Православная Жизнь
Отвечает преподаватель Киевской духовной академии Андрей Музольф.
Если мы внимательно читаем Священное Писание Ветхого Завета, то увидим некую, на первый взгляд кажущуюся, непоследовательность. Так, в 26-м стихе 1-й главы Книги Бытия говорится следующее: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле». Но уже в следующем, 27-м стихе сказано нечто другое: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Таким образом, мы видим, что изначально человек был «запланирован» как образ и подобие Божие, но в результате Адам был создан только как образ Божий. В связи с этим многие церковные критики указывали на нелогичность Библии и наличие в ней явных ошибок и несоответствий. Так ли это на самом деле?
Святые отцы, толкуя вышеприведенные стихи из Книги Бытия, полагали, что никакого несоответствия или логической ошибки в них вовсе нет. Понятия «образ» и «подобие» между собой соотносятся как нечто статичное, то есть данное человеку изначально, и нечто динамичное, то есть такое, что сам человек призван в себе развивать. Так, преподобный Иоанн Дамаскин о. Другими словами, «образ» – это некий задаток человеку, те условия, благодаря которым он может направляться к обожению, а подобие – это не что иное, как сам процесс обожения или уподобления Богу. При этом большинство святых отцов указывали, что образ Божий выражается в тех свойствах человеческой природы, которые «роднят» его с Богом, например: уме, свободе, бессмертии и способности к творчеству. Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский замечает: «То, что человек возник по образу Божию, некоторым пришло на ум понимать как разумность и свободу воли, а другим – как главенство и высоту господства, ибо и в том, и в другом создание может отображать Создателя».
Но в то же время некоторые богословы, как, например, в частности, В. Н. Лосский, полагают, что образ Божий во всей его полноте непознаваем, по той причине, что и Сам Бог, как Первообраз, по Своей природе непознаваем для человека. Владимир Николаевич пишет: «Образ непознаваемый, ибо, отражая полноту своего Первообраза, он должен также обладать и Его непознаваемостью. Поэтому мы и не можем определить, в чем состоит в человеке образ Божий».
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: несмотря на то, что в каждом из нас заложен образ Божий, который проявляется в тех или иных свойствах человеческой природы и который отличает человека от прочего творения, тем самым приближая его к Творцу, но в то же время одно наличие образа Божия не принесет нам никакой пользы, если мы не направим его в правильное русло и не будем стремиться к богоподобию, в чем, собственно, и заключается цель нашей жизни.
В последний день творения Бог сказал: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Бытие 1:26). Таким образом, Он закончил Свою работу «личной подписью». Бог сформировал человека из пыли и дал ему жизнь, поделившись Своим собственным дыханием (Бытие 2:7). В связи с этим человек уникален среди всех Божьих творений, имея как материальную (тело), так и нематериальную (душа/дух) составляющие.
Быть «образом» или «подобием» Божьим в самых простых понятиях значит, что мы были созданы, чтобы походить на Бога. Адам не походил на Бога в том смысле, что Бог имеет тело и кровь. Священное Писание говорит, что «Бог есть дух» (Иоанна 4:24) и, таким образом, существует без тела. Тем не менее, тело Адама отражало жизнь Бога тем, что оно обладало безупречным здоровьем и не подлежало смерти.
Образ Бога относится к нематериальной части человека. Это ставит человека отдельно от животного мира, готовя его для владычества, предусмотренного Богом (Бытие 1:28), и дает ему возможность поддерживать связь со своим Создателем. Это сходство умственное, моральное и социальное.
Умственное сходство – потому что человек был создан как рациональная, волевая личность, другими словами – человек может рассуждать, и может выбирать. Это отображение Божьего интеллекта и свободы. Всякий раз, когда кто-то изобретает машину, пишет книгу, рисует пейзаж, наслаждается симфонией, подсчитывает сумму или дает имя домашнему любимцу, он подтверждает факт, что мы были созданы по образу Божьему.
Моральное сходство – человек был создан в праведности и безупречной невинности, отражая Божью святость. Бог видел все, что Он сделал (включая человечество) и сказал, что это «хорошо весьма» (Бытие 1:31). Наша совесть, или «моральный компас», является следом того начального состояния. Когда кто-либо пишет закон, отказывается от зла, хвалит доброе поведение или чувствует себя виновным, он подтверждает тот факт, что мы были созданы по подобию самого Бога.
