неусыпное моление о даровании победы русскому воинству.

В 1933 году чтимый образ был передан в Николо-Богоявленский собор. Был установлен обычай выносить икону на её праздник вечером 1 декабря на вечернюю службу и 2 декабря на Литургию; чаще всего икона находилась затем до конца дня в центре храма [2]. Ныне святыня хранится в алтаре собора [3].

Икона Божией Матери «В скорбех и печалех утешение». Список 1890 г. Афонский Андреевский скит.

История происхождения

К сожалению, подлинная икона не дошла до наших дней. Сохранилась только ее глубокая история и чудотворения. Церковнослужители считают, что она написана в XVII веке в Византии. Известно, что изначально она принадлежала святителю Афанасию III – Патриарху Константинопольскому, как келейная икона. После кончины владыки она перешла к старцу Ватопедского монастыря на Святой Горе Афон.

Затем, она прибывала у иеросхимонаха Виссариона (Толмачева) – первого игумена Андреевского скита на Афоне. Икону принес в дар митрополит Григорий, как знак благословения скита, который был построен на месте кельи патриарха Афанасия III Пателлария.


  1. Икона «В скорбях и печалях Утешение».*

  • В 1853 году икона была отправлена в Одессу по морю, А затем с почтой передана в Санкт-Петербург. Адресатом был иеромонах Феодорит (Коестовников). С помощью иконы он собирал средства для Афонской обители. Так, икона впервые попала в Россию. Здесь она прибывала несколько месяцев и была возвращена иеромонаху с сильными повреждениями. На Афон вернулась в июле 1859 года, (предположительно).
  • В 1862 игумен Виссарион собрал братию и передал икону, произнеся пророческие слова: «Да будет она вам отрадою и утешением в скорбех и печалех» (цитата). Произошло это перед его кончиной. Так икона приобрела свое знаменитое название.
  • В 1863 году произошло второе иконы путешествие в Россию, теперь уже в Казанскую губернию. Икону сопровождал иеромонах Паисий.
  • В ноябре того же года произошло первое чудесное исцеление. Произошло это так. В городе Слободском Вятской губернии был женский монастыр в честь Рождества Христова. Его настоятельницей была монахиня Пульхерия. (Ее отец Филарет – одним из первых стал насельником Андреевского скита).

В этом храме Владимир Неволил – сын местного священника, вновь обрел дар речи после шестилетней немоты. Это случилось после окончания молитвы у иконы «В скорбях и печалях Утешение», когда, он прикоснулся к ней устами и почувствовал «сильное тепло на языке и во всем теле». Когда он возвратился домой, то мог говорить, как прежде. Первое, что он произнес, были слова: «Какой чудный бриллиантовый венец на Божией Матери!».

С этого момента чудеса стали происходить очень часто. 22 ноября смогла связно и красиво говорить Параскева Овчинникова – дочь дьячка Сретенской церкви г. Слободского. До этого она отличалась ужасным косноязячьем. Еще через два дня прошел паралич у крестьянина Николая Ворожцова. Затем, прекратились припадки у трехлетнего малыша Петра Лихачева. Выздоровели больные ноги у девочки семи лет Ксении Кайсиной. В начале декабря от костного воспаления избавился мальчик Василий Кибардин. За два месяца, пока икона находилась в России, произошло множество подобных событий.

  • Третье пребывание чудотворного образа в России состоялось в период с 1876 г. по 1879 г.
  • А в 1890 году братия Андреевского Скита приняла решение навсегда оставить икону в России. В сопровождении иеромонаха Иосифа (Беляева), она прибыла в Одессу, откуда была перевезена в Санкт-Петербург.

За время следования через Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Москву и другие города, произошло несколько чудесных исцелений после многолюдных молебнов при огромном скоплении верующих. В общей сложности зафиксировали 21 факт, когда больные лишались своих недугов.

  • Позднее икона была перевезена в Благовещенский монастырь на подворье Андреевского скита в Санкт-Петербург. После 1929 года подлинный образ бесследно исчез. К счастью осталась его точная копия.

  1. Икона «В скорбях и печалях Утешение». Список 1890 г. Афонский Андреевский скит.*

В 1890 году перед подлинник был подарен афонскими монахами православным верующим России. Перед актом дарения, на Афоне в Андреевском ските был создан список, который был помещен на врата Андреевского собора.

