Иконография праздника Покрова Пресвятой Богородицы


«Русский» праздник

Один из любимых праздников православных христиан России — праздник Покрова Пресвятой Богородицы. События этого праздника связаны с историей Византийской империи. На русской земле празднику Покрова посвящено большое количество храмов (более 1400). В его честь названы многие населенные пункты и улицы. Например, во Владимирской области есть город Покров. Икона Покров Пресвятой Богородицы — одна из любимых в Русском Православии.


Икона Покров Пресвятой Богородицы

Однако об этом празднике упоминается только в русских месяцесловах. В византийских летописях истории этого события нет (или не сохранилось). Но есть соответствующее предание (в данном случае “Житие Андрея Юродивого”). Также отсутствует и византийское иконографическое изображение, посвященного Покрову Богоматери. В чем парадокс? Отчего события, произошедшие в другом государстве, до сих пор особенно помнят и почитают русские? Почему икона Покрова особо любима в России?

О чём молится, о чём просит народ Божию Матерь

Конечно, о защите от иноземных врагов, от злых людей, от напастей, болезней. Ведь Она покрыла своим омофором народ, защитила от врага.

Как сказано выше, в России выстроено 1300 с лишним храмов, церквей, соборов, посвящённых Покрову. Хочется рассказать об одном храме, по архитектуре, вызывающий восторг. Это церковь на Нерли. Трудно представить более изящного строения. Миниатюрная, изящная — «белая лебедь»: так её называют в народе.

Построил её Андрей Боголюбов в 1165 году после Волжского похода. Он понял, что Богородица защищает Русь, покрыв своим омофором. Резьба украшает все фасады. Фигуры имеют определённый смысл. Вверху — родоначальник рода, к которому относится Присно Дева — царь Давид с гуслями. Со всех сторон находится по орлу, ниже — львы. Соседство зверей символически говорит о согласии и мире, установившихся при князе.

Храм находится в 1,5 км от станции Боголюбово, Владимирской области.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы

Появлению праздника Покрова Пресвятой Богородицы предшествовали события, описанные в “Житии Андрея Юродивого” (написано в 10 век). События жития повествуют о 5 веке, но есть и другие интерпретации этого текста. Например эта: во время нападения врагов на Константинополь во Влахернский храм собрались христиане для молитвы. Именно здесь с 5 века хранилась одна из величайших святынь христианского мира — риза (одежда) Божией Матери.

Во время ночного богослужения в храме находился блаженный Андрей со своим учеником Епифанием. Они увидели явление Божией Матери. Ее окружали ангелы и множество святых, среди которых Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов. Затем Пресвятая Богородица, сняв со своей головы омофор (покров), распростерла его над молящимся народом. Вскоре враг отступил от Константинополя. Предположительно, это событие произошло в 910 году.

Куда ехать, чтобы попасть в Покровский собор

Много соборов, храмов находится в Москве, вот названия некоторых из них:

  • Покровский собор, Красная площадь.
  • Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове, Москва.
  • Покровский собор на Новокузнецкой улице, Москва.
  • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, село Акулово, Московской обл. Внешне ничем не знаменита, но о ней знают в России многие. Славится людьми, которые строили и в ней служили.

Кроме того, в Москве есть монастыри, например:

  • Покровский ставропигиальный женский монастырь.

Храмов Покрова в Санкт-Петербурге не меньше:

  • Храм Покрова Пресвятой Богородицы при политехническом институте. Освящён 15 декабря 1913 г. (по ст. ст.). С 1923 г. по 1993 г. был закрыт. 10 апреля 1995 г. храм был освящён.
  • Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Невском лесопарке, Санкт-Петербург, Всеволожский р-н.
  • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой, 1891—1893 гг. Сейчас это подворье Антониево-Дымского монастыря и другие.


