«Иосиф и его братья»: опыт личного прочтения


Иосиф — один из сыновей Иакова, любимый сын

У Иакова было двенадцать сыновей, рождённые от разных жён.


Сон Иакова. Во сне Иакову от Господа дается высшее обетование о благословении его потомства

Иосифа родила праотцу его любимая жена Рахиль. Это был долгожданный ребёнок — «был сын старости его». Ему патриарх передал все духовные знания, которыми владел сам.

Иосиф был праведным и рос в почитании родителей. Видя несправедливость и неблагопристойность в своих братьях, он всегда рассказывал об этом своему отцу. Он не наговаривал на других сыновей Иакова, он старался вразумить их через отца, понимая, что сам не является для них авторитетом.

Иаков не скрывал, что любит Иосифа сильнее других детей. Однажды он сделал ему подарок, одарив разноцветной одеждой, и тем самым выделив и показав расположение к нему.


Иаков подарил Иосифу разноцветное платье

А в сердцах братьев тем временем все сильнее росла зависть и ненависть к Иосифу.

Сны Иосифа вызвали ещё большую ненависть со стороны братьев

Однажды Иосиф увидел сон, будто он вместе с братьями, работая в поле, вяжет снопы сена. Его сноп выпрямился, а остальные снопы поклонились ему. Будучи открытым юношей, он поспешил рассказать все братьям. Те же с ненавистью сказали:

(Быт.37:8)

«Неужели ты будешь царствовать над нами?»

В другой раз приснилось Иосифу, будто солнце, луна и одиннадцать звёзд поклоняются ему.


Иосиф рассказывает приснившиеся ему сны

Тут даже отец возмутился услышанным. А братья ещё больше разозлились на него, их ненависть только росла.

Братья сговорились убить Иосифа.

Братья Иосифа настолько возненавидели его, что готовы были убить. Случай к этому представился в день, когда они отправились пасти скот своего отца в Сихем. Иаков тогда повелел своему любимому сыну проведать остальных его сыновей, посмотреть цел ли скот, и принести ему ответ.

Братья ещё из далека заметили его и сговорились между собой убить, а отцу сказать, что его съел дикий зверь. Только Рувим вступился за Иосифа, прося остальных не убивать его, а бросить в ров, который в пустыне. Он намеревался спасти его и вернуть отцу.

Стоило только Иосифу приблизиться, как братья накинулись на него. Они сорвали с него одежду и бросили в яму. В это время мимо двигался караван израильтян по направлению в Египет. Заметив их, Иуда предложил продать брата.


Братья продают Иосифа за двадцать сребреников Израильтянам, которые отвели его в Египет

Вскоре вернулся Рувим, не найдя Иосифа, он в отчаянье разорвал на себе одежду, не зная, что ему теперь делать.

Братья же взяли одежду отрока, измазали кровью зарезанного козла и принесли платье отцу. Удрученный горем отец долгое время не мог утешиться из-за потери своего любимого сына.

[править] Иосиф в Иудаистической традиции

В соответствии с агадическим мидрашем кости Иосифа согласно обещанию должны были быть вынесены в Землю Обетованную во время Исхода. Его ковчег из вод Нила поднял Моисей с помощью таблички со словами але шор

(поднимись, бык) с тотемным знаком Иосифа, для перезахоронения на Земле Обетованной после её покорения племенем Израиля. Знаменитый Золотой телец был оживлён благодаря Всевышней силе которая была даже в кусках это таблички и потому золото в плавильне преобразовалось в символ Иосифа тельца.[5]

Израильтяне продали юного раба в Египет Потифару, начальнику дворцовой стражи

Иосиф быстро сумел заслужить расположение хозяина, и тот оставил его служить у себя дома.

Однако, на статного юношу обратила внимание жена Потифара. Она неоднократно делала попытки соблазнить его, но Иосиф каждый раз отказывал ей.

Однажды, когда в доме не было слуг, она схватила Иосифа за одежду и потребовала лечь с ней. Но юноша скинул своё платье, оставив его в её руках, и выбежал вон.


Иосиф убегает от жены его хозяина, которая пыталась его соблазнить

Жена Потифара не простила этого молодому слуге. Она решила оболгать его, сказав всем, что Иосиф хотел обесчестить её. Потифар пришёл в ярость от услышанного и приказал запереть его в темницу.

Господь и тут не оставил юношу, он помог ему завоевать расположение начальника тюрьмы, который назначил его распорядителем.

В одной из темниц находились служившие фараону хлебодар и виночерпий. Разгневавшись на них, фараон посадил их в тюрьму. А прислуживать им был приставлен Иосиф.

Однажды этим двум заключённым приснились сны, которые ввели их в глубокое раздумье. Иосиф, заметив их смущённый вид, поинтересовался, что их удручает. Те же ответили, что видела сны, но смысл их не ясен им.

