0
(0)
Основу сюжета Моление о чаше составляет молитвенное обращение, Иисуса к Богу Отцу за смирением в покорности его воле. Предстоящие страдания и муки, он готов принять, но уповает на последнюю волю Всевышнего и просит уберечь его о чаши страданий уготованной ему за отпущение грехов человечества.
Рис 1 Молитва в Прекрасном Гефсиманском саду заканчивается приходом стражи и Спасителя ждет неминуемая смерть. Иисус своими молитвами выражает готовность к принятию неизбежного и полную покорность перед неминуемыми страданиями.
Во время страстной недели верующие каждый день почитают и вспоминают в молитвах последние дни жизни Иисуса Христа. В определенные дни восхваляются отдельные события. В Чистый Четверг за два дня до празднования Пасхи, возносится обращение к иконе Моление о чаше. Сюжетные образы созданы с целью описания смысла и ценности духовного мира, для понимания смиренности и принятия уготованной участи. Для отпущения грехов необходимо неустанно молиться, просить Господа о прощении и отпущении всех грехов.
Значение иконы
Главный смысл иконы Моление о чаше – это обращение Иисуса к своему Отцу. Он просит о даровании прощения и отпущения грехов не за себя, а за все человечество. Через весь сюжет наблюдается замысел спасения. Страдания преданного Иудой Иисуса, никого не оставляют равнодушным. Образ вызывает у христиан сострадание, скорбь, сомнения и даже страх.
Руки коленопреклоненного Господа воздеты в молитве, он обращается к небу, где ангел подает ему золотую чашу, как олицетворение страданий и смерти, ради спасения человечества. Значение изображения – дать понять людям, что молитва укрепляет дух, возвращает потерянные силы, вселяет в сердце любовь, пусть даже и через муки и страдания.
Рис 2 Икона Моление о чаше символизирует стойкость веры и убеждений, что человеческое всегда неразрывно связано с божественным. Любые мучения и смерть нужно принимать со смирением, принять все тяготы и покорившись воли Божией.
Икона помогает тем, кто находится в затруднительном положении, теряет последнюю надежду. Господь благословляет на поиски правильных путей, ограждает от глупостей и плохих деяний. С молитвой, как с последней надеждой на Господа, нужно верить и надеяться на спасение. Вседержитель помогает каждому, не давая согрешить или пойти на крайние меры.
Богословское толкование
Богословы видят в словах Гефсиманской молитвы Иисуса подтверждение того, что Он имел две воли: Божественную (общую с Богом Отцом) и человеческую (полученную в связи с Его вочеловечиванием). Афанасий Великий считал, что моление Христа о чаше «показывает этим две воли: человеческую, свойственную плоти, и Божескую, свойственную Богу; и человеческая, по немощи плоти, отрекается от страдания, а Божеская Его воля готова на него».
Гефсиманское моление Иисуса Христа, с точки зрения богословов, было выражением Его страха перед смертью, свойственного человеческой природе.
Когда воля человеческая отказывалась принять смерть, а воля Божественная позволяла этому проявлению человечества, тогда Господь сообразно Своей человеческой природе находился в борьбе и страхе. Он молился, чтобы избежать смерти. Но так как Его Божественная воля желала, чтобы Его воля человеческая приняла смерть, — страдание стало вольным и по человечеству Христову. — Иоанн Дамаскин |
Феофилакт Болгарский в своём толковании на Евангелие от Матфея пишет:
Желает, да мимо идет чаша сия, или во свидетельство того, что Он, как человек, естественно отвращается от смерти, как выше сказано, или потому, что не желал, чтоб Иудеи впали в такой тяжкий грех, за который должно было последовать разрушение храма и гибель народа. Хощет однакоже, да будет воля Отча, дабы и мы знали, что должно более повиноваться Богу, нежели исполнять собственную волю, хотя бы природа влекла к противному. Или для того молился, да мимо идет от Него чаша, чтоб не вменился Иудеям грех, подобно как и Стефан, научившись у Него, молился о побивающих его камнями, дабы не вменилось им это в грех. |
Существует мнение, что во время Гефсиманской молитвы дьявол, отошедший от Иисуса «до времени» после Его искушения в пустыне (Лк. 4:13), вновь приступил к Нему с искушениями, пытаясь отклонить Его от предстоящего подвига Крестных страданий.
С вариантом о греховном противлении человечества Христа решительно не согласен преподобный Максим Исповедник. Он опровергает несторианскую мысль монофелитов, что человеческая составляющая воли Иисуса Христа проявляла себя не с момента его воплощения, а только в момент моления о Чаше и была отвергнута Божественной составляющей его единой богочеловеческой воли: «Разве есть противление, когда (Христос) молится и добровольно воспринимает плотскую немощь через тесноту (sustolhv) и совершенно не противится, но говорит: Если возможно и Не что Я хочу, но если что Ты и присоединяет к стесненности сильный порыв против смерти? Он действительно запечатлел в Себе наше, через кратковременное природное борение, чтобы и от него нас освободить, и подтвердить природу Собственной плоти…».
Для воспринятой Христом совершенной человеческой сущности (естества, у халкидонитов и севериан тождественного природе) не мыслимо сознательное противление Богу. Это подтверждается тем, что противление всегда «противоестественно», и как таковое греховно. А в человечестве Христа, которое существует «сообразно естеству», как неоднократно подчеркивал Преподобный Максим Исповедник, нет никакого действующего греха. В отличие от платоников и неоплатоников вслед за стоиками, Иустином Философом и великими каппадокийцами преподобный Максим всегда очень высоко ставит человеческое естество, в частности, и материю и тварную природу в целом; ведь природа эта, как творение Божие, необычайно хороша («добра зело»).
О чем молится Святыне
Согласно библейской легенде, Иисус был арестован из-за предательства Иуды, в Гефсиманском саду, самом красивом месте Иерусалима. Иисус Христос знал об уготованной ему участи и усердно молился «Да минует меня Чаша сия». Его вознесение было настольно искренним и сильным, что по лицу катились кровавые капли пота.
Православные христиане молятся перед иконой в самых трудных жизненных ситуациях, когда есть особая нужда в помощи и поддержки Всевышнего. Господь Бог забирает из веры отчаяние, помогает найти правильное решение в сложных ситуациях, дает утешение и укрепляет дух. Наибольшей силой обладает молитва во время Великого поста, на страстной неделе.
Рис 3 Молитва к иконе Моление о чаше помогает побороть отчаяние, тревожность, необоснованные страхи и плохие предчувствия. Христиане обращаются к святыне для получения помощи в разрешении сложных ситуаций, материальных проблем, судебных разбирательств.
На иконе Моление о чаше явственно представлены страдания и смирения Спасителя человечества, даже в момент абсолютной безысходности. Глубокое одиночество сочетается с осознанием главного предназначения – спасения человечества. Поэтому при молитвах к святому изображению верующие получают столько сил и успокоения. Вознесение придает уверенности в себе, в исполнении задуманного, в том, что все беды пройдут и справедливость восторжествует.
Молитвы к Святыне
Перед иконой Моление о чаше в большинстве случаев читают «Отче Наш». Однако допускается вознесение любого святого текста, даже обращение своими словами. Господь укрепляет дух и веру, дает утешение и успокоение, если молится усердно и бодрствовать. Прилежная молитва с причащение в Великий Четверг помогает избавиться от негативных мыслей и переживаний.
Рис 4 Молитва Святому Духу способствует причащению, единению верующих с Богом, помогает справиться с сомнениями и тревогами.
Наши предки заучивали все слова молитвы наизусть, так как многие из них не владели грамотой. Сейчас можно воспользоваться молитвословом, в котором собраны все православные молитвы. В свободной продаже в церковных лавках имеются миниатюрные копии икон с молитвами на обратной стороне. Многие из верующих носят их при себе, как дополнительный оберег и защиту.