Явленные чудеса

Только лишь 4 года побыла в Греции икона, затем отправлена вновь в российские земли. Миссия все та же – теперь уже с иеромонахом Паисием. В этот раз ей предстояло в Курской губернии собирать средства для монастыря.

С этих пор слава о чудесах, происходивших с помощью этой иконы, разнеслась по всей России. Чтобы укрепить веру в Господа в людях, все чудесные явления, свершившиеся после молений Богородице перед данным образом, фиксировались записями в книгах. Их хранили и берегли, как свидетельство о чудотворности иконы.

Первый случай чудесного исцеления произошел с немым студентом в вятском уезде в 1863 г. О нем свидетельствует запись в церковной книге приходского храма в с. Кырмыж. Сам молодой человек был из религиозной семьи и обучался в духовном училище. Однажды он входил в храм, а на паперти его останавливал некий странник. Ему было нужно, чтобы юноша просто пересказал своему батюшке кое-какое сообщение. Студент оставил просьбу без внимания.

После этого снится ему сон, где трое святых осуждают его за легкомыслие и обещают наказать. Утром парень уже не мог выговорить ни слова. Он онемел. Шесть лет прошло в молчании, и вот икона была доставлена в сельский храм. Когда молебен завершился, не говорящий много лет приложился к ней. Он почувствовал, что язык его как бы горит и после уже смог говорить.

Случались и иные чудеса. Они благодатно изливались на тех, кто полный веры подходил к образу с молитвой. Имеются тому многочисленные свидетели, подтвердившие свои слова подписями.

Тогда же, когда обрел дар речи несчастный студент, в октябре 20-го, косноязычная жена дьячка Акулина Фролова, которая с самого детства едва произносила слова, после молитвы стала говорить. В ноябре того же года выздоровел и Савелий Ермаков, мещанин, долгое время парализованный. Через день роженица Е. Мартынова, жена купца, терявшая последние искры жизни от горячки после рождения ребенка, обрела силы и здоровье.

Подобных чудес описано немало в книге. Еще больше осталось незафиксированных.

Другие списки

Копии стали распространяться со второй половины 19 века, после того, как икона впервые побывала в Вятской губернии.

  • Первый список был создан тем самым Владимиром Неволиным, который исцелился от немоты. Он находился в Вятском Христовоздвиженском монастыре. В 1866 году список дополнили нарядной ризой, которую изготовили на Афоне.
  • Еще одну копию Неволин сотворил в 1864 году для Новолинского собора Святителя Николая.
  • В 1882 году Вятской губернии в г. Слободское, построили Преображенский монастырь в честь иконы Божьей Матери «В скорбях и печалях Утешение». Список для этого храма создал иеромонах Паисий. Тот, что привозил подлинную икону с Афона в г. Слободское в 1863 году.С этой иконой проходили все крестные ходы в разных городах губернии, а дважды в год 12 декабря и 25 января, ее привозили в Вятку. Одной из самых известных копия стала, которая сейчас находится в Екатерининском соборе г.Слободского.
  • Еще один список был создан для церкви с. Вишкиль Вятской губернии.
  • В 1905 году был создан список в келье Иоана Златоуста Хиландарского монастыря.
  • Сберегся до наших дней. Сейчас хранится в Алексеево-Акатовом женском монастыре

г. Воронежа. В 1999 году икона мироточила очень обильно. С тех пор это происходило несколько раз, но менее сильно.


  1. Список 1905 года был создан в келье Иоана Златоуста, украшен такой надписью: «Сия икона написана и освящена на святой Афонской Горе в Русской Обители Святого Иоанна Златоустого при настоятеле иеросхимонахе Кирилле 1905 года».*

  • В 1913 году в Андреевском скиту был написан еще один список и подарен епископу Гдовскому Вениамину (Казанскому), (ныне причисленному к священномученикам). В 1917 году после убийства большевиками пастыря Царского Села (Пушкино) – Иоана (Кочурова) священномученика, епископ Вениамин передал в дар прихожанам вышеназванную икону, в утешенье. Образ поместили в Екатериниский собор, где находился до 1939 года, пока не был взорван местной советской властью. Тогда многие иконы и церковную утварь сожгли во дворе храма. Но, к счастью, чудотворный список остался цел. В 1995 году он вернулся сначала в Софийский собор г. Пушкино, а после восстановления Екатерининского собора в 2012 года, на свое прежнее место, в возрожденный храм.

