Воспоминания личного секретаря епископа Василия (Родзянко)


Еп. Василий (Родзянко)

Василий (Родзянко)
(1915 — 1999), епископ б. Сан-Францисский и Западно-Американский (Православная Церковь в Америке) В миру Родзянко Владимир Михайлович, родился 22 мая 1915 года в родовом имении Отрада Екатеринославской губернии седьмым ребёнком в семье помещика Михаил Михайловича, выпускника Московского университета, который прилежно занимался хозяйством.

Его деду, председателю последней дореволюционной Государственной Думы Михаилу Родзянко, удалось узнать, что по решению революционного правительства «вся семья бывшего Председателя Государственной Думы до последнего внука» была приговорена к смертной казни. «Последним внуком» был Владимир. Вся семья вынуждена была покинуть родину в 1919 году. Владимир на всю жизнь запомнил те страшные годы, единственное светлое впечатление о тех днях связано с посещением храма. Маленького Владимира мама привела впервые в церковь в городе Анапа. Мальчику очень хотелось увидеть иконы, но кругом стояли взрослые люди и горячо молились. Ребёнок с горечью думал о том, что такие большие люди не могут понять, что ему, маленькому, ничего не видно. Владыка Василий вспоминал:

«
Но, вдруг они всё поняли, и все встали на колени. Я увидел красивый иконостас, украшенный золотом, чудные иконы. Вдруг, что-то случилось, и все как один заплакали. Потом я понял, что это было прощание с Родиной. Многие из этих людей, так и не вернулись в Россию
«.

В 1920 году семья оказалась в Сербии, которая дала русским беженцам «Рай на земле», после ужасов, перенесенных во время революции, после чудовищных условий в трюме английского военного корабля, когда «на каждый метр приходилось по две-три семьи беженцев

«.

Детство шестилетнего Володи кончилось с появлением в доме гувернёра. Бывший белогвардейский офицер, тайно ненавидевший деда, вымещал всё зло на внуке, в дальнем сарае он ремнём избивал мальчика, ставил на колени на сухую кукурузу, ждал до тех пор, пока на его коленях не выступали капли крови.

Владыка Василий позже вспоминал: «Жизнь померкла для меня… У меня не было интереса к жизни

«.

В 1925 году поступил в 1-ю классическую Русско-сербскую гимназию в Белграде. Прислуживал в алтаре русской Троицкой церкви в Белграде. Здесь он познакомился с молодым иеромонахом Иоанном (Максимовичем), будущим святителем Сан-Францисским. Отец Иоанн, очень любивший детей, стал осторожно врачевать душевные раны Володи. Владыка вспоминал: «Он сумел показать мне иной мир, светлый, замечательный, тот рай, в котором мы были, и из которого были изгнаны. Для меня началась новая жизнь…

«

Перед отъездом в Битольскую семинарию отец Иоанн представил Володю митрополиту Антонию (Храповицкому). Любовь отца Иоанна и митрополита Антония спасла измученного мальчика, благодаря им он выбрал свою жизненную стезю. В дальнейшем владыка в числе своих духовных учителей, помимо двух названных выдающихся иерархов, упоминал также преподобного Иустина (Поповича) и митрополита Антония Сурожского.

Владыка вспоминал:

«Моя мать незадолго до кончины сказала: — Прости меня, что я по недосмотру дала мучить тебя, когда ты был ребёнком. — Мама, это было по промыслу Божиему. Не будь того, что случилось со мной в детские году, не стал бы я тем, кем являюсь сейчас…

«

Позже в одной из своих проповедей владыка Василий скажет:

«Любите друг друга. Кто знает, какая-то капля любви к ближнему, приведёт его не на левую, а на правую сторону… Любовь, какая бы она не была, может поставить нас на правую сторону, а не на левую на Страшном суде, когда будет окончательное разделение между добром и злом. Как бы не было трудно в этом мире…, если хотя бы маленькое зёрнышко любви чистой, жертвенной есть в сердце, значит ещё не всё потеряно, есть возможность спастись

«.