(Быт.40:8)

«Не от Бога ли истолкования? — сказал Иосиф — расскажите мне»

Сначала свой сон поведал виночерпий:

(Быт.40:9-11)

«Мне снилось, вот виноградная лоза предо мною; на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды; и чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону»

Выслушав его, Иосиф сказал: «Через три дня фараон возвратит тебя на твоё прежнее место, и ты снова подашь чашу его».

Он попросил виночерпия упомянуть о нем фараону, когда того освободят. Так как был невиновно осуждённым.

Хлебодар также решился рассказать приснившийся ему сон:

(Быт.40:16-17)

«Мне также снилось: вот на голове у меня три корзины решетчатых; в верхней корзине всякая пища фараонова, изделие пекаря, и птицы клевали её из корзины на голове моей»

Тогда юный слуга сказал ему: «Пройдёт три дня и фараон прикажет повесить тебя».


Иосиф истолковывает сны виночерпия и хлебодара фараона

Через три дня фараон устроил пиршество для своих слуг и вспомнил он о виночерпии и хлебодаре. Первого он вернул на прежнее место, а другого повесил. Произошло все так, как было истолковано Иосифом. Однако, позабыл об Иосифе и его просьбе виночерпий.

ВЕРОЙ ИОСИФ…

В.Я Канатуш

Верой Иосиф при кончине напоминал об исходе сынов Изра­и­левых и завещал о костях своих.

Евр. 11:22

Иосиф, одиннадцатый сын Иакова, — одна из самых светлых личностей биб­лейского повествования. «В анналах человеческой истории, — пишет И. Х. Хантинг, — имеется немного таких безупречных личностей, как Иосиф. По сравне­нию с его братьями, совершавшими преступления, целостность и моральная стойкость Иосифа, делают чтение о нем очень ободряющим» («Виноградник», 03-96). С какой радостью читаются главы, посвященные описанию его жизни (Быт. 37-50)! Это не удивительно, что у такого человека, как Иаков, личности с твердым, но беззаветно преданным Богу характером, рождается такой прекрасный, благо­честивый, благородный сын, весь жизненный путь которого — самоотверженное служение ближним. Это свидетельствует в пользу Иакова и указывает на то, что его сердце было пропитано благочестием, а его недостатки являлись лишь внешним налетом, который исчез под воздействием работы Духа Святого.

И не только Иосиф, но и все остальные одиннадцать сыновей Иакова оказались людьми, угодными Богу: они достойно прошли путь воспитания и в результате одержанной над собой победы вошли в небесный Иерусалим. Ни один не стал нечестивцем, ни один не ушел в мир на широкий и греховный путь. В этом большая заслуга самого Иакова — его веры, его личности, его хождения перед Богом в страхе Божием. Верой и молитвой он привел всех своих сыновей к поклонению Господу, увлек их в сферу высокого призвания, для которого они и были избраны. Силой Господней он повел их по пути освящения и сдал в небесную сокровищницу совершенными в радости, а сам отошел с земли в свои 147 лет умиротворенным, приложившись к своему народу (Быт. 49:33).

«Иосиф» (букв. «растущий») — ярчайший образ человека, представленно­го в Писании, который в сильнейшей борьбе удерживает обетования Божии. Заметим, что с того самого дня, как Господь сотворил мир, ни один человек не удостоился стать родоначальником поколения, цепочка которого не прервется до окончания времен, пока не пришли патриархи. Авраам, «отец множе­ст­ва народов», Исаак, сын его, и Иаков, внук его, удостоились произвес­ти потомство, которое будет жить, пока существует мир. Это заложено Госпо­дом в его генах, в его духе. Иосиф — четвертый из этой нерасторжимой цепоч­ки, которая никогда не прервется, и ему дана была Богом такая стойкость, которую не смогли сломить никакие противные ветры и бури. Иосиф символизирует собой израильский народ, и его история — показатель того, как всемогущий Бог, вопреки всем опасностям, козням лукавого и злой воле людей, сберегал этот народ в самые трудные, кризисные периоды его истории.

Описанием жизни Иосифа завершается изображение пути веры и становления личности патриархов, после чего Библия переходит к описанию веры целого народа.

Жизнь Иосифа можно разделить на три периода:

первый — детство и отрочество в доме отца, — до семнадцати лет;

второй — его невинные страдания на чужбине, рабство и тюрьма, — с семнадцати до тридцати лет;

третий — воцарение на престол вторым властелином Египта, — с тридцати лет и до конца жизни.

Вкратце рассмотрим все три периода.

