Практически каждый россиянин знает актёра Ивана Охлобыстина, но для некоторых до сих пор остаётся тайной, что он священник Русской Православной Церкви. Почему молодой успешный и востребованный человек пришёл к религии?
Ответить на этот вопрос можно, только изучив историю появления религии и роль её в современном мире. Нужно это в первую очередь людям слабым в вере или вовсе неверующим, верующий же человек знает, что религия — это связь с Богом. Эта связь установлена на все времена пока не случится Второе Пришествие Иисуса Христа и не наступит время Страшного суда.
Религия — это мировоззрение, опирающееся на веру в Бога
Слово «религия» переводится с латинского как «связывать», «соединять». Существует несколько определений этого термина. В науке обычно под религией понимается определённая система взглядов, которая обусловлена верой в сверхъестественное.
Она включает в себя определённый свод моральных норм и правил поведения, а также правил проведения обрядов и культовых действий. Для религии характерно объединение людей в организации. Для христианства это Церковь и религиозная община.
Сотворение Адама. Фреска. Микеланджело Буонарроти. Около 1511 года. Религия ― это связь человека с Богом
С точки зрения представителей самой религии, она выступает в виде формы мировоззрения, которая сосредоточена на познании Высшего бытия, выступающего Первоначалом всего сущего, то есть Бога.
При этом для верующего человека религия — это связь с Богом. Она даёт ответ на вопрос о смысле жизни и указывает на предназначение человека на Земле.
Религия ― это внешнее выражение связи человека с Богом, а вера — внутренне её содержание.
Очень часто религия отождествляется с верой. Это не правильно. Содержание веры — внутренние отношения человека с Богом, религия же внешнее проявление её. Вера проявляется в том, что человек признаёт все события, описанные в Священном Писании, верит в Бога и обращается к нему через молитву.
Для того чтобы всё это имело определённую форму, необходима религия. При этом в ней особенное место отводится духовенству, как связующему звену между человеком и Богом.
Игумены и игумении Русской Православной Церкви на торжественном богослужении в Храме Христа Спасителя в день 100-летия интронизации свт. Тихона Московского. В религии особое место отводится духовенству, как связующему звену между человеком и Богом
Религиозная система не подлежит научному исследованию или же проверки опытным путём. Она опирается на веру и мистический опыт. Дело в том, что религия связана с отношением человек к надчеловеческому духовному миру, о котором он может что-то знать, но не иметь достоверных сведений.
Основы религии записаны человеком в священном тексте. Для христиан это Библия, в которой содержатся основы христианского вероучения.
Почему я не верю в бога
Занимать такую беспристрастную позицию мне позволяет тот факт, что я не являюсь подвижником ни одной из существующих религий, по следующим причинам.
Все религии основаны на бездоказательной вере в сверхъестественное
На мой взгляд, всякая истина нуждается в доказательстве, прежде чем быть принятой за таковую. Мы не имеем никаких зарегистрированных свидетельств в пользу существования бога (как впрочем и его отсутствия).
Понятно, что с доказательствами это будет уже не вера, но коль скоро для нас перестают существовать критерии истины, то мы можем верить во все что угодно, без разницы! «Верую ибо абсурдно!» Неразумно основывать все свое знание о мире на какой-то книге, написанной не пойми кем и непонятно сколько раз переписанной, на протяжении всего времени ее существования!
Вера в высшую сущность проистекает из особенностей психологии человека
Для меня вовсе не является критерием истинности большое количество верующих по всему миру. Вспоминается цитата Дж. Оруэлла: «здравый рассудок — понятие не статистическое».
Нет, вопреки мнению некоторых философов, психологов и культурологов, я не собираюсь признавать религиозность (кроме крайних проявлений оной) чем-то из разряда психических заболевания. Она является скорее психологической закономерностью, нежели отклонением. Создание и поклонение одному богу или нескольким богам, в тысячах различных проявлений мы встречаем на протяжении всего времени существования человечества: от самых примитивных обществ, до технологических и современных.
Этот факт является подтверждением того, что вера в высшую сущность, создателя, свойственна людям по ряду психологических и культурных причин. Обожествление природы — творческий акт, направленный на то, чтобы видеть во всем мироздании, в смерти, в рождении, в горе и в природной стихии не слепой, недоступный познанию и контролю хаос, а разум, божественную волю, проявление небесной логики.
Самые древние религии были попытками объяснить и обуздать необузданную природную стихию, окружающую человека. Посредством жертвоприношений и заклинай человек пытался добиться милости у капризных богов и, тем самым, повлиять на природные процессы: избавить урожай от засухи, а себя уберечь от хищного зверя в лесу.
