Этимология слова грех (церковнославянский и древнерусский грhхъ).

Аудио-версия статьи

См. раздел ГРЕХ. О ГРЕХАХ

  • О грехе свт. Феофан Затвор­ник
  • О грехе и его послед­ствиях cвт. Инно­кен­тий (Бори­сов)
  • Грех, его про­ис­хож­де­ние, сущ­ность и след­ствия В. Вел­ти­стов
  • Грех, страсть, порок: в чем раз­ли­чие и как с ними бороться
  • Видео­фильмы о грехе

***

Грех (греч. ἁμαρτία — непо­па­да­ние в цель, промах) —

1) помысл, мысль, жела­ние, реше­ние, вле­че­ние, дей­ствие или без­дей­ствие, про­ти­во­ре­ча­щее Боже­ствен­ному нрав­ствен­ному закону, Божьим запо­ве­дям, пове­ле­ниям, рели­ги­озно-обря­до­вым нормам;

2) пер­во­род­ный грех: порча чело­ве­че­ской при­роды, как по душе, так и по телу, в нрав­ствен­ном отно­ше­нии про­яв­ля­ю­ща­яся в том, что все потомки согре­шив­ших пра­ро­ди­те­лей (за исклю­че­нием Гос­пода Иисуса Христа) рож­да­ются со склон­но­стью ко злу, удо­бо­пре­клон­ными к вли­я­нию на них падших духов.

Грех – при­чина извра­ще­ния чело­ве­че­ского есте­ства вслед­ствие отпа­де­ния чело­века от Бога, впа­де­ния его в про­ти­во­есте­ствен­ное (ниже­есте­ствен­ное) состо­я­ние. С другой сто­роны, грех рас­смат­ри­ва­ется и как след­ствие извра­ще­ния чело­ве­че­ского есте­ства (под­верг­ше­гося порче в резуль­тате гре­хо­па­де­ния пра­ро­ди­те­лей). Грех есть без­за­ко­ние как нару­ше­ние норм (закона, порядка) чело­ве­че­ского бытия, опре­де­лен­ных Богом. «Грех есть доб­ро­воль­ное отступ­ле­ние от того, что согласно с при­ро­дой, в то, что про­ти­во­есте­ственно (про­ти­во­при­родно)» (св. Иоанн Дамас­кин). Грех есть укло­не­ние от цели назна­чен­ной чело­веку по при­роде (блаж. Фео­фи­лакт Бол­гар­ский). Слово грех – пере­вод гре­че­ского слова «ἁμαρτία», кото­рое бук­вально озна­чает: промах или непо­па­да­ние в цель. Грех и есть такое про­яв­ле­ние чело­ве­че­ских воз­мож­но­стей, кото­рое не соот­вет­ствует цели чело­ве­че­ского суще­ство­ва­ния, про­ти­во­ре­чит пред­на­зна­че­нию чело­века, как создан­ного по образу и подо­бию Божьему.

Сотво­рен­ному по образу и подо­бию Божьему чело­веку, наде­лен­ному разум­ной душой, есте­ственно искать Цели, При­чины и Источ­ника своего суще­ство­ва­ния – искать Бого­по­зна­ния и Бого­об­ще­ния, стре­миться к соеди­не­нию с Богом. Только обретя еди­не­ние с высшим Боже­ствен­ным бытием – вечным, неогра­ни­чен­ным, без­услов­ным и все­б­ла­жен­ным чело­век полу­чает высшее насла­жде­ние и бла­жен­ство. Чело­веку неесте­ственно устрем­ляться к чему-либо твар­ному, низ­шему и чув­ствен­ному как к веч­ному Богу, про­ти­во­есте­ственно ста­вить на место веч­ного, неиз­мен­ного, бес­ко­неч­ного, неогра­ни­чен­ного Боже­ствен­ного бытия огра­ни­чен­ное, твар­ное, пре­хо­дя­щее.