Сходство социальное – человек был создан для общения. Это отображает Божественную триединую природу и Его любовь. В Эдеме человек в первую очередь общался с Богом (в Бытие 3:8 предполагается общение с Богом), и Бог создал первую женщину, потому что «не хорошо быть человеку одному» (Бытие 2:18). Каждый раз, когда кто-то женится, знакомится, обнимает ребенка или посещает церковь, он демонстрирует факт нашего создания по образу Божьему.
Будучи созданным по Божьему подобию, Адам также имел способность делать свободный выбор. Хотя ему была дана праведная натура, Адам сделал неверный выбор, восстав против своего Творца. Сделав так, он исказил Божий образ в себе, и он передал это всем своим детям, включая нас (Римлянам 5:12). Сегодня мы все еще несем в себе образ Божий (Иакова 3:9), но мы также несем шрамы греха. Это проявляется умственно, морально, социально и физически.
Хорошая новость в том, что, когда Бог искупает человека, Он начинает воссоздавать Свой первоначальный образ, творя «…нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Ефесянам 4:24; см. также Колоссянам 3:10).
В поисках Истины.
Если вы знаете что из себя представляет резонанс, вы сможете понять о чем будет идти речь. Если две струны настроить на одну и ту же высоту и возбудить колебания в одной из них, вторая непременно отзовется, только тише. Она отзывается, потому, что во всем подобна первой. Этот же принцип мы можем перенести на незнакомые ситуации.
Прежде чем рассматривать принцип подобия хочу прежде обратить внимание на текст Библии, в котором большинство читателей делает значительную ошибку. Наберите в поисковике текст: «Бог сотворил человека по…» Вы увидите, что вылетит завершение фразы: «по образу и подобию Своему». Именно так большинство и цитирует Библию, и это не верно. И это изменение текста меняет весь смысловой ряд. Правильный текст таков: 26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. 27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. В п26 присутствует слово «подобие», а в п27 — нет. Давайте вместе порассуждаем, что бы это могло значить. Бог воссоздал образ Свой в человеке, а подобие забыл? Конечно же нет! Если автор опустил слово, значит в этом есть смысл. Вначале поймем, что значит слово образ Божий. Для этого утвердимся в мысли, что Бог есть Дух. Так говорит писание: «Дух дышит, где хочет». И если мы созданы по образу Божию, это скорее всего надо понимать так, что в нашей природе движущей силой также является дух. Но вместе с тем писание утверждает, что создал Господь Бог человека из праха земного, И ВДУНУЛ В ЛИЦЕ ЕГО ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ! и стал человек душею живою. Отсутствие слова «подобию» указывает на то, что человек еще недосоздан. То есть акт творения незавершен. Сказано: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Бытие 2:1-3). И это может означать лишь то, о чем говорит преп. Антоний Великий: « Бог благ, и безстрастен, и неизменен.» Он больше не вмешивается в Свое творение. Удивительно простое решение говорит о том, что почив в седьмой день, Бог предоставил нам довершить творение — воссоздав в себе подобие Свое.
И понятно почему пал Адам и почему Христа называют новым Адамом. И мог ли не пасть Адам? Давайте сравним 2 эпизода сказанные об одном и том же: 1) Бт.3.4 И сказал змей жене: нет, не умрете; Но знает Бог, что в день, в который вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. 2) Бт.3.22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от древа жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. Из этих текстов видно, что змей указал путь познания добра и зла. Мог ли не пойти Адам этим путем? Можно сказать что мог. Но тогда он жил бы вечно, имея в себе образ Божий и не имея подобия. И, на самом деле эта недосозданность всегда бы несла в себе искушение попробовать этот плод познания. И все равно, однажды он вкусил бы его. И, по видимому этот шаг неизбежен. И именно этот шаг открывает путь к брани, посредством которой человек должен изменить себя, осознав, что без Бога он ничто. Он семя, брошенное в землю, которое по мере возрастания должно принести плод свой. Он должен воссоздать в себе подобие Божие. И этот путь Адама воспроизводится вновь и вновь в его потомках. Каждая новая жизнь безгрешна (лишь присутствует печать греха Адама) И каждая новая жизнь однажды встает перед выбором: просто созерцать творение Божие и славить Творца или начать познавать добро и зло. И в самом раннем возрасте начинает вкушать плод познания.
…Первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий… Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного (1 Кор 15, 45-49).
Теперь постараемся понять, что означает слово — «подобие» Основная характеристика Бога — «Бог есть любовь» Ин1.4, или совершенство. Значит именно это качество и является ключевым. Если воспроизвести его в себе, можно войти в резонанс с Божественной энергией, подобно тому, как струна резонирует, настроенная на одинаковую частоту с другой, к которой была приложена энергия. Святые показывают, как в них отражается подобие Божие, как воспламеняется сердце. И так, можно сказать что святость, означает подобие Богу. И подобие Ему может быть только в энергии любви, потому что у нас с Ним нет иных, совпадающих качеств. Поэтому заповедь о любви и является наибольшей из всех. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь». Все остальные являются лишь инструментом для достижения этого — основного — качества души.
И чтобы воспроизвести в себе подобие Божие, по словам Христа: «должно родится свыше.» Разговор об этом мы видим в беседе с Никодимом:
Ин. III, 1-21: Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
Но, может ли крещение, причастие, молитва, принадлежность церкви служить гарантией рождения свыше? Конечно же нет. В нашем обществе крещены почти все, но подавляющее большинство живет бесплодно. Причащаться можно и в осуждение себе. «ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе» (1Кор.11:29). Да и не каждая молитва до Бога доходит, ибо сказал Иисус: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня» (Матф.15:8) Да и не каждый считающий себя членом церкви является таковым : » ибо среди членов церкви есть вкравшиеся лжебратия (Гал.2:4).
Рождение свыше означает умение различать и слышать Дух Божий, который дышит где хочет.
Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое 2Кор 5.17 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! Гл.4.19 Феофан Затворник объясняет это так: » Апостол возводит их к прежнему созерцанию спасения в Господе о ОТОБРАЖЕНИЮ ПОДОБИЯ ХРИСТА В ДУШАХ ИХ. Чая сего, трудится и, трудясь, болезнует, как рождающая, уверяя, что не перестанет так болезновать, пока те опять не станут как были прежде. Мы видим в чем смысл церкви. Ап.Павел «мучился в муках рождения» помогая душевным преобразиться в духовных, то есть воссоздать в себе ПОДОБИЕ БОГУ. Только в этом и есть смысл и цель. «Если Бог любовь есть, то имеющий любовь имеет в себе Бога. Когда же ее нет, то нет нам совершенно никакой пользы и совсем невозможно говорить, что мы любим Бога.» — Святитель Феодор, епископ Едесский.
Образ и подобие
Никакое из сотворенных Богом существ, кроме человека, не почтено честью иметь образ и подобие Божие. Не естественная причина – зачатие и рождение – а сверхъестественная, именуемая Предвечным Божиим советом, послужила появлению Адама: И рече Бог: сотворим человека (אדם) по образу Нашему и по подобию
(по-еврейски – בצלמנו כדמותנו,
бэцальмэну кидмутэну;
в синодальном переводе, по образу Нашему и по подобию Нашему) (Быт.1:26).
Не только перстный Адам, но и все последующие роды праотца унаследовали его природу (хотя и поврежденную грехопадением, но имеющую образ и подобие
первозданного человека): Поживе же Адам лет двесте тридесятъ и роди сына
по виду своему и по образу своему
(по-еврейски – בדמותו כצלמו,
бидмуто кэцальмо;
в синодальном переводе:
по подобию своему, по образу своему
), и нарече имя ему Сиф (Быт.5:3).
Так, образ Божий, воспринятый изначально Адамом при его сотворении, живет поныне во всех его потомках.
При заключении Завета с Ноем Бог дает обетование в том, что взыщет со всякого убийцы (зверя или человека) кровь человеческую, яко во образ Божий сотворих человека (в синодальном переводе: ибо человек создан по образу Божию) (Быт.9:6).
Так, образ Божий сохранился в сынах Адамовых и после Потопа. В Священном Писании эта мысль находит неоднократное подтверждение.
В Ветхом Завете: Яко Бог созда человека в неистление и во образ подобия Своего
сотвори его (Прем.2:23).
В Новом Завете апостол упоминает человеки, бывшыя по подобию Божию
(Иак.3:9).
Как отмечают некоторые комментаторы 188, еврейское слово דמות (дмут,
«подобие») является однокоренным со словом אדם (
адам
). Это позволяет сделать вывод о том, что богоподобие является изначальным отличительным свойством, присущим человеку при его сотворении. Можно даже сказать, что наречение человека Адамом означает свидетельство о существовании у него подобия Божьего. Потеря подобия (דמות) приводит к уничтожению человека, истреблению в нем духовного начала.
Человек (אדם, адам
) находится как бы в промежуточном положении между родственными ему состояниями: снизу – земля (אדמה,
адама
); сверху – образ Божий (דמות,
дмут
). Каждый человек тяготеет к одному из этих полюсов.
Евхаристический канон Литургии Василия Великого содержит слова: «…создав бо человека, персть взем от земли, и образом Твоим, Боже,
почет, положил еси его в Раи сладости…»141.
Православное богослужение в точности отражает библейское учение о создании человека по образу Творца.
Постная Триодь
[159, ч. 1]:
Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду во гробех лежащую по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, и безславну, не имущу вида.… (суббота Мясопустная, славник на Господи, воззвах)
Цветная Триодь
160:
…прибегает (слепорожденный) к Светодателю, от Негоже приемлет свет зрети, и очима своима видети Творца, по подобию твоему, и по образу создавшаго естество человеческое от земли первее… (понедельник 6‑й седмицы по Пасхе, 2‑я стихира стиховна на утрени)
Минея
103:
По образу и по подобию, истлевша преступлением (то есть Адама) видев Иисус, приклонив небеса сниде, и вселися во утробу девственную неизменно, да в ней истлевшаго Адама обновит, зовуща: слава явлению Твоему, Избавителю мой и Боже. (Рождество Христово, 4‑я стихира на литии)
Октоих
107:
Егда в начале Адама создал еси Господи, тогда Слову Твоему Ипостасному возопил еси Благоутробне: сотворим по Нашему подобию, Дух же Святый соприсутствоваше Содетель. Темже вопием Ти: Творче Боже наш, слава Тебе. (глас 2, седален на полунощнице)
Создавый по образу Твоему, Человеколюбче, человека, и умерщвлена грехом преступления ради, распенся на лобнем, спасл еси. (глас 3, канон крестовоскресен, песнь 4, тропарь 1)
Никакое другое создание, кроме человека, не получило от Творца дыхание жизни: И созда Бог человека, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни;
и бысть человек в душу живу (Быт.2:7). Человек при Сотворении получил от Бога особый дар, которого не получил никто из иных созданий.
Святитель Иоанн Златоуст:
«Человеколюбию Божию угодно было созданного из земли человека сделать обладателем разумной души, благодаря чему это живое существо оказалось превосходным и совершенным. И вдунул, говорит Моисей, в лице его дыхание жизни. То есть вдуновение сообщило созданному из земли жизненную силу, и так образовалось существо души. Потому Моисей и прибавил: и стал человек душею живою. Приняв вдуновение, дыхание жизни, созданный из праха стал душею живою. Что значит: душею живою? Душею действующей, для которой члены тела – как орудия ее действий, послушные ее воле» [цит. по: 9, с. 64].
Преподобный Иоанн Дамаскин:
«Из видимого и невидимого естества Бог Своими руками сотворил человека
по образу Своему и по подобию;
из земли Он образовал тело, а душу словесную и разумную сообщил человеку Своим вдуновением» [цит. по: 92, с. 428].
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий:
«Философия – есть разумение божеских и человеческих дел, которое учит человека чрез добродетель, насколько возможно, приближаться к Богу, сотворившему человека
по Своему образу и подобию
» [46, с. 330] (11 мая).
Преподобный Симеон Новый Богослов
учил, что человека Бог «создал Собственными Своими невидимыми руками
по образу и подобию Своему
» [139, с. 73].
Церковное учение о создании человека по образу и подобию Божию было в христианстве изначальным и общераспространенным. В частности, его исповедовали многие мученики, страдавшие за веру.
Мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест:
«Когда же Бог привел мир в порядок и прекрасное бытие, создав его не из существовавшей уже ранее материи, но приведя к бытию из небытия, то Он сотворил человека
по образу Своему и по подобию
» [46, с. 373] (13 декабря).
Мученики Спевсипп, Елевсипп, Мелевсипп:
«Он благоволил создать
по образу Своему и подобию
человека и украсил его особым даром премудрости, ведения и разума, чтобы он усердно искал Господа – Владыку всех тварей и не обнаруживал непочтения к Нему чрез пренебрежение познанием Его» [46, с. 35] (16 января).
