Самоубийство — грех: последствия, основные положения Библии

Все мировые религии одним из страшнейших грехов, которые способен совершить человек, считают суицид. Это преступление против человеческой души, Бога, природы. Сегодня мы предлагаем поговорить о суициде. Рассматривать это явление будем не только с общечеловеческой и религиозной точек зрения, но и с эзотерической стороны. Мы попробуем ответить на вопрос о том, почему самоубийство считается грехом, каковы его последствия. Дадим и ряд советов для родственников тех людей, кто желает совершить самоубийство.

Что такое суицид?

Начать стоит с того, что же такое самоубийство. Это явление можно назвать таким же преступлением, как и убийство другого человека. Согласно традиционному определению, суицид происходит от латинского sui caedere, что можно перевести как «убивать себя». Определение звучит следующим образом:

Суицид – целенаправленное лишение себя жизни, как правило, добровольное (хотя бывают и случаи вынужденного самоубийства) и самостоятельное (в некоторых случаях осуществляется с помощью других людей).

Скажем сразу: самоубийство необходимо уметь отличать от самопожертвования. Последнее уместно на войне, в каких-либо экстремальных ситуациях. Все религии мира называют самопожертвование проявлением героизма, а потому не является (в отличие от самоубийства) грехом, скорее даже наоборот – добродетелью. Все дело в том, что мотивы самопожертвования совершенно иные – это не трусость и слабость, а смелость, доблесть и служение. Например, воин, закрывший своим телом гранату, защищает тем самым своих соратников, является героем, ведь он спасает несколько чужих жизней ценой своей собственной.

Суть самоубийства

Говоря о том, является самоубийство грехом или нет, стоит поговорить о сути данного явления. Как бы суицид ни выглядел, как бы ни объяснял его для себя сам человек, это всего лишь убегание от жизни, от борьбы и от решения проблем, которые ставят перед личностью высшие силы. Православные христиане говорят: Бог никогда не посылает человеку тех испытаний, которые ему не по силам. То есть истинно верующий человек никогда не пойдет на такой страшный шаг, ведь он знает: с любой проблемой можно справиться, любые жизненные неурядицы можно разрешить.

Есть ли оправдание?

Психологи отмечают: любое зло человек, совершивший его, пытается оправдать. Убийца или маньяк всегда весьма убедителен, приводя аргументы в свое оправдание. То есть если человек совершает злодеяние, значит, в глубине своей души он уже оправдал его для себя. Однако не стоит забывать о том, что любое зло (даже оправданное!) продолжает оставаться злом. И рано или поздно за него придется расплачиваться.

Верующие люди говорят: в основе любого зла и дурного поступка всегда лежат его слабость или другие пороки, например зависть и обида, гордыня и трусость. При этом оправдание может выглядеть невероятно правдоподобным и убедительным, порой даже праведным – нередко люди говорят «у меня просто не было другого выбора». Однако не стоит забывать – выбор есть всегда. Избежать зла помогут искренность (прежде всего перед самим собой), бесстрашие и мужество.

Самоубийство тоже посылает Бог?

Марина4 месяца назадОтветить

«Зашла» почитать вопрос и ответ к нему, зная для себя заранее, как бы ответила я. В очередной раз восхищена ответом протоиерея Андрея Ефанова, его простой доступной для понимания мудростью. Спасибо Вам огромное, отец Андрей! Полностью согласна с Вами. Но какие странные комментарии читателей… Христианство, а именно православное христианство, как учение, как понимание отношений человека с Богом даёт каждому из нас колоссальную свободу — то, к чему мы так стремимся, если переводить данную идею в политическую, социальную плоскость. Мы же жаждем свободы, мы не хотим быть ограничены внешними рамками (только лишь законами государства, гражданами которого являемся). И Бог даёт нам такую возможность. Мы выбираем тот путь, который не противоречит нашим ценностным установкам, взятым прежде всего из семьи, в которой воспитаны. Да, Бог даёт нам обстоятельства, людей, к которым мы как-то относимся, создавая собственными руками очередные обстоятельства. Как мы их создаем, как мы относимся к ситуациям и людям — это только наша воля, которая зависит от того, что нами движет во взглядах на жизнь и её проявления: наши страсти (от бесов) или Божий дух в нас? А это уж зависит от того, кого мы в себя впускаем. Каковы причины самоубийства у психически здорового человека? Апатия, перерастающая в депрессию; отношение к болезни (онкология в последних стадиях, о которой узнал и отчаялся); неразделенная любовь; стыд; страх; доведение до самоубийства другими людьми. Ещё что-то личное, глубоко индивидуальное… НО!!! Ведь причиной большей части всего вышеперечисленного являются страсти, которые нас обуревают. Приведу свой пример. Пример о себе. Много лет я переживала апатию, абсолютное безразличие к жизни. У меня не было никаких целей, не было желаний. У меня были мысли о том, что нужно как-то доползти лет до 45-ти и было бы счастьем умереть. Почему до 45? Чтобы уже все близкие родственники к этому времени умерли, я их похоронила, поэтому наконец-то можно и самой оказаться в удобной ситуации, в удобных обстоятельствах для обретения смерти. Жуткие мысли, правда? Это при том, что я здорова, у меня есть два высших образования, я работаю, я не комплексую по поводу внешности (нет, конечно, любая женщина что-нибудь всегда найдёт в себе, чем можно быть недовольной), я знаю и вижу, что я нравлюсь противоположному полу. Но мне никто был не нужен. Мне никогда не хотелось семью. Мало того, я всегда знала, понимала, что я счастливый человек, потому что Бог дал мне родиться именно в моей семье, Бог дал мне разум, чтобы я легко училась, Бог дал мне здоровье, Бог дал мне способность говорить и объяснять, что необходимо в моей работе, Бог даёт мне людей, благодаря которым, я могу развиваться интеллектуально, заниматься наукой, раскрывать свой, заложенный Богом потенциал. А я жила годы по инерции, устав от жизни, прокрастинируя во всем, злясь на себя за это, но внешне будучи достаточно приветливой, участливой, если это требовалось окружающим меня людям. Мало того, ко мне многие шли за советом, излить душу. А у меня была дикая апатия, без депрессии, наверное. Хотя не знаю ведь мне необходимо было внешне почти соответствовать ожиданиям близких: я же умница, значит, нужно заниматься наукой, карьерно расти, надо выполнять возложенный функционал на работе. Но это внешне, а внутри пустота: не целей, не желаний, не мечтаний. Стремление к одиночеству, постоянные мысли о том, что я сама себе могу вопрос задать, и сама же на него ответить. Я же умница, я самодостаточный человек. Апатия приводила к унынию, к воспоминаниям о себе другой, злости на себя за прокрастинацию в научной сфере, откладыванию важных дел на потом. Но при этом постоянной уверенности в том, что я всё смогу. И одновременно внутренние размышления: «вот сейчас меня собьёт машина — ну и что, главное, чтобы сразу насмерть». Посмотрите, какое смешение эмоций по поводу себя самой. Откуда это? Разве от Бога? Бог даёт нам Свой свет, свою милость, чтобы реализовать Его промысел о нас. А что делала я? Отталкивала Его милость. Потому что была охвачена страстью гордыни. Гордыня порождала в моём случае уныние, апатию. Но я всегда в собственных диалогах с Богом прошу Его понимания самой себя. В августе 2021 г я вдруг вспомнила, что когда-то читала о Тихоне Задонском, которому моляться от уныния. Нашла информацию о его житии, где говорилось, что он страдал грехом высокоумия. Во он мой грех, такой же! Гордыня проявлялась во мне. Бог дал мне это понимание собственной греховности. Вот в чем свобода воли человеческой — в возможности понять себя, признать темное или светлое нами движет. Осознание собственной страсти греховной облегчает борьбу с ней. Я поняла себя, я много прочитала о гордыне, о себялюбии, об эгоистичности. И мне стало легче на душе. Нет никакой апатии. Я впервые в жизни начала строить планы на собственное будущее, уповая на Бога, будучи абсолютно уверенной в том, что да, что Бог не делает — всё к лучшему. Но знаете почему? Потому что задача нашей жизни на земле, заключается в том, чтобы становиться лучше, чище, светлее, приближаться собственной светлой сутью к образу Бога. И это так легко, когда признаёшь в себе темное — страсть, позволяющую бесам внушать нам в том числе мысли о самоубийстве, не развивать в себе дары, Богом данные, а губить себя. Или быть с Богом, нести в себе Божий свет и давать его окружающим, если они согласны его брать. А так называемая неразделенная любовь… Любовь всегда взаимна. Как любое чувство. Остальное придуманный нами образ человека и любовь к нашей выдумке с ожиданием взаимности и переживаниях по поводу того,почему на нас не реагируют. Либо эгоистическая страсть завладеть человеком, потому что «хочу. чтобы он/она любили меня». Чувство любви окрыляет, делает краски мира ярче, делает нас мягче, открытей, просто лучше, но не толкает в бездну самоубийства. Любовь от Бога, когда уже сами научились любить без эгоизма, без фанатизма. Больная, якобы любовь — страсть от лукавого, эгоистическая страсть, приводящая к обидам, разочарованию, конфликтам, боли и, как выход, к самоубийству. Каков здесь наш выбор? Опять же в том: упиваться ли страданиями и злобой, отчаянием или понять себя, что движет мной (почему я требую конкретный объект любить меня, готов ли я сам соответствовать ожиданиям обо мне этого объекта, а если мы слишком разные — разве тогда мы сможем быть одним целым в любви, как две половинки одного яблока?) Наша свобода, дарованная Богом, заключается в выборе быть с Ним и развивать себя, следуя за Его светом, либо погрязнуть в собственных страстях, чтобы думать только о тяжести жизни. Поверьте, чем больше заботишься о собственной нравственности, тем легче кажется жизнь, и тем сильнее собственный дух!

