Предательство — это когда кто-то обманывает доверие другого человека, относясь к нему, как к средству, а не цели


«Каждый грех является предательством»

Имя Иуды навсегда связано с предательством. Польстившись на 30 сребреников, апостол предал Учителя, предал Его на крестные страдания и смерть. Как в Евангелии понимается предательство? Преподаватель Сретенской духовной академии, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках протоиерей Олег Стеняев поясняет, почему предательство апостола Петра было страшнее поцелуя Иуды. И как начать путь к Богу, если предательство было совершено не один раз.

– Отец Олег, сегодня, в Великую пятницу, много говорится о предательстве. А что такое предательство с точки зрения Евангелия?

– Предательство – это неспособность осознать с раскаянием и принять (как реальную угрозу) свою собственную порочность, привнесенную диаволом извне в жизнь каждого из нас. И неспособность восстать против нее! Это состояние, когда человек идет на поводу у своих низменных инстинктов и привнесенного диаволом ложного страха. Но предательство в общем понимании означает и обман чьих-то надежд. Когда тебе оказано доверие, но ты не только не оправдал это доверие, а поступил совершенно противоположно тому, что от тебя ожидали. Таким образом, предательство – это отказ от божественного предназначения (замысла Божия относительно каждого из нас) и решительное восстание против него. Акт нравственного и духовного самоубийства! Наподобие того, что мы наблюдаем в мире современного Запада! Суицидальное саморазрушение через снятие любых моральных ограничений и запретов, попытка осуществления легализации и оправдания любых форм греха и беззакония.

– Христос мог бы простить Иуду, если бы последний к Нему пришел?

– Во-первых, мы видим, что Христос боролся за Иуду! Иуда был вор… имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали (Ин. 12: 6).

Но Христос и доверил ему этот ящик для сбора милостыни! Христос, Который видел сердце этого человека, не оскорбил его никаким недоверием. Он, напротив, доверял ему. Есть такое древнее предание: когда Иуда хотел повеситься, он никак не мог повиснуть, потому что чудесным образом дерево наклонялось. И тогда он подогнул колени и только так смог удавиться. То есть борьба за него продолжалась до самого конца! И это не только в отношении его… живу Я, – говорит Господь Бог, – не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших (Иез. 33: 11). Хотя у Матфея мы находим об Иуде: лучше было бы тому человеку не родиться (Мф. 26: 24).

Но реальная точка невозврата – это физическая смерть, потому что в этот момент теряется инструмент исправления души, механизм сдерживания ее. А инструментом исправления души и ее сдерживания в стезях зла является наше тело, как учил Иустин (Попович). Человек есть дух, душа и тело в цельной совокупности. И воля Божия, чтобы наши дух, и душа, и тело во всей целости сохранились без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (ср.: 1 Фес. 5: 23).

Если любой грешник жив, это и означает, что есть некое намерение Божие по поводу этого человека. Но проблема и заключается в том, что нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного (Рим. 3: 10–12).

Это иллюзия, что есть некие люди, которые ведут абсолютно праведный образ жизни. Нет, это не так! Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки: тем более – в обитающих в храминах из брения, которых основание прах, которые истребляются скорее моли (Иов 4: 18–19).

Если мы проанализируем наши добрые дела, мы обнаружим, что и здесь есть в чем исповедоваться

И Алексей Ильич Осипов очень правильно подмечает, что великие аскеты и подвижники даже каялись в своих добродетелях, потому что они видели в них порочность. Мотивация совершения добра иногда бывает грешной, например чтобы хвалили и превозносили. Люди занимаются благотворительностью накануне выборов в парламент. И это все неискренне, понимаете? Если мы проанализируем наши добрые дела, мы обнаружим, что и здесь есть в чем исповедоваться. К сожалению, когда люди готовятся к исповеди, они обращают внимание только на ту часть жизни, которая в нашем разумении и является греховной (имея в виду только плотскую жизнь). А ревизию нужно проводить и в той части нашей жизни, которую мы считаем заведомо праведной (жизнь «духовная»).

Но! Если бы мы сокрушались, как благоразумный разбойник (см.: Лк. 23: 42), достаточно было бы этого одного обращения. Если бы мы каялись, как Мария Египетская, достаточно было бы и одного покаяния. Если бы мы читали Священное Писание (Послание к Римлянам), как блаженный Августин, то вся жизнь бы наша изменилась. Ему хватило одного прочтения этого послания.

Ревизию нужно делать не злых дел, а исправлять то, что человек считает хорошими в собственной жизни. Обратите внимание на то, что Христос ни разу не осудил блудника, вора, прелюбодея или грабителя! Он совершенно об этом не учил и не говорил. Он обличает религиозное ханжество, дух лицемерия. То, что связано с добродетелями напоказ («благочестие на витрине»). Не труби перед собою, как делают лицемеры… когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая… когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми (Мф. 6: 2–5).

И какое сострадание было у Христа по отношению к т.н. «реальным грешникам»! С нашей точки зрения «реальных». Но что Христос говорит Сам? Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие (Мф. 21: 31)! Почему Он так говорит? Потому что, в отличие от действительно духовно падших фарисеев и книжников, у этих людей не было иллюзий относительно самих себя. Они знали, кто они такие и что они такое! Нужно начинать путь ко спасению именно с осознания своей собственной греховности. Иначе речь идет не о христианстве, а о чем-то другом. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Откр. 3: 17)!

– Человек, который идет на исповедь, но знает, что мучающий его грех скорее всего повторится, предает Христа?

– Согласно Евангелию, в этой земной жизни мы не сможем избавиться от всего греховного до конца. И у нас всегда будут проблемы, которые начались задолго до того, как мы вообще появились на свет. Они связаны с грехопадением наших прародителей Адама и Евы. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс. 50: 7).