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Невском лесопарке, Санкт-Петербург. Воссозданный уникальный памятник церковной архитектуры. Древнерусское деревянное зодчество XVIII век.
Некоторые иконы и храмы Покрова других городов:

  • Икона церкви Покрова села Селезнёва, Спас-Клепиковский р-н Рязанской обл., XVIII в.
  • Икона Покровская Храмовая Бутырская, XIX в.

Большинство древних икон, кроме соборов и церквей Москвы и Петербурга, являются достоянием Третьяковской галереи Москвы и Русского музея Санкт-Петербурга.

Так что ехать надо в столицы, чтобы помолиться о помощи. Хотя почти в каждом городе есть церковь Покрова.

Покров на Руси

В Русской Православной Церкви праздник Покров Пресвятой Богородицы отмечается 14 октября по новому стилю. Почитание этого праздника на Руси началось при святом князе Андрее Боголюбском (1111-1174). Первоначально этот день стали выделять во Владимиро-Суздальских землях. Князь построил храм Покрова на Нерли (Боголюбово, Владимирская область). Со временем Покров Богоматери стал один из любимейших русским народом праздников. Причем для православных христиан главным был уже не мотив избавления Византийской империи от нападения врагов. Верующая душа откликнулась на пример заступничества Божией Матери православных, невидимого благодатного молитвенного покровительства.

«Сердцами своими мы верим, что Пресвятая Богородица всегда молится о роде христианском и предстательствует о нем пред Своим Божественным Сыном. Но своими человеческими глазами убедились в этом блаженный Андрей и Епифаний. Когда сошла Она из-под сводов храма в алтарь и долго молилась, стоя на коленях. Вспомним, что апостол Павел называет диавола князем, господствующим в воздухе. И тогда с великой благодарностью Ей и Божественному Сыну Ее, поймем значение блиставшего Божественным светом Ее Покрова, распростертого над головами молящихся, которым Она защищала их от низко носившегося в воздухе князя тьмы и темных ангелов его, которых поражала Она молниями своих молитв, сверкавших из Ее Покрова.

Видите, как велико и свято для нас значение праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Как укрепляет видение блаженных Андрея и Епифания нашу веру в Нее как Заступницу Усердную мира нашего» (святитель Лука Крымский, 1877-1961).

Образ Богородицы в русской живописи

Русские живописцы в своих картинах следовали типам изображения Пресвятой Богородицы, сложившихся в иконописи, привнося в них свое видение. Русская православная церковь насчитывает до 260 икон Богоматери, прославленных различными чудесами. Среди богородичных икон можно выделить шесть основных иконографических типов:

  1. «Умиление» (Мария изображается склоненной к Младенцу, прижавшемуся щекой к ее щеке)
  2. «Одигитрия», или «Путеводительница» (Мария с осанкой императрицы, Младенец восседает у нее на руках, как на троне)
  3. «Млекопитательница (Мария, кормящая Младенца грудью)»
  4. «Взыграние» (запечатлен момент взаимного ласкания Матери и Младенца)
  5. «Оранта» (Богоматерь с воздетыми в молитве руками)
  6. «Знамение» (Богоматерь в позе Оранты, на груди медальон с изображением Иисуса Христа).

Остальные иконы – своеобразная редакция основных типов или, как говорили иконописцы, извод. Сложение иконографического типа – процесс сложный, обусловленный всей культурно-исторической ситуацией. Но вхождение нового образа в историю православной традиции всегда связывается с чудом – явлением иконы. Такие иконы творили чудеса и исцеления, их почитали, любили и называли чудотворными. Они принимались за образец, с которого делалось бесчисленное множество повторений.

Самая почитаемая и самая древняя русская икона – Богоматерь Владимирская. Первое упоминание о ней встречается в летописи под 1155 годом. Из источников известно, что она была привезена из Константинополя в Киев и находилась в Вышгороде в женском монастыре. В 1155 князь Андрей Боголюбский взял икону в свое новое Владимирское княжество. Прославление иконы связано именно с древним Владимиром. «Владимирская» стала прототипом для многих русских вариантов «Умиления», связанных с местночтимыми чудотворными иконами (Богоматерь Донская, Богоматерь Игоревская, Богоматерь Федоровская).

