Что такое грех зависти и действенные способы борьбы с ним


Завистливое настоящее

Прошли тысячи лет, а в нашей жизни продолжает жить зависть.

Работают в организации два друга. Они знакомы еще со школы, вместе окончили институт. И так случилось в жизни, что один немного успешнее другого. Лучше учился, был душой компании и на работе его ценят, повышение обещают.

А второй – всегда немного отстает. Он уже не радуется успехам друга, а завидует ему. Злобная зависть заставляет искать способы навредить ему, подставить подножку и возможно самому получить повышение.

Завистливость, живущая в нем, толкает его на подлость. Завидуя другому – он не ищет способа самому стать лучше, добиться лучших результатов и своими успехами доказать право на получение хорошей должности. Завистник считает, что лучшее место на работе, в жизни, в любви должно принадлежать только ему, а не сопернику. Не это ли доказательство: зависть грех.

Совет. Перестаньте завидовать! Сходите на исповедь в Церковь, возлюбите ближних, начинайте молится за тех, кому завидуете!

Православие учит нас – для каждого человека на земле есть свое место. Каждый, приложив усилия, может реализоваться в профессиональном плане, в человеческом, в духовном. Только от самого человека зависит, какой будет его жизнь.

Григорий Богослов

Григорий Богослов

Что думает о зависти православие?

Многие святые мудрецы на протяжении всей истории пытались познать и рассказать людям, что такое зависть. Вот только некоторые примеры.

Иоанн Златоуст считал, что зависть – воплощение дьявола и вражда против Господа. Завистник даже хуже демона. Демон вредит человеку, завистник – готов причинить зло подобным себе. Как говорил старец: Зависть хуже вражды.

Враждующий, ведет борьбу честно и может прекратить вражду, если причина конфликта себя исчерпала. Завистник будет действовать скрытно и не прекратит враждовать никогда, он не сможет объяснить причину своего поведения. Это только дьявольское влияние.

Справиться с греховной завистью И.Златоуст предлагал так: все люди должны жить с Богом в душе. Находясь рядом, люди должны поддерживать друг-друга, помогать без злобы и зависти.

Другой святитель – Василий Великий считал, что бороться с завистью необходимо только молитвой. Ежедневная молитва поможет справиться с грехом. К тому же он давал два простых совета для борьбы с этим грехом.

1.Не надо завидовать: богатство или слава, уважение или награды – все обыденное и земное. И не каждый, даже получив желаемое, может правильно всем этим воспользоваться.

2.Надо перестать завидовать, а весь накопленный негатив направить на свое созидание и преображение.

А еще он считал, что люди, зачастую, сами дают повод к греховной зависти. Не стоит хвастаться своими успехами, деньгами, счастьем. Более скромное поведение сохранит спокойствие и мир между людьми.

Феофан Затворник

Феофан Затворник

Зависть как «смертный грех»

Сегодня хочу поговорить про зависть. Это чувство уверенно расположилось в перечне смертных грехов (правда, только в западной христианской традиции). В религиозных интерпретациях сотворения мира именно зависть Сатаны к Богу обуславливает образование Ада и, вообще, дуалистический характер мироустройства. В библейской истории о сыновьях Адама и Евы Каин убивает Авеля, раздираемый этим самым чувством. Часто за, казалось бы, бессмысленными и разрушительными действиями человека стоят сильная зависть и порождаемая ей ненависть. Думаю, что в том числе поэтому чувство зависти воспринимается большинством людей крайне негативно, что, безусловно, мешает его в себе узнавать и анализировать, а значит, и его душевной проработке. Постараемся хотя бы немного уменьшить этот пробел.

Многие известные писатели и поэты, философы, теологи, психологи и психотерапевты, даже — политики, изучали эту эмоцию и писали о ней. Одно только перечисление первоисточников заняло бы несколько страниц, не говоря уже о цитировании. Тем не менее, считаю, что будет неправильным не озвучить точки зрения хотя бы некоторых из них.

Согласно одному словарю, зависть — это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого. По другой версии, это недоброжелательное отношение к более удачливым людям. В любом случае разговор идёт о наших трудных чувствах по отношению к чужому благу. Один из наиболее глубоких исследователей зависти психоаналитик Мелани Кляйн прямо заявляла, что зависть — это желание отнять, разрушить, испортить привлекательный для нас объект, принадлежащий другому. (Такая точка зрения выглядит убедительной и, возможно, верна, но для понимания человеком своих эмоций она слишком категорична, что ограничивает её использование в процессе самопознания.) Это первая причина людской нелюбви зависти. Вторая причина — присутствие в сложной эмоции зависти, кроме злости, чувства стыда, а, соответственно, болезненного переживания падения самооценки. Изучение стыда часто выявляет «гремучее» сочетание ярости и стыда, буквально подпитывающими разрушительной энергией друг друга. Стыд — мучительное переживание собственной неполноценности, а зависть его вызывает автоматически, по определению. Стыд — одна из тех эмоций, которых человек старается избегать любой ценой, и стремление отрицать возникшую зависть является попыткой убежать от переживания стыда. Ларошфуко в своё время заметил, что зачастую мы гордимся даже самыми низменными из своих страстей, но «зависть столь постыдна, что мы никогда не посмеем признаться в ней». Известный немецкий философ Макс Шелер описывал тягостные ощущения бессилия и дефицита, испытываемые завидующим индивидуумом.