Преподобномученица Евдокия
услышала от ангела: «Великая радость бывает на небе в ангельском лике всякий раз, как какой-нибудь грешник обращается к чистому свету покаяния, ибо Бог, Отец всех, не хочет, чтобы погибла душа человеческая, которую Он издревле Своими пречистыми руками создал
по подобию Своего образа
» [46, с. 19] (1 марта).
Мученик Дула:
«Сей Бог наш вначале создал человека и почтил его
Своим образом,
вдохнув в него дух жизни, и поселил его в Раю» [46, с. 331] (15 июня).
Мученик Иакинф
исповедовал «Бога истинного, сотворившего небо, землю, море и все, что в них, даровавшего людям светила небесные и создавшего
по Своему образу
человека» [46, с. 42] (3 июля).
Большинство учителей Церкви считают, что разница между образом и подобием Божиим в человеке заключается в следующем.
Образ есть данность, полученная от Бога, дар, характерная и неотъемлемая часть адамовой природы. Человек, сотворенный по образу Божию, представляет собой как бы живую икону Бога. Наличие образа Божия в человеке отличает его от всех остальных тварей.
Подобие же Божие в человеке – это возможность развить свой имеющийся образ до преподобия, совершенства. К этому непрестанному усовершенствованию был призван Адам (и призваны все мы). Богоподобие – это цель жизни, итог подвижнической деятельности святых. К богоподобию призывает нас Творец, когда говорит: Яко Аз есмь Господь Бог ваш, и да освятитеся и будете святи
яко свят есмь Аз Господь Бог ваш (Лев.11:44).
Церковнославянское слово преподобный означает «святой». Этим эпитетом издревле именовали людей богоугодной аскетической жизни, по преимуществу монахов, за которыми наименование «преподобный» закрепилось как форма святости. В этом смысле становится понятным призыв апостола: Подобни мне бывайте, якоже аз Христу (1Кор.4:16). Следует подражать святым в их стремлении к раскрытию в себе богоподобия, поскольку они стали преподобными, подражая (уподобляясь) Христу.
Человек – венец мироздания; весь мир сотворен ради него. И в этой мысли нет губительной гордости и самообольщения, ибо речь идет не о личных достоинствах и заслугах какого-либо человека, а о нашем великом предназначении – стать подобными Богу: Яко да будете сынове Отца вашего, иже есть на небесех (Мф.5:45).
В русском и славянском переводах Книги Бытия привычным стало выражение:Сотворим человека по
образу Нашему и по подобию Нашему (Быт.1:26) – с предлогом
«по»
перед обоими словами. В еврейском же тексте Библии перед словами «образ» и «подобие» стоит не одинаковый предлог «по», но различные префиксы: перед «образом» – בּ (
бэ,
имеющий значение «в»), перед «подобием» – כּ (
ки,
имеющий значение «как», «как бы»). В итоге буквальный смысл выражения בצלמנו כדמותנו (
бэцальмэну кидмутэну
) может быть переведен так: «
в
образе Нашем и
как бы по
подобию Нашему». Так, слова «образ» и «подобие» здесь являются даже не однородными членами предложения.
О сравнении в человеке образа и подобия писали многие святые Отцы.
Святитель Григорий Нисский:
«Первое (по образу) мы имеем по сотворению, а последнее (по подобию) мы сами совершаем по произволению. Быть по образу Божию свойственно нам по первому нашему сотворению; но сделаться по подобию Божию зависит от нашей воли. И это зависящее от нашей воли существует в нас только в возможности; приобретается же нами на самом деле посредством нашей деятельности» [цит. по: 92, с. 456].
Преподобный Иоанн Дамаскин:
«Словом – по образу, означается сила ума и сила свободы, а словом – по подобию, уподобление Богу в добродетели, сколько это возможно» [цит. по: 92, с. 455].
Преподобный Диадох Фотикийский:
«Все мы, люди, созданы по образу Божию. Быть же по подобию Божию есть принадлежность только тех, которые по великой любви свободу свою поработили Богу. Ибо когда мы не бываем своими самим себе, отвергаемся себя, тогда бываем подобны Тому, Кто по любви Своей примирил нас с собою – чего никто не может достигнуть, если не убедит душу свою не увлекаться прелестями жизни самодовольной и самоугодливой» [«Сто глав о духовном совершенстве», цит. по: 9, с. 40].
