Двенадцать сыновей Иакова
«И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни»
Быт. 49:1.
Слово показывает нам характеристики и особенности мышления, которые будут формироваться в последние дни. У нас есть возможность получить прививку от этого зла и открыть для себя, какие слуги угодят Господу в последнее время.
Цель этого Слова – наша зрелость, как слуги Господа.
1 Рувим – непостоянный слуга
«Рувим, первенец мой! ты — крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества; но ты бушевал, как вода, — не будешь преимуществовать, ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, взошел»
Быт. 49:3-4
.
Его жизнь непостоянна, он, то в благословении, то в грехе. Это слуга, который знает ценность работы, но не бодрствует.
Рувим не хотел убивать Иосифа, но оставил его во рву, и братья потом продали его.
2 и 3 Симеон и Левий – жестокие
«Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их; в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца; проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле»
Быт. 49:5-7
.
Это нервный человек, который с легкостью теряет самоконтроль.
У него много сильных переживаний с Богом, но его темперамент уничтожает то, что Дух Святой производит в его жизни. Ему не удается благовествовать, ибо его свидетельство соблазняет впервые пришедшего.
4 Иуда – исполненный Духа Святого
«Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое; блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока»
Быт. 49:8-12
.
Человек, который обратился, многое претерпел и превратился в зрелого слугу:
- Скипетр
: никогда не терял руководство Духа Святого в своей жизни. - Законодатель
: живет согласно законам, установленным Господом. - Очи и зубы
: духовно говорят о свидетельстве в освящении. - Молодой лев – львица – лев
: с момента обращения всегда существовала глубокая идентификация с Иисусом. Всегда боролся и борется, чтобы сохранять верность. Это постоянный слуга. - Осленок у виноградной лозы
: посвящает весь свой труд и силу Работе, которую Дух Святой производит в церкви. - Одежда в вине
: его спасение – результат многочисленных переживаний с духовными дарами. - Одеяние
: его защита в силе крови Иисуса.
5 Завулон – мирские привычки
«Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона»
Быт. 49:13
.
Человек находится в церкви, но строит дом на берегу моря. Это верующий, наполненный сленгом, плохими привычками и причудами.
Ему очень трудно понять Работу, за то очень легко впитывать мирское. Живет в церкви, но не отводит глаз от мира.
6 Иссахар – удобно устроившийся
«Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод; и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани»
Быт. 49:14-15
.
Это слуга, который имеет различение, дары, посещает семинары, т.е. имеет все, чтобы осуществлять Работу, но всегда слишком занят своими делами
. Он не может принять, что кто-то работает меньше него. Всегда желает иметь похвалу за свой труд.
7 Дан – судит, имеет на все свое мнение
«Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля; Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь твою надеюсь, Господи»
Быт. 49:16-18
.
Всех судит согласно своему мнению. Живет, говоря плохо о людях за их спиной, обожает сплетни.
Не может сказать ничего положительного о братьях. Господь ждет его изменения (
спасения
), чтобы он вошел в план, который Бог для него имеет.
8 Гад – испытанный и побеждающий
«Гад, — толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам»
Быт. 49:19
.
Это те, кто проходят через большие испытания, но побеждают в Господе.
Это испытанные слуги, они знают, что значит платить за любовь Господа.
9 Асир – имеет открытое Слово
«Для Асира — слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства»
Быт. 49:20
.
Исполнен сильными переживаниями с Духом Святым. Сильно использован в дарах и в Слове.
10 Неффалим – завет с Работой
«Неффалим – серна стройная; он говорит прекрасные изречения»
Быт. 49:21
.
Полностью посвящен Работе. Работа – его главный приоритет. Работает с любовью и благодарностью Господу. Показывает в своем свидетельстве любовь к Работе.
Его слова – о вечном.
11 Иосиф – верный
«Иосиф – отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною; огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы, но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева, от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы, благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных; да будут они на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими»
Быт. 49:22-26
.
Слуга, который проходит через трудности и изменения в своей жизни, но его труд остается неизменным, преданным Господу.
Трудится постоянно для Работы, даже когда все плохо (
в тюрьме
) или очень хорошо (
правитель Египта
).
Иосиф был человеком труда:
- Отрасль плодоносного дерева над источником
: не удаляется от присутствия Господа, поэтому в его жизни всегда есть плод, даже во время испытаний. - Простираются над стеною
: границы Духа не представляют трудностей для него. Его жизнь благополучна и не имеет потребности выйти за эти ограничения. - Огорчали
: испытан в трудностях. - Его лук
: знает учение о луке и знает, что в церкви (Теле) его защита. - Мощного Бога Израилева
: Иисус – его сила, посредством переживаний в Духе. - Благословения
: переживает духовные благословения и материальные избавления. - Избранный (отделенный) меж (от) братьями своими
: утвержден в Работе и отделен от мира.
12 Вениамин – плотский
«Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу»
Быт. 49:27
.
Плотский верующий.
Не может победить плоть и живет в грехе. Его разум еще не был освобожден.
Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Библия, изложенная для семейного чтения Иосиф и сыновья Иаковлевы в Египте
Иаков, Иосиф и его братья |
Казалось, что предстояло наконец успокоиться Иакову по возвращении на родину, где он мог жить независимо и свободно среди многочисленной своей семьи. Но не был счастлив детьми своими Иаков. Сыновья его, которые сделались впоследствии родоначальниками двенадцати колен израильского народа, управляемого Самим Богом, доставляли ему много огорчений. Между ними не огорчал его только сын Рахили Иосиф, и потому Иаков любил и отличал его преимущественно перед прочими детьми своими.
Это возбуждало зависть в братьях Иосифа и служило поводом к раздору в семье. Окончательно раздражены были братья Иосифа, когда он рассказал им удивительные сны, виденные им, по истолкованию которых можно было судить о будущем его главенстве над ними.
Вот первый сон, который Иосиф рассказал братьям своим: «Вот, мы вяжем снопы посреди поля; и вот, мой сноп встал и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу. И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами?»
Когда же Иосиф рассказал им и отцу своему и второй сон свой: «…вот, я видел еще сон: вот, солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне», то даже «побранил его отец его и сказал ему: что это за сон, который ты видел? неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли?»
(Быт. 37, 7—10)
Братья Иосифа окончательно возненавидели его и готовы были погубить. Случай к этому скоро представился.