Однажды, после службы, Владимир провожал иеромонаха Иоанна. По дороге состоялся разговор, после которого мальчик принял решение посвятить всю свою жизнь служению Господу. Блаженный Иоанн тогда сказал Володе:

«Ты уже взрослый и многое понимаешь. Когда ты вырастешь совсем, ты должен стать священником, чтобы молиться о своём деде. Он был хороший, верующий человек, но обстоятельства сложились так, что он много вреда принёс России и Царскому семейству. Ты должен молиться всю жизнь, чтобы Господь его простил…

«

Спустя много лет в 1998 году владыка Василий, будучи в Царском селе, в Федоровском соборе произнёс короткую проповедь:

«Мой дед хотел только блага для России, но как немощный человек он часто ошибался. Он ошибся, когда послал своих парламентариев к Государю с просьбой об отречении. Он не думал, что Государь отречется и за своего сына, а когда узнал это, горько заплакал, сказав: «Теперь уже ничего нельзя сделать. Теперь Россия погибла». Он стал невольным виновником той екатеринбургской трагедии. Это был невольный грех, но всё-таки грех. И вот сейчас в этом святом месте, я прошу прощения за своего деда и за себя перед Россией, перед её народом и перед царской семьёй, и как епископ властью, данной мне от Бога, прощаю и разрешаю его от невольного греха

«.

В 1933 году, окончив гимназию, поступил на богословский факультет Белградского университета, который окончил в 1937 году, а в 1938 году вступил в брак с Марией Кулюбаевой, дочерью священника.

В том же году приступил к работе над диссертацией в Оксфорде. В 1939 году в семье Родзянко родился первый ребёнок.

Священник с Сербии

В 1940 году рукоположен во священники митрополитом Анастасием (Грибановским), первоиерархом РПЦЗ.

Примечательно то, что отцу Владимиру выпала роль миротворца: он как посыльный принимал участие в переписке митрополита Антония с митрополитом Евлогием, в результате которой было краткосрочно возобновлено литургическое общение двух ветвей Русской Церкви в изгнании.

В 1941 году отец Владимир должен был стать настоятелем домовой церкви в гимназии, где преподавал Закон Божий, но началась война.

6 апреля, в канун Благовещения, отец Владимир служил свою первую литургию под бомбами в городе Новый Сад. Во время войны отец Владимир был настоятелем сельского прихода и секретарем Красного Креста. Множество людей обязаны ему спасением от ужасов войны.

В Сербии после войны на стёклах домов стали чудесно появляться иконы святых Кирилла и Мифодия, святых апостолов Петра и Павла, иконы Богоматери и Спасителя, отец Владимир служил молебны перед чудотворными образами. Титовские власти начали изымать и разбивать стекла, с чудотворными образами, жестоко преследовать тех, кто рассказывал о чудесно явленных для укрепления веры иконах.

В 1949 году отец Владимир был осуждён на восемь лет «за превышение дозволенной религиозной пропаганды)

«.

Владыка Василий рассказывал, что в лагерях заключенных, не выполнявших дневную норму, а за один день нужно было «сделать 700 черепиц

«, помещали в карцер — ледяной каменный мешок. Чтобы не замерзнуть, мученик за веру непрерывно совершал земные поклоны с Иисусовой молитвой, молился и о спасении матушки Марии с детьми. Матушка Мария, сразу после ареста мужа была уволена из школы как жена врага народа. Отец Владимир знал, что семья осталась без средств к существованию, и это больше всего беспокоило его. Однажды, измождённому отцу Владимиру, заснувшему на ледяном полу, во сне явился преподобный Серафим Саровский и успокоил: «
Тебе не нужно беспокоиться и отчаиваться. Я позабочусь о твоей семье
«.

Когда отец Владимир проснулся, сразу почувствовал, что тревога оставила его. В тот же день его выпустили из карцера и перевели в другой лагерь, где ему пришлось прослушивать и переводить иностранные радиопередачи.