1. Детство и отрочество

Иосиф родился, когда Иаков был уже пожилым человеком и имел десять сыновей; родился от его любимой жены Рахили, которая четырнадцать лет была бесплодна, как и Ревекка у Исаака. Без сомнения, Иаков молился о ней Богу, как это делал его отец, и Бог услышал его молитву. Внял и ее просьбе, явив Свою милость после длительного испытания: она зачала и родила Иосифа (Быт. 30:22-24). Это имя, по словам самой Рахили, означает: «снимающий позор бесплодия» и «прибавляющий, дающий еще». При этом Рахиль сказала: «Господь даст мне и другого сына». Евреи считают, что эти слова были пророчеством Рахили, сбывшимся в Вениамине.

Супружеская нежность и любовь, одухотворенная верой и общим призванием, способствует рождению прекрасных детей. Когда родители уже в преклонном возрасте и сила плоти начинает угасать, а благочестие все более утверждаться, обычно в такие годы рождаются хорошие дети, пред­рас­положенные к вере или к доброте. Библия представляет таких сыновей, названных детьми старости: Исаак, Иосиф, Вениамин, Давид, Иоанн Креститель и др. Когда Богу нужен был такой человек, как Иоанн Креститель, Самсон или Самуил, Бог долгое время готовил самих родителей. И только тогда, когда они духовно созревали, Он посылал им сына, который становился служителем Бога.

В доме отца Иосиф проводит благополучное детство, омраченное лишь отсутствием матери. С ранних лет, не в пример своим старшим братьям, он послушен, серьезен, богобоязнен и благочестив. Это сын, который радует отца, сын утешения, и Иаков глубоко и искренне привязан к нему. Рахиль рано умерла, и Иосиф рано лишился материнской ласки. Все мы знаем, что значит мать для ребенка с ее нежной заботой. И чтобы сын не ощущал сиротства, Иаков старается заменить ему мать, окружает его любовью, дарит ему общение. Он любил Иосифа не просто как сына старости (ведь Вениамин был еще младше его), но как рожденного Рахилью, его горячо любимой женой, после долгих ожиданий, что сделало особенно желанным его появление в семье. Мальчик был первенцем Рахили, отличался внешней красотой и особой добродетелью души, был очень похож на мать. Поэтому когда Рахиль умерла, этот сын напоминал Иакову прекрасную возлюб­ленную его молодости. Возможно, он мечтал, как некоторые полагают, сделать Иосифа наследником обетований Божиих. Но Бог усматривал нечто большее: сделать продолжателями миссии Авраама всех двенадцать его сыновей.

В наши дни редко встречаются дети, по духу похожие на Иосифа, которые с детства вели бы себя так же примерно и радовали бы родителей, как он. Сегодня в подавляющем большинстве дети приносят нам многочисленные огорчения. Увы, пришло то время, о котором предсказывал еще Ап. Павел: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие, ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны…» (2Тим. 3:1-2). Непокорность родителям — вот яркая примета нашего времени; этим злом болеет все наше поколение.

Начиная с детства и на протяжении всей жизни Иосифа мы не видим у него ни одного безнравственного поступка, ни одной плохой склонности его характера. Хотя отец его и лелеял, но он приучал его и к труду. Библия сообща­ет: «Иосиф, семнадцати лет, пас скот отца своего вместе с братьями своими, будучи отроком, с сыновьями Валлы и сыновьями Зелфы…» (Быт. 37:2). Иосиф помогал братьям, своим ровесникам, пасти мелкий скот отца. После смерти Рахили Валла, рабыня Рахилина, заменила Иосифу и Вениамину мать. Видя скверные поступки братьев, Иосиф доводил худые слухи о них до сведения отца. Правда, кто-то подметил, что, возможно, это была нехорошая черта Иосифа — все докладывать отцу.

Не странное ли это обвинение? Кому же приносил отрок слухи о плохом поведении братьев? Родному отцу! А к кому еще он мог пойти и поделиться своими пере­жи­ваниями, как не к отцу? Между отцом и сыном установились доверительные отно­шения, взаимопонимание и глубокая привязанность, чего не было у Иакова с другими детьми. Иосиф по-своему искренне любил братьев, надеясь, что отец поможет им исправиться. Как брат он желал видеть их достойными своего отца.

Видя чистое и честное сердце сына, его благоразумие и послушание, Иаков любил его больше всех своих детей. А с годами он полюбил Иосифа еще сильнее, потому что его судьба напоминала ему собственную: Иосиф, как и он, испытал братскую ненависть и связанные с ней страдания и опасность. Глубокую привязанность к сыну Иаков продемон­стрировал тем, что сшил ему разноцветную одежду, выделявшую его среди братьев и дававшую ему некоторые преимущества. Она представля­ла собой тунику — длинное ниспада­ющее одеяние с рукавами, украшенное по подолу узкими цветными полосками и одевавшееся поверх платья. Такую тунику в древности носили принцы, а также те, кого освобождали от физических работ. Возможно, и Иосиф получил преимущест­венные права перед братьями и был освобожден от тяжелых работ. Это, однако, только ухудшило ситуацию между Иосифом и его братьями до такой степе­ни, что они «возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно» (Быт. 37:4).

