Мiръ
Россия Ростовская область Ростов-на-Дону Благовещенский греческий храм (Ростов-на-Дону) Идёт загрузка карты…
{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:47.2258027999999967505573295056819915771484375,»lon»:39.7281832999999977573679643683135509490966796875,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC_(%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2-%D0%BD%D0%B0-%D0%94%D0%BE%D0%BD%D1%83)\» title=\»\u0411\u043b\u0430\u0433\u043e\u0432\u0435\u0449\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0433\u0440\u0435\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0445\u0440\u0430\u043c (\u0420\u043e\u0441\u0442\u043e\u0432-\u043d\u0430-\u0414\u043e\u043d\u0443)\»\u003E\u0411\u043b\u0430\u0433\u043e\u0432\u0435\u0449\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0433\u0440\u0435\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0445\u0440\u0430\u043c (\u0420\u043e\u0441\u0442\u043e\u0432-\u043d\u0430-\u0414\u043e\u043d\u0443)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: \u0433\u0440\u0435\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u043d\u044b\u0439 \u0445\u0440\u0430\u043c, \u043f\u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0432 1909 \u0433\u043e\u0434\u0443 \u0432 \u0420\u043e\u0441\u0442\u043e\u0432\u0435-\u043d\u0430-\u0414\u043e\u043d\u0443. \u0412 \u0441\u043e\u0432\u0435\u0442\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0432\u0440\u0435\u043c\u044f \u0445\u0440\u0430\u043c \u0431\u044b\u043b \u0441\u043d\u0435\u0441\u0451\u043d, \u0430 \u043d\u0430 \u0435\u0433\u043e \u0444\u0443\u043d\u0434\u0430\u043c\u0435\u043d\u0442\u0435 \u043f\u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0438\u043b\u0438 \u0422\u0435\u0430\u0442\u0440 \u043a\u0443\u043a\u043e\u043b. \u041d\u043e\u0432\u0430\u044f \u0433\u0440\u0435\u0447\u0435\u0441\u043a\u0430\u044f \u0411\u043b\u0430\u0433\u043e\u0432\u0435\u0449\u0435\u043d\u0441\u043a\u0430\u044f \u0446\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0431\u044b\u043b\u0430 \u043e\u043a\u043e\u043d\u0447\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e \u0432\u043e\u0437\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0430 \u0432 2014 \u0433\u043e\u0434\u0443.»,»title»:»\u0411\u043b\u0430\u0433\u043e\u0432\u0435\u0449\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0433\u0440\u0435\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0445\u0440\u0430\u043c (\u0420\u043e\u0441\u0442\u043e\u0432-\u043d\u0430-\u0414\u043e\u043d\u0443)»,»link»:»»,»lat»:47.2258027999999967505573295056819915771484375,»lon»:39.7281832999999977573679643683135509490966796875,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}
47.225787; 39.728227
Россия, Ростов-на-Дону, Университетский переулок, 46
Ростов-на-Дону,Ростовская область344022
Россия
Телефон:
89885810870
Греческая церковь в честь Благовещения Пресвятой Богосродицы
— греческий православный храм, построенный в 1909 году в Ростове-на-Дону. В советское время храм был снесён, а на его фундаменте построили Театр кукол. Новая греческая Благовещенская церковь была окончательно возведена в 2014 году.
История[править]
Греческая Благовещенская церковь была построена в Ростове-на-Дону в начале XX века. Храм располагался в Ткачёвском переулке (ныне Университетский) у его пересечения с Мало-Садовой улицей (ныне улица Суворова) на территории, принадлежавшей «Эллинскому благотворительному обществу». Средства на строительство храма жертвовали проживавшие в городе греки. Наиболее значительное пожертвование сделал владелец табачной фабрики Ахиллес Асланиди. Храм был заложен в 1907 году, и в 1909 году строительство было завершено.
Автором проекта храма был архитектор И. П. Злобин. Строительство осуществлялось под руководством городского архитектора Г. Н. Васильева. Внутренние росписи храма выполнил художник Е. Г. Черепахин. Храм был построен в стиле неоклассицизма. Над главным входом с четырёхколонным портиком возвышалась двадцатиметровая двухъярусная колокольня. При храме действовала библиотека с книгами на греческом языке. В 1913—1914 годах настоятелем храма был был священник Парисис Савва.
Храм в 1910 году
В 1930-х годах храм был закрыт и приспособлен под детскую техническую станцию. Во время немецкой оккупации Ростова храм вновь открыли. 6 ноября 1942 года около Благовещенской церкви проходил смотр-парад румынских войск, посвящённый дню рождения румынского короля Михая I. На мероприятии присутствовали немецкие офицеры. Парад завершился торжественным богослужением в Благовещенской церкви.
В 1959 году храм закрыли окончательно. Здание было передано соседней школе школы № 7. В бывшей церкви разместился спортзал и учебно-производственные мастерские. На момент ликвидации храм был одним из крупнейших в городе, в будние дни на службу приходило по 30 человек, по воскресеньям же он был полностью заполнен людьми, что вызывало раздражение властей, проводивших антицерковную политику. Ещё ранее церковь была обнесена трёхметровым забором, но эта мера не привела к сокращению числа прихожан. В 1964 году храм был снесён, а на его фундаменте построили Театр кукол (Университетский переулок, 46). При этом были частично сохранены старые церковные стены.
После перестройки в Ростове стал обсуждаться вопрос о возможном восстановлении Благовещенской церкви и переносе Театра кукол в другое место. Однако эта идея не нашла большой поддержки, и тогда было решено возвести неподалёку новый храм. В 2003 году для строительство храма был выделен земельный участок площадью 0,2099 га по адресу Кировский проспект, 57. Первоначально храм хотели воссоздать по первоначальному проекту. Позднее было решено построить совершенно новый храм в неовизантийском стиле. Автором проекта храма стал архитектор Г. А. Шевченко.
Торжественная закладка храма состоялась 22 сентября 2007 года. В 2012 году рядом со строящимся храмом появилась небольшая временная церковь, в которой проводились богослужения до окончания строительства.
В краеведческом музее Ростовской области сохранилась закладная доска первого храма с надписью, что в августе 1907 года был «заложен камень во имя церкви Благовещения». Эту закладную доску планировалось передать новому храму после открытия.
В январе 2014 были завершены основные строительные работы. Церковь обзавелась кровлей, была осуществлена гранитная облицовка цоколя.
12 октября 2014 года на здании строящейся церкви были возведены деревянные кресты, специально изготовленные для храма монахами с горы Афон.
Архитектура и убранство сооружения
Внешний вид
Здание было построено в стиле неоклассицизма. Над главным входом с четырехколонным портиком возвышается двадцатиметровая двухъярусная колокольня.
Новая церковь в 2003 году была построена в неовизантийском стиле по проекту архитектора Г.А. Шевченко.
В краеведческом музее Ростовской области хранится закладная доска первого храма с надписью. Она гласит, что в августе 1907 года был «заложен камень во имя церкви Благовещения». После открытия эта закладная доска была передана новому собору.
Во время строительства в 2011 году возводились части монолитных стен восточной и южной части главного зала. Строились колокольня и размещающаяся полукупольная часть главного зала. Была выполнена частичная облицовка мрамором окон.
В результате строительных работ в 2014 году были выполнены кровельные работы, сделана гранитная облицовка цоколя и входных групп, стены были выложены из перемежающихся каменных и керамических кирпичей, которые создавали красивые узоры.
В октябре 2014 года на здании были поставлены уникальные кресты, история которых началась еще на горе Афон в Греции. Проект главного храмового креста был создан старцем Арсением. На некоторое время для проверки на соответствие Византийским канонам строительства на купол церкви был установлен деревянный крест.
Внутреннее оформление
Внутри здание просторное и большое. На стенах установлены уникальные мозаичные иконы, созданные вручную в мастерской монахинями монастыря Пресвятой Богородицы Всецарицы в Аттике в Греции. В установке икон на стене собора принимали участие монахини Христодула и Никодима, которые прилетели из Афин в Ростов-на-Дону.
Внутреннее оформление с множеством икон впечатляет богатством греческого стиля и умиротворенности.
Современное состояние[править]
С января 2015 года, после назначения духовенства, в церкви регулярно ведутся службы. Помимо богослужений там же проводятся различного рода мероприятия, миссионерские и благотворительные акции.
При храме осуществляет свою деятельность молодёжное христианское объединение, а также воскресная школа для детей и взрослых.
Хотя основные строительные работы и были закончены, дополнительные доработки по-прежнему осуществляются благодаря поддержке «Благотворительного фонда И.И. Саввиди».
Также церковь окормляет местный дом малютки.
Как проходят богослужения
Церковь на Пушкинской можно посетить ежедневно с 08:00 до 19:00. Богослужения в храме проходят ежедневно.
В соборе кроме богослужений проходят важные культурные мероприятия при поддержке региональной общественной организации «Танаис». Приходская община укрупняется с каждым днем.
При посещении церкви соблюдайте правила:
- Одежда: юбки ниже колена, плечи должны быть закрыты.
- Головной убор: женщины должны покрывать голову платком.
- Запрещено посещать собор в летней одежде, шортах или спортивном костюме.
- Нельзя осматривать церковь во время службы. Это неприлично.
На сегодняшний день в греческой церкви в Ростове-на-Дону функционирует молодежное объединение, воскресная школа для детей и взрослых, проводятся различные миссионерские и благотворительные акции. Прихожане храма ездят в паломнические поездки, также собор кормит Дом малютки №1.
Престольный праздник празднуется 7 апреля на Благовещение Пресвятой Девы Марии.
Как добраться до церкви
Так как храм расположен в центре, добраться до него можно на любом общественном транспорте: автобусе, трамвае и маршрутном такси. В пешей доступности (10-15 минут ходьбы) рядом находятся Областной музей краеведения, Государственный музыкальный театр и Областной музей изобразительных искусств.
Греческий собор расположен в сквере им. 1-й Конной Армии в Кировском районе Ростова-на-Дону.
Чтобы добраться до достопримечательности общественным транспортом:
- Необходимо доехать до ближайшей остановки «Проспект Кировский» и от нее пройти 293 м (автобус №85, 85а, трамвай №6, 10, троллейбус №5, маршрутное такси №29, 40, 52, 55, 59, 67, 80, 88, 98, 226).
- Нужно доехать до остановки «Университетский» и пройти 473 м.
- Нужно сойти на остановке «Музыкальный театр» и пройти 514 м.
- Выйти из транспорта на остановке «Улица Максима Горького» и пройти 577 м.
Православные храмы города
Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Это кафедральный собор с богатой и интересной историей, настоящий символ города. Автором проекта стал К. А. Тон, который проектировал московский Храм Христа Спасителя. Ростовский собор был отстроен к 1860 году. А основой ему послужила крепость Дмитрия Ростовского 1761 года. В советское время он сильно пострадал: были сняты кресты и иконы, разобраны паперти из мрамора, исчезли элементы внутреннего убранства. Потом в храме устроили склад зерна, во дворе – зверинец. В наши дни проведена реконструкция, к радости прихожан.
Расположен на улице Станиславского, 58.
Сретенский храм
Это строение упоминалось еще в 1778 г., его прошлое тесно связано с донским казачеством. Именно казаки и построили красивый деревянный храм в станице Александровской. С тех пор здание не раз перестраивалось, но даже в камне сохранило истинно русский стиль и легкость устремленных ввысь построек из дерева.
Располагается на ул. Детская, 254.
Старо-Покровский храм
Один из старейших храмов Ростова, построенный во имя Покрова Пресвятой Богородицы, когда-то перенесли из крепости Св. Анны. Здание возводилось из соснового массива и впервые открыло двери гостям в 1784 г. Церковь пережила многое на своем веку, увеличить приход получилось в 1869 г.
И сегодня можно посетить ее, неоднократно перестроенную: ул. Б. Садовая, 113б.