«Братья его пошли пасти скот отца своего в Сихем. И сказал Израиль Иосифу: пойди, посмотри, здоровы ли братья твои и цел ли скот, и принеси мне ответ. И послал его из долины Хевронской; и он пришел в Сихем.
И нашел его некто блуждающим в поле, и спросил его тот человек, говоря: чего ты ищешь? Он сказал: я ищу братьев моих; скажи мне, где они пасут? И сказал тот человек: они ушли отсюда, ибо я слышал, как они говорили: пойдем в Дофан. И пошел Иосиф за братьями своими и нашел их в Дофане.
И увидели они его издали, и прежде нежели он приблизился к ним, стали умышлять против него, чтобы убить его. И сказали друг другу: вот, идет сновидец; пойдем теперь, и убьем его, и бросим в какой-нибудь ров, и скажем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из его снов. И услышал сие Рувим и избавил его от рук их, сказав: не убьем его, не проливайте крови; бросьте его в ров, который в пустыне, а руки не налагайте на него. Сие говорил он с тем намерением, чтобы избавить его от рук их и возвратить его к отцу его.
Когда Иосиф пришел к братьям своим, они сняли с Иосифа одежду его, одежду разноцветную, которая была на нем (которая также возбуждала их зависть и раздражение, как подарок отца их меньшему брату), и взяли его и бросили его в ров; ров же тот был пуст; воды в нем не было.
И сели они есть хлеб, и, взглянув, увидели, вот, идет из Галаада караван Измаильтян, и верблюды их несут стираксу, бальзам и ладан: идут они отвезти это в Египет.
И сказал Иуда братьям своим: что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его? Пойдем, продадим его Измаильтянам, а руки наши да не будут на нем, ибо он брат наш, плоть наша. Братья его послушались и, когда проходили купцы Мадиамские, вытащили Иосифа изо рва и продали Иосифа Измаильтянам за двадцать сребренников; а они отвели Иосифа в Египет.
Рувим же пришел опять ко рву; и вот, нет Иосифа во рве. И разодрал он одежды свои, и возвратился к братьям своим, и сказал: отрока нет, а я, куда я денусь? И взяли одежду Иосифа, и закололи козла, и вымарали одежду кровью; и послали разноцветную одежду, и доставили к отцу своему, и сказали: мы это нашли; посмотри, сына ли твоего эта одежда, или нет.
Он узнал ее и сказал: это одежда сына моего; хищный зверь съел его; верно, растерзан Иосиф. И разодрал Иаков одежды свои, и возложил вретище на чресла свои, и оплакивал сына своего многие дни. И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалию сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его.
Мадианитяне же продали его в Египте Потифару, царедворцу фараонову, начальнику телохранителей. И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина. И увидел господин его, что Господь с ним и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех. И снискал Иосиф благоволение в очах его и служил ему. И он поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его. И с того времени, как он поставил его над домом своим и над всем, что имел, Господь благословил дом Египтянина ради Иосифа, и было благословение Господне на всем, что имел он в доме и в поле его».
(Быт. 37, 12—36; 39, 2—5)
Прекрасный во всех отношениях, юноша Иосиф вызывал полное доверие к себе господина своего. Но, к несчастью, он понравился и его нечестивой жене. В ответ на предложение обманывать мужа Иосиф отказался и сказал: «Вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки; нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?» Тогда коварная жена вознегодовала на Иосифа и оклеветала его перед своим мужем. «Когда господин его услышал слова жены своей, которые она сказала ему, то воспылал гневом; и взял Иосифа господин его и отдал его в темницу, где заключены узники царя. И был он там в темнице. И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы. И отдал начальник темницы в руки Иосифу всех узников, находившихся в темнице, и во всем, что они там ни делали, он был распорядителем. Начальник темницы и не смотрел ни за чем, что было у него в руках, потому что Господь был с Иосифом, и во всем, что он делал, Господь давал успех».
(Быт. 39, 8—9, 19—23)
В то время, как Иосиф находился в темнице, приведены были туда и провинившиеся в чем-то перед фараоном виночерпий и хлебодар его двора. Под влиянием тяжелых мыслей о том, чем разрешится суд над ними, будут ли они оправданы или осуждены, оба они видели непонятные, встревожившие их сны. Беспокойное свое недоумение по этому поводу они передали доброму ко всем участливому Иосифу.
«Не от Бога ли истолкования?» — отозвался Иосиф, и просил рассказать ему их сны. Виночерпий рассказал, что ему снилась виноградная лоза, на которой были три ветви. И когда развилась лоза и созрели на ней ягоды, то он выжал из нее сок в чашу фараонову и подал ему ту чашу.
Уповая на Всемогущего Бога, Иосиф так объяснил виночерпию сновидение его: три ветви — это три дня, после которых ты будешь оправдан перед фараоном и снова будешь подавать чашу в руку его.
«Вспомни же меня, когда хорошо тебе будет, и сделай мне благодеяние, и упомяни обо мне фараону, и выведи меня из этого дома», — попросил Иосиф виночерпия и рассказал ему свою историю и как незаслуженно был он заключен в темницу.
Затем и хлебодар рассказал, что ему снились также три решетчатые корзины: в верхней из них были хлебы, испеченные для фараона, и птицы клевали их в корзине на голове его. Через три дня, объяснил Иосиф, фараон повелит отрубить тебе голову и повесить тебя, и птицы будут клевать твое тело. Оба эти объяснения в точности оправдались.
Помилованный виночерпий скоро забыл об Иосифе. Но через два года и самому царю египетскому приснились такие сны, которые встревожили его и которых никто не мог объяснить ему. Тогда-то виночерпий вспомнил об Иосифе и сказал царю, что знает одного человека, который умеет объяснять сны. Немедленно был взят Иосиф из темницы и представлен фараону (так назывались цари египетские).
«Фараон сказал Иосифу: мне снился сон, и нет никого, кто бы истолковал его, а о тебе я слышал, что ты умеешь толковать сны. И отвечал Иосиф фараону, говоря: это не мое; Бог даст ответ во благо фараону».
(Быт. 40, 8,14; 41 15—16)
И рассказал фараон Иосифу сон свой, что, стоя на берегу реки, он видел семь тучных коров, пасущихся в тростнике, а вслед за тем увидел других, но уже очень тощих коров, которые пожрали первых; и что еще видел он во сне семь полных, хороших колосьев на одном стебле, «но вот, после них выросло семь колосьев тонких, тощих и иссушенных восточным ветром; и пожрали тощие колосья семь колосьев хороших».