Библия о самоубийстве

Разберемся, что говорится в Священном писании о суициде. Считается ли самоубийство грехом в православии? Сложно поверить, что христианин, который совершил самоубийство, утратил возможность своего спасения и попал в ад. Ведь Библия говорит: как только человек искренне уверует в Иисуса Христа, он получает гарантию спасения! Именно по этой причине христиане уверены: они владеют вечной жизнью. И совершенно не имеет значения то, что случится с ними в будущем:

Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную. 1-е Послание Иоанна 5:13.

А еще следует обратить внимание на следующие слова, говорящие о том, что от Божьей любви христианина не сможет отделить абсолютно ничего:

Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. Римлянам 8:38-39.

Получается, что если ни одно творение не сможет отделить верующего в Бога человека от любви Всевышнего, то и сам христианин, совершающий самоубийство, не может стать причиной отлучения от Божьей любви. Библия говорит нам: Иисус умер за грехи человека, а потому истинный христианин, который в момент слабости или какой-либо духовной атаки решился на самоубийство, совершит грех, за который уже умер Христос. Однако не стоит думать, что суицид не является серьезным грехом против Всевышнего. Согласно Священному писанию, самоубийство приравнивается к убийству, поэтому искренность веры человека, который совершает суицид, вызывает у людей религиозных сомнения. Дело в том, что Библия говорит: христиане должны жить ради Бога. И только он может решить, когда они должны умирать.

Одной из лучших иллюстраций того, почему самоубийство считается грехом, можно назвать эпизод из книги Есфирь. В Персии был закон, согласно которому каждый человек, который появился перед царем без его приглашения, непременно должен быть казнен. Исключением был случай, когда царь сам протягивал этому человеку свой золотой скипетр, тем самым проявляя свою милость. То есть самоубийство православного христианина равнозначно вторжению к Небесному Царю, без приглашения, преждевременно. Верующие говорят: Бог протянет вам свой скипетр, сохранив вам вечную жизнь, однако это совершенно не означает, что Он будет доволен вашим поступком. О грехе самоубийства, а точнее, о его последствиях, можно прочесть библейском стихе 1 Коринфянам 3:15:

Впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.

Как бороться с мыслями о том, чтобы покончить с жизнью

Когда мы находимся в унынии и даже начинаем отчаиваться, тогда припадая к стопам Спасителя в личной молитве, в Таинствах, особенно Покаяния на исповеди и Евхаристии (причащения), мы избавляемся от этих страстей, чем истребляется в нашей душе и само желание самоубийства. Поэтому, если мы хотим помочь избежать сего и другим, то первым делом надобно приводить их в Церковь. Что, прочем, не отменяет и другие, включая светские, мероприятия по борьбе с суицидами. Но последние имеют второстепенное значение.

Это интересно: Почему уныние считается в православии смертным грехом

Еще одним основанием избегать сего зла для православного христианина является, как уже было сказано, страх загробных мучений. И действительно, какой же смысл для человека путем суицида избежать временных земных страданий, чтобы таким образом обречь себя на неизмеримо более страшные, вечные мучения?!

К примеру, ко мне на исповедь не раз приходили люди, помышляющие именно так окончить свою жизнь. Обычно я им советую испытать себя: скажем, зажечь газовую плиту и хотя бы несколько минут подержать над огнем руку: выдержишь ли?! А ведь адский, геенский огонь — это не минуты, это вечно; и жжет он неизмеримо страшнее любой земной горелки, и не одну руку, а все тело и душу!

О неприемлемости эвтаназии

Особый вопрос в данной теме это, так называемая, эвтаназия. Которая (цитирую из нехристианского источника) есть «прерывание жизни неизлечимо больного человека. Её называют «достойной» или «хорошей смертью», так как ее цель – прекратить мучения больного по его согласию или с разрешения близких.

Практика добровольного ухода из жизни приветствовалась ещё в Древней Греции, когда самоубийство стариков и инвалидов поощрялось.

Интересный факт

Сегодня процедура эвтаназии вызывает ярые споры: в 5 странах она легализована, ещё 5 государств размышляют над законностью «добровольного убийства».

Здесь обычно жмут на жалость: «де, тяжело, смертельно больной очень страдает, ему надо помочь уйти из жизни и т.д. и т.п.». Есть даже такой, кажется, французский фильм, где «двое, трогательно любящих друг друга супруга, пронесли эту любовь до старости. Но, к сожалению, старушка тяжело заболела, она очень мучилась, и старичок из любви к ней нежно, с большой любовью задушил ее подушечкой…».

Православная Церковь такое крайне сомнительное «милосердие» не приемлет, совершенно правильно считая эвтаназию убийством и, если она совершается с разрешения жертвы, — самоубийством. Ущербная логика этого отвратительного действа изложена выше: избавляют от временных страданий, чтобы подвергнуть гораздо более тяжким, загробным.

Но это ясно для верующих. Неверующих же нужно спросить: а что считать тяжкими, невыносимыми страданиями? Субъективное мнение болящего вряд ли может быть здесь критерием. Сейчас ему так невыносимо больно, что он желает умереть; но вот отпустило, и уже снова хочется жить.

Интересный факт

Кстати говоря, в практике известного «доктора смерть», умерщвляющего таких тяжело больных по их желанию, неоднократно бывали случаи, когда они во время самой эвтаназии передумали и умоляли оставить их жить!

Короче говоря, если принять мнение, что больных и страждущих надо умерщвлять, то не за горами то тоталитарное общество, когда таким способом будут избавляться от «лишних» людей.

«Ах, вы поранили пальчик, у вас заноза, вы очень страдаете, вас, батенька, срочно необходимо умертвить!» …

Западная цивилизация, изобретшая и неуклонно (под, якобы, благовидным предлогом облегчения страданий тяжело больных) навязывающая эвтаназию все более и более опускается до уровня дикости каких-нибудь первобытных племен, отправляющих своих стариков умирать в тундру, «чтоб не страдали» (см. соответствующий рассказ Джека Лондона).

Но что же противопоставляет этой западной дикости Православная Церковь и православная культура? Как-то очень давно мне пришлось видеть полемику сторонников эвтаназии с двумя, вроде бы православными дамами среднего возраста. Которые кричали: «Нет, нет, нельзя убивать; своим больным в нашем приюте мы говорим: надо жить, надо жить!». Спрашивается, а зачем? Действительно, зачем жить и мучатся тяжело больному?! Эти дамы явно плохо знакомы с православием!

Почему не отпевают людей, совершивших суицид?

