Почему женщинам нельзя на Афон и в некоторые мужские монастыри?

Неслыханный скандал случился в Греции в 1930 году, виновницей которого стала победительница конкурса «Мисс Европа» восемнадцатилетняя гречанка Алики Диплараку.

Переодевшись в мужчину, она проникла на Священную гору Афон и посетила монастыри.

Сатаной прозвали ее после этого случая. Настигшая в скором времени сильная болезнь, заставила девушку переосмыслить свою жизнь, покаяться в содеянном.

В своем письме к священноначалию и братии монастырей Святой Горы искренне раскаиваясь, она просила простить ее дерзкий поступок.

«Почтенные отцы, хочу всей душой исповедоваться и покаяться за ошибку,

совершённую мною…

Я облачилась в одежды моего жениха и вместе с ним обошла храмы и другие места…

С тех пор, дорогие отцы, я потеряла здоровье…

Познала я, однако, и твердо убеждена,

что это есть наказание Пресвятой Богородицы,

к Которой показала я своё неуважение…»

Алика Диплараку

раскаявшаяся гречанка

Господь принял раскаяние Алики и подарил ей исцеление. Умерла она в возрасте 90 лет в 2002 году.

Почти тысячелетие Афон является запретной территорией для женщин

Это единственное место на земле, где представительницам прекрасного пола официально запрещено не просто находиться, но даже приближаться к побережью полуострова ближе, чем на 500 метров.


Святая Гора Афон — место обитания православных монахов, где запрещено находиться женщинам

Афон — автономная монашеская республика в составе греческого государства, на котором находятся 20 правящих мужских монастырей и множество скитов.

Это самая большая православная община в мире. Священное место для всех христиан. Почему женщинам нельзя находиться в этом месте, считающимся уделом Богородицы?

Никто не обижен?

Насколько распространено среди церковных женщин недовольство тем местом, какое отводит им Церковь? Мы cпросили об этом нескольких заметных православных женщин. Признаемся честно — начиная опрос православных соотечественниц, мы ожидали, что выбранные нами успешные, профессионально состоявшиеся, осуществившие свое призвание женщины острее других чувствуют и лучше других могут выразить ту женскую обиду, которая звучит в письме из Зарубежной Церкви. К нашему удивлению, ни одной обиженной среди наших собеседниц не нашлось! Может быть, дело в том, что в Церкви любой разговор с позиции «я имею право» совершенно неплодотворен? Никто из нас — мужчин или женщин, неважно — не может ничего требовать «для себя» — потому что любовь не ищет своего. Требовать можно только с себя самих. Как хорошо, что женской, более мягкой и уступчивой природе легче это понять! А что делать тем, кто все же обижен: мужчины слова не дают сказать? Я думаю, утешение есть. Если тебе действительно есть что сказать, и содержание твоей души и твоих слов действительно важно — можно не бояться, ты будешь услышана. Как были услышаны святые жены — да так, что память о них и их слова сохранились через века. Тему «женщина в Церкви» невозможно ограничить объемом одного номера. О том, в чем истинное призвание женщин и одно ли оно на всех, чем опасна для нее активная общественная или церковная деятельность, ущербна ли ее жизнь, если она не замужем, почему сейчас так непросто найти «вторую половину», — этом читайте в следующем номере «Нескучного сада».

Юлия Данилова

Нескучный сад

Дева Мария, оказавшись на Святой горе, попросила Господа отдать ей в удел землю Афонскую

Согласно церковному преданию, когда в Иерусалиме, в сионской горнице апостолы бросали жребий кому в какой стране света проповедовать Евангельское учение, Богородица также изъявила желание отправиться на проповедь.

И выпал ей жребий на землю Иверию (Грузию). Но Ангел Божий сказал Ей:

«Страна, выпавшая Тебе, просветится впоследствии, и Твое владычество утвердится там; по прошествии некоторого времени.

Тебе предстоит труд благовестия в земле, в какую направит Тебя Бог».


