Грузия, окрестности Мцхеты. Шио-Мгвимский монастырь.


Прп. Шио Мгвимский. Икона кон.XX-нач. XXI вв.

Шио (Симеон) Мгвимский
(груз. შიო; -VII вв.) преподобный Память 9 мая, 9 февраля (ПЦА [1]), 3 марта (ПЦА [2]), в четверг Сырной седмицы и в числе 13 Сирийских отцов

Родился в Антиохии Сирийской. Родители его были христианами и воспитывали своего сына как единственного наследника. Юноша получил хорошее образование, изучил Священное Писание и уже в ранние годы был одарён способностью толкования Слова Божия. Узнав о святом подвижнике Иоанне, Шио тайно покинул родительский дом и направился к нему. Преподобный Иоанн отправил юношу обратно к родителям, предсказав, что они станут иноками. Предсказание скоро исполнилось. Тогда Шио раздал наследство и принял постриг от святого Иоанна.

Спустя 20 лет преподобный Шио в числе 12 других избранных учеников святого Иоанна отправился в Грузию для проповеди Слова Божия. По благословению католикоса Грузии Евлавия и своего учителя преподобный Шио поселился в пещере западнее города Мцхеты, где нёс суровый аскетический подвиг, за который удостоился чудесных видений. Об уединённой жизни подвижника стало известно, и вскоре место подвига святого превратилось в обитель, в которой им был основан храм во имя Пресвятой Троицы. Позже были возведены также храмы в честь Божией Матери и Иоанна Предтечи. Все они были освящены католикосом Макарием. Число братии возрастало, и преподобный благословил основать для них Мгвимскую обитель, а сам продолжал подвиг спасения в затворе.

Преставился преподобный Шио 9 мая, приобщившись накануне Святых Тайн и преподав братии последние спасительные наставления. Мощи угодника Божия были погребены в основанной им обители.

Прп. Шио Мгвимский. Фреска (2004 г.) в храме прп. Илариона Великого, Оптина пустынь

Жизнеописание Шио составлено его сподвижником Мартирием Греком (в миру Иоанном); оно написано первоначально на греческом языке и прислано из Константинополя в Грузию. Как это жизнеописание, так и две молитвы Шио должны быть отнесены к единственным дошедшим до нас памятникам древней церковно-грузинской письменности, после жизнеописания равноапостольной Нины.
Преподобный Шио известен как автор 160 поучений для братии.

Православная Жизнь

22 мая Грузинская Православная Церковь почитает память святого Шио Мгвимского, одного из родоначальников монашества в Грузии. Как и первые монахи Киевской Руси, христианские отшельники Закавказья уединялись в пещерах, и одним из таких столпов веры Иверии стал Шио Мгвимский, или Печерский, т. к. мгвиме в переводе с грузинского означает пещера.


Шио-Мгвимский монастырь – один из самых древнейших не только в Грузии, но и во всем христианском мире. Основанный в VI веке, он до сих пор действующий, и в нем звучат молитва и прославление Бога. Не зря многие грузины считают, что с возрождением этой обители началось и возрождение Грузинской Церкви в наше время.

Древний монастырь находится в 9 км от г. Мцхета – древней столицы грузинского царства, в узком известняковом ущелье, а добраться до него можно только по одной единственной дороге. По этому горному серпантину никогда не ездит рейсовый транспорт, и только несколько лет назад древняя дорога стала асфальтированной и удобной для приезда паломников. Монастырь даже в XXI веке выглядит монастырем и местом отшельничества, здесь нет толп людей и суеты. Вообще, это место идеально подходит для монастыря, при учете того, что раньше здесь было намного глуше и место было заселено дикими зверями. Мало кто знает, что в Грузии водились тигры и леопарды, а само слово Грузия (Гурджистан, Гурзан) у арабов и персов именовалась «страна волков».

Святой Шио входит в число великих 13 ассирийцев, которые пришли в конце V века из Антиохии проповедовать Христа. Преподобный Иоанн по воле Бога выбрал двенадцать учеников для благовестия в Иверии. Одним из таких последователей был Шио, а само имя стало производным от Шимон, Симеон. Святой отправился для уединенной молитвы в ущелье, которое потом и стало известным монастырем в его честь. Святой Иоанн сказал Шио такие слова: «Чадо мое! Ступай, куда поведет тебя Сам Господь. Мне явил Владыка наш Господь Иисус Христос, что ты должен вести уединенную жизнь, а между тем будешь аввой великой лавры». Слова эти оказались пророческими, уже в конце VI века монастырь населяли более 2000 монахов!