И в то же время сказано о сотворении человека: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1: 27). Это великое доверие, которое и было оказано человеку! А человек это доверие не оправдал. Поэтому в некотором смысле верующий христианин, который снова совершает грех, совершает некий аналог предательства. Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою (Притч. 26: 11). Но не в том смысле, что Бог думал о нас одно, а получилось другое. В глазах Бога мы как раз абсолютно прозрачны. Он знает всё, что произойдет с нами в будущем, что происходит в настоящем, что случалось в прошлом (см.: Пс. 37: 10).

– То есть человек, совершающий одни и те же грехи, предает себя, а не только Бога, так?

– Я бы пошел немного другим путем. В эти дни произошли два предательства. Это предательство Иуды и предательство апостола Петра. И его (Петра) предательство более значительно, чем предательство Иуды, потому что мы до конца не видим мотивацию Иуды. Существовала и такая точка зрения, что Иуда так поступил, чтобы ускорить земное воцарение Христа, как бы спровоцировать его и ускорить. Но эта гипотеза не очень подтверждается самими текстами.

А вот случай с Петром более тяжелый. Он трижды отрекся от Божественного Учителя, а не единожды, как Иуда. Божился, что он не знает «этого Человека». Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите (Мк. 14: 71). Представляете, что такое для верующего человека сказать о Господе: «не знаю Человека Сего, о Котором говорите»? Это факт отречения (!), это духовное предательство! А случай с Иудой иной. Он проявил даже деятельное раскаяние, говоря: согрешил я, предав кровь невинную… И, бросив сребреники в храме, он вышел… (Мф. 27: 4–5).

Но есть и одно отличие между раскаянием Иуды и раскаянием, которое переживает Петр. Об Иуде сказано, что он вышел, пошел и удавился (Мф. 27: 5). Что же это за раскаяние?

Иуда сам вынес себе приговор и положил конец Божественному милосердию и Божественной Любви

Это раскаяние перед самим собой. Он как бы вынес себе приговор и положил конец Божественному милосердию и Божественной Любви. Он решил, что этот грех непростительный, поэтому пошел и наложил на себя руки. А это и есть хула на Святаго Духа, то есть неверие в Божественную любовь и в Божественное милосердие. Именно в Духе Святом Божественная Любовь проявляется наиболее полно. Как апостол Павел пишет: Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым (Рим. 5: 5). Это ложное раскаяние Иуды было настоящим самоедством, которое разорвало этого человека изнутри.

И другое дело – раскаяние апостола Петра. Грех Петра хуже, чем грех Иуды, но и раскаяние совсем другое. Это раскаяние перед Богом. Правда, святые отцы говорят, что ему это падение – трехкратное предательство – было попущено.

Петру было попущено согрешить, чтобы это попущение стало поводом для человеколюбия к другим

Святитель Иоанн Златоуст говорит в «Проповеди об апостоле Петре»: «Петру было попущено согрешить, поскольку впоследствии ему был вверен многочисленный народ, чтобы он, будучи небезгрешен, не был суров и немилостив к собственным братьям… Петру, Учителю Вселенной, было попущено согрешить, чтобы это попущение стало поводом для человеколюбия к другим… Поэтому ни Ангелу, ни Архангелу не было вверено совершать священнослужения (ибо они безгрешны), чтобы они (Ангелы) по резкости не поразили тотчас молнией согрешающих людей, но человеку из человеков был вверен этот престол» (PG. 50. 728).

Иначе бы апостол Петр не смог стать главой Апостольской Церкви. Если бы у него не было этого падения, он был бы как Ангел, то есть жесток в своей прямолинейности. Ангел поступает в соответствии с тем поручением, которое дает Бог. А Петр, пережив свое собственное трехкратное падение и восстановление во Христе, стал человеком, который понимает трагедию падения другого человека через собственное падение и восстание.

Петр реально мог быть христианским пастырем, который был исполнен сострадания, так как и сам пережил божественное прощение. Падение Петра было и оказалось этим «необходимым» кирпичиком в домостроительстве нашего спасения, в домостроительстве спасения всей Церкви Божией!

Апостол Павел в Послании к Евреям пишет: Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха (Евр. 4: 15). Это значит, что ни один человек не был искушен во всем. Только один Христос, Который взял на Себя грехи мира, Он действительно был «искушен во всем, кроме греха». И в этом Павел видит преимущество Христа. Он говорит: Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь (Евр. 2: 18). Христос понимает нас, Он видит нас, Он видит наше состояние.

– Как простить человека, когда тебя предали?

– Каждый грех является предательством в той или иной степени: или Бога, или человека. Предательством по отношению к Богу, потому что сказано: Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона (Иак. 2: 10–11); грехом по отношению к ближнему, потому что любой грех суицидален.

Мы называемся христианами, носим имя Христово, но мы очень часто не соответствуем этому имени. И апостол Павел в Послании к Римлянам писал: Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников (Рим. 2: 24). Поэтому предательство в такой самой грубой форме – это как раз когда человек поступает вопреки тому доверию, которое ему оказано прежде всего со стороны Бога. И когда человек принимает Святое Крещение и потом его святым миром помазывают, он становится принадлежим к царственному священству. Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1 Пет. 2: 9).

А насколько мы можем соответствовать этому уровню, который нам предлагается по благодати? Так как мы тут же обманываем и предаем то доверие, которое нам было оказано теми людьми (крестными), которые за нас давали обещание Богу доброй совести (1 Пет. 3: 21). Или сам человек, которого крестили уже взрослым, тоже давал «обещание Богу доброй совести»

– Отец Олег, продолжая вашу мысль, может ли из человека, который падал, получиться пастырь, священник? К этим людям, как известно, предъявляются высокие требования.

– Конечно, существуют и обоснованные причины отказать в рукоположении. И исходя из принципа икономии или акривии, Церковь и выносит соответствующее решение.

Но! В Писании сказано: семь раз упадет праведник и встанет» (Притч. 24: 16). Почему так сказано? Ведь очень непонятно, как человек может быть праведным, если он семь раз падает. Потому что он поднимается? А число семь – это неопределенное число в сторону увеличения (см.: Мф. 18: 22). А какой смысл подниматься, если он все равно упадет снова? А смысл в том, что всякий раз, упав, он испытывает желание подняться! И эта праведность от веры, не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф. 2: 9).

И когда человек, впавший во «всякий грех» (см.: Мф. 21: 31), как царь Давид восклицает: «Из глубины воззвах к тебe, Господи» (Пс. 129: 1), то это и есть праведность от веры. Она и является залогом того, что, если человек жив для раскаяния, он жив и для Божиего прощения! Например, у пророка Исаии в первой главе есть очень интересный текст. Там сказано, что если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю (Ис. 1: 18). Но согласитесь, что противоположный цвет белому – черный. И, казалось бы, логичнее сказать, если грехи ваши будут как черный мрак, как снег убелю. А почему сказано именно про багряный? Древние экзегеты говорят, что речь идет о том, что, если человек еще краснеет, впадая в какое-то греховное преступление, моральное или нравственное, испытывает чувство стыда, он близок к исправлению. Потому что о закоренелых грешниках говорится: Стыдятся ли они, делая мерзости? нет, они нисколько не стыдятся и не краснеют. За то падут они между падшими; во время посещения их будут повержены, говорит Господь (Иер. 8: 12). Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло (Ис. 3: 9).

– Отец Олег, подходит к концу Великий пост. Как не растерять то малое, что удалось стяжать?

– Бойтесь праздничных дней! Многие люди хорошо постились и регулярно ходили в храм. Но они так могут разговеться на Пасху, что потеряют всё… И будут отброшены значительно назад! Вспомним, как мы плавно входим в пост: сначала сплошная седмица, обычная седмица, Мясопустная седмица, потом пост… Иначе к нам будут применимы слова пророка Исаии:

«Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» (Ис. 1: 12–18).

Праздник в религиозном понимании – это торжество духовное, а не падение плотское. Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6: 8).

А для многих людей это разговление рискует превратиться в их реальное падение. Для таких людей лучше бы они не подвизались, потому что они бросили вызов диаволу, входя в поприще поста, потом расслабились и в результате такой урон потерпят. Мы должны просто не испытывать иллюзий относительно себя. Все мы хорошо замаскированные грешники, но в глазах Бога мы абсолютно прозрачны.

Апостол Павел пишет: «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7: 14–20).

Такая экзистенциальная противоречивость… С одной стороны, стремление к идеалу, а с другой – полное несоответствие тому, к чему мы стремимся. Христианство имеет мужество задавать и такие вопросы. И апостолы, однажды идя за Христом, ужасались, а затем спросили: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19: 25–26).

И когда меня мусульмане и иудеи спрашивают: «Христианство – это о чем?», я задаю вопрос мусульманину: «Ты соблюдаешь шариат? Скажи только честно». Часть говорит: «Ну… нет». Иудея спрашиваю: «Ты соблюдаешь заповеди – 613 мицвот?». Честный человек, конечно, отвечает: «Нет». Тогда я им говорю: «Христианство – как раз на этот случай! Когда не получается… “Человекам это невозможно, Богу же все возможно”»!

Ему оказалось возможным воплотиться, стать одним из нас, быть искушенным во всем, кроме греха, и совершить дело нашего спасения.

Окончить это рассуждение хочется словами древних отцов Церкви.

«Я буду хвалиться не потому, что я праведен, а потому, что искуплен; я буду хвалиться не потому, что я свободен от грехов, а потому, что мои грехи прощены мне. Я буду хвалиться не потому, что я творил добро, и не потому, что кто-то другой сотворил добро мне, но потому, что Христос – мой заступник перед Отцом, и потому, что кровь Христова была пролита за меня» (святитель Амвросий Медиоланский. De Jacob et vita beata).

«Вы можете провозгласить, что древние праведники обладали огромной праведностью, но все же их спасло не что иное, как вера в Посредника, Который пролил Свою кровь во оставление грехов» (блаженный Августин. Ad Bonifacium)

«Поэтому мы праведны, когда исповедуем себя грешниками и когда наша праведность состоит не в наших заслугах, но в милости Божией» (преподобный Иероним Стридонский. Dialogus contra Pelagianos).

С протоиереем Олегом Стеняевым беседовал Никита Филатов

«Предсказание Иисуса о предательстве; Иуда вышел» — толкование

От Иоанна святое благовествование. Глава 13, стихи 16-38.

16 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.

17 Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.

Нужно сказать, что в законе Божием от начала мира было предсказано, что сначала люди будут верить в Бога понимая закон Божий прямо по тексту (что неверно), то есть люди будут жить «всяким словом Божиим». Поэтомы мы сейчас имеем три мировые религии: христианство, иудаизм и ислам, а в христианстве имеем семь крупных конфессий. При этом также предсказано в Писании, что в конце времен люди будут верить в Бога разумея закон Божий (образно его толкуя), то есть люди будут жить «хлебом единым». Таким образом, если люди понимают закон Божий прямо по тексту, то они рабы Божии. А если люди разумеют закон Божий за счет его образного толкования, то они друзья Бога (как Авраам). В этом случае люди «свободные», а не «рабы». Об этом писал Апостол Павел в одном из посланий.

То есть в 16 и 17 стихах сказано о том, что люди должны стремиться достигнуть духовного уровня Христа и стать из «рабов» — «свободными». В этом смысл всего закона Божиего: развить человека духовно, до уровня Человека с большой буквы «Ч», развить человека до уровня Христа, Сына Божьего и Сына Человеческого, то есть рожденного «с небес» и рожденного Человеком. Как этого достичь? Только посредством разумения закона Божиего. В 17 стихе собственно и сказано, что если вы уразумели то, о чем вам говорит Бог в 16 стихе, то вы блаженны. Иначе говоря: ни земные храмы, ни посты и молитвы в современном понимании вообще не нужны. Нужно разуметь закон Божий, то есть образно толковать его, и тогда вы напрямую общаетесь со Христом. Ведь Христос это и есть разумение закона Божиего (образное толкование закона). При этом внутрь вас приходит Святой Дух, и вы очищаетесь изнутри, а не снаружи, как и учил Христос. А если вы поститесь и молитесь в современном понимании, то вы можете очиститься только снаружи, да и то временно.

18 Не о всех вас говорю: Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: «ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою».

Здесь Христос пророчески говорит о том, что не все христиане будут разуметь закон Божий (образно его толковать). Это пророчество уже сбылось! Во времена первого пришествия в мир Христа в виде Человека, Он Сам учил людей образному толкованию закона Божиего (разумению). За это Его распяли физически, но это было не так важно для Бога. А вот после смерти всех Апостолов люди вообще забыли учение Христа (о разумении закона) и стали понимать закон Божий прямо по тексту (что неверно) – вот это и есть духовное распятие Христа. Об этом рассказывает Новый Завет, а не о физическом распятии Христа.

«Есть хлеб» — означает образно толковать закон Божий, разуметь его. Кто образно толкует закон Божий (разумеет) – тот ест хлеб со Христом (ест с Разумением). Иными словами: если человек хочет насытить свою верующую душу, то он должен насытить ее духовной пищей, то есть читать закон Божий и разуметь его (образно толковать).

«поднял на Меня пяту свою» — это значит, что после смерти Апостолов люди стали понимать закон Божий прямо по тексту (что неверно). Иными словами: люди читают Новый Завет поверхностно, как бы поверх Христа. Тем самым люди распинают Христа, ходят поверх Его, воспринимают только человеческие нравоучения и не разумеют закон Божий.

19 Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я.

Здесь Христос указывает нам, что когда вы увидите и услышите, что вас призывают образно толковать закон Божий, разуметь закон Божий – то знайте, что это Сам Христос предсказал. Не пугайтесь этого, это обязательно случится, как и все предсказанное в законе Божием. Верьте, что разумение закона (образное толкование) – это и есть Христос, это и есть учение Христа. А то чему вас учили ранее – от этого откажитесь, так как это учение Иуды. Понимание закона прямо по тексту – учение Иуды. Об этом речь идет далее в этой главе.

20 Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня.

То есть тот, кто примет учение об образном толковании закона Божиего (учение о разумении закона), тот принимает учение посланное людям Самим Христом. Это учение от Бога!

21 Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.

Христос – это учение о разумении закона Божьего, об образном толковании закона Божиего. А предал Христа Иуда – то есть учение о понимании закона Божиего прямо по тексту.

22 Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит.

Почему ученики озираются друг на друга? Здесь речь идет об Апостолах не в смысле Апостолов-людей, а в смысле Апостолов-учений. То есть например, сначала на земле был Апостол Петр – это когда все христиане верно понимали закон Божий посредством его образного толкования (разумения). Далее Петр отрекся от Христа и люди стали неверно понимать закон Божий – прямо по тексту. Как раз в это время на землю пришел Иуда. И так каждый Апостол в Библии означает какой-то период времени христианства на земле.

В 22 стихе говорится о том, что после смерти Апостолов-людей на земле стали одно за другим появляться новые учения, новые христианские конфессии. И все они смотрели друг на друга и говорили: «Это вы предали Христа, а мы любим Христа». И это продолжается и по сей день. Но на самом деле все христианские конфессии заблуждаются, как и исповедующие иудаизм и ислам. Христос – это разумение закона Божиего, его образное толкование. Поэтому и сказано, что Христос во время второго пришествия «все разъяснит людям», то есть объяснит, что же на самом деле написано в законе Божием. Также сказано: «Се, творю все новое». Это тоже значит, что Бог творит внутри людей новое понимание закона Божиего, новое разумение закона Божиего. А через это изменится и весь мир, ведь все три мировые религии объединятся, и начнется новая эра.

23 Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса;

24 Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит.

25 Он, припадши к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это?

26 Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.

«обмакнув кусок хлеба, подам» — ключевое слово здесь «обмакнув». Если «есть хлеб» означает образно толковать закон Божий (разуметь), то «обмакнув хлеб» означает, что хлеб стал мягче, его проще съесть, его почти не надо жевать (толковать). Это означает, что Иуда понимает закон Божий прямо по тексту, так же легче! Вот в чем дело. Таким образом Сам Христос, то есть разумение закона Божиего, подсказывает нам кто такой Иуда! Иуда – это учение о понимании закона Божиего прямо по тексту!

Таким образом, если в законе Божием написано, что надо Соломон построил храм Божий – это не значит, что он построил земной храм. Храм надо строить в душе каждого человека посредством разумения закона Божиего (образного его толкования). Если же в законе сказано, что люди не слушали Бога, это не значит, что люди не исполняли учений земных церквей. Наоборот, это значит, что люди исполняли учение земных церквей, которое от Иуды. Поэтому люди и не могли услышать Бога, ведь Христос – это разумение закона Божиего!

27 И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.

28 Но никто из возлежащих не понял, к чему Он это сказал ему.

«что делаешь, делай скорее» — это значит, что в любом случае отречение Иуды от Христа было заранее предсказано в законе Божием, а значит, оно не могло не состоятся. Но при этом Христос желает, чтобы это отречение прошло как можно скорее и Он вновь вернулся к людям навсегда посредством разумения закона Божиего (образного его толкования).

Почему никто из возлежащих не понял этого? Такова воля Бога, это должно было случиться. Поэтому действующие земные церкви до сих пор не понимают, что «по неведению» они стали проповедовать учение Иуды. Это касается и христианства и иудаизма и ислама. Это есть «грех по неведению» о котором писал Апостол Павел в послании к Евреям. А в Ветхом Завете это называется «грех Египта». У них одна суть – понимание закона Божиего прямо по тексту, что неверно и ведет ко грехам.

29 А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: «купи, что нам нужно к празднику», или чтобы дал что-нибудь нищим.

«у Иуды был ящик» — фактически это указывает на то, что у Иуды была власть в земном мире. Иными словами: у современных христианских церквей есть Новый Завет. Все они оперируют им, как неким «ящиком», в котором богатства от Бога. Поэтому никто из людей и не может усомниться в их правоте, но на самом деле их учения от Иуды. Они не виноваты, они этого не знали. Но все люди, кто осознал этот факт должны вернуться ко Христу (к разумению закона). То же самое касается и людей, исповедующих иудаизм и ислам. Ведь все три мировые религии вышли из Ветхого Завета, а его тоже надо разуметь (образно толковать), иначе никакого внутреннего очищения не будет, а будет поклонение Ваалу.

30 Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь. Когда он вышел,

То есть, как только люди стали понимать закон Божий прямо по тексту – все, они ушли от Христа. А почему они ушли? На земле была «ночь». В Библии слово «ночь» означает время, когда люди неверно понимают закон Божий (прямо по тексту), а «день» — когда люди разумеют закон Божий (образно толкуют его). Иными словами: «ночью» темно, люди читают закон Божий и не видят Бога, а «днем» светло — люди читают закон Божий, толкуют его и через это видят Бога. Поэтому слово «утро» означает время перехода от «ночи» ко «дню». Сейчас как раз это время, когда я образно толкую для вас Новый Завет. Это время перед вторым пришествием Христа в мир. Ну а ко мне Он уже пришел.

31 Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем;

32 Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его.

То есть если человек образно толкует закон Божий (разумеет его), то он этим прославляет Бога, посвящает себя Богу (постится). А через это и Бог его прославит как праведника или пророка.

33 Дети! не долго уже быть Мне с вами: будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете придти, так и вам говорю теперь.

То есть во времена первого пришествия Христа в мир люди образно толковали закон Божий (разумели его). А потом Христос ушел от них, то есть люди перестали разуметь закон Божий и стали неверно понимать его – прямо по тексту. И люди не могли сразу вернуться ко Христу, так как попали в лапы сатаны, были одурманены учением Иуды. Это было предсказано заранее, но вот, наконец-то пришел момент нашего избавления. Христос к нам вернулся, и мы снова можем разуметь закон Божий (образно его толковать).

34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга;

То есть, как Христос дает нам разумение закона Божиего (любит нас), так и мы должны передавать из поколения в поколение знание об учении Христа (любить друг друга) – учении о разумении закона Божиего (о любви), учение об образном толковании закона Божиего.

35 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.

То есть если все люди будут разуметь закон Божий (образно толковать его), то в таких людях и узнают истинных учеников Христа (учеников Разумения). В этом случае и разделения на религии и конфессии не будет, «рассеяние» верующих уйдет из мира (как и предсказано).

36 Симон Петр сказал Ему: Господи! куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною.

Это повторение пророчества о том, что сначала люди разумели закон Божий (образно толковали его), потом отреклись от Христа (стали понимать закон Божий прямо по тексту), а затем снова вернутся ко Христу (будут разуметь закон Божий) при втором пришествии.

37 Петр сказал Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? Я душу мою положу за Тебя.

38 Иисус отвечал ему: душу твою за Меня положишь? Истинно, истинно говорю тебе: не пророет петух, как отречешься от Меня трижды.

Это значит, что еще не случится второе пришествие Христа в мир (не пропоет петух, не наступит утро), а Петр уже трижды отречется от Христа. То есть от начала мира до второго пришествия Христа люди три раза отрекутся от Него и будут неверно понимать закон Божий – прямо по тексту. Фактически это уже произошло (сначала древние иудеи отреклись от Христа, потом древние христиане, потом древние мусульмане). А значит «утро» на земле уже настало.

Энергетика Взаимоотношений

Представьте себе ситуацию, что вы поругались (предали) своего самого сильного и влиятельного покровителя, а после этого пытаетесь «по его протекции» решить какой-то вопрос. Каково оно будет? Чувство стыда и вины — это мягко сказано. А страх, что об этом узнают другие, будет заставлять вести себя очень и очень скромно. У других людей тоже есть такие «покровители» и они тоже с ними — не всегда дружат. А еще эти покровители могут общаться между собой «по своим каналам». И тот человек, который находится в лучших отношениях со своим Эго — сразу раскусит наше предательство, и мы этого человека будем бояться как огня, подбирая себе в окружение людей у которых Эго забито, примерно также как у нас самих, или сильнее. При этом можем жаловаться на их глупость, недалекость, страдать и хотеть большего. Но в лучшие условия нас не будет пускать наше Эго. Не само Эго, а именно осознание нашего предательства в отношении Эго, и страх, что это предательство раскроется.

Поэтому первым делом, нужно не стремиться стать самым-самым, а помириться со своим «покровителем» — со своим Эго. Такая формулировка не совсем точна, и смахивает на христианский тезис о «приходе к богу». Дело в том, что наше Эго — это и есть наш покровитель, наш бог, и мы сами. Ничего другого, кроме Эго у нас нет. Эго — это мы, а все остальное — программы, которые ему противодействуют и навязывают свои правила. Поэтому слово «мириться» здесь не совсем уместно, разве что в отношении самого себя.

Это была цитата последних абзацев из прошлой рассылки.

Это же самое преподает христианство. Если я не ошибаюсь, где-то в Библии есть даже намек, что Бог — внутри нас. Но тем не менее, в христианстве принято искать Бога где-то «в стороне». А если заменить Бога на Эго — получилась бы очень интересная религия :)

А еще какого-то бога видел Моисей, только что он там видел — неизвестно никому. Скорее всего одного из «сопровождающих» паразитической на человечестве программы.

Апокалипсис обещал нам конец света от пришествия бога на Землю — смерть «грешников» должна была наступить от «божьей славы», в моем понимании — от стыда. Стыд же возникает при взаимодействии с теми людьми (или их образами — это сейчас неважно), чье Эго более раскрыто — тем лучше они видят нас «насквозь». Поэтому у «сошедшего бога» открытость Эго должна быть колоссальной. Люди «забитые» смирениями и раскаяниями просто сгорели бы от стыда — если не умерли сами, то совершили бы самоубийство — как часто бывает когда «все тайное становится явным».

Христианство почти не обманывает нас, но содержит в своей интерпретации роковую недоговорку, благодаря которой мы стремимся соединиться не со своим Эго, а с чужеродной программой. А это возможно только в одном случае — полностью предав свое Эго.

Единственный реальный «грех», который может совершить человек — это предать свое Эго. Других грехов нет. Всевозможные интерпретации греха — это лишь частные случаи и следствия, которые могут иметь место только у человека «не дружащим» со своим Эго. Я здесь не имею ввиду 10 заповедей, поскольку вся первая скрижаль с четырьмя заповедями содержит убийственные для Эго принципы, и только на второй скрижали перечислены следствия «греха».

И самое интересное. Над человеком нет никакого Бога! Человек сам в себе — Бог, и его возможности, скорее всего потенциально превосходили возможности других богов. В том числе тех, кому нас всегда призывали поклоняться. В этом и была опасность человека, и желание аккуратно его «устранить» было вполне уместно и объяснимо.

Суть христианства — заставить нас предать свое Эго и переподчинить его своей чужеродной для Эго программе. Если кому-то больше нравится — продать свою душу, в обмен на «игрушки», которые для нашего Эго по-своему интересны, но не настолько, чтобы дальше их ничего не видеть. Поскольку потенциальные возможности Эго колоссальны, то всегда внутри остается понимание, что нет ничего такого, в рамках чего человека можно было бы удерживать всегда. Человек берет любую «игрушку», играет ей некоторое время, но потом она становится ему неинтересной — он ее «предает», и ищет себе новую. По большому счету, нет ничего такого, что могло бы стать смыслом жизни для человека.

Похоже, что с этим не могли ничего сделать даже боги. И понимая, что в один прекрасный момент они и сами могут стать новой игрушкой человека… «где-то там» было принято решение — устранить людей. Это решение с переменным успехом и воплощается по сей день.

Дальше по мотивам библейской истории происходило примерно следующее.

По неизвестным причинам, которые давно стерты из нашей истории, человека удалось изолировать в «инкубатор» Эдемского сада. Где, по всей вероятности над ним ставились эксперименты: что он будет делать, как вести, что за имена придумает животным. Вероятно богам, (тогда еще в кавычках) было чему у нас поучиться :)

«Информационным замком» в этом инкубаторе был «запретный плод». Пока человек не попытался «поиграть этой игрушкой», он не представлял опасности — в это время можно было спокойно решать, что с нами делать дальше… Больше всего похоже на то, что человек уже «попал в обработку» из которой он уже не собирался выбираться — стабильный смысл жизни был в целом обозначен. Вот только нам неизвестно — надолго ли?

Но тут у некоторых богов возник соблазн, не дать человеку «засохнуть», а вместо этого спасти его, и в дальнейшем иметь в качестве союзника. Видно возможности у нас того стоили :)

Эту историю мы знаем. Змей, он же дьявол и Люцифер, всех обманул, пробрался в «инкубатор»и сказал примерно следующее.

— Вы что совсем одурели? Хватайте плод, и чешите отсюда, пока вас совсем не завялили, не зомбировали и не разобрали на части… Мало ли что бог сказал? Кто он вам? Вы и сами будете как Боги!

И открыл человек глаза…

Естественно, из «инкубатора» человека выгнали, наорали на него и прокляли… И приступили к плану №2.

Мы давно привыкли хвалить бога и ругать дьявола-змея. Но нельзя не заметить, что этот змей вел себя с человеком честно, и ни слова ему не соврал. В отличие от «бога», который в Библии врет и противоречит себе напропалую. Здесь я не буду останавливаться на этом подробно — все это можно найти в самой Библии.

Поэтому, если кому-то слишком сложна мысль, о том, что человек никаким богам не нужен, а наоборот — мешает. То земей-Люцифер должен был бы стать первым претендентом на эту вакансию. По крайней мере он повел себя с людьми как друг и союзник: рисковал, пробираясь в «инкубатор», сумел раззомбировать людей, за что получил от бога нагоняй в виде проклятия, и судя по всему оказался вне закона. Можно сказать, сделал на нас крупную ставку: если проиграем мы, проиграет и он. Судя по Библии, расправа над Люцифером будет осуществлена после того, как уничтожат всех «грешников»… Получается совсем другая религия…

/p

Как пережить предательство и не позволить чувствам разрушить нашу жизнь

Часто нам приходится сталкиваться с неприятными, если не сказать разрушающими, чувствами. Одиночество, отверженность, страх, грусть и еще многие другие переживания способны повлиять не только на наше душевное, но и на физическое, а также духовное состояние. Одним из таких сильнейших разрушающих переживаний является предательство. Как пройти через этот период и стать сильнее? Возможно ли это?

Вера Касевич, пастор церкви «DYNAMO», (Маями, США)

Самое больное предательство всегда от самых близких. И я сопереживаю. Сопереживаю, как человек, которого предавали и в далёком прошлом, и в не таком далёком настоящем. Но могу ли я кое-что сказать из своего опыта — опыта доверия Божьему Слову? Даже предательство Бог может повернуть нам, тем, кого предали, на добро, если мы любим Бога и не перестанем двигаться в своём предназначении из-за предательства.

Предательство друзей. Программа «Вопрос служителю церкви»

Игумен Нектарий (Морозов), настоятель Петропавловского и Николо-Японского храмов города Саратова​

Нектарий (Морозов), игумен, настоятель Петропавловского и Николо-Японского храмов города Саратова, благочинный Петропавловского округа Саратовской епархии, руководитель информационно-издательского отдела Саратовской епархии, директор православного военно-патриотического клуба «Патриот», президент фонда «Православие и современность»

Мне кажется, что в подобных случаях мы практически всегда совершаем одну и ту же ошибку, в основе которой, конечно же, наше неправильное отношение к своему «я» Откуда это ощущение — предательства, измены? Оттуда, вероятно, что мы прежде считали, что нас связывают с человеком те отношения, которые налагают и на нас, и на него определенные обязательства. Но на самом деле — разве имеем мы право требовать от него – другого — того же, чего требуем от себя? От себя — пожалуйста! А от другого — нет. Это же не бизнес, не договорные отношения с подписанием вороха бумаг, штампами и печатями. Это живая жизнь, в которой мы должны поступать по своей христианской совести и не быть арбитрами в отношении совести чужой.

И почему мы вообще воспринимаем то, что человек делает, непременно как имеющее отношение к нам? Он-то, скорее всего, думает о нас менее всего. Он думает о себе — о своих обстоятельствах, проблемах, интересах, нуждах и так далее. Он не ставит перед собой цели предать нас, причинить нам боль, досадить, уязвить, просто поступает так, как ему удобней и выгодней, только и всего.

Горько нам от того, что мы переживаем как предательство, неуютно на душе… Но хорошо бы разобраться все же — отчего именно. Если оттого, что нас предали, нам не были верны, то есть ли у нас на самом деле основания требовать этой верности и осуждать того, в ком ее не обрели? Пожалуй, что и нет: люди и Богу верности не хранят, что уж о нас говорить. Если же оттого горько, что обманулись в человеке, думали о нем лучше, чем он оказался, а теперь узнали его и словно потеряли, то что ж… Он свободен быть таким, каким хочет, а нам остается лишь отойти в сторону, но опять же — не осуждая.

Трудно это? Да не то слово! Настолько, что вообще редко, когда удается сразу так настроиться и так поступить. Трудно, но возможно — с помощью Того, Кто и подлинные предательство и отступничество так часто прощает, и наши — в том числе. И если не растравлять намеренно в сердце рану, не превращать ее в медленно, мучительно разъедающую его язву, а прибегнуть к бесконечное число раз Преданному и Оставленному, но никого не Предающему и не Оставляющему, то Он, конечно, научит нас, как и из этой беды и скорби извлечь пользу для своей души. И больше того — как через это приблизиться к Нему, стать хоть чуть-чуть похожим, хотя бы немного сродниться…

Пастор церкви «Новое Поколение» Андрей Тищенко: «Как пережить предательство»

Нэнси Лей Демосс: как восстановиться после предательства

Нэнси Лей Демосс, автор, спикер на духовных конференциях, ведущая женской радиопрограммы Обнови наши сердца, рассказала, как восстановиться после предательства.

  • Будьте честны с Богом в том, что Вы чувствуете. Он может справиться с этим.
  • Немного поспите. Вы невероятно истощаетесь от всей этой ситуации. Когда мы физически истощены, мы более склонны поверить в такие вещи о Боге, которые не соответствуют действительности.
  • Слушайте музыку, в которой поётся о Библейских истинах.
  • Возьмитесь за Псалмы. Читайте медленно. Посмотрите, как псалмопевцы возносят Господу свою боль, и как в это время Он поднимает их головы. Продолжайте читать, даже когда Вы не очень-то и верите в то, что читаете, или не чувствуете этого.
  • Найдите несколько стихов, которые говорят напрямую к Вам там, где Вы находитесь прямо сейчас; запомните их и продолжайте цитировать снова и снова. Я начинала с Псалма 17:1-3.

  • Гуляйте. Слушайте проповеди или музыку во время прогулок. Малоподвижный образ жизни питает депрессию и нехорошие эмоции.
  • Не делайте выводы на основе того, о чем Вы думаете или что чувствуете в ночные часы, так как враг пытается навести великий страх, сомнение и неверие во мраке.
  • Поразмышляйте над Иеремия 17:5-10 и над Псалмом 117:8-9. Каким образом Господь желает перенести Ваше упование с человека на Христа?
  • Вам потребуется время, чтобы разобраться с чувствами, которые вы испытываете. Это нормально. Мне потребовалось 18 месяцев, чтобы пройти через мою «самую темную ночь души». Ночь не будет длиться вечно.
  • Защититесь от горечи. Я считаю, что мой путь не был бы столь длинным, если бы я не давала места горечи.
  • Будьте осторожны в том, чтобы не быть изолированным. Когда Вы боретесь, обращайтесь к Нему и другим людям. Вы не можете сражаться в этом бою в одиночестве. Если Вы попытаетесь сражаться самостоятельно, то врагу будет проще победить вас.
  • «Не сомневайтесь во тьме о том, что Вы видели во свете».
  • Вы пройдете через это, но не потому что Вы сильны – «Мы слабы…, но Он силен». В свое время Вы будете знать, и верить, и любить Его еще глубже, чем когда-либо представляли это себе возможным.
  • Будьте в покое перед Господом. Терпеливо ожидайте Его присутствия. Он не оставит Вас. Он освободит Вас. И Он сделает Вас еще более сильным инструментом в Его руке.

Павел Райн, пастор церкви «Слово Истины», Нижний Тагил

Независимо от того, как люди со мной поступили, продолжать верить людям.

Дмитрий Велидченко, пастор церкви «Победа» в Крыму

Дмитрий Велидченко, пастор христианской церкви «Победа» в Крыму, миссионер, публицист, отметил, что неважно в какой сфере и в каком виде, суть одна: измена — это высшая степень отвержения, исходящая от того, кто тебе очень близок. В качестве примера он приводит историю женщины, взятой в прелюбодеянии из 8 главы Евангелия от Иоанна.

В этой главе и скрыт этот потрясающий принцип прощения! Когда мы кричим в боли разбитого сердца: «За что, Боже???!!!», Он тихо, но твёрдо говорит: «Не тебя распяли этим предательством, но прежде всего Меня. Не ты страдал за грехи этого человека, а Я. И, если ты не хочешь распинать Меня своим неверием, тебе стоит отдать Мне эту боль».

Когда твоё сердце рвётся на части от того что тебя кто-то предал – войди в свой Гефсиманский сад. Упади на землю, на которой лежал Спаситель, переживая измену миллионов и миллиардов людей всех времён. Попробуй прочувствовать то, что Он прошёл той ночью. Затем посмотри на Голгофу и позволь твоей душе умереть для боли, чтобы Бог смог наполнить её Собой, Своей милостью и любовью. Завеса, отделяющая Бога от тебя, была разорвана смертью Христа. Разорвать завесу твоих страданий, отделяющую тебя от Бога, можешь только ты сам.

Может быть твоя душа истерзана тем, что ты сам кого-то предал – просто подними свои глаза, и увидишь, что рядом стоит Тот, кто говорит тебе: «Я заплатил за это Своей кровью, освобождаю тебя и люблю…»

Иногда именно таким образом, через предательство (наше личное, или по отношению к нам) Бог ведёт нас к тому, чтобы мы смогли познать всю глубину Его прощения и любви. В эти моменты может казаться, что ты оставлен Богом и всеми людьми на земле. Поверь, эту боль Христос тоже перенёс на кресте перед самой смертью, взывая: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Евангелие от Матфея 27:46) Перенёс, чтобы ты мог всегда эту боль отдавать Ему. Никогда не пытайся её удержать, пусть твоя душа умрёт с этой болью, и тогда Христос вновь оживотворит тебя уже совершенно другим человеком, с новой душой, наполненной любовью и жизнью!

Одно твоё решение превратит тебя из пострадавшего в победителя. И даже более: «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» (Книга Откровения 21:7) Прощение того стоит!

Zazazu.tv: Как пережить?

Ти Ди Джейкс: признаки того, что пришло время «позволить кому-то уйти»​

Епископ Ти Ди Джейкс, пастор мегацеркви «Дом горшечника» (Даллас, штат Техас, США), назвал признаки того, что пришло время «позволить кому-то уйти».

Когда вы больше не рады видеть или быть рядом с такими людьми. Если в их присутствии вы чувствуете беспокойство в своем духе, не игнорируйте этот знак. Ваши инстинкты только замечают истину и стремятся направить вас поступить соответствующим образом. Приходит время, когда все – и люди в том числе – больше не приносит радости или счастья.

Когда они не предлагают ничего, кроме негатива. Те, кто смотрят на мир с позитивных позиций, как плоды мыслей и действий пожнут позитивное подкрепление и награду. В то же время, те, кто постоянно жалуются или сеют отношение неблагодарности, наполняют атмосферу мраком и негативизмом. Люди, которые всегда хотят критиковать других, четко и ясно показывают этим, что тратят впустую свое драгоценное время и силы на неправильные вещи, и, в конечном счете, они не заслуживают ни вашего времени, ни вашей энергии.

Когда они хотят (или берут) больше, чем дают. Отношения представляют собой обмен. Требуется два человека, которые взаимно прикладывают усилия, чтобы каждый из них становился лучше, держа отчет друг перед другом, и оказывая помощь, когда другой человек в ней нуждается.

Когда вы больше не можете им доверять. Доверие является одним из наиболее существенных факторов в любой форме отношений. Как только доверие подорвано, отношения уже никогда не будут прежними. Могут уйти годы прежде, чем доверие будет завоевано, но всего лишь несколько минут могут все разрушить.

Когда они вас больше не поддерживают. Вы всегда должны окружать себя людьми, которые поддерживают вас и ваши мечты. Хотя поддержка проявляется во многих формах, общей идеей или красной нитью должны проходить подлинность и честность.

Нужно ли прощать предательство? Программа «Вопрос служителю церкви»

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]