Святитель Димитрий Ростовский:
«Образ Божий есть и в неверного человека душе, подобие же токмо в христианине добродетельном; и егда согрешает смертне христианин, тогда подобия токмо лишается Божия, а не образа. И аще в муку вечную осудится: образ Божий той же в нем вовеки, подобие же уже быти не может» [цит. по: 92, с. 457].
Следует уточнить: Священное Писание утверждает, что человек сотворен по образу, но не по подобию: И сотвори Бог человека, по образу Божию
сотвори Его (Быт.1:27). Подобие же Божие в нас раскрывается как благая возможность, как призыв к его достижению, как призвание человека и спасительная цель жизни.
Трудно представить себе, как с позиций эволюционизма можно трактовать наличие образа Божиего в человеке. Неужели образ Божий некий достижимый уровень, и всякая обезьяна, стоит ей только постараться, имеет шанс достичь этого качества? Если образ Божий так легко доступен, что его можно достичь путем эволюционного развития, значит Бог – целиком принадлежит этому миру, а не является его Создателем. Такой эволюционистский «Бог» и не способен даровать никому царское достоинство.
Архимандрит Платон (Игумнов) отмечает, что стремление личности к достижению полноты – основное предназначение человека. В основе его – процесс раскрытия им своей духовной и нравственной одаренности. При этом восхождение человека на новые ступени бытия есть не эволюция и не прогресс, а «метаморфоза» и «преображение».
Бытие, глава 1
Этот же отрывок в ESV | NIV | NASB | NKJV
следующая глава | Содержание книги | Содержание Библии
1 В начале сотворил Бог небо и землю. 2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. 3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. 4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. 5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. 6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. 7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. 8 И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй. 9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. 10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это
хорошо. 11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. 12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что
это
хорошо. 13 И был вечер, и было утро: день третий. 14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; 15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. 16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; 17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, 18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что
это
хорошо. 19 И был вечер, и было утро: день четвертый. 20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. 21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что
это
хорошо. 22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. 23 И был вечер, и было утро: день пятый. 24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. 25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что
это
хорошо. 26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. 27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. 28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. 29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам
сие
будет в пищу; 30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая,
дал
Я всю зелень травную в пищу. И стало так. 31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
следующая глава | Содержание книги | Содержание Библии
Сотворение человека
Человек — венец Божьего творения. Бог поставил его главой над всей землей.
Созданы по образу и подобию Бога
Согласно Священному Писанию, Бог создал человека на шестой день творения. Человек стал его заключительной частью. Особенность его в том, что подход к его созданию был совершенно иным, отличным от других живых существ.
“И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их” (Книга Бытие 1:26,27)
Здесь мы видим две важнейшие характеристики человека: он есть образ и подобие Бога и поставлен главенствовать над всем творением. Интересно, что здесь же Библия уточняет, что он был создан разнополым существом как мужчина и женщина. Соединяясь вместе и образуя семью, мужчины и женщины сотрудничают в исполнении возложенной на них Богом миссии — размножаться, плодиться, наполнять землю и управлять ею.
“Мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их” (Книга Бытие 5:2)
Небесный Отец
Бог Библии активно участвует в жизни творения, в том числе, человека. Он не самоустранился, а продолжает направлять и заботиться о нем. Люди не сироты в мире. У них есть Отец на Небесах.
“Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас…” (Книга пророка Малахии 2:10)
Отношение Бога к человеку сравнивается с отношением отца к детям. Бог знает нас, печется о нас и воспитывает, а мы со своей стороны должны оказывать Ему положенное почтение.
Отцовство Бога подразумевает равенство людей перед Ним. Независимо от национальности, социального статуса, материального состояния или возраста каждый человек — дитя Божье.
“Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы – Его, Его народ и овцы паствы Его” (Псалом 99:3)
Библия призывает нас доверять Небесному Отцу. Христос однажды сказал: “Если вы, будучи злы, умеете давать доброе вашим детям, то тем более Отец Небесный даст блага просящим у Него”.
Для чего создан человек?
Всеобъемлющая цель жизни человека — прославить Бога. Это значит не только воздать Ему хвалу, но и отобразить Его славу. Мы были созданы по образу и подобию Божьему; соответствие этому образу — цель нашей жизни.