Праведник не искал славы и почитания людей, а больше всего желал общаться с Богом. Он тайно жил в пещере и однажды был найден при чудесных обстоятельствах неким Евагрием, начальником крепости. Во время охоты со своими слугами он заметил, что голубь несет пищу в клюве и залетает в пещеру. Там он и обнаружил молящегося человека, и это был великий Шио. Птица же кормила отшельника, точно так же, как вороны питали ветхозаветного пророка Илью. После общения со святым Евагрий полностью изменил свою жизнь, распродал имение и раздал его бедным, вырыл себе новую пещеру и остался здесь жить монахом. Впоследствии он станет настоятелем монастыря, который образуется из единомышленников и последователей Шио. И сейчас на высоких песчаных склонах можно увидеть эти пещеры, где в древности жили отшельники.

Святого Шио часто изображают на иконе с волком, и это совсем не аллегория, а свидетельство чудесного эпизода из его жизни. Монахи жаловались святому, что волки часто нападают на монастырское стадо. Святой помолился, и, как говорит предание, собравшимся из леса волкам он сказал не беспокоить братию и уйти из этих мест, но одному волку нужно остаться и охранять стадо за причиненный ущерб. Так и случилось: волки больше не досаждали, а единственный волк охранял стадо шесть лет и не питался мясом до тех пор, пока не произошел еще один случай. Однажды ослик разбился в пропасти, но один из монахов стал наговаривать святому, что это волк съел его. После того, как выяснилась правда, святой сказал волку, что он свободен, и с тех пор хищник ушел в лес и не появлялся.

Известен интересный случай с обретением воды. Монахам нужна была вода, ее носили издалека вверх по дороге. Как-то монах разбил глиняные сосуды с водой и плакал от усталости и скорби. По молитве преподобного Шио около пещер забил источник, который назвали «Слезы Шио».

Иногда святого изображают с дымящимся ладаном на руке, и это тоже связано с преданием о строительстве первого храма, который сохранился до наших дней! Шио сам выбрал место для закладки храма в честь Иоанна Крестителя, и для этого он положил на руку горящий ладан и пошёл туда, куда указывал дым. Это самая первая постройка Шио-Мгвимского монастыря и построена в период 560–580 гг.

Последние годы жизни преподобный Шио провел в затворничестве. Перед этим он написал 160 поучений, которые братия должна была читать по воскресеньям. После создания монастыря он уединился на 15 лет в пещере возле храма, не выходя на белый свет и питаясь только водой и просфорами. Под конец жизни он усугубил аскетические подвиги и жил в пещере, похожей на колодец, там и отошел к Богу. Мощи его сохранялись в этом месте многие века и были местом почитания.

Расцвет монастыря пришелся на период правления царя Давида IV, который сделал Шио-Мгвимский монастырь своим царским владением, и обитель стала центром культурной и религиозной деятельности Грузии. Сохранился и храм Богоматери, построенный около 1100 года по инициативе Давида Строителя, и сейчас это центральный храм монастыря. Из летописи 1202 г. известно, что епископом Антоном при царице Тамаре для монашеской общины был построен 2-километровый водопровод, протянутый из соседней деревни. Что касается храма Божией Матери, то внешний вид его изменен после разрушения купола при нашествии персидского шаха Аббаса I в 1614 г. Через 65 лет его восстановили, но уже в упрощенном виде, как базилику. Сохранились некоторые фрески и росписи, и хотя храм достаточно минималистичен и прост в своей архитектуре, внутри он производит впечатление. Да и сам почтенный возраст внушает уважение.

В более поздние времена монастырь подвергался нападениям и разграблениям при арабах и персах. Однажды при шахе Аббасе II вместе с ценностями были вывезены и мощи святого Шио. В Персии начался мор жителей и три года умирали все первенцы людей и животных в стране. Одному из персидских мудрецов во сне явился старец и сказал: «Вам не надоело мучиться? Верните мои останки в Грузию!». Об этом и о том, что он является другим подданным, перс рассказал правителю, при этом уточнил, что не боится сказать об этом, как другие, так как уже стар и готов положить голову за правду. Шах повелел вернуть мощи святого Шио Мгвимского в золотой раке в Грузию. Как только караван с мощами пересек границу Ирана, мор прекратился. Помня об этом событии, иранцы вплоть до самой революции большевиков в честь этого события жертвовали весьма большую сумму в монастырь.

После персидского нашествия князь Гиви Амилахвари восстановил обитель в 1678 г., но уже в 1720 г. османская оккупация Грузии привела к ещё одному разрушению монастыря. Возобновившись в 1733 году, он был снова разрушен персами. Монастырь Шиомгвиме возродили, но обитель так и не смогла возвратить своё прошлое значение в духовной жизни Грузии. Шио-Мгвимский монастырь просуществовал до XIX века и после набегов лезгин опустел, но через время был снова возрожден епископом Александром. В советский период начались гонения на монастырь. Известен случай об игумене монастыря, которого расстреляли после того, как тот отказался впустить в стены обители пьяных солдат. Последние монахи жили здесь и при советской власти примерно до 1960-х годов. Мощи святого Шио полторы тысячи лет хранились в монастыре, кроме вышеупомянутого события с персами, до самого XX века, когда чья-то безбожная рука поднялась на святыню и организовала поджог. Часть мощей уцелела и сейчас находится в монастыре Самтавро близ Мцхеты. На тридцать лет обитель полностью опустела, и возрождение монашеской жизни произошло в 90-х годах прошлого века.

Если верующий человек попадает в это место, то его впечатляют не только красота мест, чистый воздух, тишина, высота гор и холмов (монастырь расположен на высоте 750 метров над уровнем моря), не только старинные храмы и пещеры, но само место, освященное молитвами праведников, наиболее известным из которых является святой праведный Шио.

Андрей Герман Фото автора

Как добраться[править]

Проезд:

Попасть в монастырь можно из Мцхеты — на центральной площади города стоит указатель на монастырь. Дорога одна, причем тупиковая и не имеющая рейсового транспорта.

Пешком следует дойти от села Дзегви на трассе Мцхета-Кавтисхеви. Там есть мост через Куру и дальше вверх начинается дорога к Шиомгвиме. От Дзегви 4 километра. Можно попасть из Ксани. Можно добраться по бездорожью с севера через хребет, от села Чардахи в Мухранской долине через село Схалтба. Также 4 километра. При движении с севера вы попадаете прямо на край обрыва, откуда потрясающие виды на монастырь и окрестности, однако спуститься оттуда вниз сложно — придется идти по лесу.

Адрес:

Мцхета, Мцхета-Мтианети

История

Шио-Мгвимский монастырь появился в исторический период, когда ассирийские отцы разошлись по Грузии. В ущелье под городом Мцхетой пришел святой Шио. Он начал жить в одной из горных пещер. Достаточно быстро он обзавелся множеством последователей. Они вырыли себе пещеры. В окрестностях Шио-Мгвимского монастыря их сохранилось немало, точную дату их создания определить на данный момент очень трудно.

Знаменитым последователем его был Евагрий. Ему принадлежала крепость Цихедиди. Он встретил Шио, когда ушел охотиться в горную местность. Познакомившись со святым, Евагрий принял решение остаться с ним. При этом он выставил на продажу все, чем владел. Все собранные денежные средства он отдал бедным слоям населения и начал жить монашеской жизнью.

Отзывы

Кельи здесь располагаются напротив храма. В них на сегодняшний день живет примерно несколько десятков монахов. Они являются достаточно современными постройками. Некогда в данном монастыре проживало около 2000 послушников. Монахи, что в целом свойственно грузинской нации, встречают гостей со всем радушием. Посещать обитель можно бесплатно, монахи сами вызываются проводить экскурсии. Посетители отмечают, что экскурсии эти крайне интересны, пропитаны любовью и страстью к этим местам, к их богатой истории.

Послушники самостоятельно обеспечивают свою жизнь, выращивая овец, виноград. Они культивируют земли. Вполне вероятно, что они предложат попробовать местное вино, которое делают сами. Для грузинских монахов изготовление вина является своего рода религией. Дав посетителю вино, они фактически обнажают перед ним свою душу. В своих отзывах многие отмечают чистоту горного воздуха, красоту местных пейзажей и невероятно спокойную атмосферу обители, за что это место так любят туристы.

Дополнительные постройки

Помимо этих культовых сооружений, на территории обители сохранилось несколько древних зданий, предназначавшихся для ведения хозяйства. Также видно на фото Шио-Мгвимского монастыря в Грузии и церковь, расположенную высоко на скалах. До нее достаточно сложно дойти. Родников тут нет.

На сегодняшний день в обители проживают послушники, и правила в ней достаточно строгие. По этой причине для проведения чайных церемоний лучшим решением будет перебраться к югу, выйдя за ворота.

В обрывах окрестностей есть немало пещер. Здесь осадочная порода, известняк, песчаник. По этой причине пещеру вырыть не представляется сложным. Однако остается непонятным, как именно можно дойти до пещер от монастыря. Вполне вероятно, что такие действия здесь не приветствуются.

Приезжая в обитель, нужно брать в расчет, что привозят из Шио-Мгвимского монастыря лечебное масло. Здесь его можно приобрести, оно пользуется популярностью.

О втором храме

Храм Богоматери возвел приблизительно в 1100 году Давид Строитель. На данный момент именно это сооружение считается центральным в обители. Изначально этот храм обладал куполом. Однако когда шах Аббас в 1614 году нападал на эту местность, строение разрушили. Восстановили его лишь в 1678 году. Тогда он приобрел упрощенную форму.

Храм так и остался простым, без особых изысков, внешних украшений. Он выстроен в минималистическом стиле. Но внутреннее убранство в нем прекрасно. Там осталось немало фресок и росписей. На стенах кто-то когда-то наклеивал фотообои и остались следы от этого. Внутри этой постройки фотографировать запрещено.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]