Икона Божьей Матери Остробрамская и ее значение, в чем помогает и куда вешать

Чудесным образом возникшая в православном мире икона Божьей Матери, именуемая Остробрамская, уже несколько веков будоражит умы историков и теологов. Никто до сих пор не знает точно, откуда взялась данная святыня, и кто ее автор. Но, несмотря на это, за несколько сотен лет образ Девы Марии, почитаемый как среди православных, так и католиков, продолжает обрастать легендами о великих событиях и чудесных исцелениях, которым обязаны верующие христиане Богородице, оставившей свой лик на дубовых дощечках.

История происхождения

Есть несколько версий возникновения Остробрамской иконы, подтвердить которые никто не может. Одно известно точно: ее месторождением считается город Вильнюс в Литве, где она хранится до сих пор на Острых Воротах (Брамах), за счет чего и получила свое название.

Основные версии

Первая версия возникновения Остробрамской или Виленской (как ее называют литовцы) Богоматери на воротах города гласит, что 14 апреля 1461 года икона, по воле Божьей, оказалась на Острой Браме. Но историки, которые не верят в такие чудеса, утверждают, что икону привез литовский князь Ольгерд в XV веке из Крыма, точнее из Корсуня (современный Херсонес) в качестве трофея после удачного завоевания крымско-татарского полуострова. Жена его, Иулиана, передала святыню в Свято-Троицкий монастырь, где она находилась долгое время.

Уния

Несмотря на то, что изначально икона попала в руки князю католику, заботились о ней именно православные христиане, жившие в Остром или Русском конце, где стояла Свято-Троицкая церковь с монастырем. Но в 1596 году была подписана Брестская уния (Церковная), которая обозначала, что отныне православная церковь переходит под руководство Папы Римского и западной (Римско-католической) церкви. Впоследствии икона вместе со всеми православными святынями тех лет перешла католикам, а затем монахам кармелитам, спасшим ее от пожара.

Почитание

Когда икона попала в руки к кармелитам, они настолько прониклись ее образом, что построили для нее отдельную часовню и устраивали сорокачасовые службы в ее честь. Местные прихожане приносили в дар ценные вещи, чтобы восстановить деревянную церковь, сгоревшую в 1714 году, в которой хранилась икона. На ее месте была построена новая каменная церковь, соединенная со Свято-Троицким храмом.

Часовня

В то время, когда икона принадлежала монахам кармелитам, в 1671 году они построили небольшую часовню над Острой Брамой. В часовню ведет лестница из крытой галереи. Таким образом, чтобы войти в город, необходимо пройти под Остробрамской иконой. В XIX веке было установлено негласное правило среди местных жителей, что каждый, кто проходит под изображением Богородицы, должен снимать головной убор.

На стены часовни с начала XVIII века люди вешают различные золотые и серебряные украшения, погоны, изображения рук, ног и автомобилей в знак различных обетов и просьб, которые они возводят к Пресвятой Деве Марии.

Коронация образа Пресвятой Богородицы

Коронация произошла 2 июля 1927 года по инициативе Папы Римского Пия XI. Во время торжества, которое происходило в Вильнюсе, местные жители и паломники привезли множество даров в виде драгоценностей, украшая стены часовни. В тот же день Остробрамская икона была украшена золотыми коронами, которые впоследствии пропали. Их заменили старинными коронами – серебряной и медной, позолоченной, но в 2021 году образ вновь украсили золотом.

Икона коронация богородицы когда помогает. Коронование Пресвятой Богородицы. Икона на холсте

КОРОНОВАНИЕ БОГОМАТЕРИ

В центре иконы изображена коленопреклоненная Дева Мария. Она стоит на облаках, опираясь на полумесяц — символ Церкви, облаченная в тунику и мафорий с белым платом на голове, сложив руки на груди в жесте сердечной молитвы. Справа и слева от Нее находятся Иисус Христос в красной с крестом и Господь Саваоф, опирающийся на сферу, символизирующую вселенную. Они возлагают на голову Девы Марии золотую корону, как символ Царицы Небесной. В вышине над Ними парит Святой Дух в виде голубя. Икона выполнена хорошим мастером на доске из липы, скрепленной двумя врезными шпонками, в технике масляной живописи в стиле украинского барокко. Композиция построена по вертикали. Фигуры находятся в активном движении. Поля украшены позолоченным рокайльным орнаментом и цветами. Пышные складки одежд прописаны твореным серебром. Сюжет иконы непосредственно связан с праздником Успения Пресвятой Богородицы, который в честь и память Ее с древнейших времен установлен Церковью на 15 августа. Это великий, двунадесятый и вселенский праздник, ибо в этот день .

Данная композиция появилась в русской иконописи в конце XVII века. Образцами послужили гравированные иллюстрации старопечатных богослужебных книг украинских изданий, таких как: Иоаникия Галятовского 1659 г. (Киев), 1682 г. (Львов, первое изд. 1668 г.), , 1682 г. (Чернигов), и многих других. Наиболее распространенными такие иконы были на Украине в XVIII-начале XIX веках. Одним из ранних на русской почве можно считать в среднике иконы 1694 г. Кирилла Уланова из церкви Покрова в Филях (Москва). В более позднее время предстает уже как самостоятельная композиция. В западной традиции древнейшие изображения на этот сюжет относятся к концу XIII в. и часто входят в алтарные композиции и резную декорацию фасадов храмов, либо являются частью композиции , так как считается, что Коронование произошло на небесах сразу после Успения. В западной католической церкви существует обряд коронования папой римским наиболее чтимых чудотворных богородичных икон.

Иконография Коронования Богоматери сложилась в искусстве католической Европы XIII века.

В русском искусстве изображения Коронования Богоматери появились в последней четверти XVII столетия.

На публикуемой иконе изображена Святая Троица — Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой в виде голубя. Богоматерь стоит на коленях перед Отцом и Сыном, которые возлагают на нее царский венец. Таким образом, Богоматерь прославляется как Царица Небесная. Под ее ногами изображен лунный серп. Эта деталь соответствует образу из Апокалипсиса:

Богоматерь почитается в православном христианстве, и ее иконы занимают особое место не только в церквях и храмах, но и в душах людей. Образы Богоматери нередко становятся источником исцеления и мудрости для тех, кто обращается к ним с праведными молитвами.

Богородица после своей кончины вознеслась на Небеса, как и молила Господа. Ее праведная жизнь служит примером истинной христианской веры, добросердечия и помощи ближним. Через образ Богородицы каждый может избавиться от трудностей, искоренить из души страх и избежать искушений на пути, которые развращают и не дают бессмертной душе расти и развиваться.

История иконы

Основой для написания иконы «Коронование Богородицы» послужила «Золотая легенда». Иконография прослеживается из католической Европы тринадцатого века, а сюжет входит в состав Успения Богоматери, которая сразу после вознесения на Небеса была коронована Триединым Господом Богом. В русском искусстве коронование прослеживается с семнадцатого столетия, точнее, его последней четверти. Массовое распространение этот образ получил в 18-19 веках, когда и было создано множество отдельных икон, описывающих именно коронование на Небесах.

Описание иконы «Коронование Богородицы»

Образы иконы отличаются. На большинстве из них изображена Богородица в окружении Бога Отца, Иисуса и Святого Духа, который выписан в виде голубя. Отец и Сын надевают на голову Богоматери корону, тем самым подтверждая ее нахождение на Небесах по праву. На первой рукописной иконе Богоматерь в коленопреклонном положении занимает центральное место полотна. Она опирается на полумесяц, который олицетворяет православную церковь. Искусный иконописец изобразил Пречистую Деву в светлой тунике и белоснежном платке, символизирующем ее смирение и невинность. Руки Богородицы сложены в молитве. Слева от нее расположен Иисус, который держит в руках крест и облачен в алую багряницу. Справа мы видим Господа Бога, который опирается на сферу, символизирующую Вселенную. В верхней части написан голубь, который является Святым Духом. На голову Богоматери надевают корону из золота, которая является символом Царствования на Небесах. На некоторых иконах коронация происходит с участием всех персонажей, где Иисус коронует Богоматерь как свою мать, Господь венчает ее как свою дочь, а Святой дух — как невесту.

Где находится икона «Коронование Богородицы»

Распространенная икона расположена во многих церквях и приходах по всей России. Поклониться лику можно в следующих известных городах и населенных пунктах:

  • в Москве, в церквях Покрова Пресвятой Богородицы, Успения Пресвятой Богородицы, в монастырях Новодевичьем, Андреевском;
  • в Костромской области, в Нерехте;
  • в Тверской области, в Старице;
  • в Рязанской области, в Нестерово;
  • в Московской области, в Истре;
  • в городах Калуга, Руза, Санкт-Петербург, Звенигород, Буй.

Православные христиане преклоняются перед образом в искренних молитвах, которые помогают обрести душевный покой , снискать защиту и покровительство.

В чем помогает образ Богородицы

Молитвы перед образом возносят в различных жизненных ситуациях. Нередко к Богоматери обращаются с просьбами избавить от пьянства, защитить от пожара, избавить от телесных недугов. Молятся перед образом об укреплении веры, просят отпустить грехи и прогнать негативные мысли. Икона «Коронование Богородицы», находящаяся в доме, поможет всем членам семьи жить в мире и взаимопонимании, избавит от любого зла и отведет дурные помыслы обидчиков, завистников и недоброжелателей. Матери обращаются к ней с молитвами о защите своих детей , даровании им разума. Женщины просят Богородицу о рождении здорового потомства.

Дни празднования

В православии отмечается праздник Успения Богородицы, который проходит в церквях и храмах 28 августа

. В это время проходит и празднование иконы «Коронование Богородицы». В католической же церкви Вознесение Девы Марии отмечается
15 августа
, а Коронование
22 августа
.

Молитва перед образом «Коронование Богородицы»

«Дева Мария, Коронованная Триединым Господом. К Тебе обращаемся в молитвах смиренных. Спаси и сохрани, Богородица, во здравии, наставь на путь истинный да не дай мыслям неугодным войти в головы наши. Молим Тебя, Царица Небесная, приумножь ума наших чад, убереги их от лиха любого, возьми себе под покров. Не дай нечестивцам испортить жизни наши да сохрани в домах да семьях лад. Спаси от зла любого да от болезней лютых, что нашу плоть снедают. Дай нам после смерти предстать перед Господом и ответить по чести за все свои деяния. Аминь».

Православные молитвы обладают исключительной силой. Они способны уберечь от любого зла и даровать каждому просящему душевный покой и умиротворение. Молитвы Богородице помогут православным христианам избавиться от недугов , встать на путь исправления и уберечься от зла. Возносить молитвы вы можете в любое время, и для этого не обязательно отправляться в церкви. Главное, чтобы раскаяние и просьбы шли от чистого сердца, и тогда Небеса обязательно откликнутся на любую просьбу. Желаем вам здоровья и благополучия, и не забывайте нажимать на кнопки и

Третья четверть XVII века. Великий Устюг. Волков Козьма (?)

21,3 × 17,1 × 1,9. Дерево (кипарис?), доска цельная, без ковчега, две торцовые врезные шпонки, паволока не просматривается, левкас, темпера.

Происхождение не установлено. Приобретена в 2007 г. в Serafim Dritsoulas Gallery в Мюнхене (Германия). Инв.№ ЧМ-224.

Раскрыта до поступления в музей, скорее всего, за рубежом. Во время этой реставрации удалена потемневшая олифа, вставки нового левкаса с живописью в верхней части средника между головами Христа и Саваофа, в нижних углах иконы с заходом на надписи, кое-где лежащие на поновленном слое, совсем незначительная чинка на ноге Христа. Тогда же частично восстановлены золотые лучи сияний и буквы надписи (русский шрифт и авторская подпись).

