Англиканская церковь. Особенности англиканской церкви. Англиканская церковь в Москве

За несколько столетий до начала протестных движений в Европе, реформаторские настроения уже будоражили умы жителей британских островов. Доктриной Римской Церкви в средние века являлось не только осуществление духовного диктата над населением Европы. Ватикан активно вмешивался в светскую жизнь суверенных государств: кардиналы и епископы принимали участие в политических играх монархических династий, а чрезмерные налоги в пользу папской казны вызывали недовольство среди знати и простых людей. Для претворения в жизнь интересов Рима в приходы назначалось иноплеменное духовенство, далекое от сочувствия нравственным запросам местных верующих.

Развитие феодальной экономики требовало ревизии отношений светской власти и Церкви. Наряду с социально-политическими и экономическими предпосылками возникли проблемы вероучительного характера. Все громче раздавались возгласы о том, что католическая вера отклонилась от апостольских традиций. Все это привело к тому, что в XVI веке на Британских островах была образована новая духовная общность — Англиканская Церковь.

Основы вероучения Англиканской Церкви

Священство и духовенство — не тождественные понятия. Одним из важнейших вопросов всех христианских конфессий является догмат о церковной иерархии. Согласно канонам, пастырь возводится в священный сан не прихотью человеческой, а Святым Духом через особое таинство рукоположения. На протяжении тысячелетий сохраняется преемственность каждого священнослужителя, берущая начало со Дня сошествия Святого Духа на апостолов. Многие протестантские течения отвергли необходимость для своих пастырей быть священниками.

Англиканская Церковь, в отличие от других реформаторских течений, сохранила преемственность иерархии. При возведении в священные степени через епископское рукоположение совершается таинство с молитвенным призыванием Святого Духа. На церковном Соборе в 1563 г. по настоянию королевы Елизаветы I была одобрена символическая книга Англиканской веры в составе 39 статей. Она красноречиво показывает, каковы особенности Англиканской Церкви. Вероучительная доктрина англиканства представляет собой синкретизм католицизма и протестантских воззрений лютеранства и кальвинизма. Тридцать девять тезисов сформулированы достаточно пространно и неопределенно, допуская множество толкований.

Британия ревностно сохраняет свое реформаторское начало. Каноны требуют от клириков публичного исповедования своей верности этим Статьям. Британский монарх, присягая на коронации, сосредотачивает свою клятву именно на протестантских догмах. Текст священной клятвы содержит отрицание веры в то, что во время литургии происходит претворение хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа. Таким образом, не приемлется сама суть христианства: жертва Спасителя во имя всех уверовавших в Него. Также отвергается поклонение Деве Марии и святым.

Англиканская Церковь совмещает признаки католицизма и протестантизма

Английская Церковь занимает особую нишу в христианстве. Англиканство — это симбиоз двух течений:

  • католичество;
  • протестантизм (кальвинизм и лютеранство).

Как христианское течение, Англиканская Церковь за источник догматики берёт Библию. А основные каноны англиканства изложены в двух текстах:

  • «Книга общих молитв»;
  • «Тридцать девять статей».

Оба источника имеют противоречия друг с другом, поскольку второй из них сильно тяготеет к протестантскому течению. Также «Тридцать девять статей» практически не затрагивают библейские тексты.

Священное Писание — авторитет для Англиканской церкви.

С христианским преданием в англиканстве дела обстоят несколько сложнее. Английская Церковь безусловно принимает следующие авторитеты:

  • предания до V в.;
  • постановления первых Вселенских соборов.

Всё остальное не должно входить в противоречие с Библией. Если этот критерий нарушен, предание отвергается.

Из Символов веры англиканством признаны:

  • Апостольский;
  • Афанасиев;
  • Никео-Цареградский.

Всё остальное, с точки зрения Английской Церкви, не подкрепляется Священным Писанием, а значит, не может быть признано достоверным.

Как наследница католицизма, Английская Церковь придерживается западного представления о Троице. Святой Дух в этой традиции может исходить не только от Бога-Отца, но и от Сына.

Спасение англикане считают независимым от добрых дел. Единственное, что важно, — это вера. Остальное, в том числе и добрые дела, — это её следствия.

Смотрите также статью Какая вера у армян

Жертву Христа Английская Церковь рассматривает, как событие, предопределённое ещё при Сотворении мира.


Жертва Иисуса Христа, по мнению англикан, предопределена с сотворения мира

В отличие, например, от православной традиции, англиканство не имеет представления о земной Церкви с большой буквы — о теле Христовом.

Для англикан церковь — это только здание, храм, где собираются верующие для молитв, проповедей и богослужений. Если же в тексте встречается написание Церкви с прописной буквы — то это о небесной.

Англиканская традиция вообще очень прагматично смотрит на христианскую религию и старается максимально разграничить земное и небесное.

В тех же Вселенских Соборах вовсе не обязательно, по мнению англикан, должен участвовать Святой Дух. Они — вполне себе мирское мероприятие.

Положение церкви в англиканстве максимально снижено. Она обусловлена и ограничена текстом Библии.Если в Священном Писании о чём-то не сказано, то церковь не правомочна вносить эти вещи в христианскую догматику.

Господня Вечеря

таинство, которое признает англиканская церковь. Освящение хлеба и вина и их употребление

Из таинств Английская Церковь признаёт всего два:

  • Крещение;
  • Господня Вечеря (евхаристия).

То есть, например, таинства исповеди в этом течении нет. А причина — в том, что в Священном Писании нет эпизодов, которые можно соотнести с этими таинствами.

Раз в библейской истории нет предпосылок брака, елеосвящения и т.д. — значит, верующим нет нужды организовывать ничего подобного.

Английская Церковь признаёт крещение младенцев.

А евхаристия имеет оба традиционных и для православия элемента:

  • тело Христово;
  • кровь Христова.

Но оговаривается, что таинство нужно пройти в правильном настроении: достойно, с верой, праведно. В противном случае результата для человека не будет. Таинство не обнаружит своего духовного содержания и останется лишь внешней формой, за которой ничего не стоит.

При этом англикане рассматривают евхаристию в некоторой степени с символической стороны. По крайней мере, они отрицают идею того, что повторяется искупительная жертва.

Англиканская Церковь придерживается тех взглядов, что жертва Спасителем принесена единожды — на кресте. Евхаристия — это напоминание, символ, образ, но никак не духовный эквивалент того события.

Образ Божией Матери значительно снижен, если сравнивать с православным христианством. К ней нет молитв для богослужений.

Изначально Англиканская Церковь категорично отрицала почитание таких вещей, как

  • мощи;
  • иконы;
  • статуи.

Но со временем эти взгляды смягчились. Отдельные святые признаны англиканством, иконы допустимы в церквях. Англиканская Церковь довольно инертна по части нововведений.

В труде «Тридцать девять статей» немало устаревших положений, которые ничего общего с современными реалиями не имеют. Например, уделяется внимание явно неактуальному вопросу индульгенций.

В 1922 году англиканские активисты пытались разработать богословский инструментарий для своего течения и уточнить важные направления её деятельности. Затея провалилась, так как духовенство не приняла предложений.

Англиканская Церковь не уточняет свои доктрины и опирается на устаревшие документы.

Сегодня Англиканская Церковь продолжает двигаться тем же курсом и руководствуется обтекаемыми доктринами.

Но, если на бумаге всё выглядит замороженным, то на практике можно заметить и развитие богословской мысли, и развивающиеся тенденции англиканского вероучения.

Другой вопрос — в том, насколько согласованы инициативы и идеи различных новаторов англиканства.

Догматы англикан

Антиримские движения в обществе христиан Британских островов не привели к таким радикальным последствиям, как на материке. Основные канонические нормы несут печать политических и экономических устремлений знати XVI века. Самое главное достижение заключается в том, что Англиканская Церковь не подчиняется Ватикану. Главой её является не духовное лицо, а король. Англиканство не признает институт монашества и допускает путь спасения души личной верой, без помощи Церкви. В свое время это очень помогло поддержать казну короля Генриха VIII. Приходы и монастыри были лишены имущества и упразднены.

Значение англиканства.

С самого начала англикане ставили своей целью объединение всех приверженцев Христа на земле. Архиеписком Кранмер разработал грандиозный план сотрудничества всех церквей, прошедших через Реформацию; его попытки не увенчались успехом из-за отсутствия интереса к нему со стороны некоторых руководителей немецких церквей. Англиканские церковники поддерживают дискуссии с целью более тесного союза с различными руководителями самых разных церквей, включая Римско-католическую. Некоторые из данных собеседований привели к позитивным результатам. Англиканские церкви вступили в полное евхаристическое общение со старокатолическими церквами и Польской национальной католической церковью; многие из англиканских церквей поддерживают неполное евхаристическое общение с церквами Швеции и Финляндии; частичный интеркоммунион – с Сирийской церковью Мар Томы в Южной Индии. Американская церковь установила особые дружественные связи с Независимой церковью Филиппин. Четыре американские епархии вошли в новую единую Церковь Южной Индии; данная церковь не связана полным евхаристическим общением ни с одним из англиканских церковных провинций, но со временем контакты между ними становятся все более тесными. В переговоры с другими церквями включились англиканские объединения в Бирме и Шри Ланке, что может привести к созданию объединенных церквей в указанных странах.

Англикане играют ведущую роль в экуменическом движении за единство и обновление вселенской церкви. Первым президентом временного комитета Всемирного совета церквей был доктор У.Темпл, архиепископ Кентерберийский. Инициативу создания Движения за веру и церковное устройство предпринял епископ Ч.Брент из Филиппин (позднее – епископ западного шт. Нью-Йорк. Все независимые англиканские церковные провинции – члены Всемирного совета церквей. Многие из них проводят дискуссии о возможностях более тесного союза с другими церквами.

См. также

РЕФОРМАЦИЯ; ПРОТЕСТАНТИЗМ; ОКСФОРДСКОЕ ДВИЖЕНИЕ; КЕМБРИДЖСКИЕ ПЛАТОНИКИ; НОНКОНФОРМИСТЫ; СЕПАРАТИСТЫ.

Три церкви

В англиканстве существует три рода внутренних течений. Так называемая «низкая церковь» ревностно соблюдает завоевание реформации. «Высокая» тяготеет к восстановлению некоторых атрибутов католицизма: почитания Девы Марии и святых, употребления священных изображений. Приверженцев этого течения именуют англокатоликами. Обе эти формации объединены в рамках одной общины «широкой церкви».

Сравнение

Англиканская церковь осталась национальной церковью, хотя и довольно крупной. По разным данным, число ее приверженцев колеблется от 25 до 85 миллионов прихожан в разных странах, хотя большинство из них, конечно, проживает в Великобритании и ее бывших колониях:

  • Австралии;
  • Новой Зеландии;
  • США;
  • Нигерии;
  • в некоторых других государствах.

Впрочем, возможно, тут важно, «кто и как считает». В связи с общим падением религиозности Западной Европы церкви пустеют, и многие относят себя к приверженцам какой-либо религии «по привычке» или «по традиции». Но в любом случае англиканская церковь остается одной из крупнейших протестантских деноминаций.

Правда, в сравнении с католиками число приверженцев англиканства выглядит совсем небольшим. На сегодняшний день количество верующих, признающих своим верховным пастырем Папу Римского, составляет чуть менее одного миллиарда двухсот миллионов человек. Католицизм, пройдя через Реформацию и Контрреформацию, очистился от обвинений критиков (по крайней мере, частично, ведь большая часть претензий была справедливой) и сумел остаться крупнейшей религиозной деноминацией мира. И это, пожалуй, главное, в чем разница между англиканской и католической церковью.

Акт о супрематии превратил Церковь в государственную структуру

Все религии мира рано или поздно сталкиваются с необходимостью разграничения полномочий со светской властью. Древний Израиль был теократическим государством. Византия реализовала синергию Церкви и власти императора. А в Британии общество верующих фактически превратилось в один из органов государственной системы. Это при том, что Англия – государство светское.

Британский монарх имеет право назначать предстоятеля Церкви и епископов. Кандидатов на рукоположение на утверждение представляет премьер-министр. Архиепископ Кентерберийский не имеет административной власти за пределами Англии. Большая часть епископата — это члены Палаты лордов. Юридически глава Англиканской Церкви – правящий монарх, независимо от пола.

Акт о супрематии наделяет короля полнотой юрисдикции над Церковью, что дает ему право контролировать доходы и назначать клириков на церковные должности. Кроме того, монарх имеет право решать догматические вопросы, инспектировать диоцезы (епархии), искоренять еретические учения и даже вносить изменения в богослужебный чин. Правда, за всю историю англиканства таких прецедентов не было.

Если возникает необходимость канонических изменений, то собор духовенства не вправе делать этого самостоятельно. Подобные мероприятия должны проходить процедуру утверждения в правительственных органах. Так, в 1927 и 1928 годах Парламент Великобритании не принял предложенный собором духовенства новый канонический сборник взамен утратившей актуальность «Книги общественных молитв», изданной в 1662 году.

Распространение англиканства.

Англиканство поначалу было государственной религией Англии и Ирландии (хотя большинство ирландского населения продолжало оставаться в лоне Римско-католической церкви). Но оно весьма быстро начало распространяться по всему миру благодаря колонизации, поскольку колонисты, разумеется, придерживались привычных им форм христианских верований, а также посредством миссионерской работы, начало которой положило основание Общества по пропаганде Евангелия (1701). Англиканская церковь в Англии является национальной, ее защищает и поддерживает государство, хотя англиканские епископы и священство не находятся на государственном содержании. Во всех остальных странах подобная связь с государством полностью исчезла, и сейчас ни одна англиканская церковь в них не связана какими бы то ни было отношениями с Британской короной. В Шотландии с 1689 доминирующим стало пресвитерианство; небольшая Епископальная церковь страдала от преследований из-за своей верности изгнанному королевскому дому Стюартов. Но ей удалось пережить эти тяжелые времена, и в конце 18 в. наступила эпоха веротерпимости. Естественно, что после американской революции Епископальная церковь Америки оформилась как свободное и независимое от Церкви Англии объединение, хотя и не провозглашала своей целью отказ от основ ее вероучения и богослужебных традиций. В 1857 независимой епархией, не вышедшей из содружества с Церковью Англии, стала Церковь Новой Зеландии. В 1869 от государства отделилась Церковь Ирландии, которая стала считать себя независимой. Данный процесс продолжался до тех пор, пока независимые и самоуправляемые англиканские церкви не образовались практически в каждой части света. К настоящему времени распределение архиепископств (церковных провинций) англиканской церкви по странам и регионам таково: Англия (2), Шотландия (1), Ирландия (1), Уэльс (1), Канада (4), США (9), Вест-Индия (1), Африка (6), Судан (1), Индийский океан (1), Бирма (1), Бразилия (1), Китай (1), Япония (1), Австралия (5), Новая Зеландия (1); епархия, в юрисдикции которой находится Ближний Восток, именуется Советом епископальной церкви Иерусалима и Ближнего Востока.

Церковная провинция может быть сформирована минимум из четырех епархий. Она избирает собственных епископов, утверждает каноны местного церковного управления, вправе пересматривать служебник в соответствии с местными традициями. Никакая церковная провинция не может навязывать свои порядки другой, причем все признают, что существенные изменения в вероучении или церковном богослужении могут повлечь за собой утрату связей со всеми остальными. Некоторые епархии, например на острове Маврикий, не входят ни в одну из церковных провинций и подчиняются церкви либо в Англии, либо в США.

Устройство Англиканской Церкви

Англиканское вероисповедание распространилось по всему миру параллельно британской экономической и политической экспансии. Общая численность исповедующих эту веру, по состоянию на 2014 год, достигает 92 миллионов человек. За пределами Британских островов община именует себя епископальной Церковью.

В наши дни англиканство представляет собой сообщество поместных Церквей, признающих свои духовным лидером Архиепископа Кентерберийского. В этом аспекте есть некоторая аналогия с Римской Церковью. Каждая из национальных общин независима и самостоятельна в управлении, точно так же, как в православной канонической традиции. Поместных Церквей, или Провинций у англикан 38, в состав которых входит более 400 епархий на всех континентах.

Архиепископ Кентерберийский не является главенствующим (канонически или мистически) над другими предстоятелями сообщества, но он — первый по воздаянии почестей среди себе подобных. Отличие католической Церкви от англиканской в том, что Папа Римский является верховным главой всех католиков, как в духовном, так и в административном плане. Существование поместных национальных сообществ Ватиканом не приемлется.

Для обсуждения вопросов церковной жизни англиканское духовенство периодически собирается на конференции в Ламбертском дворце в Лондоне.

От Англиканской Церкви откололись нонконформисты и индепенденты

На базе Англиканской Церкви возникли другие течения. Преимущественно это сторонники очищения англиканской церкви от следов католицизма. Например, пуритане (нонконформисты).

Их отличительная черта — намерение избавиться от наследия католиков, в основном, административного характера. Сегодня пуритане наиболее плотно сосредоточены в Шотландии и называются: Пресвитерианская Церковь.

Индепенденты — ещё одно течение, уже образовавшееся из числа пуритан. У них полностью отсутствует какая-либо церковная иерархия.

Женский епископат

Особенности Англиканской Церкви не исчерпываются ее правовым статусом и вероучительными догмами. В 60-х годах прошлого века началось феминистское движение. По прошествии десятилетий борьба за прекращение притеснений в социальной среде привела не только к изменению положения женщины в обществе, но и к деформациям представления о Боге. Протестантизм немало этому способствовал. В религиозных воззрениях реформаторов пастырь – это, в первую очередь, социальное служение. Гендерные различия этому не могут быть помехой.

Впервые таинство рукоположения женщины в пресвитера было совершено в одной из англиканских общин Китая в 1944 г. В начале 70-х годов XX века Епископальная Церковь США официально одобрила хиротонию слабого пола. Постепенно эти веяния добрались и до метрополии. Изменения подобных воззрений социума объективно демонстрируют, каковы особенности Англиканской Церкви в наше время. В 1988 году на конференции епископов в Лондоне было принято постановление о возможности введения в Англиканской Церкви женского священства. Парламентом эта инициатива была одобрена.

После этого количество священников и епископов в юбках стало расти как на дрожжах. В ряде общин Нового Света женщин-пастырей более 20 процентов. Первая дама-иерарх была рукоположена в Канаде. Затем эстафету подхватила Австралия. И вот теперь рухнул последний бастион британского консерватизма. 20 ноября 2013 года Синод Англиканской Церкви подавляющим большинством голосов узаконил рукоположение женщин в епископы. При этом не было учтено мнение простых прихожан, которые высказывались категорически против этих нововведений.

Вероучение

В англиканстве смешались разные вероучения: что-то досталось от католиков, что-то от древней неразделенной Церкви, что-то носит отчетливый протестантский характер. В отличие от всех других протестантов англикане хотя и не признавали священство таинством, но все же до последнего времени сохраняли епископальный строй и апостольское преемство иерархии. Разрушилось это только в XX веке когда они ввели женское священство. Англикане отвергли индульгенции и учение о чистилище. Священное Писание они признают единственным источником веры, но в тоже время принимают три древних символа: Никео-Цареградский и еще два, которые у нас известны, но литургически не употребляются,- так называемый Афанасьевский символ (Афанасия Александрийского) и так называемый Апостольский символ.

От католицизма в англиканстве осталось признание исхождения Святого Духа от Отца и Сына, но у них нет такого пафоса как у католиков. По традиции они употребляют filioque, но в тоже время не настаивают на этом учении, считая его частным богословским мнением. Кроме этого от католицизма достался самый строй службы. Богослужение англикан в значительной мере восходит к католическому. Евхаристическое богослужение, конечно, напоминает мессу, хотя служится оно на английском языке.

От протестантов к англиканам перешло признание только двух таинств — Крещения и Евхаристии. Но англикане не так радикальны как лютеране или кальвинисты. В их богослужебной практике удержались и брак, и священство, и конфирмация, и соборование, но они не называют их таинствами, употребляя термины «священный обряд» или «священнодействие». Иногда их называют «малыми таинствами». В учении о Евхаристии отвергнуто пресуществление, однако признается присутствие Тела и Крови Христовых. Отвергается жертвенный характер евхаристического богослужения, отвергаются молитвы святым, почитание мощей и икон. Однако и это они делают менее радикально.

В англиканском храме можно увидеть и витражи, и изображения святых, в том числе и близкие к нашим иконам [2].

В книгах, издаваемых англиканами, много таких повествований, которые бы мы назвали «житиями святых». Они не молятся святым как ходатаям пред Богом, однако почитание их памяти, обращение к их жизни, к их подвигу очень распространено. Не поклоняясь иконам в смысле воздаяния чести через образ первообразу, они широко используют религиозную живопись. Во время англиканского богослужения употребляется инструментальная музыка: орган или даже оркестр.

Главой англиканской церкви в Англии раньше являлся король а теперь парламент. Поныне все изменения вероучения, богослужения должны быть одобрены парламентом. Это парадоксально, потому что в современный английский парламент входят не только англикане но и люди других вероисповеданий и просто неверующие. Но этот очевидный анахронизм существует только в самой Англии. Англикане, рассеянные по другим странам мира, могут изменять свой строй как хотят, не советуясь со светской властью. Всего в мире сейчас около 90 миллионов англикан. За пределами Великобритании они именуют себя Епископальной церковью. Основные регионы распространения англиканства — это прежде всего Северная Америка, Австралия, Новая Зеландия, Африка (те страны, которые были колониями Англии). Высшим органом для всех англикан являются так называемые Ламбетские конференции. На эти конференции раз в пять лет в Ламбетский дворец (дворец епископа Лондонского) съезжаются отовсюду англиканские епископы. Они могут принимать решения по вероучительному строю или по другим вопросам всего англиканского сообщества.

В 1988 году на одной из таких конференций было принято постановление о возможности в англиканской церкви женского епископата. Женщины — епископы уже есть в ряде стран Северной Америки. Первая женщина — епископ была рукоположена в Канаде, есть женщина — епископ в Австралии. Пресвитерши есть и в Англии и в Америке уже в довольно большом числе. В их церковных журналах можно прочесть объявление: «община ищет пресвитера (пресвитершу)». И если раньше мог быть между православными и англиканами богословский диалог, целью которого ставилось объединение с англиканской церковью, то теперь, после введения ими женского священства и женского епископства, это, конечно, невозможно. В самой Англии женщин — епископов нет, но это только вопрос времени [3]. Консерваторы, в лучшем смысле этого слова, всячески стараются оттянуть воплощение в жизнь этого новшества, затягивая подготовку соответствующих бумаг и прохождение их через парламентские комитеты и комиссии. Некоторые епископы даже грозили, что перейдут к католикам или к православным, но никто из них такого шага не предпринял.

От основной массы англикан откололись некоторые сообщества. В XVI веке возникло течение, которое называло себя нонконформисты, то есть не согласные или пуритане (от слова purus — чистый). Это не согласившиеся принять даже малейшие элементы католицизма. Они хотели чисто протестантского устройства, отказывались признавать королевское главенство в церкви и епископов. В результате эти нонконформисты, или пуритане, образовали свое сообщество , которое называется пресвитерианской церковью (от слова “пресвитер”). У них нет епископов, есть только пресвитеры, причем выборные. Пресвитериане есть и поныне, они распространены в основном в Шотландии. От них откололось еще более крайнее течение — индепенденты, или независимые. Они отвергли и пресвитеров провозгласив полную независимость каждой общины не только в вопросах управления, но и в вопросах веры. Каждый во что хочет в то и верит. Когда они собираются вместе в воскресный день в своем церковном здании, то каждый может говорить что хочет. Там могут выступать гастролирующие проповедники и даже неверующие, и любой, кто пожелает, может поделиться своими мыслями по вопросам вероучения или жизни. Индепенденты есть в Англии, но больше их в США, где они очень подходят самому духу общества…

Женщина-священник – этот нонсенс

От времен создания мира религиозные обряды всегда отправляли мужчины. Все доктрины исповедуют непреложность того, что женщина, по замыслу Творца, должна подчиняться мужчине. Именно мужам, да и то не всем, а только избранным, сообщались тайны мироздания и приоткрывалась завеса будущего. Религии мира не знают примеров, чтобы женщина была посредником между Богом и людьми. Это положение особенно важно для христианской богооткровенной религии. Священник во время богослужения представляет собой Христа. Во многих конфессиях, кроме католической, этому должен соответствовать и внешний облик пастыря. Спаситель был мужчиной. Трансцендентный образ Бога – мужское начало.

В истории было немало женщин, совершивших значительные подвиги для проповеди христианства. После казни Спасителя, когда разбежались даже самые преданные апостолы, у креста стояли женщины. Мария Магдалина первой узнала о воскресении Иисуса. Праведная Нина в одиночку проповедовала веру на Кавказе. Женщины выполняли просветительскую миссию или занимались благотворительностью, но никогда не совершали богослужений. Не может представительница слабого пола совершать службу и в силу своих физиологических особенностей.

Генрих VIII — расколоначальник

Есть такой термин у христианских богословов. Революционные настроения в церковной среде созревают очень часто и по разным причинам: повальное невежество верующих масс, политические коллизии… Крамольные мысли называются искушением. Но вот находится один, кто решается перейти рубикон и выразить общие чаяния в реальных делах. В Британии это сделал король Генрих VIII. Именно при этом монархе началась история Англиканской Церкви.

Англиканская церковь, рожденная в результате политического разрыва, королевского раскола, сегодня угрожает смертью общества от распада: все еще живая в Африке, где она сохраняет определенную доктринальную и литургическую силу, она находится в глубоком кризисе в Англии и США, в интеллектуальном и моральном крушении мира, в который он подал.

Англиканство считается первоначально как национальная религия Англии, отсюда и его название. Глава англиканской церкви — король или королева Англии, советник архиепископа Кентерберийского. Элизабет подтверждает свой общий протестантский характер, оставаясь расплывчатым на навязанных предметах веры, христианские истины, которые обычно приемлемы для неосторожных католиков и лютеран, слегка извращая определения.

Поводом послужило желание Генриха развестись с первой женой Екатериной Арагонской и жениться на Анне Болейн. Церковный развод — дело щепетильное. Но знатным особам иерархи всегда шли навстречу. Екатерина была родственницей Карла V. Чтобы не портить отношения с германским императором, папа Климент VII английскому монарху отказал.

Из-за этой преднамеренной неопределенности множественные интерпретации англиканства распространились с самого начала, богословы англиканской церкви, столкнувшись с определениями своей религии, которые идут из Рима или почти в Женеву, Аугсбург. Более того, наиболее убежденные протестанты будут регулярно распадаться на протяжении веков с англиканскими властями, подозреваемыми в том, что они являются криптокатоликами.

Католическая церковь серьезно изучила, по крайней мере, два раза сложный вопрос об обоснованности рукоположений, закрепленных в англиканской церкви. Точно так же подавляющее большинство православных церквей не признают этих рукоположений; это правда, что они также сомневаются в католиках для многих.

Генрих решает разорвать связь с Ватиканом. Он отверг каноническое главенство Рима над Церковью Англии, и парламент всецело поддержал своего монарха. В 1532 году король своим указом назначает Фому Кранмера новым Архиепископом Кентерберийским. Прежде епископы присылались из Рима. По договоренности, Кранмер освобождает короля от брака. В следующем году парламент принимает «Акт о супрематии», провозгласивший Генриха и его приемников на престоле верховным главой Церкви в Англии. Так и совершилось отделение английских приходов от Ватикана. Во второй половине XVI века — во время правления Марии Тюдор, ревностной католички — Католическая и Англиканская Церковь формально соединились на короткое время.

Глубокий кризис англиканской церкви на Западе

Сейчас у него есть несколько десятков миллионов номинальных верных, от 70 до 80 миллионов. В принципе, англиканство, таким образом, будет одной из основных христианских конфессий, по теоретическому числу верующих. Тем не менее он разделен на несколько расколов, которые ухудшались последние двадцать лет. И на его британских и американских исторических основаниях процесс коллапса, похоже, идет полным ходом.
Среди первых христианских общин в мире они назначают жриц, затем епископов, «женщин-епископов». Они отказались от любого осуждения контрацепции или гомосексуализма, в том числе когда оно публично затрагивает членов его духовенства. Проблема для англиканской церкви, даже с чисто человеческой точки зрения, заключается в том, что это любезное учреждение, которое больше не осуждает ничего — за исключением эвтаназии, во всяком случае — даже быстрее бежать верными, чем речи более традиционным. Храмы пустые, украшения продаются на аукционе, это кризис.

Не состоявшееся объединение

Хотя по догматическим воззрениям Англиканская Церковь ближе к протестантизму, чем к Православию, тем не менее на протяжении веков предпринимались попытки обе общности верующих объединить. Англикане исповедуют догматы, вполне согласные с Православием: например, о Боге Едином в Трех Лицах, о Сыне Божием и другие. Священники-англикане, как и православные, могут состоять в браке, в отличие от католических.

В XIX-XX веках в Русской Православной Церкви обсуждался вопрос о признании англиканского духовенства на основании признания апостольского преемства в таинстве рукоположения. В последние десятилетия русские иерархи принимали постоянное участие в Ламбертских конференциях. Велся активный теологический диалог, целью которого ставилось объединение с Англиканской Церковью.

Однако особенности Англиканской Церкви, связанные с введением женского пресвитерства и епископства, дальнейшее общение делают невозможным.

Сообщество англиканских церквей.

Англиканские церкви образовали обширное содружество церквей во всемирном масштабе. Сегодня все епископы в Японии – японцы, а в Китае – китайцы. Четыре епископа-африканца возглавляют епархии в Нигерии, здесь насчитывается также двенадцать помощников епископов из африканцев. Епископ Ямайки – негр из Вест-Индии. В 1958 состоялось первое посвящение филиппинца в сан викарного епископа. Данный процесс продолжается; как только церкви в Азии и Африке добиваются независимости, они, как правило, создают церковные объединения, которые весьма существенно отличаются от европейских и американских образцов.

Единство столь обширного объединения помогают сохранять дружественные взаимосвязи. У англиканских церквей нет ни папы, ни Ватикана. Их не удерживает вместе какой-либо общепризнанный закон. Но они ощущают свое единство, разделяя общую веру, придерживаясь сходной традиции богослужения, а изменения в нее вносятся на основе пересмотра служебника в разных церковных провинциях. С позволения местного епископа англиканский священник может совершать богослужения в любой части англиканского мира. Каждые десять лет (или около этого) эта дружественная взаимосвязь подтверждается на Ламбетских конференциях англиканских епископов, собирающихся со всего мира. Первая конференция состоялась в 1867, в тревожное для церкви время. Ее встречи происходят в Ламбетском дворце – лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, который ex officio (по должности) является их председателем и рассылает приглашения от своего имени. Конференция – не синод, она не может принимать каких-либо решений, обязательных для всех церквей. Но она предоставляет возможность для взаимных консультаций и откровенных дискуссий. Ее отчеты и резолюции пользуются большим авторитетом, многие из решений принимаются к исполнению различными церквами. Сегодня происходят изменения в формах организации, учреждены постоянные комитеты по межцерковным отношениям в рамках англиканских церквей и по миссионерской деятельности. На фоне роста экуменических настроений англиканские церкви и Римско-католическая церковь учредили в 1967 объединенный комитет по теологии, чтобы осуществить первые шаги на путях восстановления полного единства между этими двумя вероисповеданиями.

Четыре с половиной века английской общины в Москве

В 1553 году Ричард Чанселлор, после неудачной попытки добраться до Индии через арктические моря, оказался в Москве. На аудиенции у Ивана Грозного он добился договоренности об уступках английским купцам относительно торговли в Московии. Именно по его просьбе была открыта первая англиканская церковь в Москве.

Через три года Чанселлор вновь посетил Русь. На Варварке были построены палаты английского двора. Несмотря на то что он, вместе с послом Осипом Непеей, погиб на обратном пути в Англию, было положено начало торговым отношениям с Туманным Альбионом.

Со времен Ивана Грозного англиканская церковь в Москве являлся средоточением жизни британцев в столице. О том, как строилась духовная жизнь англиканцев в смутные времена и на протяжении XVII столетия, сведений практически не сохранилось. В конце XVIII в. выходцы из Британии для богослужений использовали протестантскую кирху в Немецкой слободе. После пожара 1812 года англичане взяли в аренду часть особняка княжны Прозоровской на Тверской улице. А еще через шестнадцать лет приобрели дом в Чернышевском переулке, где после некоторых переделок была устроена небольшая часовня. В конце века была построена англиканская церковь св. Андрея.

Все изменилось с началом XX века. После Октябрьского переворота англиканский пресвитер был выслан из страны, и духовной жизни общины в Москве был положен конец. Возрождение началось лишь в конце восьмидесятых. В 1992 году в России была официально зарегистрирована религиозная организация англикан. Капеллан московского прихода совершает духовное окормление общин в Санкт-Петербурге, на Дальнем Востоке и в Закавказье. Канонически англиканские общества России входят в епархию Гибралтар в Европе.

История

Начало Реформации в Англии связано с именем короля Генриха VIII (1509-1547). Он происходил из династии Тюдоров. В молодые годы был искренним, горячим приверженцем папизма. Его именем подписан богословский трактат против Лютера. Тогдашний папа даже наградил его титулом «Вернейшего чада Апостольского Престола».однако это «верное чадо» хотя богословски, может быть, и действительно тяготело к тому, чему учит Рим, но руководствовалось в своих поступках еще и личными мотивами. Генрих VIII два раза разводился и вступал в новый брак. В первый раз он развелся для того, чтобы жениться на испанке Екатерине Арагонской, дочери императора Карла V. Римский Престол пошел на компромисс ради блага католической церкви, и Генриху было позволено так поступить, несмотря на то что она была вдовой брата Генриха VIII (а значит считалась его родственницей). Когда Генрих пожелал расторгнуть этот брак и жениться на Анне Болейн, фрейлине королевы, он обратился к папе с просьбой признать его союз с Екатериной Арагонской недействительным. Но папа Климент VII не согласился — у него были свои обязательства перед испанской короной. Генрих, однако был человеком решительным и для достижения своих целей в данном случае посчитал возможным пренебречь мнением папы и обратиться с той же просьбой к английским католическим епископам. Примас (то есть первенствующий епископ) Англии Томас Кранмер (В старых книгах пишут Фома Кранмер) сделал то, что отказался сделать папа: разрешил Генриху VIII развод и венчал его с Анной Болейн. Это произошло в 1532 году. Кранмер, в отличии от Генриха, был человеком с некоторыми богословскими убеждениями.
В том же 1532 году Синод епископов Англии постановил признать английскую церковь независимой от папы.

В 1534 году английский парламент объявил короля Генриха VIII верховным главой английской церкви. В само вероучение тогда не было внесено никаких изменений.

В 1534 году по специальному акту произошло подчинение церкви королю, разорвал отношения с Ватиканом и встал во главе церкви. Монастырские земли были конфискованы в пользу казны, что обогатило короля и дало возможность получить новые земельные владения крупным придворным.

После смерти Генриха VIII на престол вступил десятилетний Эдуард VI. Он был английским королем с 1547 по 1553 год. В это время архиепископ Томас Кранмер смог осуществить те свои богословские идеи, которые при Генрихе VIII вынужден был затаить. Была опубликована так называемая «Книга общих молитв», в которой определялся богослужебный строй реформированной церкви. Согласно этой книге, которая и поныне является вероучительной книгой Англиканства, отменялось поминовение усопших, службы святым и признавались только два таинства: Крещение и Евхаристия.

В 1553 году были опубликованы так называемые 42 члена вероучения. Их тоже составил Томас Кранмер. В них содержится учение о Церкви и о спасении в духе протестантизма (причем с определяющим влиянием кальвинизма). Начались преследования католиков. Более двухсот духовных лиц были казнены в этот период. Некоторые из них сейчас причислены католической церковью к лику святых как мученики. Англикане уже, казалось, торжествовали полную победу над католицизмом, но случилось то, чего никто не ожидал. Юный Эдуард VI умер, и на престол вступила дочь Екатерины Арагонской Мария Тюдор которая известна в истории как Мария Католичка или как Мария Кровавая. Она была английской королевой с 1553 по 1558 год. При ней все повернулось назад — английская церковь была вновь подчинена папе, и началось преследование противников папизма. Теперь стали казнить и сжигать деятелей обновления. Кранмера вместе с двумя другими епископами, которые его поддерживали, посадили в тюрьму. Всех троих приговорили к сожжению. Однако католикам очень хотелось, чтобы Кранмер раскаялся и отказался от своих убеждений. Его понуждали к этому как могли: во-первых, физически, а во-вторых, долго держали в заключении, и перед его глазами сожгли сначала одного епископа, который с ним сидел в тюрьме, а через несколько месяцев и другого. В какой-то момент Кранмер смалодушествовал — запросил пощады. Но когда ему было поставлено условие, чтобы он публично отрекся от своих убеждений, Кранмер проявил твердость и в 1556 году был также сожжен. В Лондоне близ Трафальгардской площади стоит памятник трем первым англиканским епископам сожженным при Марии Католичке.

Но это был последний всплеск католицизма в Англии. Со смертью Марии после небольшого периода междуцарствия на престол вступила ее сестра Елизавета Тюдор (1558 — 1603). В годы ее правления было восстановлено англиканство. Нашли трех епископов которые возобновили англиканскую иерархию, рукоположив в 1559 году Мэтью Паркера (в нашем произношении — Матфея) в архиепископа Кентерберийского. От него идет преемственность современных англиканских епископов. Архиепископ Кентерберийский поныне считается главою англиканской иерархии.

При Мэтью Паркере 42 члена веры были переработаны и сокращены до 39. Эти 39 членов и сейчас составляют англиканский символ [1].

Англиканская церковь святого Андрея Первозванного

В семидесятых годах XIX века англиканская община в Москве значительно разрослась. Старая часовня в Чернышевском переулке была не состоянии вместить всех прихожан. В 1882 году по проекту архитектора Ричарда Фримана началось возведение нового храма. Зодчий выполнил архитектурный облик здания из красного кирпича в стиле английской готики викторианской эпохи. В плане храм представляет собой однонефную базилику с алтарной абсидой на восточной стороне. Над притвором сооружена высокая башня с четырьмя маленькими стрельницами по углам.

Поскольку большинство прихожан, жертвовавших на строительство, были выходцами из Шотландии, храм был освящен в честь покровителя этой части Британии — св. апостола Андрея Первозванного. Богослужения начались с 1885 года.

В советские годы англиканская церковь св. Андрея разделила судьбу многих храмов России. После ликвидации прихода в помещении разместился склад, потом общежитие. В 1960 году здание было передано знаменитой студии грамзаписи «Мелодия». Долгие годы здесь размещалась одна из технических служб.

В 1991 году англиканская церковь святого Андрея вновь открыла свои двери для прихожан. Для проведения богослужений приезжал священник из Финляндии. Через два года был назначен настоятель, а в 1994 году здание было передано английской общине.

Святые предстоятели Английской Церкви

Кентерберийский собор

В 1997 году в Англии праздновали 1400-летие крещения английского народа – в 597 году, с которого начался тот 450-летний период, когда Английская Церковь была в каноническом общении с православным Востоком, вместе с которым исповедовала общую православную веру. Весь этот период главным духовным центром Англии был город Кентербери – английский Константинополь, или, если угодно, английский Киев, – родина и столица Английской Церкви. Наиболее значимыми фигурами того времени были, конечно, 35 православных архиепископов Кентерберийских, 22 из которых почитаются в лике святых. Почитание одних из них общенациональное, других – местное. Две трети православных предстоятелей Английской Церкви жили святой жизнью, и это примечательно, особенно если учесть, что за период после великого раскола было канонизировано только трое католических архиепископов Кентерберийских, живших вскоре после раскола – в XI–XIII веках. Кем же были 22 архиепископа, которых по их святой жизни мы можем с почтением назвать «патриархами Английской Церкви»?
Святитель Августин

– 1-й архиепископ Кентерберийский и апостол англов (597 – ок. 604). Наиболее полное описание миссионерских трудов святителя Августина можно найти у преподобного Беды Достопочтенного в его «Церковной истории народа англов».

Страница из Евангелия, принадлежащего святителю Августину. Кон. VI в.

Он был послан в Англию из Сицилии или, возможно, из южной Италии святым папой Григорием Двоесловом, которого тоже именуют апостолом англов. За недолгий семилетний срок своего служения в Англии святой Августин сумел учредить среди англов Церковь и обратить в христианство королевство Кент. Сохранились частицы мощей святителя, а также его личное Евангелие[1]. Святителю Августину составлена православная служба на английском языке[2]. День его памяти – 26 мая по старому стилю.

Питер Мерфи. Святитель Лаврентий

Святитель Лаврентий
– 2-й архиепископ Кентерберийский (ок. 604 – 619). Он тоже был родом из Италии, возможно из Рима. Святитель Лаврентий продолжил начатые святителем Августином труды по устроению Английской Церкви, в чем ему чудесным образом помогал апостол Петр – свидетельства этого приводит преподобный Беда Достопочтенный. Это не единственный пример попечения святого апостола об Англии: по преданию, Петр сам проповедовал в завоеванной римлянами Британии.

Гробница святителя Лаврентия сохранилась до наших дней, последний раз ее вскрывали в начале прошлого века. День его памяти – 3 февраля.

Святитель Меллит

– 3-й архиепископ Кентерберийский (619–624). Римлянин, хотя и носивший греческое имя, он до своего приезда в Англию был игуменом монастыря святого Андрея на Целианском холме в Риме. Святой Меллит приехал в Англию в 601 году. В 604 году святитель Августин рукоположил его в первого епископа Лондонского. Сразу в Лондоне была построена церковь во имя апостола Павла, который, по преданию, также проповедовал в этом городе. Эту церковь потом не раз перестраивали, но она до сих пор стоит на том самом месте, где некогда проповедовал святой апостол, и именуется ныне «собором святого Павла».

Через какое-то время святителя Меллита изгнали из страны за то, что он отказывался причащать некрещеных (которые, между прочим, называли причастие «белым хлебом»). Но позднее святитель вернулся и до конца дней своих служил в Кентербери, где, как и святитель Августин, творил чудеса. День его памяти – 24 апреля.

Статуя святителя Иуста в Рочестерском соборе

Святитель Иуст
– 4-й архиепископ Кентерберийский (624–627). Он приехал из Италии вместе со святым Меллитом, а в 604 году стал первым епископом Рочестера. В 624 году он стал преемником святителя Миллита на Кентерберийской кафедре. Как и другие святые предстоятели, святитель Иуст был похоронен в монастыре, основанном святителем Августином в Кентербери. День его памяти – 10 ноября.

Святитель Онорий (Гонорий)

– 5-й архиепископ Кентерберийский (627–653). Приехал в Англию в 601 году, а был рукоположен в Линкольне. Он значительно укрепил римскую миссию на английской земле и возвел ее на национальный уровень. Святитель Онорий поддерживал миссионеров: кельта святителя Айдана, проповедовавшего на севере, в Нортумбрии; уроженца Бургундии святителя Феликса – в Восточной Англии; уроженца Ломбардии святителя Бирина – в Уэссексе (Королевство западных саксов) и франка святителя Агильберта, позднее ставшего епископом Парижа, – в том же Уэссексе. Ко времени святителя Онория относится начало образования единой Английской Церкви, при нем в стране стало возрастать чувство национальной идентичности и национального единства. День его памяти – 30 сентября.

Святитель Деусдедит (также Адеодат)

– 6-й архиепископ Кентерберийский (655–664). Нет сомнений в том, что святого Деусдедита – первого предстоятеля Английской Церкви из англов – подготовил к его служению святитель Онорий, так много сделавший для организации национальной Церкви в Англии. Святой взял себе имя Деусдедит, что значит «посвященный Богу», в миру его звали Фритона. Святой Деусдедит основал монастыри в Питерборо (графство Кембриджшир) и на острове Танет (графство Кент), а также посвятил Дамиана в епископа Рочестера. Мощи святого Деусдедита, положенные в раку, почитались до Реформации, когда были уничтожены. День его памяти – 14 июля.

Святитель Феодор

Святитель Феодор
– 7-й архиепископ Кентерберийский (668–690). Безусловно, один из наиболее значимых английских святых. Святитель Феодор был родом из Тарса, родного города апостола Павла. Истинный монах, человек весьма образованный, в 65-летнем возрасте он быстро прошел все степени священства. Несмотря на преклонный возраст, был весьма деятелен и не раз объехал всю Англию. В Кентербери он учредил семинарию, где на высоком уровне преподавали греческий язык; он рукополагал епископов, основывал епархии, а самое главное – примирил и объединил представителей кельтского и римского Православия на Британских островах. Во многом благодаря ему завершилось обращение англов в христианство и они набрались опыта, чтобы самим вместе с ирландскими миссионерами проповедовать Евангелие язычникам в северо-западной Европе, приводя десятки тысяч душ ко Христу. Святитель Феодор собирал Поместные Соборы Английской Церкви, благодаря ему она выстояла перед ересью монофилитства. Его мощи были нетленны, и это стало символом «золотого века» святости в Английской Церкви, чему, благодатью Божией, в значительной мере способствовали труды самого святителя. Святителю Феодору составлена православная служба на английском языке[3]. Память его празднуется 19 сентября.

Святитель Бритвальд

– 9-й архиепископ Кентерберийский (693–731). Учился в Кентербери, позднее принял монашество. Был исключительно сведущ в Священном Писании, церковной и монашеской науках. С 676 года святой Бритвальд был настоятелем монастыря в Рекалвере в графстве Кент, а до этого, вероятно, был настоятелем в Гластонбери. Был хиротонисан в епископа в Лионе, в Галлии. Святитель Бритвальд продолжал начинания святителя Феодора; при нем открылась Шерборнская и другие епархии, распространилось христианство в последнем языческом королевстве Англии – Сассексе (Королевстве южных саксов). Он переписывался с такими великими святыми своего времени, как святитель Альдгельм Шерборнский, священномученик Бонифаций Германский и святитель Вилфрид Йоркский. День его памяти – 9 января.

Святитель Татвин

– 10-й архиепископ Кентерберийский (731–734). До своего посвящения в архиепископа святой Татвин подвизался в монастыре Бридон (ныне городок Бридон-Он-Де-Хилл) графства Лестершир, славился высокой духовной жизнью и образованностью. Его особенно уважал преподобный Беда Достопочтенный. Известны письменные труды святителя Татвина, например «Грамматика». День его памяти – 30 июля.

Святитель Нотхельм

– 11-й архиепископ Кентерберийский (735–739). Будучи ученым священником Лондонской епархии, святой Нотхельм помогал своему другу преподобному Беде в составлении «Церковной истории народа англов». Он переписывался с апостолом Германских земель святым Бонифацием, который был родом из Англии; некоторые письма их переписки сохранились. Служение святого Нотхельма в сане первосвятителя, как и служение его предшественника святого Татвина, было недолгим, но плодотворным. Как и святителя Татвина, святителя Нотхельма почитали в Кентербери. День его памяти – 17 октября.

Святитель Кутберт

– 12-й архиепископ Кентерберийский (ок. 740 – 761). Подвизался в Лиминджском монастыре в Кенте, в 736 году хиротонисан в епископа Херефорда. Став архиепископом Кентерберийским, святитель Кутберт оказывал значительную поддержку английским миссиям в Европу. День его памяти – 26 октября.

Святитель Брегвин

– 13-й архиепископ Кентерберийский (761–764). Святой Брегвин был германцем по происхождению. Он приехал в Англию обучаться в основанной святителем Феодором Кентерберийским семинарии. Имел тесные связи со святыми миссионерами в Германии. Его письма, адресованные святителю Луллу Майнцскому[4], сохранились. Как и святитель Кутберт, святитель Брегвин был похоронен в Кентерберийском соборе, где его почитали. Память – 24 августа.

Святитель Янберт

– 14-й архиепископ Кентерберийский (765–792). Родом из Кента, святой Янберт обучался монашеской жизни в монастыре святого Августина в Кентербери, в котором позднее стал настоятелем. Будучи предстоятелем Английской Церкви, он мужественно противостоял королю Оффе Мерсийскому (757–796): могущественный властитель, называвший себя, как и Карл Великий, «императором», стремился поставить Английскую Церковь под свой контроль. Память святителя Янберта – 12 августа.

Святитель Этельхард

Святитель Этельхард (Этельгард)
– 15-й архиепископ Кентерберийский (793–805). Был настоятелем монастыря в городе Лаут графства Линкольншир. Святитель Этельхард, будучи архиепископом Кентерберийским, много страдал от соперничества между мерсийцами, которыми правил король Оффа, и жителями Кента. На Соборе Английской Церкви в 803 году святитель Этельхард постановил, что каждый новопосвящаемый епископ перед своей хиротонией должен в письменном виде исповедать православную веру. Его почитание в Кентербери продолжалось до норманнского завоевания во второй половине XI века – периода, когда норманны пытались остановить почитание многих древних английских святых. Память святителя Этельхарда празднуется 12 мая.

Святитель Плегмунд

– 20-й архиепископ Кентерберийский (890 – 914 или 923). Посвященный в архиепископа Кентерберийского в конце трагического IX века, когда язычники-викинги уничтожили в Англии монашество и привели в упадок образование, святой Плегмунд явился одним из восстановителей древней Английской Церкви. Сначала он вел отшельническую жизнь на островке в графстве Чешир, откуда он был родом. Этот островок был позднее назван в честь святого Плегмунда Плегмундстоу (сегодня он называется Племстолл), что значит «место отшельнической жизни Плегмунда». Благочестие и ученость святого Плегмунда ценил благоверный король Альфред Великий, спасший страну от языческого нашествия и стремившийся ее духовно возродить. Святитель Плегмунд был наставником и советником Альфреда. Святитель славился ученостью, принимал участие в переводе на староанглийский язык творения святителя Григория Двоеслова «О пастырском попечении» и других произведений. В 901 году он короновал Эдуарда Старшего королем Уэссекса, в 908 году основал в столице королевства Винчестере новый монастырь, много потрудился ради возрождения Церкви. Однажды святой Плегмунд в один день рукоположил сразу семерых епископов для старых и новых епархий. Во многом благодаря его трудам Английская Церковь в X веке пришла к новому «золотому веку» своей святости. Святителю составлена православная служба на английском языке[5]. День его памяти – 2 августа.

Святитель Ательм (Атхельм)

– 21-й архиепископ Кентерберийский (914 или 923 – ок. 927). Святой Ательм продолжил труды святого Плегмунда по восстановлению Церкви и церковной жизни в Англии. Он был родом из западной части Англии, некоторое время подвизался в Гластонбери, где и стал настоятелем. Около 909 года святой Ательм стал первым епископом в городе Уэллс, недалеко от Бристола в графстве Сомерсет. Святитель был родным дядей святого Дунстана Кентерберийского по отцовской линии и имел на него в детстве определенное влияние, пригласил его в Кентербери. Святой Ательм также был советником и помощником будущего короля Этельстана, внука Альфреда Великого, ставшего одним из величайших английских королей X века. День памяти святого Ательма – 8 января.

Святитель Ода (также Одо, Одон) Благодетельный, или Добрый

, известный также как Ода Суровый – 23-й архиепископ Кентерберийский (942–958). Святитель Ода родился в Восточной Англии примерно в 870 году и был по происхождению датчанином. Стал искусным и надежным советником короля Этельстана, избавившего страну от языческих захватчиков, и его преемников, в том числе Эдмунда и Эдгара. Монашество святой Ода принял во Франции, в известной обители на острове Флери. До того, как занять Кентерберийскую кафедру, святой Ода был епископом Рамсберийским в Уилтшире. Под его влиянием святитель Дунстан реформировал английское монашество. Племянник святого Оды святитель Освальд стал великим епископом Йорка. Святой Ода подготовил почву для реформы монастырей и восстановления монашеской жизни в Англии. Святитель особенно любил и почитал святителя Вилфрида Йоркского, при нем мощи святого Вилфрида были перенесены из Райпона в Кентербери. Святой Ода был прозван Благодетельным за свои неустанные усилия по возрождению Церкви и неутомимую пастырскую деятельность. Святитель был образцовым архиепископом, заботливым пастырем и почитался за совершенные им чудеса. Является автором нескольких письменных церковных установлений и указов. День его памяти – 2 июня.

Святитель Дунстан

Святитель Дунстан
– 26-й архиепископ Кентерберийский (960–988). Святой Дунстан управлял Английской Церковью, пожалуй, в величайший период ее истории, названный «вторым золотым веком». Во многом Английская Церковь этим обязана ему. Святой Дунстан родился в 909 году в Балтонсборо близ Гластонбери и был выходцем из благородной семьи, имевшей родство с королевским домом. Он получил воспитание в древней и святой обители Гластонбери, после этого переехал в Кентербери, а затем жил некоторое время при дворе короля Этельстана, однако был изгнан оттуда людьми, оклеветавшими его из зависти к его дарованиям. Святитель Альфедж, епископ Винчестера, рукоположил святого Дунстана в иерея, и Дунстан переехал в Гластонбери, где жил отшельником, занимаясь рукомеслом. В возрасте 30 лет святой стал настоятелем монастыря Гластонбери, что послужило началом возрождения монашеской жизни по всей Англии. Чтобы восстановить Церковь после датских вторжений, святому Дунстану пришлось преодолевать сопротивление зажиточных баронов, не желавших поступиться своей властью, богатствами и землями ради Церкви. В возрасте 46 лет святому Дунстану пришлось уехать во Фландрию, но вскоре святой Эдгар Мирный, первый король всей Англии, призвал его вернуться обратно. В 957 году святой Дунстан стал епископом Вустерским, в 959 году – епископом Лондонским, а в 960 году – архиепископом Кентерберийским. Он сам лично переустроил монашескую жизнь в шести обителях и спас многие другие монастыри от баронов, испросив помощи королевского дома. Это был период своего рода симфонии между Церковью и английским государством. Святитель настаивал на том, чтобы все соблюдали пост. Он восстанавливал храмы, возрождал монашество, составил по византийскому образцу чин коронации, который существенно не изменился с тех пор. Святитель Дунстан воспитывал святого короля Эдуарда Мученика, убитого за то, что покровительствовал монастырям. Святитель поощрял почитание в стране этого мученика в лике святых. Святитель Дунстан был провидцем, он предсказал все беды, которые посыпались на Англию после убийства святого Эдуарда, включая и норманнское завоевание. Святитель творил чудеса. Он очень любил кентерберийских святых, особенно святого Оду. После кончины святого Дунстана его почитали по всей стране. Святителю Дунстану написана православная служба[6]. День его памяти – 19 мая.

Святитель Эльфрик

– 29-й архиепископ Кентерберийский (995–1005). Святой Эльфрик происходил из знатной семьи королевства Кент. До того, как стать архиепископом, святой Эльфрик был настоятелем монастыря святого Албана в Абингдоне графства Оксфордшир, позднее (с 976 года) – игуменом монастыря в Мальмсбери графства Уилтшир и епископом в Вилтоне (с 990 года), тоже в графстве Уилтшир. Славился святой жизнью и образованностью. Став предстоятелем, умело управлял Церковью в критическое для нее время и сплотил Кент во время датского вторжения туда. Преставился в Абингдоне. После смерти святителя Эльфрика его сразу начали почитать в Кентербери. Его не следует путать с игуменом и духовным писателем Эльфриком Эйншемским, жившим в то же время. День памяти святителя Эльфрика – 16 ноября.

Священномученик Альфедж

Священномученик Альфедж
– 30-й архиепископ Кентерберийский (1005–1012). Сначала вел монашескую жизнь в монастыре Диерхерст в Глостершире, а затем – отшельническую жизнь в Сомерсете. Позднее святой Альфедж стал епископом Бата. В 984 году, когда святому Альфеджу был 31 год, он стал епископом Винчестера, где стяжал всеобщую любовь за щедрую милостыню и святую жизнь. В 1011 году святого архиепископа Альфеджа датчане, осадившие и взявшие город Кентербери, захватили в плен. Они требовали за него громадный выкуп, но святой Альфедж не дал им за себя выкупа и запретил это делать другим. В ярости пьяные датчане убили святителя Альфеджа в Гринвиче. Альфеджа похоронили в лондонском соборе святого Павла. Его любили и почитали как угодника Божиего и национального героя. В 1023 году святые мощи Альфеджа были перенесены в Кентербери, где продолжилось их почитание и где они и впоследствии оставались нетленными. Священномученик Альфедж – единственный православный архиепископ Кентерберийский, принявший мученический венец. Ему составлена православная служба[7]. Память его празднуется 19 апреля.

Святитель Этельнот (также Эднот)

– 32-й архиепископ Кентерберийский (1020–1038). Он был в родстве с королевским домом Уэссекса. Святого Этельнота крестил святитель Дунстан Кентерберийский и предсказал ему будущее архиепископство. Интересно, что святой Этельнот – седьмой воспитанник монастыря Гластонбери, ставший архиепископом Кентерберийским. Он был главным советником короля Кнута Великого. Святителя, известного также как Этельнот Добрый, почитали за его мудрость и еще при жизни считали святым. Он был инициатором открытия и перенесения мощей святого Альфеджа. День его памяти – 30 октября.

Святитель Эдсиг (также Эдсин)

– 33-й архиепископ Кентерберийский (1038 – ок. 1050). Последний перед норманнским вторжением и великой схизмой 1054 года православный архиепископ Кентерберийский, святой Эдсиг короновал на трон Эдуарда Исповедника, тем самым восстановив английскую королевскую династию. Святитель был большим патриотом. Как предполагают, он добровольно ушел на покой незадолго до своей кончины. Память его празднуется 28 октября.

Пусть этот список святых предстоятелей вдохновляет всех нас. Обратим внимание, что многие из них были отшельниками, истинными монахами и даже национальными лидерами, хотя далеко не все они были коренными англичанами. И неплохо было бы нам, англичанам, добавлять к своему ежедневному молитвенному правилу следующую молитву: «Святые предстоятели Августин, Лаврентий, Меллит, Иуст, Онорий, Деусдедит, Феодор, Бритвальд, Татвин, Нотхельм, Кутберт, Брегвин, Янберт, Этельхард, Плегмунд, Ательм, Ода, Дунстан, Эльфрик, Альфедж, Этельнот и Эдсиг – молите Бога о спасении английской земли и английского народа!»

Таблица

Англиканская церковьКатолическая церковь
Время возникновения1534 год1054 год (если взять за точку отсчета раскол христианства на западное и восточное)
Количество прихожанПо разным данным – от 25 до 85 млн человекОколо 1 млрд 200 млн человек
Богословские особенностиОтсутствует целибат (безбрачие священников), а также догмат о непогрешимости Папы РимскогоЕсть целибат, Папа Римский считается непогрешимым в вопросах вероучения, существуют и другие отличия от англиканства
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]