Когда же он рассказал братьям о своих снах, их ответ был агрес­сивным и вызывающим: «Неужели ты будешь царствовать над нами? Неужели будешь владеть нами? И возненавидели его еще более за сны его и за слова его» (ст. 8). Им казалось недопустимым, чтобы рожденный предпоследним в семье из двенадцати сыновей, поднялся над своими братьями до поло­жения, обычно занимаемого перворожденным. Можно было бы отнести это к его подростковым идиллиям, но они этого не сделали. Можно было бы, в конце концов, воспринять это за желание младшего завоевать поддержку старших, но они и этого не сделали.

Реакция братьев не оставляла сомнений, что борьба за превосходство играла здесь первую роль и была в полном разгаре. Для них это было абсолютно непостижимо, даже отдаленно невозможно, что «Иосиф будет управлять нами!», как сказали они. И потому они неистово противились такому положению вещей и еще более возненавидели его за это. Мы видим в этом символическое отображение отношения иудеев к Иисусу Христу: Он был ненавидим и отвержен своими братьями, как и Иосиф.

Так предпочтительная любовь отца к сыну, выраженная в разно­цветной одежде и породившая зависть, а затем и его пророческие сны, которыми он простодушно делился со всеми, послужили для братьев поводом к соперничеству. Зависть постепенно переросла в неприязнь, неприязнь — в открытую ненависть, а ненависть выли­лась в хладнокровную жестокость. Его безупречность, честность и достойное поведение изобличали и раздражали их. Но еще более их возмущало то, что Иосиф будет царствовать над ними, ибо именно так они истолковали его сны. Даже если бы Иосиф стал вождем племени или местным предводителем, это было бы в их глазах нелепостью. Но чтобы иметь преимущество, царствовать, править на престоле, — это было для них чересчур. И большинством голосов они решили: этому не быть, мы его убьем, «и увидим, что будет из его снов» (ст. 20). Когда чистая, богобоязненная душа так беззащитна и так изобличающе действует на завистника, то злобные, мстительные чувства невольно обуревают им, и он бездумно совершает зло против праведника.

Рассуждая о заговоре братьев против Иосифа, будем иметь в виду, что все они не были людьми этого мира, но были детьми одного отца. Все они жили на почве одного обетования, полученного Иаковом от Бога. Все принадлежали к избранным, которых Бог хотел благословить и сделать светом для народов. Однако Иосиф и братья представляли собой два образа мышления в семье патриарха, которые существуют среди верующих и поныне, и о них пишет Апостол Павел (Рим. 8:1-10; Гал. 4:29; 5:16-25).

Иосиф — представитель духовного мышления, его братья — плотского. Хотя всем им была присуща вера Авраама, Исаака и Иакова, но Иосиф жил упованием на Бога и любил добродетель, стяжал себе благочестие, а братья руководствовались похотями плоти, жили в независимом от Бога, собственном настроении души. Поэтому отношение их к жизни, к Богу, к людям и ко всему в этом мире было различным. Духовный и плотской образ мышления всегда приходит в столкновение и, как правило, плотские гонят духовных, отовсюду вытесняют их. С этой точки зрения и надо смотреть на отношение братьев к Иоси­фу. Они сначала невзлюбили его, подшучивали над его наивностью и про­стодушием, затем откровенно возненавидели, и в кон­це концов замыслили убить.

Так ненависть и вражда, копившаяся все годы, достигла критической отметки и была реализована. Семнадцатилетний Иосиф пришел к братьям в Сихем с самой дружелюбной, искренней миссией. Рувим пытался как-то его спасти, но его план провалился. Бог допустил Иосифу быть дважды проданному: братьями — в Египет и купцами — на египетском рынке рабов. Братоне­навистникам не суждено было увидеть Иосифа в течение двадцати лет, и все эти годы они жили с грешным секретом, а Иаков носил на сердце невыносимый груз великой скорби по погибшему сыну, потому что старшие его сыновья не постеснялись завести его в заблуждение.

2. Рабство и тюрьма

Второй период жизни Иосифа длился примерно тринадцать лет (Быт. 41:46). Это период его тяжелейших испытаний, через ко­торые ему предстояло пройти: предательство братьев, разлука с домом и любимым отцом, рабство в далекой стране, служба в доме Потифара, ложное обвинение, клевета и новое предательство, уже со сторо­ны соблазнительницы, новое тяжелое страдание и тюрьма на целых десять лет.

Здесь уместно поставить вопрос: как отнесся Иосиф к внезапно свалившимся на него несчастьям? Как отнесся он к незаслуженным страданиям, постигшим его в семнадцать лет и длившимся до тридцатилетнего возраста?

