По данным грузинских астрономов, Грузия приняла христианство в 319 году


Святая равноапостольная Нина считается покровительницей Грузии, поскольку именно благодаря её проповедям жители Иверии (нынешней Грузии) обратились в христианскую веру.

Грузинская православная церковь — одна из древнейших в христианском мире. 6 мая 319 года грузинский царь Мириан, исцелённый святой Ниной от слепоты, обратился в православие.

Cвятая равноапостольная Нина. Фото: Commons.wikimedia.org

По совету Нины, царь обратился к византийскому императору Константину (306–337) с просьбой прислать епископа и священников для совершения таинства крещения над народом, который до этого верил в языческих богов. Крещение Грузии на реке Куре состоялось в 324 году (по другим источникам, в 326 году).

Девочка из Каппадокии

Святая равноапостольная Нина родилась около 280 года в Каппадокии. Её отец, Завулон, происходил из знатного рода и находился на военной службе у императора Максимиана, а мать — Сусанна — была сестрой Иерусалимского патриарха Ювеналия.

Нина была единственным ребёнком у родителей. Когда девочке исполнилось 12 лет, она вместе с родителями пришла в Иерусалим, где её мать стала диаконисой при храме Гроба Господня, а отец посвятил свою жизнь служению Богу в пустынях Иорданских.

Протестантизм

Основная статья: Протестантизм в Грузии

Первыми протестантами на территории современной Грузии были немцы-лютеране, которые стали селиться в крае, начиная с 1817 года. В 1867 году в Тифлисе бывший молоканин Никита Воронин был перекрещён по баптистскому обряду, став первым русским баптистом. С 1904 года свою проповедь в Грузии ведут адвентисты. Ок. 1929 года в Грузии возникла первая пятидесятническая церковь.

В настоящее время в стране проживают, по разным оценкам, от 20 до 34 тыс. протестантов и прихожан свободных не деноминационных церквей[5][6]. Самые крупные группы из них представляют пятидесятники (12,3 тыс.[6]) и баптисты (10 тыс.[7]).

Сказания и мечты о стране Иверии

В 12 лет Нину поручили на воспитание старице Нианфоре, которая часто рассказывала ей об Иверии (нынешней Грузии), тогда ещё языческой стране. Услышав её рассказы, Нина захотела посетить Иверию.

Однажды Пречистая Дева явилась к Нине во сне и вручила крест, сплетённый из виноградной лозы, со словами: «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него. Я же буду тебе Покровительницею».

Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест (ныне хранится в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном соборе), возрадовалась духом и, придя к своему дяде, Патриарху Иерусалимскому, рассказала о видении. Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг апостольского служения.

Крест святой Нины. Фото: wikipedia.org

В другой раз Нине явился Спаситель и дал ей свиток, в котором было на­пи­сано: «Идите и научите все народы, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Мф. 28, 19).

Отношения между Грузинской и Русской православными церквями

Обзор сходств и отличий наших церквей будет неполным без того, чтобы вспомнить о той любви, которая созидалась и возрастала на протяжении веков и которая сейчас соединяет “сестры”-церкви.

Сблизились и подружились Грузинская и Русская церкви еще в годы Золотой Орды, когда их представители встречались во время оплаты подати. Дружба, начатая в общей беде, оказалась крепкой и долговременной.

Затем Русь помогала Грузии бороться с внешними врагами. Еще в 15-м веке грузинский царь Александр I обращался за покровительством к великому князю Ивану III, а в начале 19-го столетия грузинский царь и вовсе «вручил России свой народ».

С древних времен и вплоть до 19-го века межцерковные отношения укреплялись благодаря монахам грузинского и русского монастырей на Афоне.

Замечательным явлением в развитии духовных связей наших церквей послужили грузинские иконы, привезенные в Россию и ставшие предметом глубокого почитания. Это прежде всего копия чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы, привезенная в середине 17-го столетия из Иверского монастыря на Афоне, а также другие чудотворные иконы Богородицы: «Оконская» (18-й в.) и «Грузинская».

В 19-м веке отношения Русской и Грузинской церквей были наиболее постоянными, так как Грузинской церковью управляли экзархи, назначаемые российским Святейшим Синодом.

И наконец, крепкие братские отношения сложились между Грузинской и Русской церквями в середине 20-го века благодаря восстановлению ими молитвенного общения. В настоящее время Грузия и Россия, также, как и их поместные церкви, имеют множество точек соприкосновения, совместных проектов и, самое главное, тесное взаимное молитвенное общение.

Что общего у Грузинской и Русской церквей?

