Почему православным женщинам нужно надевать платок в церкви

Вероятно, абсолютно всем людям, даже не являющимся верующими, известно, что при входе в здание церкви женщина должна покрыть голову. Платочки сейчас зачастую предоставляются в церквях бесплатно. Это весьма удобно, поскольку при импульсном посещении храма с собой их, как правило, не оказывается.

Но откуда пошла эта традиция? Почему в церкви женщины покрывают голову, а мужчины нет? Чем объясняется такое требование? Эти вопросы зачастую возникают у тех, кто сталкивается с необходимостью надеть платок, но не хочет этого делать.

Везде ли нужно закрывать волосы?

Вопрос о том, почему в церкви женщины покрывают голову, нередко бывает вызван искренним недоумением тех, кто посещал храмы за пределами России. К примеру, достаточно трудно объяснить иностранным туристкам необходимость воспользоваться общественными платками. Женщины не только не понимают, для чего это нужно, но и отказываются из-за вероятности заражения какими-либо инфекциями, к примеру, грибковыми, или же из страха подхватить вшей.

Действительно, покрытие волос требуется далеко не везде, даже в рамках исключительно ортодоксальных христианских конфессий. К примеру, в греческих часовнях, соборах и церквях вполне можно наблюдать за молящимися женщинами, головы которых ничем не закрыты.

Однако связано это вовсе не с христианскими традициями, а с особенностями исторического развития. Некоторое время Греция находилась под властью мусульман. В это время законы предписывали всем женщинам носить хиджабы или паранджу, вне зависимости от их вероисповедания. Входя в церковь, гречанки тут же избавлялись от ненавистных им уборов и оставались простоволосыми. С уходом мусульманского владычества традиция оставаться в храме с непокрытой головой осталась.

Нет никакой необходимости закрывать волосы и в католических храмах, где бы они ни находились. Хотя на мессу в некоторых местах принято приходить в шляпках с вуалью, в элегантных шарфах, это, как и в случае с греческими христианками, сложившиеся вне христианства обычаи.

Какой платок выбрать для церкви

На Руси существовал интересный обычай надевать на службу платки, цвета которых соответствуют дням церковного календаря и повторяют цвет священнических одеяний. Возможно, кому-то и в наше время захочется этому следовать. Вот перечень этих цветов:

  • Цвет Пасхи – красный или белый. Такие платки женщины носили все 40 дней праздника.
  • На Рождество надевали белые.
  • В дни Великого поста выбирали темный цвет. Черный, темно-синий, фиолетовый.
  • К празднику Животворящей Троицы и в День Святого Духа надевали зеленые. Зеленый — цвет жизни.
  • Все Богородичные праздники носили голубой цвет.
  • В обычные дни надевали желтые платки, по цвету простой, будничной священнической ризы.

Интересно о православии:

  • Что такое проскомидия
  • О схиме в православии
  • Почему православные строят много храмов, а не больниц

Чем аргументируется необходимость закрытия волос?

Достаточно часто на вопрос о том, почему женщинам нужно покрывать голову в церкви, разбирающиеся в религиозных тонкостях люди отвечают, что о необходимости этого говорил апостол Павел.

Действительно, в одном из посланий апостола есть слова о необходимости покрытия головы во время богослужения. Однако то, почему в церкви женщины покрывают голову, с самой верой в Христа никак не связано.

В период становления христианства существовало множество культов, служительницы которых обривали голову наголо. К ним относился и весьма распространенный в Средиземноморье культ Афродиты, и многие другие. Уверовав в Христа, жрицы стеснялись своей внешности и не хотели выделяться во время собраний. Решением этого вопроса стало напутствие апостола, рекомендовавшего всем женщинам закрывать головы платками. Это исключало возможность выделить из толпы конкретных женщин и смутить их или же выразить им порицание.

Таким образом, ответ на вопрос о том, почему в церкви женщины покрывают голову, не связан с верой, а сама процедура носит рекомендательный характер. Именно поэтому в католических храмах покрытие волос никогда не требовалось от прихожанок.

Чем эту традицию объясняли на Руси?

Платок, закрывающий волосы, придает женщинам скромность и смирение. Помимо этого, волосы у славянок при язычестве всегда были распущены во время ритуалов, праздников и обрядов. Также волосы являются одним из главных материалов, использующихся при различной ворожбе.

Это одни из причин того, почему в церкви женщины покрывают голову платком. Помимо этого, платок закрывает одну из привлекательных черт внешности. Иными словами, устраняет то, что может отвлечь других молящихся.

Закрепилась же традиция покрытия волос при входе в церковь на Руси с введением «Домостроя». Если до него нахождение в храме без платочка порицалось, но допускалось, то после вступления в силу этого свода правил, покрытие волос стало обязательным.