Поставьте себя на минуту на место человека древности. Вы живете в кругу себе подобных, вокруг вас неистовствуют болезни, от которых, тогда еще, не существовало лекарств, умирают соплеменники — вчера они были — а сегодня их нет. Вы скованы заботами о своем выживании: только бы взошел урожай, только бы прошла удачно охота. Все ваше существование зависит от капризов природы: пойдет ли дождь, не исчезнет ли зверь в близлежащих лесах.
У вас нет никакого подтвержденного знания о мире, каковое имеется у современного человека: каждый день на небе всходит огненное светило, а ночью там появляется большой белый круг в окружении мерцающих точек. Вы не знаете что это такое, но от этого зависит ваша жизнь, жизнь ваших детей и людей, что вас окружают.
Представьте себе весь этот ужас и трепет перед силами природы, который испытывал древний человек и который неведом человеку современности, кроме, разве что, самых примитивных сообществ! Из такого глубинного страха и рождались первые религии, как попытки понять природу и повлиять на нее, как ответ на вопрос почему мы все умираем и где после смерти оказываемся, что же каждый день загорается на небе, а что появляется на нем ночью.
С развитием науки и технологий люди научились приручать и объяснять стихию: предсказывать природные катаклизмы, использовать различные источники энергии и пропитания, лечить болезни. Постепенно религия вытеснилась из сферы объяснения и приручения природных процессов.
Если урожаю угрожает засуха, мы не будем прыгать с бубном вокруг плантаций, а станем использовать технологии, позволяющие подвести воду к нашим сельскохозяйственным угодьям. Мы примерно знаем когда пойдет дождь, что это воля не Господа, а результат процессов, происходящих в атмосфере и на земле.
Действительно, наука дала ответы на многие вопросы, научила нас быть намного менее беззащитными перед лицом стихии. Но многие бреши познания остались незаполненными. Мы до сих пор не знаем зачем мы живем и как мы появились, что с нами происходит, когда мы умираем.
Ответы находятся за гранью человеческого опыта, там, где сложно что-либо доказать или опровергнуть, там, где сказанное не поддается проверке, а следовательно, доступен большой простор для фантазии и толкований, а именно там, где и существует религия.
Никто действительно не знает и не может знать, что будет после смерти. Никто от туда не возвращался. Поэтому, на тему жизни после смерти можно фантазировать сколько угодно, построить на этом целую философию, ведь никто ее не сможет опровергнуть, так как это лежит за рубежом любого опыта! Так и поступает религия.
Люди задают вечные вопросы и получают, хоть какие, но ответы. Многие представители человеческого рода, не могут сказать «я не знаю и не могу знать, есть ли бог и жизнь после смерти, это пока не доступно моему разуму», так как не умеют существовать в условиях неполного знания, когда зияют незаполненные пробелы, и есть какая-то неопределенность и непонятность.
Эти люди почему-то считают, что на все вопросы должны существовать понятные и простые ответы, и тут, как нельзя кстати, является религия под знаменами абсолютного знания. Религия удовлетворяет потребность человека в познании всего, избавляет его от страха незнания. Но вера в высшую сущность играет не только эту роль. Также многие человеческие психические аспекты находят свое удовлетворение в вере в бога.
Почему многие люди верят в бога?
Мы боимся смерти. Этот страх лежит очень глубоко. Мы страшимся того, что в один прекрасный момент закончится, оборвется наше существование и неизвестно что будет. Это заставляет нас страстно желать какого-то продолжения, вопреки всей логике и здравому смыслу, мы можем верить в продолжение как в нечто само-собой разумеющееся, в чем мы можем быть уверены наверняка, хоть сами об этом ничего не знаем.
Мы любим справедливость. Мы жаждем вознаграждения за наши хорошие дела и хотим, чтобы плохие люди были наказаны. Это, будет справедливо — считаем мы, а природа не может быть несправедливой, если в этом, земном мире, мой плохой сосед добился всего, а я, хороший, остался у разбитого корыта, то в жизни загробной я буду блаженствовать, сидя на облаке, пока мой сосед будет с треском поджариваться на огромной сковороде. Нам психологически комфортно в это верить.
Мы нуждаемся в высшем соглядатае. В чувстве некой силы, которая охраняет нас, следит за нами. Эта наша реакция на непредсказуемость жизни. Также как древние люди наделяли разумом бессознательную природу, так и мы наполняем смыслом нашу судьбу, подверженную диктатуре случайности и неопределенности, веря в то, что все что происходит, происходит благодаря чье-то воле.
Нам нужна уверенность в своей жизни и своих действиях. Мы хотим жить в сознании того, что исполняем какие-то высшие предписания, продиктованные нашей верой. Каждый день мы стремимся к спасению, освобождению, все имеет для нас смысл.
Мы жаждем общности с другими людьми. Говоря о себе «Я христианин», «Я мусульманин», мы ощущаем единство с многомиллионным сообществом верующих. Пропитываемся общностью взглядов и представлений, осознанием наличия множества единомышленников, «братьев по вере».
Мы хотим успокоения. Религия успокаивает нас, благодаря вышеназванным факторам, формирует ощущение психологического комфорта. Атмосфера многих ритуалов стабилизирует и успокаивает психику. Вера также опьяняет, подобно наркотику. Многие принимают этот эффект за божественную благодать, за высшую силу.
Эти, а также другие психологические факторы, которых я не назвал, делают религиозность закономерным психическим явлением. Нам хочется верить в высшую силу. Но само это хотение не может говорить в пользу соответствия веры истинному, действительному положению вещей. Мы верим потому что так устроены.
Все религии примитивны, мифологичны и несут на себе отпечаток человеческого творчества
Даже если высший разум и существует, неужели он обязательно соответствует одной из существующих религий? Представьте, что вдруг, креационисты, каким-то чудесным образом опровергли научный факт о существовании эволюции. Неважно как, но им это удалось, просто предположим что это произошло в каком-нибудь фантастическом романе =). Мы обнаружили себя стоящих перед фактом, что были созданы кем-то. Разве является ли это доказательством, сказанного в библии или, скажем, в индийских ведах?
Из чего следует, что наш создатель непременно тот парень с бородой, что сошел на землю, и позволил распять себя на кресте, чтобы спасти людей от себя самого? Факт состоит в том, что мы ничего не знаем о нашем творце: это может быть как божество, так и инопланетяне и кто угодно еще.
Мысль о возможности существования разума-создателя, посещает, должно быть каждого из нас. Она может нас увлечь, мы захотим знать больше. И религиозные учения тут как тут! На эту, вполне здравую идею (ведь, действительно, почему бы создателю и не быть, такое возможно) накручивают готовый шаблон верований и представлений: «если ты допускаешь существование творца, то он именно такой, такой и такой: распятый, синий и многорукий (нужное подчеркнуть), его учение именно такое, а мир создали так и так, а не как-нибудь по-другому».
Как будто если кто-то принимает идею о бытии бога, то этот кто-то должен принимать все то, что описано в одной из религий. Но все происходит именно так.
Религиозные представления примитивны и архаичны. Они похожи на мифы, которые носят на себе отпечаток своих творцов: в них рассказывается о жестокости, мстительности и гордыне всевышнего. Как будто люди срисовывали этот образ с самих себя!
Не по образу и подобию нас создали, а мы создали своих богов по своему подобию! Это все просто походит на ничтожные попытки человека, который ограничен своей культурой, способностями мозга и биологией познать непознаваемое и сформировать грубое представление о том, каким, по его мнению, должен быть бог.
Это больше похоже на мифотворчество, сочинительство сказок, в которых, традиционно борется добро со злом, наказываются плохие и вознаграждаются хорошие, существуют предательство, вражда и раскаяние. Все это так по-человечески! Эти небылицы, на мой взгляд, слишком просты и предсказуемы, чтобы претендовать на описание бытия высшего существа.
А сколько было религий! То, что сказка о распятом на кресте, более популярная, в настоящее время чем сборник мифов об олимпийских богах, разве делает ее более правдивой чем последняя? На протяжении всей своей истории человечество плодило религии и во всех них оставляла след самих себя, своего мышления, своих предчувствий и надежд, также как один и тот же автор рождает во всех своих творениях отпечатки своего присутствия, даже если написаны они под разными, вымышленными именами…
Существует две основные концепции происхождения религии: богословская и атеистическая
Религии появились в глубокой древности, и многие выдающиеся философы посвятили свои труды ей.
Так Сенека в своих сочинениях утверждал, что любому человеку врождено понятие о божестве. Об этом же говорил и Плутарх.
XVIII — ХХ
в эти века расцветает религиоведение, а также критика в адрес религии
Расцвет религиоведения пришёлся на XVIII — начало XX века, когда большая часть именитых философов, историков и психологов уделяли много внимания изучению религий.
Бюст Плутарха в его родном городе, Херонее. Плутарх в своих сочинениях утверждал, что знания о божестве у человека естествен и присущи ему с рождения
Все основные теории происхождения религии разделяются на две основные группы:
- богословскую концепцию;
- атеистическую (эволюционную).
Богословская концепция состоит в том, что первоначально вера дана людям высшей силой — Создателем или Творцом. Бог делится с созданными Им знаниями с людьми через пророков. Через них он же даёт им закон и заповеди, регулирующие поведение людей в обществе и обязательные для всех.
До второй половины XIХ века богословская концепция не подвергалась сомнению, однако, ближе к концу XIХ века все больше исследователей склоняются к эволюционной концепции.
Конец 19 века — время расцвета эволюционной концепции происхождения религии.
Эволюционная или же атеистическая концепция происхождения религии состоит в том, что вера возникла из-за того, что люди не могли объяснить некоторые явления внешнего мира. Для того чтобы это сделать, они «придумали» богов и сверхъестественные силы.
Кроме того, приверженцы этой концепции также говорят о том, что религия даёт возможность управлять людьми, поэтому она имеет мало общего с верой.
Эволюцию религии они напрямую увязывают с уровнем развития общества, при этом некоторые из них существования Бога не отрицают, но религию не признают.
Карл Маркс, 1875 год. Карл Маркс — создатель марксисткой теории происхождения религии. Суть её состоит в перенесении реальных общественных отношений на мистический уровень, неземной уровень
Существует пять основных теорий происхождений религии, которые включены в описанные концепции. Это:
- теистическая;
- натуралистическая;
- социологическая;
- марксистская;
- психоаналитическая.
Кроме того, широко распространены случаи смешения этих теорий. Необходимо отметить, что христианские богословы внимательно изучили и разобрали все теории происхождения религии. Во всех, кроме, той, которая содержаться в Библии, есть серьёзные изъяны, не позволяющие дать объяснение процессу происхождения религии.
Польза религии
Но, хотя религиозные истины заслуживают сомнения, религия несет определенную полезную функцию в рамках воспитания личности.
Несомненно, что вопреки представлениям противников различных вероисповеданий, что вера в бога есть сплошное зло, у религии есть ряд преимуществ для саморазвития.
Ценностная ориентация
Все мировые религии задают правильный, на мой взгляд, кодекс ценностей. Действительно, смысл жизни состоит не только в получении как можно большей суммы наслаждения от материальных благ. Страсти и желания нуждаются в контроле и удержании, любовь, доброта, взаимопомощь это, на самом деле, хорошо, а зависть, злоба, тщеславие и гордыня — это действительно плохо. В основе религии лежит некое учение о развитии личности, о правильном ее воспитании и вот это учение, если отбросить многое другое, несет в себе здравое зерно.
Дисциплина личности
Следование духовным принципам веры дисциплинирует вас. Религия требует знать меру в еде, в сексе, в алкоголе, исполнять ритуальные предписания (молитвы), посты. Она учит следить за движениями своего эмоционального мира (как контролировать свои эмоции) и оказывать ему сопротивление, если дело касается запретных страстей.
Такая сдержанность формирует твердость характера, сильный самоконтроль и осознанность (правда с тем условием, если не уходит в крайность, в аскезу. Все преимущества веры, о которых я говорю являются таковыми только до тех пор, пока не принимают радикальной формы.)
Абстрактность, потусторонность, трансцендентность
Вера в бога абстрактна по отношению к бытовой жизни, то есть, она стоит над всеми вашими сиюминутными делами, целями и желаниями. Это задает некую высшую цель, следование которой позволяет вам не утонуть в рутине и бытовых заботах, всегда держать во внимании этот высокий духовный ориентир, смотреть на него и не давать взгляду застывать под ногами…
Техники релаксации
Молитвы успокаивают ваш ум, дарят отдохновение от всех проблем. Концентрация на произнесении текста действует подобно медитации. Ежедневные молитвы укрепляют вашу нервную систему и делают вас более спокойным и расслабленным. Также успокаивающе действуют всякие религиозные ритуалы с их пышной торжественностью, обрамленной в сияющее убранство храмов. Сила религии состоит также в силе искусства, ею вдохновленного.
Верующие люди, те, которых не коснулся бесноватый фанатизм, как правило, более спокойны и уравновешены чем остальные.
Это существенные плюсы, рекомендую обратить на них внимание воинствующим атеистам и противникам веры. Теперь о минусах.
Христианская религия возникла в результате Божественного откровения
Задать вопрос: зачем придумали религию, может только человек неверующий. Для верующего человека он в принципе не существует, так как вся информация о появлении христианства содержится в Священном Писании. Если же говорить об исторической стороне, то христианство зародилось в Палестине в I век н. э.
Видеоролик: Происхождение религии. Виктор Лега. На 27 секунде автор говорит о том, что верующие люди знают, что религия была изначально, так как Бог создал религию.
Ветхий Завет нам рассказывает о том, как Авраам породил многие народы, в том числе и израильтян. Кроме того, в нём говорится о заключении Богом Завета с израильтянами через пророка Моисея.