«Я рассказал это волхвам, но никто не изъяснил мне. И сказал Иосиф фараону: сон фараонов один: что Бог сделает, то Он возвестил фараону. Семь коров хороших, это семь лет; и семь колосьев хороших, это семь лет: сон один. Вот, наступает семь лет великого изобилия во всей земле Египетской; после них настанут семь лет голода, и забудется все то изобилие в земле Египетской, и истощит голод землю. А что сон повторился фараону дважды, это значит, что сие истинно слово Божие, и что вскоре Бог исполнит сие».
(Быт. 41, 23—32)
И посоветовал царю Иосиф избрать мужа разумного и мудрого и поручить ему принять меры против предстоящего во вторые семь лет голода, распорядившись запастись хлебом на весь Египет в первые семь урожайных годов.
«И сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе все сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты; ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя.
…Вот, я поставляю тебя над всею землею Египетскою. И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему; велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! И поставил его над всею землею Египетскою. И сказал фараон Иосифу: я фараон; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской.
И нарек фараон Иосифу имя: Цафнаф-панеах, и дал ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского. Иосифу было тридцать лет от рождения, когда он предстал пред лице фараона, царя Египетского. И вышел Иосиф от лица фараонова и прошел по всей земле Египетской».
(Быт. 41, 39—46)
В продолжение семи урожайных лет Иосиф собирал хлеб по всей земле и хранил его в запасных житницах, которые он для этой цели устроил во многих городах. Когда же наступили неурожайные годы, то запасов оказалось так много, что их доставало не только на продовольствие всего Египта, но и на продажу в соседние края.
Голод между тем пришел и в Ханаанскую землю. И оттуда прибыли в Египет для покупки хлеба сыновья Иакова за исключением Вениамина, которого отец оставил при себе. Они, в числе других иноземцев, были приведены к главному правителю всей Египетской земли, брату их Иосифу, но они не узнали его. Он же узнал их, и вспомнились ему сны его в юности, предвещавшие будущее величие и что братья его поклонятся ему.
Чтобы испытать, однако же, каковы они стали теперь, он не показал виду, что узнал их, «и говорил с ними сурово и сказал им: откуда вы пришли? Они сказали: из земли Ханаанской, купить пищи».
«Вы соглядатаи, — сказал им Иосиф, — вы пришли высмотреть наготу (слабые места) земли сей».
«Они сказали ему: нет, господин наш; рабы твои пришли купить пищи; мы все дети одного человека; мы люди честные; рабы твои не бывали соглядатаями.
Он сказал им: нет, вы пришли высмотреть наготу земли сей. Они сказали: нас, рабов твоих, двенадцать братьев; мы сыновья одного человека в земле Ханаанской, и вот, меньший теперь с отцом нашим, а одного не стало.
И сказал им Иосиф: это самое я и говорил вам, сказав: вы соглядатаи; вот как вы будете испытаны: клянусь жизнью фараона, вы не выйдете отсюда, если не придет сюда меньший брат ваш; пошлите одного из вас, и пусть он приведет брата вашего, а вы будете задержаны; и откроется, правда ли у вас; и если нет, то клянусь жизнью фараона, что вы соглядатаи.
И отдал их под стражу на три дня.
И сказал им Иосиф в третий день: вот, что сделайте, и останетесь живы; ибо я боюсь Бога; если вы люди честные, то один брат из вас пусть содержится в доме, где вы заключены; а вы пойдите, отвезите хлеб, ради голода семейств ваших; брата же вашего меньшого приведите ко мне, чтобы оправдались слова ваши и чтобы не умереть вам. Так они и сделали».
(Быт. 42, 7, 9—20)
Вспомнили тогда сыновья Иакова великий грех их в отношении брата-юноши и осознали, что за грех этот наступил для них час Божественного воздаяния. Выпущенные из заключения, отправились они, снабженные хлебом, в землю свою обратно, кроме Симеона, оставшегося в виде залога, пока они не исполнят приказание Иосифа привести к нему их брата Вениамина.
Между тем деньги, которые они принесли с собой за хлеб, были тайно возвращены, уложены каждому в мешок его. На ночлеге один из братьев открыл мешок свой, чтобы дать корм ослу своему; но как он сильно испугался, когда нашел там деньги! «Подите скорее сюда, — закричал он своим братьям, — деньги мои снова в мешке!» Все они очень испугались и сказали: «Что это Господь сделал с нами?» Опечалили они и отца своего рассказом о странном их путешествии.
«И сказал им Иаков (услышав о требовании египетского правителя привести к нему Вениамина): вы лишили меня детей: Иосифа нет, и Симеона нет, и Вениамина взять хотите, — все это на меня!» И не согласился отпустить Вениамина.
Между тем голод усилился в земле Ханаанской. Сыновья Иакова должны были снова ехать за хлебом в Египет. Но им нельзя было ехать без Вениамина. Иуда убеждал отца отпустить с ними и младшего своего сына, говоря ему: «Отпусти отрока со мною, и мы встанем и пойдем, и живы будем и не умрем и мы, и ты, и дети наши; я отвечаю за него, из моих рук потребуешь его; если я не приведу его к тебе и не поставлю его пред лицем твоим, то останусь я виновным пред тобою во все дни жизни».
(Быт. 42, 21—36; 43, 8—9)
На настойчивую просьбу сыновей своих Иаков, наконец, согласился. «Израиль, отец их, сказал им: если так, то вот что сделайте: возьмите с собою плодов земли сей и отнесите в дар тому человеку несколько бальзама и несколько меду, стираксы и ладану, фисташков и миндальных орехов; возьмите и другое серебро в руки ваши; а серебро, обратно положенное в отверстие мешков ваших, возвратите руками вашими: может быть, это недосмотр; и брата вашего возьмите и, встав, пойдите опять к человеку тому; Бог же Всемогущий да даст вам найти милость у человека того, чтобы он отпустил вам и другого брата вашего и Вениамина, а мне если уже быть бездетным, то пусть буду бездетным. И взяли те люди дары эти, и серебра вдвое взяли в руки свои, и Вениамина, и встали, пошли в Египет и предстали пред лице Иосифа».