В то же время чело­век наде­лен Богом сво­бод­ной волей, поэтому он может стре­миться к еди­не­нию с Богом доб­ро­вольно, а может и пред­по­честь жизни в Боге жизнь без Бога. В послед­нем случае он эго­и­сти­че­ски замы­ка­ется в своем соб­ствен­ном есте­стве, само­лю­биво обособ­ля­ется от Бога, что и есть грех. По слову св. Фео­фана Затвор­ника, чело­век согре­шил тем, что пере­нес центр своей жизни и дея­тель­но­сти с Бога на самого себя. По слову св. Симеона Нового Бого­слова, впадая в грех чело­век умер для Бога и стал жить своим есте­ством. Отка­зав­шись от еди­не­ния с Богом, чело­век ставит на место своего нетвар­ного Созда­теля тлен­ное и пре­хо­дя­щее, обо­жеств­ляет тварь вместо Творца. Бес­смерт­ная душа чело­века, создан­ная для того, чтобы созер­цать Бога и оза­ряться Им вместо Бога взыс­кует тлен­ного. Тем самым она раз­ви­вает в себе про­ти­во­есте­ствен­ные при­стра­стия к пре­хо­дя­щему твар­ному миру, кото­рые вносят разлад в чело­ве­че­ское суще­ство­ва­ние, ибо нико­гда не могут быть удо­вле­тво­рены. Так грех про­яв­ляет себя как без­за­ко­ние, как нару­ше­ние нормы чело­ве­че­ского бытия, как извра­ще­ние есте­ствен­ного порядка чело­ве­че­ской жизни.

Впа­де­ние в грех име­ну­ется гре­хо­па­де­нием. Пер­выми гре­хо­па­де­нию под­верг­лись пра­ро­ди­тели чело­ве­че­ства. Чело­век, живу­щий по закону греха, име­ну­ется ветхим чело­ве­ком. Закреп­лен­ные в чело­веке гре­хов­ные навыки назы­ва­ются стра­стями.

Грех несёт с собой три иллю­зии: иллю­зию сво­боды, иллю­зию знания и иллю­зию удо­воль­ствия.

Греш­нику кажется, что он не скован пра­ви­лами, но он не видит то, что стал рабом греха, кото­рый пора­бо­тил его душу.

“Мы хотим лучше узнать друг друга” — гово­рят блуд­ники и, узнав, ста­но­вятся неин­те­ресны друг другу, так как лишь похоть была их реаль­ной целью.

Удо­вле­тво­ре­ние от греха — это при­манка дья­вола, она застав­ляет повто­рять и углуб­лять паде­ния, подобно нар­ко­ману, кото­рый вынуж­ден уве­ли­чи­вать дозу.

***

Литература

на русском языке

  • Велтистов В. Н.
    Грех, его происхождение, сущность и следствия: Критико-догматическое исследование. — М.: Тип. М.Г. Волчанинова, 1885. — 312 с.;
  • Иванов М. С.
    [www.pravenc.ru/text/166453.html Грех] // Православная энциклопедия. Том XII. — М.: Церковно-научный , 2006. — С. 330-345. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-017-Х;
  • Ранович А. Б.
    Очерк истории древнееврейской религии. — М.: ОГИЗ; Гос. антирелигиозное издательство, 1937. — С. 194–95, 368–70.;
  • Крмелевский А. М.
    [www.biblioteka3.ru/biblioteka/pravoslavnaja-bogoslovskaja-jenciklopedija/tom-4/greh.html Грех] // Православная богословская энциклопедия. — СПб.: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1903. — Т. 4.;

на других языках

  • Теnnant F. R. (англ.)русск.
    The concept of sin, Camb., 1912.