Почему мужчины снимают головной убор в церкви

Заходя в любое помещение, каждый мужчина обязан снять шапку. Это служит проявлением уважения к хозяину дома, демонстрирует присутствующим почтение.

При посещении церкви мужчина, снимая шапку, показывает свою беззащитность перед ликом Бога, что является знаком доверия. В храме ему следует отказаться от мыслей о войне и покаяться в своих прегрешениях. Также снятая шапка указывает, что все люди равны перед Богом, которому не важен общественный статус.

Еще существует теория, что раньше мужчин заставляли снимать головной убор, потому что им являлся шлем. Сделан он был из железа, а значит, мог быть оружием, которое в храм приносить недопустимо.

Все прихожане перед посещением церкви должны позаботиться не только о шапке, но и о наряде в целом: яркие вульгарные вещи недопустимы

О чем написано в «Домострое»?

«Домострой» — это сборник предписаний, правил, относящихся к организации жизненного уклада и быта русских людей. Появился этот свод предписаний в XV столетии и являлся фактическим закреплением того уклада, которого и так придерживалось большинство населения.

Правила, включенные в этот сборник, предписывали всем женщинам входить в храм исключительно с покрытыми волосами. Однако то, чем именно нужно закрывать голову, этот свод предписаний никак не регламентировал. Это стало причиной того, почему женщина в церкви с покрытой головой могла быть как в богатом кокошнике, так и в простом платочке.

Покрывать голову или нет? 1 Коринфянам 11:1-16; 11:30

В церквах Христовых бытуют два мнения, первое говорит о том, что женщины в собрании святых должны покрывать голову платком, и то что это заповедь Господня. Второе мнение прямо противоположно первому, христиане придерживающиеся этого взгляда говорят, что женщинам в собрании святых не нужно покрывать голову, достаточно лишь выглядеть скромно и женственно.

Не для кого не секрет, что женщина всегда была слабым и подвластным существом, особенно на востоке, и особенно в древности. Главенство и приоритет всегда занимали и занимают мужчины, конечно, если этого позволяла культура, традиции, устои, нравы, той местности, того региона, где это приветствовалось и культивировалось.

Сейчас мы понимаем, что существовали общества, где царил матриархат, но, как правило таких обществ и культур было мало, а в силу своего превосходства (физического), мужчина был главою женщины во все времена.

В свете выше сказанного, давайте посмотрим теперь, о чём пишет Павел в 1 Послании к христианам Коринфа в 11 главе с 1 по 16 стихи?

1 Будьте подражателями мне, как я Христу. (1 Кор 11:1).

В первом стихе Павел говорит, что он бы хотел чтобы христиане города Коринфа были подобны ему. Всё делали также как и он, Павел. Подражали в чём? Ответ очевиден, в вере, в любви, в терпении, стойкости, скромности, в смирении, …, мы можем продолжить этот список, но ведь ответ очевиден, он хотел чтобы ему именно в этом и подражали те, кому он пишет это послание.

2 Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам. (1 Кор 11:2).

Во втором стихе Павел хвалит христиан Коринфа за то, что они со своей стороны помнят всё чему были научены Павлом и строго придерживаются того учения которому были научены Павлом. Хотя, как мы можем увидеть, это скорее относится к некоторым христианам этой церкви или, как ободрение христиан этой церкви. Так как в 1 или в 3 главе ранее, Павел порицает Коринфских христиан за их не правильное поведение во Христе.

3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава – Бог. (1 Кор 11:3).

В третьем стихе Павел снова напоминает о различиях между мужчинами и женщинами. Но различиях в плане старшинства, главенства. По мнению Павла на первом месте стоит Бог, затем идёт Иисус, потом мужчина, и замыкает цепочку женщина. И такая иерархичность не случайна, если описывается во многих местах Библии [Еф 5:23; Еф 1:22; Кол 3:18; Кол 1:18; 1 Тим 2:11; 1 Пет 3:5; …], то понятно, что это установление Бога.

Павел говорит — покрывать голову.

4 Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. 5 И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо [это] то же, как если бы она была обритая. (1 Кор 11:4-5).

В четвёртом и пятом стихах Павел говорит о том, как должен выглядеть всякий мужчина и как должна выглядеть всякая женщина принявшая Христа. Павел говорит, что мужчина должен быть с открытой головой во время молитвы или пророчества, а женщина должна быть во время таких же действий с покрытой головой, то-есть, иметь на голове повязанный платок.

В этом отрывке интересно ответить себе на несколько моментов которые бросаются в глаза при чтении этого отрывка.

1) Во-первых, Павел говорит здесь, что женщина должна быть с покрытой головой, и так думают некоторые в собрании христиан. Но так ли это?