Когда Иосиф увидел между ними брата своего Вениамина, то приказал начальнику дома своего приготовить угощение для пришедших. «И испугались люди эти, что ввели их в дом Иосифов, и сказали: это за серебро, возвращенное прежде в мешки наши, ввели нас, чтобы придраться к нам и напасть на нас, и взять нас в рабство, и ослов наших». И старались оправдаться, объяснить свою непричастность к находке серебра в их мешках, которое они и возвратили начальнику дома Иосифова, предоставляя ему в то же время другое серебро для новой покупки хлеба.
В это время вышел к ним сам Иосиф, приветливо поздоровался с ними, спросил о здоровье отца их, пристально посмотрел на Вениамина и сказал: «Да будет милость Божия с тобою, сын мой!»
«И поспешно удалился Иосиф, потому что воскипела любовь к брату его, и он готов был заплакать, и вошел он во внутреннюю комнату и плакал там.
И умыв лице свое, вышел, и скрепился и сказал: подавайте кушанье. И подали ему особо, и им особо, и Египтянам, обедавшим с ним, особо, ибо Египтяне не могут есть с Евреями, потому что это мерзость для Египтян. И сели они пред ним, первородный по первородству его, и младший по молодости его, и дивились эти люди друг пред другом. И посылались им кушанья от него, и доля Вениамина была впятеро больше долей каждого из них. И пили, и довольно пили они с ним».
(Быт. 43, 11—15, 18, 29—34)
Но перед уходом их Иосиф, прежде чем открыться братьям своим, решился еще раз испытать их, чтобы узнать, как они относятся к Вениамину, и задержал их таким образом: он приказал, как и в первый раз, уложить внесенное ими серебро за хлеб в мешки их и, сверх того, подложить его серебряную чашу в мешок Вениамина.
«Утром, когда рассвело, эти люди были отпущены, они и ослы их. Еще не далеко отошли они от города, как Иосиф сказал начальнику дома своего: ступай, догоняй этих людей и, когда догонишь, скажи им: для чего вы заплатили злом за добро (для чего украли у меня серебряную чашу)? Не та ли это, из которой пьет господин мой и он гадает на ней? Худо это вы сделали.
Они сказали ему: для чего господин наш говорит такие слова? Нет, рабы твои не сделают такого дела. Вот, серебро, найденное нами в отверстии мешков наших, мы обратно принесли тебе из земли Ханаанской: как же нам украсть из дома господина твоего серебро или золото?
У кого из рабов твоих найдется (чаша), тому смерть, и мы будем рабами господину нашему».
Пусть будет так, согласился начальник дома и начал обыскивать их мешки. Чаша нашлась в мешке Вениамина.
«И разодрали одежды свои» пораженные горем старшие братья. «И возложив каждый на осла своего ношу, возвратились они в город. И пришли Иуда и братья его в дом Иосифа, и пали пред ним на землю.
Иосиф сказал им: что это вы сделали? разве вы не знали, что такой человек, как я, конечно угадает?
Иуда сказал: что нам сказать господину нашему? что говорить? чем оправдываться? Бог нашел неправду рабов твоих; вот, мы рабы господину нашему, и мы, и тот, в чьих руках нашлась чаша. Но Иосиф сказал: нет, я этого не сделаю; тот, в чьих руках нашлась чаша, будет мне рабом, а вы пойдите с миром к отцу вашему».
(Быт. 44, 3—9, 13—17)
Тогда подошел и возразил ему Иуда. Он рассказал Иосифу, с каким трудом отец его решился отпустить идти с ними Вениамина, к которому он особенно привязан был с тех давних пор, как потерял любимого своего сына от Рахили.
— Так говорил нам отец, когда отказывался отпустить с нами Вениамина, — продолжал Иуда, — вот, «один сын пошел от меня, и я сказал: верно он растерзан; и я не видал его доныне; если и сего возьмете от глаз моих, и случится с ним несчастие, то сведете вы седину мою с горестью во гроб».
«Теперь, — убеждал далее и молил Иосифа Иуда, — если я приду к рабу твоему, отцу нашему, и не будет с нами отрока, с душею которого связана душа его, то он, увидев, что нет отрока, умрет; и сведут рабы твои седину раба твоего, отца нашего, с печалью во гроб. Притом я, раб твой, взялся отвечать за отрока отцу моему, сказав: если не приведу его к тебе (и не поставлю его пред тобою), то останусь я виновным пред отцом моим во все дни жизни. Итак пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом господина моего, а отрок пусть идет с братьями своими: ибо как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мною? я увидел бы бедствие, которое постигло бы отца моего».
(Быт. 44, 28—34)
Выслушав Иуду, «Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших около него и закричал: удалите от меня всех. И не оставалось при Иосифе никого, когда он открылся братьям своим. И громко зарыдал он, и услышали Египтяне, и услышал дом фараонов. И сказал Иосиф братьям своим: я — Иосиф, жив ли еще отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним».
«И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я — Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни; ибо теперь два года голода на земле: остается еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут; Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением.
Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской.
Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли; ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и все твое; и прокормлю тебя там, ибо голод будет еще пять лет, чтобы не обнищал ты и дом твой и все твое. И вот, очи ваши и очи брата моего Вениамина видят, что это мои уста говорят с вами; скажите же отцу моему о всей славе моей в Египте и о всем, что вы видели, и приведите скорее отца моего сюда.
И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его. И целовал всех братьев своих и плакал, обнимая их. Потом говорили с ним братья его».
Когда фараон узнал о всем происшедшем, то он сочувственно отозвался на радость Иосифа, присоединил и свое приглашение всей семье его переселиться в Египет, обещал снабдить их всем нужным на земле его и приказал доставить на дорогу им колесницы, запасы путевые и разные дары отцу Иосифа.
И доставил братьям своим Иосиф все по приказанию фараона. «Каждому из них он дал перемену одежд, а Вениамину дал триста сребренников и пять перемен одежд. И отпустил братьев своих, и они пошли. И сказал им: не ссорьтесь на дороге.
И пошли они из Египта, и пришли в землю Ханаанскую к Иакову, отцу своему, и известили его, сказав: Иосиф сын твой жив, и теперь владычествует над всею землею Египетскою. Но сердце его смутилось, ибо он не верил им.
Когда же они пересказали ему все слова Иосифа, которые он говорил им, и когда увидел колесницы, которые прислал Иосиф, чтобы везти его, тогда ожил дух Иакова, отца их, и сказал Израиль: довольно (сего для меня), еще жив сын мой Иосиф; пойду и увижу его, пока не умру».