Источники репродукций: Религиозные сюжеты в русской живописи, etnaa, Исаакиевский собор, Аrt-catalog, Аrtsait, Белый город, Русская религиозная живопись, Библиотека Якова Кротова


Покров Богородицы. Нестеров Михаил Васильевич. 1911 г. Роспись конхи абсиды церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители Покровский храм Марфо-Мариинской обители


Покров Богоматери. Нестеров Михаил Васильевич. 1914 г. Дерево, масло. 91х63. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Поступление в 1995 от З. В. Норцовой по завещанию П. М. Норцова из собрания П. М. Норцова и З. В. Норцовой, Москва

Богоматерь. Аргунов Иван Петрович. 1753 (?). Холст, масло. 202х70,7 Копия иконы Гроота, 1749 г. Из Воскресенского монастыря, Новый Иерусалим. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Богородица. Вишняков Иван Яковлевич. Икона Андреевской церкви в Киеве

Богоматерь с младенцем. Кипренский Орест Адамович. Между 1806 и 1809 гг. Прессованный картон, масло. 168х85. Икона из северных врат главного иконостаса Казанского собора в Санкт-Петербурге. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Точное время создания «Богоматери с младенцем» неизвестно. Икона была заказана Кипренскому Советом Академии художеств для строящейся в Петербурге Казанской церкви, впоследствии Казанского собора. В июне 1806 года Совет утвердил эскизы художников, в том числе и эскиз для образа «Богоматери». Кипренскому было выдано за нее сто рублей, а в сентябре того же года Совет постановил: «Пенсионеру Кипренскому в счет писания образа Богоматери со Христом к прежде выданным 100 рублям еще выдать 50 рублей с распискою». Через два с лишним года, в феврале 1809 года, Кипренский уехал из Петербурга в Москву. Эта дата определяет нижнюю границу периода работы над иконой, так как Кипренский возвратился в Петербург после завершения внутренней отделки храма.

Образ Богоматери в соответствии с тогдашней модой написан по западноевропейским образчикам, русские иконные традиции полностью игнорируются. Это уже не православная Богоматерь, а католическая Мадонна.

При переделках в Казанском соборе в 1836 году работа Кипренского была перемещена с третьего иконостаса на северные врата главного входа (Аплаксин А. Казанский собор в Санкт-Петербурге. 1811—1911. – СПб., 1911. С. 68, 73.). В 1932 году при закрытии храма образ был передан в Русский музей как работа неизвестного художника и был опознан в 1952 году во время переинвентаризации музейного собрания живописи. Российский общеобразовательный портал

Богоматерь. Владимир Лукич Боровиковский. 1814–1815 гг. Холст, масло. 144×71. Икона на сюжет из Апокалипсиса. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Богоматерь с младенцем в сонме ангелов. Боровиковский Владимир Лукич. 1823 г. Холст, масло. 35×25,5. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Богоматерь с младенцем. Боровиковский Владимир Лукич. Медь, масло. 45,3×36. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Дева Мария. Варнек Александр Григорьевич. 1815 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Богоматерь. Варнек Александр Григорьевич Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Богоматерь с младенцем. Виги Антон Карлович. Около 1822 г. Икона из церкви Св. Николая Елагина дворца в Петербурге. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Представительство Богоматери за воспитанниц Смольного института. Венецианов А. Г. 1832-1835