Прибытие Пресвятой Богородицы на полуостров Афон. Литография
В 49 году Божия Матерь вместе с апостолами отправилась на остров Кипр, навестить епископа святого Лазаря.

Их корабль застигнутый бурей прибило к берегу возле Иверского монастыря, население которого составляли язычники.

49

год, когда Божия Матерь с апостолами отправилась на остров Кипр, но попала на Землю Афонскую

Идольские капище громкими воплями возвестили людям истину и стали призывать каждого принять Матерь Божию.

Восприняв это за указание Господа Бога Дева Мария, сошла на берег и благовестила жителям учение Евангелие, показывая чудеса. Уверовав ей, все без исключения приняли святое крещение.

Красота этих мест поразила Пресвятую Богородицу, и обратилась она к Господу, чтобы дал он ей в удел Землю Афонскую. Бог исполнил ее желание.

С той поры полуостров Афон также стал называться — земной удел Богородицы или «Сад Богородицы».

Пресвятая Богородица — Игумения Святой Горы Афон


По завету Девы Марии ни одна женщина не может вступить на Афон, лишь она одна могла представлять свой пол на полуострове
В V веке, согласно преданию, дочь византийского императора Феодосия I — Плакидия, отправилась на полуостров Афон посмотреть на монастырь построенный ее отцом.

Приблизившись к храму, она услышала голос Божьей Матери, приказавший ей покинуть Святую гору и не смущать монахов, если та считает себя праведной христианкой.

Плакидия пораженная случившемся, незамедлительно покинула остров.

Ужасы Домостроя преувеличены

Почему-то считается, что все ужасы традиционного семейного быта описаны в «Домострое» — русском семейном уставе XVI века (знаменитый священник Сильвестр был автором только одной из редакций «Домостроя»). Однако в этой книге мы находим только одну цитату, которую можно интерпретировать как поощряющую телесные наказания для женщин: «А увидит муж, что у жены непорядок и у слуг или не так все, как в книге этой изложено, сумел бы жену наставлять да учить полезным советом; если она понимает, тогда уж пусть так все делает, и уважить ее да жаловать, но если жена науке такой, наставлению не последует и того не исполняет (о чем в этой книге сказано), и сама ничего из того не знает, и слуг не учит, должен муж жену свою наказывать, вразумлять ее страхом наедине, а наказав, простить и попенять, и нежно наставить, и поучить, но при том ни мужу на жену не обижаться, ни жене на мужа — жить всегда в любви и согласии».

Представительницы женского пола неоднократно нарушали запрет

В период междоусобной войны в Греции в конце первой половины XX века жители соседних деревень совершали набеги на афонские земли в поисках скота и продовольствия.

Среди них были и представительницы прекрасного пола.

1953

в этом году в Греции был принят закон о уголовной ответственности за въезд на Святую гору женщинами

В 1953 году гречанка Мария Поимениду, облачившись в мужское одеяние, проникла на территорию Афона, где находилась в течение трех дней.

Именно этот случай послужил поводом для принятия правительством Греции закона, запрещающего женщинам въезд на Святую гору.

Нарушившим его, грозит уголовная ответственность.

В 2008 году полицией были задержаны четыре женщины из Молдавии, высаженные на полуостров Афон нелегальными перевозчиками. Их отпустили, так как они были прощены монахами.

Стоит отметить, что в Греции запрет на посещение мужских монастырей женщинами сохранился не только на Афоне. В большинство мужских монастырей представительницам женского пола вход воспрещен.

Куда исчезли диакониссы

Диакониссы как особое женское церковное служение появились около IV века по Рождестве Христовом (хотя о диакониссе Фиве упоминается в Послании апостола Павла к римлянам, историки считают, что в то время чин поставления в диакониссы еще не сложился). В последующей византийской традиции диакониссами могли стать незамужние женщины старше 50 лет: вдовы, девы, а также монахини. Порядок чинов рукоположения диакониссы и диакона почти не различался (но молитвы поставления, конечно, были разными) — диакону в конце поставления вручали Чашу, и он шел причащать верующих, а диаконисса ставила Чашу обратно на св. престол. Этим выражалось то, что диаконисса не имела богослужебных обязанностей (единственная известная самостоятельная роль диаконисс в богослужении была связана с соблюдением благопристойности при Крещении женщин: после того, как епископ или священник возливал св. елей на лоб крещаемой, остальные части тела помазывала диаконисса). Диакониссы выполняли административные функции в благотворительных учреждениях, руководили женскими общинами. В Византии диакониссы просуществовали до XI века (к этому времени диакониссой могли стать лишь схимонахини), на Западе они исчезли примерно на полтысячелетия раньше — во многом из-за разрушения той социальной структуры, в рамках которой требовались. В Византии необходимость в диакониссах отпала по схожим причинам — социальные благотворительные институты перестали испытывать в них потребность. Позже институт диаконисс не восстанавливался, так как в них не было необходимости. Правда, несколько диаконисс было рукоположено святителем Нектарием Эгинским (1846–1920), основателем женского монастыря на греческом острове Эгина, но этот опыт не имел продолжения. В России диаконисс никогда не было — в древнейшей славянской рукописи чинов рукоположений (архиерейский Требник РНБ. Соф. 1056, XIV в.) чин поставления диакониссы отсутствует.

Пренебрежительное отношение и ущемление прав женщин?

Нет! Со стороны афонитов — это всего лишь стремление защитить и сохранить устоявшийся уклад жизни.

Афон особенное место,как и тысячи лет назад жизнь здесь идет по своим законам — постоянный труд и молитва. В дали от мирских соблазн, для того, чтобы быть ближе с Господом.

Известны случаи, когда запрет на время был отменен монахами. В период турецкого вторжения и междоусобицы в Греции 1946 — 1949 года они оказывали помощь беженцам среди которых были женщины, давая приют.

Как попасть мужчинам

Представителям сильного пола, решившим посетить святые места, нужно получить диамонитирион. В день выдается всего 120 разрешений. Для иностранных граждан потребуется дополнительное разрешение от Министерства по делам Македонии и Фракии. Паломники могут до 30 дней находиться на Афоне, но для этого нужна специальная справка из отдела по делам иностранных граждан.

Могут ли женщины поклониться святыням Афона и не нарушить запрета?

Каждый день, рано утром с Уранополиса отправляется прогулочный катер, который огибает вдоль берега Святую гору Афон на расстоянии полукилометра. Пассажирами могут стать не только мужчины, но и женщины.

Это не просто прогулка — это паломничество, единственная возможность для представительниц прекрасной половины человечества увидеть и поклониться святыням Афона.


Прикоснуться к святыням женщины могут, прокатившись на круизном катере,огибающем Афон вдоль берега на расстоянии полукилометра

Во время круиза катер причаливает к одному из причалов, неподалеку от Святопантелеимоновского монастыря.

Обитель русского монашества на Афоне. На борт к паломникам поднимаются монахи, принося с собой чудотворные святыни.


Чудотворная икона Всецарица, которую показывают паломникам Афона

Например, пояс Пресвятой Богородицы из монастыря Ватопед. Молитва Пресвятой Деве у этой святыни помогла многим женщинам исцелиться от бесплодия. Чудотворная икона «Всецарица», помогает больным раком справиться с болезнью.

Частицу Животворящего Креста Господня, часть главы великомученика и целителя Пантелеимона, десницу великомученика Георгия Победоносца и мощи святой Марии Магдалины приносят иноки из монастыря Ксенофонт.

Монахи монастыря Дионисиата дают возможность женщинам поклониться мощам Предтечи Господня Иоанна.

Круиз вдоль берегов Святой Горы — не единственная возможность для женщин увидеть и прикоснуться к святыням, хранящимся на Афоне.

Также они могут побывать на сухопутной границе с автономной республикой недалеко у подножия Святой Горы.

Только ребро или целая половина?

По одному из толкований Библии Бог сотворил женщину не из мужчины Адама, а из человека Адама, разделив его на две половинки: мужскую и женскую. Митрополит Антоний Сурожский так комментирует этот отрывок: «Переводы Библии часто говорят, что Бог взял ребро Адама (Быт.2:21). Еврейский текст предлагает другие переводы, один из которых говорит не о ребре, а стороне. Бог не отделил ребро, а разделил две стороны, две половины, женское и мужское. Действительно, когда читаешь текст по-еврейски, ясно становится, что говорит Адам, когда лицом к лицу встречается с Евой. Он восклицает: она жена, потому что я муж (Быт. 2:23). По-еврейски это звучит: иш и иша, одно и то же слово в мужском и женском роде. Они вместе составляют человека, и они видят друг друга в новом богатстве, в новой возможности перерастать то, что уже дано, в новую полноту.

Афон — автономная монашеская республика, со своими законами, традициями и системой управления

Монахи населяли Афон с первых веков христианства. Мягкий климат Афона, красота и удивительный рельеф этих мест благоприятствовали уединенной жизни.

Сегодня нынешние обитатели Святой горы продолжают чтить тысячелетние традиции.


Ежедневно, вот уже в течение многих веков, до восхода солнца на Афоне служится до 300 литургий

Здесь представлены все народы, придерживающие православной традиции — греки, болгары, сербы, русские, грузины.

Все они вместе живут на полуострове.

1 000

столько лет назад на Афоне появились первые русские монахи

Первые русские монахи появились на Афоне тысячу лет назад.

Монастыри «Пресвятой Богородицы Ксилургу», «Фессалоникийца» и Святопантелеимонов монастырь, являются обителью русского монашества на Афоне.


Один из обителей русского монашества на Афоне — Святопантелеимонов монастырь

Настоятелем русского Святопантелеимоновского монастыря является Игумен архимандрит Евлогий (Иванов).

Игумен не только самая важная фигура в монастыре, но также своего рода наместник, находящейся в его введении территории.

Для монахов игумен представляет Иисуса Христа, и его задача помочь им в духовном росте.


Великая Лавра, первенствующий монастырь на Святой Горе Афон

На сегодняшний момент на Афоне расположены два десятка монастырей, среди которых утверждена строгая иерархия. Главенствующее место занимает Великая Лавра.

Мужские монастыри на Афоне — это великолепная архитектура, роскошные фрески, удивительные святыни, чудотворные иконы.

Афон считается одним уделов Богородицы, земель, которые находятся под особым покровительством Божьей Матери, поэтому начиная с античных времен, на священную землю совершаются многочисленные паломничества.


Паломники, получив разрешение на въезд, добираются до горы Афон по морю

Но попасть сюда не просто, каждый паломник должен заблаговременно получить разрешение на въезд — даимонитирион. Получить его могут только лица мужского пола.

Согласно одному из сказаний, если многовековой запрет на посещение женщинами Святой горы Афон будет отменен — настанет конец света.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Символ Веры

Женщины, которым до сих пор запрещено пересекать границу Афона, получат доступ к уникальному духовному и историческому памятнику в результате реализации проекта цифрового музея Афонского культурного наследия стоимостью 2 миллиона евро, сообщает портал greek.ru.

Статья 186-я Устава Святой горы Афон («Трагос») гласит: «В соответствии с древним обычаем, запрещается для любого женского существа ступать на полуостров Святой горы».

На Афон допускаются только мужчины любого вероисповедания, которым для посещения необходимо получить специальное разрешение – дипмонитирион. За проникновение на территорию Афона для женщин предусмотрена уголовная ответственность – до 12 месяцев лишения свободы.

Планируется, что посетители музея смогут оценить необычайное богатство монастырей и насладиться редкой красотой первозданной природы, а так же будут иметь возможность узнать о духовной и повседневной жизни обитателей Святой Горы и проследить всю историю Афона.