При этом в Ветхом Завете говорится о том, что Бол должен будет послать на землю своего Сына — Мессию.
Дело в том, что израильский народ не смог очиститься от греха, несмотря на то, что ему Господь дал заповеди, законы, царей и судей.
Через смерть и воскрешение Христа, Господь заключил с человечеством Новый Завет (договор).
После того как на землю сошёл Спаситель — Иисус Христос, прямой потомок царя Давида, о чём прямо говориться в Священном Писании, Господь заключил Новый Завет.
Это произошло через смерть Христа на кресте и Его Воскрешение. Новый Завет (договор) Бог заключил уже со всем человечеством, которому Христос через свои крестные муки открыл врата в Царство Небесное.
Нагорная проповедь. К.Г. Блох. 1877 год. Основы новой религии, христианства, изложены Иисусом Христом в Нагорной проповеди
Основы христианского вероучения изложены Христом в Нагорной проповеди. Спасителем основана Церковь из своих учеников-апостолов. По Божией Воле они обрели дар разговаривать на разных языках и отправились нести Слово Христово в разные страны мира.
Например, на территории будущей Киевской Руси проповедовал Андрей Первозванный. Так возникла христианская религия, при этом сохранился и иудаизм, так как часть евреев Иисуса Мессией не признали.
Вред религии
Религия тормозит интеллектуальное развитие
Самые распространенные мировые религии являются авторитарными, то есть требуют безоговорочного принятия своих истин, без права на сомнение. Нам внушают «делай так — так сказано в Библии», это догма, мы не можем задать вопросы «а почему именно так».
Такие, якобы, безусловные истины, навязанные нам, подавляют нашу критическую способность, так как мы не можем делать самостоятельную оценку, а обязаны просто принять что-то на веру. Это ограничивает простор для пытливого ума: на многие вопросы дается окончательный и категоричный ответ, а другие вопросы остаются под запретом.
Это существенно тормозит развитие индивида, а особенно, ребенка: в то время как его мозг должен впитывать много информации о мире, учиться выносить независимые суждения ему внушают готовое учение, где все является окончательным: «так и так и никак иначе».
Хотите поставить крест на интеллектуальном развитии ребенка — отдайте его в какую-нибудь церковную школу, где сильно ограничивают преподавание «крамольных» дисциплин вроде биологии и физики и не позволят читать много художественной литературы, так как в ней тоже много «плохого», по мнению церкви.
Религия полна парадоксов и для того, чтобы выглядеть более непротиворечивой ей приходиться проявлять искусные шаги по обходу логики. Если удерживать все, что есть в учении в голове и пытаясь самому объединить это в целостную картину, то может пострадать ваше логическое ядро, так как вы принимаете фундаментальное учение в котором логика есть далеко не всегда. Соответственно, из-за этого пропадает способность последовательно, логически мыслить и рассуждать. Те кто сталкивался с аргументацией верующих людей, хорошо об этом осведомлены.
Религия рождает невежество
В религиозных учениях содержится масса бреда, который не выдерживает проверки здравым смыслом, логикой и научными, доказанными истинами. И учение требует, чтобы мы весь этот бред принимали на веру, принося в жертву доказанные, научные знания о мире. Что хорошего можно сказать об эрудиции человека, который твердо убежден в противоречащем всем фактам утверждении, что земля появилась 10 000 лет назад и все животные и люди образовались сразу в том виде, в котором мы наблюдаем их сейчас? Я думаю, ничего.
Доступ ко всем с большим трудом накопленным знаниям о мироздании для него закрыт, так как эти знания противоречат его вере. В результате мы имеем полное невежество и умственную ограниченность, которая может передаваться по наследству.
Зачем тратить годы на изучение биологии, физики, химии, астрономии, когда все что нужно знать, содержится в нескольких абзацах красивой сказки о сотворении земли? Религия хитрым образов в самих своих положениях запретила сомневаться, она, якобы, в отличие от науки, не нуждается в доказательстве и не может быть опровергнута!
Даже если ее истины противоречат явным фактам, все равно, правда остается за ней, по мнению верующих. Только религиозные люди могут усомниться в явном, очевидном, доказанном и без ропота принять на веру абсурдное, противоречивое и недоказанное! Это является серьезным преступлением против здравого смысла и симптомом религиозного невежества.
Можно, конечно, будучи сторонниками веры парировать мне, таким образом, что мол, масса ученых, людей науки верили в бога! Я скажу, что в бога, они, может быть и верили, но они явно не принимали всерьез всю ту чепуху про сотворение мира 10 000 лет назад, если они были действительно серьезными учеными. Нельзя, копаться в костях динозавров или, смотреть на звезды и при этом держать в голове абсурдную мысль о появлении земли, по астрономическим и геологическим меркам, мгновение назад!
Для меня неясно, зачем противникам эволюции, выпячивать вперед свое невежество, оспаривая доказанный научный факт, когда можно признать то, что эволюция есть, просто бог ее сам и запустил, подобно программисту, написал все ее сложные алгоритмы, для того, чтобы она, подобно вечно работающей биологической программе, обеспечивала развитие жизни на земле, венцом которой стал бы человек.
Такая форма креационизма больше соответствует здравому смыслу хотя и отступает от библейской сказки. Что заставляет принимать на веру содержание, в полном объеме, какой-то древней книги, которая, вероятно, содержит в себе элементы вымысла и мифотворчества?
Существует этическая сторона Библии, в которой сказано, как нужно себя вести, а есть «физическая», в которой, по всей видимости, на основании древних представлений, описано как устроен этот мир и как появился. И разве, отвергая последнюю мы приходим к отрицанию первой?
Опиум для народа
Религия, действительно, опиум для народа, в каком-то смысле. Она подобна сильному психоактивному наркотику, который, при умелом обращении, под присмотром специалиста еще может принести какую-то пользу, но всегда существует вероятность тронуться умом, уйти в крайности.
Этому виной не только сама религиозная система представлений, как таковая, а характер верующего. Темпераментные, страстные натуры могут легко поддаться фанатизму в силу своего нрава. В их умах ценности вероисповедания могут извратиться, с тем, чтобы стать оправданием для страстных поступков этих людей. Наказание, жестокость и даже убийство могут превратиться в деяния во имя веры!
Если раньше деструктивные порывы этих личностей еще как-то сдерживались, то теперь, получили «зеленый цвет» и благодаря извращению постулатов веры эти люди искренне убеждены в том, что поступают правильно и во имя высшей идеи. Фанатизм бывает не только агрессивный. Некоторые просто становятся очень кроткими и замыкаются в себе, что походит на какую-то тихую и спокойную душевную болезнь.
В общем, я хочу сказать о том, что верующий человек имеет все шансы стать буйно помешанным на почве религии. Я думаю, что за примерами религиозной жестокости не нужно ходить далеко…
Абсурдность некоторых постулатов
Мало кто пытается задуматься о целесообразности некоторых церковных предписаний, ведь «сказано, значит надо». Я говорю, например, о том, что католическим священникам нельзя вступать в брак (вроде это предписано церковными нормами, а не св. писанием).
Я сомневаюсь, что церковь будет считаться с психиатрией для того, чтобы понять, к чему может привести такое настойчивое подавление сексуального желания. А к чему это приводит, все прекрасно знают: загубленная с детства психика, травмы родителей, судебные иски… Если кто-то не понял, я говорю о случаях педофилии.
Я считаю, что сексуальное желание нуждается в здравом контроле, чтобы не превращаться в развращенность, но только в контроле, а не в полном запрете! Инстинкт к продолжению рода, это то, что заложено в нас биологией и от этого нельзя просто так отречься!
Если мы хотим лишить кого-то, кто находится в добром здравии, возможности иметь половую связь с представителями противоположного пола, то уж лучше его сразу кастрировать, чтобы неудовлетворенное желание не проявляло себя в самых уродливых и извращенных формах, ломая кому-то жизни и судьбы.
Это стремление к крайностям проявляет себя во многих других религиозных запретах, даже если эти запреты, в своей основе держат в себе здравое зерно. А правда, как всегда, оказывается по середине, между религиозным радикализмом и полным отсутствием тормозов и вседозволенностью.
В неприятии этого и состоит ошибка многих воинствующих противников церкви. Их оскорбляет тот факт, что религия пытается подчинить себе и извратить самое естественное, что есть в человеке. Из этого они делают вывод, что это естественное(секс, еда, удовольствие) вообще не нуждается ни в какой опеке, хотя это и не так.
Смирение, покорность
Основу нравственности многих систем вероисповедания составляет безоговорочное подчинение и слепая покорность. Это делает человека послушным и готовым следовать за любым авторитетом, по первой команде. Это, конечно, сильно ограничивает свободу, волю и самостоятельность индивида, вселяет в него вечную потребность в вожаке и неумение мыслить и действовать самостоятельно, в отсутствии приказов и предписаний.
Религия культивирует и поощряет стадность, отсутствие индивидуальности и собственного мнения.
Лицемерие
Лицемерие не является добродетелью именно религиозной системы. Это просто свойство многих верующих людей, поэтому я решил его тут коснуться. Религия задает очень высокие и трудные для выполнения поведенческие стандарты. Для того чтобы быть добрым, по отношению к окружающим, не завидовать, не злиться, исполнять все предписания вероисповедания требуется провести довольно существенную работу над собой, следовать строгой религиозной дисциплине. Далеко не каждый верующий этого хочет.
Многие хотят жить, и испытывать какие-то запретные удовольствия и над самодисциплиной работать не хотят. Но при этом их пугает перспектива страшного наказания после смерти. И они находят, якобы, компромисс. Они могут исполнять некоторые предписания выборочно: ходить в церковь, носить крестик, но в то же время, они способны обругать случайного прохожего, обмануть кого-то из-за денег и при этом не испытать никакого раскаяния, то есть они поступают противно своему вероисповеданию!
Это очень неприятная форма лицемерия! Я обращаюсь к таким людям, неужели вы думаете, что добьетесь спасения, если будете так поступать? В вере не существует компромиссов: нельзя быть верующим наполовину! Помните, вера, это, в первую очередь — поступки, состояние вашего внутреннего мира, а не исполнение ритуалов: ношение крестиков, оберегов, посещение служб и т.д.
Страх
Большинство мировых религиозных систем основаны на запугивании: если не подчинишься — тебя ожидают вечные муки, кто не с нами, тот против нас. Библейское положение о свободе воли является просто профанацией, ведь никакой свободы воли нет. И никакие теологические спекуляции по этому вопросу не могут заставить черное стать белым и это так: страх перед наказанием — существенный элемент веры и свободой воли тут не пахнет.
А страх и принуждение являются далеко не самыми лучшими стимулами для развития личности, когда действия проистекают не из какой-то внутренней, искренней и сознательной заинтересованности в развитии, а из-за страха просто остаться за бортом.
А если вдруг этот стимул пропадает, например, человек усомнился в существовании ада и рая, то он неминуемо приходит к концепции вседозволенности. Потому что, кроме страха, ничто больше не удерживало его от дурных поступков и деградации.
Современное общество нуждается в религии, несмотря на то, что оно атеистично
Вопрос: нужна ли человеку религия, начал задаваться ещё в глубокой древности. При этом активная критика христианской религии стала вестись, начиная с начала 18 по 19 век. Именно тогда развилось такое течение как вольтерианство, носившее ярко выраженную антиклерикальную направленность.
Именно тогда возникли основы свободомыслия или концепция о правах человека, которые ставя человека на первое место, а не Бога.
Бюст Вольтера. Коло Мари-Анн.1770-е годы. Активная критика христианской религии приходится на 18 — 19 век и её инициатором, в том числе, стал Франсуа-Марии Аруэ (Вольтер)
Современное общество, исповедует идеи демократии западного образца и прав человека как высшей ценности. Оно атеистично по своей сути, однако, нуждается в религии.
Во многих государствах мира Церковь отделена от государства, при этом религия продолжает оказывать существенное влияние на политические и социальные процессы в них.
В результате именно религия формирует взгляды людей на жизнь, их убеждения и гражданскую позицию.
18-19 век — время активной критики христианства со стороны философов и мыслителей.
Отвечая на вопрос: нужна ли религия в современном мире, необходимо указать на следующие её функции, которые востребованным современным обществом:
- удовлетворение душевных и мистических потребностей людей;
- установление правил и моральных норм, регулирующих поведение человека в обществе;
- воспитание человека в духе соблюдения им установленных правил и норм поведения в обществе;
- поддержка и утешение людей в моменты трагедий, сложных жизненных ситуаций и сильных душевных страданий;
- объединение людей со сходными интересами в одну группу, установление коммуникаций между ними.
Таким образом, даже самые свободомыслящие представители современного общества чётко понимают, зачем нужна религия человеку в наше время. Даже атеисты отзываются от верующих как о людях с твёрдым духовным и нравственным стержнем.
В атеистическом мире религия даёт человеку ощущение своей правоты и стабильности, ведь христианин в своей жизни опирается на Слово Божие, выраженное в Священном Писании. Атеисту же опереться не на что, поэтому его жизнь сложна и нестабильна.
Только Церковь хранит и толкует Священное Писание
Христианская Церковь по слову апостола Павла — «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15). Её задача не только хранить, но и правильно толковать Священное Писание. Именно в нём запечатлены Богооткровенные истины, а также передаваемое от апостолов через поколения людей Предание.
Предание — эта совокупность духовного опыта, всё то, что накопила Церковь за века своего существования. В Священное Предание входят:
- священное Писание;
- творения Отцов Церкви;
- книги богословов и духовных наставников;
- опыт молитвы и богослужения.
Естественно, что всё это накопить один человек вне религии и Церкви не может.
Святой Апостол Павел, Андрей Рублёв, икона около 1410 года. Христианская Церковь по слову апостола Павла — «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15)
Немногие, заявляющие о том, что им не нужна религия, так как у них Бог в душе, знают, что они обрекают себя на духовную смерть. Дело в том, что без религии человек некогда не узнал бы что есть Бог.
Он жил бы лишь для того, чтобы обслуживать потребности своего смертного тела. Кроме того, всегда присутствует опасность заблудиться, ведь обычный человек не в состоянии выучить все тонкости богословия и поэтому может легко стать жертвой ереси.
Если человек считается себя христианином, он не может замыкаться в себе, так как он должен быть членом Церкви. Он обязан соблюдать культ, то есть молиться, участвовать в богослужении, присутствовать на проповеди и т.д.
Кроме того, в обязанность христианина входит соблюдение заповедей. По крайней мере, это заповеди Моисея и Заповеди Блаженства.
«Заповеди Блаженств», православная икона. Верующий человек должен, по крайней мере должен соблюдать заповеди Моисея и Заповеди Блаженства
Невозможно называться христианином, если не знать, во что веришь. Для этого необходимо знать Символ веры, чтобы петь его на литургии. Всё перечисленное — это азы того, чтобы человек мог показать, что он верит во Христа. Без религии и Церкви человек не в состоянии получить знания о них, поэтому эти институты нужно в современном мире.
Критика и защита религии
В этой статье вы уведите как критику так и защиту религии (не отрицание или утверждения бытия высшей сущности, а именно оценка общественного феномена) . Для чего я это пишу? Не для того, чтобы просто изложить свое мнение по религиозному вопросу. А, затем, чтобы показать, что в религии, также есть своя мудрость и не стоит ее игнорировать себе в ущерб, даже если вы совсем не религиозный человек, каковым являюсь я. Я хочу показать, что многие нападки на веру в бога не совсем справедливы.
Но я также буду говорить о всем том архаичном, изжившим себя и вредном, что есть во всяком вероисповедании. И все это для того, чтобы сделать вывод о том, нужна ли нам религия, а если нет, что хорошее мы можем от нее унаследовать.
Небольшое пояснение. Я постоянно пишу «польза и вред религии в социальном контексте, контексте развития личности», что это значит? Это значит, то, что я хочу ограничить рассматриваемую мной область, так как того требует объективность. Если смотреть на религию изнутри нее самой, то окажется, что вся она это абсолютное благо, как она сама это и предписывает. Но я буду рассматривать этот феномен со стороны, как культурное, общественное явление со своими плюсами и минусами, а не как абсолютную, неоспоримую истину, не требующую доказательств.
Религия даёт смысл жизни человеку, что важно в современном мире
Современному человеку доступно многое. С помощью современных технологий он может получать любую информацию, кроме того, достижения науки и техники позволили удовлетворить насущные потребности большинства людей.
Всё это создаёт для них многочисленные соблазны, главный из которых — обожествление человека. При этом ни наука, ни техника не может дать людям понятия о смысле жизни.
Его святейшество Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Патриарх Кирилл в своих выступлениях постоянно поговорит о том, что без религии современный человек не может избавиться от греха
Духовная жизнь человека, его связь с Богом — это естественная сфера ответственности религии и Церкви. В 2021 году Святейший Патриарх Московский и вся Руси сказал:
«Сегодня грех не просто очевиден… Сегодня грех демонстрируется самым притягательным способом — через кинематограф, через театр…
И искусство, которое призвано культивировать человеческую личность, обогащать ее, подымать ее к небу, становится гирей, которая не дает человеку взлететь».
Именно поэтому в современном мире роль религии не только остаётся важной, но всё время возрастает.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Делает ли вера в Бога людей счастливыми
Один из вопросов, которые поднимают пылкие умы, касается взаимосвязи между верой и благополучием. Ряд исследований сообщает, что среди контрольной группы, в которую вошло более 160 000 европейцев, 85% тех, кто регулярно ходит в церковь, уверенно заявили, «очень довольны своей жизнью». В то время среди атеистов этот процент немного ниже — 77%. Психологи настаивают на трёх факторах, почему так происходит:
- поддержка социума. Вера не индивидуальна и подразумевает интеграцию в группы практикующих, которые оказывают друг другу психологическую и материальную помощь;
- обретение цели существования. Уровень счастья и благополучия возрастает, когда человек понимает, для чего живёт и к чему стремится;
- чувство эмоционального единства. Общение с Богом приносит человеку чувство удовлетворения и повышает его личную значимость.