Нужно поставить и другой вопрос: почему одни люди, попав в тяжелые обсто­ятельства, жизненные переплеты, незаслуженные страдания, ожесточаются, озлоб­ляются на всех и на все на свете, вступают на путь мести, преступлений и скатываются на дно, считая, что в мире правды нет, Бога нет, любви нет, добра нет?! Другие же надламываются и не находят в себе силы поправить жизнь. Иные, наоборот, терпеливо и мужественно переносят свои страдания и «крещение огнем» (Мф. 3:11), мужают в них, растут духовно, закаляются душой, вырастают в подлинных героев и становятся благодетелями своего народа и даже всего челове­чества.

Именно так и было с Иосифом. На нем исполнилось Слово Божие о том, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28). В пророческом Псалме 104:12-22 автор в поэтической форме излагает историю праотцов Израиля в Египте, их путь, страдания, скитания, борьбу. Вот что он говорит об Иосифе: «Послал пред ними человека: в рабы продан был Иосиф. Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его, доколе исполнилось слово Его: слово Господне испытало его».

Пророк открывает здесь смысл страданий Иосифа: стать спасителем Израиля и Египта. Бог готовил Иосифа для того, чтобы он стал чудным прообразом Иисуса Хрис­та, Спасителя мира; прообразом во всем: в жизни, в страдании, в служении, в терпении, в любви к братьям и всем людям, в прощении и спасении. Во всей его жизни, начиная с того, как отец послал его к братьям, и он доброхотно это выполнил, вплоть до египетского рабства, где он много и безропотно претерпел, явив пример нравственной чистоты, и до его восшествия на царский престол в великой славе чудным образом отображен путь Иисуса Христа. В этом кроется то вечное значение и благословение, которым обладает жизнь Иосифа. Вот почему «слово Господне испытало его», и он достойно вынес это испытание.

Повествование об отношениях между Иосифом и его братьями является пророческим возвещением того, что предстояло испытать Господу. Как братья Иосифа считали его вещие сны абсурдными и не могли примириться с мыслью о том, что он будет над ними власт­вовать, так и религиозные лидеры, а вместе с ними весь народ Израиля отказались поверить, что Иисус, назаретский Проповедник, является их Мессией и Царем. Но этот великий Назаретянин, как и Иосиф, будет реабилитирован, возвышен и назначен на место, приготов­ленное для Него Богом (Деян. 5:30-31).

Нет необходимости повторять подробно всю историю Иосифа. Она чудесно изложена в главах 37-45 книги Бытия.

Обратим внимание только на то, как Иосиф преодолевал свой путь страданий, начиная с семнадцати лет. Вот он вдали от родины, вверженный в египетское рабство, проданный родными братьями. Конечно, душа его плачет и не находит утешения. Конечно, он глубоко скорбит от одиночества и отчаяния, и нет с кем разделить эту скорбь, кроме как излить ее в молитве к Богу, веровать Которому он научился в доме отца. Добро­желательный, кроткий и легко ранимый, Иосиф не мечет громов и молний на братьев за их ненависть и предательство, не строит планов мщения на будущее. Он тихо и уединенно скорбит, скрывая от всех свое горе, поверяя одному Богу всю боль своей души. Он много молится, черпая у Него силу, чтобы, все преодолев, устоять. Он много, до утомления, а потому и тяжело работает на своего хозяина, чтобы немного забыться. Перспективы навязать контакт со своей семьей в Ханаане у него не было, поэтому он предпочитает оставаться в неиз­вестности, полностью доверившись Богу.

«И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах, и жил в доме господина своего, египтянина» (Быт. 39:2). Ради Иосифа Бог благословил дом Потифара, и благословение было «на всем, что имел он в доме и в поле», поэтому господин все вверил в руки Иосифа (стт. 5-6).

Даже трудно поверить, как еврейский раб египтянина, пусть и высоко поставленный, может преуспевать. Это еще более непостижимо, когда этот же самый раб попадает в тюрьму и тоже преуспевает там. Но так оно и было. И если наше сознание медлит воспринять правду, то для веры такой проблемы не существует. Вера — как малый ребенок: она с полным доверием бросается в любящие и безопасные руки матери или отца. А Иосиф доверился рукам Того, кто знает конец с самого начала. Поучимся так же доверять Богу, как он!

Иосиф мог бы проживать во дворце Потифара вполне счастливо, если бы не новое испытание его нравственной прочности со стороны Бога. Вскоре на молодого красивого раба, безукоризненно исполнявшего свои обязан­ности по дому и всегда задумчивого, с печатью глубокой грусти на лице, обратила взоры жена Потифара, соблазняя его (Быт. 39:6-20). Это не единственный пример в Библии, показывающий, как диавол пользовался женщиной, чтобы уловить мужа Божия в сети и погубить его. Самсон, даже Давид пострадали на этой почве. Но целомудренный и чистый, с возвышенными и серьезными устремлениями сохранить верность Богу отцов всегда, везде и во всем, богобоязненный Иосиф не поддался искусительным чарам лукавого; не пошел в тонко расставленные сети через обольстительную и притягательную силу женской плоти. Он ответил жене Потифара: «Как же сделаю я это великое зло и согрешу пред Богом?» (Быт. 39:9).