  1. Икона Божией Матери «В скорбех и печалех утешение» из Екатерининского собора в Пушкине. Список 1913 г. из Андреевского скита на горе Афон.*

В Санкт-Петербурге в Благовещенском храме Пресвятой Богородицы (на архиерейском подворье, раньше было подворьем Афонского Андреевского скита) есть список, который содержит частицы мощей тех святых, что изображены на иконе.

Литература

  • Описание чудес, совершившихся перед чудотворною иконою Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», находящейся в Рус. на Афоне Св.-Андреевском общежительном ските // Кр. ист. очерк Рус. на Афоне Св.-Андреевского общежительного скита. Од., 1890, 19126;
  • Памятники христ. древности и святыни в святогорских афонских мон-рях. // Наставления и утешения св. веры христианской. 1902. № 1. С. 74-85;
  • Летопись Св.-Андреевского скита. СПб., 1911. С. 171-172;
  • Третье путешествие в Россию со Св. Горы Афонской из Андреевского рус. скита чудотворной иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение»: Описание чудес. Од., 1912. С. 123;
  • [Описание чудес] // Наставления и утешения св. веры христианской. 1915. № 4. С. 189;
  • Обитель неусыпающих в Петербурге // Там же. 1916. № 5. С. 160;
  • Любомудров А. Матушка Пульхерия — подвижница града Слободского // Вятский епарх. вестн. 1997. № 8 (88).

Описание и значение иконы (афонский список 1890 г.)

Внешний вид представляет собой складень со створками. Его общая величина – 40 см в длину, 31 см в высоту.

Центральная часть заполнена изображением Божьей Матери. Она держит Младенца Христа. Он держит в левой руке скипетр, а правой благословляет.

Их одеяния расшиты золоченными узорами.

Рядом с ними Иоан Богослов и Иоан Предтеча.

Снизу от них расположены лики Антония Великого, Саввы Освещенного, Евфимия Великого и Онуфрия великого. На правой створке складня изображены:

  • Николай Мирликийский (справа вверху),
  • Георгий Победоносец на коне (внизу).

С левой стороны в верхней части – Спиридон Тримифунтский и Дмитрий Солунский (на коне).

Специалисты относят «стиль письма» к технике, которая указывает на «многовековую древность этой иконы».**

Значение, заложенное в ней – символизирует защиту всех святых, которые окружают Божью Матерь и Младенца Христа. Они исцеляют болящих, и словом, и оружием. Поскольку, некоторые недомогания происходят от нечистой силы. От нее и ограждает икона. Благодаря ей происходило множество чудодейственных исцелений. Но, молятся ей не только от недугов.

Молитвы святой Варваре

Православные просят эту подвижницу вразумить других людей (чаще всего близких) обратиться ко Христу и познать таинство причастия и крещения.

Подразумевается не навязывание и насаждение учения и взглядов, но забота о других людях, которая в том числе подразумевает и потребность рассказать Благую Весть и позволить присоединиться к истинной вере.

Икона святой Варвары является одной из немногих, где частью образа может являться потир (сосуд для причастия, в котором освящается вино). Этот атрибут связан с одной из основных функций подвижницы – исповедовать и причащать тех, кто не смог этого сделать нормальным образом.

Помимо этого, молитва святой бывает особенно действенна и чаще всего используется, когда просят:

  • об исцелении от различных недугов, от которых помогает образ святой, мощи и просто искренняя молитва;
  • об укреплении в вере, когда появляются какие-то смутные сомнения, уныние или нечто подобное;
  • о защите от разнообразных несчастий и опасностей, возможности получить помощь Всевышнего в трудные мгновения;
  • о благоприятных родах и вынашивании ребенка;
  • о получении достойного супруга;
  • о здоровье и нормальном воспитании детей.