Богоматерь с младенцем Христом и Иоанном Крестителем. Егоров Алексей Егорович. Холст, масло. 92×62,8. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Современники (и не только в России, но и в Италии) при жизни художника дали высшую оценку его таланта, назвав «русским Рафаэлем». После окончания Академии художеств — поездка в Италию, где он поражает, а иногда и смущает своим талантом итальянских художников. Сам Папа Пий VII уговаривает его остаться в Италии придворным живописцем. Однако Алексей Егоров возвращается в Россию, где его ждет слава, напряженная работа живописца и преподавателя (среди его учеников Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов, А. А. Иванов и др.), заслуженные награды и звания. Он типичный представитель русского высокого классицизма, пишет портреты, принимает самое активное участие в росписях церквей и соборов в Петербурге и его пригородах, Грузии, Польше. Но именно написание образов для церквей в Петербурге и Царском Селе вызвали недовольство императора Николая I. Последовало отстранение А. Е. Егорова, несмотря на защиту художника Советом Академии художеств, от преподавательской работы. Впрочем, к художнику за советом по-прежнему обращались даже светила отечественной живописи. Да и работал над картинами А. Е. Егоров до последних своих дней.


Богоматерь с Младенцем. Егоров Алексей Егорович


Мадонна Альба. Бруни Федор Антонович. 1837 г. Копия с картины Рафаэля

Богоматерь с младенцем. Бруни Федор Антонович. 1840-1850-е гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Богоматерь с младенцем в розах. Бруни Федор Антонович. 1843 г. Холст, масло. 64,7х40 Государственная Третьяковская галерея, Москва


Богоматерь с младенцем. Бруни Федор Антонович. 1858 г. Холст, масло. 63х46,7. Ивановское объединение художественных музеев


Богоматерь с младенцем. Максимов Алексей Максимович. 1846 г. Холст, масло. 227х125. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Богоматерь с младенцем. Марков Алексей Тарасович. 1849 г.


Богоматерь. Скотти Михаил Иванович. 1849 г. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь. Нефф Тимофей Андреевич. Холст, масло, 59х40. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Богоматерь. Капков Яков Федорович. 1853 г. Холст, масло. Дальневосточный художественный музей

Богоматерь с младенцем. Врубель Михаил Александрович. 1884–1885 гг.

Богоматерь с младенцем. Врубель Михаил Александрович. 1885 г. Роспись Кирилловской церкви в Киеве

Богоматерь с Младенцем. Васнецов Виктор Михайлович. Начало 1880-х. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве Государственная Третьяковская галерея, Москва

Богоматерь с Младенцем на престоле. Васнецов Виктор Михайлович. 1885–1893 гг. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве Государственная Третьяковская галерея, Москва


Богоматерь с младенцем. Васнецов Виктор Михайлович. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве Владимирский собор, Киев


Апсида Алтаря с фигурой Богоматери с Младенцем. Виктор Михайлович Васнецов. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве


Богоматерь Одигитрия. Виктор Михайлович Васнецов. 1899 г. Эскиз алтарной мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте

Богоматерь с младенцем. Васнецов Виктор Михайлович. 1901 г. Холст, масло. 209х88. Оригинал для мозаики храма Воскресения Христова. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь с младенцем. Репин Илья Ефимович. 1896 г. Цинк, масло. 101х62,5 Витебский художественный музей


Богоматерь. Бруни Николай Александрович. 1900 г. Холст, масло. 118х93,5. Оригинал для мозаики храма Воскресения Христова. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Богоматерь с Младенцем. Нестеров Михаил Васильевич. 1890 г. Частное собрание

Богоматерь. Нестеров Михаил Васильевич. 1899 г. Дерево, масло. 66.7х30.7 Нижегородский художественный музей


Богоматерь и Святой Иоанн. Нестеров Михаил Васильевич. Эскиз. 1899 г. Холст, масло. 91.5х73 Нижегородский художественный музей

Богоматерь с младенцем. Нестеров Михаил Васильевич. Втор.п. 1890-х — перв.п. 1900-х. Бумага, акварель. Эскиз росписи иконостаса Владимирского собора. Частное собрание

Богоматерь. Нестеров Михаил Васильевич. 1900-1910-е. Холст на картоне, масло. 28х16,5 Частное собрание


Богоматерь «Умиление». М. В. Нестеров. 1906 г. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Богоматерь «Умиление». Нестеров Михаил Васильевич. 1909 г. Медь, масло. Образ иконостаса церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители. Покровский храм Марфо-Мариинской обители