А через некоторое время он получил письмо из дома, в котором матушка писала, что удостоилась чудесного видения: во время молитвы ей так же явился преподобный Серафим (в тот же самый день, в который он явился и ему).

Жизнь матушки изменилась, к ней начали обращаться родители бывших учеников, просили преподавать уроки английского языка частным образом.

Наконец, благодаря вмешательству английских друзей и лично архиепископа Кентерберийского, отец Владимир был освобожден. В 1951 году он был выслан во Францию.

В Западной Европе

В 1953 году из Франции переехал в Великобританию. Будучи там священником Сербского Патриархата, отец Владимир в 1955 году начал вести на Би-би-си для слушателей в Советском Союзе и Восточной Европе религиозные радиопередачи, которые вскоре стали еженедельными. В радиопередачах транслировались и праздничные богослужения. Более двадцати лет он вел православные передачи для России по BBC.

С 1968 года возглавлял Братство св. Симеона и редактировал журнал «Aion».

Отец Владимир принимал предсмертную исповедь А. Ф. Керенского.

После смерти матушки Марии в 1978 году [1] отец Владимир принял монашество с именем Василий.

Еп. Василий (Родзянко)

Епископ в США

12 января 1980 года был хиротонисан во епископа Вашингтонского, викария предстоятеля Православной Церкви в Америке. Хиротония состоялась в Николаевском соборе Вашингтона.

10 ноября того же года был назначен епископом Сан-Францисским и Западно-Американским.

В 1981 году посетил СССР, где был тепло встречен теми, кто уже много лет почитал его как православного проповедника.

25 апреля 1984 года ушел на покой.

Деятельность на покое

На покое владыка Василий возобновил передачи для России на волнах радиостанций «Голос Америки» и «Радио Ватикана». С 1991 года он получил возможность продолжить эту деятельность непосредственно в России, где во время своих частых приездов принимал активное участие в работе радиостанции «София» (работавшей тогда на волнах Радио I), а также провел серию телебесед на религиозные темы. Он также записывал в Америке радиобеседы, которые затем звучали в российском эфире.

Однажды в эти годы группа молодых протестантов, изучавших древние конфессии, попросили владыку Василия прочитать курс лекций по Православию. Через два года круг изучающих православие расширился до трёх тысяч, а спустя некоторое время все ученики стали православными.

Владыка Василий все свои силы и весь незаурядный духовный опыт отдавал служению Православию. Он являлся почетным настоятелем Никольского собора в Вашингтоне, почетным настоятелем храма Малого Вознесения на Никитской улице в Москве, а в свои последние годы — деканом богословско-философского факультета частного университета Натальи Нестеровой.

Еп. Василий (Родзянко)

По благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II владыка почти полгода жил в Троице-Сергиевой лавре, читая лекции и работая в библиотеке. В результате им была написана книга «Теория распада Вселенной и вера Отцов
«, изданная в 1996 году, предлагающая читателю актуальное в наши дни рассмотрение соотношения Православия и научного знания.

Последние годы владыка Василий тяжело болел.

Тяжело переживал бомбардировки Югославии силами НАТО; на вопрос как он относится к этому, отвечал: «Так, как если бы бомбили Москву и Россию». Как отмечал Владимир Щербинин, после начала бомбардировок он неожиданно сдал, слёг [2].

Однако за месяц до своей кончины он приехал в Россию, где в Фонде культуры зачитал свое духовное напутствие, в котором призвал россиян не отказываться от самого главного духовного богатства — веры Отцов. Он напомнил, что православие — религия всемирная, которая шире любых национальных пределов Православие совместимо только с любовью, но никак не с враждой и ненавистью [3].

Владимир Щербинин вспоминал:

«Он был всегда бодр, живо интересовался всем, что происходит в России. За две недели (до его кончины) во время телефонного разговора он сказал

: «Ноги совсем не ходят… Служил литургию на Преображение, сидя, а в те моменты, когда сидеть нельзя, дьякона поддерживали меня. Милость Божия, что причастился».
Тогда я вспомнил его слова, сказанные в один из приездов в Москву
: «Пока могу стоять перед престолом, служить литургию — буду жить, а иначе жить незачем».

