Гробница Иисуса Христа: раскопки, данные Библии и истории

Библейские вопросы и ответы

Опубликовано 28.11.2016

Недавно было объявлено о том, что якобы найдена гробница Иисуса Христа. Что показывают эти раскопки, что можно найти в этой гробнице в результате ее вскрытия?

Ответ:

Где находится Гробница Иисуса Христа?

Старый город Иерусалима – место настоящей силы, где сходятся политические, мистические и религиозные, военные, исторические и научные интересы всех народов. В Иерусалиме за всю многострадальную историю города погибли миллионы людей. Маленькая точка на карте мира, где находится Гробница Спасителя, – это средоточие важнейших святых и в тоже время опасных течений, которые могут угрожать нашему миру, а могут и наоборот – спасти его.

Кафедральный собор Воскресения ХристоваПравославный храм в Палестине

Разгром крестоносного «спецназа»

Считается, что самая ранняя плита, покрывавшая ложе Спасителя, была отправлена в столицу Византийской империи. Однако в 1204 году, получив рапорт от захвативших Константинополь крестоносцев, папа Иннокентий III с ужасом обнаружил, что в списке трофейных святынь эта плита отсутствует. Куда же она делась? В одной из новгородских былин рассказывается о том, как Василий Буслаев увёз на Русь крышку Гроба Господня. Былина, конечно, произведение художественное, да Буслаева нельзя со всей ответственностью назвать лицом историческим. Но вот запись из IV Новгородской летописи, датированная «В лето 6719» (то есть в 1211 году), где говорится о персонаже, существовавшем в реальности: «Тогда же было пришёл Добрыня Ядрейкович из Цареграда и привезе с собою Гроб Господень, а сам пострижен на Ху-тыни у Святого Спаса». Итак, некий новгородский боярин Добрыня Ядрейкович, вернувшись на родину через семь лет после захвата Царь-града «латинянами», привёз с собой «Гроб Господень». Логично предположить, что речь шла всё-таки не о Гробе, а о закрывавшей последнее ложе Христа плите. При разорении Царьграда бравый новгородец постарался спасти святыню от крестоносцев, в которых он (учитывая тогдашние конфликты между православными и католиками) видел не столько защитников, сколько поругателей веры Христовой. Такое деяние требовало великой награды, и, в общем, понятно, что, постригшись в монахи, он вскоре становится настоятелем едва ли не самой почитаемой в новгородских землях Варлаамо-Хутынской обители. Однако известие о том, что плита от Гроба Господня находится у схизматиков, конечно, дошло до «латинян» и должно было вызвать у них ярость. Не этим ли объясняется странный поход «псов-рыцарей» 1240 года, закончившийся Невской битвой? Слишком уж много вопросов он вызывает и по своей мотивации, и по немногочисленности крестоносного войска, и по огромному резонансу, который в масштабах Руси вызвала пограничная, в сущности, стычка. Всё становится на свои места, если предположить, что отряд крестоносцевсобирался не покорять Новгород, а лишь захватить важную для всего христианского мира святыню. Но, высадившись в устье Ижоры, европейский «спецназ» расслабился, а местные жители предупредили князя Александра. Тот воспользовался расслабленностью противника, нанёс внезапный удар и одержал победу, которая в глазах соплеменников воспринималась как свидетельство того, что Бог ещё не оставил Русь Святую. Однако, учитывая, что Русь находилась под игом монголов, нарываться на дополнительные неприятности как-то не хотелось, и факт обладания столь важной святыней новгородцы старались лишний раз не афишировать. Могло всё быть именно так? А почему бы и нет?

Тайны великой христианской святыни – храма Гроба Господня

Патриарх греческой православной епархии Феофил III инициировал начало работ в часовне над Гробом Господним, так называемой Кувуклии. Вот его слова:

«Решение о ремонте святой Кувуклии было принято по благословению Божию. Я не вижу в этом человеческой воли, а только волю Господа».

Храм Храма Гроба Господня со времени своего возведения состоял из трех частей:

  1. Храма на Голгофе.
  2. Часовни.
  3. Храма Воскресения.


За века храмовый комплекс несколько раз разрушался, снова восстанавливался. За него велись кровопролитные войны в эпохе крестовых походов. Ученые допускают, что далеко не все события, происходящие с ним, были зафиксированы историками. Поэтому изучение храма Господня – беспрецедентное по своей научной ценности исследование.
Спустя некоторое время после погребения Христа, римляне построили на этом месте языческий храм, а пещеру-гробницу засыпали. Вновь отыскать Гроб Господень христианам удалось только в 4 веке нашей эры. Раскопками руководила святая Елена Константинопольская – мать императора Константина I. Она срыла холм и основала здесь храм Гроба Господня и возвела Кувуклию.

Изучение истории – не единственная цель работ в храме. Нынешнее обрамление Гроба Господня было выполнено в начале 19 века. Но в 2016 году его состояние ученые называют «очень плохим». Износились и другие элементы Кувуклии.

27 октября 2021 год – эта историческая дата, когда была впервые открыта гробница Иисуса Христа. На проведение всех необходимых работ в святилище, археологам дали всего два с половиной дня. Исследователи работали круглосуточно. В наши дни, где располагалась Голгофа и Гробница Иисуса Христа находится самый главный храм Христианства – храм Гроба Господня. Само место захоронения Иисуса, где работают ученые, находится в небольшой часовне (Кувуклии).

Широко известный факт: массивная плита, установленная на погребальное ложе Иисуса Христа, имеет поперечную трещину. Плита выполнена из мрамора. Но даже к этому материалу время не проявляет жалости. Плита постоянно деформируется под действием влажности. Углекислый газ и оксид азота, соединяясь в воздухе с капельками воды, образуют мельчайшие частички кислоты, которая медленно, но верно, со средней скоростью 1 мм за 100 лет, разрушает мраморные сооружения.

К счастью, в Иерусалиме этот процесс протекает медленнее, ведь этот город достаточно сухой. Среднегодовая влажность чуть выше 50%. Это гораздо ниже, чем в Риме, Париже, Москве и многих других городах богатых древними храмовыми комплексами. Тем не менее, важнейшей Святыни Христианства нужна реставрация.

Еще перед началом реставрации ученые исследовали Гроб Господний с помощью георадара. В результате были обнаружены скальные фрагменты, являющиеся продолжением основного массива горных пород Голгофы. Это ни что иное, как остатки стен и пола пещеры, разрушенных при строительстве храмового комплекса.

Прошло уже несколько лет с того момента, когда был вскрыт Гроб Господень. Похоже, это начало таких масштабных событий, о которых говорили еще древние. Что нас ждет в ближайшем будущем? Не приблизит ли вскрытие Гробницы Господа начало Судного дня?

ИНТЕРЕСНО: Молитвы Иисусу Христу о детях.

Поток паломников не ослабевает две тысячи лет

Гроб Христа Господня в Иерусалиме с самого начала стал главным местом паломничества для христиан. Многие из них оставляли записи об увиденном. Шли паломники и из Руси. На русском языке древнейшее описание Гроба Господня мы находим в «Хождении» игумена Даниила XII в.:

Гроб же Господен собою таков: это как бы маленькая пещерка, высеченная в камне, с небольшими дверцами, через которые может, став на колени, войти человек.

В высоту она мала, а в длину и в ширину одинаково четыре локтя.

И когда входишь в эту пещерку через маленькие дверцы, по правую руку — как бы скамья, высеченная в том же пещерном камне: на той скамье лежало тело Господа нашего Иисуса Христа.

Сейчас та святая скамья покрыта мраморными плитами. Сбоку проделаны три круглых оконца, и через эти оконца виден этот святой камень, и туда целуют все христиане.

Пять больших лампад с маслом висят в Гробе Господнем, и горят беспрестанно лампады святые день и ночь.

Скамья ж та святая, где лежало тело Христово, в длину четыре локтя, в ширину два локтя, а по высоте пол-локтя.

Перед дверьми пещеры лежит камень — на расстоянии трех стоп от тех пещерных дверец: на том камне, сидя, ангел явился женам и благовестовал им о воскресении Христовом.

игумен Даниил

паломник


Описание XII в. практически не потеряло актуальности и по сей день

Как поклоняться Гробу Христа

У православных паломников зародился один обычай: сначала нужно помолиться в приделе Ангела и приложиться к части камня, отваленного Ангелом. Затем, поцеловав низкий вход, войти в Живоносный Гроб, медленно про себя читая молитву:

Войдя, нужно поставить свечи, приклонить колена и молиться. Часто паломники кладут на Ложе для освящения иконы, медальоны и крестики, принесенные с собой. Многие прикасаются устами и челом головной, западной и дальней от входа части Ложа. Обратно покидать святилище принять пятясь назад, чтобы не оборачиваться спиной ко Гробу.

РЕКОМЕНДУЕМ: За что распяли Иисуса Христа.

Последнее ложе Спасителя

Столкнулись археологи и с другими загадками. Больше всего их удивила скамья в усыпальнице. Под накрывавшей её плитой находился слой каменных обломков, затем ещё одна плита — мраморная, с вырезанным на ней крестом, — и уже под ней сама поверхность скамьи, на которой лежало тело Христа. Что означало это каменное крошево? Возможно, охрана отнимала у паломников осколки камня, которые они норовили унести с собой на память, и оставляла в пещере. При реконструкции 1555 года само ложе для лучшей сохранности накрыли мраморной плитой, сложили на эту плиту скопившиеся осколки и сверху накрыли ещё одной плитой — каменной. Но самое удивительное заключалось в том, что поверхность ложа Спасителя оказалась нетронутой, а ведь её «современники» — боковые стены пещеры — были уничтожены ещё в начале I тысячелетия, при перестройке раннего храма Гроба Господня. Археолог Фредерик Хиберт делился впечатлениями в одном из интервью: «Это абсолютно поразительно. У меня дрожат колени, потому что я не ожидал такого… Мы не можем со стопроцентной уверенностью говорить, но, на первый взгляд, есть явные доказательства того, что гробница не пострадала за все это время». Дальнейшие исследования показали, что скамья, на которой лежал Иисус, не имела каких-либо механических повреждений, сколов или деформаций, и при этом от неё шло удивительное благоухание. Научные и ремонтные работы были благополучно завершены, но вряд ли их результаты могут как-либо повлиять на взгляды верующих и неверующих. Самому невероятному чуду неверующий найдёт объяснения, точно так же как верующий отвергнет самые логичные и убедительные доводы атеистов. При этом в истории Гроба Господня есть много лакун и неясных моментов. Одна из самых интригующих тайн связана с Русью.

Камень помазания

Где могила Иисуса Христа по мнению англикан и других протестантов

Одной из основных достопримечательностей старого города Иерусалима является место, которое называется «Садовая Могила». Многие считают, что за стеной находится Голгофа и сад, где был распят Иисус Христос. Там же рядом в этом саду находится и Гробница, куда было положено Его тело после распятия.

До сих пор не умолкают споры о том, где же был распят Иисус Христос, где было то место с тремя крестами, на среднем из которых и был распят Спаситель. В конце 19 века в 90-х годах британский генерал Гордон нашел это место, которое считается наиболее вероятным. Это место, которое находится в центре Иерусалима – величайшая Святыня христианской истории.

В том месте, где распяли Иисуса был сад. На месте Садовой Могилы археологи нашли цистерны для хранения оливкового масла и давления винограда. Это свидетельствует о том, что здесь были оливковые сады и виноградники.

Древние иудеи времен Иисуса Христа обычно хоронили своих усопших в гробницах, выдолбленных в скалах. Это были каменные склепы, которые закрывались потом огромными камнями. Один из которых находится перед входом в предполагаемую Гробницу Иисуса Христа.

Гробница была открыта в 60-х годах 19 века и многие ученые считают, что именно это место больше подходит к тому, что было описано в Евангельских повествований, где был захоронен Иисус Христос. Описание говорит нам о том, что можно было войти в полный рост в эту гробницу. Ее было видно со стороны. Также она была новой.

Садовая могилаКладбище в Палестине

Сегодня этот сад находится в ведение христиан, которые заботливо ухаживают за этим местом. Это одно из самых святых мест паломничества в Иерусалиме, где лежало Иисуса Христа.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ: Икона Воскресение Христово.

Ключи от входа в храм находятся у мусульман


Египетский султан Саладин в XII в. отдал ключи от врат Храма семье Джудех, а право открытия врат семье Нусейбе
Разногласия между христианскими церквями по поводу проведения богослужений приводили к ссорам.

Египетский султан Саладин в XII в. нашел оригинальное решение — отдал ключи от врат Храма семье Джудех, а право открытия врат семье Нусейбе, которые стали своеобразными арбитрами в разрешении конфликтов между христианами.

Этот порядок сохраняется до сих пор.

Московский след

После 1492 года упоминания о пребывании святыни в Новгороде из летописи исчезают, но, в общем, не так сложно предположить, куда она могла деться — в Москву. И храниться, конечно, она должна была в главном соборе Кремля — Успенском. В 1610-1612 годах в Кремле разместился польско-литовский гарнизон, предводители которого при первом же случае не преминули бы отправить подобную реликвию к себе на родину. Но, видимо, этой возможностью не воспользовались. Историк Андрей Синельников отметил, что в современных описаниях Успенского собора фигурирует экспонат, обозначенный как «шатёр для реликвий». Надпись на нём гласит: «Божиею милостию по благословению и по повелению великого господина святейшего патриарха Филарета… при державе благоверного и благородного христолюбивого великого государя… Михаила Фёдоровича Всея Руси самодержца… в трое на десятое лето государства.. , в шестое лето патриаршества Филарета Патриарха Московского и Всея Руси зделанное бысть сия решётка в соборую церковь около Гроба Господня в лето 7133 года месяца сентября 30 дня». То есть получается, что шатёр предназначался именно для хранения крышки Гроба Господня, и в 1625 году (7133 год в надписи) она ещё имелась в наличии. Но вот куда делась потом? Виноваты ли в этом московский пожар 1812 года или богоборческая кампания большевиков в 1920-х — 1930-х? Впрочем, не исключено, что и сегодня эта святыня хранится в Успенском соборе среди не атрибутированных — или не афишируемых — предметов.

Сенсация или ошибка?

В 1980 году в иерусалимском районе Восточный Талпиот был найден склеп, который, по мнению документалиста Симхи Якобовича и автора «Титаника» Джеймса Кэмерона, является настоящей усыпальницей не только Иисуса, но и членов его семьи. В склепе находились оссуарии — каменные ящики, в которые укладывали кости усопших после того, как они иссушатся, пролежав на полке в гробнице. Из надписей на оссуариях следует, что в них похоронены останки «Иисуса, сына Иосифа», одного из его братьев — Иосии, останки двух Марий, какого-то Мати (возможно, апостола Матфея) и человека, называемого «Иуда, сын Иисуса».

Автор: Максим Лукошков

Журнал: Загадки истории №13, март 2021 года

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]