(Быт. 45, 1—15, 21—22, 24—28)
«И отправился Израиль со всем, что у него было», и со всеми сыновьями своими и сынами сынов своих: «всех душ дома Иаковлева, перешедших с Иаковом в Египет, было семьдесят».
Дойдя до Вирсавии, Иаков принес здесь жертвы Богу отца своего, Исаака. Господь же в видении ночном возобновил ему Свои обетования. «Не бойся идти в Египет, — сказал Он Иакову, — ибо там произведу от тебя народ великий; Я пойду с тобою в Египет, и Я выведу тебя обратно. Иосиф своею рукою закроет глаза твои».
«Иаков отправился из Вирсавии; и повезли сыны Израилевы Иакова отца своего, и детей своих, и жен своих на колесницах, которые послал фараон, чтобы привезти его.
Иуду послал Иаков пред собою к Иосифу, чтобы он указал путь в Гесем. И пришли в землю Гесем. Иосиф запряг колесницу свою и выехал навстречу Израилю, отцу своему, в Гесем, и, увидев его, пал на шею его, и долго плакал на шее его. И сказал Израиль Иосифу: умру я теперь, увидев лице твое, ибо ты еще жив.
И сказал Иосиф братьям своим и дому отца своего: я пойду, извещу фараона и скажу ему: братья мои и дом отца моего, которые были в земле Ханаанской, пришли ко мне; эти люди пастухи овец, ибо скотоводы они; и мелкий и крупный скот свой, и все, что у них, привели они.
Если фараон призовет вас и скажет: какое занятие ваше? то вы скажите: мы, рабы твои, скотоводами были от юности нашей доныне, и мы и отцы наши, чтобы вас поселили в земле Гесем. Ибо мерзость для Египтян всякий пастух овец.
И привел Иосиф Иакова, отца своего, и представил его фараону; и благословил Иаков фараона. Фараон сказал Иакову: сколько лет жизни твоей? Иаков сказал фараону: дней странствования моего сто тридцать лет; малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до лет жизни отцов моих во днях странствования их.
И благословил фараона Иаков и вышел от фараона.
И поселил Иосиф отца своего и братьев своих, и дал им владение в земле Египетской, в лучшей части земли, в земле Раамсес, как повелел фараон. И снабжал Иосиф отца своего и братьев своих и весь дом отца своего хлебом, по потребностям каждого семейства».
И благополучно жили при нем новые пришельцы — израильтяне, и владели они землею Гесем, и «весьма умножились».
(Быт. 46, 1, 27, 3—5, 28—34; 47, 7—12, 27)
«И жил Иаков в земле Египетской семнадцать лет. И пришло время Израилю умереть, и призвал он сына своего Иосифа и сказал ему: если я нашел благоволение в очах твоих, положи руку твою под стегно мое и клянись, что ты окажешь мне милость и правду, не похоронишь меня в Египте, дабы мне лечь с отцами моими; вынесешь меня из Египта и похоронишь меня в их гробнице. Иосиф сказал: сделаю по слову твоему.
После того Иосифу сказали: вот, отец твой болен. И он взял с собою двух сынов своих, Манассию и Ефрема и пошел к Иакову. И увидел Израиль сыновей Иосифа и сказал: кто это? И сказал Иосиф отцу своему: это сыновья мои, которых Бог дал мне здесь. Иаков сказал: подведи их ко мне, и я благословлю их.
Глаза же Израилевы притупились от старости; не мог он видеть ясно. Иосиф подвел их к нему, и он поцеловал их и обнял их. И сказал Израиль Иосифу: не надеялся я видеть твое лице; но вот, Бог показал мне и детей твоих».
И напомнив Иосифу о благословениях и обетованиях, полученных им от Господа, Иаков прибавил: «Ныне два сына твои, родившиеся тебе в земле Египетской, до моего прибытия к тебе в Египет, мои они; Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои; дети же твои, которые родятся от тебя после них, будут твои; они под именем братьев своих будут именоваться в их уделе. И простер Израиль правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии».
Когда же Иосиф сказал отцу, что не Ефрем, но Манассия первенец его, и просил положить на голову первенца правую руку свою, то «отец его не согласился и сказал: знаю, сын мой, знаю; и от него (Манассии) произойдет народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его, и от семени его произойдет многочисленный народ».
«И благословил их в тот день, говоря: тобою будет благословлять Израиль, говоря: Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии. И поставил Ефрема выше Манассии.
И сказал Израиль Иосифу: вот, я умираю; и Бог будет с вами и возвратит вас в землю отцов ваших; я даю тебе, преимущественно пред братьями твоими, один участок, который я взял из рук Аморреев мечом моим и луком моим».
(Быт. 47, 27—31; 48, 1, 8—11, 5—6, 14, 19—22).
После того Иаков призвал и старших сыновей своих и, благословляя их, возвестил им вместе с тем и о том, что ожидает их в грядущие дни. Благословляя четвертого сына своего, Иуду, отходящий от здешнего мира патриарх, казалось, дошел до высшей степени священного вдохновения и, как бы прозирая духовно в дальние судьбы человеческого рода, он провидел и впервые определил даже срок исполнения обетования о Грядущем в мир Спасителе мира
.
Так говорил он Иуде: «Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?
Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов».
(Быт. 49, 8—10)
И действительно, колено Иудино было самым могущественным из двенадцати колен израилевых. Из потомков его произошли родоначальники царского рода, начиная с царя Давида. Царский скипетр и вместе с ним право над жизнью и смертью не выходил из этого рода далее и во времена пленения вавилонского; племя Иудино сохраняло свою независимость и дало свое имя потомству Иакова. Наконец, когда римляне овладели Иудейской страной, то передали скипетр или власть над ней идумеянину Ироду, и в это время родился Спаситель…
Возлюбленному сыну своему Иосифу сказал умирающий отец его: «Иосиф — отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною; огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы, но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева, от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных; да будут они на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими.
И заповедал Иаков сыновьям своим и сказал им: я прилагаюсь к народу моему; похороните меня с отцами моими в пещере, которая на поле Махпела, что пред Мамре, в земле Ханаанской. И окончил Иаков завещание сыновьям своим, и положил ноги свои на постель, и скончался, и приложился к народу своему.
(Быт. 49, 22—26, 29, 30, 33)
Иосиф пал на лице отца своего, и плакал над ним, и целовал его. И повелел Иосиф слугам своим — врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля. И исполнилось ему сорок дней, ибо столько дней употребляется на бальзамирование, и оплакивали его Египтяне семьдесят дней. Когда же прошли дни плача по нем…», то Иосиф, получив на то разрешение фараона, отправился со всем домом своим и сопровождавшими их старейшинами Египта похоронить отца своего в земле Ханаанской по завещанию его.
«И возвратился Иосиф в Египет, сам и братья его и все ходившие с ним хоронить отца его, после погребения им отца своего.
И увидели братья Иосифовы, что умер отец их, и сказали: что, если Иосиф возненавидит нас и захочет отмстить нам за все зло, которое мы ему сделали? И послали они сказать Иосифу: отец твой пред смертью своею завещал, говоря: так скажите Иосифу: прости братьям твоим вину и грех их, так как они сделали тебе зло. И ныне прости вины рабов Бога отца твоего. Иосиф плакал, когда ему говорили это. Пришли и сами братья его, и пали пред лицем его, и сказали: вот, мы рабы тебе.
И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей; итак не бойтесь: я буду питать вас и детей ваших. И успокоил их и говорил по сердцу их.
И жил Иосиф в Египте сам и дом отца его; жил же Иосиф всего сто десять лет. И видел Иосиф детей у Ефрема до третьего рода, также и сыновья Махира, сына Манассиина, родились на колени Иосифа. И сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову. И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда. И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте».
(Быт. 59, 1—4, 14—26)
Убедительнейшим, может быть, примером общения Бога с человеком является история Иосифа. Он именно «носил Бога» в душе своей, и в душе его поэтому не отразились ли истинно божественные черты: чистота, незлобие и любовь к людям.
Душа его была так благостно расположена к другим, что не это ли возвысило его даже до прозорливости в отношении того, что было потребно для их успокоения. Он всеми силами души желал успокоить смущенных и бывших в недоумении, и не Сам ли Бог отозвался на его желание внушением того, что было нужно для этого. Чудесное объяснение снов — сначала двум заключенным вместе с ним в темнице, а потом и самому фараону — было спасительно в этом случае для многих тысяч людей во время общественного бедствия, голода, которым посетил Господь несколько стран.
Иосиф в чистоте и непорочности «ходил пред Богом», а потому и Сам Бог пребывал в нем, спасал его и через него других. История праведного Иосифа, также как и многое в Ветхом Завете, служит, по мнению отцов Церкви, также и прообразом воплотившегося на земле Единого Истинного Сына Божия, Богочеловека.
Святой преподобный Андрей Критский в своем Великом покаянном каноне говорит об Иосифе, что он «в рове поживе во образ погребения и восстания Господа».
«Да не потому ли и Святая Церковь творит память об Иосифе Прекрасном в ту седмицу, в которую вспоминаются страсти Христовы? Действительно, праведный и целомудренный Иосиф ясно изобразил в себе Господа нашего Иисуса Христа: Иосиф был любимый сын праотца Иакова, — и Христос есть возлюбленный Сын Бога Отца; Иосифа ненавидели братья его, — и Христос ненавидим был братией Своей — иудеями; Иосифа предали свои братья за двадцать сребреников, — и Христа предал Свой ученик за тридцать сребреников. Иосиф, невинный, был в темнице и там предсказал одному царедворцу египетскому свободу и жизнь, а другому — казнь и смерть, — и Христос, безгрешный, был в темнице и на Кресте и здесь одному разбойнику обещан от Него рай, а другой своей нераскаянностью и хулением наследовал ад. Иосиф вышел из темницы со славою, — Христос восстал из гроба в славе воскресения; Иосиф сделался первым по царе в Египте, — Христос воссел одесную Бога Отца в Царствии Небесном. Иосиф призвал к себе в Египет отца своего и братьев своих с семействами их и сделал их спокойными, довольными и счастливыми, — и Христос призывает и призовет некогда всех верующих в Него к Себе в Царство Небесное и сделает их блаженными на всю вечность»[1].
[1] Из Беседы 22-й отца протоиерея В. Нордова.
Лекция 6.2 История Иакова
Аудио |
О благословении
Случается так, что Исаак теряет зрение. Поэтому и становится возможной последующая история. Но смысл ее не в том, что Бог лишает Исаака зрения, чтобы непременно было совершено то, что последует. Смысл в другом. Еще физически зрячий, Исаак духовно уже слеп; он еще видит глазами, но не видит очевидного. А должен бы, ведь он – патриарх, человек, который должен всматриваться в Бога, всю свою жизнь выверять с Богом. Увы, он этого не делает. Прошло то время, когда Исаак всем своим сердцем припадал к Богу. Теперь его жизнь размеренна и, очевидно, в ней нет того трепетного предстояния перед Богом, которое у царя Давида сохранялось всю его жизнь и которое на каком-то этапе жизни потерял царь Соломон. То же случилось и с Исааком. Он потерял нить связи с Богом, перестал держать себя перед Богом, как ребенок перед отцом. Перестал понимать волю Божию, и поэтому Бог его ослепляет.
Бог дает понять Исааку, что его разум слеп. А если его разум не видит тех вещей, которые он должен был разглядеть, зачем ему глаза? Бог отправляет Исаака посмотреть на себя внутреннего. С точки зрения Божественного произволения, потеря зрения – показатель того, что Исаак потерял разум. А почему Исаак потерял разум? Тому виной земная страсть – любовь к сыну, точнее, к кушанью, которое сын ему приносит, затмила разум патриарха. Так бывает и в нашей жизни, когда какая-то земная привязанность – как очень высокая (великая страстная любовь), так и очень низкая – омрачает нашу способность видеть и понимать волю Божию: что хочет от нас Бог здесь и сейчас. Именно страсть мешает нам это видеть, и ничто другое не может застилать наш ум и отклонять нас от Бога.
И вот ослепший Исаак состарился и решил совершить самый важный поступок в жизни: передать старшему сыну благословение. Он призывает его. Исав приходит, но благословения не получает.
Казалось бы, призвал старшего сына – передай ему благословение. Но Исаак вместо благословения говорит: «Я еще раз хочу попробовать твою замечательную дичь, твою замечательную похлебку, иди, поймай и приготовь». Это показывает, что даже в такой ответственный момент для Исаака важнее получить вкусное кушанье, которое он так привык есть, из рук сына, чем передать сыну благословение Божие, которое приведет к Рождению в его роду Спасителя.