Наши мысли, слова, дела и мотивы должны прославлять Бога.
“Все народы, Тобою сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое” (Псалом 85:9)
Бог открывает Себя в творении. Но человеку дана свобода выбора — поступать достойно своего Создателя или нет. Как творение Божье, мы призваны прославить Его. Один из способов сделать это — добрые дела. Когда мы делаем добро, то становимся похожими на Небесного Отца.
“Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять” (Послание Ефесянам 2:10)
Итог
Сотворение человека изначально было спланировано Богом. Он благословлен Им размножаться и владычествовать над творением. Цель жизни человека — прославлять Создателя, образ и подобие Которого он носит.
Как понимать то, что Бог сотворил человека по образу и подобию Своему?
В Великом Катехизисе читаем: «Человек есть животно словесно, мертвено, ума и художества приятно… иже по образу Божию и по подобию создан, внегда глагола Бог Отец к Сыну Своему и к Духу Святому: сотворим человека по образу Нашему и по подобию. Се же есть по образу, за сие двое. Зане якоже Пресвятая Троица, Отец и Сын и Дух Святый, един есть Бог, сице сия три, ум, слово и дух, едина есть душа. Другое же, се есть по образу, зане якоже Бог есть самовластныи, сице и душа самовластна есть. А еже по подобию, се знаменует: зане яков же Бог по естеству, сице подобна Себе человека по благодати Своей созда, сице же и изволением своим добрым человек поелику возможно Богу бывает подобен, сиречь праведныи, святыи, благии и неповинныи» (л. 156).
В Книге Кириловой читаем: «Глаголет бо в Бытии Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию. Не о внешнем видении человека глаголет, но о невидимем. Ибо внешнее человека сложно есть, Бог же прост и несложен (л.423 об.). Св. Иоанн Златоуст говорит: «Было бы крайне безумно Того, кто не имеет образа, ни вида, и Кто неизменяем, низводить в человеческий образ и бестелесному придавать черты и члены телесные. Что может сравниться с этим безумием… Сказав: сотворим человека по образу Нашему и по подобию, Бог не остановился на этом, но последующими словами объяснил нам, в каком смысле употребил слово образ. Что говорит? — И да обладает рыбами морскими и птицами небесными, и всеми гады, пресмыкающимися по земли.
Итак, образ Он поставляет в господстве, а не в другом чем. И в самом деле, Бог сотворил человека властителем всего существующего на земле, и нет на земле ничего выше его, но все находится под его властью. Если же и после такого раскрытия слов любящие спорить будут говорить, что разумеется образ наружного вида, мы скажем им: так (Бог), значит, похож не только на мужа, но и на жену, потому что тот и другая имеют один и тот же образ? Но это было бы нелепо» (Творения его, IV, стр. 61,62).
И, наконец, св. Иоанн Дамаскин говорит: «Бог Своими руками творит человека из видимой и невидимой природы как по Своему образу, так и по подобию: тело образовал из земли, душу же, одаренную разумом и умом, дав ему посредством Своего вдуновения, что, именно, конечно, мы и называем божественным образом; ибо выражение по образу означает разумное и одаренное свободною волею; выражение же по подобию обозначает подобие чрез добродетель, насколько это возможно для человека» (Точное изложение веры).
Журнал «Слово Церкви», 1916 г., № 43
Без тела ли Бог?
В Библии мы не находим этого выражения. Я полагаю, что те, кто пришли к такому выводу, ссылаются на слова Иисуса, когда Он говорил с женщиной из Самарии:
Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. (Иоанна 4:24)
Но этот факт не исключает другой, тоже не менее важный, представленный в этом же Евангелии от Иоанна, которое начинается с описания Господа Иисуса:
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть , и ничего не начало быть, что начало быть. (Иоанна 1:1-3)
Кто создал человека? Кто создал тебя? Бог создал человека и все другое творение через Иисуса Христа. Спаситель называется здесь Словом, которое было в начале, было у Бога, было Бог и что оно является творцом, потому что все без исключения было сделано через Него. Затем, об этом слове, которое есть Бог, через несколько стихов написано:
И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины. И мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. (Иоанна 1:14-17)
Таким образом, из этих стихов мы не можем сказать, что Бог без тела, потому что в личности Иисуса Он стал плотью и обитал с нами, полное благодати и истины.