Как мы видим из вышеизложенной истории, было время, когда Грузинская церковь была частью Русской православной церкви. Было это, когда Грузия находилась «за гранью дружеских штыков», начиная с 1801 года до 1917-го. Тогда Грузинская церковь вновь стала автокефальной поместной православной церковью. Из этого можно заключить, что наши церкви не имеют догматических разногласий и различий в вероучении.

В настоящий момент Русская и Грузинская православные церкви являются «сестрами» и стоят рядом в диптихе (списке) 15 поместных церквей наряду с Константинопольской, Иерусалимской, Американской и другими. Все они имеют апостольское преемство. Что это значит? Первых епископов Вселенской православной церкви рукополагали для служения апостолы, ученики Иисуса Христа. Затем эти епископы рукополагали священников, так происходит и в наше время. Получается, что если взять любого действующего священника, то можно проследить цепочку рукоположения в глубь веков до одного из 12 апостолов. Это и называется апостольским преемством, которое всегда было главным иерархическим принципом единства Вселенской церкви. Получается, что и Русская, и Грузинская церковь, как и остальные 13 поместных церквей, не отличаются в главном – в вероучении и апостольском преемстве, и разъединены только организационно. Причем, что важно, порядковый номер в диптихе не имеет никакого значения: все поместные церкви равны. Лишь Константинопольская исторически считается «первой среди равных».

Чем Грузинская церковь отличается от православной Русской церкви?

Как мы уже выяснили, грузины и русские являются братьями по вере и членами Вселенской церкви Христовой. Русский человек всегда принимался своим в грузинском монастыре или храме, а грузин – в русском. Так, например, удивительно, но главная грузинская православная церковь в Москве – храм Великомученика Георгия Победоносца в Грузинах – принадлежит Русской церкви.

В главном, в вероучении, наши церкви едины. Отличия Грузинской православной церкви от Русской православной, хоть и небольшие, но есть. В каждой из них – своя история, свой язык, на котором происходят богослужения, свои подвижники благочестия и чтимые святыни.

В первую очередь, Грузинская православная церковь (ГПЦ) старше Российской (так до революции 1917 года называлась Русская православная церковь). ГПЦ образовалась в 337 году, когда, как мы уже знаем, благодаря равноапостольной Нине христианство стало в Грузии государственной религией. Крещение Киевской Руси состоялось в 988 году трудами святого князя Владимира. Получается, что Грузинская церковь старше на 651 год, она является одной из самых древних христианских церквей в мире.

Источники

  • https://travelkap.club/gruziya/prinyatie-hristianstva/index.html
  • https://aif.ru/dontknows/file/kogda_i_blagodarya_komu_gruziya_stala_pravoslavnoy
  • https://switki.ru/477848a-gruzinskaya-pravoslavnaya-tserkov-istoriya-i-osobennosti-otlichie-ot-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi
  • https://GruziyaGid.ru/kultura/pravoslavie-v-gruzii
  • https://borovscoe.ru/prochee/kto-ranshe-prinyal-hristianskuyu-veru-armyane-ili-gruziny.html

[свернуть]

Поделиться в соц. сетях3>

Крещение Грузии

Получив благословение патриарха и матери, Нина отправилась в дорогу. По пути в Иверию святая Нина чудом избежала мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись её спутницы — царевна Рипсимия, её наставница Гаиания и 35 девушек, бежавших в Армению из Рима от гонений императора Диоклетиана (284–305).

Добралась Нина до Иверии в 319 году. Войдя в Мцхет, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства и уверовала во Христа.

Очень скоро Нина стала известной в окрестностях, оказывая помощь многим страждущим. Узнав о силе её молитв, люди стали приходить к ней. Многие из них уверовали в Бога и приняли крещение.

От тяжкого недуга святая Нина исцелила грузинскую царицу Нану, которая также приняла крещение и стала ревностной христианкой. Царь Мириан, несмотря на чудесное исцеление супруги, внимая язычникам, возненавидел святую Нину и даже хотел предать её смерти. Но однажды на охоте его застала гроза, и он ослеп от молнии. Царь дал обещание принять христианство, если его зрение возвратится. Святая Нина исцелила сторонника язычества, и Мириан вместе со своей свитой принял крещение.

Летописи повествуют, что святой Нине, по её молитвам, было открыто, где сокрыт Хитон Господень, и там был воздвигнут первый в Грузии христианский храм (вначале деревянный, ныне каменный собор в честь 12-ти святых Апостолов, Светицховели).