Богоматерь «Знамение». Нестеров Михаил Васильевич. Мозаика восточного фасада церкви Покрова Богородицы. Покровский храм Марфо-Мариинской обители


Явление Богоматери. Нестеров Михаил Васильевич. 1910-е. Холст, масло. 80х56. Частное собрание


Богоматерь «Умиление злых сердец». Петров-Водкин Кузьма Сергеевич. 1914–1915 гг. Холст на дереве, масло. 100,2х110. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

С руками воздетыми в вечном молении ко Господу за грешное человечество, предстает Богоматерь в картине Петрова-Водкина. За Ней в небесной синеве возникают видения Ее земной жизни. Слева, как напоминание о Ее великом предназначении – Она Сама с Младенцем Христом на руках, по другую сторону – Спаситель, распятый на кресте, как отзвук великих страданий Матери Сына Божьего.

В русском религиозном искусстве существует очень большая иконография Богоматери, но Петров-Водкин не копирует какое-либо известное изображение, а скорее создает свой оригинальный иконографический тип, названный им «Богоматерь Умиление злых сердец», который все же имеет некоторое сходство с древним образом Оранты – молящейся Богоматери.

Как религиозного человека и художника Петрова-Водкина интересовала проблема создания современной иконы. В этой связи и было создано полотно «Богоматерь Умиление злых сердец» (1914-1915), которая мыслилась мастером как икона, но экспонировалась на выставках в качестве станкового произведения. Русский музей. Виртуальный курс русского искусства

Богоматерь с младенцем. Петров-Водкин Кузьма Сергеевич. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Музеи России

Петроградская Мадонна. 1918 Петров-Водкин К. С. 1920 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская Галерея, Москва

В тяжелые, голодные 1917–1918 годы в Петрограде Кузьма Петров-Водкин пишет образ Богоматери, названный им «Петроградская мадонна». В нем воплотились и простой строгий колорит ранних фресок Джотто, и вопрошающие глаза новгородских древних икон.

За окном — Петроград, торговые ряды на Невском, оклеенные листовками, очереди за хлебом, в которых точными легкими касаниями кисти написаны представители всех сословий. Они собраны в маленькие группы, объединены малыми сюжетами, как в клеймах житийных икон.

В этой картине художник пользуется своим умением изображать пространство, для того чтобы создать ощущение неустойчивости всего окружающего мира — он накреняется, как палуба корабля, и только образ Богоматери остается неизменным, незыблемым, несмотря на потрясения мира: линии, описывающие ее голову, мягкий наклон к младенцу, направленный на нас взор. Изобразительное искусство и фотография

Икона Покров Пресвятой Богородицы: иконография

Существует 2 основных варианта иконографическое изображения праздника Покрова Божией Матери: суздальский и новгородский.

В суздальском варианте Пресвятая Богородица стоит перед храмом и простирает свой омофор над молящимися людьми. Примером данного иконописного типа служит храмовой образ Покровского Суздальского монастыря (14 век). Сейчас икона хранится в Государственной Третьяковской галерее.

В новгородском варианте омофор держат ангелы, а Божья Матерь стоит внутри церкви. Такое написание характерно для образа из Зверина монастыря (1399 год), хранящегося в Новгородском музее.

Общее для обоих вариантов — изображение в нижней части иконы очевидцев влахернского чуда, святого Андрея Юродивого и его ученика. Простирающийся над молящимся народом покров может быть белого или красного цвета.

Почитание Богоматери

В Православной Церкви Пресвятая Дева Мария не обожествляется. Она по природе такой же человек, как и мы все. Но Она — Мать Иисуса Христа, а Он — Ее Сын. Что может быть ближе такого родства? Каждый верующий при Крещении духовно соединяется с Христом. Который при Распятии назвал Богородицу Матерью апостола Иоанна Богослова, а, следовательно, и всех верующих в Спасителя. Поэтому каждый христианин духовно связан и с Богоматерью. К Ней прибегают за помощью христиане, веря в Ее ходатайство перед престолом Всевышнего. Людская любовь к Богородице выразилась в строительстве многочисленных храмов в Ее честь, в написании большого количества икон.

«Матерь Божия по благодати является Матерью всего мира, особенно мира христианского. Христос назвал всех веровавших в Него своими братьями и сёстрами. Поэтому Матерь Божия стала вместе с тем и нашей Матерью. На всём нашем жизненном пути Она доселе пребывает постоянной руководительницей нашей ко Христу Спасителю. Если все святые ходатайствуют за нас , как за братьев, то Пресвятая Дева ходатайствует за нас , как за детей. Если все святые умоляют за нас как рабы Божии, то Пречистая Дева просит как Матерь Божия . Святые умоляют Бога как Отца, Пресвятая Дева — как Сына» (иерей Константин Загороднов).

Значение праздника Покрова

В самом названии праздника — Покров Пресвятой Богородицы — раскрывается его значение. Это полное доверие верующих Божией Матери, Ее защите. Со времен Крещения Руси с именем Богоматери православные связывают надежды на спасение в безнадёжных ситуациях. Икона Покров Пресвятой Богородицы как раз и означает, что все упование верующие возлагают именно на материнское заступничество Царицы Небесной. К Ней, как к единственной надежде, устремлялись и устремляются молитвы о помощи в защите русской земли от врагов. Ее взывают поддержать в различных жизненных ситуациях, когда нет сил и возможностей противостоять невзгодам.

«Покров Божьей Матери как раз и является свидетельством того, что все наши беды, пусть и случающиеся иногда от нашей строптивости и буйства, – всё же есть знак того, что Бог не оставляет нас, подвигает к покаянию, направляет на пути правды. И Матерь Божия, ходатайствующая о нас, простершая над нами Покров Своей благости, – верная благовестница того, что гнев Божий скоро готов смениться на милость в случае искреннего и действенного нашего покаяния» (священник Димитрий Шишкин).

Икона Покров Пресвятой Богородицы — в чем помогает

В чем помогает икона Покрова Божией Матери? Перед этим образом верующие молятся о здоровье, о решении материальной проблем, разрешении конфликтных ситуаций. Пресвятая Богородица своим покровом защищает и оберегает от врагов.

«Она как мать оберегает нас, своих детей, пеленает в свои молитвы. Остается нам только чаще прибегать к ее покрову, не думать, что Она может гнушаться нами. Ей, наверно, бывает неприятно смотреть на наши грехи. Она все ж как мать, которая видит, что ребенок запачкался, с любовью очищает, вразумляет, поцелует, к сердцу прижмет и благословит. Очень важно сохранить это доверие к Ней как к любящей матери. И обращаться за помощью в самых непростых и трудных жизненных ситуациях. И делиться радостью, конечно. Задача каждого христианина в этот день почувствовать этот великий дар, что мы имеем – Ее покров» (иеромонах Кирилл Зинковский).

Традиции праздника

На Руси считалось, что Покров приходит, когда осень отступает. В связи с этим существовала пословица: «До обеда на Покров осень, а после обеда уже зима».

Именно на Покров мог выпасть первый снег: крупный с хлопьями или же мелкий моросящий.

Другие приметы, в которые верили на Покров:

  • С наступлением праздника сельчане активно готовились к зиме: готовили корм для скота, утепляли жилища
  • На Покров принято печь блины, они являются символом солнца, а значит и благодати в доме
  • В Покров день начинали топиться избы. Люди верили, что благодатный огонь согреет не только избу, но также сердце и душу
  • Все полевые работы на Покров уже должны были быть завершены
  • В доме на Покров должно быть чисто убрано, стол накрыт и приготовлены яства из нового урожая
  • На Покров самые старые женщины могли совершить обряд защиты от детских болезней. Для этого каждого ребенка обливали из решета или сита водой, приговаривая о здоровье малыша

Свадьбы на Покров

Незамужние девушки и неженатые парни на Покров день по-особенному себя чувствовали. Все свободные девушки очень ждали этого праздника, чтобы погадать на суженого ряженого своего.

Если на Покров выпадет много снега — значит будет много свадеб в следующем году. Свободные девушки, придя в церковь, просили у Пресвятой Богородицы хорошего жениха.

Наряжаться в этот день для незамужних — это особенная процедура, чем ярче и краше девушка, тем быстрее она себе найдет жениха.

Покров для военных

Для тех, кто защищает свою родину, Покров день — не простой праздник. Военные верили, что именно Пресвятая Богородица защищает их и помогает выигрывать тяжелые битвы. Богородица Покрова считается защитницей запорожских казаков.

Всем известно, что Пресвятая Богородица помогла русским войскам победить турецкую армию в 1552 года, после которого было взятие Казани. В связи с этими событиями Иван Грозный распорядился построить храм в честь Покрова Святой Богоматери.

Этот храм и по сей день стоит, его местонахождение — Красная Площадь, Москва, Собор Василия Блаженного.

Икона Покров Пресвятой Богородицы: молитвы

О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода вы́шних сил, Небесе́ и земли́ Цари́це, гра́да и страны́ на́шея Всемо́щная Засту́пнице! Приими́ хвале́бно благода́рственное пе́ние сие́ от нас, недосто́йных раб Твои́х, и вознеси́ моли́твы на́ша ко Престо́лу Бо́га Сы́на Твоего́, да ми́лостив бу́дет непра́вдам на́шим, и проба́вит благода́ть Свою́ чту́щим всечестно́е и́мя Твое́ и с ве́рою и любо́вию покланя́ющимся чудотво́рному о́бразу Твоему́.

Не́смы бо досто́йни от Него́ поми́ловани бы́ти, а́ще не Ты уми́лостивиши Его́ о нас, Влады́чице, я́ко вся Тебе́ от Него́ возмо́жна суть. Сего́ ра́ди к Тебе́ прибега́ем, я́ко к несомне́нней и ско́рой Засту́пнице на́шей: услы́ши нас, моля́щихся Тебе́, осени́ нас вседержа́вным покро́вом Твои́м, и испроси́ у Бо́га Сы́на Твоего́: па́стырем на́шим ре́вность и бде́ние о душа́х, градоправи́телем му́дрость и си́лу, судия́м пра́вду и нелицеприя́тие, наста́вником ра́зум и смиренному́дрие, супру́гом любо́вь и согла́сие, ча́дом послуша́ние, оби́димым терпе́ние, оби́дящим страх Бо́жий, скорбя́щим благоду́шие, ра́дующимся воздержа́ние, всем же нам дух ра́зума и благоче́стия, дух милосе́рдия и кро́тости, дух чистоты́ и пра́вды.

Ей, Госпоже́ Пресвята́я, умилосе́рдися на немощны́я лю́ди Твоя́; разсе́янныя собери́, заблу́ждшия на путь пра́вый наста́ви, ста́рость поддержи́, ю́ныя уцелому́дри, младе́нцы воспита́й, и при́зри на всех нас призре́нием ми́лостиваго Твоего́ заступле́ния, воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя и просвети́ серде́чныя о́чи на́ша ко зре́нию спасе́ния, ми́лостива нам бу́ди зде и та́мо, в стране́ земна́го прише́льствия и на стра́шнем суде́ Сы́на Твоего́; преста́вльшияся же в ве́ре и покая́нии от жития́ сего́ отцы́ и бра́тию на́шу в ве́чней жи́зни со А́нгелы и со все́ми святы́ми жи́ти сотвори́.

Ты бо еси́, Госпоже́, Сла́ва Небе́сных и Упова́ние земны́х, Ты по Бо́зе на́ша Наде́жда и Засту́пница всех, притека́ющих к Тебе́ с ве́рою. К Тебе́ у́бо мо́лимся, и Тебе́, я́ко Всемогу́щей Помо́щнице, са́ми себе́ и друг дру́га и весь живо́т наш предае́м, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]