Следующее, что нужно знать, пытаясь понять, почему самоубийство – грех, это тот факт, что самоубийц не отпевают. Не следует путать такие понятия, как сочувствие и жалость, с милосердием и Законом Божьим.

Попробуем поразмышлять: правильно ли отпевать преступников, безбожников, предателей, из-за которых пострадали ни в чем неповинные люди? Ответ на поверхности. Не стоит забывать, что самоубийца – такой же преступник, причем не только перед Богом, но и перед самим собой. Своим поступком такой человек прошел против Высших сил, передав свою душу темным.

Почему суицид является грехом

Жизнь дана нам Богом. И только Он может ей распоряжаться, в свое время дав ее нам, и в свое время отнимая. Уже только поэтому самоубийство, своевольно похищающее сей дар Божий, – это тягчайшее беззаконие! И если святые отцы относят к смертным грехам уныние и его крайнюю степень – отчаяние, то самый злой плод последнего, когда отчаявшийся человек убивает сам себя, это тем более такой же смертный грех. Причем, не только в переносном смысле, но и в буквальном. Совершивший сие преступление убивает себя и духовно, и телесно.

Господь Вседержитель

Что такое отпевание?

Отпеванием называется молитва за душу человека, который умер. Молитва, в которой просят Бога о прощении грехов, заботе о душе, ее благословении. То есть отпевание является своеобразным ритуалом проводов души христианина в светлые миры, отпускание грехов, облегчение ее дальнейшего пути. А может ли заслуживать такой молитвы самоубийца?

Кстати, именно по той же причине самоубийц не принято хоронить на кладбищах. Ведь тот, кто отважился на суицид, отказался от человеческой судьбы. Потому прежде самоубийц хоронили либо вдоль дорог – на обочине, либо в тех местах, где были захоронения домашних животных. Дело в том, что погост – место, которое находится под покровительством Церкви и Высших сил, там нет места для тех, кто совершил самый страшный грех – самоубийство. Такие люди надолго лишены покровительства Всевышнего и поддержки.

Самоубийство — страшный грех

В любой религии мира самоубийство считается одним из наихудших человеческих злодеяний. Почему же теологи хриcтианской и мусульманской религии негативно относятся к суициду?

Игнорируют Создателя? Существует такая притча: самоубийца предстает перед лицом Всевышнего, и Создатель говорит ему: «Мои чада приходят ко мне только тогда, когда Я их позову. А ты почему пришёл?» Отвергая жизнь, человек сознательно выбирает небытие и, можно сказать, делает прыжок в преисподнюю. Человек не имеет права самовольно распоряжаться своей жизнью, которую ему дал Всевышний, только он может решить за нас, когда призвать нас на небеса. Смерть придёт к каждому, но в разное время и в неизвестный для нас час. Именно поэтому запрет на самоубийство был дан человеку Всевышним ещё в древние времена. Но почему суицид считается страшнее и хуже, чем даже умышленное убийство другого человека? Дело в том, что суицид не даёт право человеку быть прощённым. В случае искреннего раскаяния, покаяния и искупления вины даже самый жестокий убийца может быть прощён Всевышним. Известны случаи, когда кровожадные разбойники вдруг понимали весь ужас и гибельность своего положения, раскаивались и начинали новую жизнь, становясь праведниками. Другие принимали мучительную смерть и тем самым полностью искупали свое деяние. А вот самоубийца уже не может раскаяться и получить прощение. Он сам себя вычёркивает из книги жизни и получает путёвку в ад. Некоторые пытаются оправдывать суицид «безвыходными ситуациями и положениями жизни», однако это не оправдательный аргумент. На самом деле достойный выход из создавшегося положения может быть найден всегда. «Полный тупик» — это всего лишь самообман и неправильное отношение к жизни. Причиной самоубийства может быть страшная незримая сила, одолевающая и искушающая человека. Это враг рода людского – дьявол, существование которого многие не желают признавать. Верующий человек адекватно оценит любую ситуацию, но атеист может сомневаться и принять решение по стечению обстоятельств.

Исключительные случаи Бывают и редкие исключительные случаи, когда самоубийцу всё-таки хоронят с отпеванием молитв, учитывая, что он лишил себя жизни в состоянии помутнения рассудка. Известная поэтесса Марина Цветаева, которая покончила жизнь самоубийством, была прощена священнослужителями. После тщательного исследования всех обстоятельств самоубийства священники пришли к выводу, что веровавшая в Бога Цветаева совершила суицид в результате душевного помешательства из-за крайнего истощения всех душевных и физических сил, спровоцированного одиночеством, голодом и разрухой. — Значит, — решили священнослужители, — она может быть прощена Богом.

Не заигрывайте со смертью Опасно заигрывать со смертью, устраивая «липовые», показушные суициды в надежде остаться живым, но напугать окружающих. Такие «театральные представления» обычно заканчиваются плачевно для актёров, которые вживаются в опасную роль. Практика показывает: в ста случаев «лихачества» восемьдесят игроков всё-таки уходят на зов неизвестной «тёмной силы». В последнее время ведутся споры: не является ли эвтаназия способом самоубийства смертельно больного человека, который не в состоянии выносить непрекращающиеся страдания? Оказывается — да, является. По религиозным понятиям, тяжёлая болезнь человеку дается Всевышним для смирения и покаяния, необходимо собрать все жизненные силы в единый кулак и противопоставить их внутреннему воздействию на человеческий организм. Не больному решать, когда покинуть этот мир. Врезка По данным Генпрокуратуры РТ, за прошедший 2013 год 604 человека покушались на свою жизнь. Из них 567 человек покончили жизнь самоубийством. Суицидальные факты статистики охватывают как южные, так и северные регионы Таджикистана, причём в Бободжонгафуровском районе Согдийской области к суицидальному исходу от социальных проблем приходят больше граждан, чем в Исфаринском районе. Глубоко верующие, смиренные граждане, почитая божественное слово, в одночасье не отрекаются от «канонов жизни», если душой человек ближе к Богу, значит и его жизненное бытие находится под покровительством Всевышнего.

Религиозный взгляд на самоубийство — Коран запрещает суицид в любом его проявлении – это большой грех, который не смывается никогда, — говорит заместитель председателя Комитета по делам религии при правительстве РТ, теолог, знаток канонов Корана Мавлон Мухтаров. — Аллах подарил нам душу, и только он вправе распоряжаться ею, — продолжает Мавлон Мухтаров, — всех, кто идёт против воли Аллаха, Коран осуждает. В мусульманской религии суицид вообще запрещён. Самосожжение, игра с виселицами и другие способы сведения счётов с жизнью опровергаются и караются Божественной Книгой. А вот мнение православного теолога: — Православие однозначно отрицательно оценивает суицид и считает сей грех особо тяжким проявлением. Церковь осуждает людей, которые совершают подобный поступок. Для человека верующего – это несмываемый грех перед Богом, ибо только Всевышнему дано право распоряжаться нашей жизнью. Посягнуть на святое, присвоить себе право распоряжаться собственной жизнью, которая изначально не принадлежит никому, кроме Бога, — это кощунственное решение. Социально-экономическое положение мирян в обществе определяет причины, которые в той или иной мере содействуют этому процессу. Духовное состояние общества в целом на низком уровне: неуверенность в завтрашнем дне отчасти порождает мысль о необходимости нашей жизни, предоставляя возможность человеку задуматься о самоубийстве. Если мы говорим о человеке верующем, то он уповает только на Бога и живёт во имя обретения Царства Небесного, — озвучил точку зрения Русской Православной Церкви на совершение самоубийств настоятель Свято–Никольского собора в Душанбе протоирей отец Сергий Клименко. Если вам не нужна ваша жизнь, отдайте её другим людям, делайте больше добра, не славы и денег ради, а просто так, ради умножения добра на этом свете. Нелли ДЕЙНАРОВИЧ



Наказание

Теперь, когда вы уже поняли, почему самоубийство – грех, поговорим о том, какое наказание ждет каждого, кто завершит свою жизнь таким образом. Во-первых, это непременно чистилище. Именно так называется состояние, в котором пребывают человеческие души, нуждающиеся в очищении от тех последствий, что появились в результате грехов. Души, попадающие сюда, — это души тех людей, которые умерли в мире со Всевышним. Отметим, что современные богословы говорят, что чистилище – это не место, а именно процесс. К нему совершенно не применимы временные характеристики, действующие на земле.