Чтобы отрезвить крайне развращенную и потерявшую всякий стыд женщину, Иосиф обстоятельно мотивирует свой отказ, приведя четыре основательных причины:

1) верность и чувство благодарности к господину: Иосиф не мог допустить преступной связи с его женой (Потифар облек Иосифа полным доверием и властью в доме, сделав его смотрителем над своими рабами);

2) чувство чести и личного достоинства («нет больше меня в доме сем»);

3) напоминание ей о ее супружеских обязанностях («и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему»);

4) сознание своего долга пред Богом, чувство близости и присутствия Божия и святость нравственного закона, не позволявшие ему грешить (еврейские толкователи объясняют, что Шехина Божия шла вслед за праведниками; где появлялись они, там присутствовала и Шехина).

Иосиф реально ощущал это присутствие Божие, эту Шехину, и потому он твердо решил не грешить и не делать ближнему своему зла. Он предпочел лучше страдать, «нежели иметь временное греховное наслаждение», как впоследствии поступил и молодой Моисей (Евр. 11:25). В лице Иосифа Благодать Божия имела величайшую победу над диаволом в момент зарождения и становления Израиля как народа Божия. За обнаженной и обольстительной красотой жены Потифара, за ее неприличными предложениями Иосиф распознал страшный умысел врага-губителя и с негодованием отверг его притязания, как учит тому Слово Божие (Пр. 7:13-27).

Это правда, что женщины по немощи своего духа и впечатлительности сердца легче поддаются обольщению лукавого и не всегда умеют расценить послед­ствия худого поступка. Но, слава Богу, не все жены столь недаль­новидны и легкомысленны, чтобы искать только физических и чувственных удовольствий. Есть и святые жены в истории Церкви и народов мира, послужившие для возве­личения славы Божией. Это они приняли верой Семя Христа, родили и воспитали миру великих мужей веры, пророков, царей, священников, подвижников духа. И если Ева послужила к падению всего рода, то Дева Мария, другая великая Женщина, послужила к его спасению рождением Иисуса, Ее великого Сына.

«Когда так она ежедневно говорила Иосифу, а он не слушался ее…» (Быт. 39:10). Жена Потифара, как настоящая блудница, пытается насильно склонить молодого раба ко греху, и это искушение продолжалось многие дни. Но благочестие Иосифа оставалось непоколебимым, он отказался не только «спать с ней», но и «быть с ней». Впоследствии, благословляя его, Иаков скажет ему такие знаменательные слова, подразумевающие именно эту нравственную стойкость Иосифа: «Огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы; но тверд оставался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева» (Быт. 49:23-24).

Постыдная страсть египтянки, не найдя своего удовлетворения, решается спровоцировать молодого, красивого раба. У натур необузданных отвергнутая блудная любовь обычно перерастает в ненависть (2Цар. 13:15), переходит границы дозво­ленного и пускается на откровенную наглость и ложь. Египтянка мстит Иосифу: оклеветав его, руками мужа бросает его в тюрьму (Быт. 39:11-20).

Так начинается для Иосифа новый этап его жизни.

Очень прискорбно, когда на добро отвечают злом. Злом на добро ответили ему родные братья, его самые близкие по крови и духу. Продав его в Египет, они бросили его на произвол судьбы. Тяжело нести такое иго бремени, но Иосиф справился с ним. И вот новое испытание: злом на добро ответили ему в доме Потифара; он несправедливо оклеветан и невинно ввергнут в тюрь­му на многие годы, а это нести намного тяжелее. Где взять силы для перенесения подобных страданий? И что помогло Иосифу, благочестивому и кристально чистому мужу веры, выстоять, не сломиться, не разочароваться жизнью, не ожесточиться на людей, не обвинить Бога во всех злоключениях и несчастьях, свалившихся на его голову? Свя­щенное Писание отвечает на это: «И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы» (Быт. 39:21).

Где бы ни был Иосиф, Господь всегда был с ним: и когда его предава­ли братья, и в доме Потифара, и в тюрьме. Это восполняло все его потери. Во всех его невзгодах, во всяком горе Шехина Божия неизменно следовала за ним. Трижды в главе 39 читаем это чудное свидетельство Писания: «И был Господь с Иосифом» (стт. 2,21,23). В этом секрет великого успеха Иосифа и благословения Бо­жия во всех его делах и путях. Несмотря на страдания, на труд­ные обстоятельства, он продолжал доверяться водительству Божию, а Господь не только охранял его жизнь, но давал ему направление к свету. В Своем плане Он имел нечто великое для Своего раба. Какое поуче­ние для молодых людей нашего времени, желающих достигать успеха в своей жиз­ни!