Вознесенский храм
Решение о постройке часовни было принято в 1868 году, в честь избавления царя Александра от опасности. Сначала появилась маленькая церковь, потом приход, а строительство Александро-Невского храма шло с 1876 по 1878 гг. Позднее Дума изменила решение и постановила строить «главный собор» на Ново-базарной площади. Проект принадлежит архитектору А. Ященко.
Собор в Ахтарском переулке, 3, был освящен в 1910 г.
Храм преподобного Серафима Саровского
История отсчитывается с 1904 года. Жители станицы Гниловской почитали Святого, возводить церковь в его имя стали по своей инициативе. Всем миром собирали средства на проект, который в итоге выполнил зодчий Козлов — в древнерусском стиле. У здания — 7 золоченых куполов, трехъярусная звонница, кирпичная кладка выглядит узорно. Здесь располагается и Донская Духовная семинария.
Он расположен по улице Портовой, 72.
Храм Преполовения Пятидесятницы
Каменную церковь во имя Преполовения Пятидесятницы решили строить в 1820, к 1829 храмовое строение было возведено. Потом, в начале 20 века, его перестраивали. Здание красиво и снаружи, и изнутри — здесь искусная роспись и внушительный иконостас.
Придется добираться до Всесоюзной, 165.
Свято-Троицкий приход
Западный жилой массив украшают сразу два храма, которые отстроены на одной территории. Это храмы Святой Троицы и в честь преподобного Сергия Радонежского. Вместе они образуют удивительный ансамбль, по красоте и атмосфере напоминающий Троице-Сергиеву Лавру.
Посетить их можно, добравшись на Международную, 7а.
Свято-Казанский собор
Это новое строение, история которого началась с 1996 г., когда в северном районе Ростова-на-Дону, на пустыре возник вагончик с крестом, где служили службы.
Прихожан становилось все больше, и в 2004 г.Состоялась закладка храма, сейчас он действует по адресу: пр. Космонавтов, 16а/32а.
Имени Иоанна Кронштадтского
Выглядит он так, будто вы на миг очутились в Петербурге. Постройка новая — в 1999 г. ее освящал Алексий II. Рядом Институт путей сообщения, поэтому заходит много молодежи.
Храм святителя Димитрия
Крепость на Дону была заложена по указу императрицы Елизаветы. Святитель Димитрий Ростовский многое сделал для ее становления, именно от его имени и родилось название города — Ростов.
Святой стал для всех ростовчан покровителем, а церковь стоит в парке «Дмитриевский».
Другие храмы Ростова-на-Дону
Город многонационален, в нем ладят между собой представители разных культур и религий. Есть синагоги, мечети, центр буддизма, но не только.
Благовещенский греческий храм
Его построили в 1909 году в самом центре (пр. Кировский, 57), в прекрасном ново-византийском стиле. Однако советскую эпоху здание не пережило, а сейчас возродилось: работы по возведению закончились в 2014, вскоре возобновились службы.
Электронная библиотека
Приходская Благовещенская церковь Ростова стояла у южного края площади, которую почти с юга на север пересекала улица Благовещенская (ныне Луначарского). Храм располагался по оси этой улицы (ил. 1, 2). Ясно, что он обладал исключительно важным градостроительным значением. Решение о сносе церкви было принято в 1928 г. Разобрали ее около 1930 г., во всяком случае, на плане Ростова, составленном в этом году, она уже не обозначена. В середине XX в. была застроена и сама указанная площадь. Теперь по тому месту, где находилась Благовещенская церковь, пролегает проезжая часть ул. Луначарского.
В наиболее раннем справочном издании о церквах и монастырях Ярославской епархии (1861 г.) значится, что рассматриваемая церковь «сооружена в 1683 году, Преосвященным Гавриилом Вологодским и Белозерским». В более поздней литературе конца XIX – начала XX вв. она датируется 1682 г., с указанием на того же заказчика. Почти накануне сноса храм в нескольких словах описал В.А. Собянин, который, в частности, упомянул, что под орнаментальными полукружиями завершения памятника «идет фриз с заштукатуренными кафелями», а в иконостасе «иконы XVII века». В 1945 г. С.В. Безсонов дал краткую характеристику этому уже к тому времени утраченному храму. По мнению автора, он был построен в 1682 г. в стиле ионинского зодчества, под которым подразумевалась архитектура времени ростовского митрополита Ионы (1652-1690), мастерами последнего. Поразительно, что все те, кто писал о Благовещенской церкви, не обратили внимания на имеющуюся в Ярославских епархиальных ведомостях за 1863 г. работу вологодского краеведа Н. Суворова, в которой он опубликовал подлинные документы о строительстве данного храма и на основании их датировал его 1695-1697 гг.
Как видим, в литературе существуют различные мнения о времени строительства рассматриваемой церкви, крайне слабо она изучена и в архитектурно-художественном отношении.
Изучение архивных документов показало, откуда взялись упомянутые датировки Благовещенской церкви 1682 и 1683 годами. В ведомостях об этой церкви с 1820-х годов до 1863 г. значится, что она построена в 1683 г., а в соответствующих ведомостях, начиная с 1864 г., церковь датируется 1682 г. Потому-то в издании 1861 г. церковь отнесена к 1683 г., а в последующих публикациях, начиная с 1882 г., – к 1682 г.
Анализ подобных ведомостей о других церквах Ростова свидетельствует, что данные документы крайне ненадежны как источник по истории строительства храмов. Надо полагать, совершенно ошибочные даты 1682 и 1683 гг. возникли в результате забвения к концу XVIII – началу XIX в. клиром Благовещенской церкви реальных фактов истории ее создания. Чего стоит, например, следующая запись в описи названного храма 1834 г.: «Означенная Благовещенская церковь… древней архитектуры начало возымела от 1682 года, в царствование Государыни Императрицы Елисаветы Петровны построена усердием и старанием Преосвященнаго Гавриила Вологодскаго». Вот какая путаница существовала в головах причта данной церкви! Напомню, что Елизавета Петровна правила в 1741-1761 гг., а Гавриил Кичигин был вологодским архиепископом в 1685-1707 гг.
Обратимся к более надежным источникам по истории рассматриваемой церкви. Первое известие о ее одноименной предшественнице встречается в Ростовской дозорной книге 1619 г. С 1620-х годов при Благовещенской церкви числилась «трапеза теплая Дмитрия Селунского», то есть теплая трапезная церковь.
Важнейшие вехи и обстоятельства создания сменившего эти две деревянные церкви каменного храма с редкой для XVII в. полнотой зафиксировали упомянутые выше документы, опубликованные Н. Суворовым. Они представляют собой письма уроженца Ростова вологодского архиепископа Гавриила Кичигина (1685-1707) к ростовскому митрополиту Иоасафу (1691-1701), священнику Благовещенской церкви Зиновию, иконописцу Дмитрию Григорьеву сыну Плеханову и письмо последнего к названному вологодскому владыке. Согласно этим источникам история сооружения интересующей нас церкви предстает в следующем виде.
В январе 1696 г. архиепископ Гавриил, обращаясь к митрополиту Иоасафу, писал: «В прошлом, государь, в 203 году, по обещанию нашему ради вечного поминовения, за вашим архиерейским благословением, во отечествии нашем в городе Ростове, начата строитца каменная церковь во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы, с приделы».
Данное свидетельство позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, вологодский архиепископ Гавриил действительно являлся заказчиком строительства каменной Благовещенской церкви. Во-вторых, поскольку в приведенной цитате фигурирует слово «приделы», значит, данный храм изначально был задуман с двумя позже существовавшими приделами Димитрия Солунского и Григория Акрагантийского. Наконец, 203 г., точнее 7203 г. продолжался с 1 сентября 1694 г. по 31 августа 1695 г., следовательно, церковь могли заложить еще осенью 1694 г., однако более вероятно, что это произошло весной или летом 1695 г.
Ростовский митрополит Иоасаф оказывал всяческое содействие возведению Благовещенской церкви, в частности, он предоставлял для нее кирпич, очевидно изготовлявшийся в его вотчинах, и покровительствовал непосредственному представителю заказчика священнику данной церкви Зиновию.
Характерно, что этот последний стремился активно влиять на формирование архитектурно-художественного облика церкви, которая строилась под его непосредственным надзором. Так, 25 августа 1695 г. он отправил архиепископу Гавриилу в Вологду письмо с предложением завершить храм не одной, а пятью главами. Если бы оно сохранилось до наших дней, тогда мы могли бы узнать, какими мотивами руководствовался ростовский священник. Однако о его письме мы узнаем лишь из ответного послания архиепископа Гавриила, который в нем указал иерею Зиновию следующее: «Да ты ж писал, чтоб церковь построить о пяти главах, а не о одной. И как к тебе ся наша преосвященнаго архиепископа грамота придет, и тебе б, по нашему архиерейскому благословению, строить церковь об одной главе, а не о пяти, и обещаннаго намерения нашего не нарушивать, потому что от многих глав бывает на церковных сводах отягощение не малое, и сего б, не повеленнаго от нас, во уме не держать. Если да сотвориши чрез наше благословение, и в том тебе не будет наше благословение никогда и на строение ничтоже будет дано. Да и о сем ты поразумей: если о пяти главах состроишь, и внегда они учнут огнивать от водяной мокроты, и тогда кому их будет починивать и покрывать? видимо – нам; то в сие строение от прихожан хотя кто что и сулил, ничего дачи не бывало. А кто тебе что о главах и говорил, и на те бы слова тебе не глядеть: не ево казной строитца, но мы своим обетом исполняем».
Как видим, ростовскому священнику и тем, кто, по мнению архиепископа Гавриила, с ним общался, весьма актуальным представлялось, чтобы храм завершался именно пятью главами. Похоже, это представление зиждилось отнюдь не на рационалистических соображениях. Возможно, Зиновий полагал, что пятиглавие должно исполнять определенную символическую функцию, напоминая об Иисусе Христе и четырех евангелистах. Так или иначе, но архиепископ Гавриил по вопросу о количестве глав храма стоял на иных, сугубо утилитарных позициях, и Благовещенскую церковь построили, как он и хотел, с одной главой.
15 марта 1697 г. известный ярославский иконописец Дмитрий Григорьев сын Плеханов обратился с письмом к архиепископу Гавриилу, в котором со ссылкой на инициативу упомянутого священника Зиновия предлагал расписать церковь Благовещения. Из данного послания и из ответного письма владыки явствует, что к весне 1697 г. она уже была построена. Зимой в то время кирпичную кладку не производили, следовательно, по крайней мере, вчерне храм был закончен еще в 1696 г.
Что же касается настенной росписи церкви, то владыка сообщил Дмитрию Плеханову о своем намерении «то и сотворити, но не ныне; аще Он же Творец небу и земли повелит, то и будет, и тебе о том известно от нашего смирения учинится». К сожалению, документы не донесли до нас сведений о том, была ли расписана фресками Благовещенская церковь в конце XVII или начале XVIII в.
В архивных документах не удалось обнаружить указаний на то, когда возникла колокольня, которая возвышалась над западной папертью церкви (ил. 3, 4). По стилю, характерному для эпохи классицизма, колокольню можно датировать концом XVIII – началом XIX в. Согласно описи 1834 г., она уже существовала. В целом же, если не считать этого позднего дополнения, храм, очевидно, сохранял довольно хорошо первоначальный наружный облик вплоть до своего уничтожения.
О художественных работах в интерьере церкви известно следующее. В 1831 г. некий московский мастер, имя которого в документе не названо, получил деньги «за поставление в теплой исподней церкви в двух пределах иконостасов и за крашения оных и починку». В том же году ростовский художник Алексей Григорьев Юров поновил иконы в тех же приделах. В описи 1834 г. сказано: «Вся оная церковь росписана стенным иконописанием из масла, в клеймах». Судя по указанной технике, эта живопись появилась не ранее второй половины XVIII – начала XIX вв. В 1901 г. было произведено ее поновление. Неизвестно, когда был создан иконостас собственно Благовещенской церкви (ил. 7). По стилю же его можно датировать концом XVII – началом XVIII в.
Дошедшие до нас фотографии (ил. 3-6) и макет памятника (ил. 8, 9) позволяют охарактеризовать его архитектуру. Церковь представляла собой поставленный на высокий подклет четверик с трехапсидным алтарем и западной папертью. Данный бесстолпный двухсветный четверик, перекрытый сомкнутым сводом, имел световой барабан, увенчанный луковичной главой. Крыша храма в конце XIX – начале XX вв. обладала четырехскатной формой. Двухапсидный алтарь приделов, располагавшихся в упомянутом подклете, сильно выступал на восток относительно алтаря главного храма. К названной паперти примыкало массивное крыльцо, завершенное с западной, южной и северной сторон килевидными закомарами. Над папертью возвышалась поздняя, четырехгранная в плане колокольня, увенчанная шпилем.
Наружный декор здания, по меркам конца XVII в., обладал значительной сдержанностью. Углы четверика, паперти и крыльца были оформлены простыми плоскими лопатками. На границе первого и второго этажей располагалась скромная тяга. В завершении четверика имелся декоративный изразцовый фриз между двумя узкими рельефными тягами, на который опирались кокошники (по четыре на каждом фасаде). Судя по закомарам упомянутого крыльца, эти кокошники первоначально могли служить опорой для более сложной по конфигурации кровли церкви, хотя, возможно, четырехскатная кровля последней существовала и изначально. Большинство окон здания имело наличники с килевидным завершением. Над расположенными диагонально узкими окнами барабана находились полукруглые декоративные валики. Важным элементом наружного оформления южного фасада здания являлся большой живописный киот, помещенный между окнами верхнего света (ил. 4, 5). Сдержанности описанного наружного декора вторил своими строгими формами западный перспективный портал церкви (ил. 6).
Как видим, в архитектурном облике храма не было никаких признаков «нарышкинского» стиля, который усиленно насаждал в городе и его окрестностях ростовский митрополит Иоасаф (1691-1701).
Отсутствовали и наиболее характерные элементы декора, присущие местному зодчеству времени митрополита Ионы (1652-1690). Вместе с тем Благовещенская церковь унаследовала некоторые свои черты от ионинского зодчества. К ним можно отнести западную паперть, восходящую к папертям церквей, созданных по замыслам митрополита Ионы в Ростовском архиерейском дворе (кремле) и паперти церкви Спаса на Торгу (около 1690). Довольно своеобразное крыльцо рассматриваемого храма вторило в общих чертах крыльцам Митрополичьих хором(1650-70-е гг.) Ростовского архиерейского двора, комплекса Георгиевской церкви (1683 – после 1685) Белогостицкого монастыря, звонницы (1690) Ростовского Борисоглебского монастыря и крыльцу, пристроенному в 1695 г. к трапезной той же обители.
Итак, в образе Благовещенской церкви сочетались некоторые, причем не самые характерные, черты местного зодчества времени митрополита Ионы с элементами, присущими общероссийской традиции в архитектуре второй половины XVII в. Очевидно, неизвестные нам мастера сформировали данный облик храма под влиянием его заказчика вологодского архиепископа Гавриила Кичигина и упомянутого ростовского священника Зиновия.
- РФ ГАЯО. Ф. Р-158. Оп. 1. Д. 40. Л. 101.
- ГМЗРК. ВП-5574.
- Крылов А. Историко-статистический обзор Ростово-Ярославской епархии. Ярославль, 1861. С. 197.
- Морев Фл. Обозрение епархии преосвященным Ионафаном, епископом Ярославским и Ростовским, в 1882 году // ЯЕВ. Ч. неофиц. 1882. С. 335; Титов А.А. Ростов Великий. Путеводитель по г. Ростову Ярославской губернии, М., 1883. С. 65; Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. Ярославль, 1908. С. 119; Титов А.А. Ростов Великий в его церковно-археологических памятниках. М., 1911. С. 52.
- Собянин В.А. Ростов в прошлом и настоящем. Ростов-Ярославский, 1928. С. 34-35.
- Безсонов С.В. Ростов Великий. М., 1945. С. 23.
- Исключение составляет моя статья (Мельник А. Уничтоженные храмы Ростова Великого // Московский журнал. М., 1991. № 11. С. 18).
- Суворов Н. Несколько сведений о церквах Воздвиженской и Благовещенской в г. Ростове Яросл. епархии // ЯЕВ. Ч. неофиц. 1863. С. 43-51.
- ГМЗРК. Ф. 289. Оп. 4. Д. 77. Л. 7; ГМЗРК. Ф. 289. Оп. 4. Д. 79. Л. 4, 8, 12, 16.
- ГМЗРК. Ф. 289. Оп. 4. Д. 79. Л. 20, 21, 170.
- Крылов А. Указ. соч. С. 197.
- См. сноску № 4.
- РФ ГАЯО. Ф. 196. Оп. 1. Д. 10734. Л. 2-2 об.
- Дозорные и переписные книги древнего города Ростова / Изд. А.А. Титова. М., 1880. С. 1, 3; Ростов. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. М., 1884. С. 1, 2.
- «Жилые и пустые церкви» гор. Ростова, а также огородные, пахотные и сенокосные земли их в 1624-м г. // ЯЕВ. Ч. неофиц. 1895. С. 676; Переписные книги Ростова-Великого второй половины XVII века // Изд. А.А. Титова. СПб., 1887. С. 26-27.
- О ростовских родственниках архиепископа Гавриила и другой его постройке в этом городе см.: Мельник А.Г. Крестовоздвиженская церковь Ростова Великого // Макариевские чтения. Иерархия в древней Руси. М., 2005. С. 101-117.
- Суворов Н. Указ. соч. С. 50.
- Об изготовлении кирпича в вотчинах митрополита Иоасафа см.: Добровольская Э.Д. Новые материалы по истории Ростовского кремля // Материалы по изучению и реставрации памятников архитектуры Ярославской области. Древний Ростов. Ярославль, 1958. Вып. 1. С. 42.
- Суворов Н. Указ. соч. С. 46.
- Там же. С. 45.
- Хочется высказать надежду, что в обширном архиве Вологодского архиерейского дома, хранящемся ныне в Вологде, сохранилось это бесценное для истории русской архитектуры послание.
- Суворов Н. Указ. соч. С. 45.
- См.: Мельник А.Г. «Освященное пятиглавие» // Московский журнал. М., 1992. № 4. С. 21-22.
- Суворов Н. Указ. соч. С. 50-51.
- Там же. С. 51.
- Мельник А.Г. О ростовских колокольнях середины XVIII – начала XX вв. // Колокола и колокольни Ростова Великого. СРМ. Ярославль, 1995. Вып. 7. С. 194.
- РФ ГАЯО. Ф. 196. Оп. 1. Д. 10734. Л. 3.
- РФ ГАЯО. Ф. 127. Оп. 1. Д. 25. Л. 3 об.
- Там же. Л. 3 об.
- РФ ГАЯО. Ф. 196. Оп. 1. Д. 10734. Л. 2 об.
- Титов А.А. Ростов Великий в его церковно-археологических… С. 52.
- Мельник А.Г. Иконостас Благовещенской церкви Ростова Великого // Резные иконостасы и деревнная скульптура Русского Севера. Материалы конференции. Архангельск, 1995. С. 188-192.
- См.: Мельник А.Г. Ростовский архиерейский дом при митрополите Иоасафе (1691-1701) // Кремли России. Материалы и исследования. М., 2003. Вып. 15. С. 359-372.
- См.: Мельник А.Г. О влиянии ростовского Успенского собора на местную архитектуру второй половины XVII века // ИКРЗ. 2000. Ростов, 2001. С. 70-74.
- Мельник А.Г. Исследования памятников архитектуры Ростова. Великого. Ростов, 1992. С. 67-71.
- Мельник А.Г. О звоннице Борисоглебского монастыря // Колокола и колокольни Ростова Великого. СРМ. Ярославль, 1995. Вып. 7. С. 215-226.
- Мельник А.Г. Исследования памятников архитектуры… С. 79.
- Настоящая работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 03-04-00182а).