Скорее всего Павел не имеет ввиду женщину которая находиться непосредственно в собрании христиан в момент пророчества или молитвы. Так как в последующей 14 главе он пишет следующее: «Жены ваши в церквах да молчат». К тому же следующие места подтверждают это заявление [1 Тим 2:11-12; Быт 3:16]. Следовательно, могла ли женщина молиться или пророчествовать в церкви, ведь это должно было быть публичное выступление с атрибутами лидера? А как мы можем увидеть из [1 Кор 11:3] и [1 Кор 14:34] женщина в церкви не может быть лидером!

2) Во вторых, если женщина не может быть лидером в церкви, то где ей молиться или пророчествовать? Ответ очевиден, в миру! То-есть, дома с детьми, на едине, при проповедовании неверующим, в женском обществе [Деян 21:9; Деян 2:17; Деян 9:36].

3) В третьих, что значат слова Павла быть мужчине без головного убора, а женщине с покрытой головой? В писании таких мест мы больше нигде не встречаем, зато встречаем другие места, о приличии и скромности в одежде, о иерархичности полов, о том кто имеет наследие в Царстве Божием. Если вдуматься, это жёсткая необходимость быть так одетым или традиция древнего мира?

К слову сказать, однажды мне пришлось участвовать на похоронах, и в это время на улице было -20 градусов ниже нуля, да ещё была сильная вьюга, отчего казалось ещё холоднее. Все были в шапках при прощании с покойником. Ну я взял и снял свою шапку, так как того велит традиция при прощании с умершим. Мне ещё сказали: «Одень, заболеешь». И ни кто кроме меня шапок не снимал.

Или другой пример: однажды мне пришлось быть на Богослужении в воскресный день, а Богослужение это происходило на улице, под открытым небом. Я тогда ещё был после болезни. Хотя было лето и все были без головных уборов, на мне была бейзболка, так как было немного ветрено, прохладно, особенно если долго стоять, да ещё после простуды. Я так и не снял шапку во всё Богослужения, да ещё в конце надел капюшон, так как подул сильный ветер и начал покрапывать дождь.

Пример: парализованный христианин, лежит, к нему могут прийти братья и сёстра и провести Богослужение с его участием, при этом он будет не подобающе выглядеть с точки зрения Писания, в одних трусах, под одеялом, не может воздевать руки к небу, не может приклонить голову и колени.

Что мы можем сказать по этим трём примерам? Павел учит буквоедству?

Неукоснительному соблюдению его предписаний, которые в 21 веке не актуальны, так как мода изменилась? Или для Павла важна внешняя сторона обрядовых норм, а не внутренняя? Во всём Писании более говориться о внутренней составляющей женщины христианки. Также о её скромности в одежде. Но лишь в одном единственном месте, Павел упоминает о покрытии головы женщинами в церкви. От сюда можно сделать несколько выводов:

  1. Что это была традиция тех времён, ходить женщине с покрытою головою.
  2. До чего вы дошли, до чего вы додумались, по тому правилу и живите [Флп 3:16; Рим 14:14; Тит 1:14].
  3. Богу не важно, покрыта ваша голова или нет. Ему не нужно чтобы вы изощрялись в этом. Ему скорее важно состояние вашего ума и сердца во время поклонения Ему, да и не только во время поклонения в собрании.

Павел говорит, что разрешает женщине не покрывать голову платком.

6 Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. (1 Кор 11:6).

В шестом стихе интересный момент, Павел говорит, что разрешает женщине не покрывать голову платком, но лишь в том случае, если она будет побрита налысо.

Таким образом, Павел всё таки разрешает женщине при определённых условиях не покрывать голову. Хотя многие могут утверждать, что это обязательное к исполнению действие. Однако, как мы видим можно и не покрываться, а просто побриться налысо.

Этот стих очень хорошо отражает то, что это не заповедь, а обычай того времени.

7 Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. 8 Ибо не муж от жены, но жена от мужа; 9 и не муж создан для жены, но жена для мужа. (1 Кор 11:7-9).

Три последующих стиха, говорят нам и рассказывают об сотворении первых людей, об их происхождении. И о том как, почему, зачем, для кого и кто был рождён в самом начале бытия. Эту историю мы можем прочитать из первых глав книги Бытие в Ветхом Завете.

10 Посему жена и должна иметь на голове своей [знак] власти [над] [нею], для Ангелов. (1 Кор 11:10).

В десятом стихе Павел говорит о знаке власти над женщиной. Если не вдаваться в детали, то можно увидеть, что платок или покрывало на голове женщины в древности служило знаком её подчинения, покорности и целомудрия. Но если вдаться в детали, то нам этот стих труден для понимания из-за своей лексической формы и слова Ангелов.