Устоять Иосифу помогло большое присутствие духа, глубокое благочестие и живая вера в справедливость всевидящего и всезнающего Господа, Который зрит пути человека (2Пар. 16:9) и в Свое время явит суд, правду и милость. Такая вера двигала сердцем Иосифа в его многолетней неволе и дала силы достойно перенести все страдания духа, души и тела.

Вера Иосифа спасла его от ожесточения на братьев, на людей, своих обидчиков, и на все на свете.

Вера помогла Иосифу молча снести несправедливость Потифара, молча потому, что он не хотел навлекать позора на его дом.

Вера Иосифа спасла его от гнева за клевету и от мщения жене Потифара, которая с такой изощренностью имитировала факт ее «изнасилования». Правда, муж не по­ве­рил ей, — как считает Иоанн Златоуст, и не стал исследовать дело, чтобы избавиться от позора. Иначе, если был он поверил ей, то за осквернение ложа госпожи рабу грозила смертная казнь. Но он отдал его только в темницу, находившуюся при его доме.

Вера дала Иосифу силы устоять в искушениях и в период его наивысшей славы, ибо Господь был с ним.

Оказывается, с Господом можно все перенести, все преодолеть: и предательство братьев, и клевету, и домогательство женщины, и все неправды и беды, все посмеяния и поругания, и даже тюремные узы.

Вера дала Иосифу силы победить все изощренные козни диавола, все раскаленные стрелы враждовавших против него «стрельцов».

Вера переплавила и закалила его характер.

Вера Божия возвысила его и подняла высоко над всеми испытаниями этого мира и над низменными страстями человеческого бытия, дала ему дух превосходства Божия. Он не только простил братьев, но он спас их от голодной смерти, привел их к покаянию и очищению совести, приблизил к себе и к Богу и облаго­детельствовал с широтой своей благородной души.

https://www.maloestado.com/books/VKanatush/herosoffaith.htm

Иосиф растолковал сны фараона и был назначен управлять страной египетской

Два года спустя приснился фараону сон, будто стоит он у реки и видит, как из неё выходят семь крупных коров и начинают пастись в тростнике. Следом из реки вышли семь тощих коров и тут же начали поедать хороших коров.

И видит фараон следующий сон: на одном стебле выросли семь колосьев

(Быт.40:5-7)

«тучных и хороших; но вот, после них выросло семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром; и пожрали тощие колосья семь колосьев тучных и полных»

Проснувшись, фараоном овладело беспокойство, и он призвал к себе мудрецов Египта. Однако, никто не мог истолковать сны его.

Только тогда виночерпий вспомнил о молодом еврее и рассказал о нем фараону. Тут же было приказано привести Иосифа к властелину.

Молодой еврей, выслушав сны, сказал: Семь тучных коров и семь хороших колосьев означают семь лет. Семь худощавых коров и семь пустых колосьев — это также семь лет. Наступают семь лет изобилия для земли египетской. Но за ними последуют семь лет жестокого голода, такой, что истощит он весь Египет.


Иосиф истолковывает сны фараона

Чтобы страна пережила этот голод, Иосиф подсказал фараону подыскать мудрого человека и поставить его над землёй Египетской. Тот властью наделённою фараоном, сделал бы запасы зерна в городах, контролируя сборы пятой части всякого урожая и избытка его.

Фараону понравилось предложение молодого раба, и поставил он его управлять землёй и народом Египетским, добавив:

(Быт.41:40)

«только престолом я буду больше тебя»

Тринадцать лет было на тот момент Иосифу.

Фараон дал Иосифу в жену дочь жреца Илиопольского, Асенефу. Она родила ему двоих сыновей.


Фараон назначил Иосифа управлять землёй египетской

Как предсказывал Иосиф, после семи лет изобилия наступили годы голода во всех землях, только в Египте был хлеб. Но, когда и у египетских жителей закончилось продовольствие, они пришли к фараону просить помощи. Тот направил их к Иосифу, который в свою очередь распорядился открыть хранилища с запасами и начал их продавать.

Когда голод добрался до земли Ханаанской, где жили отец Иосифа со своей семьёй, Иаков повелел своим сыновьям идти в Египет, чтобы купить там хлеб. Только Вениамин остался с ним.

Увидев Иосифа, братья не узнали его.

Тот, напротив, сразу же узнал их, но виду не подал и держался с ними строго.

Расспрашивал Иосиф откуда они и зачем пришли в землю египетскую. После объяснения братьев, Иосиф сделал вид, что не поверил им. Обвинив их в соглядатайстве, он повелел одному из братьев остаться в Египте, а остальным взять хлеб и отвезти его домой. Брата же младшего потребовал привезти к нему, чтобы убедился он в истинности их слов.