Скончался в ночь на 17 сентября 1999 года в Вашингтоне, от сердечного приступа. Отпевание совершил митрополит Американский Феодосий (Лазор) в сослужении трех архиереев в Свято-Николаевском кафедральном соборе в Вашингтоне. Была также отслужена панихида в Ново-Дивеевском монастыре Русской Зарубежной Церкви. Был похоронен в Лондоне рядом с супругой.

Воспоминания

Про владыку Василия говорили: «Он — священник от Бога

«.

Наместник одного из московских монастырей рассказывал, что в 1988 году он сопровождал епископа Василия на богословскую конференцию, на которой тот должен был выступить с докладом в присутствии патриарха, и других видных иерархов. Опаздывая к началу конференции, они торопливо спускались по лестнице жилого пятиэтажного дома. На одной из площадок они встретили пожилую женщину. Увидев человека в рясе, она попросила причастить умирающую в больнице сестру. Владыка Василий немедленно согласился. Когда его спутник возразил, напомнив, что они опаздывают, владыка ответил: «Что может быть важнее для священника, чем причастить умирающего?» Несмотря на то, что они опоздали на конференцию, он остался верен себе, его любовь к ближнему, стала примером не только для его спутника, но и для всех, узнавших об этом случае позже.

В конце 1980-х годов в одном из приходов Костромской епархии был организован летний советско-американский лагерь православной молодёжи. Американскую группу возглавил владыка Василий. По дороге в Горелец, в лесной глуши, на перекрёстке просёлочных дорог, машина в которой епископ ехал, остановилась. На обочине стоял грузовик, а посреди дороги, возле перевёрнутого мотоцикла, лежал погибший мужчина. Над ним стоял сын. Владыка подошёл, спросил, был ли отец верующим. Сын сказал, что отец в церковь не ходил, но всегда слушал религиозные программы из Лондона и говорил при этом, что Родзянко — единственный человек, которому он верил. Владыка перекрестился и сказал: «Этот священник, о котором говорил ваш отец, — это я». Сын был потрясен. А владыка прочитал отходную молитву, и сказал: «Промысел Божий привёл меня с другого конца света, именно в этот день и час, на этот перекрёсток, чтобы отдать дань тому, кто верил мне грешному. Давайте помолимся о его душе…» И над погибшим пропели панихиду.

Прот. Иоанн Свиридов:

«С епископом Василием я познакомился в 1988 году, когда он стал посещать Москву и живо интересовался переменами, происходящими в Церкви и в обществе. Его речь, осанка порой контрастировали с манерами, принятыми среди архиереев в советскую эпоху. Мятая и коротковатая ряса, клобук, покрытый не тонким шелком, а грубоватым сатином, слегка всклокоченная борода и ясные глаза. В нем можно было узнать не просто человека старой России и эмигранта, но русского интеллигента, посвятившего свою жизнь служению Церкви. Он много говорил, хотя писал мало. Его любили. И он сам любил людей. Он был человеком добрым и отзывчивым, чудаковатым и смиренным, достойным и святым

«.

Факты из биографии

В послереволюционный период, в 1920 году, всю семью Родзянко из-за деда приговорили к смертной казни, поэтому в скором времени они были вынуждены покинуть Россию и поселиться в будущей Югославии (1929 г.).

Для Владимира это были страшные годы, однако в детской памяти запечатлелось одно очень важное для него событие — посещение храма в Анапе. А еще он вспоминал, что к нему в возрасте шести лет приставили гувернера, в прошлом белого офицера, который считал, что его дед предал царя Николая II. Этот озлобленный и мстительный гувернер превратился в строгого надзирателя. Он издевался над ребенком, как мог, в итоге у мальчика пропал весь интерес к жизни.