Сюжет и композиция иконы восходят к западноевропейской средневековой традиции литургического почитания события Коронования Богоматери, которое, согласно католическому богословию, последовало сразу вслед за Успением и Вознесением Марии на небеса. Возложение короны на главу Богородицы всеми Лицами Новозаветной Троицы подчеркивало приснодевство невесты Христовой, царственное величие Девы, изображало небесное прославление Богородицы, завершившее ее земной путь. Символическая сцена истолковывалась как зримый образ окончательного исполнения Божественного замысла о спасении человека, тем более что в иконографию вводились атрибуты Новозаветной Троицы – большой крест и кроваво-красная риза, символы искупительного подвига Бога-Сына, скипетр и держава, символизирующие всевластие Бога Отца.

Иконография Коронования Богоматери сложилась во французском готическом искусстве XIII в. (в миниатюре, резьбе порталов, витражах, апсидных композициях) на основе текста, приведенного в сочинении Якопо да Вораджине (1230–1298) «Золотая легенда». Во второй половине – конце XVII в. через гравюры и книжные иллюстрации сюжет становится известным на Руси. Наиболее вероятным источником композиции была старопечатная украинская иллюстрированная книга, например «Ключ разумения» Иоанникия Галятовского, изданного в Киеве в 1659 г., Требник 1682 г. (Львов, первое издание 1668 г.), Октоих (Чернигов, 1682 г.) и др. В иконописи изображение Коронования, сопровождающее и венчающее сцену Успения Богоматери, впервые появилось в последней четверти XVII в. в среде мастеров Оружейной палаты – Кирилла Уланова и Тихона Филатьева. Самостоятельные иконные произведения, в том числе и большие храмовые, известны лишь со второй четверти – середины XVIII в. С этого времени иконография получила распространение в памятниках личного благочестия – в небольших заказных моленных образах, подобно иконам третьей четверти XVIII в. из ЦМиАР, 1764 г. великоустюжского мастера Егора Шергина (ЯХМ) или столь же небольшой по размерам иконе того же времени из собрания А.И. Палийчука; к концу столетия относится еще одна в серебряном окладе (ГРМ). Рассматриваемое произведение продолжает этот ряд. Причем, сопровождающая западный сюжет латинская надпись красноречиво свидетельствует о бытовании иконы в образованной столичной среде, соединявшей представителей разных конфессий. В пользу столичного происхождения памятника говорят высокопрофессиональное исполнение живописи, барочная стилистика и особенности иконографии иконы.

Своеобразием образа, отличающим его от известных и иконографически очень близких примеров, является передача достаточно глубокого художественного пространства, в котором группа фигур Богородицы, Христа и Бога-Отца, а также херувимов, представлена в сложных «барочных» ракурсах. В отличие от других икон этого сюжета, Бог-Отец изображен не симметрично Христу, а восседающим вверху, над остальными фигурами; парящий в небесах и поддерживаемый херувимами, а не самим Иисусом, огромный крест передан в подчеркнуто перспективном измерении. Уникален жест одного из херувимов, целующего стопу Спасителя. Золотой серп луны под ногами Богородицы, известный по целому ряду икон этого сюжета, и золотой скипетр в ее руках можно истолковывать как атрибуты Апокалипсической жены, «облеченной в солнце, под ногами ее луна, и на голове венец из двенадцати звезд… и родила она младенца мужского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным…» (Отк.12:1–5). Примечательно, что самостоятельная и тоже западная иконография «Жены облеченной в солнце», имеющая сходное символическое значение, была заимствована русской иконописью в эту же эпоху – в последней четверти XVII в. Существует предположение, отчасти подтверждаемое датировкой икон «Коронование Богоматери» 30-ми и 60-ми гг. XVIII в., будто распространение западной иконографии было вызвано необходимостью «небесного» обоснования коронации на российском престоле императриц, нарушившей традиционные законы престолонаследия. Однако более вероятно, что сюжет ассоциировался с коронацией иконописных образов Богоматери, увенчания их драгоценными коронами. Этот обряд, установленный в Римской Церкви, в начале XVIII в. перешел в Польшу и оказал большое влияние на формирование многих типов богородичных икон включающих эту деталь.

Имя мастера и год вызывают сомнения в своей подлинности. Однако следует заметить, что именно 1782 г. датируется подписная икона «Жена, облеченная в солнце» мастера Козьмы Волкова, выполнившего иконостас Варваринской церкви города Устюга Великого8. Несмотря на заметную стилистическую разницу в исполнении этих двух произведений, можно найти сходство в приемах личного письма и глубине пространственных построений. Проставленная на иконе дата вполне соответствует времени ее написания. Примечательно, что с творчеством великоустюжских иконописцев связывается несколько икон, написанных на сюжет «Коронование Богоматери». Не исключена возможность, что и имя мастера, и дата были повторены реставратором при поновлении живописи нижнего поля.