Рис 5 Благодаря молитве ко Пресвятой Троице молящийся получает благословение на важные решения, защиту от несчастных случаев, финансового краха.
Молитва Святой Троице на церковнославянском языке считается сложной для запоминания, поэтому новичкам рекомендуется читать ее с листков, чтобы правильно расставлять ударения и произносить все слова и тем самым не исказив суть святого прошения.
Рис 6 Молитва Отче Наш относится к одному из главных святых текстов с которым можно обращаться к Господу Богу. Ее можно читать перед любой иконой и при любой жизненной необходимости.
Читать обращение к иконе Моление о чаше можно, как в храме, так и в домашних условиях. Перед началом молитвы нужно очистить свои мысли, настроится на понимание глубокого смысла вознесения к Господу, и совершить крестное знамение. Трижды перекреститься нужно и по окончании молитвы.
Рис 7 Молитва Сила Веры несет в себе, сокровенный религиозный смыл, настраивая христианина на проникновение трагедией случившейся с Христом, о его жертве ради всего человечества.
Важно! Откровенное обращение к Богу через молитвы помогает изменить свою судьбу к лучшему. Оно настраивает на доброжелательный лад по отношению к окружающим, очищает душу от злобы и зависти, восполняет положительными эмоциями, вселяет веру в сердце.
Молитвы перед иконой Моление о чаше
Молитва Святому Духу
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Молитва ко Пресвятой Троице
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Молитва Господня
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Символ веры
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Куда правильно вешать
Икона с библейским сюжетом Моление о чаше имеет высокую религиозную, духовную и материальную ценность. Особенно бережно христиане относятся к рукописным древним экземплярам. Такие иконы хранятся не только в храмах, но и в частых коллекциях. Все изображения с Иисусом Христом имеют видимое преимущество перед другими ликами, так как Бог – это Вседержитель. При расстановке икон в домашнем иконостасе, икону моление о чаше располагают на первой линии или выше других Святых.
Важно! В православии совершать молитвенные вознесения нужно лицом к востоку. Наши предки по этой причине всегда вешали все церковные изображения в восточной стороне дома. По канонам современной церкви подобных правил не существует, главное чтобы иконостас находился в свободном доступе для молебнов.
Моление о чаше можно вешать в спальне, на кухне. Это станет дополнительной защитой от негативного внешнего воздействия, и приблизить членов семьи к духовной христианской жизни. Мощная защита изображения оберегает дом от бесовского или колдовского воздействия.
Для выбора подходящего места для иконостаса с иконой моление о чаше стоит присмотреться к самому светлому и просторному помещению в квартире. У любого из членов семьи должна быть возможность подойти и помолиться перед святым образом. При этом лучше всего зажечь свечу или лампадку, совершить крестное знамение и поясной поклон.
Совет! Особо древние и ценные реликвии специалисты рекомендуют хранить в закрытых буфетах или кетонах (стеклянных ящиках). Это поможет предотвратить преждевременную порчу святого образа, защитит от попадания влаги и прямых солнечных лучей.
Нельзя помещать икону Моление о чаше:
- рядом с телевизором или аудиоаппаратурой;
- около фото погибших родственников;
- вблизи идолов, икон или другой атрибутики не православной веры;
- вместе с художественными картинами, книгами, сувенирной продукцией.
Икону лучше помещать на специальную подставку или на застеленный белой скатертью стол. При возможности используют для этого вышитые в народном или церковном стиле рушники. Помещение для хранения икон должно быть светлым и просторным, чтобы можно было быстро сосредоточиться на прочтении молитвы.
Важно! Священнослужители говорят, что место, где будет храниться икона, большого значения не имеет. Главную роль здесь играет уважительное отношение к церковным святыням, искренняя вера и почитание библейских заповедей. Нельзя допускать хранения святых изображений в запущении и беспорядке.
Христос в Гефсиманском саду в русской живописи
Выход после Тайной вечери А. А. Иванов. 1850 г. 26х40. Москва, Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего. Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда». Евангелие от Иоанна
***
Христос с учениками выходит в Гефсиманский сад. Эскиз. Н. Н. Ге. 1888 г. Холст, масло. 65,3х85. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад. Н. Н. Ге. 1889 гг. Холст, масло. 142х192 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
***
Христос в Гефсиманском саду. А. И. Куинджи. 1901 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В 1882 году, будучи на вершине грандиозного мирового триумфа, Куинджи вдруг ушел в затворничество и никогда больше, вплоть до самой смерти (а прожить ему ещё предстояло почти тридцать лет), не выставлялся. Лишь однажды, почти случайно, осенью 1901 года он на две недели приоткрыл для избранного круга посетителей двери своей мастерской, чтобы показать картину, над которой он трудился долгие годы — «Христос в саду Гефсиманском».
***
Моление о чаше. А. Л. Витберг. Начало XIX века. Холст, масло. Государственный музей истории религии
Моление о чаше. Витберг Александр Лаврентьевич. Первая половина XIX века. Холст, масло, 24,5 x 19,2 Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых
***
Моление о чаше. Алексей Егоров. 1820-е.Холст, масло. 58х39. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург Пост. из Андреевского собора в 1925 г. № Ж-3331
***
Моление о чаше. Ф. А. Бруни. Середина 1830-х. Холст, масло. 246х134,5 Государственный Русский музей Поступила в 1897 из Императорского Эрмитажа (приобретена при Николае I).
Картина была написана в Риме между 1834 и 1836 для церкви в имении сенатора Г. Н. Рахманова в селе Бобрик Сумского уезда Курской губернии. Затем была приобретена для императорской коллекции Эрмитажа, откуда впоследствии попала в Русский музей, где хранится в настоящее время. В Эрмитаже находится первоначальный эскиз, который позволяет увидеть, как художник задумывал и совершенствовал свое произведение, работал над композицией, освещением. Яркая выразительность образа сделала эту работу художника чрезвычайно популярной среди современников. «Моление о чаше» неоднократно копировалось другими авторами, с картины были сделаны гравюры С. Л. Захарова и Н. И. Уткина в альманахе «Утренняя заря» и литография А. Петровского и С. Кружкина в издательстве А. А. Козлова (1847). Повторял знаменитую композицию и сам Бруни.
Моление о чаше. Ф. А. Бруни. 1834–1836 гг. Холст, масло. 246х134,5 Государственная Третьяковская галерея
Моление о чаше. Ф. А. Бруни. 1836 г. Холст, масло. Авторское повторение для алтаря церкви св. Екатерины при Императорской Академии художеств. Картина отреставрирована в 2021 г. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Вариант из собрания Радищевского музея был создан художником для алтаря церкви св. Екатерины Императорской Академии художеств, в стенах которой он получил блестящее образование и ректором которой он был течении нескольких лет.
«Моление о чаше», литография В. Тимма с картины Ф. Бруни. «Русский художественный листок». 1889 г. Техника: литография, бумага. Формат: 49х36,5 см. Художник: Бруни Федор Антонович. Издатель: Тимм Василий Федорович
***
Моление о чаше. С. А. Живаго. 1845–46 гг. Холст, масло. Картина, завершающая композицию третьего яруса главного иконостаса Исаакиевского собора, расположена в центральной части над аркой главного алтаря. Построена на контрастах яркого луча света в левой верхней части и затемненной правой
***
Христос в Гефсиманском саду. (Явление Ангела) А. А. Иванов. 1850 г. 26×40. Государственная Третьяковская галерея, Москва
…и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. Евангелие от Луки
Христос в Гефсиманском саду (Моление о чаше). А. А. Иванов. 1840-1857 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва
***
Моление о чаше. И. Е. Репин. Начало 1860-х. Дерево, масло. 29,2х21,2 Государственная Третьяковская галерея
***
Христос в Гефсиманском саду. В. Г. Перов. 1878 г. Холст. Масло. 151,5х238. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Христос в Гефсиманском саду. Василий Григорьевич Перов. Холст, масло, 30, 5х53, 5 Ульяновск
***
В Гефсиманском саду. Н. Н. Ге. 1869–1880 гг. Холст, масло, 258х198,5. Государственная Третьяковская галерея
В Гефсиманском саду. Н. Н. Ге
***
Моление о чаше. Николай Шаховской. 1883-1907 гг. 72,5×51,5. Эскиз для мозаики храма «Спас-на-крови». Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
Моление о чаше. Худ. Н. П. Шаховской. Мозаика храма Воскресения Христова (Спаса на крови), Санкт-Петербург Источник: блог rusmosaic.wordpress.com
***
Христос в Гефсиманском саду. М. А. Врубель. 1887–1888 гг. Бумага на картоне, уголь. 140,5х52,5. Государственная Третьяковская галерея, Москва
***
Христос в Гефсиманском саду (Моление о чаше). Кошелев, Николай Андреевич. Кон. XIX в. Эскиз. Бумага, масло, 31х16,8. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург Воскресный день
Моление о чаше («Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его»). Н.А. Кошелев. Конец XIX в. Картон, масло. 40,4×26,4/ Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург Воскресный день
***
Моление о чаше. B. E. Маковский. 1895 год (?). Металл, масло. 64,5х47. Эскиз для собора Преображения г. Сумы. Дар Троице-Сергиевой Лавре 14 октября 1964 г. Троице-Сергиева Лавра, церковно-археологический кабинет Подпись справа внизу кистью темно-коричневым пигментом: «В. Маковскш 189(5) (?)», дата, вероятно, закрыта рамой.
Представленная композиция является эскизом к живописному образу «Моление о чаше». Изобразительная трактовка сюжета близка традиции русской реалистической живописи передвижников, отказавшихся от академической трактовки религиозных мотивов. Христос стоит на коленях на краю Гефсиманского сада у камней («И Сам отошел от них на вержение камня и, преклонив колена, молился», Лк. 22: 41). Лицо Его обращено к небу, голову осеняет легкое свечение в форме нимба, руки протянуты перед собой ладонями вверх — Христос вопрошает Отца, присутствие Которого как бы отмечает слабый просвет в ночном небе слева вверху. В целом образ Спасителя решен очень драматично. Маковский неоднократно обращался в своем творчестве к религиозным сюжетам. В 1870-е годы художник участвовал в росписи храма Христа Спасителя в Москве, в 1894 г. работал над убранством храма Христа Спасителя в Борках (под Харьковом) на месте крушения поезда Александра III. В числе исполненных им икон указывается и «Моление о чаше» (в алтаре). Также эта композиция была исполнена художником для собора Преображения в г. Сумы. К. Николаев. Галерея на Карповке
***
Христос в Гефсиманском саду. В. Д. Поленов. 1890-1900-е годы. Холст (дублирован), масло. 67,5х98,5.
Подпись справа внизу кистью темным пигментом: «ВПоленов» (буквы «В» и «П» переплетены), дата, возможно, закрыта рамой. Холст дублирован и набит на новый подрамник. На обороте холста кистью № 702. Отмечаются незначительные потертости красочного слоя в правой части изображения.
Христос в Гефсиманском саду. Фрагмент В.П. Поленов
Картина относится к евангельской серии Поленова «Из жизни Христа» (1890—1900-е годы). Как и в большинстве работ из этой серии, образ Христа в Гефсиманском саду отличается от традиционной трактовки мотива, известного по сюжету «Моление о чаше». Христос, возносящий молитву под сенью старой кряжистой оливы в Гефсиманском саду, изображен стоя на коленях, устремившим взор к небу и поднявшим правую руку к лицу, а левую — прижавшим к груди. Справа вдалеке открывается вид на крепостные стены Иерусалима с ведущей к нему дорогой. Общее настроение картины как бы продиктовано словами из Евангелия: «Прискорбна душа Моя» (Мф. 26:38; Мк. 14:34). Эти евангельские слова были выбраны Поленовым для названия картины, под которым экспонировался один из вариантов на выставке «Из жизни Христа» в 1909—1910 гг. Известны авторские варианты-повторения на этот сюжет: работа под названием «Прискорбна душа Моя» упоминается в собрании Чарльза Крэна, США. (К. Николаев. Галерея на Карповке)
Прискорбна душа моя. В. Д. Поленов. Выставка 1909–1910 гг. Упоминается в собрании Чарльза Крэна, США
***
Моление о чаше. М. В. Нестеров. 1898 г. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, темпера, бронза 34х27,5. Эскиз росписи южной стены храма св.князя Александра Невского в Абастумани. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
***
Моление о чаше. Е. Сорокин. 1904 г.
***
Моление о чаше. И. К. Айвазовский. 1897 г. Холст, масло, 94×72. Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского
Композиционно и при помощи света выделен Христос в «Молении о чаше». Слева внизу изображены спящие ученики, вверху воины и служители иудейские с фонарями и оружием. Полотно создавалось для церкви св. Сергия. В 1897 году церковь была восстановлена ее будущим настоятелем Хареном Вардапетом. Айвазовский сообщал: «… на днях будет освящение, и по этому случаю написал образ Спасителя, молящегося в Гефсиманском саду». Крымская картинная галерея
***
Моление о чаше. Неизвестный автор. До XX века
***
Моление о чаше Котарбинский Вильгельм Александрович (1849-1922). 1885–1896 гг. Фреска Владимирский собор, Киев
В. А. Котарбинский, поляк по происхождению, получивший классическое художественное образование в Италии, живший в своем имении под Минском, познакомился в Италии с русскими художниками — братьями Сведомскими, с их помощью выучил русский язык. Они же и пригласили его расписывать Владимирский собор в Киеве. Котарбинский работал в паре с Павлом Сведомским, их тандем получился настолько удачным, что порой трудно различить их авторство, т. к. Котарбинский свои работы не подписал. Вместе они создали 18 огромнейших картин и 84 отдельные фигуры. Работая над росписями собора в течение 8 лет, Котарбинский создал прекрасные фрески, потрясающие своей красотой. В 1905 году Императорской Академией художеств был удостоен звания академика «за известность на художественном поприще». Единственный из творцов Владимирского собора умер и похоронен в Киеве.
Моление о чаше. В. А. Котарбинский. Вторая половина 1880-х — первая половина 1890-х гг. Холст, масло.
***
Моление о чаше. Василий Петрович Верещагин. 1875–1880 гг. Храм Христа Спасителя, Москва
«Моление о чаше», «Се человек», «Несение Креста», «Распятие», «Снятие со креста», «Положение во гроб» — все эти шесть подлинных полотен, выполненные художником В. П. Верещагиным для храма Христа Спасителя в Москве, чудом уцелели и ныне вновь заняли свое место в алтаре, став святыней возрожденного храма.
***
Моление о чаше. Мозаика по эскизу В. М. Васнецова Храм «Спас-на-водах», Санкт-Петербург
К В. М. Васнецову с просьбой о работе над мозаиками храма обратился инженер-строитель С. Н. Смирнов. Художник предоставил свои эскизы, и его дочь Татьяна исполнила оригиналы мозаик. Три сюжета: «Несение Креста», «Моление о Чаше» и «Нерукотворный Спас». Первые две мозаики были размещены на столбах внутри храма. «Спаса» установили над воротами звонницы. С васнецовскими мозаиками, видимо, запоздали и поставили на приготовленные места уже после освящения храма (15 мая 1910 г.). Трудно говорить о действительной стоимости шедевров, однако по смете храма только две васнецовские мозаики потянули на 3500 «николаевских» рублей. Для сравнения: мост через Ново-Адмиралтейский канал обошелся храмостроителям на целую тысячу меньше. Спас-на-водах
Моление Господа в Гефсиманском саду. Клавдий Васильевич Лебедев