По прошествии нескольких лет, в 324 году, христианство окончательно утвердилось в Иверии. Через несколько лет Нина отправилась в Кахетию, где обратила в христианство царицу Софию.

Кафедральный собор Светицховели в Мцхете. Фото: РИА Новости / Алексей Куденко

Чем отличается армянская и грузинская церкви от русской. Грузия православная

Грузия – ближайшая к России закавказская страна, с которой её связывает не только вера, а крещение Грузии произошло на 664 года раньше крещения Руси, но история и культура. Немало славных имён православных святых, царей, великих полководцев, поэтов, писателей, музыкантов и актёров связывает две великие страны. Но самым главным является духовое родство, живущих в наших странах народов.

Жребий Пресвятой Девы Марии

Христианство в Грузии зародилось во времена первых апостолов. Иверия досталась Божьей Матери по жребию, когда первые апостолы выбирали страны для проповеди Христа. Но по воле Бога эта миссия была возложена на апостола Андрея.

Согласно преданию, там же вели проповедническую деятельность апостолы Матфей, Фаддей, Симон Каннаит, принявший там мученическую смерть. Становление христианства было непростым. В самом начале своего развития оно почти на протяжении трёхсот лет подвергалось гонениям. Царь Фарсман 1-й в первом веке устроил жестокие преследования на христиан, ссылавшихся на каторжные работы в Тавриду.

История становления православия в Грузии заслуживает особого внимания, потому что все события, связанные с крещением грузин, имеют конкретные исторические даты, а отдельные факты происходивших чудес, связанные с этим явлением, взяты не из легенд и преданий, а из реально произошедших событий, засвидетельствованных очевидцами.

Официальное признание православие в Грузии получило в 324 году. Связано это великое событие с именами:

  1. Святой Нино Каппадокийской. Её проповедничество способствовало принятию крещения грузинами.
  2. Царя Мириана, обратившегося к вере благодаря святой Нине и чудесному исцелению от поразившей его слепоты при обращении его к Господу.
  3. Святой царицы Наны.

Представить себе православную Грузию без этих имён, невозможно.

Родилась в г. Каппадокии в семье в христиан и с детства получила соответствующее воспитание. Ещё в юности, спасаясь от гонений императора Диоклетиана в 303 г., она в числе 37 девушек-христианок бежала в Армению, где чудом избежала гибели, а затем в Иверию, где и проповедовала Христа.

Крещение

Правящий грузинский царь Мариан и его жена Нано были убеждёнными язычниками. Благодаря молитвам Нино, долго и тяжело болевшая царица была исцелена и приняла крещение от святой, чем вызвала гнев царя, готового казнить обоих женщин. Но 20 июля 323 года с ним произошла история, аналогичная той, что произошла с апостолом Павлом.

Будучи на охоте и узнав о принятии крещения своей женой, царицей Нано, в гневе поклялся казнить её и Нино. Но, как только он стал угрожать казнью Нино и царице и богохульствовать, то тут же ослеп. Помощи от своих идолов он не получил и в отчаянии обратился с молитвой ко Христу. Зрение к нему вернулось.

События эти происходили весной 323 года, а 6 мая этого же года исцелённый от внезапной слепоты, уверовавший в силу Христа, грузинский царь Мириан обратился в православие. Это событие стало поворотной вехой в истории Грузии, так как после своего обращения царь стал убеждённым проводником православия в своей стране.

14 октября 324 года (по некоторым источникам в 326 году) в Мцхете на реке Кура, епископ Иоанн, специально присланный для этой цели царём Константином Великим, крестил народ. В тот день крестились десятки тысяч грузин. Эта дата — время начала крещения Грузии. С этого времени православие стало официальной государственной религией.

В ознаменование победы христианства в горах Картли установлены кресты. А в Мцхете, царём Мирианом, положившим начало возведению храмов, построен первый в храмовой истории страны православный храм Светицховели (животворящий столб), то есть Собор Двенадцати Апостолов. Если вам доведётся побывать в Грузии, то обязательно посетите этот храм.

После крещения уже никогда не возвращалась к язычеству. Венценосные отступники, пытавшиеся устраивать гонения на верующих во Христа, периодически появлялись. Но грузинский народ от веры уже никогда не отступал.

Более того, известно немало фактов массового подвига грузин во имя веры Христовой. Хорошо известен исторический факт, когда в 1227 году мусульмане во главе шахиншахом Джелаль Эд Дином взяли Тбилиси и горожанам было обещано сохранение жизни в обмен на осквернение икон, разложенных на мосту через Куру. 100 000 горожан, включая женщин стариков и детей, простых монахов и митрополитов предпочли смерть во имя Христа. Таких примеров в истории Грузии немало.