Смерть

Очень тяжело и сложно переживал Родзянко бомбардировки Югославии натовскими силами. Когда его спросили, как он к этому относится, он ответил, что так, как если бы бомбили Россию. После этих событий Василий сильно сдал и слег.

За две недели до смерти во время одного из разговоров он сказал, что ему тяжело, ноги совсем не держат, литургию служить приходится сидя, а когда нельзя сидеть, дьяконы его поддерживают, и по милости Божией он даже причастился.

Причиной смерти владыки стала остановка сердца. Он почил 17 сентября 1999 года в Вашингтоне. 23 сентября состоялись похороны. Отпевали его три архиерея в Свято-Николаевском соборе Вашингтона. Проститься с этим удивительным человеком пришло большое количество народа из духовенства и молящихся. Его похоронили в Вашингтоне на кладбище Rock Creek, на участке для православных верующих. Так закончил свой долгий и праведный путь отец Василий Родзянко.

Василий Родзянко: беседы и проповеди

К 1953 году он переезжает в Лондон и становится вторым священником в соборе Саввы Сербского, который находился под юрисдикцией Сербской Православной Церкви. Затем Родзянко ждала работа в радиовещательной корпорации Би-Би-Си. С 1955 года по его же предложению религиозное радиовещание было открыто в СССР и в Восточной Европе.

Родзянко Василий много выступал на разных радиостанциях с проповедями и беседами, преподавал в Оксфордском университете и в Париже — в Свято-Сергиевском богословском институте.

В самом начале весны 1978 года скончалась его жена, погиб в автокатастрофе внук Игорь. Через год он ушел с радиостанции Би-Би-Си и постригся в монахи с именем Василий (в честь Василия Великого), это произошло под руководством митрополита Сурожского в Лондоне. Он захотел нести монашеский подвиг тайно и уже собирался отправиться на Афон, но ему предложили стать викарием предстоятеля Православной Церкви в Америке.

Арест

Отец Василий Родзянко в 1945 году пишет письмо Патриарху Алексию I, в котором сообщает о своем желании служить в России. Но возвращение его так и не состоялось. Потому что именно в это время очень сильно испортились отношения между Югославией и СССР, и русских эмигрантов репрессировали. В 1949 году Родзянко Василий был приговорен к 8 годам тюрьмы за «нелегальную религиозную агитацию» (ему вменили в вину свидетельство о чудесных обновлениях икон в храме).

В 1951 году его освободили досрочно, и он вместе с семьей переехал в Париж, где тогда проживали родители, которые покинули Югославию еще в 1946 году.

Примечания

  1. История Днепра (Днепропетровска) и Приднепровья
  2. 1234
    Катаев, А. М. ВАСИЛИЙ // Православная энциклопедия, т. 7, с. 94-96
  3. 123
    Предисловие //
    Василий (Родзянко), епископ.
    Спасение любовью / Сост. и предисл. М. Г. Жуковой. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 208 с. — (Духовное наследие Русского зарубежья).
  4. 12345678910111213
  5. 12
    Архивированная копия
    (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 марта 2021. Архивировано 6 апреля 2021 года.
  6. Епископ Василий (Родзянко): «…Быть гражданином Царствия Небесного» | Православие и мир
  7. Прот. Александр Шмаман. Дневники. 1973—1983. М., 2005. С. 501, изд. «Русский путь», 2005. 720 с., ил. ISBN 5-85887-188-7
  8. «Церковь Вознесения Господня на Никитской в Белом городе» Большая Никитская улица 18
  9. Александр Королев Встреча иерархов церкви и театра // «Труд», 27.09.1997
  10. 123
    «Последний поклон». Биография владыки Василия (Родзянко) | Епископ Василий (Родзянко)
  11. 12
    Епископ Василий Родзянко: всю свою жизнь он служил людям
  12. О чем свидетельствует книга «Несвятые святые»?

Учеба

Немного повзрослев, Владимир окончил в Белграде русско-сербскую гимназию (1933 г.), и в том же году пошел учиться в Белградский университет на богословский факультет. Волею судеб его покровителем стал митрополит Антоний (Храповицкий). Знакомство в 1926 году с иеромонахом Иоанном (Максимовичем) оказало на него большое духовное влияние.