☦ «ЗВОНКИ» С ТОГО СВЕТА» ☦ ☦ ☦ Коля Болотов работал ди-джеем на музыкальной радиостанции, и все его знали как ди-джея Болта. Он крутил модную музыку, зачитывал сводку погоды, поздравлял именинников, и в сумке у него всегда была пара-тройка дисков, которых не было ни у кого в городе. При том, что работа не приносила много денег, друганы уважали Болта и любили слушать его программы. Еще Коля очень любил рыбалку. Она чем-то напоминала работу ди-джея. На радиостанции он сидел в студии в полутемном одиночестве и смотрел на мигание аппаратуры. Странно, но его профессия, приносящая в мир так много шума и суеты, была на редкость тиха и несуетлива. И на рыбалке он любил тишину и одиночество, мерцание воды в лучах солнца, мерное колебание поплавка. Однажды в воскресенье он взял с собой младшего брата Никитку и соседского мальчика Серегу, и они отправились на берег городской реки. Мальчики шумели по дороге, радуясь утреннему солнцу, пустынным улицам, встречным котам и собакам. Рыбачить они шли к мосту, нужно было только спуститься с высокого берега. У воды они перестали веселиться, каждый уселся со своей удочкой. Первым зазвонила закидушка Сергея, и с помощью Николая он вытащил на берег трепещущую рыбку – налима. Ребятишки присели около рыбки, облепленной песком, и внимательно смотрели, как двигаются ее жабры. Вдруг Сергей начал плакать. Потом завсхлипывал и Никита. Николай стал их успокаивать: – Да вы что? Что случилось-то? Утирая слезы, Никита сказал, что им стало очень жалко эту беспомощную и жалкую рыбку: – Коля, она умрет, да? – Так мы и пришли сюда для этого – рыбу ловить, – недоумевал Николай. – Да что с вами, успокойтесь. После этого малыши еще какое-то время сидели хмурые, но вскоре солнышко стало припекать, они успокоились, стали разжигать костерок. К полудню стало совсем тепло, холодное августовское утро переходило в жаркий день. Вдруг раздался удар, словно бы взорвали небольшую гранату. Николай вскочил и огляделся. На мосту послышались крики. Он вгляделся в воду – на поверхности посередине реки между расходящихся во все стороны волн торчала чья-то голова. – Бросился! Человек с моста бросился! – кричали на мосту. Николай побежал к воде. Скидывая одежду, он оборотился к ребятам: – Никита, Сергей, сидите здесь, никуда не уходите… Бросился в воду и, лишь проплыв несколько метров, понял, какая холодная вода – стоял уже конец августа. Привычными движениями он быстро резал воду, но река была широкая, а холод сводил ноги. – Давай, парень, давай, – кричали ему с моста, – плыви скорее, пока мужик еще не утоп! Коля приподнял голову. Бросившийся с моста человек покачивался на волнах, как кусок бревна, опустив голову в воду. На поверхности его держал только пузырь воздуха, собравшийся на его спине под болоньевой курткой. «Да жив ли он? – мелькнуло у Коли в голове. – Наверное, самоубийца. Ничего, его еще можно реанимировать». Но чем ближе он подплывал к покачивающемуся на волнах человеку, тем все более и более его обступал страх, страх глубокий и невесомый, черный и таинственный. Вдруг пузырь воздуха бесшумно выскользнул из-под куртки самоубийцы, и тело его ушло под воду. Коля, находившийся метрах в четырех от тела, нырнул. В мутной речной воде почти ничего не было видно, он хватал руками воду, растопыривая пальцы, пытаясь поймать уходящее на дно тело, но чувствовал, как холод и тьма все больше и больше окутывают его. Страх, до этого таившийся в его душе, вырвался наружу, ему стало жутко. Почувствовав, что больше не может быть под водой, Николай вынырнул. Он тяжело дышал. – Ныряй, ныряй скорее, – кричали ему с моста, – ныряй, а то на дно уйдет! Николай снова нырнул и снова с растопыренными пальцами стал хватать речную тьму, погружаясь все глубже и глубже. Ему становилось все страшнее и страшнее, его сковал леденящий ужас. Вдруг он отчетливо понял, что если не вынырнет сейчас, то навсегда останется здесь, вместе с человеком, который таким странным образом свел счеты с жизнью, бросившись с моста Влюбленных в это августовское утро. Он вынырнул и, уже не слушая крики собравшейся на мосту толпы, поплыл к берегу. Когда вышел на песок, тело его горело от холода, а ноги сводило судорогой. Никитка и Серега хохотали во все горло. Просто заливались веселым звонким смехом. – Вы… вы чего? – трясущимся от холода голосом спросил их Коля. – Вы чего ржете-то? – Колька, ты видел, как мужик с моста спрыгнул? Вот здорово-то! Об воду с такой высоты драбалызнулся! Только брызги со всех сторон! Вот здорово-то! – хохотали до слез малыши. – Бу-бух, быдищ! – Да вы что? Это же живой человек! Вы что, не понимаете? Ведь он умер! Чего здесь смешного? – закричал на них Колька. – Рыбку вам жалко, плачете оба, а когда человек помирает – это вам смешно? Ребята присмирели и перестали смеяться. Когда Коля согрелся, они смотали удочки и пошли домой. Вечером приезжала милиция, записали Колины показания, сказали, что будут искать утопшего и выяснять причину самоубийства. Но в душе у Николая что-то надломилось. Ужас, тот ужас, которого он не знал до этого, глубоко его поранил. Он не мог, как раньше, беспечно радоваться и стал как-то замкнут. В конце следующей недели решил пойти в церковь. Его сосед по дому, отец Владимир, хорошо знал родителей Коли, поэтому встретил его как родного: – Ну что у тебя, дорогой, рассказывай. Коля долго и невнятно говорил о происшествии на рыбалке, а потом спросил: – Почему, батюшка, почему мне было ТАК страшно? – А потому, что душу самоубийцы обстоят бесы, обстоят и принимают в адские объятия. Они довели его до смерти своим лукавством. И он наложил руки на то, что не создавал, – на самого себя. Ты, Коля, не в воду погружался, а в ужас этой погибели. И хорошо, что ты не коснулся его. В последний момент, оставаясь еще хоть чуть-чуть живым, он бы схватил тебя хваткой последней надежды, стальной хваткой мертвеца и утянул с собой. Вот отсюда ужас, который ты испытал. Но Бог тебя хранил. Коля немного успокоился после исповеди и стал по воскресеньям ходить на службу. Он стал совсем по-другому смотреть на мир Божий. Он вдруг услышал, что многие его любимые рок-музыканты поют о Боге, что они верят в Бога. Он по-другому стал относиться и к своей работе, и к людям. И случай еще более укрепил его в этом. Однажды во время вечернего дежурства на радиостанции ему позвонили. Он поднял трубку. На той стороне приятный девичий голос заказывал поставить в эфир песню «Into your arms, o Lord» австралийского певца Ника Кейва. Коля спросил девушку, что он должен сказать к песне, чему она должна быть посвящена. Девушка помолчала немного, а потом сказала: – Это мой реквием, я послушаю эту песню, а потом умру. – То есть как умрете? – А так. Это мой последний день. Видите ли, я родилась инвалидом. С рождения у меня не действуют ноги, и всю свою жизнь я провела в инвалидной коляске. Отец после моего рождения оставил нашу семью. Мы живем с мамой. Мне уже семнадцать лет. И все эти семнадцать лет я сижу на кресле-каталке у окна в небольшой однокомнатной квартире. Я сижу у окна и смотрю, как по улице ИДУТ люди. Я вижу молоденьких девчонок, которые бегают на танцы и на свидания. Больше всего на свете я бы хотела ходить и бегать. Но я НИКОГДА не смогу этого сделать. Я устала. Все уже решено, и не надо меня отговаривать. Я приготовила таблетки. Мама ушла на ночную смену. Я одна. Ничто меня не остановит. Все уже готово. Я буду жить, пока звучит эта песня по радио. Голос ее, спокойный, мягкий, слова произносил четко и решительно, без всякого надрыва. – Что я могу сказать вам? У вас действительно беда, – сказал Коля, – у меня вряд ли найдутся слова для вас. Вы не поверите, но я даже знаю тот ужас, который обстоит вашу душу. Они помолчали. Впервые в жизни Коля всем своим существом почувствовал, как в нем рождаются слова, красивые и глубокие, наполненные состоянием, противоположным чувству ужаса. Эти слова произнеслись в нем и отозвались миром и тишиной: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помоги мне и рабе сей. Избави ее от бесовского обстояния и спаси ее душу. Помоги мне. Аминь». И он вдруг сказал в трубку девушке: – Хорошо, я поставлю вам эту музыку, даже приговоренный к казни имеет право на последнее желание. Наверное, бесполезно вас в чем-то убеждать, поэтому я тоже попрошу вас об одной услуге. Сейчас, пока будет звучать песня, пожалуйста, обещайте мне подумать вот о чем. Да, то, что с вами произошло, – это настоящая беда. Но подумайте, Господь для чего-то создал вас, Он дал вам нечто, чего нет ни у кого. Он сделал вас уникальной, другой такой никогда не было и не будет на земле, и вы для чего-то нужны Ему. Для чего-то, о чем не знает никто, кроме вас. Просто подумайте об этом. Подумайте, пока звучит музыка. Она сказала: – Хорошо, я подумаю. И повесила трубку. Николай поставил песню. «Четыре минуты четырнадцать секунд, – заметил он про себя. – Четыре минуты четырнадцать секунд осталось кому-то жить». И ему снова стало страшно. Он не мог выходить в эфир и говорить о погоде или поздравлять именинников. Он молчал, потому что страх снова сжимал его сердце. Через двадцать минут она позвонила. Она просто сказала: – Вы правы. Жить есть для чего. Спасибо вам. И положила трубку. Через две недели ему передали подарок – диск его любимой ирландской музыки. Он выскочил на улицу, чтобы узнать, кто передал диск, но увидел, как от крыльца отъезжает машина, а на заднем сиденье сидит маленькая девушка, которая держится за костыли и приветливо улыбается ему. Он стал разыскивать ее. И нашел. Когда он зашел в ее небольшую комнату, то увидел, что пол вокруг кресла-каталки был завален по самую ступицу листами с рисунками. Оказалось, что без всякого специального образования она – талантливый рисовальщик. Мать, уходя на работу, оставляла ей целую пачку бумаги, и она рисовала, рисовала. Выработала у себя уникальную способность, лишь однажды увидев человека, рисовать его в любых проекциях. Разглядывая рисунки, Николай улыбался: – И ты все ЭТО хотела уничтожить? Ну, ты даешь… Через год у нее прошла первая выставка. О ней писали как об открытии десятилетия. Сейчас она уже объездила весь мир со своими выставками. Иностранные журналисты все время спрашивают ее о небольшой иконке Воскресения Христова, которую она никогда не выпускает из рук. Это подарок Коли. ☦ ☦ ☦