Есть ли смягчающие обстоятельства?

А что говорят священнослужители о том, существуют ли какие-либо смягчающие обстоятельства? Могут ли самоубийцы быть отпеты в церкви? Стоит сказать, что с благословения епископа могут быть отпеты самоубийцы, которые проходили лечение в психиатрических лечебницах. К тому же бывает и такое, что подростка или ребенка (неокрепшую личность) до самоубийства кто-то доводит намеренно. В такой ситуации тяжкий грех самоубийства сменяет убийство руками самой жертвы. Вообще, каждый случай суицида необходимо рассматривать отдельно. Приведем еще один пример. Те, кто видел фильм «17 мгновений весны», могут вспомнить героя, который пошел на этот шаг. Кто же на самом деле Плейшнер – трус, совершивший самоубийство, или человек, совершивший подвиг? Разумеется, второе, ведь он честно взвесил свои силы и понял, что, попав в гестапо живым, он не смог бы выдержать пыток, а потому из-за него погиб бы не один человек. То есть этот мотив можно назвать заслуживающим оправдания и даже уважения. Плейшнер невероятно любил жизнь и хотел жить, покончил с собой он из чувства долга, а не для того, чтобы убежать от жизненных неурядиц.

Самоубийство с точки зрения буддизма

Отдельно стоит поговорить и о том, является самоубийство грехом в других учениях или нет. К примеру, буддисты считают, что суицид невероятно опасен. Они утверждают: человек всегда в состоянии решить те проблемы, которые поджидают его. К примеру, говорят последователи этой религии, животные живут спокойно лишь потому, что пищу на следующий день они не ищут сегодня. Людям следует поступать точно так же. Шантидэва утверждал, что если проблему можно решить, то нужно ее решать. А если выхода из сложившейся ситуации нет, следует просто принять ее и не огорчаться, ведь трудности возникают у всех. Обратите внимание: буддисты говорят о том, что человек, убегающий от проблем, видит их невероятно большими, однако стоит лишь пойти трудностям навстречу, как они перестанут быть такими страшными. Совершение самоубийства – большой грех и невероятная ошибка.

Важно понимать, что с точки зрения буддизма тот, кто убивает себя, убивает человека, а значит, на протяжении нескольких жизней он не сможет обрести человеческую жизнь! Ему придется много веков быть существом низших миров. А страданий в таких мирах, разумеется, намного больше, чем в мире человеческом. Какими могут быть низшие миры? В каких-то существа страдают от боли, как, например, в аду, который буддисты называют крайней формой страданий. Здесь души постоянно объяты огнем. Отдельного внимания заслуживает и перерождение. Люди, совершившие страшный грех – самоубийство, перерождаются и вновь попадают в те же ситуации, с которыми не справились! То есть суицид является бессмысленным, к тому же он отдаляет человека от нирваны.

Однако нередки и такие случаи, когда самоубийство с точки зрения буддизма продвигает человека по цепочке перерождений далеко вперед и даже позволяет разорвать ее. К примеру, в шестидесятые годы прошлого столетия буддийские монахи подвергли себя самосожжению. Таким способом они выступили против американской оккупации Вьетнама. Конечно, вряд ли они могли рассчитывать на то, что такая страшная акция заставит американцев вывести войска с территории Вьетнама, однако верили, что этим актом самопожертвования смогут достичь статуса святости. Однако бытует мнение, что такое самоубийство не могло бы привести человека к нирване или просветлению. Кавабата Ясунари – нобелевский лауреат (и будущий самоубийца) писал:

Даже если испытываешь глубочайшее отвращение к окружающей реальности, самоубийство все равно — не форма сатори. Самому высоконравственному самоубийце все равно далеко до святого.

О недопонимании суицида в христианских кругах

Суицид или самоубийство – одно из тех слов, которое не хочется писать, и, тем более, произносить. Тот факт, что мы часто его слышим в новостях, не добавляет ему легкости. Как раз недавно газета The Washington Times сообщила, что по результатам очередного исследования Американской национальной службы предотвращения суицида во всех штатах США количество самоубийств растет с космической скоростью.

Можно ли что-то сделать с таким ростом количества этих смертей? Как минимум, нужно бороться с предрассудками и недопониманиями суицида в обществе, а, особенно, в церковных кругах. Рассмотрим основные из них.

Причины суицида понятны

Исследователей эпидемии суицида приводит в смятение тот факт, что задействовано очень много неизученных факторов. Не так легко вычленить основные причины самоубийства. Факторами риска выступают психические заболевания – такие, как депрессия, биполярное расстройство, шизофрения. Генетика или самоубийства в роду также указывают на предрасположенность, но не только они, а еще и старение, физические заболевания и низкий уровень достатка. И, что самое страшное, суицид обладает «заразностью». Возможно, как раз, последний фактор более всего объясняет вспышки суицида в поселениях коренных американцев (индейцев). Иными словами, смерть от суицида наступает крайне редко по какой-то одной известной причине.

Несмотря на усилия по предотвращению этого явления, суицид стал десятой по списку причиной смерти в США, оказавшись в одном ряду с заболеванием Альцгеймера и передозировкой наркотиков. Среди людей в возрасте от 15 до 25 лет самоубийство занимает третье место в списке причин для наступления смерти.

Суицид случается с психически нездоровыми людьми

Хотя психическое заболевание и играет роль проводника к суициду, достоверно неизвестно, какую именно роль оно играет, но уже понятно, что это роль в не в спектакле одного актера. Большинство людей, страдающих депрессией, не расстаются с жизнью путем самоубийства. По исследованию газеты The Washington Times, 54 процента пострадавших от суицида не были диагностированы как психически нездоровые.

Это не означает, что психическая болезнь не участвовала в принятии смертельного решения. Это указывает на то, что наряду с психическим здоровьем должны быть изучены социальные отношения человека, его финансовый статус, злоупотребление химическими веществами (включая лекарства и алкоголь) и его удовлетворение от профессиональной деятельности. Важно помнить, что можно страдать от депрессии и не иметь склонность к самоубийству, и наоборот. Хотя суицид и связывают с расстройствами настроения, складывается впечатление, что остальные факторы являются также не менее активными участниками, вследствие чего очень трудно выявить основной фактор, приведший к суициду.

Христиане не склоны к суициду

Нет, у христиан нет иммунитета к эпидемии суицида. Как бы нам ни хотелось считать, что вера в Христа дает противоядие от этой болезни, исследования показывают, что самоубийства нельзя избежать, полагаясь только на свою веру. И церковные прихожане предпочитают избегать темы суицида по тем же причинам, что и «нецерковные» люди.

Библия упоминает несколько случаев самоубийства, и самые известные – это Царь Саул и Иуда Искариот. Однако в число самоубийств, записанных в Библии, также входит Самсон, которого автор послания к Евреям (глава 11) характеризует, как верного Богу. Также в книге псалмов мы читаем стихотворения Божьих пророков, которые в час глубокого потрясения желали себе смерти. Даже Иисуса в период Его сорокадневного поста сатана соблазнял самоубийством (см. Евангелие от Матфея глава 5 стихи 5-6). Считать, что «настоящие христиане» не подвергаются подобного рода атакам сатаны было бы неразумно хотя бы в свете Священного Писания.

Самоубийцы идут в ад

Библия четко говорит, что суицид – это убийство, что является грехом и серьезным преступлением против Божьего творения. Но нигде в Библии не сказано, что размышление о суициде или его совершение может отлучить нас от вечности с Господом. Учение о фатальных последствиях суицида зародилось в средние века и связано с августинианизмом, поэтому оно может считаться церковным, но никак не непосредственно библейским.

Сам апостол Павел говорит, что даже смерть не может отлучить нас от любви Христовой (Послание к римлянам глава 8 стихи 38-39). Гарантией вечной жизни является не покаяние за каждый совершенный грех, но вера в то, что Христос силен искупить все наши грехи. Также «в Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом…», как пишет Павел ефесянам (глава 1 стих 13). Хотя в Библии и не приводится ясная позиция по самоубийствам, нет в ней и жесткого указания на то, что самоубийцам не будет прощения.

