Существует множество различных мнений на данную тему. Некоторые священнослужители говорят, что во время месячных можно ходить в церковь. Но большинство из них утверждают, что это запрещено. Многим женщинам интересно узнать, в какое время во время критических дней можно посещать церковь, и можно ли вообще. Со времен Ветхого Завета многое изменилось, сейчас практически никто не винит женщину в наличии такого естественного процесса, как регулы. Но во многих храмах существуют ограничения и правила поведения для женщин, решивших посетить церковь во время менструации.
Можно ли ходить в церковь с месячными
Содержание статьи:
Многих женщин интересует вопрос, можно ли ходить с месячными в церковь. В наши дни все больше священнослужителей сходятся во мнении, что заходить в церковь женщинам, у которых критические дни, разрешается. Однако некоторые обряды рекомендуется отложить до окончания месячных. К ним относятся крещение и венчание. Также многие священники не рекомендуют в этот период прикасаться к иконам, крестам и другим церковным атрибутам. Данное правило является лишь рекомендацией, а не строгим запретом. Как именно поступить – вправе решать сама женщина. В некоторых храмах священнослужитель может отказаться от проведения исповеди или венчания, но женщина имеет право по желанию пойти в другую церковь, где священник не откажет ей в этом. Это не считается грехом, так как сама Библия не раскрывает какого-либо запрета, связанного с наличием критических дней у женщин.
Правила Русской православной церкви не запрещают девушкам посещать храм во время регул. Существуют некоторые ограничения, которых священники настоятельно рекомендуют придерживаться. Ограничения касаются Причащения, во время менструации от него лучше отказаться. Исключением из правила является только наличие какой-либо тяжелой болезни.
Многие священнослужители утверждают, что не стоит избегать посещения церкви в критические дни. Менструация – естественный процесс в женском организме, который не должен препятствовать нахождению в храме. Другие священники разделяют это мнение. Они также утверждают, что менструации – естественный процесс, который обусловлен природой. Они не считают женщину в этот период «грязной» и «нечистой». Строгий запрет на посещение храма остался в далеком прошлом, во временах Ветхого Завета.
Что было раньше – Ветхий Завет
Раньше существовал серьезный запрет на посещение церкви при месячных. Это объясняется тем, что Ветхий Завет рассматривает менструацию у девушек как проявление «нечистоты». В православной вере данные запреты не были нигде прописаны, но также не было и их опровержения. Именно поэтому многие до сих пор сомневаются, можно ли приходить в церковь с менструацией.
Ветхий завет рассматривает критические дни как нарушение природы человека. Опираясь на него, прийти в церковь во время менструального кровотечения недопустимо. Находиться в храме с наличием любых кровоточащих ран также считалось строго запрещенным.
Истоки создания мужчины и женщины
Пошаговое создание Вселенной можно изучить в Библии в Ветхом Завете. Человека создал Бог по подобию своему на 6 день – мужчину Адама и женщину Еву. Это означает, что женщина создавалась чистой изначально, без месячных. Зачатие ребенка и роды должны были проходить без мук. В совершенном мире не было ничего скверного. Чисто было абсолютно все: тело, мысли, помыслы, действия. Однако такое совершенство длилось недолго.
Дьявол в образе змии соблазнил Еву на вкушение яблока. После чего она должна была стать могущественной, подобно Богу. Женщина вкусила яблоко сама, дала попробовать мужу. В итоге, грех сотворили оба. И это пало на плечи всего человечества. Адам и Ева были изгнаны из святой земли. Бог разгневался и предрек женщину на страдания. «Отныне ты будешь зачинать в муках, рожать в муках!» — сказал Он. С этого момента женщина теоретически считается нечистой.
Как думают сейчас – Новый Завет
В настоящий момент не существует строго запрета на посещение храма в критические дни. В церквях запрещается пролитие человеческой крови, но менструация сейчас к этому уже не относится. Можно привести пример: если человек поранился во время нахождения в храме, то необходимо немедленно выйти, так как это считается осквернением святынь. Женщине разрешается находиться в храме, но обязательно стоит помнить о надежных средствах личной гигиены. С их использованием можно считать, что кровотечения не происходит.
Храмы считаются святым местом, поэтому некоторое поведение девушек во время регул недопустимо. В этом вопросе священнослужители не сходятся в единственном мнении. Некоторые из них считают, что на этот период для женщин запрещены все обряды, а также прикасания к иконам и всей церковной атрибутике. Другие утверждают, что ограничения минимальны. Практически все священники на данный момент запрещают такие обряды, как Крещение и Венчание. Рекомендуется дождаться окончания менструации, и только потом отправляться в церковь. Они не запрещают молиться или ставить свечи. Некоторые допускают Причащение во время критических дней, особенно тогда, когда женщина особенно в этом нуждается. Например, если существует тяжелая болезнь.
Многие священнослужители придерживаются современных взглядов и считают, что месячные – естественный биологический процесс, который не должен препятствовать девушке, если та желает посетить церковь.
Если во времена Ветхого Завета категорически запрещалось приходить в церковь, проводить обряды, молиться, а также прикасаться к иконам, то сейчас эти правила колоссально изменились. Стало чаще упоминаться, что девушка не виновата в таком процессе, как менструальный цикл, ведь он объясняется физиологией. Это позволяет ей не чувствовать вину. Современная церковь не обвиняет женщину в том, что беременность не состоялась. Большинство священнослужителей не считают девушек «нечистыми» в критические дни, а значит, их появление в храме никак не оскверняет святынь.
Христиане и закон
Сестра Васса в своей замечательной статье, по-видимому, утверждает, что ветхозаветные правила о ритуальной чистоте противоречат христианской антропологии и сотериологии. Этот аргумент обоснуется общим суждением о том, что «Православные христиане, мужчины и женщины, были очищены в водах крещения, погребены и воскресли со Христом, Который стал нашей плотью и нашей человечностью, попрал смертию смерть и освободил нас от ее страха».
В моей предыдущей заметке я указал на некоторые факторы, которые сестра Васса не затрагивает. Здесь я хочу привести дополнительные письменные свидетельства с целью более тщательного рассмотрения запретов Ветхого Завета, в особенности касающихся кровотечения.
В Священном Писании мы находим слова, которые идут вразрез с представлением о том, «что нет ничего в себе самом нечистого» (Рим.14:14): «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян.15:28,29).
Разумеется, нашей теме в данном отрывке наиболее соответствует заповедь воздерживаться от крови (как пищи), встречающаяся также в Книге Левит (17:11,12). Следовательно, хранение ветхозаветного правила о чистоте «угодно Святому Духу»
Не следует думать, что имелись диетические или санитарные основания для соблюдения этого правила; другие народы употребляли кровь без особого вреда для здоровья. Святой Климент Александрийский (150-215) сообщает о таких людях и о христианских обычаях: «утомившись и проголодавшись, требует он (скиф) пищи от лошади; и она открывает ему свои жилы и успокаивает его единственным, что имеет — своей кровью. … Чтоб им пропасть, этим озверевшим верблюжьим погонщикам, для которых кровь этих животных служит пищей!» (Педагог 3:4) (8). В другом месте св. Климент ссылается на отрывок из Деяний Апостолов (15:28,29), в котором он признает авторитет Святого Духа и Апостолов, особенно Павла (Строматы 4:15) (9).
Разумеется, св. Климент был из Александрии; и сестра Васса признает в своей статье, что суждения «египетского происхождения» поддерживают традицию воздержания женщин от Причастия во время менструации. Она дает понять, что это связано с некоторыми особенностями «социально-культурной исторической реальности древнего мира, который очень верил в ритуальную чистоту и требовал ее».
С другой стороны, сестра Васса утверждает, что «для этих авторов было более характерно считать любые предписания Моисеева Закона символическими, за исключением тех, что касались пола и сексуальности». Однако, это не совсем так. Тертуллиан (160-220), к примеру, пишет о вещах, недопустимых для христиан: «Все это заставляет христиан краснеть, которые не вкушают крови даже животных… Наконец между употребляемыми вами пытками христиан находятся и ботулы, наполненные кровью. Вы прекрасно знаете, что христианам не дозволено то, чрез что вы хотите отклонить их от христианства» (Апология 9) (10) .
Советуем изучить Как молиться богу, чтобы он услышал и помог
Также и Марк Минуций Феликс (200) пишет: «пролить человеческую кровь мы так боимся, что воздерживаемся даже от крови животных, употребляемых нами в пищу» (Октавий 30) (11). Разумеется, здесь для объяснения причины, почему христиане боятся «пролить человеческую кровь» не упоминается Ветхий Завет, но во второй части цитаты мы не можем исключить древнеиудейских влияний на диетические обычаи христиан. Похожие выдержки со ссылкой на Деяния Апостолов мы можем найти у Оригена и в Апостольских постановлениях.
Несмотря на то, что пережитки иудейских диетических правил, соблюдение которых «угодны Святому Духу» и Апостолам, возможно, не имеют прямого отношения к правилам, касающимся менструации, полное отвержение ветхозаветных правил представляется неоправданным.
Не будем обсуждать важность запрета употребления крови для нашего времени, но гораздо позднее первых двух-трех веков христианства восточные христиане продолжали придерживаться этих правил. В 1054 году Патриарх Константинопольский Михаил Керуларий (1000-1059), в послании к Антиохийскому Патриарху в числе прочего упоминает, что римляне «иудействующе» едят нечистое мясо (12)
Примечательно, что к тому времени на Востоке соблюдение определенных диетических ограничений рассматривалось в качестве христианского обычая, в то время как их нарушение оценивалось как иудейство. Однако точнее, речь шла о некоторой щепетильности византийцев и недостатке оной у европейцев.
Мнение священников
Как уже было сказано выше, мнение священников по вопросу, можно ли ходить в церковь во время месячных, не пришло к единственному знаменателю. Библия не дает точного ответа и не возлагает запрет на посещение святых мест во время менструации. Поэтому каждой женщине рекомендуется задать этот вопрос священнику. Но стоит учитывать, что ответы могут быть разными. Если в одном храме девушке запретят приходить, то в другом, возможно, никаких ограничений не будет абсолютно. Женщине будет разрешено молиться, ставить свечи, причащаться, а также прикасаться к иконам.
Большинство священнослужителей не разрешают девушкам прикасаться к святыням во время критических дней. В этом случае не стоит отказываться от посещения храма, ведь помолиться женщине разрешено.
Многих девушек волнует вопрос, можно ли приходить в храм во время менструации, если на данный момент у них существует серьезная болезнь. В этом случае практически каждый священник разрешит посетить церковь без всяких ограничений. Если женщине хочется причаститься и исповедаться, то ее не должно останавливать наличие регул. В этом случае большинство священнослужителей относятся с пониманием. Хоть мнение священников по вопросу посещения храма во время месячных неоднозначно, большинство из них сходятся в одном – во время болезни любой человек имеет право на молитву, исповедь и любой обряд. Если существует болезнь, то женщина не ограничена, она может прикасаться к иконам.
О посещении мечети при менструации мусульманами
Большинство исламских ученых убеждены, что женщинам не стоит ходить в мечеть во время месячных. Но это не касается всех. Некоторые представители верили, что никакого запрета подобного рода не должно существовать. Нужно отметить, что даже негативное отношение к посещениям мечети женщинами в период менструации никак не относится к крайним случаям, когда необходимость велика и неоспорима. Вне обсуждения находится ситуация, когда женщина оскверняет мечеть своими выделениями в прямом, физическом смысле. На такое поведение действительно накладывается самый строжайший запрет. Однако женщинам разрешено посещать молитву на ид.
Как все-таки поступить
Каждая должна решить для себя, можно ли ходить с месячными в церковь. Библия не отражает в себе категорического запрета, там не рассматривается подробно данный вопрос. Поэтому женщина имеет право поступать так, как считает целесообразным.
Перед походом в святое место лучше определиться, когда лучше идти в церковь. Многие не смогут посещать храм в первые дни от начала менструации, но это никак не связано с каким-либо запретом. Это обуславливается тем, что у большинства женщин начало месячных сопровождается сильными болевыми ощущениями, общим недомоганием, тошнотой и слабостью. Находиться в таком состоянии в храме многим покажется тяжеловато. Женщине может стать дурно, таких ситуаций рекомендуется избегать. Лучше отложить поход в церковь до окончания критических дней или до того момента, когда состояние нормализуется.