Итак, Исав убегает на охоту, а ситуацией пользуется жена Исаака Ревекка. Она в отличие от мужа не потеряла понимание внутреннего мира своих детей. Она чувствует: то, что хочет сделать Исаак, неправильно. Именно младший ее сын достоин принять благословение, именно младший ее сын духовен, именно в нем есть потребность трепетного предстояния перед Богом. Она это видит, и знает, что Исаву все равно. Она вмешивается по воле Божией: Бог – с ней, поэтому обман состоится. Но это обман лишь по форме. Смысл в том, что Промысел Божий выбирает того, кого он выбирает. Если бы человек решил обманным путем передать дар Святого Духа тому, кто этого недостоин, то Бог не допустит – Он не машина, которая запрограммирована и ничего не может изменить в своей программе. Он – Свободное Существо, которое Само определяет, кого Ему благословить. И если Он избрал Иакова, то Иакова и благословит, и никто этому не помешает. Ревекка, мать Иакова, «руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят», потому что Исав был очень космат, сварила кушанье, которое любил Исаак, одела Иакова в одежду Исава и отправила его к отцу. Исаак удивился, что Исав прибежал так быстро. Он смутился и решил проверить: нет ли обмана. Он слышит, что голос не Исава, но руки, запах – все принадлежит старшему сыну, а самое главное – есть похлебка. То, насколько человек внутренне ослеплен, нам кажется наивным: мы на его месте непременно догадались бы об обмане. Но он настолько внутренне ослеп, что не видит подлога.
И, когда Исаак поел кушанья, он возложил руки на сына и благословил его. Младший сын уходит. Тут прибегает старший сын с похлебкой: «вот он я». В этот момент, как сказано в Библии, Исаак затрепетал страшным трепетом. Почему? Узнал, что обман? Ну и что, накажи младшего сына, переделай. Ты – свободный человек. В художественной литературе немало таких сцен, где отец лишает сына благословения.
Нет. Трепет отца происходит от того, что благословляя младшего сына, он ощутил, что благодать Святого Духа сошла на того, кого он благословлял. Он почувствовал это при всей своей слепоте.
То, что произошло, и должно было произойти. И поэтому он разводит руками и говорит: я ничего не могу сделать. Я отдал уже и не могу снова взять и вернуть, потому что есть Бог, который через меня действует. Когда он встал перед фактом обмана, он понял, что не его обманули, а он обманывался: он любил не того, кого надо было, он сердцем избрал не того, кого избрал Бог. Он все-таки патриарх, человек, который когда-то предстоял перед Богом. Он испытал, он понял, что заблуждался. И нашел в себе силы осознать ошибку. Он понял, что тот, кого он благословил, получил благословение от Бога. Исав плакал, молил отца, чтобы тот дал ему благословение, но уже не получил его. Напомню, речь идет не о получении в наследство имущества – оно, как мы знаем, и так перешло Исаву. Исав плачет о потере избранничества. Но и благословение, которым Исаак благословляет своего старшего сына, тоже имеет свои далеко идущие последствия. Он говорит: да, у тебя будет земное процветание, но твой младший брат будет владеть тобой и будет попирать тебя. Но однажды ты свергнешь его иго и воцаришься над ним, и тогда придет Спасение.
В благословении Исааком своего старшего сына содержится пророчество. Дух Святой через отца свидетельствует и в своем роде утешает Исава: и он, и его потомки будут причастны к рождению Спасителя, хотя, как мы знаем, очень странным и парадоксальным образом. «Когда над потомками Иакова воцарится потомок Исава, родится Спаситель мира» – речь идет об Ироде Великом: царь Ирод из Идумеи. Жители Идумеи – потомки Исава, старшего сына. Когда Ирод воцарится над Израилем, где живут потомки Иакова, и Родится Спаситель мира. Нам важен вывод: Суд Божий свершается иначе, чем суд человеческий. Нам, с земной точки зрения, кажется, что какой-то человек по известным нам признакам достоин благословения. Но Промысел Божий считает иначе. И избирает того, чье сердце действительно ищет Бога.
Исаак умирает. Пока Исаак жив, Иаков живет с ним. Но сразу после смерти Исаака Ревекка отправляет его к своим родичам, потому что ни она, ни Иаков не знают, как отреагирует старший брат на то, что произошло. Иаков бежит. Он получил благословение, особые дары Божии. Но эти дары приводят его к скитаниям – это повторится не раз и не два в истории с теми, кого Бог избирает. Избрал бог Авраама – и он пошел в чужую землю, был странником, пришельцем, порой изгнанником, страдальцем, тружеником. Избрал Бог Иакова – и тот скитается, бежит в чужую землю, возвращается к родственникам матери, претерпевает разные скорби, работает как раб в течение почти двух десятков лет и возвращается к страданиям. Плач, скорби, снова переселение… Избирает Бог Иосифа – его продают в рабство, клевещут на него, сажают в тюрьму. Избирает Бог Давида – он оклеветан, несколько раз находится на грани смерти, 14 лет спасается бегством в пустыне, хотя помазан царем над Израилем. Так действует избранничество.
Мы говорим, что Бог кого-то избирает, помазывает кого-то какой-то особой духовной печатью, но это не значит, что тот человек будет преуспевать. Скорее, наоборот. Это заполнившие наше духовное пространство колдуны обещают успех и благополучие. А благодать Божия обещает скитания, скорбь, страдания. Вот что значит быть избранным. В том и состоят великая мощь и утешение библейских историй, что мы видим, как праведные люди страдали и, благодаря своему смирению и терпению, были утешены Богом и предстояли перед Ним в вечности. И это должно нас утешать и вдохновлять, чтобы мы в своей жизни тоже пытались претерпевать до конца, надеясь на подобное утешение от Бога.
Иаков приходит к своему дяде Лавану, живет некоторое время у него и влюбляется в его младшую дочь Рахиль. Играют свадьбу. По обычаю невеста приходит на свадьбу под покрывалом. Некий прообраз этого покрывала – фата, свидетельство того, что перед женихом невеста – та, которая не познана, неизвестна… Но в данном случае невеста буквально оказалась невесть кем. Когда покрывало было снято после обрядов, Иаков узнает, что перед ним не любимая Рахиль, а ее старшая сестра Лия. Дядя объясняет, что по обычаю не принято выдавать младшую дочь прежде старшей замуж. Но с точки зрения Божественного провидения, это некая плата за то, что совершил сам Иаков – он обманул отца, и чтобы он не подумал, что обман сам по себе хорош, он получает то же самое.