Самоубийцы – эгоисты и трусы

Понятие права выбора – самое нечестное в ситуации с самоубийством. Оно предполагает, что самоубийца проявил эгоизм и осознанно своей смертью причинил боль своим близким. Тем, кто считает решение на самоубийство трусливым и себялюбивым, необходимо понять глубину отчаяния человека, невозможность выбраться из которого привела самоубийцу к такому решению. Такое решение принимается не из любви к себе, а из желания освободить своих близких от бремени себя и, таким образом, сделать их мир лучше.

Писатель Дэвид Фостер Уоллас, который много лет страдал от тяжелой депрессии и покончил с собой в молодом возрасте, писал, что «решение покончить с жизнью похоже на решение выпрыгнуть из горящего здания навстречу смерти. Решение невыносимо сложное, почти невозможное. Чтобы его понять и принять, нужно самому оказаться в ловушке огня и понимать, что страх сгореть заживо сильнее страха разбиться о землю».

Один из самых распространенных мифов о суициде – это то, что его невозможно предугадать и предотвратить. И хотя полной картины этого явления пока еще нет, понятно то, что самоубийство не возникает из ниоткуда. Всегда можно найти признаки того, что человек находится в предсуицидальном состоянии. Вот несколько шагов, которые может предпринять христианин для предотвращения чьего-то самоубийства:

Учитесь распознавать признаки и будьте начеку. Обращайте повышенное внимание на тех, кто удаляется от друзей и упоминает самоубийство, беспомощность, мысли о смерти. Встречайтесь с теми, от кого давно не было новостей. Действуйте заранее, потому что часто бывает, что самоубийце просто не хватило человеческого внимания.

Будьте участливыми. Слушайте людей внимательно и отвечайте с пониманием. Выделите человеку, которого подозреваете в суицидальных мыслях, столько времени, сколько ему нужно, чтобы выговориться. Расспросите их о том, что они чувствуют, и старайтесь их поддержать. Помолитесь с ними. Дайте им понять, что они не одиноки.

Действуйте быстро. Если становится понятно, что человек близок к самоубийству, постарайтесь выяснить его конкретные намерения: есть ли у него план действий, средства для выполнения плана, срок выполнения плана, и сформированное решение.

Свяжитесь со специалистом. Постарайтесь сделать все, чтобы ваш знакомый получил профессиональную помощь. Узнайте сами у специалиста, в чем конкретно вы можете быть полезны. Назначьте встречу вашего знакомого со специалистом и сходите на нее вместе со знакомым.

Помните, знание – ключ к предотвращению суицида.

Суицид с точки зрения ислама

Является ли самоубийство грехом в такой религии, как ислам? Истинно верующие мусульмане хорошо знают ответ на этот вопрос: Всевышний Аллах запретил совершать преступления – как против других людей, так и против самого себя. В Коране написано:

Не убивайте самих себя, ведь Аллах милостив к вам. 4:29

А посланник Аллаха говорил по этому поводу следующее:

Пусть не желает кто-либо из вас смерти себе! И пусть не молит Аллаха о смерти до ее прихода. Ведь, воистину, если вы умираете, то дела и поступки ваши на этом завершаются, а жизнь (несмотря на ее легкость или сложность) несет верующему лишь благо (ведь даже самая страшная беда при правильном и верном отношении к ней и преодолении ее обернется для носителя основ веры благом и неописуемой благодатью в вечности, да и в этой жизни).

Скажем сразу: ислам не только запрещает любые виды насилия, но и направлен на поддержку человека в самые трудные минуты его жизни. Поэтому мусульмане хорошо знают, что любая трагедия (заболевание, проблемы на работе, потеря близких людей) – это лишь временное испытание, избавление от которого последует или в этой, или в следующей (загробной) жизни. От чего зависит исход такой ситуации? Мусульмане говорят: главное – то, как человек будет терпеть свою ношу, надеяться на милость Аллаха и, разумеется, верить в него. Как и в православии, в исламе право отнять жизнь имеет лишь тот, кто ее дает. А значит, совершение самоубийства – смертный грех! На страницах сборника «Сахих» Бухари можно найти такие слова Пророка Мухаммада:

Кто бросится с горы и убьет себя, тот будет также бросаться с высоты в аду; кто убьет себя ядом – будет вечно гореть в аду с ядом в руке; кто убьет себя оружием – будет убивать себя этим же оружием в адском огне вечно.

Несмотря на то что в данном хадисе говорится о вечных пытках, комментаторы все же считают, что Посланник Аллаха скорее имел в виду достаточно продолжительный период, ведь ни один мусульманин не останется в аду навсегда. Стоит отметить, что к числу самоубийц в исламе принято относить и террористов-смертников, правда, к греху самоубийства в данном случае добавляется еще один грех – убийство. Дело в том, что эти люди заканчивают не только собственную жизнь, но и жизнь совершенно невинных людей. Немаловажно и то, что таким поступком они порождают гнев и презрение к исламу со стороны людей других вероисповеданий и атеистов.

Мнение магов и эзотериков

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, сколько сил, энергии и любви должны вложить Высшие силы для того, чтобы душа смогла воплотиться в тело? Эзотерики утверждают: порой на этот процесс уходят годы, а участие в нем принимают Покровители Тонкого Мира, к которым можно отнести карму, созвездия и планеты, предков. Задолго до обретения физической оболочки должны быть определены кармические задачи души, ее необходимо наделить покровителями. В этом случае суицид – крайнее проявление неблагодарности, которое перечеркивает весь труд тысячи различных сил и существ.

Это же можно отнести и к отношениям самоубийцы с обществом. Совершая самоубийство, человек исходит лишь из своего эгоистичного взгляда на мир, проблема в его глазах раздувается и кажется нерешаемой. Однако если бы человек задумался о том, сколько родители, близкие, педагоги и друзья вложили в него собственных сил и эмоций, он вряд ли бы перестал сражаться с трудностями, не стал бы трусливо сбегать от неурядиц, а попробовал посмотреть своим проблемам в лицо, не перечеркивая весь труд общества.

Именно поэтому грех самоубийства сродни предательству, а наказание за него схоже с тем, которое получает предатель (например, Иуда). Человек, совершивший суицид, автоматически лишается покровительства Светлых сил, попадает в лапы к силам Темным – за невыполнение кармических задач и побег от жизни. Маги говорят: иногда самоубийца может быть обречен на скитания в качестве призрака – Высшие силы буквально «привязывают» его к определенному месту, словно собаку на цепь. Такое наказание может длиться не одну сотню лет! После того как человек совершит страшный грех – самоубийство, ему придется несколько последующих жизней прожить в образе животного, чтобы наработать определенные качества.

О грехе самоубийства и самоубийцах

Из дневника архиепископа Никона (Рождественского)

Удивительное время мы переживаем! Поднимаются вопросы, тысячу лет назад уже решенные; переоцениваются ценности, веками оцененные; пересматриваются решения, от первых веков христианства состоявшиеся. И что особенно опасно: или забывают, или даже прямо не хотят справиться о том, как и на каких основаниях решала эти вопросы христианская древность, а иногда и сама Церковь, руководительница православной христианской мысли в те далекие от нас времена. Выходит, что наше поколение считает себя как бы умнее, талантливее и обильнее благодатными дарованиями, нежели великие мужи, носители духа христианского, жившие в веках, от нас отдаленных. Если такое самомнение сознательно, то оно преступно, оно свидетельствует об отступлении от Церкви, хотя пока в мысли, – но хочется думать, что больше творится все это бессознательно, как грех неведения, как последствие недостаточного воспитания в духе церковности…

В последние годы мутною, ядовитою волною разливается по родной Руси в разных видах неверие, и прежде всего – неверие в Церковь как живой организм любви, возглавляемый Христом Спасителем как воплощенною Любовью. И это неверие в Церковь иногда проявляется даже в тех, которые считают себя верующими в Бога. Для таких безразлично, как учит о том или ином предмете веры и жизни православная Церковь: они полагают, что вправе иметь о всем свое собственное суждение, не справляясь о том, что скажет св. Церковь. А таких вопросов современная жизнь выдвигает на каждом шагу множество. Вот тому пример: вследствие упадка веры вообще и озлобления как нравов, так и характеров умножилось число самоубийств. Убивают себя юноши, убивают себя 90-летние старики. Опустошается душа, расхищаются из сердца последние остатки веры, идеализма, стираются последние следы образа Божия, замирает дух, не остается никакой опоры для борьбы с искушением, и – человек решает: нет смысла больше жить и страдать, и в озлоблении на все, как мятежник, самовольно уходит из жизни. Такова психология большинства случаев самоубийств. В ее основе лежит неверие в промысел Божий, хула на благость Божию, отчаяние – смертные грехи, смертные потому, что не дают места покаянию, убивают дух, удаляют, гонят от человека спасающую Божию благодать. Человек добровольно и всецело отдает себя во власть врага рода человеческого, врага Божия, преграждает в себе все пути для благодати: как же возможно будет для него воздействие сей благодати?

