Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове

Дьяковская церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи – храм уникальный исторически и архитектурно. Поводом к строительству считают принятие титула царя 16-летним Иваном Четвертым в 1547 году. Предтеченский храм – один из двух уцелевших, состоящий из нескольких на общем фундаменте, или многостолпных. Второй – Покровский собор что на Рву построен в ознаменование взятия Казани в 1552 году. Штурм начали в день Покрова, но более известен этот шедевр как собор Василия Блаженного.

Объединяло церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи и московский храм схожее внешнее оформление. Оба строения были красно-белыми, церковь такой изобразил художник Маковский, собор рисовали многие и многократно. Нынешний вид собора Василия Блаженного общеизвестен, преображенная белоснежная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи гармонирует с удаленным на 400 метров храмом Вознесения Господня в Коломенском.

Ученые до сих пор не установили точно, когда построили церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Странно, но озвученные даты перекрывают почти целиком период царствования Ивана Грозного и всю его жизнь. Странно вдвойне, потому что время венчания на царство никаких споров не вызывает. При этом с достаточной уверенностью говорят о строителях храма, зодчих с кличками Барма и Постник.

Этих же строителей считают авторами собора Василия Блаженного, а церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи – разминкой перед столичным проектом. Конструктивно общим техническим решением храмы действительно объединены, но только на уровне единого основания. Девятиглавый собор с шатровой центральной церковью и церковь из пяти столпов со средней, похожей на ротонду, сильно различаются.

Количество глав как прославленного купюрой собора, так и церкви в Дьяково соответствует числу отдельных храмов. Они соединены притворами, подобно приделам и основному объему крестовых религиозных строений, наиболее распространенных в православии. Полноценно осмотреть церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, оценить ее особенности и достоинства посетители могут, приблизившись к храму.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи вблизи

Хотя на фото с удаленных ракурсов виден только главный купол, стоит церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи на возвышенном месте. Дорожка в лесном массиве выводит к храмовой ограде, оборудованной кирпичными воротами. Время их строительства неизвестно, но хорошая сохранность говорит о не очень давнем происхождении. Большая арка проезда внутри образует две неполных, посередине смыкающихся.

По бокам от проезда устроены еще две малых арки, одна из них заложена кирпичом. Вторая оснащена калиткой для прохода пешеходов. Все арки крыты металлическими листами, в высших точках установлены тумбы с куполами и крестами. Фронтон центральной украшен иконой Иоанна Предтечи, иначе называемого Крестителем. Прозвания отражают выполненное им предсказание о явлении Христа и проведение обряда крещения будущего Спасителя.

Особой ухоженностью церковная территория не отличается, заросшие травой захоронения тому свидетельство. Каменные надгробия в большинстве заросли мхом, некоторые кресты покосились из-за оседания могильных холмиков. При этом заметны сохранившиеся венки, искусственные цветы на некоторых памятниках. Церковное кладбище, разумеется, давно не действующее, хотя остается в относительном порядке.

Захоронение местных жителей здесь прекратили в 1930-х годах, когда храм уже не действовал. Ведущиеся археологические раскопки, целью которых был поиск прославленной библиотеки Ивана Грозного, также вынужденно свернули. Дальнейшее углубление грозило нарушением целостности фундамента, отчего церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи могла потерять устойчивость. Так и не нашли знаменитую Либерию до сих пор.

Архитектурные особенности

Крестовое построение храма выражено здесь в расположении четырех малых церквей диагонально к частям света. В центральном здании большего размера, как полагается, алтарь на востоке и главный вход с запада. Восьмигранные боковые храмы состоят из двух ярусов, между которыми – зубчатый гребень стилизованных кокошников. Эти церкви соединены притворами с главной, две примыкающих к западной стене с ней сливаются.

Западная стена содержит вход в церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, на ней расположена оригинальная звонница. Обычно колокола православных храмов помещают в высокой башне, встроенной в здание либо стоящей отдельно. Здесь для этого использована конструкция, являющаяся продолжением лицевого фасада. Немного напоминает Софийскую звонницу в Великом Новгороде.

