Как понимать то, что Бог сотворил человека по образу и подобию Своему?


Православная Жизнь

Отвечает преподаватель Киевской духовной академии Андрей Музольф.


Если мы внимательно читаем Священное Писание Ветхого Завета, то увидим некую, на первый взгляд кажущуюся, непоследовательность. Так, в 26-м стихе 1-й главы Книги Бытия говорится следующее: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле». Но уже в следующем, 27-м стихе сказано нечто другое: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Таким образом, мы видим, что изначально человек был «запланирован» как образ и подобие Божие, но в результате Адам был создан только как образ Божий. В связи с этим многие церковные критики указывали на нелогичность Библии и наличие в ней явных ошибок и несоответствий. Так ли это на самом деле?

Святые отцы, толкуя вышеприведенные стихи из Книги Бытия, полагали, что никакого несоответствия или логической ошибки в них вовсе нет. Понятия «образ» и «подобие» между собой соотносятся как нечто статичное, то есть данное человеку изначально, и нечто динамичное, то есть такое, что сам человек призван в себе развивать. Так, преподобный Иоанн Дамаскин о. Другими словами, «образ» – это некий задаток человеку, те условия, благодаря которым он может направляться к обожению, а подобие – это не что иное, как сам процесс обожения или уподобления Богу. При этом большинство святых отцов указывали, что образ Божий выражается в тех свойствах человеческой природы, которые «роднят» его с Богом, например: уме, свободе, бессмертии и способности к творчеству. Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский замечает: «То, что человек возник по образу Божию, некоторым
пришло на ум понимать как разумность и свободу воли, а
другим – как главенство и высоту господства, ибо и в том, и в другом создание может отображать Создателя».

Но в то же время некоторые богословы, как, например, в частности, В. Н. Лосский, полагают, что образ Божий во всей его полноте непознаваем, по той причине, что и Сам Бог, как Первообраз, по Своей природе непознаваем для человека. Владимир Николаевич пишет: «Образ непознаваемый, ибо, отражая полноту своего Первообраза, он должен также обладать и Его непознаваемостью. Поэтому мы и не можем определить, в чем состоит в человеке образ Божий».

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: несмотря на то, что в каждом из нас заложен образ Божий, который проявляется в тех или иных свойствах человеческой природы и который отличает человека от прочего творения, тем самым приближая его к Творцу, но в то же время одно наличие образа Божия не принесет нам никакой пользы, если мы не направим его в правильное русло и не будем стремиться к богоподобию, в чем, собственно, и заключается цель нашей жизни.

В последний день творения Бог сказал: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Бытие 1:26). Таким образом, Он закончил Свою работу «личной подписью». Бог сформировал человека из пыли и дал ему жизнь, поделившись Своим собственным дыханием (Бытие 2:7). В связи с этим человек уникален среди всех Божьих творений, имея как материальную (тело), так и нематериальную (душа/дух) составляющие.

Быть «образом» или «подобием» Божьим в самых простых понятиях значит, что мы были созданы, чтобы походить на Бога. Адам не походил на Бога в том смысле, что Бог имеет тело и кровь. Священное Писание говорит, что «Бог есть дух» (Иоанна 4:24) и, таким образом, существует без тела. Тем не менее, тело Адама отражало жизнь Бога тем, что оно обладало безупречным здоровьем и не подлежало смерти.

Образ Бога относится к нематериальной части человека. Это ставит человека отдельно от животного мира, готовя его для владычества, предусмотренного Богом (Бытие 1:28), и дает ему возможность поддерживать связь со своим Создателем. Это сходство умственное, моральное и социальное.

Умственное сходство – потому что человек был создан как рациональная, волевая личность, другими словами – человек может рассуждать, и может выбирать. Это отображение Божьего интеллекта и свободы. Всякий раз, когда кто-то изобретает машину, пишет книгу, рисует пейзаж, наслаждается симфонией, подсчитывает сумму или дает имя домашнему любимцу, он подтверждает факт, что мы были созданы по образу Божьему.

Моральное сходство – человек был создан в праведности и безупречной невинности, отражая Божью святость. Бог видел все, что Он сделал (включая человечество) и сказал, что это «хорошо весьма» (Бытие 1:31). Наша совесть, или «моральный компас», является следом того начального состояния. Когда кто-либо пишет закон, отказывается от зла, хвалит доброе поведение или чувствует себя виновным, он подтверждает тот факт, что мы были созданы по подобию самого Бога.

Сходство социальное – человек был создан для общения. Это отображает Божественную триединую природу и Его любовь. В Эдеме человек в первую очередь общался с Богом (в Бытие 3:8 предполагается общение с Богом), и Бог создал первую женщину, потому что «не хорошо быть человеку одному» (Бытие 2:18). Каждый раз, когда кто-то женится, знакомится, обнимает ребенка или посещает церковь, он демонстрирует факт нашего создания по образу Божьему.