Когда речь идет о спасении, мы должны всегда помнить, что Бог не спасает нас насильно: создать нас без нас Он мог, а спасти нас без нас – не хощет и, без нарушения правды Своей, потому – не может. Необходимо, чтобы человек при исходе из сей жизни имел бы хотя зачатки произволения ко спасению, чтобы, по крайней, мере, не отрицал возможности своего спасения, а следовательно, не терял надежды: мы молимся о тех, кто почил в надежде воскресения и жизни вечной, в ком осталась хотя бы искра надежды на Искупителя мира. Тогда Церковь молится и «о иже во аде держимых», по слову Василия Великого. Общий закон спасения выражен в словах Господа: «В чем застану, в том и сужу».

Таковы общие основания для суждения о том, можно ли молиться за души самоубийц. Но относительно самоубийц святой Тимофей, епископ Александрийский, на вопрос: «Аще кто, будучи вне себя, подымет на себя руки или повержет себя с высоты, за такового должно ли быти приношение (литургия) или нет?» – отвечает: «О таковом священнослужитель должен рассудити, подлинно ли будучи вне ума, соделал сие. Ибо часто близкие к пострадавшему от самого себя, желая достигнути, да будет приношение и молитва за него, неправдуют и глаголют, яко был вне себя. Может же быть, яко соделал сие от обиды человеческой, или по иному какому случаю от малодушия: и о таковом не подобает быти приношению, ибо есть самоубийца. Посему священнослужитель непременно должен со всяким тщанием испытывати, да не подпадет осуждению». Вот единственное исключение, допускающее молитву церковную за самоубийц! Человек совершил страшное преступление в состоянии невменяемости. Ясно, что нельзя его строго и судить за это. Бог в неисповедимых путях Своего промысла попустил такое несчастие, такое насилие со стороны врага рода человеческого в отношении к человеку, лишенному разума! Бог пусть и будет единственным его Судьею… Церковь, в смирении склоняясь пред непостижимыми судьбами Божиими, предает сего человека в руце милосердия Божия как лишенного возможности бороться с насилием диавольским. Впрочем, повторяю: в каждом отдельном случае вопрос о том, можно ли допускать церковное поминовение самоубийцы, должна решать церковная власть, которая берет на себя ответственность пред Богом за разрешение или запрещение такого поминовения. И это представляет тяжелое бремя для каждого епископа.

Самоубийства участились в последнее время до крайности, особенно среди молодежи. Полагаться на решение врачей, нередко и в Бога не верующих, нельзя: ведь такие врачи вовсе не обязаны входить в суждение по существу с духовной точки зрения о том, был ли самоубийца в состоянии острого помешательства и вне ума в момент совершения преступления; их забота хотя несколько успокоить живых, скорбящих родственников покойника, – и вот обычно они все самоубийства приписывают острому помешательству. А в глухом, отдаленном от епархиального города углу этот вопрос приходится решать местному священнику, у которого иногда и мужества не достает отказать в христианском погребении и поминовении самоубийцы ввиду возможных жалоб архиерею за отказ в этом со стороны родственников покойника. Ведь в наше время миряне забывают совсем церковное правило о подчинении своего смышления авторитету своего пастыря и духовного отца: они смотрят на него просто как на требоисправителя, который обязан непременно, без всяких рассуждений, исполнять их требование. Забывают известное еще в Ветхом Завете правило: послушание выше поста и молитвы, выше приношений и жертв (1Цар. 15:22). Когда им напоминают о церковных правилах, они обычно ссылаются на бывшие примеры разрешения и больше не хотят рассуждать… И совесть священника нередко насилуется мирянами, и священник вопреки совести, во избежание жалоб и дознаний, исполняет их требование.

Невольно думаешь: как же наша жизнь далеко уклонилась от того пути, какой ей указуется Церковью! Ведь выходит, что родственники самоубийцы как будто насильно, вопреки воле Самого Господа, который управляет Церковью и чрез иерархию указует ей правило жизни, хотят – да будет позволено так выразиться – втолкнуть несчастного в Царство Небесное!..

Есть еще одна сторона вопроса о молитве за самоубийц, которую обыкновенно упускают из виду, хотя она едва ли не важнее всех теоретических суждений, которые, может быть, так сказать, в самой основе-то своей на нее и опираются. Эта сторона, так сказать, мистическая.

Помнить надо: что такое Церковь в своей сущности? По учению великого апостола Павла, она есть живое тело Христа Спасителя, коего Он Сам и есть Глава, а все верующие – члены, так сказать, живые клеточки сего великого организма, одушевляемого Духом Божиим. Молитва, по выражению покойного А.С. Хомякова, есть кровь Церкви, своим обращением привлекающая благодатные силы к обновлению всего организма. Она есть и дыхание любви, объединяющей всех верующих со Христом и во Христе. Любовь движет молитву, приводит ее в действие. Любовь приводит в соприкосновение душу молящегося с душою того, за кого она молится. Но сие соприкосновение бывает целительно для последнего только тогда, когда он еще не умер для тела Христова, когда он составляет еще живую клеточку сего тела, то есть не потерял общения со Христом, хотя он и болеет, хотя и не очищен от греховной нечистоты, но ушел отсюда с верою в молитвы Церкви, с надеждою воскресения во Христе. Тогда молитва любви, восходя к Искупителю мира, несет от Него исцеляющую благодать душе почившего, благодать, изливаемую любовью Христовой к тому, кто не потерял еще веры в искупительную силу крови, пролиянной за него на Кресте. Такая молитва и Господу угодна, как жертва любви за почившего, и для молящегося полезна, как животворящее дело его любви, как исполнение заповеди Господней. Такая молитва сливается с молитвою самой Церкви, молитвою – дерзну сказать – Самого Господа, яко Ходатая Нового Завета, яко Главы Церкви. Соединенная с таинством Евхаристии, она проникает небеса и отверзает двери милосердия Божия к почившим в вере нашим братиям и кровию Господа омывает их грехи. Отмый, Господи, грех зде поминавшихся кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих

, молится Церковь, когда опускаются частицы, вынутые за живых и умерших, в кровь Господню. Теперь примените сию мысль к тому несчастному, кто отсечен от Церкви невидимым судом Божиим за смертный грех отчаяния, в каком он умер как самоубийца. Может ли принести пользу такому уже мертвому члену Церкви, уже отсеченному от нее, молитва за него, хотя бы это была молитва всей Церкви? Конечно, не может. И причина тому не вне сего несчастного, а в нем самом, в том настроении, в каком он перешел в другую жизнь… А перемена настроения… там, в другом мире, невозможна, если не было зачатка такой перемены в сей жизни.

Бог насильно не спасает. Это – первое. Второе: невыносим свет для глаз болеющих. Невыносимо приближение к Богу для души, умершей в грехе нераскаянном. Кто знает? Может быть, наша молитва о человеке, умершем в состоянии ожесточения, будет только еще больше тревожить и усиливать в нем враждебные чувства к Богу… По крайней мере, относительно злых духов известно, что и сих отверженцев Господь готов был бы принять, но они сами того не желают в ожесточении своей гордыни. Посему вместо пользы молитва за того, кто ушел отсюда в нераскаянном грехе отчаяния и хулы на Бога, может и ему принести вред, и тому, кто за него молится.

Вред такому молитвеннику возможен еще и с другой стороны. Молитва не есть простое словесное ходатайство за другого, как иногда это бывает между людьми. Нет. Когда мы молимся за ближнего, молимся не языком только, не словами, а и сердцем, то воспринимаем память о душе его в свою душу, в свое сердце; воспринимаем по любви к нему и те скорби, какими он отягощен, и, уже как бы от своего лица вознося их к Господу, умоляем Его благость о помиловании или ниспослании ему спасающей благодати. Чем сердечнее и искреннее такая молитва, тем большую милость Господню она может низвести душе того, за кого молимся. И чем ближе нам человек этот, чем больше питаем мы к нему чувства любви, тем сердечнее бывает и молитва наша о нем. И если он жил на земле благочестиво и богоугодно, то, воспоминая в молитве его душу, тесно соприкасаясь, объединяясь с нею, мы незаметно делаемся как бы причастниками и той благодати, какая присуща была этой душе при жизни на земле, и тем добрым свойствам, коими она была украшена.

Посему-то молитва за почивших праведных людей весьма душеполезна и для нас самих спасительна. Не столько они получают от нас пользы, сколько мы воспринимаем от них духовной отрады и утешения. Над ними сбывается слово Писания: молитва его в недра его возвратится

. С одной стороны, при одном простом воспоминании о лице, известном нам доброю жизнию, наша благоговейная мысль о нем уже услаждается красотою его духовного облика; с другой – он видит любовь нашу к себе и, конечно, в долгу у нас не остается: он, так сказать, показует Богу любовь нашу и по любви своей к нам приносит Богу теплую, чистую свою молитву за нас.

Но совсем другое дело, когда молишься за человека, который всю жизнь свою грешил тяжкими смертными грехами и не подумал об очищении их покаянием. Тут уже не отраду вливает молитва, а, напротив, сообщает молящемуся тягость, смущение, беспокойство. Да так оно и должно быть. Воспринимая память о душе усопшего, молящийся вместе с тем делается как бы общником и его душевного состояния, входит в область его душевных томлений, соприкасается его грехам, не очищенным покаянием, берет на себя и долю его душевных страданий.

И сие-то томление и страдание душою во время молитвы за умершего грешника, если он еще не погиб грехом отчаяния, доставляет ему отраду и облегчение, приклоняя к нему Божие милосердие молитвою любви. Но если его душа перешла в иной мир в настроении враждебном к Церкви, если она отвергла искупительные заслуги Господа Спасителя мира, то – как молиться за таких? Как можно допустить себя до некоторого прикосновения тому богоборному настроению, коим душа его была заражена? Как восприять в свою душу все те хулы и безумные речи и даже помыслы, коими была полна его душа, может быть, даже в самый момент смерти?.. Не значит ли это – подвергать свою душу опасности заражения таким настроением? Не напрасно же говорят, что самоубийство заразительно: при одном имени самоубийцы в душе возникает его образ, а с образом сим рисуется и то, как он окончил жизнь…

Как у человека, смотрящего вниз с вершины высокой скалы или колокольни, откуда-то появляется мимолетная мысль – броситься вниз, так нечто подобное бывает и при воспоминании о самоубийстве человека, особенно известного тому, кто вспоминает о нем и имел к нему отношение. Говорю о людях впечатлительных и слабых. А ведь в молитве, как я сказал, мы как бы соприкасаемся своею душою душе того, за кого молимся… Что если молитва о самоубийце, вообще Церковью воспрещенная, будет неугодна Богу?.. Если благодать Божия отступит от нас за нарушение заповеди о послушании Церкви? За то, что мы свое мнение ставим выше учения и правил Церкви?

О всем этом пусть подумают те, которые требуют от служителей Церкви молить об еретиках и самоубийцах.

А можно ли, скажут мне, молиться за самоубийц и еретиков на молитве домашней, частной, нецерковной? Отвечаю: молитва домашняя не может стоять в противоречии с церковною, тем более, что церковная молитва несравненно выше частной, домашней. Что такое моя одинокая, грешная, слабая молитва в сравнении с церковною?.. В церковной молитве моя немощная и, может быть, нечистая молитва очищается и несется к Богу на крыльях молитвы всей Церкви, всего сонма верующих, сонма всех святых Божиих. Не имею я дерзновения за премногие грехи мои к Господу Богу моему, тем паче дерзновения молиться о том, кто премного прогневал Его смертным грехом отчаяния; и как дерзну делать то, чего не дерзает делать Церковь? Ибо если бы она дерзала, то не воспрещала бы таковой молитвы…

Таково общее суждение о молитве частной, домашней.

Но мне скажут: как удержаться от такой молитвы особенно человеку, который был связан с самоубийцей узами кровного родства или был очень близок к нему по духу любви, – как удержаться от того, чтобы излить свою душу пред Отцом Небесным? Как не возвестить Ему печали своего сердца?..

Но это – совсем другое дело. Никто не может запретить лично каждому из нас «изливать свою душу» в молитве пред Господом, «поведать Ему печали свои»: это – не одно и то же с молитвенным ходатайством за покойника. Мудрые, духовно опытные и обладавшие даром рассуждения старцы-подвижники удовлетворительно дают на это ответ. Так, известный Оптинский старец Леонид, скончавшийся в 1841 году, дал такое наставление своему ученику (Павлу Тамбовцеву), обратившемуся к нему за утешением по случаю полученного им известия о смерти отца, последовавшей от самоубийства: «Вручай как себя, так и участь своего родителя воле Господней, премудрой, всемогущей. Не испытывай Вышнего судеб. Тщися смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали. Молись преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней».

– Но каким образом молиться за таковых? – спросил послушник.

– По духу добродетельных и мудрых так:

Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего и, аще возможно, помилуй! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех сей молитвы, но да будет святая воля Твоя!

Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышняго. Конечно, не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего: но ныне он совершенно в воле Могущего и душу и тело ввергнуть в пещь огненную, Который и смиряет и высит, мертвит и живит, низводит во ад и возводит. При этом Он столь милосерд, всемогущ и любвеобилен, что благие качества всех земнородных пред Его высочайшей благостью – ничто. Для сего ты не должен чрезмерно печалиться. Ты скажешь: «Я люблю моего родителя, почему и скорблю неутешно». Справедливо. Но Бог без сравнения более, чем ты, любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему?

Так учил и утешал богомудрый старец своего ученика, бывшего в печали и скорби великой.

В этом наставлении и для каждого христианина, находящегося в подобном положении, есть много утешительного, успокаивающего душу в предании и себя, и покойника в волю Божию, всегда благую и премудрую… И верный, смиренный сын Церкви не станет требовать от Церкви большего.

Эзотерика: кто толкает человека на суицид?

Главными причинами, толкающими человека на суицид, можно назвать негативное мировоззрение, отрицательные эмоции и слабые личностные качества. Обычно такой человек страдает от обид, неблагодарности, слабости и уязвимости. Однако эзотерики говорят: жизнь дана человеку как раз для того, чтобы он учился преодолевать слабости и пороки, становясь при этом успешнее и сильнее. При этом маги добавляют, что за душу человека сражаются разные силы – как Темные, так и Светлые. Первые искушают, подпитывают слабости и подталкивают к суициду. Вторые же стараются научить личность вере, ответственности. Добровольное лишение себя жизни – это победа Темных сил, самый настоящий дьявольский пир, говорят эзотерики. Именно потому самоубийство – страшный грех!

Советы для близких тех людей, которые хотят совершить самоубийство

Психологи делят все самоубийства на две категории: демонстративные и истинные. Говоря об истинных, стоит сказать, что они представляют собой тщательно продуманное действие, цель которого – лишение себя жизни. Истинный суицид не зависит от мнения и реакции окружающих – семьи, друзей. А вот самоубийство демонстративное – вовсе не попытка покинуть этот мир, скорее, это своеобразный крик о помощи, попытка обратить внимание на себя и свои проблемы. Такое самоубийство совершается в состоянии аффекта, говорят психологи.

Если вы заметили, что ваш близкий человек утратил душевное равновесие, впал в отчаяние, вы должны принять ряд мер для того, чтобы помочь ему выйти из этого состояния. Необходимо проконсультироваться со специалистами, позвонить на телефон доверия. Важно обратиться и в храм – священник сможет объяснить, грех ли самоубийство, как построить духовную жизнь – свою или близкого человека. Вы должны знать, что именно отсутствие духовности, маловерие или игнорирование Таинств Церкви, увлечение суевериями – это то, что подталкивает человека к краю гибели. По крайней мере именно так считают все мировые вероучения.

Самоубийство — грех или часть эволюционного процесса?

В: Религия говорит, что самоубийство — это величайший грех. С точки зрения мироздания, является ли самоубийство грехом, и зависает ли душа после самоубийства между мирами, ожидая времени, которое было предначертано программой, чтобы уйти в другое воплощение?

О: Это ни является, ни не является «грехом», тем более «величайшим». Скорее «грехом» для вас будет длительное время находиться в подавленном, депрессивном состоянии, накручивая тем самым вокруг себя еще более депрессивную реальность. А большинство людей, совершающих самоубийство, совершают его, мягко говоря, не в радостном и не в высокоэнергетичном состоянии. Не секрет, что культивирование в себе и накрутка отрицательных состояний саморазрушительны и ведут к деградации, потере наработанного энергетического потенциала. При избавлении от физического тела в таком психологическом состоянии у души просто не хватит «заряда», чтобы добраться до тех планов мироздания, в которых преобладают покой, радость и любовь. Именно поэтому все ваши религии считают уныние одним из «смертных грехов», которые уродуют не только саму душу (точнее, наработанный ею опыт), но и тот внутренний мир, ту реальность, которую создает себе душа в этом состоянии и которая не будет выражать ничего, кроме уныния, депрессии и безысходности. А в развоплощенном состоянии избавиться от них намного сложнее, чем в реальности 3D. Потому что в Тонком мире тонкую реальность создать с помощью мыслей и внутренних состояний на несколько порядков проще и быстрее, чем в мире «плотном».

Реальность плотного мира создана именно для этого: чтобы душа имела возможность быстрее исправлять свои ошибки, здесь все происходит гораздо медленнее и почти незаметно для сознания, как движение часовой стрелки на циферблате. Ваши мысли можно сравнить с секундной стрелкой по скорости изменения, ваши внутренние состояния — с минутной, а внешнюю реальность — с часовой. Разумеется, аналогия условна. В тонком же мире все три стрелки движутся практически со скоростью секундной: связь между мыслью, внутренним состоянием и внешней реальностью почти мгновенна. Так что — учитесь управлять своими мыслями, не допускайте их хаотичности, то есть, зависимости от внешних обстоятельств, иначе вы будете заниматься самонакруткой и погрузитесь в реальности хаоса и беспорядка, которые будут отнимать много энергии на борьбу с ними.

Поэтому в большинстве случаев самоубийцы расстаются с физической жизнью вследствие невыносимости пребывания в той реальности, в которой они находятся. Если внешняя реальность порождена их внутренней реальностью, то по оставлении тела эта внутренняя реальность, разумеется, никуда не денется и будет постоянно поддерживаться их внутренними мыслями и внутренним состоянием до тех пор, пока они сами не пожелают с этим состоянием расстаться, как с вредной привычкой.Вот почему самоубийство не является ни «грехом», ни «не-грехом». Если человек пребывает в унынии, то он сам себя наказывает, а никакой не «Бог». У него всегда есть выбор и возможность выйти из этого состояния, как только он этого реально захочет.Тем не менее, правильнее рассматривать каждый конкретный случай «самоубийства» отдельно, поскольку, как мы уже говорили, ни один закон, ни одно правило не являются общезначимыми, но отражают лишь общую тенденцию и наибольшую вероятность, что последствие будет именно таким, хотя это не обязательно. Вот, например, у Иисуса Христа, когда его распяли, была возможность сойти с креста, однако он этого не сделал. Совершил ли он самоубийство? Или, скажем, человек в застенках Гестапо наложил на себя руки, чтобы под пытками не выдать своих соратников, — будет ли это грехом? Сократ, выпивший яд по решению суда, совершил самоубийство? Вряд ли, скорее здесь самоубийство носит характер самопожертвования во имя Высших идеалов, когда человек поставлен в жесткие условия выбора между самоубийством и их предательством.Такие случаи подходят под интерпретацию, данную выше: эти души вряд ли попадут после оставления тела в реальность уныния и безысходности.

В: У Иисуса были определенные намерения в его реальности. Он ведь считал, что поступает правильно, значит, это его оправдывает.

О: В каком-то смысле. Я просто привел примеры, что не всегда то, что кажется самоубийством, является таковым по сути. И наоборот, является им, хотя вам внешне таковым не кажется. Скажем, разве не самоубийство постоянное отрицательное, саморазрушительное мышление? Или употребление табака и прочих наркотиков и ядов? Это ведь тоже можно рассматривать как самоубийство, только растянутое во времени. Причем сопровождающееся и разрушительным воздействием на психику и душу в целом.

В: Все понятно! То есть, получается, что то, что там говорит религия, что самоубийство — самый величайший грех и что это полностью противоречит Божественной природе человека, — все это неверно, а мы сами определяем степень вреда от самоубийства. Но это просто имеет место в мире, да?

О: Религия — это один из способов манипулирования сознанием, способ управления человечеством. И опять-таки она несет двоякую функцию: с одной стороны она людей как-то организует, дисциплинирует, создает некое коллективное сознание, учит конструктивному взаимодействию с другими людьми, — но, с другой стороны, до определенной ступени развития. Если человек живет в достаточно жестких условиях, скованный жесткими правилами поведения, регулируемыми извне, и если ему сказать, что самоубийство — это не грех, что ты все равно «попадешь в рай», то естественно, он может предпочесть «сбежать в рай по быстренькому», вместо того, чтобы заниматься тяжелым физическим трудом. Если нерадивому школьнику-двоечнику сказать, что в школу можно не ходить, и за это ему ничего не будет, то…

В: …он просто самоустранится от воплощения.О: Да, он просто перестанет ходить в школу и займется праздными развлечениями, которые не будут давать ему развития.В: А опыт, по сути, не будет принят, и заново нужно будет проходить урок…

О: Да, причем, если двоечник «прогулял» занятия, то ему придется наверстывать остальных в своей группе, то есть, его дальнейшая программа обучения будет более тяжелой и жесткой. То есть, при следующем посещении школы он вынужден будет «оставаться после уроков», в то время как его сверстники будут со спокойной совестью гонять во дворе мяч. *Сеанс нового гипнолога

Из комментариев:

каждой душе,по приходу сюда,даеться определенное количество праны-энергии,так в случае прерывания жизни,прана остаеться и тратить ее в вне физического тела,занимает намного больше времени,отсюда и полтергейсты и духи,зависшие между двумя мирами.

По теме: 7 смертных грехов и осознание себя / Можно ли оправдать убийство в многомерности?

Все посты по тегу РЕИНКАРНАЦИЯ

Реальность многомерна, взгляды на неё многогранны. Здесь показана лишь одна или несколько граней, каждая из которых должна рассматриваться как частный случай, описанный через личную призму убеждений, миропонимания и доступных знаний рассказчика в текущем моменте. Эта призма может не совпадать с вашей или существенно отличаться от общепринятых концепций, ибо каждый имеет право на свое индивидуальное восприятие реальности и точку зрения. Частное мнение рассказчика не обязано отражать другие мнения, знания, ожидания и «прописные истины», ибо истина безгранична, а реальность постоянно меняется. Берем свое и оставляем чужое по принципу внутреннего резонанса

О методике | Обучение | Запись на сеанс | Отзывы о сеансах и курсах | Коучинг | Консультация психолога | Вебинары

Подписка: ВКонтакте Facebook YouTube ОK.ru Instagram

Twitter
Telegram Яндекс.Дзен
При использовании материалов ссылка на первоисточник обязательна. При нарушении чужой воли в любом виде вы даете прямое согласие на нарушение вашей воли и соглашаетесь с вытекающей ответственностью. Имейте уважение к чужому труду и собственному каналу.


Теги: душа, предназначение, реальность, реинкарнация, сеансы новых гипнологов, сознание, ч10 — инструменты контроля

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]