Иконография

Икона была создана в несвойственной для Божьей Матери манере – без младенца Иисуса на руках. Считается, что изображение Девы Марии относится к периоду Благовещения, когда Архангел Гавриил сообщил ей во сне о том, что она носит в чреве своем Сына Божия. Именно поэтому Богородица изображена еще без младенца.

Сама икона была написана на дубовых дощечках 2 см в толщину, размером 1,6 х 2 м. Рисовали ее в стиле барокко, красками из натуральных порошковых красителей. Ее руки сложены накрест, а лицо пребывает в блаженном спокойствии. На голове изображена польская корона, знаменующая покровительство государства Польши, а над короной во все стороны расходятся божественные лучи.

Термин[ | ]

Другие варианты на русс.яз.: Коронование Богородицы, Коронование Царицей Небесной,

(преимущественно правосл.),
Коронование девы Марии, Коронование Марии, Коронование Святой Девы
(католич.). Не очень верно, но употребимо:
Коронация девы Марии, Коронация Марии.
Не корректно:
Коронация Богородицы (Богоматери).
Редко:
Коронование (коронация) Мадонны, Приснодевы.
Иностранные языки: англ. Coronation of Virgin (Mary), нем. Die Krönung Mariä (Marienkrönung), исп. La Coronación de María (Virgen)

, итал. Incoranazione della Vergine (di Maria).

Значение в православии

Для православных христиан икона представляет особое значение, она является напоминанием о тяжелых временах, которые пришлось пережить нашим предкам в Остром конце, когда правители, не спросив народ, отобрали святыню у православных, отдав ее католикам. Однако, несмотря на это, люди обоих религий посещают Вильнюс, чтобы отдать дань уважения святому образу и попросить помощи в поиске пропавших без вести, лечении бесплодия, душевных заболеваний, сохранение мира в семье, укреплении брака.

Дни празднования

Почитание Остробрамской иконы у католиков происходит 16 ноября, у православных христиан этот день всегда был следующим после Рождества Христова: 26 декабря по старому стилю и 8 января по новому стилю. Также христиане вспоминают о ней 14 апреля по старому стилю и 27 апреля по новому стилю. В этот день литовцы поминают трех мучеников, погибших от руки князя Ольгерда, на могиле которых и был установлен Свято-Троицкий монастырь.

О чем просят перед образом

За несколько веков существования Остробрамской иконы произошло множество чудес, случившихся по милости Святого Духа и по молитвам Матери Божьей за людей к ней обращавшихся. Даже самые отчаявшиеся прихожане и иноверцы, наслышанные о силе молитвы Богородице, приходили к ней со своими просьбами и несчастьями, и были услышаны.

Давно не секрет, что ее святого лика боятся бесы и всякая нечисть, поэтому иконы с ее изображением помещают в каждый дом, где возникают частые конфликты, несчастья или болезни.

Защита в авиакатастрофе

Часто путешествующие христиане знают, что хорошо иметь в своем саквояже небольшой образ Остробрамской иконы, которая охраняет людей от внезапной смерти при катаклизмах и авиакатастрофах. Люди, истинно верующие в силу молитвы Богородице, перестают бояться и чудесным образом спасаются, не поддавшись панике в критической ситуации.

Исцеление неизлечимой болезни

Акафисты Деве Марии Остробрамской читают в храмах, просят выздоровление для тяжелобольных людей, особенно страдающих психическими расстройствами, депрессиями, переживающих тяжелые жизненные ситуации и скорбящих о потери близких. Ей молятся в случае болезни новорожденных, просят исцеления или принятия младенца в Царствие Божие.

Сохранение семьи

Служители храма советуют приобретать икону семейным парам и тем, кто только вступает в брак. Христиане верят, что святой лик Богородицы Остробрамской покровительствует семьям, защищая дом от проклятий и дурного глаза. Супруги, принесшие образ в дом, нередко делятся тем, что после этого исчезает раздражение и агрессия в доме, налаживается общая атмосфера. Давно охладевшие друг к другу мужья и жены снова влюбляются друг в друга.

Помогает в возвращении без вести пропавших людей

Паломники часто приезжают к Острой Браме попросить Матерь Божью о помощи в поиске пропавших без вести людей или сгинувших на полях сражения.

Даже бывали безнадежные случаи, когда человек отсутствовал несколько лет, а после обращения к святому образу семья пропавшего получала от него или о нем весточку.

Примеры чудес

Служители храма при Свято-Троицком монастыре рассказывают удивительные истории, о которых им поведали прихожане и паломники, возвращавшиеся к образу Остробрамской иконы, чтобы отблагодарить ее за помощь.

Одна мать, маленькому сыну которой поставили страшный диагноз «лейкемия», после долгих месяцев безнадежного лечения пришла с последней надеждой просить Матерь Божью о спасении ее дитя. Провела она в храме день и ночь, моля Иисуса Христа и Мать его об исцелении сына. По возвращении домой, она навестила ребенка в больнице, где медперсонал был обескуражен внезапными изменениями в анализах пациента. Через 2 месяца ребенок полностью выздоровел.

Еще один случай рассказала пожилая прихожанка, которая после Великой Отечественной войны искала своего пропавшего мужа. После посещения службы, на которой читался акафист Остробрамской иконе Божьей Матери, она горячо молилась, чтобы Бог послал ей весточку от ее любимого. Через 2 месяца она получила потерявшееся письмо из другой страны, в котором сообщалось, что ее муж жив и здоров, но живет в Европе и не может вернуться на родину в Советский Союз по причине того, что во время войны находился в плену. Письмо это путешествовало несколько месяцев пока не дошло до адресата, чему посодействовала сама Дева Мария, к которой обратилась несчастная жена.

Отрывок, характеризующий Коронование Богоматери

Слух носится, что вы думаете о мире. Чтобы помириться, боже сохрани! После всех пожертвований и после таких сумасбродных отступлений – мириться: вы поставите всю Россию против себя, и всякий из нас за стыд поставит носить мундир. Ежели уже так пошло – надо драться, пока Россия может и пока люди на ногах… Надо командовать одному, а не двум. Ваш министр, может, хороший по министерству; но генерал не то что плохой, но дрянной, и ему отдали судьбу всего нашего Отечества… Я, право, с ума схожу от досады; простите мне, что дерзко пишу. Видно, тот не любит государя и желает гибели нам всем, кто советует заключить мир и командовать армиею министру. Итак, я пишу вам правду: готовьте ополчение. Ибо министр самым мастерским образом ведет в столицу за собою гостя. Большое подозрение подает всей армии господин флигель адъютант Вольцоген. Он, говорят, более Наполеона, нежели наш, и он советует все министру. Я не токмо учтив против него, но повинуюсь, как капрал, хотя и старее его. Это больно; но, любя моего благодетеля и государя, – повинуюсь. Только жаль государя, что вверяет таким славную армию. Вообразите, что нашею ретирадою мы потеряли людей от усталости и в госпиталях более 15 тысяч; а ежели бы наступали, того бы не было. Скажите ради бога, что наша Россия – мать наша – скажет, что так страшимся и за что такое доброе и усердное Отечество отдаем сволочам и вселяем в каждого подданного ненависть и посрамление. Чего трусить и кого бояться?. Я не виноват, что министр нерешим, трус, бестолков, медлителен и все имеет худые качества. Вся армия плачет совершенно и ругают его насмерть…» В числе бесчисленных подразделений, которые можно сделать в явлениях жизни, можно подразделить их все на такие, в которых преобладает содержание, другие – в которых преобладает форма. К числу таковых, в противоположность деревенской, земской, губернской, даже московской жизни, можно отнести жизнь петербургскую, в особенности салонную. Эта жизнь неизменна. С 1805 года мы мирились и ссорились с Бонапартом, мы делали конституции и разделывали их, а салон Анны Павловны и салон Элен были точно такие же, какие они были один семь лет, другой пять лет тому назад. Точно так же у Анны Павловны говорили с недоумением об успехах Бонапарта и видели, как в его успехах, так и в потакании ему европейских государей, злостный заговор, имеющий единственной целью неприятность и беспокойство того придворного кружка, которого представительницей была Анна Павловна. Точно так же у Элен, которую сам Румянцев удостоивал своим посещением и считал замечательно умной женщиной, точно так же как в 1808, так и в 1812 году с восторгом говорили о великой нации и великом человеке и с сожалением смотрели на разрыв с Францией, который, по мнению людей, собиравшихся в салоне Элен, должен был кончиться миром. В последнее время, после приезда государя из армии, произошло некоторое волнение в этих противоположных кружках салонах и произведены были некоторые демонстрации друг против друга, но направление кружков осталось то же. В кружок Анны Павловны принимались из французов только закоренелые легитимисты, и здесь выражалась патриотическая мысль о том, что не надо ездить во французский театр и что содержание труппы стоит столько же, сколько содержание целого корпуса. За военными событиями следилось жадно, и распускались самые выгодные для нашей армии слухи. В кружке Элен, румянцевском, французском, опровергались слухи о жестокости врага и войны и обсуживались все попытки Наполеона к примирению. В этом кружке упрекали тех, кто присоветывал слишком поспешные распоряжения о том, чтобы приготавливаться к отъезду в Казань придворным и женским учебным заведениям, находящимся под покровительством императрицы матери. Вообще все дело войны представлялось в салоне Элен пустыми демонстрациями, которые весьма скоро кончатся миром, и царствовало мнение Билибина, бывшего теперь в Петербурге и домашним у Элен (всякий умный человек должен был быть у нее), что не порох, а те, кто его выдумали, решат дело. В этом кружке иронически и весьма умно, хотя весьма осторожно, осмеивали московский восторг, известие о котором прибыло вместе с государем в Петербург. В кружке Анны Павловны, напротив, восхищались этими восторгами и говорили о них, как говорит Плутарх о древних. Князь Василий, занимавший все те же важные должности, составлял звено соединения между двумя кружками. Он ездил к ma bonne amie [своему достойному другу] Анне Павловне и ездил dans le salon diplomatique de ma fille [в дипломатический салон своей дочери] и часто, при беспрестанных переездах из одного лагеря в другой, путался и говорил у Анны Павловны то, что надо было говорить у Элен, и наоборот. Вскоре после приезда государя князь Василий разговорился у Анны Павловны о делах войны, жестоко осуждая Барклая де Толли и находясь в нерешительности, кого бы назначить главнокомандующим. Один из гостей, известный под именем un homme de beaucoup de merite [человек с большими достоинствами], рассказав о том, что он видел нынче выбранного начальником петербургского ополчения Кутузова, заседающего в казенной палате для приема ратников, позволил себе осторожно выразить предположение о том, что Кутузов был бы тот человек, который удовлетворил бы всем требованиям. Анна Павловна грустно улыбнулась и заметила, что Кутузов, кроме неприятностей, ничего не дал государю. – Я говорил и говорил в Дворянском собрании, – перебил князь Василий, – но меня не послушали. Я говорил, что избрание его в начальники ополчения не понравится государю. Они меня не послушали. – Все какая то мания фрондировать, – продолжал он. – И пред кем? И все оттого, что мы хотим обезьянничать глупым московским восторгам, – сказал князь Василий, спутавшись на минуту и забыв то, что у Элен надо было подсмеиваться над московскими восторгами, а у Анны Павловны восхищаться ими. Но он тотчас же поправился. – Ну прилично ли графу Кутузову, самому старому генералу в России, заседать в палате, et il en restera pour sa peine! [хлопоты его пропадут даром!] Разве возможно назначить главнокомандующим человека, который не может верхом сесть, засыпает на совете, человека самых дурных нравов! Хорошо он себя зарекомендовал в Букарещте! Я уже не говорю о его качествах как генерала, но разве можно в такую минуту назначать человека дряхлого и слепого, просто слепого? Хорош будет генерал слепой! Он ничего не видит. В жмурки играть… ровно ничего не видит! Никто не возражал на это. 24 го июля это было совершенно справедливо. Но 29 июля Кутузову пожаловано княжеское достоинство. Княжеское достоинство могло означать и то, что от него хотели отделаться, – и потому суждение князя Василья продолжало быть справедливо, хотя он и не торопился ого высказывать теперь. Но 8 августа был собран комитет из генерал фельдмаршала Салтыкова, Аракчеева, Вязьмитинова, Лопухина и Кочубея для обсуждения дел войны. Комитет решил, что неудачи происходили от разноначалий, и, несмотря на то, что лица, составлявшие комитет, знали нерасположение государя к Кутузову, комитет, после короткого совещания, предложил назначить Кутузова главнокомандующим. И в тот же день Кутузов был назначен полномочным главнокомандующим армий и всего края, занимаемого войсками. 9 го августа князь Василий встретился опять у Анны Павловны с l’homme de beaucoup de merite [человеком с большими достоинствами]. L’homme de beaucoup de merite ухаживал за Анной Павловной по случаю желания назначения попечителем женского учебного заведения императрицы Марии Федоровны. Князь Василий вошел в комнату с видом счастливого победителя, человека, достигшего цели своих желаний. – Eh bien, vous savez la grande nouvelle? Le prince Koutouzoff est marechal. [Ну с, вы знаете великую новость? Кутузов – фельдмаршал.] Все разногласия кончены. Я так счастлив, так рад! – говорил князь Василий. – Enfin voila un homme, [Наконец, вот это человек.] – проговорил он, значительно и строго оглядывая всех находившихся в гостиной. L’homme de beaucoup de merite, несмотря на свое желание получить место, не мог удержаться, чтобы не напомнить князю Василью его прежнее суждение. (Это было неучтиво и перед князем Василием в гостиной Анны Павловны, и перед Анной Павловной, которая так же радостно приняла эту весть; но он не мог удержаться.) – Mais on dit qu’il est aveugle, mon prince? [Но говорят, он слеп?] – сказал он, напоминая князю Василью его же слова. – Allez donc, il y voit assez, [Э, вздор, он достаточно видит, поверьте.] – сказал князь Василий своим басистым, быстрым голосом с покашливанием, тем голосом и с покашливанием, которым он разрешал все трудности. – Allez, il y voit assez, – повторил он. – И чему я рад, – продолжал он, – это то, что государь дал ему полную власть над всеми армиями, над всем краем, – власть, которой никогда не было ни у какого главнокомандующего. Это другой самодержец, – заключил он с победоносной улыбкой. – Дай бог, дай бог, – сказала Анна Павловна. L’homme de beaucoup de merite, еще новичок в придворном обществе, желая польстить Анне Павловне, выгораживая ее прежнее мнение из этого суждения, сказал. – Говорят, что государь неохотно передал эту власть Кутузову. On dit qu’il rougit comme une demoiselle a laquelle on lirait Joconde, en lui disant: «Le souverain et la patrie vous decernent cet honneur». [Говорят, что он покраснел, как барышня, которой бы прочли Жоконду, в то время как говорил ему: «Государь и отечество награждают вас этой честью».] – Peut etre que la c?ur n’etait pas de la partie, [Может быть, сердце не вполне участвовало,] – сказала Анна Павловна. – О нет, нет, – горячо заступился князь Василий. Теперь уже он не мог никому уступить Кутузова. По мнению князя Василья, не только Кутузов был сам хорош, но и все обожали его. – Нет, это не может быть, потому что государь так умел прежде ценить его, – сказал он. – Дай бог только, чтобы князь Кутузов, – сказала Анпа Павловна, – взял действительную власть и не позволял бы никому вставлять себе палки в колеса – des batons dans les roues. Князь Василий тотчас понял, кто был этот никому. Он шепотом сказал: – Я верно знаю, что Кутузов, как непременное условие, выговорил, чтобы наследник цесаревич не был при армии: Vous savez ce qu’il a dit a l’Empereur? [Вы знаете, что он сказал государю?] – И князь Василий повторил слова, будто бы сказанные Кутузовым государю: «Я не могу наказать его, ежели он сделает дурно, и наградить, ежели он сделает хорошо». О! это умнейший человек, князь Кутузов, et quel caractere. Oh je le connais de longue date. [и какой характер. О, я его давно знаю.] – Говорят даже, – сказал l’homme de beaucoup de merite, не имевший еще придворного такта, – что светлейший непременным условием поставил, чтобы сам государь не приезжал к армии. Как только он сказал это, в одно мгновение князь Василий и Анна Павловна отвернулись от него и грустно, со вздохом о его наивности, посмотрели друг на друга. В то время как это происходило в Петербурге, французы уже прошли Смоленск и все ближе и ближе подвигались к Москве. Историк Наполеона Тьер, так же, как и другие историки Наполеона, говорит, стараясь оправдать своего героя, что Наполеон был привлечен к стенам Москвы невольно. Он прав, как и правы все историки, ищущие объяснения событий исторических в воле одного человека; он прав так же, как и русские историки, утверждающие, что Наполеон был привлечен к Москве искусством русских полководцев. Здесь, кроме закона ретроспективности (возвратности), представляющего все прошедшее приготовлением к совершившемуся факту, есть еще взаимность, путающая все дело. Хороший игрок, проигравший в шахматы, искренно убежден, что его проигрыш произошел от его ошибки, и он отыскивает эту ошибку в начале своей игры, но забывает, что в каждом его шаге, в продолжение всей игры, были такие же ошибки, что ни один его ход не был совершенен. Ошибка, на которую он обращает внимание, заметна ему только потому, что противник воспользовался ею. Насколько же сложнее этого игра войны, происходящая в известных условиях времени, и где не одна воля руководит безжизненными машинами, а где все вытекает из бесчисленного столкновения различных произволов?