Будучи созданным по Божьему подобию, Адам также имел способность делать свободный выбор. Хотя ему была дана праведная натура, Адам сделал неверный выбор, восстав против своего Творца. Сделав так, он исказил Божий образ в себе, и он передал это всем своим детям, включая нас (Римлянам 5:12). Сегодня мы все еще несем в себе образ Божий (Иакова 3:9), но мы также несем шрамы греха. Это проявляется умственно, морально, социально и физически.

Хорошая новость в том, что, когда Бог искупает человека, Он начинает воссоздавать Свой первоначальный образ, творя «…нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Ефесянам 4:24; см. также Колоссянам 3:10).

В поисках Истины.

Если вы знаете что из себя представляет резонанс, вы сможете понять о чем будет идти речь. Если две струны настроить на одну и ту же высоту и возбудить колебания в одной из них, вторая непременно отзовется, только тише. Она отзывается, потому, что во всем подобна первой. Этот же принцип мы можем перенести на незнакомые ситуации.

Прежде чем рассматривать принцип подобия хочу прежде обратить внимание на текст Библии, в котором большинство читателей делает значительную ошибку. Наберите в поисковике текст: «Бог сотворил человека по…» Вы увидите, что вылетит завершение фразы: «по образу и подобию Своему». Именно так большинство и цитирует Библию, и это не верно. И это изменение текста меняет весь смысловой ряд. Правильный текст таков: 26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. 27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. В п26 присутствует слово «подобие», а в п27 — нет. Давайте вместе порассуждаем, что бы это могло значить. Бог воссоздал образ Свой в человеке, а подобие забыл? Конечно же нет! Если автор опустил слово, значит в этом есть смысл. Вначале поймем, что значит слово образ Божий. Для этого утвердимся в мысли, что Бог есть Дух. Так говорит писание: «Дух дышит, где хочет». И если мы созданы по образу Божию, это скорее всего надо понимать так, что в нашей природе движущей силой также является дух. Но вместе с тем писание утверждает, что создал Господь Бог человека из праха земного, И ВДУНУЛ В ЛИЦЕ ЕГО ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ! и стал человек душею живою. Отсутствие слова «подобию» указывает на то, что человек еще недосоздан. То есть акт творения незавершен. Сказано: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Бытие 2:1-3). И это может означать лишь то, о чем говорит преп. Антоний Великий: « Бог благ, и безстрастен, и неизменен.» Он больше не вмешивается в Свое творение. Удивительно простое решение говорит о том, что почив в седьмой день, Бог предоставил нам довершить творение — воссоздав в себе подобие Свое.

И понятно почему пал Адам и почему Христа называют новым Адамом. И мог ли не пасть Адам? Давайте сравним 2 эпизода сказанные об одном и том же: 1) Бт.3.4 И сказал змей жене: нет, не умрете; Но знает Бог, что в день, в который вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. 2) Бт.3.22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от древа жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. Из этих текстов видно, что змей указал путь познания добра и зла. Мог ли не пойти Адам этим путем? Можно сказать что мог. Но тогда он жил бы вечно, имея в себе образ Божий и не имея подобия. И, на самом деле эта недосозданность всегда бы несла в себе искушение попробовать этот плод познания. И все равно, однажды он вкусил бы его. И, по видимому этот шаг неизбежен. И именно этот шаг открывает путь к брани, посредством которой человек должен изменить себя, осознав, что без Бога он ничто. Он семя, брошенное в землю, которое по мере возрастания должно принести плод свой. Он должен воссоздать в себе подобие Божие. И этот путь Адама воспроизводится вновь и вновь в его потомках. Каждая новая жизнь безгрешна (лишь присутствует печать греха Адама) И каждая новая жизнь однажды встает перед выбором: просто созерцать творение Божие и славить Творца или начать познавать добро и зло. И в самом раннем возрасте начинает вкушать плод познания.

…Первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий… Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного (1 Кор 15, 45-49).

Теперь постараемся понять, что означает слово — «подобие» Основная характеристика Бога — «Бог есть любовь» Ин1.4, или совершенство. Значит именно это качество и является ключевым. Если воспроизвести его в себе, можно войти в резонанс с Божественной энергией, подобно тому, как струна резонирует, настроенная на одинаковую частоту с другой, к которой была приложена энергия. Святые показывают, как в них отражается подобие Божие, как воспламеняется сердце. И так, можно сказать что святость, означает подобие Богу. И подобие Ему может быть только в энергии любви, потому что у нас с Ним нет иных, совпадающих качеств. Поэтому заповедь о любви и является наибольшей из всех. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь». Все остальные являются лишь инструментом для достижения этого — основного — качества души.

И чтобы воспроизвести в себе подобие Божие, по словам Христа: «должно родится свыше.» Разговор об этом мы видим в беседе с Никодимом:

Ин. III, 1-21: Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.