Мы можем только гадать, о каких именно Ангелах говорит Павел в этом стихе.

11 Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. 12 Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога. (1 Кор 11:11-12).

Далее Павел продолжает развивать свою мысль и говорит в 11 и 12 стихах о том, что в Господе все равны, что в Боге нет ни мужского ни женского пола, что мы все и мужчины и женщины зависим друг от друга и друг без друга не можем существовать.

Всем ли женщинам нужно закрывать волосы?

До середины пятнадцатого столетия существовал обычай, согласно которому при входе в храм голову покрывали только замужние женщины, девушки и подростки, дети, волос не прятали. Однако, свод правил и норм жизненного уклада «Домостроя» предписывал закрывать головы всем женщинам, без каких-либо исключений. В связи с этим возникла традиция надевать на девочек белые платочки. А девушки на выданье стали носить красивые, расшитые узорами большие платки, которые при выходе из храма можно было сбросить на плечи.

Однако требование «Домостроя» прижилось не везде. В южных частях страны сохранился обычай, по которому девицы и дети волос не прятали. Однако они заплетали тугие косы, входить в храм с распущенными волосами считалось неприемлемым.

В Малороссии же то, почему женщина должна покрывать голову в церкви, в народе напрямую связывали с бесовщиной и колдовством. Поэтому там платками девушки начинали пользоваться с началом становления менструаций. Это было весьма удобно и практично, поскольку по наличию платка можно было понять, есть ли смысл засылать сватов в конкретную семью. То есть платок являлся своеобразным знаком, сообщающим о том, что девушка готова к замужеству.

Как правильно повязать платок

Волосы всегда считались символом женской красоты, привлекали к себе внимание. В любые времена было не принято делать пышные прически при посещении храма. Экстравагантных особ, нарушающих это требование, просто не пускали в церковь. Эта традиция сохранилась. Волосы аккуратно укладывают. На голову повязывают платок либо надевают:

  • снуд — головной убор в форме капюшона, прикрывающий голову и плечи, из шелка шифона;
  • палантин — большой шарф, которым покрывают голову и плечи.

Церковные платки прихожанки носят по-особенному. Исключены банты причудливой формы и узлы сложной формы. Носить головной убор можно по старинному православному обычаю — прикрыть платком лоб, края под подбородком скрепить булавкой.

Молодым девушкам и женщинам можно набросить легкий платок на голову, концы перекинуть за спину и там связать на шее свободным узлом. Шелковые шарфы не завязывают, один или оба конца перекидывают за плечи либо фиксируют при помощи скромных заколок. Платки, палантины, шарфы не должны спадать с головы во время молитвы, отвлекать верующую и других прихожан от молитвы, общения с Господом.

Что говорят священники? Нужно ли прятать волосы?

Как это ни парадоксально, но христианская церковь никогда официально не требовала от женщин закрытия волос. Ношение платков связано с местными обычаями, укладом жизни, историческими моментами и прочими подобными обстоятельствами.

Однако важную роль играет позиция конкретного священнослужителя, настоятеля того храма, который женщина собралась посещать. Многие священники не требуют покрытия головы, подчеркивая, что это личное дело верующей. Но есть и такие, которые придерживаются позиции апостола и полагают, что в церкви уместно спрятать волосы, особенно если прическа экстравагантна или выделяется цветом.

Нужно и учесть то, что принято среди постоянных прихожан в конкретном храме. Сложившиеся традиции нужно уважать. И хотя заставить женщину надеть платок никто не вправе, перед тем как отстаивать свою свободу выбора, нужно задуматься о том, для чего посещается церковь – для молитвы или для демонстрации себя.

Символика цветов

Литургическая литература не содержит разъяснений о символике используемых цветов, а иконописные подлинники только указывают, какой цвет надо употреблять при написании одежд того или иного святого, но не объясняют, почему. Символику цветов можно определить, основываясь на ряде указаний Ветхого и Нового Заветов, толкованиях Иоанна Дамаскина, творениях Псевдо-Дионисия Ареопагита, а также деяний Вселенских и Поместных Соборов.

Сложившийся канон цветовой гаммы богослужебных облачений состоит из:: — белого цвета (символизирует божественный нетварный свет). — семи основных цветов спектра солнечного света, из которых состоит белый цвет (т.е. все цвета радуги — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) (во исполнение слов Иоанна Богослова — «на престоле был Сидящий… и радуга вокруг престола» (Откр. 4:3-4)), — а также чёрного цвета (символизирует отсутствие света, небытие, смерть, траур или, наоборот, отречение от мирской суеты).

Таким образом, вам необходимо иметь несколько праздничных платочков различного цвета. И понадобится еще один дежурный платочек, неважно какого цвета — для всякой грязной работы, на котором не видны пятна.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]