В словаре Даля

м. поступок, противный закону Божию; вина перед Господом. Наследный грех. Кто грешит, тот раб греха. Грехи любезны, доводят до бездны. | Вина или проступок; ошибка, погрешность; более грешок, грешки. За ним есть этот грешок, водится грех. Плохо не клади, в грех не вводи. На грех мастера нет. | Беда, напасть, несчастье, бедствие, подразумевая: за грехи наши. От греха не уйдешь. Чья беда, того и грех, убыток. Это мой грех, я виноват. Мой грех до меня дошел, я покаран за вину свою. Грех да беда на кого не живет? Не бойся кнута, а бойся греха. Грех попутал. Есть тот грех. С грехом пополам, так-сяк, кой-как. Грех пополам, убыток. Экой грех стался, деньги пропали! Грех денежный, беда, от которой можно делаться»>отделаться деньгами. | В тесном знач. распутство. Молод бывал — и со грехом живал. Он (она) еще и греха не знает. Муж согрешит, так в людях грех; а жена согрешит, домой принесет. Мужнин грех за порогом остается, а жена все домой несет. | Это грех делать, нареч., грешно, Греховно»>греховно. Благословясь не грех, сказал убийца. Смех сказать, грех утаить, смешно, грешно. Не по грехам нашим Господь милостив! Все на свете по грехам нашим деется. Чья душа во грехе, та и в ответе. Кто во грехе (в деле), тот и в ответе. Много ума — много греха, а на дурне не взыщут. Грехов много, да и денег вволю. Нет греха хуже бедности. Бедность не грех, а до греха доводит. Богатство пред Богом великий грех, а бедность перед людьми. Денег много — великий грех; денег мало (намале) грешней того. Быть так, приму грех на душу, а уж сделаю то и то. Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда. С людьми мирись, а с грехами бранись. Свои грехи за собой, чужие перед собой. Наш грех больше всех. И первый человек греха не миновал (и последний не избудет). За наши грехи и Терехи дьяки. Живы, своими грехами, вашими молитвами! отв. на привет. Живи, поколе Господь грехам терпит! Богу на грех, добрым людям на смех. Стыдно сказать, а грех утаить. Без греха согрешишь. В чем смех, в том и грех, и наоборот. Грех не беда, да слава нехороша. Беда не беда, лишь бы не было греха. Молчи, глухая, меньше греха! Большой грех прощается скорее малого, потому что человек покается, раскольн. Согрешили попы (или дьяки) за наши грехи, Бог нас карает ими. Ни греха, ни спасенья. Грех (грешно) куском макать в солоницу, намек на Иуду. Грех дуть в ложку, а обжечься не дувши грешней того, раскольн. Греховный, подверженный, причастный греху. Греховность ж. сост. Греховно»>греховного, греху подпавшего. Грешить, впадать в грех, нарушать закон Божий. | Проступаться, ошибаться. Грешить на кого, клеветать, взводить напраслину. Умей грешить, умей и каяться. По-давидски грешим (согрешаем), не по-давидски каемся. Есть кому грешить, было бы кому миловать. По грехам и житье. -ся, стар. ошибиться, дать промах, пропустить. | Ино грешится неволей, безличн. погрешается, грешим. Грешение ср. действие грешащего, грешба ниж. Грешный, в различном смысле, к греху, вине относящийся. Грешный человек, пью. Грешно, грешно, а (да) миновать нельзя! Кто Богу не грешен, царю не виноват. Я его, грешным делом, побил за это. Я его грешными руками, да за святые волоса. Что стыдно да грешно, то в моду (в обык) вошло. Сказать- смешно, утаить — грешно. Грешный Иона берет из поклона: правый придет, без поклона берет. Грешный честен, грешный плут — в мире все грехом живут! Грешному путь в начале широк, да после тесен (или: а там крут и тесен). Ни праведный без порока, ни грешный без покаяния. Приходили праведники к грешникам талану просить. Плоть грешна, да душа хороша. Быть на свадьбе, да не быть пьяну, грешно. Грешно оставлять яства в чашке недоеденными, раскольн. перекрещенцы. Мандрагоровы яблоки (раск. картофель) есть грешно. Правда свята, а мы люди грешные. Грешная бумажка, фальшивая, поддельная. Грешно или грех нареч. противно закону Божию; неправо, неправдиво, несправедливо. Грешность ж. Греховно»>греховность, причастность греху; виновность, преступность; непозволительность, противность закону Божию. Грешновато тебе делать это, грешным-грешнехонько. Грешитель м. грешительница ж. (более с предлогами: пре, со) грешник, грешница ж. кто грешит, кто преступает закон Божий. | Преступник, особ. ссыльный, которых народ зовет грешниками перм. или несчастными. Грешников, грешницын, ему, ей прнадлежщ. Грешничий, грешникам свойственный. Греховище, поприще греха, место, где грех совершается. Греховничать, жить в грехе, беспутно, предаваясь греху. Греховник, греховница, грешник, ведущий беспутную жизнь. Греховодить или греховодничать, соблазнять, совращать, вводить других в грех. Греховодничанье ср. действие это, соблазнительные поступки, греховодство ср. Греховоднический или греховодный, к греховодству относящийся, соблазнительный. Греховодник, -ница, греховод, -водка, кто греховодит. Грехолюб, грехолюбец м. грехолюбица или грехолюбка ж. сильно приверженный к греху, постоянно предающийся греху, грешной жизни; грехолюбивый человек. Грехомыга об. человек грешного жития. Грехопадение ср. впадение в грех, совращение с пути истины, прегрешение. Грехопадением называют первый грех, падение Адама. Грехопадкий, склонный к грехопадению. Грехотворничать, грехотворить, творить или делать грешное, грешить. | Творить или создавать грех, проступок, преступление, где его в сущности нет, напр. неуместными распоряжениями, неисполнимыми постановлениями и пр. Грехотворничанье, грехотворство, действие это; согрешение; | введение в грех других, неуместными законами, запретами, порядками. Грехотворный, о человеке: согрешаюший; | о распорядке, законе: вводящий в грех. Грехотвор, грехотворец или грехотворник м. грехотворка, грехотворица, грехотворница ж. кто грехотворит, в обоих значениях. Грехоспасительный, грехоочистительный, спасающий, очищающий от греха.