Но, может ли крещение, причастие, молитва, принадлежность церкви служить гарантией рождения свыше? Конечно же нет. В нашем обществе крещены почти все, но подавляющее большинство живет бесплодно. Причащаться можно и в осуждение себе. «ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе» (1Кор.11:29). Да и не каждая молитва до Бога доходит, ибо сказал Иисус: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня» (Матф.15:8) Да и не каждый считающий себя членом церкви является таковым : » ибо среди членов церкви есть вкравшиеся лжебратия (Гал.2:4).

Рождение свыше означает умение различать и слышать Дух Божий, который дышит где хочет.

Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое 2Кор 5.17 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! Гл.4.19 Феофан Затворник объясняет это так: » Апостол возводит их к прежнему созерцанию спасения в Господе о ОТОБРАЖЕНИЮ ПОДОБИЯ ХРИСТА В ДУШАХ ИХ. Чая сего, трудится и, трудясь, болезнует, как рождающая, уверяя, что не перестанет так болезновать, пока те опять не станут как были прежде. Мы видим в чем смысл церкви. Ап.Павел «мучился в муках рождения» помогая душевным преобразиться в духовных, то есть воссоздать в себе ПОДОБИЕ БОГУ. Только в этом и есть смысл и цель. «Если Бог любовь есть, то имеющий любовь имеет в себе Бога. Когда же ее нет, то нет нам совершенно никакой пользы и совсем невозможно говорить, что мы любим Бога.» — Святитель Феодор, епископ Едесский.

Образ и подо­бие

Ника­кое из сотво­рен­ных Богом существ, кроме чело­века, не почтено честью иметь образ и подо­бие Божие. Не есте­ствен­ная при­чина – зача­тие и рож­де­ние – а сверхъ­есте­ствен­ная, име­ну­е­мая Пред­веч­ным Божиим сове­том, послу­жила появ­ле­нию Адама: И рече Бог: сотво­рим чело­века (אדם) по образу Нашему и по подо­бию

(по-еврей­ски – בצלמנו כדמותנו,
бэцальм­эну кид­мут­эну;
в сино­даль­ном пере­воде, по образу Нашему и по подо­бию Нашему) (Быт.1:26).

Не только перст­ный Адам, но и все после­ду­ю­щие роды пра­отца уна­сле­до­вали его при­роду (хотя и повре­жден­ную гре­хо­па­де­нием, но име­ю­щую образ и подо­бие

пер­во­здан­ного чело­века): Поживе же Адам лет двесте три­де­сятъ и роди сына
по виду своему и по образу своему
(по-еврей­ски – בדמותו כצלמו,
бид­муто кэцальмо;
в сино­даль­ном пере­воде:
по подо­бию своему, по образу своему
), и нарече имя ему Сиф (Быт.5:3).

Так, образ Божий, вос­при­ня­тый изна­чально Адамом при его сотво­ре­нии, живет поныне во всех его потом­ках.

При заклю­че­нии Завета с Ноем Бог дает обе­то­ва­ние в том, что взыщет со вся­кого убийцы (зверя или чело­века) кровь чело­ве­че­скую, яко во образ Божий сотво­рих чело­века (в сино­даль­ном пере­воде: ибо чело­век создан по образу Божию) (Быт.9:6).

Так, образ Божий сохра­нился в сынах Ада­мо­вых и после Потопа. В Свя­щен­ном Писа­нии эта мысль нахо­дит неод­но­крат­ное под­твер­жде­ние.

В Ветхом Завете: Яко Бог созда чело­века в неис­тле­ние и во образ подо­бия Своего

сотвори его (Прем.2:23).

В Новом Завете апо­стол упо­ми­нает чело­веки, бывшыя по подо­бию Божию

(Иак.3:9).

Как отме­чают неко­то­рые ком­мен­та­торы 188, еврей­ское слово דמות (дмут,

«подо­бие») явля­ется одно­ко­рен­ным со словом אדם (
адам
). Это поз­во­ляет сде­лать вывод о том, что бого­по­до­бие явля­ется изна­чаль­ным отли­чи­тель­ным свой­ством, при­су­щим чело­веку при его сотво­ре­нии. Можно даже ска­зать, что наре­че­ние чело­века Адамом озна­чает сви­де­тель­ство о суще­ство­ва­нии у него подо­бия Божьего. Потеря подо­бия (דמות) при­во­дит к уни­что­же­нию чело­века, истреб­ле­нию в нем духов­ного начала.

Чело­век (אדם, адам

) нахо­дится как бы в про­ме­жу­точ­ном поло­же­нии между род­ствен­ными ему состо­я­ни­ями: снизу – земля (אדמה,
адама
); сверху – образ Божий (דמות,
дмут
). Каждый чело­век тяго­теет к одному из этих полю­сов.

Евха­ри­сти­че­ский канон Литур­гии Васи­лия Вели­кого содер­жит слова: «…создав бо чело­века, персть взем от земли, и обра­зом Твоим, Боже,

почет, поло­жил еси его в Раи сла­до­сти…»141.

Пра­во­слав­ное бого­слу­же­ние в точ­но­сти отра­жает биб­лей­ское учение о созда­нии чело­века по образу Творца.

Пост­ная Триодь

[159, ч. 1]:

Плачу и рыдаю, егда помыш­ляю смерть, и вижду во гробех лежа­щую по образу Божию создан­ную нашу кра­соту, без­об­разну, и без­славну, не имущу вида.… (суб­бота Мясо­пуст­ная, слав­ник на Гос­поди, воз­звах)

Цвет­ная Триодь

160:

…при­бе­гает (сле­по­рож­ден­ный) к Све­то­да­телю, от Негоже при­ем­лет свет зрети, и очима своима видети Творца, по подо­бию твоему, и по образу создав­шаго есте­ство чело­ве­че­ское от земли первее… (поне­дель­ник 6‑й сед­мицы по Пасхе, 2‑я сти­хира сти­ховна на утрени)

Минея

103:

По образу и по подо­бию, истлевша пре­ступ­ле­нием (то есть Адама) видев Иисус, при­к­ло­нив небеса сниде, и все­лися во утробу дев­ствен­ную неиз­менно, да в ней истлев­шаго Адама обно­вит, зовуща: слава явле­нию Твоему, Изба­ви­телю мой и Боже. (Рож­де­ство Хри­стово, 4‑я сти­хира на литии)

Октоих

107:

Егда в начале Адама создал еси Гос­поди, тогда Слову Твоему Ипо­стас­ному возо­пил еси Бла­го­у­тробне: сотво­рим по Нашему подо­бию, Дух же Святый сопри­сут­ство­ваше Соде­тель. Темже вопием Ти: Творче Боже наш, слава Тебе. (глас 2, седа­лен на полу­нощ­нице)

Созда­вый по образу Твоему, Чело­ве­ко­любче, чело­века, и умерщ­влена грехом пре­ступ­ле­ния ради, рас­пенся на лобнем, спасл еси. (глас 3, канон кре­сто­вос­кре­сен, песнь 4, тро­парь 1)

Ника­кое другое созда­ние, кроме чело­века, не полу­чило от Творца дыха­ние жизни: И созда Бог чело­века, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыха­ние жизни;

и бысть чело­век в душу живу (Быт.2:7). Чело­век при Сотво­ре­нии полу­чил от Бога особый дар, кото­рого не полу­чил никто из иных созда­ний.

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст:

«Чело­ве­ко­лю­бию Божию угодно было создан­ного из земли чело­века сде­лать обла­да­те­лем разум­ной души, бла­го­даря чему это живое суще­ство ока­за­лось пре­вос­ход­ным и совер­шен­ным. И вдунул, гово­рит Моисей, в лице его дыха­ние жизни. То есть вду­но­ве­ние сооб­щило создан­ному из земли жиз­нен­ную силу, и так обра­зо­ва­лось суще­ство души. Потому Моисей и при­ба­вил: и стал чело­век душею живою. Приняв вду­но­ве­ние, дыха­ние жизни, создан­ный из праха стал душею живою. Что значит: душею живою? Душею дей­ству­ю­щей, для кото­рой члены тела – как орудия ее дей­ствий, послуш­ные ее воле» [цит. по: 9, с. 64].

Пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин:

«Из види­мого и неви­ди­мого есте­ства Бог Своими руками сотво­рил чело­века
по образу Своему и по подо­бию;
из земли Он обра­зо­вал тело, а душу сло­вес­ную и разум­ную сооб­щил чело­веку Своим вду­но­ве­нием» [цит. по: 92, с. 428].

Святые рав­ноап­о­столь­ные Кирилл и Мефо­дий:

«Фило­со­фия – есть разу­ме­ние боже­ских и чело­ве­че­ских дел, кото­рое учит чело­века чрез доб­ро­де­тель, насколько воз­можно, при­бли­жаться к Богу, сотво­рив­шему чело­века
по Своему образу и подо­бию
» [46, с. 330] (11 мая).

Пре­по­доб­ный Симеон Новый Бого­слов

учил, что чело­века Бог «создал Соб­ствен­ными Своими неви­ди­мыми руками
по образу и подо­бию Своему
» [139, с. 73].

Цер­ков­ное учение о созда­нии чело­века по образу и подо­бию Божию было в хри­сти­ан­стве изна­чаль­ным и обще­рас­про­стра­нен­ным. В част­но­сти, его испо­ве­до­вали многие муче­ники, стра­дав­шие за веру.

Муче­ники Евстра­тий, Авк­сен­тий, Евге­ний, Мар­да­рий и Орест:

«Когда же Бог привел мир в поря­док и пре­крас­ное бытие, создав его не из суще­ство­вав­шей уже ранее мате­рии, но при­ведя к бытию из небы­тия, то Он сотво­рил чело­века
по образу Своему и по подо­бию
» [46, с. 373] (13 декабря).

Муче­ники Спев­сипп, Елев­сипп, Мелев­сипп:

«Он бла­го­во­лил создать
по образу Своему и подо­бию
чело­века и укра­сил его особым даром пре­муд­ро­сти, веде­ния и разума, чтобы он усердно искал Гос­пода – Вла­дыку всех тварей и не обна­ру­жи­вал непо­чте­ния к Нему чрез пре­не­бре­же­ние позна­нием Его» [46, с. 35] (16 января).

Пре­по­доб­но­му­че­ница Евдо­кия

услы­шала от ангела: «Вели­кая радость бывает на небе в ангель­ском лике всякий раз, как какой-нибудь греш­ник обра­ща­ется к чистому свету пока­я­ния, ибо Бог, Отец всех, не хочет, чтобы погибла душа чело­ве­че­ская, кото­рую Он издревле Своими пре­чи­стыми руками создал
по подо­бию Своего образа
» [46, с. 19] (1 марта).

Муче­ник Дула:

«Сей Бог наш вна­чале создал чело­века и почтил его
Своим обра­зом,
вдох­нув в него дух жизни, и посе­лил его в Раю» [46, с. 331] (15 июня).

Муче­ник Иакинф

испо­ве­до­вал «Бога истин­ного, сотво­рив­шего небо, землю, море и все, что в них, даро­вав­шего людям све­тила небес­ные и создав­шего
по Своему образу
чело­века» [46, с. 42] (3 июля).

Боль­шин­ство учи­те­лей Церкви счи­тают, что раз­ница между обра­зом и подо­бием Божиим в чело­веке заклю­ча­ется в сле­ду­ю­щем.

Образ есть дан­ность, полу­чен­ная от Бога, дар, харак­тер­ная и неотъ­ем­ле­мая часть ада­мо­вой при­роды. Чело­век, сотво­рен­ный по образу Божию, пред­став­ляет собой как бы живую икону Бога. Нали­чие образа Божия в чело­веке отли­чает его от всех осталь­ных тварей.

Подо­бие же Божие в чело­веке – это воз­мож­ность раз­вить свой име­ю­щийся образ до пре­по­до­бия, совер­шен­ства. К этому непре­стан­ному усо­вер­шен­ство­ва­нию был при­зван Адам (и при­званы все мы). Бого­по­до­бие – это цель жизни, итог подвиж­ни­че­ской дея­тель­но­сти святых. К бого­по­до­бию при­зы­вает нас Творец, когда гово­рит: Яко Аз есмь Гос­подь Бог ваш, и да освя­ти­теся и будете святи

яко свят есмь Аз Гос­подь Бог ваш (Лев.11:44).

Цер­ков­но­сла­вян­ское слово пре­по­доб­ный озна­чает «святой». Этим эпи­те­том издревле име­но­вали людей бого­угод­ной аске­ти­че­ской жизни, по пре­иму­ще­ству мона­хов, за кото­рыми наиме­но­ва­ние «пре­по­доб­ный» закре­пи­лось как форма свя­то­сти. В этом смысле ста­но­вится понят­ным призыв апо­стола: Подобни мне бывайте, якоже аз Христу (1Кор.4:16). Сле­дует под­ра­жать святым в их стрем­ле­нии к рас­кры­тию в себе бого­по­до­бия, поскольку они стали пре­по­доб­ными, под­ра­жая (упо­доб­ля­ясь) Христу.

Чело­век – венец миро­зда­ния; весь мир сотво­рен ради него. И в этой мысли нет губи­тель­ной гор­до­сти и само­обо­льще­ния, ибо речь идет не о личных досто­ин­ствах и заслу­гах какого-либо чело­века, а о нашем вели­ком пред­на­зна­че­нии – стать подоб­ными Богу: Яко да будете сынове Отца вашего, иже есть на небе­сех (Мф.5:45).

В рус­ском и сла­вян­ском пере­во­дах Книги Бытия при­выч­ным стало выра­же­ние:Сотво­рим чело­века по

образу Нашему и по подо­бию Нашему (Быт.1:26) – с пред­ло­гом
«по»
перед обоими сло­вами. В еврей­ском же тексте Библии перед сло­вами «образ» и «подо­бие» стоит не оди­на­ко­вый пред­лог «по», но раз­лич­ные пре­фиксы: перед «обра­зом» – בּ (
бэ,
име­ю­щий зна­че­ние «в»), перед «подо­бием» – כּ (
ки,
име­ю­щий зна­че­ние «как», «как бы»). В итоге бук­валь­ный смысл выра­же­ния בצלמנו כדמותנו (
бэцальм­эну кид­мут­эну
) может быть пере­ве­ден так: «
в
образе Нашем и
как бы по
подо­бию Нашему». Так, слова «образ» и «подо­бие» здесь явля­ются даже не одно­род­ными чле­нами пред­ло­же­ния.

О срав­не­нии в чело­веке образа и подо­бия писали многие святые Отцы.

Свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский:

«Первое (по образу) мы имеем по сотво­ре­нию, а послед­нее (по подо­бию) мы сами совер­шаем по про­из­во­ле­нию. Быть по образу Божию свой­ственно нам по пер­вому нашему сотво­ре­нию; но сде­латься по подо­бию Божию зави­сит от нашей воли. И это зави­ся­щее от нашей воли суще­ствует в нас только в воз­мож­но­сти; при­об­ре­та­ется же нами на самом деле посред­ством нашей дея­тель­но­сти» [цит. по: 92, с. 456].

Пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин:

«Словом – по образу, озна­ча­ется сила ума и сила сво­боды, а словом – по подо­бию, упо­доб­ле­ние Богу в доб­ро­де­тели, сколько это воз­можно» [цит. по: 92, с. 455].

Пре­по­доб­ный Диадох Фоти­кий­ский:

«Все мы, люди, созданы по образу Божию. Быть же по подо­бию Божию есть при­над­леж­ность только тех, кото­рые по вели­кой любви сво­боду свою пора­бо­тили Богу. Ибо когда мы не бываем своими самим себе, отвер­га­емся себя, тогда бываем подобны Тому, Кто по любви Своей при­ми­рил нас с собою – чего никто не может достиг­нуть, если не убедит душу свою не увле­каться пре­ле­стями жизни само­до­воль­ной и само­угод­ли­вой» [«Сто глав о духов­ном совер­шен­стве», цит. по: 9, с. 40].

Свя­ти­тель Димит­рий Ростов­ский:

«Образ Божий есть и в невер­ного чело­века душе, подо­бие же токмо в хри­сти­а­нине доб­ро­де­тель­ном; и егда согре­шает смертне хри­сти­а­нин, тогда подо­бия токмо лиша­ется Божия, а не образа. И аще в муку вечную осу­дится: образ Божий той же в нем вовеки, подо­бие же уже быти не может» [цит. по: 92, с. 457].

Сле­дует уточ­нить: Свя­щен­ное Писа­ние утвер­ждает, что чело­век сотво­рен по образу, но не по подо­бию: И сотвори Бог чело­века, по образу Божию

сотвори Его (Быт.1:27). Подо­бие же Божие в нас рас­кры­ва­ется как благая воз­мож­ность, как призыв к его дости­же­нию, как при­зва­ние чело­века и спа­си­тель­ная цель жизни.

Трудно пред­ста­вить себе, как с пози­ций эво­лю­ци­о­низма можно трак­то­вать нали­чие образа Божи­его в чело­веке. Неужели образ Божий некий дости­жи­мый уро­вень, и всякая обе­зьяна, стоит ей только поста­раться, имеет шанс достичь этого каче­ства? Если образ Божий так легко досту­пен, что его можно достичь путем эво­лю­ци­он­ного раз­ви­тия, значит Бог – цели­ком при­над­ле­жит этому миру, а не явля­ется его Созда­те­лем. Такой эво­лю­ци­о­нист­ский «Бог» и не спо­со­бен даро­вать никому цар­ское досто­ин­ство.

Архи­манд­рит Платон (Игум­нов) отме­чает, что стрем­ле­ние лич­но­сти к дости­же­нию пол­ноты – основ­ное пред­на­зна­че­ние чело­века. В основе его – про­цесс рас­кры­тия им своей духов­ной и нрав­ствен­ной ода­рен­но­сти. При этом вос­хож­де­ние чело­века на новые сту­пени бытия есть не эво­лю­ция и не про­гресс, а «мета­мор­фоза» и «пре­об­ра­же­ние».

Бытие, глава 1

Этот же отрывок в ESV | NIV | NASB | NKJV

следующая глава | Содержание книги | Содержание Библии

1 В начале сотворил Бог небо и землю. 2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. 3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. 4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. 5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. 6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. 7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. 8 И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй. 9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. 10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это

хорошо. 11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. 12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что
это
хорошо. 13 И был вечер, и было утро: день третий. 14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; 15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. 16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; 17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, 18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что
это
хорошо. 19 И был вечер, и было утро: день четвертый. 20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. 21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что
это
хорошо. 22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. 23 И был вечер, и было утро: день пятый. 24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. 25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что
это
хорошо. 26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. 27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. 28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. 29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам
сие
будет в пищу; 30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая,
дал
Я всю зелень травную в пищу. И стало так. 31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

следующая глава | Содержание книги | Содержание Библии

Сотворение человека

Человек — венец Божьего творения. Бог поставил его главой над всей землей.

Созданы по образу и подобию Бога

Согласно Священному Писанию, Бог создал человека на шестой день творения. Человек стал его заключительной частью. Особенность его в том, что подход к его созданию был совершенно иным, отличным от других живых существ.

“И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их” (Книга Бытие 1:26,27)

Здесь мы видим две важнейшие характеристики человека: он есть образ и подобие Бога и поставлен главенствовать над всем творением. Интересно, что здесь же Библия уточняет, что он был создан разнополым существом как мужчина и женщина. Соединяясь вместе и образуя семью, мужчины и женщины сотрудничают в исполнении возложенной на них Богом миссии — размножаться, плодиться, наполнять землю и управлять ею.

“Мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их” (Книга Бытие 5:2)

Небесный Отец

Бог Библии активно участвует в жизни творения, в том числе, человека. Он не самоустранился, а продолжает направлять и заботиться о нем. Люди не сироты в мире. У них есть Отец на Небесах.

“Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас…” (Книга пророка Малахии 2:10)

Отношение Бога к человеку сравнивается с отношением отца к детям. Бог знает нас, печется о нас и воспитывает, а мы со своей стороны должны оказывать Ему положенное почтение.

Отцовство Бога подразумевает равенство людей перед Ним. Независимо от национальности, социального статуса, материального состояния или возраста каждый человек — дитя Божье.

“Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы – Его, Его народ и овцы паствы Его” (Псалом 99:3)

Библия призывает нас доверять Небесному Отцу. Христос однажды сказал: “Если вы, будучи злы, умеете давать доброе вашим детям, то тем более Отец Небесный даст блага просящим у Него”.

Для чего создан человек?

Всеобъемлющая цель жизни человека — прославить Бога. Это значит не только воздать Ему хвалу, но и отобразить Его славу. Мы были созданы по образу и подобию Божьему; соответствие этому образу — цель нашей жизни.

Наши мысли, слова, дела и мотивы должны прославлять Бога.

“Все народы, Тобою сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое” (Псалом 85:9)

Бог открывает Себя в творении. Но человеку дана свобода выбора — поступать достойно своего Создателя или нет. Как творение Божье, мы призваны прославить Его. Один из способов сделать это — добрые дела. Когда мы делаем добро, то становимся похожими на Небесного Отца.

“Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять” (Послание Ефесянам 2:10)

Итог

Сотворение человека изначально было спланировано Богом. Он благословлен Им размножаться и владычествовать над творением. Цель жизни человека — прославлять Создателя, образ и подобие Которого он носит.

Как понимать то, что Бог сотворил человека по образу и подобию Своему?

В Великом Катехизисе читаем: «Человек есть животно словесно, мертвено, ума и художества приятно… иже по образу Божию и по подобию создан, внегда глагола Бог Отец к Сыну Своему и к Духу Святому: сотворим человека по образу Нашему и по подобию. Се же есть по образу, за сие двое. Зане якоже Пресвятая Троица, Отец и Сын и Дух Святый, един есть Бог, сице сия три, ум, слово и дух, едина есть душа. Другое же, се есть по образу, зане якоже Бог есть самовластныи, сице и душа самовластна есть. А еже по подобию, се знаменует: зане яков же Бог по естеству, сице подобна Себе человека по благодати Своей созда, сице же и изволением своим добрым человек поелику возможно Богу бывает подобен, сиречь праведныи, святыи, благии и неповинныи» (л. 156).

В Книге Кириловой читаем: «Глаголет бо в Бытии Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию. Не о внешнем видении человека глаголет, но о невидимем. Ибо внешнее человека сложно есть, Бог же прост и несложен (л.423 об.). Св. Иоанн Златоуст говорит: «Было бы крайне безумно Того, кто не имеет образа, ни вида, и Кто неизменяем, низводить в человеческий образ и бестелесному придавать черты и члены телесные. Что может сравниться с этим безумием… Сказав: сотворим человека по образу Нашему и по подобию, Бог не остановился на этом, но последующими словами объяснил нам, в каком смысле употребил слово образ. Что говорит? — И да обладает рыбами морскими и птицами небесными, и всеми гады, пресмыкающимися по земли.

Итак, образ Он поставляет в господстве, а не в другом чем. И в самом деле, Бог сотворил человека властителем всего существующего на земле, и нет на земле ничего выше его, но все находится под его властью. Если же и после такого раскрытия слов любящие спорить будут говорить, что разумеется образ наружного вида, мы скажем им: так (Бог), значит, похож не только на мужа, но и на жену, потому что тот и другая имеют один и тот же образ? Но это было бы нелепо» (Творения его, IV, стр. 61,62).

И, наконец, св. Иоанн Дамаскин говорит: «Бог Своими руками творит человека из видимой и невидимой природы как по Своему образу, так и по подобию: тело образовал из земли, душу же, одаренную разумом и умом, дав ему посредством Своего вдуновения, что, именно, конечно, мы и называем божественным образом; ибо выражение по образу означает разумное и одаренное свободною волею; выражение же по подобию обозначает подобие чрез добродетель, насколько это возможно для человека» (Точное изложение веры).

Журнал «Слово Церкви», 1916 г., № 43

Без тела ли Бог?

