Смертный, непростительный грех и отпадение от веры


Грех непрощаемый

Иеромонах Арсений (Писарев). Грех непрощаемый. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 160 с. – (Кафедра).

Эта брошюра посвящена особому греху, который, как известно, навсегда может исключить саму возможность спасения. В трех разделах книги последовательно рассмотрены святоотеческое учение о грехе хулы на Духа Святаго, его раскрытие в православной литературе и толкование в трудах отечественных богословов, подвижников и религиозных мыслителей.

Все приведенные в работе суждения представляют большой интерес, так как дают исключительно важную характеристику многим реалиям, с которыми встречается православный христианин сегодня.

Приводим отрывок из книги.

ВВЕДЕНИЕ

Раскрывая для чтения книгу — Святое Евангелие, вспомни, что она решит твою вечную участь. По ней мы будем судимы.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Благая Весть Господа нашего Иисуса Христа — Его Святое Евангелие — уже почти две тысячи лет преображает нашу вселенную. Оно раскрывает нам все величие, любовь и благость Бога, желающего помиловать и простить каждого человека. Но Святое Евангелие указывает нам и грех, который навсегда может исключить саму возможность помилования. Это грех хулы на Духа Святаго, который не прощается ни в сем веке, ни в будущем (Мф 12, 32). Хула есть уничижительный отзыв, злоречие, обвинение, осуждение. В отношении к Богу хуление — это богохульство.

Господь наш Иисус Христос отвел греху хулы на Духа Святаго часть Своей большой речи, посвященной грехам языка: самому тяжкому из них — богохульству (см.: Мф 12, 31–32), злым словам как проявлению состояния сердца человека (см.: Мф 12, 33–35), бесполезным словам, за которые нам все равно давать отчет перед Богом (см.: Мф 12, 36–37). Грехом, который без покаяния не будет прощаться никому и никогда, был назван Господом грех хулы на Духа Святаго. Произошло это после того, как фарисеи, желая отвергнуть чудо, совершенное Спасителем над бесноватым, стали приписывать действие Святаго Божественного Духа веельзевулу и тем хулить Бога, то есть богохульствовать.

Апостол Петр в своем послании указал еще один грех, попадающий под евангельское понятие хулы на Духа Святаго. Апостолы Иоанн и Павел в своих писаниях также затронули тему богохульства. Вслед за апостолами святые отцы Церкви значительно расширили перечень таких грехов. Вопрос ответственности человека за определенные грехи как за хулу на Духа Святаго на основании новозаветного учения и толкований святых отцов также был рассмотрен многими богословами, подвижниками и религиозными мыслителями Русской Православной Церкви. Давая новые определения греха богохульства, отечественные экзегеты всегда стояли на каменном фундаменте Священного Писания и Священного Предания, канонов Православной Церкви, постановлений Вселенских Соборов и других, приравненных к ним, на трудах святых отцов Вселенской Церкви.

В нашей работе объединены толкования разного уровня — как те, что сделались частью святоотеческого наследия, так и те, что остались лишь частным богословским мнением. Все они представляют интерес для современного читателя, так как дают исключительно важную для нас характеристику многим реалиям, с которыми встречается православный христианин сегодня.

Какие грехи никогда не будут прощены Богом

По сути, каждый человек, живущий на земле, грешен. Среди грехов есть самые тяжкие, которые невозможно простить. Но согласно Библии, любой грех, даже самый тяжкий, может быть прощен. Главное человек должен раскаяться в содеянном. Например, в Библии Давид совершил самые тяжкие грехи, которые могли навредить создателю. Но Давид искренне покаялся, и создатель простил ему все грехи.

По словам многих верующих людей, самый большой грех – это отрицание существования Бога. Покаяние при жизни приводит к прощению грехов. После смерти будет поздно, и человек уйдет непрощенным. Но данный грех не считается самым тяжким. В Библии Христос называл грехом определенные слова и написанные строки, которые простой человек может произнести вслух.

В древней Руси именно богохульство считалось самым тяжким грехом. Народ Руси считал это настоящим оскорблением против Господа. Но даже богохульство может быть прощено. Когда Христос был обвинен в поклонении нечистым силам, его распяли на кресте. Даже испытывая сильнейшие муки и боль, Иисус просил Бога простить всех виновных в его смерти. Он считал, что его враги не знали, что творят.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Какие знаки Зодиака несовместимы

В Библии также сказано, что богохульство не считается грехом, если человек не знает, что творит. А сознательное богохульство, при котором человек произнес слова оскорбления против Иисуса, не могут быть прощены. Простые люди не могут прожить жизнь без совершения ошибок и грехов. И поэтому многим из них хотелось бы знать, совершил ли он грех. В таком случае можно жить дальше в спокойствии. Поскольку, человек, задавший себе такой вопрос, не мог совершить тяжкий грех.

Настоящие грешники, которые совершают постыдное каждый день, не имеют совести. И поэтому из-за отсутствия совести они не задают себе таких вопросов и не мучаются. Их сердца со временем начинают черстветь. Люди, живущие в современном мире, могут отрицать существование Бога и Христа. Некоторые из них даже высмеивают и рассказывают смешные шутки про Христа. С отсутствием веры в Высшие силы, люди не переходят границы дозволенного. Современный человек не знает, что такое поведение он совершает на подсознательном уровне. Он не верит в Христа, но при этом отрицает взаимосвязь Иисуса с нечистыми силами. В Библии четко написано, что люди, занимающиеся черной магией, поклонением нечистым силам и колдовством, могут быть прощены. Поскольку они совершают такой грех из-за того, что в их душе нет веры.

По-вашему, какой грех считается самым страшным?

В чём вы меня обвиняете?

Слово «грех» в Библии встречается 497 раз. Почти на каждой странице. Поэтому так важно знать, что же это такое на самом деле. Шестой Вселенский Собор (680–681 гг.) определяет нам это понятие как «болезнь души». И если Бог творил человека как подобного Себе, то грех – это то, что отделяет нас от Бога. Это рана, которую себе наносит человек. Повреждение, после которого «как было» уже не будет. Это может быть не только поступок, но даже мысль.

Священное Писание говорит нам, что грех есть нарушение закона, «беззаконие» (1 Ин. 3:4). Грехопадение было совершено Адамом и Евой, когда те ослушались, преступили закон своего Небесного Отца и в наказание были изгнаны из Рая. «Возмездие за грех – смерть» (Рим. 6:23). С тех самых пор это повреждение вошло в человеческую природу, стало неотделимо от неё. Мы рождаемся уже во грехе (первородном). Это и есть то самое отпадение от Бога, которое повлекло за собой страдания, старение и смерть. В этом состоянии праотцы наши не могли больше вкушать плодов от древа жизни, как не можем и мы сейчас с нечистой душой быть допущенными ко Причастию. Поэтому так важно нам отделиться от греха, чтобы снова найти путь домой.

Бог прощает грехи, т.к. дает еще один шанс измениться

В Библии есть история, которая дает нам понять, почему Бог прощает людей. Посмотрим ее.

Законники и фарисеи привели к Нему женщину, уличённую в прелюбодеянии, поставили её перед народом и сказали Ему: «Учитель, эту женщину застали, когда она совершала прелюбодеяние. Закон Моисея велит нам побивать таких женщин камнями. А что Ты скажешь?» Они спросили, чтобы испытать Его и обратить Его ответ против Него же. Но Иисус опустился на колени и стал пальцем чертить по земле. Они продолжали спрашивать Его. Тогда Он поднялся и сказал им: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в неё камень», (От Иоанна 8:3-7)

Почему Иисус Христос простил грехи этой женщины? Еще немного и ее забили бы камнями, тем более, что того требовал действующий в то время закон Ветхого Завета. Но что сделал Иисус? Он показал, что все, кто хотел бросить в нее камень, оказывается заслуживает подобного наказания. Он показал, что хочет дать еще один шанс этой женщине. Бог ненавидит грех больше нас с вами. Грех — это единственное, что отделяет человека от Бога. Грех — это орудие сатаны. Но Бог прощает эту женщину. Бог дал ей еще один шанс измениться. И похоже, что женщина это понимала.

Если Бог прощает нас, и не наказывает нас за наши грехи, будьте уверены — Он все видит. Бог просто дает еще один шанс измениться.

«И приходящего ко Мне не изгоню вон»

Но здесь возникает препятствие – страх. А вдруг меня не простят? Найду ли я силы исправиться? А может, нет мне спасения и ходить уже никуда и не надо? Может, пора уже лапки сложить и ко дну пойти? Но мы же с вами помним, что в той самой сказке было две лягушки. И только нам выбирать, какой из них мы хотим быть. Христос исцелял «всякую немощь в людях» (Мф. 4:23), не только телесную, но и духовную. Вспомните то чувство силы, которое бывает после Причастия, не разрушительной, а созидающей, задающей вектор в нужном направлении – на борьбу, на излечение.

И как легко нам бывает после исповеди. Ведь сам Спаситель говорит: «И приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37). Он говорит это обо всех, без исключений и оговорок «но если … , то нет». Это касается и вольных, и невольных грехов: независимо от их тяжести, в тайне исповеди Господь прощает нам все. С одним лишь условием – если мы покаемся. Как святые отцы учат нас: «нет греха непрощенного, кроме греха нераскаянного». Именно поэтому таким страшным проступком является самоубийство: после него покаяние уже невозможно.

Но и здесь не все мосты сожжены. Мы видим в библейской истории, что, даже совершив самые тяжёлые ошибки, предав Христа, Иуда повесился. Но почему? Он осознал, что совершил, и испугался. Иуда Искариот раскаялся, попытался исправить то, что натворил: пошел возвращать деньги первосвященникам. И даже для него было возможно прощение. Эту мысль очень интересно раскрывает современный автор Дарья Сивашенкова в своей книге «Вот Иуда, предающий меня». Мысль о том, что Господь всегда стоит у дверей и ждёт, когда Ему откроют.

И вот, только переступив порог православия, мы проваливаемся в океан размышлений. О грехе, как мы видим, можно говорить веками. Ясно одно – пути Господни неисповедимы. Как навигатор, прокладывает Он нам путь в Царствие Небесное. И иногда маршрут приходится перестраивать: трястись по ухабам, кочкам, выпадать на обочину жизни. Но надежда выбраться есть всегда, и Пасха неизбежна. Ведь даже самого отца лжи Господь готов простить, если он скажет: «прости и помилуй». Вот только говорить он этого не хочет…

АВТОР: Анастасия Куркова

Иллюстрации: Мария Тюрина

Грехи «разного уровня»

Редко человек сразу «сваливается» в осознанный смертный грех. Но даже неосознанный, он всегда будет следствием целой системы «безобидных» и «лёгких» шажков. Того, что и промахом-то нам не кажется. Православная аскетика говорит нам о целой системе развития греха: от рождения мысли (прилог) до приведения ее в действие. А дальше, если грех входит в привычку, цепляя за собой ещё парочку, он уже перерастает в страсть. Страсть же в свою очередь – это «сильное желание чего-либо запрещенного», т. е. желание совершать грех (Полный церковно-славянского словарь). Это замкнутый круг.

Бегая по этому кругу, человек незаметно для себя оказывается в плену у многих согрешений, в том числе тяжких, которые повреждают душу бесповоротно. И душа наша становится похожа на разбитую старую чашку: даже если ее склеить – трещина всё равно будет видна. Да и вода из неё будет выливаться. Вот и благодать в такой душе удержать сложно.

Поэтому не стоит недооценивать врага. Нужно с вниманием относиться даже к коварным помыслам, ведь разорвать порочный круг гораздо сложнее, чем в него не входить. «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34). И в таком состоянии может помочь только один врач – Спаситель: «Ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:1).

Что в православии считается убийством

Для того чтобы раскаяться в убийстве, нужно четко понимать, как его определяет православие. Явное физическое лишение жизни кого-либо — далеко не полное определение. Убийством считается и неоказание помощи страждущему, безразличие к страданиям другого.

С духовной точки зрения, убийством можно считать совращение кого-либо с истинного и доброго пути, втягивание в греховную жизнь. Далеко не всегда это явные и понятные действия, и человеку нужно внимательно переосмыслить свою жизнь, чтобы увидеть такой грех.

Отдельно надо остановиться на очень распространенном виде греха, который совершается каждый день многими людьми и все еще разрешено законом. Речь идет об абортах. Аборт — это убийство в самом чистом виде, совершаемое по доброй воле родителями ребенка.

Ответственность за такое решение несут и мама, и папа малыша, хотя окончательное решение всегда остается за женщиной. Тем не менее, если мужчина не поддержал женщину и из-за его действий (или наоборот, бездействия) и женщина совершила аборт — такой мужчина должен принести покаяние в убийстве собственного ребенка.

Важно! Несмотря на то, что убийство — тягчайший грех, иногда приходится внимательно пересматривать всю свою жизнь, чтобы понять, где человек мог согрешить против шестой заповеди.

О духовной жизни:

  • Русская православная церковь в период гонений
  • Как правильно прикладываться к иконе
  • Как использовать масло Матроны Московской

Что такое Грех?

Определение

Грех – это Зло, совершенное человеком умышленно или без умысла. И за него, по Духовным законам, расплачиваться придется в любом случае. Говоря простым языком, грех придется исправлять в любом случае.

Определение описывается в Библии и в Священном Писании других религий. Означает оно практически одно и то же. Несмотря на это, люди относятся к этому по-разному.

Что такое Добро и Зло?

Добро — это все деяния, совершенные под влиянием таких чувств, как любовь, уважение, сострадание, справедливость и т. д.

Зло — это все поступки человека, которые продиктованы завистью, ненавистью, тщеславием, жадностью и т. д.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: