Анимизм — состояние веры в живое и светлое

В основе религиозного мировоззрения, которое называют политеизмом («многобожием»), лежит вера человека в то, что существуют разные божества. Происхождение данного термина связывают с греческими словами «полис» — «много» и «теос» — «бог». Первый раз его использовал еврейский писатель Филон Александрийский. После того, как христианство распространилось по европейскому континенту и средиземноморскому региону, вместо этого термина стали использовать понятие «язычество». Термин «политеизм» снова ввел в обиход французский философ и политик Жан Боден в своем «Гептапломересе».

Политеизм – вера людей в разных богов

В основе религиозного мировоззрения, которое называют политеизмом («многобожием»), лежит вера человека в то, что существуют разные божества. Происхождение данного термина связывают с греческими словами «полис» — «много» и «теос» — «бог». Первый раз его использовал еврейский писатель Филон Александрийский. После того, как христианство распространилось по европейскому континенту и средиземноморскому региону, вместо этого термина стали использовать понятие «язычество». Термин «политеизм» снова ввел в обиход французский философ и политик Жан Боден в своем «Гептапломересе».

Библия и политеизм

В Священном Писании термин «язычество» употребляется в качестве измены единому Богу. При царе Соломоне и поздних правителях Израиля в священных рощах и горах евреи поклонялись божествам, среди которых были:

  • Хамос;
  • Астарта;
  • Молох;
  • Дагон;
  • Ваал.

В Ветхом Завете говорится, что евреи отвернулись от Единого Бога Израилева, за что были наказаны. Их завоевали язычники. Ассирийцы захватили Северное Израильское царство, а позже вавилонянам покорились жители Иудеи, которых те пленили и увели из родной земли.

Несколько теорий возникновения политеизма

В христианстве под «политеизмом» подразумевают грехопадение. До 18-го столетия европейскими философами в основном изучалась античная мифология. Позже появилось несколько теорий, которые объясняют, что люди изначально были политеистами. Эта идея впервые была высказана шотландским философом Дэвидом Юмом, который утверждал, что «невежественное человечество» с первобытных времен верило в несколько разных божеств. На формирование такого мировоззрения повлияли «житейские дела, надежды и страхи» людей. Человеческий разум постепенно развивался. Созерцая природные явления, жители Земли начали все больше склоняться к мысли, что все это создал единый Бог.

Исследования мифологии немецким философом и писателем Иоганном Гердером и шотландским поэтом Джеймсом Макферсоном привели их к выводу, что это народная мудрость, облаченная в литературную форму.

В «Первобытной культуре» британского этнографа Эдварда Тайлора, которая появилась параллельно с Дарвиновским «Происхождением человека», есть предположение, что первобытные люди пытались понять свои сны, в результате чего сделали вывод о существовании некоего духа, управляющего всем, включая живую природу и материальные предметы. Тайлор считал, что «начальная религия» стала прародительницей всех остальных течений.

По мнению английского религиоведа Джеймса Фрэзера, вера в существование сверхъестественных сил привела к возникновению культа и магии.

Работы германского философа Ф. Шеллинга содержат определение мифологии, как природной религии, на появление истины в которой повлиял естественный цивилизационный процесс.

«До-логическое» первобытное мышление, по мнению антрополога Люсьена Леви-Брюля, кардинально отличается от логики современных людей.

В 20-томном «Происхождении идеи Бога» австрийского этнографа В. Шмидта первобытный монотеизм (прамонотеизм) представлен, как изначально существовавшая по всей Земле вера в единое Божество, создавшее все сущее. Позже он был утрачен людьми и стал основой для других политеистических религиозных течений.

В политеизме присутствует мифологическая составляющая, в которой бессознательному отведена главная роль.

Виды политеизма

  • Под анимизмом подразумевают культ, связанный с одушевленными предметами.
  • Материальные вещи, наделенные сверхъестественной силой, являются основой фетишизма.
  • Определенное природное явление, растение или животное могло находиться в родственной связи с конкретным народом – это суть тотемизма.

  • Последователи зоолатрии обожествляют животных.
  • Планеты, звезды и другие небесные тела – объекты поклонения приверженцев сабеизма.
  • Природа и земля подчиняются хтоническим богам, которым молятся люди, верящие в их существование.
  • Сторонники культа предков считают, что ушедшие в иной мир родственники влияют на их жизнь.

Суть политеизма

Разные боги в политеистических религиях имеют четкую иерархию. Власть каждого из них отличается по своей могущественности. Все они выделяются разными обликами и управляют в конкретных общественных и природных сферах:

Они взаимодействуют между собой. Каждое божество характеризуется индивидуальными пристрастиями и характером. Все они подчинялись верховному богу, но не единственному. У шумеров, славян и древних египтян это был бог солнца, греческие и римские божества управлялись Зевсом или Юпитером. Боги одного народа могли быть признаны и другим племенем.

В древности политеизм базировался на мифологии, в рамках которой существовали боги и герои. Есть несколько теогонических мифов, где рассказывается, откуда произошли боги, и космогонических, повествующих, как появился мир. Мифы заменяли древним людям:

Практический политеизм основывается на ритуалах, которые помогают людям установить контакт с богами и получить от них помощь. Благодарность высшим силам приносится в виде жертвоприношения. Люди, владеющие знаниями о том, как правильно взаимодействовать с божествами, и осуществляющие практические ритуалы, имели намного больше власти, чем простые смертные. Так появилась магия, которую можно назвать частью политеизма, так как божества тесно связаны с природой, подчиняющейся им. Общаясь напрямую с тем или иным божеством, маг мог влиять на политическую, военную и хозяйственную деятельность своего народа, обеспечивая ее успешность с помощью правильно проводимых ритуалов.

Новое в блогах

В настоящее время церковь, не стесняясь, проповедует явное и неприкрытое многобожие, по сути ничем не отличающееся от пантеона языческих богов Древней Греции или Древнего Рима. Там, помимо верховного бога, например греческого Зевса, существовали и боги рангом пониже, отвечавшие каждый за свою «епархию». Афина, входившая в семью 12 главных олимпийских богов Греции, например, покровительствовала мудрости, науке, искусству, Аид руководил подземным царством мёртвых, Амфитрита отвечала за морские дела, Арес был богом войны и покровительствовал воинам, Артемида помогала деторождению, покровительствовала флоре и фауне, Гера хранила семейные устои, покровительствовала браку и супружеской любви, помогала беременным и матерям и так далее.

Даже при не очень внимательном рассмотрении обнаруживается традиционное использование христианской церковью старых языческих богов в новом культе и вместе с этим элементарное идоло- и духо-поклонничество пантеону божеств. Например, языческий бог Дионис превращается в христианского святого Дионисия, бог Деметрий – в святого Дмитрия, богиня Афина Паллада – в святую Палладию, бог Гермес стал святым Гермесом, Никон – святым Никанором, нимфа Аура Плацида раздвоилась на святую Ауру и святую Пласиду. Языческие богослужебные формулы античного мира породили других христианских святых: «rogare et donare» превратилась в имена святых Рогациана и Донациана, «flore et lux» стали святыми Флором и Люцией, пожелание «perpetuum felicitate» послужило основой для имён святых Перепетуи и Фелицитаты.

Этот факт осознал ещё греческий философ Порфирий (232-304 годы). Он писал: «Если вы (христиане) говорите, что при боге стоят ангелы, недоступные страстям, бессмертные и по природе своей нетленные, которых мы (язычники) называем богами вследствие их близости к божеству, то стоит ли спорить об имени, и не приходится ли думать, что разница только в названии?»

Христианство сегодня говорит, что бог един. Но при этом «единый бог» распадается на «святую троицу» — отца, сына и святого духа. Где-то рядом, но чуть обособленнее и ниже, стоит дева Мария. Кроме них можно набрать целую роту богов и божеств рангом ещё ниже — порок Илия, например, — а так же бесчисленное множество «святых» и «угодников», «мучеников» и «великомучеников», «новомучеников» и «страстотерпцев» и т.д. т.п. У них, как и у античных богов второго ряда, у каждого своя «епархия»: кто покровительствует военным, кто конкретно только десантникам, кто морякам, кто роженицам, кто путникам и так далее, и так далее, и так далее…

Христианство целиком унаследовало от иудаизма всю ту многосложную иерархию небесных обитателей, которая встречается в Ветхом завете. Наиболее подробно христианское учение об иерархии «высших сил» изложено в сочинении псевдо-Дионисия Ареопагита «О небесной Иерархии». Под влиянием его учения возникли многие христианские обычаи и литургии. Дионисий называет девять ангельских чинов, три класса по три чина в каждом. Первый класс: серафимы, херувимы и престолы. Второй класс: господства, силы и власти. Третий класс: начала, архангелы и ангелы. Тем не менее, это не окончательная градация, поскольку Дионисий говорит, что «сколько чинов небесных Существ, какие они и каким образом у них совершаются тайные священноначалия, — в точности знает это, как я думаю, один Бог, Виновник их Иерархии». Многоступенчатую надземную иерархию признаёт и Ириней Лионский в своём труде «Доказательство апостольской проповеди». Он пишет: «Мир окружён семью небесами, на которых обитают силы и ангелы и архангелы, совершая служение поклонения Богу вседержателю и творцу всего».

О многообразии богов и специфике использования их имён инструктирует нас отец церкви Ориген из далёкого 3-го века нэ. «Эти имена (сил, архангелов, ангелов), если они изрекаются в надлежащем и свойственном им порядке и последовательности, имеют особенную силу. Но и другие имена, если они произносятся по-египетски, имеют своё воздействие на известных даймонов (полубогов), сила которых простирается на одни только им определённые предметы; и ещё иные имена, если они изрекаются на персидском языке, имеют силу уже над совершенно другими духами, и так у всякого народа имена приноровлены для каких-либо потребностей. А в таком случае оказывается, что даймонам на земле и получившим в свой удел различные места, усваиваются (устанавливаются) имена соответственно местным и племенным наречиям». Но что за удел получают полубоги в своё владение? И Ориген отвечает на этот вопрос, ссылаясь на знаменитую цитату из библии (Второзаконие 32:8-9).

Церковь давно осознала, что проповедует многобожие и, не афишируя этот прискорбный для неё факт, всячески пытается затушевать его словоблудием. Ещё на заре христианства богослов Макарий писал: «Почитая святых как верных слуг, угодников и друзей божиих, святая церковь вместе с тем призывает их в молитвах не как богов каких, могущих помогать нам своею собственною силой, а как представителей наших перед богом – единственным источником и раздаятелем всех даров и милостей тварям, как предстателей и ходатаев наших, имеющих силу ходатайства от Христа». Как говорят, те же яйца, только вид сбоку. Эти слова нисколько не умаляют божественного характера упомянутых «святых». Ведь и римские и греческие низшие боги назывались advokati (ходатаи), tutelares (покровители) и interctssores (посредники). Посредником между богом и человеком апостолом Павлом назван и Иисус (1Тим 2:5).

Но решающим является не название божества, а его функции и воздаваемый ему культ. В этом отношении христианские «святые» – те же боги. Их иконы висят в церквях рядом с иконами Иисуса. Они такие же бесплотные, сверхъестественные существа, обладающие особым влиянием на судьбы людей. Им воздвигают алтари и храмы, они получают свечи, ладан, им поют церковные гимны и обращают молитвы, преподносят дары. В их честь устраивают церковные праздники. В день их памяти в церквях приносится «бескровная жертва». В их честь назначаются ночные бдения. Следовательно, сегодня принципиальной разницы между богом и «святым» нет. Думаю, читатель со мной согласится.

Чтобы не утомлять читателя, в подтверждение сказанного приведу очень кратко «житие» одного только «святого», Георгия Победоносца. Согласно церковной легенде, Георгий родился около 280 года нэ в городе Каппадокии, в Малой Азии, в знатной христианской семье. Поступил на военную службу к римлянам. В войнах с персами командовал когортой и проявлял удивительную отвагу. Когда император Диоклетиан стал бороться с христианством, Георгий не отказался от своей веры, за что претерпел «великие муки». Его придавливали тяжёлым камнем, засыпали на трое суток в яме негашёной известью, надевали на ноги раскалённые железные сапоги и т.д. и т.п. Но это не главное. Намучавшись вдоволь, Георгий чудесным образом приобрёл способность воскрешать мертвецов, излечивать больных. Он даже изгнал демонов их храма Аполлона (языческого!!!). В конце концов, по приказу Диоклетиана ему отрубили голову. Но, как говорят, «ничто на земле не проходит бесследно». Верный слуга Георгия, Пасикрат, до конца сохранивший верность своему господину, лично присутствовавший при его подвигах, мучениях, совершении чудес и смерти, «достоверно» описал всё виденное. Он же перенёс тело Георгия в Палестину и похоронил в городе Лидда (Лод). Но и это не всё! От святых мощей Георгия (значит кто-то раскопал его могилу, вытащил и расчленил разлагающийся труп?!) множество людей получило исцеление и помощь. Ну, скажи, уважаемый читатель, чем не мини-Иисус? И таких «святых» в христианском пантеоне не роты, а батальоны и дивизии! Начитавшись такого, как-то с подозрением начинаешь относиться к евангельскому повествованию об Иисусе Христе.

Параллельно в Византии, на Руси и в других странах существовала и отдельная легенда «Чудо Георгия о змие».

Надо сказать ещё об одной стороне мифа о «святых», точнее, — о «святых мощах». Читатель, думаю, не раз и не два видел по телевизору попа или «демократа», которые с ангельскими лицами говорили о бесчеловечном отношении коммунистов к своему вождю: не похоронили, а выставили на всеобщее обозрение; похоронить, надо, предать бренное тело земле. А что делают сами? Сегодня христиане не просто выставляют напоказ, а целуют и таскают по городам и весям мумифицированные части человеческих трупов, выдавая их за «святые мощи». Причём, святую церковь нисколько не смущает тот прискорбный факт, что частей трупов, приписываемых тому или иному «святому», намного превышает все мыслимые пределы. Приведу подсчеты исследователя Лаланна, проведённые им ещё в 1847 году. По его сведениям на то время в христианском мире насчитывалось тел: Георгия Победоносца — 30, пророка Исаии – 3, Иоанна Крестителя – 10, апостола Петра – 16, евангелиста Луки – 8, евангелиста Матфея – 5, апостола Андрея – 5; голов: евангелиста Луки – 9, евангелиста Матфея – 8, апостола Андрея – 6; других частей тела: апостола Павла – 18, апостола Андрея – 17, Иоанна Златоуста – 15, Иоанна Крестителя – 11, евангелиста Матфея – 12 и так далее, и так далее, и так далее… В этом неполном перечне я привёл только имена наиболее известных «святых». Естественно, церковь категорически против генетического анализа останков: надо верить, а не идентифицировать! Как и в случае с Туринской плащаницей.

Надо заметить, что иудеи поступили намного порядочнее: если их Авраам, Иаков, Исаак, Моисей и великие пророки похоронены безвестно, то и не устраивают они мышиной возни с их «мощами».

Современный политеизм

Буддизм

В буддизме существует понятие «Дэвы». Так последователи этого религиозного течения называют своих «божеств», обитающих в «дэвалоке». Там живут многочисленные существа, относящиеся к разным классам и мирам. Чем меньшее положение занимает божество, тем оно ближе к человеку.

Единственная цель буддиста – полное избавление от страданий сансары и достижение нирваны.

Джайнизм

Главной задачей последователя данного религиозного течения является освобождение от сансары. Джайнизм собрал под одной «крышей» многочисленных богов, но основными из них считают:

Они освободились от внутренних страстей и существуют с просветленным сознанием. Высшая цель последователя джайнизма – превратиться в джинна (победителя). Божества, растратившие положительную карму, перерождаются в другие существа.

В джайнизме существуют якши и якшини – «вьянтары» (блуждающие боги), обладающие сверхъестественными силами, вплоть до возможности изменения формы и размера. Въянтары находятся в окружении определенного джина, когда он ведет свою земную жизнь. Эти божества сопровождают рождения и смерти сансары.

Характеристика анимизма

Анимизм — это вера в существование духов, души, в одухотворённость природы. Термин «анимизм» происходит от латинского слова anima и означает в переводе «дух, душа»

. Впервые этот термин предложил английский этнограф Э.Б. Тейлор. По словам Тейлора, анимизм — начальная форма религии. Религиозные верования анимизма заключаются в том, что существуют некие божества, которые управляют процессом менее развитых живых существ, существуют духи, души, а также множество жизней, через которые нечто неразрушимое проходит, меняя формы. По словам учёного, анимизм берёт своё начало в «философствовании первобытного дикаря», который стал интересоваться такими явлениями, как сон, сновидение, смерть и так далее.

Здесь следует разобрать вопрос: чем, собственно, человек отличается от животного?

Это интересно

Чем человек отличается от животного?

На школьных уроках по биологии нам часто доводилось слышать, что человек является царём среди зверей. Это мнение активно поддерживают и многие современные учёные. Лишь бегло оглянув результаты «правления», мы легко убедимся, каких успехов достиг человек за время своего царствования. Огромный вред, нанесённый окружающей природе, сотни истреблённых видов животных и ещё столько же на грани вымирания… Сложно представить, что какой-либо правитель способен намеренно изводить своё царство, поэтому логичным становится вопрос, а чем человек отличается от животного, и так ли мы отличаемся от наших меньших братьев? И если да, то чем?

По большому счёту, отличий этих не так много, и одно из них — человек осознаёт свою смертность. И это заставляет его искать ответы на вопросы. И это ещё одно отличие человека от животного: его не устраивает инстинктивное существование, заложенное природой, он стремится к самопознанию. И именно зарождение такого качества, как стремление к самопознанию, скорее всего, когда-то и стало началом эволюции человека, когда в нём пробудилось некое духовное начало.

Итак, с точки зрения анимизма всё имеет свою душу. Как человек, так и камень — оба являются живыми существами. И как могли убедиться вышеуказанные учёные, это утверждение не лишено истины. Так Е.Ф. Карский говорил о том, что причина появления такой начальной формы религии, как анимизм, в том, что, когда славянин осознал себя не только физическим телом, но и душой, он по аналогии наделил этим качеством и весь окружающий мир.

И можно ли сказать, что славянское представление о том, что всё вокруг является живым, ложно? Исходя из выводов учёных, например, о том, как вода и растения реагируют на слова. А сколько уже есть подтверждений тому, что растения способны слышать, видеть, думать и общаться между собой?

Исходя из этого, можно сказать, что анимизм — это не просто первобытная религия, это одна из первых ступеней духовного становления человека. Ведь если человек начинает понимать, что вокруг него не просто куски материи, которые можно использовать по своему усмотрению, а живые существа, то это выводит его отношения с окружающим миром на качественно новый уровень. Главный принцип жизни наших предков гласил: «Жить по совести, в ладу с природой». И в философии анимизм — это не просто какая-то вера в духов, это именно понимание того, что материальный мир далеко не так материален, что называется, до мозга костей.

Термин «анимизм» открывает перед нами более глубокую философию, более глубокое восприятие реальности. Да, в какой-то мере можно сказать, что понятие анимизма и его зарождение во многом связано, например, с недостатком понимания некоторых явлений, когда обычной грозе приписывалось свойство «гнева богов» и так далее.

Развитие общества и науки, понимание многих процессов дали нам ответы на многие вопросы, но это не отменяет актуальности основной идеи анимизма, которая заключается в том, что мир вокруг нас живой, тем более, что современные научные открытия только подтверждают это.

ПОЛИТЕИЗМ

(гр. – многобожие) – поклонение нескольким богам. Каждый бог при этом имеет свое имя, свой облик, свою историю, выполняет свою функцию в жизни людей и люди выполняют по отношению к нему особые обряды. Боги были связаны с разными видами деятельности людей, разными жизненными сферами и проблемами. Политеизм был третьей ступенью эволюции религиозных представлений людей: до него была вера в духов (тотемизм), затем – анимизм. Политеизм лежал в основе язычества. Единобожие (монотеизм) зародилось внутри политеизма, окончательно победив с приходом на землю богочеловека Иисуса Христа.

Смотреть что такое ПОЛИТЕИЗМ в других словарях:

ПОЛИТЕИЗМ

ПОЛИТЕИЗМ

(Polytheism). Так называют веру во множество различных богов, т.е. многобожие. Политеизм формальноотличается от пантеизма, т.е. веры в безличного Бога. смотреть

ПОЛИТЕИЗМ

ПОЛИТЕИЗМ (от греч. polys – много и theos – Бог)многобожие, почитание нескольких или многих богов. Противоположность – монотеизм. Философский эн. смотреть

ПОЛИТЕИЗМ

(греч., лат. многобожие). Античный П. не был дальнейшим развитием доисторич. полидеймонизма, но результатом историч. соединения отдельных посел. смотреть

ПОЛИТЕИЗМ

ПОЛИТЕИЗМ

(от Поли. и греч. theós — бог) многобожие, почитание многих богов. П. возник в раннеклассовом обществе; он развился из полидемонизма — почитан. смотреть

ПОЛИТЕИЗМ

ПОЛИТЕИЗМ

(греч. многобожие) языческая вера в множественность богов, существующих отдельно и независимо друг от друга и не сливающихся с природой Вселенной. Поли. смотреть

ПОЛИТЕИЗМ

ПОЛИТЕИЗМ

ПОЛИТЕИЗМ

ПОЛИТЕИЗМ

ПОЛИТЕИЗМ

многобожие») – вера в несколько или множество богов. Противоположен монотеизму – единобожию. Политеизм является ранней формой религиозного сознания, он. смотреть

ПОЛИТЕИЗМ

1) Орфографическая запись слова: политеизм2) Ударение в слове: полите`изм3) Деление слова на слоги (перенос слова): политеизм4) Фонетическая транскрипц. смотреть

ПОЛИТЕИЗМ

Политеизм (поли… + греч. theos – бог) – многобожие, вера во многих богов. Большой толковый словарь по культурологии..Кононенко Б.И..2003. Синонимы. смотреть

ПОЛИТЕИЗМ

политеизм религия, многобожие, язычество. Ant. однобожие Словарь русских синонимов. политеизм см. многобожие Словарь синонимов русского языка. Пра. смотреть

ПОЛИТЕИЗМ

ПОЛИТЕИЗМ

(Polytheism; Polytheismus) — вера в нескольких богов или поклонение нескольким богам вместо одного.Юнг использовал это понятие внутри исторического кон. смотреть

ПОЛИТЕИЗМ

(от греч. πολί — много и θεος — бог) — «многобожие», вера во многих богов в противоположность монотеизму — единобожию. О противоположных взглядах Юма и. смотреть

ПОЛИТЕИЗМ

Политеизм (от греч. πολί — много и θεος — бог) — «многобожие», вера во многих богов в противоположность монотеизму — единобожию. О противоположных взгл. смотреть

ПОЛИТЕИЗМ

ПОЛИТЕИЗМ

ПОЛИТЕИЗМ

ПОЛИТЕИЗМ

(греч. poly много и theos бог) многобожие, поклонение нескольким богам в противоположность монотеизму (единобожию). Возникает при разложении первобытн. смотреть

ПОЛИТЕИЗМ

-а, м. книжн. Религия, признающая существование многих богов; многобожие; противоп. монотеизм.[От греч. πολύ много и θεός — бог]Синонимы: многобожи. смотреть

ПОЛИТЕИЗМ

политеи́зм, политеи́змы, политеи́зма, политеи́змов, политеи́зму, политеи́змам, политеи́зм, политеи́змы, политеи́змом, политеи́змами, политеи́. смотреть

ПОЛИТЕИЗМ

Ударение в слове: полите`измУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: полите`изм

ПОЛИТЕИЗМ

(греч,-многобожие): система религиозных представлений, основу которых составляет вера во множество богов. Политеистическими религиями являются индуизм. смотреть

ПОЛИТЕИЗМ

политеизмפּוֹלִיתֵיאִיזם ז’* * *אמונה באלים רביםפוליתאיזםСинонимы: многобожие, религия, язычество

Живая и неживая природа

Однако вернёмся к нашему вопросу: что можно считать живым, а что нет? Растения, с которыми ласково разговаривают, растут быстрее и дают больше цветов; вода, над которой произнесены приятные слова, становится целебной. А что если окажется, что камни могут двигаться? Нет, не в кузове «КамАЗа», а полноценно, как живые существа.

Данный феномен был обнаружен на высохшем озере Рейстрэк-Плайя в Долине Смерти. Представьте себе дно давно высохшего озера, по которому… перемещаются камни. Нет, конечно, не с той скоростью, чтобы это можно было видеть, но… вот, примерно так это выглядит:

Камни двигаются не постоянно, а пару раз в год или реже. Но следы передвижения сохраняются надолго, именно по этим следам и можно отследить их перемещение.

И хотя учёные находят объяснения таким движениям, что это результат скольжения по поверхности льда в зимний период, не остаётся сомнений в том, что окружающий нас мир может проявлять себя как настоящий живой организм. Таким образом, окружающий нас мир — живой

. И наши предки об этом знали больше нас, но об этом мы поговорим чуть позже.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]