В Библии мы не находим этого выражения. Я полагаю, что те, кто пришли к такому выводу, ссылаются на слова Иисуса, когда Он говорил с женщиной из Самарии:

Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. (Иоанна 4:24)

Но этот факт не исключает другой, тоже не менее важный, представленный в этом же Евангелии от Иоанна, которое начинается с описания Господа Иисуса:

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть , и ничего не начало быть, что начало быть. (Иоанна 1:1-3)

Кто создал человека? Кто создал тебя? Бог создал человека и все другое творение через Иисуса Христа. Спаситель называется здесь Словом, которое было в начале, было у Бога, было Бог и что оно является творцом, потому что все без исключения было сделано через Него. Затем, об этом слове, которое есть Бог, через несколько стихов написано:

И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины. И мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. (Иоанна 1:14-17)

Таким образом, из этих стихов мы не можем сказать, что Бог без тела, потому что в личности Иисуса Он стал плотью и обитал с нами, полное благодати и истины.

Миссия Иисуса Христа

Миссия Иисуса заключалась в том, чтобы двухэлементному человечеству добавить ещё два элемента. Поэтому он пришёл (его же послали) и сказал: Ребята, я вам принёс Духа Святого (третий элемент). Ибо кто примет Духа Святого, станет как дитё малое, и в нём Совесть пробудится (т.е. появится и четвёртый элемент), и они будут такие же как и все, у которых четыре элемента. Но кто-то пошёл за Иисусом (учеников у него было много), а те, кому этого было не надо, сказали: «Пройдите на крест, пожалуйста».

Т.е. Святого Духа не приняли, Совесть не появилась — остались бездуховными и безсовестными. Поэтому они и говорят: «Подумайте о своей Душе», а о Духе никто не призывает позаботиться, потому что Дух у них — это божественное, руками не трогать. А что они про Душу-то говорят? Они слова Павла приписали Иисусу: «Кто погубит Душу свою ради меня, тот её спасёт; а кто сохранит, тот её потеряет». Но Душу нельзя во имя кого-то или чего-то губить! Нельзя!

И заметьте, рай у них в Эдеме: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке» [Бытие 2:8]. А Иисус что сказал? Всякий принявший меня в рай попадёт? Нет. Иисус сказал: «Всякий принявший меня обретёт Царствие Божие». А когда спрашивали: «Какое оно?», Иисус отвечал: «А обителей у Отца моего множество». Но спросите любого христианского священника: «Где находятся все праведные христиане?» Вам ответят: «Они все в раю, в райских кущах». А Иисус обещал Царствие Божие, но не как не рай. И обратите внимание, мы все – дети Божии, а христиане – все рабы божии. И что получается: умирает человек, ему вкладывается в руки сопроводительное письмо, в котором написано: «Сей есть раб/раба Божия и отправляется он в рай». Т.е. не в Обитель Божию, а в Землю Эдем — был рабом здесь на Земле, теперь давай в последующей жизни побудь в рабстве на Земле Эдем, там поработай рабом. То есть, рабство земное и посмертное.

А теперь смотрите: праведные христиане, но не все, а только 144 тысячи из 12-ти колен Израиля обретут Царствие Небесное (т.е. Небесный Иерусалим). И попадут они туда когда? После суда божьего; суд божий будет после конца света; а конец света, когда второе пришествие. Иисус пришёл во второй раз? Нет. Конец света наступил? Нет. Суд божий был? Нет. Значит, никто из христиан за последние 2000 лет в Обитель Божию не попал. А куда они все попали? В Эдем, по туристической путёвке – сопроводительному письму: «Направляется раб божий в рай (т.е. в Эдем)».

* Мы потом ещё распишем все 6 дней творения, разбирая не только Библию (см. Ветхий Завет, Книга Бытия), но и апокрифы и прочее, допустим: христианский план уничтожения.

Бог и Господь Бог

Бог и Господь Бог разные, подтверждение можете найти в Библии — Деяния святых апостолов гл. 2 ст. 36: «Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал (т.е. назначил) Господом (т.е. повелителем) и Христом (т.е. спасителем) Сего Иисуса, которого вы распяли». Видите, Бог назначает Господом Иисуса. Но назначил его Господом только после распятия, а не так как написано, что при жизни его называли Господом. Если читать апокрифы, там везде к нему обращаются – рабби, т.е. учитель.

В Библии сказано, что Господь не один, а их много: «И сказал Господь Бог: вот Адам стал как одни из Нас…» [Бытие 3:22]. Он не сказал «как Я», он сказал «как один из Нас», т.е. их много. Некоторые называют Господа – полубогами, т.е. есть Боги, а есть Полубоги, и в Библии есть этому подтверждение — Деяния святых апостолов гл. 2 ст. 34: «Ибо Давид не восшел не небеса, но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня». Т.е. один Господь говорит другому Господу: садись справа от меня (потому что слева уже занято).

Есть Господь Иегова, Адонай, Саваоф, и христианские проповедники через каждое слово говорят: «Господь Иисус», хотя они этого не имеют права делать. Знаете почему? В 1-ом послании к Коринфянам гл. 12 ст. 3 сказано: «Никто не может называть Иисуса Господом, как только Духом Святым». Т.е он Дух Святой, а Господом его называть нельзя. Остальные Господа небесные, они его могут называть Господом, а людям нельзя, пусть ты хоть трижды иерарх.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]