На протяжении всей истории православия в Иверии ей приходилось выдерживать неоднократные попытки не только насильственного уничтожения, ни и извращения чистоты учения:

  1. Архиепископ Мобидаг (434), пытался ввести ересь арианства. Однако был изобличён, лишён власти и отлучён от Церкви.
  2. Были попытки внедрения ересей Петра Фуллона.
  3. Албанцев (в 650 г.) с их ересью манихейства.
  4. Монофизитов и других.

Однако все эти попытки были провалены, благодаря Собору пастырей, жёстко осуждавших ереси, народу, который не воспринимал подобные попытки, Католикосу Кириону, запретившему верующим любое общение с еретиками, митрополитам, твёрдо стоявшим в вере и просвещавших верующих.

Грузины, сумевшие на протяжении многих веков отстоять чистоту и благочестие своей веры заслужили уважение даже иноплеменных верующих. Так греческий монах Прокопий писал: «Иверцы – это лучшие из христиан, самые строгие хранители законов и постановления Православия».

Сегодня 85% грузин считают себя православными, в Конституции государства отмечена большая роль Церкви в его истории. Это подтвердил ещё раз в своём выступлении председательправительства Ираклий Кобахидзе писал: «Церковь всегда боролась за свободу Грузии».

Христианство в Армении и Грузии

Армения стала христианской раньше Иверии (приняла православие раньше Руси). В церкви Армении есть отличия от православия Византии по некоторым вопросам, в том числе по обрядовости.

Официально православие утвердилось здесь в 301 году, благодаря активной проповеднической деятельности Св. Григория Просветителя и царя Тридата Третьего. Последний ранее стоял на позициях язычества и был ярым гонителем христиан.

Он был виновником казни 37 девушек-христианок, бежавших от преследований римского императора Диоклектиана, в числе которых была и святая Нино, будущая просветительница Грузии.

Однако, после ряда чудесных событий, произошедших с ним, уверовал в Господа и стал активным проводником христианства среди армян.

Существующие некоторые расхождения в догматах с церковью Грузии и России берут свои истоки во временах четвёртого Вселенского Собора, проходившего в Халкидоне в 451 г. по поводу монофизитской ереси Евтихия.

Христианами Армянской Апостольской Церкви признаются постановления только трёх Вселенских Соборов, ввиду того, что на четвертом армяне не участвовали, так как их прибытию помешала война. Но именно на четвёртом Соборе были приняты довольно существенные догматы христианства, касающиеся ереси монофизитства.

Отказавшись от решений прошедшего Собора из-за отсутствия своих представителей, армяне фактически ушли в монофизитство, а для православных отрицание двуединства природы Христа есть впадение в ересь.

Также отличия заключается в следующем:

  1. В совершении евхаристии.
  2. Производимое на католический манер исполнение креста.
  3. Отличия некоторых праздников по датам.
  4. Использование при богослужении, как у католиков, органа.
  5. Расхождения в толковании сущности «Благодатного огня».

В 491 г. на поместном соборе в Вагаршапате грузины также отказалась от решений Четвёртого Вселенского собора. Причина такого шага заключалось в видении в постановлениях четвёртого Собора о двух природах Христа возвращения к несторианству. Однако в 607 г. решения 491 года были пересмотрены, от них отказалась, отношения с Армянской церковью, продолжавшей стоять на прежних позициях, были порваны.

Автокефалия, то есть административная независимость церкви, была получена в конце пятого столетия при правителе Иверии Вахтанге Горгасали. Первым главой единой церкви Грузии, католикосом-патриархом, стал Иоанн Окропири (980-1001). После присоединения к России в 19 в., грузинская церковь стала частью Русской, лишившись автокефалии.

Такое положение просуществовало до 1917 г., тогда всё вернулось на прежние места и автокефалия ГПЦ была восстановлена. В 1943 г. официально признана Московским патриархатом, а 3 марта 1990 г. и патриархатом Константинополя.

Сегодня в диптихе Церквей занимает первое место после РПЦ. Главой Грузинской Православной Церкви является Католикос-Патриарх Илия II.

Грузинское и русское православие ничем не отличается. Лишь политики пытаются рассорить братьев по вере. Для этого используется любой повод, вплоть до попыток изменить название страны. Так слово Сакртвело переводится с грузинского на русский, как Грузия, а коренной народ, населяющий страну, именуется грузинами. Эти наименования в несколько изменённой форме применяются на языках других народов уже веками.

Однако сегодня некоторые псевдопатриотичные грузинские политики находят в этих названиях влияние России. Ссылаясь на то, что на Западе Грузию многие называют Georgian или Georgia, что, по их мнению, более правильно, так как традиционно принятые привычные названия ассоциируются с тем, что Грузия является частью России. Такие высказывания позволяют себе озвучивать некоторые руководители в правительстве государства.

Однако во внутренней жизни страны православие принимает активное участие и играет важную роль. Об этом свидетельствует лишь один факт того, что на значимые православные праздники государство объявляет о помиловании осужденных.

Ежегодной традицией стало проведение обряда крещения лично католикосом-патриархом Илией Вторым. Событие это происходит 14 октября, в память о крещении грузин епископом Иоанном в октябре 324 г. в Куре. Выпущена книга, в которой запечатлены фотографии десятков тысяч крестников патриарха.

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок стал крестником патриарха, то постарайтесь приехать сюда к этому времени.

Довольно комфортно чувствуют себя здесь старообрядцы. Порядка двадцати их общин находится в стране. Юрисдикционно они относятся к Русской православной старообрядческой церкви в Румынии (Зугдийская епархия) и Русской Древлеправославной церкви.

В составе Грузинской Православной Церкви находится 36 епархий, которые возглавляют 36 грузинских митрополитов. Патриархаты располагаются в Мцхете и Тбилиси. Помимо епархий, находящихся внутри государства, существует шесть епархий зарубежных, в которые входят:

  1. Западноевропейская с кафедрой в Брюсселе.
  2. Англоирландская, кафедра находится в Лондоне.
  3. Епархия Восточной Европы.
  4. Канадская и Северо-Американская с кафедрой в Лос-Анджелесе.
  5. Епархия в Южной Америке.
  6. Австралийская.

День памяти святой Нины

Совершив своё апостольское служение в Грузии, святая Нина была извещена свыше о близкой кончине. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил её в последний путь. Не только епископ Иоанн, но и сам царь вместе со всем духовенством отправились в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений. Назидая народ, пришедший ей поклониться, святая Нина, по просьбе своих учениц, рассказала о своём происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный Соломией Уджармской, послужил основанием жития святой Нины.

Статья по теме

Протоиерей Димитрий Солонин: Грузия в сердце моём

Святая Нина завещала, чтобы её тело погребли в Бодбе. Она скончалась 27 января (14 января по старому стилю) 335 года (по другим источникам, в 347, на 67-м году от рождения, после 35 лет апостольских подвигов).

Царь, духовенство и народ, скорбя о кончине святой Нины, хотели перенести её останки в соборную Мцхетскую церковь, но не могли сдвинуть гроба подвижницы с избранного ею места упокоения. На этом месте в 342 году царь Мириан основал, а сын его царь Бакур (342–364) завершил и освятил храм во имя сродника святой Нины, святого великомученика Георгия; позднее здесь был основан женский монастырь во имя святой Нины.

Мощи святой, по повелению её сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями и чудесами. Грузинская православная церковь с согласия Антиохийского патриархата наименовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислив к лику святых, установила её память 27 января, в день её кончины.

Примечание

  1. Toumanoff, Cyril, «Iberia between Chosroid and Bagratid Rule», in Studies in Christian Caucasian History
    , Georgetown, 1963, pp. 1374—1377. Accessible online at [1]
  2. Rapp, Stephen H., Jr.
    7 — Georgian Christianity // The Blackwell Companion to Eastern Christianity (англ.). — John Wiley & Sons, 2007. — P. 138. — ISBN 978-1-4443-3361-9.
  3. В Грузии на праздник Успения будут помилованы более ста заключенных
  4. В Грузии совершен очередной акт вандализма в отношении армянской церкви
  5. Christian Population as Percentages of Total Population by Country (англ.). Pew Research Center (January 2011). Дата обращения: 15 марта 2014. Архивировано 7 января 2012 года.
  6. 12Jason Mandryk.
    Georgia // Operation World: The Definitive Prayer Guide to Every Nation. — InterVarsity Press, 2010. — 978 p. — (Operation World Set). — ISBN 0-8308-5724-9.
  7. Серго Наморадзе.
    Протестантизм на Кавказе //
    Назим Музаффарли, Эльдар Исмаилов и др.
    Кавказ и Глобализация : Журнал социально-политических и экономических исследований. — Лулео: CA&CC Press, 2008. — Т. 2, вып. 3. — С. 169—181. — ISSN 1817-7100.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]