В словаре Фасмера Макса

род. п. греха́, укр. грiх, ст.-слав. грѣхъ ἁμαρτία, ἁμάρτημα, болг. грехъ́т, сербохорв. гри̏jex, род. п. гpиjèxa, словен. grȇh, чеш. hřích, слвц. hriech, польск. grzech, в.-луж. hrěch, н.-луж. grěch. Это слово обнаруживает в ст.-слав. следы основы на -u, напр. грѣховати, грѣховьнъ (Супр.); см. Мейе, RS 6, 131. Сюда же греши́ть. Скорее всего, слав. grěxъ связано с греть с первонач. знач. «жжение (совести)»; см. Педерсен, IF 5, 53: Младенов 113 (последний сравнивает также с греч. χρήματα). Относительно знач. ср. др.-инд. tápas ср. «жара, боль» от tápati «раскаляется». Необычным является при этом ударение (ср. смех, спех); см. Бернекер 1, 350 и сл., собственное сравнение которого с греч. χρίω «мажу, умащаю», χροιά «кожа, цвет», лит. griejù, griẽti «снимать сливки», graistaũ, graistýti «снимать пенки» неубедительно (см. также Брюкнер 161 и сл.); против см. Шарпантье (AfslPh 37, 47 и сл.); однако и сравнение последнего с др.-инд. bhrḗṣati «качается, колеблется» (якобы из первонач. *ghrēṣ- с губным согласным из bhraṃc̨-«падать») невероятно. Другие сравнивают слав. grěxъ с лтш. grèizs «косой», лит. graĩžas – то же; см. Эндзелин, ВВ 27, 190; Ильинский, ИОРЯС 20, 3, 69; Петерссон, Vgl. sl. Wortst. 9; М. – Э. 1, 647 и сл. Из близкого к. *groikso- или *groiso- «изгиб, кривизна», который выделяется также в сербохорв. гри̑ч «холм», др.-прусск. grēiwa-kaulin «ребро», исходит Буга в РФВ 66, 236 и сл. Иначе о др.-прусск. слове см. Траутман, Apr. Sprd. 342. •• См. еще грёза. – Т.

Ссылки

  • [www.salam-alejkum.narod.ru/answers_bigsins.html Большие грехи в исламе]
  • [www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/13497 Ступени грешника и праведника в каббале]
  • [www.youtube.com/watch?v=UQxCYUbDe8s Понимание греха в православном христианстве]
Восемь главных грехов в православии
[С 1]
Гордыня | Тщеславие | Печаль | Гнев | Уныние | Сребролюбие | Чревоугодие | Блуд
Семь главных грехов в католицизме
[С 2]
Гордыня | Зависть | Гнев | Уныние | Сребролюбие | Чревоугодие | Похоть
Примечания
  1. Перечислены в порядке следования, удобном для сравнения с последовательностью в католицизме
  2. Перечислены в порядке следования, указанном папой римским

Примечания

  1. Васильев П. П.
    Грех // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Иак. 5:16: εξομολογείσθε αλλήλοις τα παραπτώματα / ἐξομολογεῖσθε οὖν ἀλλήλοις τὰς ἁμαρτίας — В зависимости от принятого перевода.
  3. [www.agioskanon.ru/sobor/014.htm#123 Каноны Карфагенского собора 123—130]
  4. [books.google.ru/books?id=i4hAAAAAcAAJ&printsec=frontcover&dq=Codex+canonum&hl=ru&sa=X&ei=2GNVU6BTpJfjBNfIgFg&ved=0CFUQ6AEwBQ#v=onepage&q=Codex%20canonum&f=false «Codex Canonum vetus ecclesiae Romanae» 1523 год. стр. 260 Каноны LXXVI — LXXXIII]
  5. 12
    [azbyka.ru/dictionary/04/greh-all.shtml Азбука веры]. Словарная статья «Грех».
  6. 12
    [www.foma.ru/article/index.php?news=1440 Фома. Православный журнал для сомневающихся]. «Болезнь или преступление?» Протоиерей, преподаватель Калужской семинарии Константин Гипп».(недоступная ссылка с 01-04-2015 (2306 дней)) [azbyka.ru/dictionary/04/bolezn_ili_prestuplenie-all.shtml]
  7. [www.pravoslavie.ru/sretmon/uchil/osipov_okt.htm Сретенское высшее православное монастырское училище], «Кто такой Бог?» засл.проф. МДАиС, д.б. Осипов А. И.
  8. [azbyka.ru/vera_i_neverie/o_prirode_zla/Mileant_Skorbi_3g-all.shtml Азбука веры], «Скорби в нашей жизни. Учение Священного писания о зле и страданиях.» епископ Александр (Милеант)
  9. [www.orthedu.ru/nbpi/nbpi/posobia/nrav_bogoslov-2.htm#_Toc50599308 Образование и православие], «Православное нравственное богословие. Воздаяние как онтологический принцип.» архим. Платон (Игуменов)
  10. Аш-Шура [koran.islamnews.ru/?syra=42&ayts=25&aytp=25&kul=on&orig=on&original=og1&dictor=8&s= 42:25]
  11. 123456Али-заде, А. А.
    Исм : [[web.archive.org/web/20111001002841/slovar-islam.ru/books/i.html арх.] 1 октября 2011] // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007.
  12. Ан-Ниса [koran.islamnews.ru/?syra=4&ayts=31&aytp=31&kul=on&orig=on&original=og1&dictor=8&s= 4:31]
  13. 12Ибрагим, Т. К. и Сагадеев А. В.
    [www.academia.edu/800250/_._M._1991 Кабира] // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука, 1991. — С. 124.
  14. A. S. LaVey.
    The Satanic Bible. — Avon Books, 1969. — 272 p. — ISBN 0380015390, 9780380015399. «Сатана олицетворяет все так называемые грехи, поскольку они ведут к физическому, умственному и эмоциональному удовлетворению»
  15. [www.churchofsatan.com/Pages/Sins.html The Nine Satanic Sins. A. S. LaVey 1987] (англ.)
  16. [warrax.net/Satan/Books/SatanBible/Sins.htm Девять сатанинских грехов. А. Ш. ЛаВей. 1987] (рус.)
  17. Peter H. Gilmore.
    [www.churchofsatan.com/Pages/Feared.html Satanism: The Feared Religion] (англ.).
    A New Age: essays on current religious beliefs and practices
    . Merrimac Books (1992). — «Satanists acknowledge that we are human and work towards perfection, but can sometimes fall into negative patterns of action. Thus was born the list of The “Nine Satanic Sins”, guidelines for what Satanists consider to be non-productive behavior to be recognized and eliminated from one’s daily existence.» Проверено 4 февраля 2011. [www.webcitation.org/61AI9LPgd Архивировано из первоисточника 24 августа 2011].
  18. Питер Гилмор.
    [web.archive.org/web/20130320054016/warrax.net/Satan/translated/CoS/SatanismText1.html Сатанизм — религия, которую опасаются]. warrax.net. Проверено 11 мая 2015.
  19. [www.saentologi.ru/dictionary.htm Словарь по саентологии]. saentologi.ru. Проверено 11 мая 2015.

В словаре Д.Н. Ушакова

ГРЕХ, греха, ·муж. 1. У верующих — нарушение религиозно-нравственных предписаний (рел.). Самоубийство — грех. 2. перен. Предосудительный поступок, преступление. «Грех не беда, молва нехороша.» Грибоедов. В наши горячие дни замедление темпов — тяжелый грех пред делом социализма. «Известия», 1931 ·г., № 97. 3. в знач. сказуемого с ·инф. То же, что грешно» title=’что такое грешно, значение слова грешно в словаре Ушакова’>грешно (·разг. ). «Над старостью смеяться грех.» Грибоедов. Не грех, с ·инф., кому (·разг.) — позволительно, следовало бы. Старику не грех и отдохнуть. Принять на себя грех (·разг.) — принять на себя ответственность, вину. С грехом пополам (·разг.) — плоховато, едва-едва. Работать с грехом пополам. Он объясняется по-русски с грехом пополам.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: