Что Евангелие говорит о покаянии? И как эти слова понимать?



В каждой церкви, в каждом религиозном сообществе можно слышать следующие призывы: «Мы должны покаяться!», «От нас требуется изменение образа мыслей!..» «Нам нужно совершить поворот в нашей жизни!..». И после таких громких призывов одни члены церкви начинают «делать» свое покаяние, другие впадают в полную прострацию, абсолютно не понимая, что от них требуют, а третьи, ничего не меняя в своей жизни, в унисон с пастором твердят, как попугаи: «мы должны покаяться…». Совершенно естественно, что такие призывы так и не достигают своей цели, а только увеличивают фанатичные настроения в церкви у одних, и отталкивают тех, кто многократно и безрезультатно пытался «делать» свое покаяние, но разочаровывался в очередной раз. Стоит ли удивляться тому, что у многих сегодня нет никакого желания ходить в церковь, чтобы лишний раз не напоминать себе о своих грехах? Можно ли назвать такую церковь «трубой», издающей правильный звук? Как актуальны сегодня слова апостола Павла: «И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?» (1 Кор. 14: 8).

Посланный Богом Иоанн Креститель, согласно пророчеству Исаии (Ис.40: 3), должен был приготовить «путь Господу». Обращаясь к народу Божьему, людям, тщательно соблюдавшим все предписания Моисеева закона, он призывает: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3: 2). А религиозным руководителям, идущим к нему креститься, он говорит: «Сотворите достойный плод покаяния» (Мф. 3: 8). В чем же нужно было каяться руководителям и народу Божьему, ожидавшему пришествие Мессии? Что означает покаяние вообще? В чем должен был выражаться этот плод покаяния?

Совершенно естественно Евреи надеялись на свое физическое родство с Авраамом, не понимая, что духовного родства у них совсем не было. И крещение, совершаемое Иоанном, для них было всего лишь новым ритуалом омовения, как дополнение к множеству уже имеющимся у них. Призыв же Иоанна «не думайте говорить себе: отец у нас Авраам» (9 ст.), направлял их взгляд к духовному миру, что означало изменение жизненной позиции, смещение акцентов с физического на духовное. Не физическое родство важно, а духовное, которое вовсе не зависит от воли человека и его усилий. И тщательное соблюдение религиозных предписаний вовсе не приближает человека к духовному единству с Авраамом.

Почему народу Божьему в канун пришествия Мессии нужно было менять свою жизненную позицию, свое направление мыслей? Что было неправильного в их религии? Проблема Израиля была не в религии, а в том, что мысли народа и священников были неугодны Богу, народ был отягчен формой, преданиями и традициями, и различными делами «закона», но при этом в сердце своем оставался глухим к духовному миру. Вот почему Бог посылает величайшего из пророков к Своему народу, о котором Христос говорил, что «не восставал больший Иоанна» (Мф. 11: 11), чтобы призвать их к покаянию.

Ангел, возвестивший священнику Захарии о рождении сына, открыл ему также и грандиозную миссию, которую предстояло свершить родившемуся ребенку. «Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн. И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются. Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей. И многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их. И предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1: 13-17). Весть Иоанна должна была изменить направление мыслей Божьего народа. Вот для чего предназначено покаяние.

В чем же нужно было каяться народу Божьему, и какие плоды ожидал от них Бог? К сожалению, призыв к покаянию у современных христиан, так же, как и у Иудеев, вызывает разные, а иногда и противоположные ассоциации. Если обратиться к существующим религиозным энциклопедиям за разъяснением слова «покаяние», то можно найти много разных противоречивых статей на эту тему, прочитав которые ты так и не поймешь, что такое покаяние. Библия же говорит определенно, что покаяние – это дар Божий человеку, который можно только принять. Апостол Павел, говоря о работе служителя Божьего, дает совет своему сотруднику и служителю: «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым. С кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» (2 Тим. 2: 24,25). Для чего Бог дает людям дар покаяния? Только для того, чтобы они могли приносить достойные плоды покаяния. Итак, истинное покаяние, исходящее от Бога, приносит плод! Какие плоды угодны Богу? Что Бог принимает, а чего не принимает?

С самого начала библейская история повествует нам о том, как первые люди, Каин и Авель, пришли к Богу на поклонение. Один из них принес плоды земли в дар Господу (Быт. 4: 3), и Господь отвергает его дар. Другой же принес от стада своего овцу (Быт. 4: 4), и был принят Господом. Читая эту историю плотским взглядом, может создаться впечатление, что важен дар, какой ты несешь Господу, поскольку Бог предпочитает одно другому. Духовный же взгляд раскрывает другую картину. Эта история раскрывает перед нами два образа – небесного и земного. Каин принес плоды земли в жертву. Этим он показывает, что его вера исходит из плотских побуждений, земных приоритетов. Каин был ориентирован на земное благополучие, на материальный мир. Его жертва была символом земного происхождения. «Ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» (Мф. 4: 28). Любые плоды производятся землей. Приносящий их Богу тем самым свидетельствует о том, что он хочет выторговать у Бога нужное ему Его расположение и милость. Такие люди как Каин приносят Богу жертвы только для того, чтобы взамен получить от Бога земное благословение. Эти жертвы Бог не принимает, из чего бы они ни состояли.

Ягненок, принесенный Авелем в жертву, имел другое значение, и исходил из веры, стремящейся к высшему, духовному миру, указывая на Агнца Божьего, грядущего с небес, через Которого всем людям приходит спасение свыше. Ягненок – одушевленное животное, это не просто дар земли, в нем присутствует дар жизни от Бога, которую «сама земля» произвести не может. Дар жизни – это дар Божий, и приносящий Богу «жизнь» в жертву, свидетельствует, что его вера ожидает Божьей милости и прощения. Вера в спасение, даруемое Богом, ориентирует человека на духовный мир. Христос, в беседе с Никодимом, разъяснил эту истину, говоря: «Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земный и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех» (Ин. 3: 31). Вера Авеля исходила свыше и свидетельствовала о его покаянии, и выражала достойный плод, принятый Богом. Живя в материальном мире, своей верой Авель искал небесного отечества, и потому он «стремился к лучшему, то есть к небесному» (Евр. 11: 16).

Таким образом, в символе жертвоприношения первых людей Библия открывает нам, что человечество разделилось с самого начала на два лагеря: на тех, кто поклонялись Богу, чтобы «иметь» (материальный мир), и на тех, кто поклонялись Ему, чтобы «быть» (духовный мир). Так Библия показывает нам два направления развития человечества с самого начала – стремление к материальному миру с его интересами, и стремление к духовному миру с его ценностями. Эту важную истину невозможно понять человеку, ориентированному на материальный мир.

Покаяние как дар Божий, подразумевает переход от материальной установки жизни к духовной. Без покаяния человеку никогда не откроется ценность духовного мира, он так и остается рабом, всегда стремящимся только к тому, чтобы больше иметь. Такой человек приходит к Богу из чисто корыстных соображений, как Каин, чтобы «иметь». Он сознает, что ему необходимо иметь прощение, без которого ему не расположить Бога к себе, оправдание и спасение. И ради этого он готов поклоняться Богу, каяться, исповедоваться, приносить жертву, он готов, что угодно делать, лишь бы «иметь»! Божий дар покаяние имеет ввиду другое направление мысли, изменение жизненной установки с «иметь» на «быть». Сам человек никогда не может достичь этого, но вера ведет его ко Христу, дающему людям покаяние, изменяющее жизненные приоритеты человека. Тогда достойным плодом покаяния станет изменение всей жизни человека, а не простое совершение каких-то добрых дел милосердия, оставаясь при этом на прежней установке «иметь». Именно это имел в виду Иоанн, призывавший фарисеев к тому, чтобы они сотворили достойный плод покаяния.

«Иметь» и «быть» – это два фундаментальных отношения к миру. Для физического существования надо «иметь» как можно больше, для духовного – «быть». «Иметь» всегда аналитично. Можно делить материальный мир и приумножать его, можно сосчитать, сколько у тебя богатства, сколько добрых дел ты совершил, сколько битов информации накопил… «Быть» же неделимо. Невозможно быть частично духовным, нельзя быть чуточку беременным, нельзя быть наполовину просветленным, наполовину быть спасенным и наполовину оставаться в аду. Вы либо переступили «порог» в духовный мир, либо нет.

Внимательно читая Библию, мы замечаем, что Божий народ Ветхого Завета в целом всегда стремился к тому, чтобы «иметь». Авраам хотел иметь наследника, и ради этого он слушал то, что ему Бог говорит. Находясь в Египетском рабстве, Евреи хотели иметь свободу и свою землю. Хотя, начиная от Авраама, Бог им всегда открывался как «быть». На вопрос Моисея об имени Бога, от лица Которого Моисей должен был обратиться к сынам Израиля в Египте, Бог говорит: «Я есмь Сущий. И сказал, так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам» (Исх. 3: 14). Бог не только хотел освободить их из физического рабства, но и вывести их из духовного рабства греха. Однако это было выше их понимания. И потому Евреи, оставаясь рабами по натуре, освободившись из одного рабства, тут же попадали в другое. Они никак не хотели принять ДАР ПОКАЯНИЯ.

Христос, желавший открыть Иудеям цель Своего пришествия, указывал на Отца Своего, пославшего Его для освобождения их от духовного рабства, Он говорит им: «И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели, и не имеете слова Его, пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал. Исследуйте Писание, ибо вы думаете через них ИМЕТЬ жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5: 37-39). Христос конкретно указывает им на проблему. Важно не ИМЕТЬ жизнь вечную, а БЫТЬ пригодным для вечной жизни. Именно для этого Он и пришел, чтобы каждому человеку дать эту возможность БЫТЬ!

Иудеи думали ИМЕТЬ жизнь вечную, и для этого они были готовы на многое. Однако, БЫТЬ подразумевает совсем другой подход. Бог также заинтересован в том, чтобы мы имели жизнь вечную, для этого Он и сотворил человека. «Ибо так возлюбил Бог мир, что послал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но ИМЕЛ жизнь вечную» (Ин. 3: 16). Чтобы это осуществилось для нас, грешников, «Ему надлежало БЫТЬ». Христос много раз говорит Своим ученикам: «Но прежде надлежит Ему много пострадать и БЫТЬ отверженному родом сим» (Лк. 17: 25). «Сыну человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и БЫТЬ распяту, и в третий день воскреснуть» (Лк. 24: 7). Ученикам же трудно было понять Своего Господа, поскольку приоритетом их жизненной позиции было всегда «иметь».

После Пятидесятницы проповедь апостолов уже имела другое направление. Апостол Павел смело свидетельствовал, что Евангелие доступно всем. «Открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых, и что Сей Христос ЕСТЬ Иисус, которого проповедую вам» (Деян. 17: 3). Евангелие – добрая весть, дающая каждому человеку возможность БЫТЬ усыновленным Богу через Иисуса Христа. Если человек думает ИМЕТЬ это сыновство, минуя покаяние, он пытается войти в Царствие Божье другим невозможным путем.

Есть только один путь: «Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» – говорит Христос (Ин. 14: 6). Тщетны любые человеческие усилия и методы, чтобы следовать за Христом. Не могут человеку помочь в этом и многообразные религиозные конфессии со своими уставами и доктринами. Христос – вот единственно в Ком нуждается каждый человек. Христос – это дверь. «Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник. А входящий дверью есть пастырь овцам» (Ин. 10: 1,2). Бог сделал Христа Дверью для каждого. Став человеком, Он Сам прошел через эту дверь, и теперь приглашает нас входить через нее. «Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их не приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь; кто войдет Мною, то спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет» (Ин. 10: 7-9).

Побуждаемый сатаной, вором и разбойником, человек не желает менять свою жизненную установку «иметь», внося в свою религию материалистические интересы. Такая религия становится жестокой, авторитарной к другим, используя их в своих целях. В наше время мы наблюдаем, как религия вновь становится востребованной обществом, потерявшим нравственные ориентиры. Еще совсем недавно стране, в которой я родился, Бог был вообще не нужен! «Мы наш, мы новый мир построим!» – сидело у каждого в головах. И вдруг такая метаморфоза, людей чуть ли не загоняют в религию, государство финансирует различные религиозные проекты. Почему такое изменение? Человечество осознало свой крах, и потому усиленно стремится избегнуть грядущие опасности, делая все возможное, чтобы сохранить свое «иметь».

Как актуальна сегодня для секулярно-религиозного человечества весть Иоанна Крестителя, призывающего: «Сотворите достойный плод покаяния»! Как важно сегодня изменение мыслей человека, спешащего в храм на поклонение Господу. Как важно, чтобы храм души человека был очищен от «торговцев», заполнивших его душу! Чтобы это произошло, необходимо проникнуться вестью Иоанна: «Сотворите достойный плод покаяния».

Следующая >

Что такое хорошо?

Мы живем в лучшем случае вполсилы. Вспомните, как мы радовались в детстве, как в юности умели поговорить по душам! А сейчас и радость сплошь и рядом какая-то искусственная, и дружба только на словах, и вместо любви — «отношения», и вместо сердечного участия — простая вежливость…

Часто человек живет, не задумываясь об этом. Оставьте ему его маленькие «половинные» радости, и, пожалуй, он скажет, что счастлив. Но если задуматься на минуту, станет ясно, что в действительности его счастье очень призрачно. Оно всегда ускользает, всегда уже случилось, всегда где-то в прошлом. Полноты жизни человек не чувствует и способен только на то, чтобы утешаться воспоминаниями о чем-то давно ушедшем. Или мечтать о том, чего вообще нет.

А Царство Небесное, как понимают его христиане, — это полнота жизни, переливающаяся через край. Это абсолютное отсутствие тревоги и страха. Это целостность, когда все на своем месте и нет ничего лишнего или случайного. Это такое искреннее и неподдельное счастье, которое ничто не может омрачить. Это подлинность во всем и способность быть до конца тем, кем хочется быть. И по такой жизни на самом деле тоскует всякий человек.

И как это приблизит нас к Царству Небесному?

Если мы будем стараться и сделаем хотя бы полшага на пути к тому, настоящему человеку, каким нам хотелось бы стать, то дальше нам Бог будет помогать. Мы сделаем шаг, а Он за нас — три. Мы еще шажок, а Он — пять. И вот тогда мы потихоньку вернем себе способность любить Бога и захотим быть с Ним в вечности. Тут всё дело в том, чтобы захотеть. Недаром богослужебная подготовка к Великому посту начинается с чтения евангельского рассказа о Закхее — начальнике мытарейМытарь — сборщик податей в пользу римского государства, во времена земной жизни Иисуса Христа — одно из самых презираемых среди иудеев занятий, грешном и многих обижавшем человеке, который так захотел посмотреть на проходившего мимо Иисуса Христа, что даже влез ради этого на дерево. Христос ответил на его желание, вошел к нему в дом — и после этого Закхей стал совсем другим человеком (Лк 19:1–10).

Причина неверия фарисеев — их нежелание покаяться

Ин 12:37–43

Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем. Впрочем, и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.

На что здесь обратить внимание

«Злой и лукавый человек, доколе остается таким… не может веровать <�…> Когда человек погрузится в глубину злобы, тогда Бог оставляет его по причине злого его произволения» (Блаженный Феофилакт Болгарский, 1050–1107).

Притча о блудном сыне

Лк 15:11–32

Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

На что здесь обратить внимание

«Нам бы очень хотелось, чтобы наша жизнь была только наша, чтобы мы могли ее расточить по-своему и для себя. Но когда мы так живем, то в итоге посмотрим в себя, а там — свиньи отвратительные, которые в нас скопились, и мы им служим, мы за ними ухаживаем, а сами — голодные, холодные, одинокие и несчастные, абсолютно себя растратившие, среди стада свиней обретаемся <�…> Потому что нельзя вот так с Богом… А можно только сказать: “Отец”. И как только мы от сердца говорим: “Отец, согрешил пред Тобой недостойный Твой сын”, — эти слова вызывают глубочайшую любовь и милость со стороны Отца, потому что Он видит в нас не наемников, не очень даже хороших рабов, а только Своих детей» (Протоиерей Алексий Уминский) (читать проповедь целиком).

Притча о мытаре и фарисее

Лк 18:9–14

Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

На что здесь обратить внимание

«Богу внешняя человеческая праведность совершенно не нужна, Богу нужны только внутренние качества души. И мотивация фарисея — это есть гордость, а мытарь, который не может свои глаза возвести на небо, ступил на путь смирения. И если смиренному человеку может Бог подать благодать, которая его очистит и спасет, то фарисею — не может… Это невозможно, потому что гордость противна самой природе Божества» (Протоиерей Димитрий Смирнов, 1951–2020).


Мытарь и фарисей, Джеймс Тиссо

Так, значит, цель поста не в покаянии? Тогда в чем?

Цель поста — научиться хотя бы немного больше любить Бога, вернуть себе умение радоваться жизни согласно заповедям, чтобы в нас возникло желание Царства Небесного. А покаяние — очень важное, но средство. Это усилие нашей воли. Наша искренняя попытка исполнить заповедь в надежде на Бога, Который обязательно поможет.

Недаром последний раз, когда в православных храмах звучит великопостная молитва Ефрема Сирина со словами «Даруй ми зрети моя прегрешения», — это утро Великой Среды Страстной седмицы. Недаром в Великую Субботу и на самую Пасху священники часто разрешают прихожанам причащаться без предварительной исповеди. Последние несколько дней перед Пасхой — это уже время не покаяния, а следования за Христом. В эти дни стоит переключить все внимание с себя на Христа и присоединиться к самым верным из Его учеников, которые неотступно следовали за Ним и разделяли Его скорби и страдания, стояли на Голгофе подле Креста, а затем спешили к гробу. И наконец, — стали свидетелями Его Воскресения! Нет радости выше Пасхальной, радости сопричастности Тому, Кто воскрес из мертвых и спас все творение от греха и вечной смерти. Ощутить эту радость, сродниться с ней и сделать ее постоянной частью своей жизни — вот цель, к которой стремятся христиане. Хотя и покаяние тоже останется с нами как лучший из способов возгревать в себе любовь к Богу и желание быть с Ним, как надежное противоядие от самоуспокоения.

Покаяние Симона Петра под влиянием чудесного улова рыбы

Лк 5:3–10

Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.

На что здесь обратить внимание

«Это чувство собственной греховности в присутствии Божием есть драгоценный камень души. Господь ценит его больше, чем все формальные гимны восхищения и благодарности» (Святитель Николай Сербский, 1881—1956).

«Слыша евангельский рассказ об улове рыб и об ужасе апостола Петра… мы должны испытывать страх за ту легкость, с которой мы приближаемся к Богу, ожидая от Него встречи лицом к лицу. К Богу мы должны… идти с духом сокрушенным, сердцем смиренным, идти, сознавая, что никакого права мы не имеем на эту встречу и что если она случится, то только по безграничной, непонятной Божией милости» (Митрополит Сурожский Антоний, 1914–2003).

Укор городам, которые не покаялись, даже став свидетелями явления силы Божией

Мф 11:20–24

…Начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.

На что здесь обратить внимание

«Вольный отказ от покаяния — самый страшных грех для всех, кто сподобился услышать Евангелие. Он усугубляется тем, что этим людям и этим городам были явлены особые милости Божии. Видя чудеса, совершаемые Христом, они должны были не только принять истину Христова учения, но начать жить в совершенном послушании ей» (Протоиерей Александр Шаргунов).

Проповедь Иоанна Предтечи о делах покаяния

Лк 3:10–14

Спрашивал его [Иоанна Предтечу. — Прим. ред.] народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.

На что здесь обратить внимание

«Настоящие плоды покаяния — это не что-либо особенное, непосильное, а просто честное исполнение принятых на себя обязанностей» (Профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Лопухин, 1852–1904).


Рембрандт. Проповедь Иоанна Крестителя. 1635

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]