Вот как выглядит такое избегание осознания зависти в жизни.

Алина, 30 лет: «У меня абсолютно нет чувства зависти: мы в семье изжили его много лет назад. Раньше мы очень мучились от этого чувства и тогда решили такую ситуацию изменить. Теперь совершенно спокойно относимся к чужому богатству и успеху и очень этим гордимся».

(Напомню, что чувства возникают бессознательно, поэтому никакому сознательному волевому усилию не удастся предотвратить их появление, лишь — осознание. Однако за такую психологическую манипуляцию придётся заплатить дорогую цену: потерей контроля над неприятными чувствами, якобы не возникающими, но в полной мере заявляющими о себе. В этой же связи нелогичным выглядит религиозное осуждение зависти: как можно осуждать за то, что появляется помимо твоей воли?)

Возникновение зависти предполагает наличие двух субъектов: того, который завидует, и того, к которому это чувство обращено. Несмотря на такое чёткое и конкретное описание условий возникновения зависти, нужно принять поистине абсолютный характер распространения этого чувства: все люди завидуют друг другу!

В ответ на такое сенсационное заявление вы, наверное, справедливо возмутитесь, но давайте рассуждать логично. Если у кого-то другого появляется нечто привлекательное для нас, чего мы в этот момент лишены, данное обстоятельство не может не вызвать у нас каких-то чувств. Негативных чувств. (Вспомните, что неудовлетворённые потребности и нереализованные желания всегда вызывают негативные чувства.) Попробуйте теперь найти более подходящее название этим чувствам, чем зависть?! Вот и мне такая формулировка кажется правильной. Другое дело, что в большинстве случаев эта эмоция так слабо выражена, что мы её просто не замечаем. Но это не значит, что её нет. Наша жизнь буквально пронизана эмоциями, они — обязательные спутники нашей психической жизни, однако основную часть мы их не осознаём, так как в этом нет необходимости. Но с завистью всё сложнее. Если она возникла и не проходит — её следует замечать, иначе с ней не справиться, и она будет разрушительно влиять на нашу психику и жизнь.

Фрейд писал, что в основе формирования общества лежит желание людей контролировать разрушительный характер «первоначальной зависти», присущей человеку. Чтобы этого достичь, общество выдвигает определённые требования к индивидам для реализации идей социальной справедливости и равенства; слишком большое неравенство будет угрожать сложившейся структуре общества. По сути, само чувство справедливости обязано своим возникновением зависти!

Немецкий социолог Шейк в своей вызвавшей большой резонанс в Западной Европе монографии «Зависть, теория общества» (1971) также доказывает повсеместный характер зависти. «Зависть — основная антропологическая категория, относящаяся к биологическому арсеналу человека», — подчёркивает автор и повторяет мысли Фрейда о причинах формирования общества, идеи справедливого характера которого продиктованы борьбой с человеческой завистью. Шейк считает, «зависть нарастает из-за того, что всё больше распространяется американская мечта, что всё возможно, однако такие желания исполняются не так быстро». И, разумеется, нужно добавить, что далеко не у всех и не всегда.

Чувство зависти играет поистине огромную роль в жизни на Земле. При понимании её мощного разрушительного потенциала, не следует недооценивать её сильное позитивное влияние и на развитие человеческого общества, и на прогресс через стимулирование конкуренции. Однако, возможно, такая широкая распространённость этого чувства также свидетельствует об исторической молодости и недостаточном здоровье такого уникального образования как человеческая психика.

(Использованы материалы книги Евгения и Анны Яловега «Психология аппетита»)

Начните радоваться

Человек, который доволен собой и жизнью, никогда не завидует. Что такое зависть? В Библии говорится, что это чувство недовольства всем тем, что дает нам Бог.

Начните радоваться вместе с радующимися, а не завидовать. Чтобы с каждым днем это получалось все лучше, осознайте для себя, что зависть — это «тромб», мешающий человеку получить все благое, что приготовил для вас Господь, будь то какая-то прибыль или успех в любом деле.

Завистливый и гнилой душой человек всегда заблуждается, считая, что вот-вот и, спустя пару подлостей, устроенных для других, он станет счастливее, успешнее, богаче. Не станет. В Библии верно говорится:

Спешит к богатству завистливый человек и не думает, что нищета настигнет его.

И ведь действительно все так: еще ни один завистник не стал счастливее. Зато проблем у таких хоть отбавляй: то ли Бог наказывает, то ли сами себя карают, позволяя черному чувству сжирать изнутри.

Осознание человеком этого уже способно наставить на путь исправления. Нужно, признав греховность своего чувства, постепенно научиться радоваться успехам других. Сначала вам придется искать причины для радости, и со временем мозг сам научится не завидовать.

Куда поставить хлорофитум, чтобы получить от него максимум пользы для здоровья

Как правильно употреблять грейпфрут, чтобы не чувствовать горечь

Ошибка в паспорте может изменить жизнь: новый сериал на «России-1»

Признайте зависть

Священное Писание учит, что человек должен уметь признавать зависть в себе. Не нужно считать ее чертой характера, зависть — это грех, и никак иначе охарактеризовать это чувство нельзя.

В Библии сказано:

Отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, возлюбите чистое словесное молоко (Библию, Слово Бога), дабы от него возрасти вам во спасение, ибо вы вкусили, что благ Господь.

Именно с такими словами в Писании к нам обращается апостол Петр.

Уже одно осознание греховности своих помыслов способно наставить человека на истинный путь.

«Дурачина» и «простофиля»: как теперь отказаться от мата

Инфекционист: переболевшим COVID-19 может хватить одной дозы вакцины

Щенок, найденный в ХМАО под капотом автомобиля, обрел хозяев

Паисий Святогорец

Паисий Святогорец

Молитесь за соперника

Если успех соперника не дает вам покоя, попробуйте пожелать ему еще большего успеха и помолиться за него. Пожелайте ему всего самого лучшего так, как будто желаете всего этого своим детям. Полюбите соперника, «полюбите своего врага», как учит тому Библия, и сами не заметите, как успех этого человека постепенно станет интересовать вас все меньше, а собственные дела пойдут на улучшение.

Все дело в том, что, когда человек начинает молиться о других (особенно о противниках), Бог начинает изменять его сердце в лучшую сторону, наполняя его любовью и радостью. Ведь в Библии сказано:

Любовь терпелива, любовь добра, не завистлива, не хвастлива, любовь не превозносится, не бесчинствует, любовь не себялюбива, не обидчива, не держит зла.

Стоит человеку наполнить свое сердце искренней любовью, как черное чувство тут же покидает его. Мир становится намного светлее, а жизнь — радостнее «ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое».

Красавец, глаз не оторвать: Дмитрий Певцов показал, как выглядел 37 лет назад

Заставит потрудиться: как «приручить» модную красавицу-монстеру

5 знаков зодиака, которые слишком легко «впадают» в стресс и начинают паниковать

Один из семи смертных страстей

Сосредоточенность на чужих успехах, чем бы она ни была вызвана, ведет к пагубным последствиям. Ведь речь идет не просто о желании чужого (или такого же, как у ближнего), но о противлении воле Божией о каждом человеке.

Кроме того, завидующий, как правило, старается найти в своем «объекте» — предмете завидования, черные стороны, всевозможный негатив, а значит – впадает в грех осуждения, предвосхищая Божий суд.

Осуждение со временем становится «второй натурой» завидующего, а значит – ведет его прямо к погибели, безвозвратно удаляя от Господа.

1

Декабря

1963 года

Архимандрит Кирилл (Павлов) в проповеди говорил: «Если другое зло имеет некий предел, то зависть предела не имеет, — она есть постоянное зло, безграничный, бесконечный грех».

Именно поэтому зависть, особенно, по слову свт. Игнатия (Брянчанинова) «доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему», ведет к вечной смерти.

Откуда берётся злой помысел?

Причина греха, по мнению многих святых отцов – гордыня. Свт. Тихон Задонский говорит:

«Страсть убо сия есть тех, которые мнят о себе, что они нечто в мире суть, и тако о себе высоко мечтая, прочиих ничтоже быти судят».

Но провоцирует возникновение страсти не только неудержимое самолюбие. Современные психологи и опытные духовники говорят, что, кроме собственно гордости, причиной болезненного недовольства благополучием другого могут быть:

  • зависимость от чужого мнения, окружения: такому человеку крайне важно, какой марки телефон сейчас «в моде», какие места отдыха престижны; вместо того, чтобы уделить внимание собственной жизни, он занят чужой;
  • такое отсутствие самодостаточности может идти от заниженной самооценки, быть следствием травмы от пережитых, возможно, в прошлом унижений; травмированный боится любой неудачи, и одновременно тяжело воспринимает успехи других;
  • наконец, грех провоцирует современная общественная атмосфера, с детства приучающая к конкуренции, гонке за успехом; представление о том, что у каждого – своя мера, собственное предназначение, непопулярно, а потому духовно неопытный человек легко поддается влиянию среды.

Примите Бога

Принятие Бога тоже способно избавить от зависти, особенно если ранее человек не был верующим. Как только люди начинают принимать Бога и Спасителя в жизнь, их сердца начинают наполняться любовью к себе и окружающим: сначала медленно, а потом все быстрее. Мир вокруг меняется в лучшую сторону, о зависти и мыслей не возникает — греховные помыслы сами покидают голову любящего человека.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: