Образ и подобие Божье в человеке
Тема образа и подобия Божьего — одна из центральных в христианской антропологии. В большей или меньшей степени эту тему пытались раскрыть все древне-церковные писатели. Еще Платон говорил о том, что Бог «чеканил» живые существа «соответственно природе первообраза». А Филон Александрийский называл человека «созданным по образу идеального первообраза».
Нам неизвестны какие-либо объемные произведения, посвященные данной тематике. Однако многие святые отцы уделяли ей должное внимание. Своей актуальности и полезности эта тема не теряет и в наше время. Упадок нравственности и благочестия в обществе свидетельствует об элементарном незнании человеком того, какой потенциал заложен в него создателем, каково его назначение в мире. В этом как раз и может помочь современному обществу христианская культура, христианская вера, которая в отличие от всех других идеологий и вероисповеданий четко и ясно определяет роль и место человека в мироздании.
А в данной работе мы постараемся дать краткий очерк о том, что подразумевали святые отцы под терминами «образ» и «подобие» Божье в человеке.
Греческое слово «образ» (eikon — отсюда «икона») означает «портрет» или «изображение», т.е. нечто созданное по образцу и имеющее сходство с образом, хотя и не тождественное последнему по природе (5;68). Священный писатель о сотворении человека повествует: «И рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию… И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их» (Быт.I, 26-27).
В чем же состоит в нас образ Божий? Церковное учение внушает нам только, что человек вообще сотворен «по образу», но какая именно часть нашей природы являет в себе этот образ, не указывает. Отцы и учители Церкви по-разному отвечали на этот вопрос: одни видели его в разуме, другие — в свободной воле, третьи — в безсмертии. Если соединить их мысли, то получается полное представление, что такое образ Божий в человеке по наставлению св. Отцев (6;83).
Но, прежде всего, образ Божий нужно видеть только в душе, а не в теле. Бог, по природе Своей, есть Чистейший Дух, а не облеченный никаким телом и непричастный никакой вещественности. Поэтому понятие образа Божия может относиться только к невещественной душе: это предупреждение считают нужным сделать многие Отцы Церкви (6;83).
Человек носит образ Божий в высших свойствах души, особенно, в ее безсмертии, в свободе воли, в разуме, в способности к чистой безкорыстной любви. Вот, что об этом пишет свт. Григорий Нисский: «Божественная же красота не во внешних чертах, не в приятном окладе лица и не какого-либо доброцветностью сияет, но усматривается в невыразимом блаженстве добродетели… Как живописцы представляют на картине человеческие лица красками, стирая для сего таких цветов краски, которые близко и соответственно выражают подобие, чтобы красота подлинника в точности изобразилась в списке, так, представь себе, что и наш Зиждитель, как бы наложением некоторых красок, т.е. добродетелями, расцветил изображение до подобия с собственною своею лепотою, чтобы в нас показать собственное свое начальство. Многовидны и различны сии как бы краски изображения, которыми живописует он истинный образ… — чистота, бесстрастие, блаженство, отчуждение от всего худого, и все с сим однородное, чем изображается в человеке подобие Божеству. Такими цветами собственного Своего образа живописал наше естество» (2;7). А по свт. Григорию Паламе, человек — больше по образу Божию, нежели ангелы, потому что его соединенный с телом дух обладает живительной силой, которой он одушевляет свое тело и управляет им. Это та способность, которой нет у ангелов, духов бестелесных (7;212).
Итак, человек выступает перед нами как миниатюрное отображение Бога на земле (4;63). В «Шестодневе» свт. Василий Великий подробно развивает свое учение об образе Божьем в человеке. В этом учении человек предстает как геоцентрическое существо, все бытие которого призвано отражать божественную жизнь, и который сотворен по образу и подобию Божию. В то же время человек есть «микрокосм», он как бы собирает, обобщает (в святоотеческой терминологии — рекапитулирует) в себе весь тварный мир, центром и венцом которого он призван быть (8;157).
Теперь посмотрим подробнее, какие же свойства души по учению святых Отцев являются образом (или, правильнее будет сказать, отображают) Божьим в человеке.
Черты образа Божьего св. Отцы видели в разумно-духовной природе человека как «существа разумного». «Наш ум… родствен Богу, он служит умственным образом Его»,- говорит Ориген. «Мы сотворены по образу Создателя, имеем разум и слово, которые составляют совершенство нашей природы», — пишет свт. Василий Великий (5;68). О том же пишет и свт. Григорий Нисский: «Божество есть ум и слово, ибо «в начале бе слово» (Ин.1,1) и пророки, по словам Павла, ум Христов имеют (1Кор.2,16), глаголющий в них (2Кор.13,3). Недалеко от сего и естество человеческое. Видишь в себе и слово и разум, подобие подлинного Ума и Слова» (2;6). Разум человека делает сознательной и подлинно свободной его волю, потому что он может выбирать для себя не то, к чему влечет его низшая по природе, а то, что соответствует его высшему достоинству. Поэтому следующее, в чем святые Отцы усматривают образ Божий в человеке — свободная воля и способность выбора. Бог создал человека абсолютно свободным: по Своей любви. Он не хочет принуждать его ни к добру, ни ко злу. Бог — существо абсолютно свободное и безконечно совершенное, и человек — свободен в выборе и направлении своих действий, и высшая цель деятельности человека — стремление к совершенству (4;63).
Только будучи свободным, человек может уподобиться Богу через любовь к Нему. Свт. Григорий Нисский говорил: «Бог есть также любовь и источник любви, — сие говорит великий Иоанн: «любы от Бога есть, и Бог любы есть» (1Ин.4.7,8). Это Зиждитель и нашего естества соделал отличительною чертою. Ибо говорит: «О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Ин.13,35). Следовательно, где нет сей любви, там претворены все черты образа» (2;7).
Бог есть Существо Вечное и наша душа безсмертна, ибо духовное неуничтожимо по продолжению бытия. Так, Татиан называет человека «образом бессмертия Божьего». Помимо бессмертия, также говорят о господственном положении человека в природе, о присущем ему стремлении к добру как чертах образа Божьего. Св. Макарий Великий говорит, что Бог сотворил душу «по образу добродетели Духа, вложив в нее законы добродетелей, рассудительность, знание, благоразумие, веру, любовь и прочие добродетели, по образу Духа» (5;69).
И, наконец, способность человека к творчеству является отображением творческой способности самого Творца. Бог является «делателем»: «Отец мой доныне делает, и Я делаю», — говорит Христос (Ин. 5,7). Человеку тоже заповедано «возделывать » рай (Быт.2,15), т.е. трудиться в нем, обрабатывать его. Человек не может творить ex nihilo («из ничего»), но он может творить из материала, созданного Творцом.
Есть ли различие между образом и подобием Божьим? Некоторые объединяют эти два понятия в одно, как например, мы видели у свт. Григория Нисского. А некоторые св. Отцы отличают «образ» от «подобия», отмечая, что образ — это то, что изначально вложено Творцом в человека, а подобие — то, чего предстояло достичь в результате добродетельной жизни: «выражение «по образу» означает разумное и одаренное свободной волей, а выражение «по подобию» означает уподобление через добродетель, насколько это возможно» (преп. Иоанн Дамаскин). Все свои способности человек должен реализовать в «возделывании» мира, в творчестве, в добродетели, в любви, чтобы через это уподобиться Богу, ибо «пределы добродетельной жизни есть уподобление Богу», как говорит свт. Григорий Нисский (5;69).
Подводя итог нашей работы, еще раз отметим, что под образом Божьим мы понимаем данные нам от Бога ум, свободную волю, любовь и бессмертие. А под подобием Божьим нужно разуметь способность человека направлять силы своей души к уподоблению Богу — совершенствоваться в стремлении к истине и добру (9;136).
В людях видна единая природа и множественность лиц. Философы человека называют микрокосмосом, как образ и подобие вселенной, но не в этом высота и красота его, а в том, что он причастник Божественной полноты. Человек ответственен за космос, за обожение всей твари. Свободно в любви человек избирает добро и свою волю сливает с волей Божией, ибо в союзе воль — обожение.
Литература:
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Москва: Российское Библейское Общество, 2000. Свт. Григорий Нисский. Человек есть образ Божий. М., 1995-32с. Свт. Василий Великий. Беседы на шестоднев. Москва: изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001-260с. Богословие. Опыт выяснения жизненного значения истин христианской православной веры. Вильнюс: Свято-Духов монастырь, 1991. Иеромонах Иларион (Алфеев). Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. Москва-Клин: изд-во Братства свт. Тихона, 1996-288с. Протопресвитер Михаил Помазанский. Православное догматическое богословие. Новосибирск: Благовест,1993-240с. Человек — храм Божий. Коломна, 1995-223с. Протоиерей Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. Конспекты лекций. Минск: Лучи Софии, 2001-384с. Закон Божий. СПб.: Братство новомученика архиепископа Илариона Верейского, 2000-723с.
Автор статьи: Алексей Богородцев
Как молиться перед иконой
Многие думают, что не важно, перед какой иконой молиться, ведь молитва происходит от чистого сердца. Но мы возносим молитву не самой иконе, а тому, чей образ на ней передан, ведь все святые имеют свои сильные стороны.
- Встаньте перед святыней, перекреститесь, чтобы привлечь Божье благословение.
- После того, как вы попросили о помощи, то есть, помолились, поцелуйте образ. Тем самым вы выразите свое почтение Господу.
- После окончания молебна, необходимо трижды перекреститься.
Молитесь со светлыми мыслями, простив всех, кто вас обидел.
Смотрите еще на блоге: Как ставить свечи
Значение икон
Семистрельная
Это одна из самых сильнейших икон. Пресвятой Богородице пришлось пережить много мук, которые символизируют семь стрел. Когда человеку плохо, он идет именно к этому образу. «Семистрельная» поможет в защите жилья, защитит от бед, завистливых, злых людей, от проклятий, порчи, сглаза того человека, кто носит ее образок у себя на груди.
Если надо примирить враждующих, принести в дом мир, покой, да лад, то надо преклонить колени перед этой реликвией, молитвенно попросить о помощи. Ее берут с собой, когда идут на ответственные дела.
Дома ее ставят напротив входной двери, выше половины стены, чтобы она могла «видеть» глаза входящего. Прежде, чем установить реликвию, необходимо прочитать молебен. Вы можете заметить: человек с недобрыми мыслями перестанет переступать порог вашего жилища.
Пресвятая Богородица станет защитницей от преступников, воров и любых недобрых людей. Живущие в этом доме могут быть уверены в том, что их семья надежно защищена.
Поставьте ее на рабочий стол, она будет оберегать вас от ссор с начальством и коллегами по работе. Если душа человека озлоблена, то он может подойти к лику, Пресвятая Богородица поможет снова вернуться к добрым мыслям.
«НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША»
Икона Божьей Матери. Богородица утешает, молится за всех, кто оступился, призывает прикоснуться к неиссякаемому роднику духовной радости. Назначение этой святой мощи трудно переоценить.
Неупиваемая чаша поможет всем, кто обратится к ней с верой. Она возвещает, что небесная помощь и милосердие предначертано всем просящим. Она поможет исцелить от пьянства, наркомании, тем, кто увлечен азартными играми.
Образ Богородицы надо установить в изголовье кровати больного алкоголизмом или наркоманией и молиться каждый день.
Известно много случаев исцеления от пьянства и других пагубных привычек. Есть свидетельства, что реликвия помогала решить жилищные вопросы, облегчить заключение сделок покупки и продажи квартир и домов.
Родители, отпускающие детей во взрослую жизнь, обязаны просить о помощи, произнося перед святыней молебны каждый день.