Помимо этого из всего, в чем помогает мученица Варвара, также следует особым образом отметить молитвы о почивших без причастия и исповеди людях. Для того чтобы другие обрели покой в иномирье, молятся именно этой святой и просят ходатайствовать перед Господом, для того чтобы они получили снисхождение и в итоге могли причаститься к Святым Христовым Тайнам.

По сути, такая возможность практически равна благоприятному упокоению души. Поэтому в православной традиции эта подвижница особенно почитается, и с ее заступничеством связывают существенные надежды.

В православной церкви день памяти Варвары отмечается 17 декабря. В этот день особенно полезно поприсутствовать на службе и поклониться иконе, а также самостоятельно прочитать молитвы дома.

В чем помогает

Помощь иконы заложена в ее названии. Чаще всего печаль вызывают болезни, от них и защищает образ «В скорбях и печалях Утешение». Примером тому служат множество свидетельств чудесного выздоровления от разных недугов, задокументированных церковнослужителями в разные годы моления перед иконой.

Помня, от каких болезней исцеляла икона в прежние времена, в наши дни перед ней молятся об излечении от паралича, головных болей, немоты, депрессии, связанной с физической слабостью.

Еще один исторический пример помощи иконы – неусыпное моление перед ней о русских воинах первой мировой войны. 6 февраля 1915 года его Петроградский митрополит Владимир стал совершать молебен за сохранение жизни, здоровья солдатам и офицером Российской Армии, и за их победу над врагом. Слова, написанные монахами, в то время, сохранились до сих пор. Акафист читают, когда просят Богородицу уберечь православных верующих от любого зла, горестей и напастей.

Дар афонских старцев

Возвернулся благополучно иеромонах Паисий в Грецию и увез туда икону. Однако, народ не забыл ее силу и чудеса. Полетели жалостные письма в святой Афон, в которых православные молили вернуть полюбившийся образ хоть на краткое время.

В 1876 г в Россию опять привозят эту икону Богородицы в славный город Ростов. В 1890 г решено оставить ее на русской земле навсегда, в Санкт-Петербурге.

Там уже было свое подворье и иеромонах Иосиф должен был ее туда доставить. По пути в столицу икона посещала разные города: Одессу (исцелились две бесноватые), великий Ростов-на-Дону, Новочеркасск и даже побывала в Москве. Повсеместно на страждущих снизошла благодать. Встречали ее толпы богомольцев, непрестанно слышался колокольный звон.

Все чудесные явления, связанные с молитвой иконе, были записаны и засвидетельствованы. Всего известно 20.

Полюбившаяся икона и в страшные годы раздоров дарила свою силу верующим. Во время Первой мировой митрополит Петроградский Владимир повелел всем молиться о победе. Читался специальный акафист.

Куда вешать

Те, кто ходит в церковь давно, хорошо знают, что иконы в доме должны находиться на самом лучшем и хорошо видном месте. В давние времена их обязательно располагали в восточной части. Именно так, они размещаются в церкви. Часто современные планировки интерьера не позволяют соблюдать это правило. Поэтому, иконы могут быть в любом жилом помещении и даже на кухне. В поисках подходящего места в доме для иконы «В скорбях и печалях Утешение», стоит учесть, что образ лучше расположить так, чтобы на молитву могла собраться вся семья. Вот и получается, что самое подходящая комната, это гостиная. Еще для этой цели хорошо подойдет просторная кухня.

Если в семье есть тяжелый больной, который не может самостоятельно передвигаться, икону лучше повесить так, чтобы он ее видел без труда и мог помолиться в любое время.

Где бы ни находилась икона, рядом с ней не должно быть предметов, которые не имеют отношения к молитве, а тем более отвлекают от нее.

Если нет возможности найти отдельное место для иконостаса, нужно позаботиться, чтобы лишние вещи было убраны или закрыты, хотя бы временно.

Святая Варвара: житие

Святая мученица Варвара. Икона

Святая великомученица Варвара – сверстница многих мучеников и мучениц. Это был период гонений на Церковь, и то время дало нашей истории таких мучеников и мучениц как Варвара, Екатерина, Параскева, Анастасия, Пантелеимон, Георгий, Димитрий и сотни тысяч верующих, которые пострадали не только в римской империи, а пострадали в Антиохии, Александрии и в других местах, чем прославили свою жизнь подвигом.