Как обманул, так и был обманут. Но и обман, которым был обманут Иаков, тоже совершен по Промыслу Божию. Именно от Лии, старшей из сестер, родится в конечном итоге тот, в родословии которого и придет Спаситель мира. Сына Иакова и Лии назовут Иуда, от этого имени и произойдет название – иудеи. Иаков просит выдать замуж за него Рахиль, играют новую свадьбу. У Иакова теперь две жены. Но он человек бедный, а должен по восточному обычаю принести выкуп. Поскольку дать ему нечего, он должен отработать – семь лет за одну, семь лет за другую. То есть 14 лет, живя с женами под одной крышей, он должен без всякой платы работать у своего дяди Лавана пастухом.
Иаков очень сильно любит свою жену Рахиль. Лию он не любит, хотя и исполняет по отношению к ней супружеский и прочие положенные по закону долги. Это обстоятельство дает Рахили некое право превозноситься над сестрой. Лия нелюбима, она несчастна. Может быть, она была некрасива, недаром ее не могли замуж отдать ни за кого, поэтому и пришлось родным идти на обман, и, как говорит Священное Писание, Лия очень много плакала. И Бог призрел на Лию, а на Рахиль не призрел. Рахиль – любимая жена, но она плачет, страдает, ей плохо. Лию Бог благословляет, и у нее – нелюбимой жены – один за другим рождаются мальчики. Муж постоянно проводит время с Рахилью, у них большая любовь, настоящая, такая, что когда Рахиль умрет в родах, ее муж после ее смерти никогда не перестанет плакать.
Лии Бог дает то, что привяжет к ней мужа. Когда рождаются мальчики, Иаков проводит все больше и больше времени с нелюбимой женой, потому что мальчики находятся у нее в шатре, он тянется к своим детям, ведь сыновьям он нужен. Рахиль это страшно обижает, она прибегает к различным средствам от бесплодия. Она дает Иакову служанку, чтобы ребенок, рожденный от этого союза, считался ее сыном, но ребенка все нет и нет. Бог опять выбирает. Смысл не в том, какая из этих женщин лучше – в конце концов, рожденный Рахилью сын тоже будет отмечен особым избранничеством Бога и сыграет ни с чем не сравнимую роль в истории израильского народа. Но Бог смотрит не на какие-то внешние данные человека, а на его сердце.
Если человек из-за своих внешних данных начинает над кем-то превозноситься и даже укорять кого-то, опираясь на свои отличительные качества, Бог отворачивается от него. Как сказано в Новом Завете, Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. И Христос говорит: «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».
Притча о мытаре и фарисее говорит о том же. Внешне фарисей был безукоризнен: он был не просто праведен – он был праведен в глазах всех; мытарь был не просто грешен, а чрезвычайно грешен в глазах всех людей. Но каждый пришел со своим помыслом в сердце, и одного Бог оправдал, а другого осудил. И Его Суд не был похож на суд человеческий: Богу нужно сердце, трепещущее перед Ним.
Лия была обижена и безропотно, молясь Богу, уповая на Бога, претерпевала от сестры. И Бог этой униженности, смиренности не посрамил. А Рахиль гордилась своей красотой, любовью мужа, и счастье ее едва-едва не было разрушено. Она плакала, пока не смирилась. Избранничество Бога склоняется к тому, кто более всего уповает на Него.
Когда срок работы у тестя Лавана закончился, Иаков вроде бы получает долгожданную свободу, но уйти не может – у него 12 детей, две жены: куда он пойдет, не имея ничего? Он мог бы здесь при определенных обстоятельствах достаточно хорошо укорениться, но он понимает, что он избранник Божий и должен исполнять то, чего от него хочет Бог. Он помнит, что Авраам был специально выведен из этой земли в Палестину, которая будет потом называться Святой Землей, и он понимает, что должен туда вернуться. Библейские страницы, которые описывают возвращение Иакова в Палестину, пронизаны удивительным трепетом, потрясающим страхом: он делает шаг – и молится после каждого шага, он шлет подарки брату, прячет детей в надежде хотя бы на их спасение, прибегает к разным хитростям, чтобы хоть как-то умилостивить Исава и спасти свою семью. Он не знает, что его ждет, поэтому готов к самому худшему. Он не знает, что Исав встретит его братским лобзанием, но, не зная этого, он, тем не менее, возвращается: так угодно Богу. Он понимает, что служит Богу, а значит, должен вернуться, но не может вернуться с пустыми руками, иначе его семье не на что будет жить. Он вступает с Лаваном в договор и обещает, что еще 7 лет будет работать на него, но тот пятнистый скот, что народится за это время, будет скотом Иакова – он понимает, что, если попросит денег, его могут обмануть, а пятнистый скот тесть, может быть, и отдаст (в те времена пятнистый скот считался бракованным, тем, что имеет изъян, поэтому Лаван с радостью на это согласился, понимая, что для него это не убыток). Но упование Иакова на Бога привело к тому, что скот стал рождаться только пятнистым. И весь стал принадлежать Иакову: за семь лет практически весь скот Лавана стал пятнистым и по договору стал принадлежать Иакову.
Лаван понимает, что он нищает, что зять, бывший на положении раба, забирает у него все, но ничего не может сделать; и не потому, что не в силах, а потому, что понимает: такое происходить может только по велению Бога. Лаван – человек, который склоняется к идолопоклонству, у него в доме есть идолы, но он понимает, что против воли Бога ничего совершить невозможно. Он рад бы наказать Иакова, но боится Бога, потому что Бог с Иаковом. Он нищает, и когда Иаков уводит его дочерей, внуков, весь скот, он понимает, что остается без ничего и ничего не может Иакову сделать, так как с ним Бог.
Бездерзновенность перед людьми и упование во всех чаяниях на Бога – это трепетное доверие человека, которого ждет от людей Бог. Когда оно есть, благо великое тому человеку. Когда нет, человек лишается всего. Такой вере учит нас история, как передавалось благословение от Авраама до внука его Иакова.
Потом нас будет интересовать судьба потомков Иакова: как двенадцать его сыновей построили свою жизнь, кому из них правильно будет передать благословение Божие, кого из них изберет Бог. В отличие от своего отца, Иаков имеет открытые глаза и открытый разум, он всматривается в своих детей и пытается понять, кто из них способен принять это благословение. И когда свершаются особые события, он хранит их в своей памяти, хотя никогда не укоряет своих сыновей, ожидая того времени, когда придется их благословлять.