Трехмерный показ экспонатов цифрового музея будет доступен сразу в двух местах. В центре культуры города Иериссос, в котором помимо традиционных выставочных залов имеется и амфитеатр с самым современным оснащением для показа высококачественных фильмов в формате 3D и на территории монастыря Зигу, который является воротами в монашеское государство.

Экспонаты музея будут распределены по следующим темам: природное окружение монастырей, культурное богатство каждого монастыря, повседневная жизнь монахов. Также здесь можно будет узнать об особенностях архитектуры монастырей, библиотеках, чудотворных иконах.

Местные власти гордятся идеей создания цифрового музея Афонской горы и надеются на то, что в мире найдется много желающих «ощутить» духовную атмосферу и познакомиться с ценностями православия, которыми испокон веков живет этот всемирный памятник христианства.

Афонская монашеская республика принадлежит Вселенскому Патриархату. Несмотря на это, она имеет фактически полную административную независимость от Константинопольского трона и строго хранит свою внутреннюю самостоятельность. Патриаршую власть на Афоне представляет викарный епископ.

СПРАВКА

Женщина на Афоне

Афон хранит в себе много тайн. Все знают, что сегодня полуостров – это поселение православных монахов. Но в Древней Греции Афон тоже считали святым местом, здесь были построены храмы Аполлону и Зевсу. Святилище последнего называлось Афос, отсюда и возникло название полуострова. Еще одна особенность этого острова – сюда не пускают женщин. Для начала, чтобы понять подобную несправедливость, нужно узнать историю и нравы местных монахов, а потом уже я расскажу, есть ли возможность у женщины побывать на полуострове.

История и мифы

Когда греки приняли христианство, как гласит придание, в 44 г. после Рождества Христова мать Иисуса вместе с апостолами отправилась на остров Кипр, но по дороге корабль попал в бурю как раз рядом с Афоном. Как только судно приблизился к берегу, языческие храмы рухнули, а мраморные идолы человеческим языком возвестили прибытие на полуостров Богородицы. Все видевшие это чудо мгновенно уверовали и покрестились, а сам Афон с тех пор стал земным уделом Богоматери. Тогда же, по легенде, на Афон по воде пришла икона Иверской Божьей матери. Считается, что когда она покинет Святую Гору, наступит конец света.

Но долгое время поселение православных монахов было небольшим. Первый крупный монастырь был основан в 963 г. святым Афанасием Афонским, который считается основоположником всего уклада монашеской жизни, принятого на Святой горе. Сейчас обитель св. Афанасия известна как Великая Лавра. А всего через полвека после ее основания, в 1016 г., появился и первый русский монастырь под названием Ксилургу. Позже русской общине передали обитель Святого Пантелеймона.

Во времена своей славы Святой Афон включал 180 православных монастырей. Первые монашеские скиты появились здесь еще в VIII веке н.э., а статус автономии под покровительством Византийской империи республика получила в 972 году. Через несколько столетий Византия потеряла былую силу под напором крестоносцев с одной стороны и тюркских племен с другой… Афону пришлось существовать самостоятельно, терпеть гонения со стороны папства, платить подати завоевателям региона.

В результате «выжили» всего 25 монастырей. Лишь к середине ХIХ века, после провозглашения независимости Греции, для Святой Горы наступили мирные времена.

Русские монахи появились здесь еще во времена крестителя Руси св. равноапостольного князя Владимира, а русская обитель на месте нынешнего Пантелеимонова монастыря была основана в конце XVIII столетия. Монастырь, который когда-то населяли 3 тысячи монахов (сегодня всего 40), хранит главу св. великомученика Пантелеимона, многочисленные святые мощи, чудотворные иконы, бесценные книги и рукописи.

Существует легенда, что в тайных кельях на Афоне с древних времен живут 12 старцев-отшельников, которые почти никогда не являются людям, даже самим афонским монахам. Если один из старцев умирает, остальные хоронят его в скалах и взамен призывают к себе нового послушника. По преданию, в час конца света эти 12 старцев выйдут из своих келий и будут служить последнюю литургию.