Миссия Иисуса Христа
Миссия Иисуса заключалась в том, чтобы двухэлементному человечеству добавить ещё два элемента. Поэтому он пришёл (его же послали) и сказал: Ребята, я вам принёс Духа Святого (третий элемент). Ибо кто примет Духа Святого, станет как дитё малое, и в нём Совесть пробудится (т.е. появится и четвёртый элемент), и они будут такие же как и все, у которых четыре элемента. Но кто-то пошёл за Иисусом (учеников у него было много), а те, кому этого было не надо, сказали: «Пройдите на крест, пожалуйста».
Т.е. Святого Духа не приняли, Совесть не появилась — остались бездуховными и безсовестными. Поэтому они и говорят: «Подумайте о своей Душе», а о Духе никто не призывает позаботиться, потому что Дух у них — это божественное, руками не трогать. А что они про Душу-то говорят? Они слова Павла приписали Иисусу: «Кто погубит Душу свою ради меня, тот её спасёт; а кто сохранит, тот её потеряет». Но Душу нельзя во имя кого-то или чего-то губить! Нельзя!
И заметьте, рай у них в Эдеме: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке» [Бытие 2:8]. А Иисус что сказал? Всякий принявший меня в рай попадёт? Нет. Иисус сказал: «Всякий принявший меня обретёт Царствие Божие». А когда спрашивали: «Какое оно?», Иисус отвечал: «А обителей у Отца моего множество». Но спросите любого христианского священника: «Где находятся все праведные христиане?» Вам ответят: «Они все в раю, в райских кущах». А Иисус обещал Царствие Божие, но не как не рай. И обратите внимание, мы все – дети Божии, а христиане – все рабы божии. И что получается: умирает человек, ему вкладывается в руки сопроводительное письмо, в котором написано: «Сей есть раб/раба Божия и отправляется он в рай». Т.е. не в Обитель Божию, а в Землю Эдем — был рабом здесь на Земле, теперь давай в последующей жизни побудь в рабстве на Земле Эдем, там поработай рабом. То есть, рабство земное и посмертное.
А теперь смотрите: праведные христиане, но не все, а только 144 тысячи из 12-ти колен Израиля обретут Царствие Небесное (т.е. Небесный Иерусалим). И попадут они туда когда? После суда божьего; суд божий будет после конца света; а конец света, когда второе пришествие. Иисус пришёл во второй раз? Нет. Конец света наступил? Нет. Суд божий был? Нет. Значит, никто из христиан за последние 2000 лет в Обитель Божию не попал. А куда они все попали? В Эдем, по туристической путёвке – сопроводительному письму: «Направляется раб божий в рай (т.е. в Эдем)».
* Мы потом ещё распишем все 6 дней творения, разбирая не только Библию (см. Ветхий Завет, Книга Бытия), но и апокрифы и прочее, допустим: христианский план уничтожения.
Бог и Господь Бог
Бог и Господь Бог разные, подтверждение можете найти в Библии — Деяния святых апостолов гл. 2 ст. 36: «Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал (т.е. назначил) Господом (т.е. повелителем) и Христом (т.е. спасителем) Сего Иисуса, которого вы распяли». Видите, Бог назначает Господом Иисуса. Но назначил его Господом только после распятия, а не так как написано, что при жизни его называли Господом. Если читать апокрифы, там везде к нему обращаются – рабби, т.е. учитель.
В Библии сказано, что Господь не один, а их много: «И сказал Господь Бог: вот Адам стал как одни из Нас…» [Бытие 3:22]. Он не сказал «как Я», он сказал «как один из Нас», т.е. их много. Некоторые называют Господа – полубогами, т.е. есть Боги, а есть Полубоги, и в Библии есть этому подтверждение — Деяния святых апостолов гл. 2 ст. 34: «Ибо Давид не восшел не небеса, но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня». Т.е. один Господь говорит другому Господу: садись справа от меня (потому что слева уже занято).
Есть Господь Иегова, Адонай, Саваоф, и христианские проповедники через каждое слово говорят: «Господь Иисус», хотя они этого не имеют права делать. Знаете почему? В 1-ом послании к Коринфянам гл. 12 ст. 3 сказано: «Никто не может называть Иисуса Господом, как только Духом Святым». Т.е он Дух Святой, а Господом его называть нельзя. Остальные Господа небесные, они его могут называть Господом, а людям нельзя, пусть ты хоть трижды иерарх.