Затем он окончил Белградский университет со степенью кандидата богословия (1937 г.). После женился на Марии Васильевне Колюбаевой — дочери священника, тоже бежавшего из СССР.

Продолжил свое обучение в Лондонском университете, где занялся написанием диссертации. По окончании обучения, в 1939 году, его пригласили в Оксфорд читать лекции по русскому богословию. Но началась война, и Владимир был вынужден вернуться в Югославию, там при школе Нови-Саде он стал преподавать Закон Божий.

Публикации

статьи

  • Церковь или папа // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1953. — № 16. — C. 207—222.
  • Как разрешить проблему «Филиокве»? // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1955. — № 24. — C. 259—291.
  • Международный съезд ученых в Оксфорде [, посвященный открытиям в области изучения текста Евангелия] // Журнал Московской Патриархии. М., 1958. — № 1. — C. 74-75
  • Historic Decisions by the Church in Russia // Syndesmos. Ser. 2. 1960. № 10 (July).
  • «Новый Завет в наши дни». Второй международный съезд ученых, посвященный изучению Нового Завета (Оксфорд, 11-15 сентября 1961 г.) // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1961. — № 40. — C. 233—246
  • On the Calendar Change // The Orthodox Church. 1982. Dec.
  • Наши отношения с Зарубежной Церковью // «Русская жизнь». Сан-Франциско. — 1982, 23 сентября
  • Что запомнилось. Митрополит Никодим и римско-католическая церковь // Свет Христов. — 1987. — № 2.
  • Памяти отца Иоанна Мейендорфа // Русская мысль. — 1992. — 7 августа.
  • Экклезиологические отклонения наших дней (в связи с деятельностью и богословствованием протоиерея Георгия Кочеткова) // Журнал Московской Патриархии. — 1995. — № 6-8. — С. 67-70.
  • Экклезиология, которая расчленяет Церковь // Единство Церкви: богословская конференция. 15 — 16 ноября 1994 г. — М. : Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 1996. — 288 с. — С. 85-87;
  • О границах Церкви // Единство Церкви: богословская конференция. 15 — 16 ноября 1994 г. — М. : Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 1996. — 288 с. — С. 227—230
  • Слово о владыке Иоанне // Святитель русского зарубежья вселенский чудотворец Иоанн / сост.: А. Леднев, Е. Лукьянов. — М. : Православный паломник, 1998. — 702 с. — С. 11-21
  • Семья и брак нашего времени // Александро-Невский вестник. — 2010. — № 7 (165). — С. 2-3.

книги

  • Краткая история раскола в Русской Церкви заграницей и попытки к его прекращению. — 1935. Ркп.
  • Взаимоотношения Церкви и Государства в СССР: (Докл., прочит. в Суботице 25.02.1948). — П., 1949;
  • Теория распада Вселенной и вера отцов: Каппадокийс. богословие-ключ к апологетике нашего времени: Апологетика XXI в. — М. : Паломник : Издательский дом «Грааль», 1996. — 237 с.; 20 см. Теория распада Вселенной и вера отцов. Каппадокийское богословие — ключ к апологетике нашего времени. Апологетика XXI века. — 2. изд. / С послесл. свящ. Олега Петренко. — М. : Паломникъ, 2003 (Тип. АО Мол. гвардия). — 249 с. — (Христианский взгляд на мироздание). — ISBN 5-87468-187-6
  • Спасение любовью. — Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 205, [2] с. — (Духовное наследие Русского зарубежья).; ISBN 978-5-7533-0156-7
  • Моя судьба. Воспоминания; сост. Д. В. Гливинский. — Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2015. — 414, [1] с., [8] л. цв. ил., портр. : ил., портр.; 21 см; ISBN 978-5-7533-0985-3
      Моя судьба. Воспоминания; сост. Д. В. Гливинский. — 2-е изд. — Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2015. — 414, с., [8] л. цв. ил., портр. : ил., портр.; 21 см; ISBN 978-5-7533-1199-3 : 5000 экз.
  • Живет во мне Христос : о смысле жизни и православной веры. — Москва : Никея, 2021. — 234 с. — ISBN 978-5-907307-19-3
  • Сан