Тексты

Возводить молитвы Остробрамской иконе Божьей Матери, как и любому святому, можно в свободной форме, главное – в этот момент быть честным и искренним. Ведь Матерь Божья и так знает о наших помыслах, и пытаться лукавить или говорить перед святым образом не от души, это все равно, что согрешить.

Молитва

Каноническая молитва перед иконой Остробрамской читается в храме в день ее празднования. Но ее также можно произносить дома, перед домашней иконой. Текст молитвы следующий:

«О, пресвятая Госпожа, Владычица моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй нас, грешных рабов твоих (имена) от напрасной клеветы, от всякой беды и напасти, злых и лукавых человек и наглой смерти. Защити нас, Владычице Богородице, от всех врагов наших видимых и невидимых, от лютого навета вражеского и от всякого злого обстоятельства. Аминь».

Примечания

  1. Персоналии Святой Иоаким и Святая Анна • Праведная Елисавета • Иосиф Обручник • Иисус Христос • Иоанн Богослов
    Места и предметы Иерусалим • Дом Иоакима и Анны (православный, католический) • Второй Храм • Назарет • Дом Богородицы в Лорето • Город Иудин • Источник Девы Марии • Вифлеем • Пещера Рождества • Молочная пещера • Матария • Эль-Минья • Кана Галилейская • Сионская горница • Дом Богородицы в Эфесе • Дом Иоанна Богослова • Гробница Богородицы • Риза Богородицы • Пояс Пресвятой Богородицы • Удел Богородицы
    Иконография Православная • Католическая • Иконография жития Богородицы
    Догматы и праздники Богородичные праздники • Непорочное зачатие Девы Марии • Похвала Пресвятой Богородицы • Покров Пресвятой Богородицы • Собор Пресвятой Богородицы • Пресвятая Дева Мария, королева Польши
    Молитвы Аве Мария • Песнь Пресвятой Богородице • Богородичные антифоны • Достойно есть • О Тебе радуется • Розарий • Литания Пресвятой Деве Марии • Агни Парфене
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]