Встретившись с братьями, Иосиф не признался кто он

Слугам Иосиф повелел наполнить мешки его братьев зерном и незаметно каждому положить серебро, которым они расплачивались.

По возвращению в Ханаанскую землю братья рассказали своему отцу всё, что с ними случилось.

Иаков, выслушав их, отказался отпустить с ними Вениамина, который после потери Иосифа, стал главной его отрадой. Ещё больший страх охватил братьев и отца, когда они обнаружили в своих мешках серебро.

Время шло — голод в Ханаанской земле усиливался. И когда закончились все запасы зерна, отец повелел сыновьям идти снова в Египет. С болью в сердце отпустил он своего младшего сына Вениамина, не веря в его возвращение.

И вот снова братья, уже вместе с Вениамином, предстали перед властелином Египта. По приказу Иосифа их пригласили в дом и было велено подать обед.

В очередной раз расспрашивал Иосиф братьев своих, интересовался, жив ли отец и не брат ли это их младший, Вениамин, пришёл вместе с ними.

Когда братья стали собираться обратно в дорогу, Иосиф велел щедро наградить их зерном, а серебро, которым они расплатились положить каждому в мешок. А в мешок Вениамина по приказу Иосифа была подложена серебряная чаша.

С рассветом гости отправились в путь. Но немного времени спустя Иосиф велел управляющему найти их и выяснить не они ли украли чашу. К ужасу братьев, серебряная чашка была найдена в мешке Вениамина.


Серебряная чаша Иосифа была найдена в мешке Вениамина

Все были вынуждены опять вернуться в Египет. И хотя Иосиф намеревался оставить у себя в рабстве только Вениамина, а остальных отпустить, Иуда стал умолять властелина позволить ему остаться вместо младшего брата, так как если они не вернут его отцу тот не переживёт этого.

Иосиф больше не смог сдерживаться. Громко рыдая, он назвал себя и обнял всех братьев по очереди, успокоив их, сказав, что не держит на них зла.


Иосиф открылся своим братьям, назвав себя

Братьям он повелел отправиться за отцом и семьями и привести их в Египет. Фараон узнав, что к Иосифу пришли братья был рад за него и так же предложил всем его родственникам приехать и жить на земле египетской, где они не в чем не будут нуждаться.

Иаков же, когда узнал, что Иосиф жив, сказал:

(Быт.45:28)

«Еще жив сын мой Иосиф; пойду и увижу его, пока не умру»


Иосиф встретился с отцом после долгой разлуки
Поселил Иосиф своего братьев и отца в земле Раамсес, в лучшей части Египта. Он заботился о них: обеспечивал хлебом и всем необходимым.

В это время жители Египта, спасаясь от страшного голода, отдавали все, что у них есть за зерно, хранящиеся у Иосифа. Он приобрёл для фараона всю землю египетскую, люди добровольно отдавались ему в рабство.

Когда голод закончился, Иосиф дал египтянам семена и повелел засеять землю. А от каждого урожая каждый должен был теперь отдавать пятую часть фараону, а остальное оставлять себе.

Семнадцать лет жил Иаков в Египте

Отец Иосифа дожил до ста сорока семи лет. Похоронен он был своими сыновьями в земле Ханаановской. Сам же Иосиф жил сто десять лет.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

[править] Исторические идентификации Иосифа

[править] Осарсиф

В литературе обращалось внимание на сходство имени Осарсифа с Иосифом, а также на то, что в рассказах (и о том, и о другом) видное место отводится сновидениям[6].

[править] Имхотеп

На нильском острове Сихил найдена настенная надпись «Стелла Голода». Во время первого перевода стелы считалось, что история семилетнего голода была связана с библейской историей об Иосифе в книге Бытия, где также голод семь лет происходит. Но последние исследования показали, что семилетний голод был мифом, общий почти для всех культур Ближнего Востока. Месопотамские легенды также говорят о семилетнем голоде и в известном эпосе о Гильгамеше-бога Ану дает пророчество о голоде в течение семи лет. Еще одна египетская сказка рядом со Стеллой Голода о длительной засухи появляется в так называемой «Книге Храма», которую перевел German Demotist Joachim Friedrich Quack. Древние текстовые отчеты о фараоне Неферкасокара (в конце второй династии) рассказывают семилетний голод во время его правления.[7][8][9]

[править] Визирь Ирсу

Есть некоторое сходство Иосифа с биографией визиря Ирсу. Он жил во времена XIX династии фараонов, и возможно фараона Мернептаха. По одной из основных версий в библеистике, именно с этой эпохой связывается жизнь Моисея. Правил Танисом — центром 19-го нома Нижнего Египта, то есть округом земли Гесем.

[править] Канал Аменемхета IV

Арабы считали Иосифа строителем Канала Иосифа (араб. Бахр-Юсуф

). Сам канал был вырыт по приказу фараона Аменемхета IV.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]