    В первый чин священства дьякон Родзянко был посвящен в 1940 году митрополитом Анастасием (Грибановским) — Первоиерархом РПЦЗ. Через год в Белграде в сан иерея его рукоположил Патриарх Сербский Гавриил, и вот тогда он начал служить в сербском приходе при школе в Нови-Саде. Потом был священником в селе Воеводино (Сербия), занимал должность секретаря Красного Креста.

    Но с началом Второй мировой войны православные христиане подверглись жутким репрессиям. Владыка Василий Родзянко участвовал в сербском сопротивлении и помогал освобождать сербов из концентрационных лагерей. Он даже удочерил украинскую девочку-сироту.

    Когда после войны к власти в Югославии пришли коммунисты, русские эмигранты опять ринулись кто куда, но основная масса захотела вернуться на родину, в Россию.

    Америка

    В январе 1980 года в Вашингтоне в Свято-Николаевском соборе, где и стал служить Родзянко Василий, его посвятили в епископа.

    В 1984 году по старости его увольняют. Он жил в Вашингтоне, стал почетным настоятелем Свято-Николаевского собора. Работал директором Свято-Архангельского радиовещательного центра, находившегося в его же маленькой квартире, а также преподавал в духовных семинариях и вел передачи на волнах радиостанций «Радио Ватикан», «Голос Америки» и других.

    В Вашингтоне до самого последнего дня Родзянко был настоящим духовником многочисленного количества православных эмигрантов, даже проводил семинарные занятия с протестантами, которые изучали историю восточных христианских церквей, вследствие этого многих своих слушателей он привел к православию.

    Ссылки

    В родственных проектах

    • Цитаты в Викицитатнике
    • Медиафайлы на Викискладе
    • Официальный сайт о владыке Василии
    • Епископ Василий (Родзянко).
      Сочинения. // «Азбука веры», интернет-портал.
    • Епископ Василий Родзянко. Биография, Воспоминания, Фотографии, Фильмы и Аудио
    • Василий (Родзянко) на сайте «Русское православие»
    • Епископ Василий (Родзянко Владимир Михайлович)
    • Василий (Родзянко) на «Родоводе». Дерево предков и потомков
    • Felix Corley Obituary: Bishop Basil Rodzianko // independent.co.uk, 23 September 1999
    • Проповеди в аудиоформате
    • Проповеди
    • Труды владыки Василия Родзянко
    Словари и энциклопедии
    • Большая российская

    Память

    О владыке Василии был снят многосерийный документальный фильм «Епископ Василий (Родзянко): Моя судьба», в котором он рассказал о своей жизни.

    Епископу Василию посвящена одна из глав книги «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова).

    По воспоминаниям диакона Владимира Василика: «Мне запомнилась удивительное величие Владыки, каким-то непостижимым образом соединенное с сердечной простотой и доступностью. С простым студентом он мог общаться так же, как и с лицами, облеченными саном и властью, и в то же время ты понимал, кто перед тобой»[12].

    Библиография

    • Епископ Василий (Родзянко) 22.05.1915 — †17.09.1999 // Альфа и Омега. 2000. — № 1 (23). — C. 385—389.
    • Косик В. И.
      Русская церковь в Югославии (20-40-е гг. ХХ века). — М. : Свято-Тихоновский Богословский ин-т, 2000. — 287 с.
    • Нивьер А.
      Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920—1995: Биографический справочник. — М.—Париж, 2007. — С. 115—116.
    • Епископ Василий (Родзянко) / сост.: О. Л. Рожнева. — Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2021. — 140 с. — (На страже веры). — 7000 экз. — ISBN 978-5-7533-1232-7.
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]