Сейчас все монастыри на Афоне живут по законам и уставам, сложившимся в византийскую эпоху. Даже существующие правила посещения Святой Горы основаны на Золотой булле византийского императора Константина Монаха (1060 г.), которая была лишь немного изменена за прошедшее тысячеление.

Несмотря на то, что в начале XX века православная церковь Греции перешла на григорианский календарь (новый стиль), на Афоне продолжают пользоваться юлианским календарем (старый стиль), как и в России.

Быт и нравы

Афон — это самостоятельное государство. Оно находится во владении особого православного монашеского объединения. Управление осуществляют сообща представители каждого из 20-ти монастырей. А высшая церковная власть на Афоне принадлежит не афинскому патриарху, а константинопольскому, как и в византийскую эпоху.

Жизнь монахов в афонских монастырях проходит в трудах и молитвах, она целиком посвящена служению Богу. Богослужения проводятся в строгом соответствии с уставом в утренние и вечерние часы. В свободное от молитв время монахи возделывают землю, ухаживают за домашними животными, пишут иконы, изучают писания святых отцов православной церкви.

Монастыри Афона — настоящие музеи византийских времен. Это величественные крепости, построенные прямо на каменистых горных уклонах, с толстыми неприступными стенами, чтобы обеспечить защиту от врагов. Даже во время войн ни турки, ни гитлеровские войска не тронули обители из уважения к монахам. Вот почему в монастырях до сегодняшнего дня сохранились уникальные собрания древних книг, обширные библиотеки, собрания драгоценной церковной утвари, бесценных древних фресок и мозаик. Здесь же хранятся наиболее важные христианские реликвии: пояс Пресвятой Богородицы, частицы Честнаго Древа Креста Господня, нетленные мощи святых, в том числе голова святого мученика Пантелеймона в русском монастыре. Главная же афонская святыня — Дары Волхвов, находящиеся в монастыре Святого Павла. Их тайно перенесли сюда из Константинополя после падения византийской столицы в 1453 году.

Женщины могут приобщиться к Афонской святыне только издалека, совершив плавание вокруг афонского полуострова. Теплоходы, отправляющиеся из города Урануполис, плывут у юго-западного побережья полуострова на расстоянии, достаточном, чтобы рассмотреть монастыри, и в том числе знаменитый русский монастырь Св. Пантелеимона.

Желающие посетить Святую Гору Афон должны получить специальное разрешение – «диамонитирион». Священнослужители должны иметь благословение Вселенского Патриарха либо местного архиерея.

Про женщин

Пускали или не пускали женщин на этот остров в древние времена — вопрос спорный, так как в первом типиконе Святой горы, который хранится в Протате, в 16-й статье говорится, что на Афон запрещается вход детям, отрокам и евнухам — и, разумеется, всех их запрещено постригать в монахи. О женщинах тут ничего не говорится — но, скорее всего, подразумевалось, что женщинам в мужских монастырях и подавно делать нечего. Традиция аватона (так называется запрет появляться женщинам на острове) была закреплена при императоре Мануиле II Палеологе в начале XV века. Такова история. И большинство путеводителей вам расскажет, что нога женщины не ступала сюда никогда.

Правда, существует легенда о том, что в начале V в. Палакидия, дочь византийского императора Феодосия, возвращаясь из Рима в Константинополь, пожелала поселить Святую Гору и в особенности один из монастырей, построенный на средства ее отца. Как только Плакидия приблизилась к входу в храм, она услышала голос Богородицы, исходивший от иконы в стенной нише. Голос приказал Плакидии удалиться, если она считает себя добродетельной христианкой и не хочет своим присутствием вводить в искушение монахов. Потрясенная царевна удалилась, а вход с тех пор запрещен для женщин и даже для домашних животных женского пола. По народным поверьям, птицы и те не вьют на Афоне гнезд и не выводят птенцов, подчиняясь воле Богоматери.

Также существует придание, что в 1470 году, сюда прибыла на роскошном корабле сербская царевна Маро, супруга султана Мурата 1. Она привезла здешним обитателям богатые дары, но даже ей не удалось пройти по этой земле больше десяти шагов. По легенде, ее встретил ангел и попросил вернуться на корабль. Она и вернулась.

Местные экскурсоводы очень любят рассказывать туристам кровавую байку про французскую феминистку, которая пробралась на остров в мужской одежде. А когда поняла, что ее принимают за мужчину, разделась и пошла купаться. Откуда ни возьмись появилась акула и пообедала смелой, но неудачливой женщиной.

Но это предание, а правда звучит так: недавно многие СМИ шумели о том, что нелегальные эмигрантки из Молдавии случайно оказались на острове Афон. Потрясенные монахи увидели на своей земле четырех прекрасных молодых женщин, после чего немедленно вызвали полицию. Когда стражи порядка прибыли на место, выяснилось, что прекрасные женщины – уроженки Молдавии 27‑32 лет, пытавшиеся нелегально перебраться в Грецию из Турции. С ними также был их земляк мужского пола 41 года, который и организовывал поездку. По их словам, они заплатили 6300 долларов украинским контрабандистам, живущим и работающим в Турции, и рассчитывали на их знание местной географии. Но в результате компания все же заблудилась и высадилась на одиноком полуострове, который и оказался Афоном. По словам полицейских, путешественники извинились перед монахами, сказав, что не были в курсе местных законов, и «женщины были прощены монахами». По законам, принятому в 2005 году, ступившая на Афон дама может быть осуждена на год тюрьмы. Закон тоже приняли не случайно, так как в век феминизма и эмансипации запретить что-то женщине очень сложно.

Тем более, что помимо древних цариц, мифической француженки и беглых молдованок, на острове побывало очень много женщин. Судите сами:

Из наиболее старых случаев нарушения аватона отметим укрывание беженцев на Афоне после так называемого Орловского восстания в 1770 году, в 1821 году — после общегреческого восстания против турецкого владычества, в 1854 году — после неудачного восстания против турок на севере Греции. Беженцы прибывали с семьями и укрывались на Афоне.

В 1931 году французская журналистка Мари Суази пробыла на Афоне значительное время и написала об этом книгу «Месяц с мужчинами» (источник этой информации не уточнен – прим автора). С той же целью прославиться здесь были и первая гречанка, завоевавшая титул «Мисс Европа», Алики Диплараку (1929) и Элени Скура (1932), будущая первая женщина-депутат греческого парламента.

В 1940-м году во время греческо-итальянской войны сюда пришли беженцы обоих полов из Кавалы. В 1948 году Эвгения Пейю, 17-летняя участница отряда партизан-коммунистов, укрывалась на Афоне после разгрома, учиненного в ходе греческой гражданской войны. Пейю вспоминала в одном из интервью, что когда она поняла, где находится, ее обуял страх и раскаяние. Она отказалась войти в монастырь и была оставлена нести караул снаружи. Девушка все время молилась, чтобы в поле ее зрения не появился враг и ей не пришлось бы покуситься на убийство в святом месте.

В 1954 году группа женщин, специалистов-византологов, высадилась из лодки на берег и прошла к оградам монастырей. В том же году гречанка-журналистка вошла тайком на Святую гору и написала об этом серию статей в газету.

В конце 60-х пятеро туристок из Франции и Италии прошли на территорию Афона, а будучи задержаны, заявили, что ничего не знали о запрете.

Наконец, в 1989 году парочка из Германии прибыла на каменистый берег монастыря Симонопетра и предалась там любовным утехам.