Варвара родилась в семье язычника Диоскора, который был весьма знатным и богатым человеком в городе Илиополе Финикийском (современная территория Ливана). Ее мать умерла, когда Варвара была еще маленькой, и воспитание дочери легло полностью на плечи отца, который, желая скрыть свою дочь от посторонних глаз, построил башню, где кроме Варвары были только ее учителя-язычники и прислуга.

С башни открывался прекрасный вид на горы, реки, равнины, покрытые цветами. И девушка, созерцая этот мир, постепенно познавала Истинного творца. Она стала задавать себе вопрос, а кто же мог сотворить такую красоту? Кто является Создателем Вселенной? Постепенно она пришла к мысли, что язычество – это бездушные идолы, которые не могли так устроить окружающий мир. И ей захотелось больше узнать об этом.

А тем временем, несмотря на ее заточение, молва о необычайной красоте Варвары распространялась по городу. И самые знатные женихи просили ее руки. И как отец не просил ее принять предложение и выйти замуж, она отказывалась от брака и предупредила, что если будут настаивать, то такая настойчивость может закончиться трагически.

Советуем изучить Молитвы Антонио Великому

Отец, боясь, что характер дочери изменился в связи с ее замкнутой жизнью, разрешил ей выходить периодически с башни и выбрать себе друзей и подруг. И Варвара встретила в городе своих сверстниц, которые были христианками и поведали ей о вере во Христа и Его спасительной силе. Она всем сердцем возгорелась, услышав ответы на те вопросы, которые задавала неоднократно себе, и пожелала принять Таинство Крещения.

Через некоторое время в Илиополь приехал священник под видом купца, который и совершил Таинство Крещения.

В то время при доме ее отца строилась баня с двумя окнами, но по совету Варвары, как описывается в каноне, в акафисте, была построена башня с тремя окнами. Свидетельство в честь Троицы – троичный свет с неба, который освящает каждую душу. Над входом она начертала Крест, который прочно запечатлелся на камне. «И по преданию, там, где она стояла на пороге еще был сырой материал, который застывал, остался след ее стопы, из которого забил источник живой воды, который до сегодняшнего дня имеет великую целебную силу», – рассказал митрополит Павел.

На известной картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна» святая Варвара изображена справа от Богородицы с Младенцем.

Когда отец приехал из командировки, то остался недоволен нарушением плана построения, а дочь рассказала ему о спасительной силе Господней и Триедином Боге, что она признает только одного Бога – распятого Христа. Он загорелся ненавистью и злобой.

Вначале он пытался отговорить ее увещаниями и подарками. Но она все это не приняла, потому что приняла всем сердцем Небесного Жениха. Тогда отец схватил меч, чтобы поразить ее, но она убежала, а отец бросился за ней в погоню. Путь ей преградила гора, но она расступилась и скрыла ее в расселине. И она укрылась в одной из пещер. Долго не мог отец найти свою дочь, но пастухи указали место, где она находится. Он нашел, жестоко избил и, заключив под стражу, морил голодом. Затем он передал ее правителю города – Мартиану.

Ее жестоко пытали, бичевали и растирали власяницей (грубая ткань из козьей шерсти) свежие и глубокие раны. А ночью в темнице, где святая молилась Господу Иисусу, ей явился Сам Спаситель и уврачевал ее раны.

На следующий день святую Варвару подвергли еще более изощренным пыткам. Стоявшая в толпе христианка Иулиания переполнилась сочувствием к страданиям этой красивой и богатой девушки и также пожелала пострадать за Христа, начав громко осуждать мучителей. Схватили и ее.

Их еще долго пытали: рвали тело крюками, отрезали кожу, водили нагими по городу с побоями и издевательствами. Но, по молитвам святой, Ангел Господень светозарной одеждой прикрывал тело мучениц. После долгих мучений мученицам усекли голову. Варвару казнил ее отец. «Надо отметить, что вскоре возмездие Божье постигло и Диоскора, и Мартиана – они были сожжены молнией», – отметил Владыка Павел.

Во время казни святой Варвары из ее тела и сосудов потекла кровь и молоко – свидетельство о том, что святость жизни всегда имеет превосходство над всеми событиями, которые были.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]