Необычно выглядит и барабан купола центрального строения, словно ротонда с тесным расположением колонн. Эта деталь буде показана еще ближе, пока рассмотрим звонницу. Остроконечная конструкция имеет три столба и соответственно два проема, в которых и закреплены несущие балки. Столбы словно составные из неравных частей, разнообразятся прямоугольными углублениями.

Образовавшиеся между столбами проемы под колокола с острыми завершениями явно разной величины. Видимо, ширина их выбиралась исходя из размеров колоколов, которые предполагали разместить на звоннице. Лесенка и трап для звонарей не укрыты от осадков и ветра, как в традиционных колокольнях. Вровень с куполами малых церквей, кресты которых достигают только середины звонницы, расположен уровень звона.

Входные двери в церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи расположены прямо под звонницей. Над дверями с открытой створкой, припертой стулом, установлен образ святого мученика. Кроме округлой арки над входом, остальные декоративные элементы острые либо прямоугольные. На стене табличка с наименованием храма, немногочисленные оконные проемы снабжены решетками.

На пятом столетии своего существования церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи переживала не самые добрые времена. Закрытие большевиками в 1924 году, открытие в 1949-м и новое забвение с 1957-го. Последнее освящение ценнейшего исторического и религиозного здания произошло в 1992 году. Для полноты впечатления зайдем внутрь, как и приглашает объявление у входа.

Паломнику[править]

Расписание богослужений:

Утренние богослужения по субботам, Престольным, Великим праздникам и в дни памяти особо чтимых святых и икон Божией Матери. Начало утренних богослужений 8:00.

Вечерние богослужения бывают по расписанию под воскресные дни (в субботу) и великие праздники и начинаются в 18:00.

По пятницам богослужения бывают в приписном Больничном храме во имя святого страстотерпца благоверного царевича Алексия при ПКБ №15 г. Москвы. Начало богослужений 8:00.

Интерьер Предтеченского храма

Внутренним убранством церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи от обычных храмов православия не отличается. Алтарная преграда выполнена в виде иконостаса из нескольких рядов образов святых. Иконами украшены и створки Святых врат, предназначенных для прохода священников в алтарное помещение. Налицо все традиционные атрибуты, от подиума солеи с выступом амвона для проповеди до клироса для певчих, аналоев и подсвечников.

Аналои для праздничных икон накрыты покровами, совпадающими по расцветке с подобающими дню одеяниями священников. Святые образа доступны для ритуальных поцелуев, листать церковные книги не запрещают. Заздравные и поминальные свечи в храме зажигают и верующие, и атеисты. Чтобы осмотреть все ярусы иконостаса, приходится отходить подальше, увенчанные крестом образа поднимаются уступами до верха окон.

Такое устройство алтарной преграды сформировалось не сразу, характерно оно только для православных храмов. У католиков алтарь чаще тоже отгорожен от прихожан, но преимущественно чисто символически. Это или ажурная металлическая решетка, или невысокая балюстрада. Столь значительное отличие сложилось в результате разделения ветвей христианства, подчеркивая более серьезные идеологические разногласия.

Несколько узких и длинных боковых окон обеспечивают попадание в церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи естественного освещения. Ярусом выше расположены восемь проемов в широкой части барабана, над ними еще столько же под самым куполом. Выйдя из храма, большинство посетивших древнее строение снова осматривают его снаружи, удивляясь гармоничности облика.

Внимательное рассмотрение светового барабана центрального купола позволяет разобраться в его устройстве. Это не ротонда, а половины цилиндрических башен, между которыми и выполнены окна второго яруса. Множественные отверстия в верхних частях башен, видимо, не сквозные, изнутри они не обнаруживались. Зато снизу не видны окна второго яруса, явственно виденные во время посещения.

Престольные праздники[править]

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

— 11 сентября

Иоанн Предтеча, пророк

— 7 июля (Рождество), 11 сентября (Усекновение главы), 6 октября (Зачатие), 20 января – Собор

Собор 12-ти апостолов

— 13 июля

Зачатия Иоанна Предтечи — Октябрь 6

Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы

— 22 декабря

Константин и Елена, равноапостольные

— 3 июня

Собор Московских святителей

— 18 октября

Архитектура и внутреннее убранство

Храмовый комплекс включает несколько строений:

  • саму церковь XVII в.;
  • трапезную XVIII в.;
  • колокольню XVIII в.;
  • церковный домик.


Внешний облик церкви, © Nomad

Храм представляет собой четырехгранное в плане, однокупольное каменное строение с возвышающимися по центру фасадов полуглавиями. Над куполом установлен высокий световой фонарь, увенчанный луковичной главкой и золоченым крестом. С восточной стороны здания выступает полукруглая апсида, перекрытая конхой, с западной — находится притвор.

Большие окна были прорублены в процессе перестройки церкви в середине XVIII ст. Часть архитектурного декора, к примеру оригинальное обрамление южного входного портала, сохранилась в оригинале, остальное восстанавливалось по уцелевшим фрагментам.

От подлинного внутреннего убранства храма практически ничего не осталось, лишь крохотный фрагмент фрески, который в ходе последних реставрационных работ законсервировали «для потомков». Нынешняя богатая роспись стен и сводов выполнена в византийском стиле. В ее основе лежат сцены из жития Иоанна Крестителя.

Трапезная вплотную примыкает к церкви и южным фасадом выходит на «красную линию» Черниговского пер. Несмотря на близкое соседство, объекты смотрятся как самостоятельные единицы. Сводчатое здание украшено пилястрами, вокруг оконных проемов выделены наличники, визуально поддерживаемые консолями-завитками и венчающиеся фронтонами. Наружный вход в трапезную расположен со стороны западного торца.

Трапезная, © Ludvig14

Между трапезной и колокольней установлен решетчатый забор с каменным цоколем и массивными столбами. Он был восстановлен в ходе реставрационных работ 1984 года в пропорциях, близких к оригиналу, но без прерывающего его церковного крыльца. Ограда является объединяющим звеном комплекса.

2–3 этажный церковный домик находится через дорогу от трапезной. Его внешний вид не соответствует одноэтажному подлиннику 1798 года, предназначавшемуся под богадельню. Здание «выросло» уже в XIX в., тогда же были изменены фасады.

Колокольня со стороны Чугунного моста, © Nomad

Обет Богу

Первый деревянный храм основал князь Василий III, как обет о рождении сына. Князь ждал наследника 20 лет. Ради него развелся с супругой Соломонией Сабуровой и женился на красавице польке Елене Глинской. В 1530 г. храм достраивался в честь рождения княжича Иоанна (будущего царя Ивана Грозного).

Деревянный храм, по преданию, сгорел. Закладку фундамента существующего учёные относят к 1547 г. Он появился на границе архитектурных эпох: шатровых и столпообразных храмов, в честь восшествия на царский трон юного Иоанна IV.

Таких храмов в России всего два: в Дьяково и Покровский, известный, как Собор Василия Блаженного. У них много общих деталей, что позволяет назвать автора: псковский мастер Посник. Изначально оба храма были бело-красные. Нынешнее оформление Василия Блаженного – дело более позднего времени.

Храм в Дьяково

Строгий, величественный пятистолпный храм возвышается на крутом берегу реки и прекрасно вписывается в окружающий ландшафт. Он выполнен в стиле древнерусских шатровых церквей, но оканчивается плоским куполом. Главный столп высотой 34 м (без креста) окружен 4 самостоятельными восьмигранным приделами с башнями-бочками. Композиция стоит на едином фундаменте и объединяется крытой обходной галереей.

Столпы символизируют преемственность власти московских правителей. Три купола дают намек на соборы Успения во Владимире, Кремле, и Киево-Печерской лавре. Два указывают на наследие предыдущих церквей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]