Как утверждает один из блогеров, который общался с известным святогорским старцем Августином из Скита Агиу Василиу, он слышал от него такую историю: «Во время Восстания на Афоне оказались женщины, и монахи тех монастырей, к которым они прибились, воспользовались этим обстоятельством и приспособили их к хозяйственным работам. И так им это понравилось, что захотели они отменить аватон. Для сего они призвали отшельников-келлиотов и велели им отправиться с соответствующим посольством к патриарху, пригрозив в случае отказа лишить их довольствия от монастырей, которое они получали. Они знали, что тогдашний монахолюбивый патриарх особенно почитал отшельников. И вот келлиоты, хотя или нехотя, отправились в патриархию. Но в то же время в Городе по каким-то своим делам находился некий святогорский старец Арсений, пользовавшийся у патриарха нарочитым авторитетом. И вот, приняв делегацию, патриарх пригласил и его принять участие в беседе. И когда те старцы высказали пожелание святогорцев об отмене аватона, то патриарх, будучи готов уже согласиться с их доводами, спросил все же и Арсения, дабы развеять последние сомнения. Но тот сказал: «Если ты оставишь на Горе женщин, святый владыко, то умножится род монахов». И тогда патриарх отказал делегатам.

Тот же о. Августин говорил мне: «Если отменят аватон, мы уйдем с Горы» — «Но почему, геронда? Ведь куда вы ни уйдете, там тоже будут женщины, так какая же тогда разница?» — «Ты не понимаешь: приличная женщина сюда не пойдет, а пойдут одни шлюхи, чтобы соблазнять монахов».

Вот такая история. Из которой можно сделать вывод, что очень упорная женщина на Афон все-таки проберется.

Обычных же женщин ждет на Афоне табличка «Женщинам вход воспрещен» и загорелые парни на открытых джипах с закрепленными на крыше пулеметами, которые высматривают в толпе паломников-мужчин авантюристок в мужских платьях.

Несколько бесплатных кемпингов специально обустроены вне границ полуострова — узкой полоски суши длиной 70 км — для недальновидных путешественников, захвативших с собой жен или дочерей. Ожидая мужчин, дамы купаются и загорают, а те в это время, выжимая от пота рубахи, забираются с рюкзаками на высоту 2000 метров и прикладываются к иконам на самой вершине Святой горы. По одну сторону границы ходят в бикини, по другую — мужчинам нельзя даже надеть короткие шорты. Запрещено курить и есть мясо, играть в карты и слушать легкую музыку.

Правда, ходят слухи, что женщины впервые за столетия могут получить доступ к одной из святынь Афона, монашеского государства на севере Греции. По сообщению греческого Агентства церковных новостей, местные власти постановили разрешить доступ в монастырь Зигу — древнейшую афонскую обитель — всем желающим, в том числе женщинам.

Монастырь Зигу может стать исключением из правил, поскольку находится примерно в сорока метрах вне официальной границы Афона, которую запрещено переступать женщинам. Монастырь расположен примерно в двух километрах от города Урануполиса, откуда начинают путь на Афон паломники, и легко доступен для посещения.

Византийский монастырь Зигу, один из старейших на Афоне, впервые упоминается в хрониках под 942 годом нашей эры. Монастырь продолжал свое существование до конца XII века. До наших дней остались крепостные стены монастыря с одиннадцатью башнями, а также развалины собора, построенного в начале XI века. В настоящее время здесь идут обширные раскопки, которые проводит министерство культуры Греции.

Интересное:

Когда монах умирает, его хоронят без гроба, заворачивая в мантию. Над могилой ставят крест. Через три года после смерти тело усопшего вновь извлекают. Если оно истлело — значит, подвижник всепрощен и пребывает на небесах. Если же тело не истлевает значит, монах перешел в другой мир с нераскаянными грехами. В этом случае тело закапывают еще на один год, в течение которого усиленно молятся за спасение души усопшего. По истечении этого срока тело, как правило, истлевает. Тогда череп с вычерченным на лбу именем, реже с кратким жизнеописанием, помещают в костницу на специальные полки. Остальные кости складывают в углу этого склепа. Сейчас в костнице русского монастыря находятся 2040 черепов.

Нравится

SocButtons v1.5

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]