Антиохийская церковь: история, современное состояние

В настоящее время мировое православие включает в себя пятнадцать автокефальных (независимых) церквей. Среди них, согласно принятому в Русской Православной Церкви диптиху – порядку поминания за литургией их предстоятелей, третье место занимает Антиохийская церковь, являющаяся одной из древнейших в мире. Её история и проблемы современной жизни будут предметом нашего разговора.

Наследие святых апостолов

Согласно преданию, она была основана в 37 году святыми апостолами Петром и Павлом, посетившими город Антиохию, находившийся на территории Древней Сирии. Сегодня он называется Антакьей и входит в состав современной Турции. Следует отметить, что именно в этом городе последователи Иисуса Христа были впервые названы христианами. Об этом свидетельствуют строки 11-й главы новозаветной книги Деяния апостолов.

Как и все христиане первых веков, члены Антиохийской церкви сразу же после её основания подверглись жестоким гонениям со стороны язычников. Конец этому положили лишь соправители Римской империи — императоры Константин Великий и Лициний, в 313 году особым эдиктом узаконившие свободу вероисповедания на всех подвластных им территориях, в число которых входила и Антиохия.

Антиохийская Церковь

В конце VI века в состав Антиохийской церкви входили 151 епархия различного достоинства. Ныне же общее число епархии во всем патриархате восходит лишь до пятнадцати, вместе с епархией патриарха. Вот каталог епархий Антиохийского патриархата, с некоторыми статистическими сведениями о каждой из них.

1

. Дамасская епархия составляет патриаршую область, находящуюся ныне под управлением Блаженнейшего Григория IV, патриарха Антиохийского и всего Востока. Епархия состоит из города Дамаска и немногих окрестных сел, да города Антаки (Антиохия), находящегося в пределах Лаодикийской епархии. Дамаск – столица Сирии, имеет до 300.000 жителей, но православное население простирается до 17.000 человек, латинян насчитывается 18.000, протестантов 500 человек, мусульман – 250.000 и т. д. Город разделен на три больших квартала – мусульманский, еврейский и христианский. Православная патриархия расположена в центре христианского квартала. Кафедральный патриарший храм посвящен в честь Успения Богоматери. Другая православная церковь находится в южном пригороде Медане. Раньше в Дамаске были два титулярных епископа – Иринопольский и Эдесский, но в настоящее время эти епископии упразднены, и ближайшими помощниками патриарха по управлению состоят протосинкелл и великий архидиакон.

Все остальные епархии Антиохийского патриархата возведены в достоинство митрополий, а именно:

2

. Тиро-Сидонская митрополия расположена в южной части патриархата, и граничить с патриаршею областью, имеет города Тир (Сур) и Сидон (Саида) и большие села (κωμοπόλεις) Рашею, Хасбею и ед-Джедеде-Мердж-Аюн. Митрополиту официально принадлежит титул – «пречестный и экзарх приморской или первой Финикии». Ныне митрополитом Тира и Сидона состоит высокопр. Имя (Диб), который не имеет определенной резиденции, но живет то в одном, то в другом из указанных городов и сел. В Тире, Сидоне, Хасбее и Рашее имеются и небольшие помещения, принадлежащие митрополии. Монастырей в епархии нет, церкви бедны и неустроены. Митрополит имеет от епархии лишь добровольные приношения на свое содержание, да случайные доходы за совершение богослужений и требы. Кроме того, ежегодно в распоряжение митрополита поступает от русского Св. Синода на содержание некоторых школ в епархии 500 рублей, да 120 французских золотых (900 р.) даются от патриархии из субсидии в 30.000 рублей, поступающей ежегодно от щедрот Государя Императора; из последней суммы на содержание митрополита идут 40 золотых, а остальные деньги расходуются на нужды епархии. В общем, доходы митрополита крайне ограниченны, вследствие бедности и малочисленности населения. В виду затруднительного материального положения и по другим причинам местного характера, митрополит Илия на соборе Антиохийской церкви летом 1910 года принес отречение от Тиро-Сидонской епархии, но его отставка не была принята. В конце 1912 г. митрополит Илия предпринял поездку в Америку для изыскания среди местных арабских кинотов средств на благоустройство своей бедной епархии. Насколько небогата Тиро-Сидонская епархия, – об этом свидетельствуют следующие сведения о ее состоянии, официально сообщенные Блаженнейшим патриархом Григорием IV русскому консулу в Дамаске князю Б. Н. Шаховскому. Так, в селе Маждаль-Шамс всех православных жителей насчитывается 675, здесь имеются церковь во имя св. Георгия (со священником) и школа, содержимая на средства жителей. Церкви и школы имеются в селах: Жаббата-з-Зейт (во имя пророка Илии, без священника, жителей 200 душ), Дер-Мимас (во имя св. Архангела Михаила, жителей 900, есть священник, сохранился небольшой заброшенный монастырь св. Мамы), Аль-Хирбат (церковь во имя св. Георгия строится священником, жителей 300), Аль-Хиям (храм св. Георгия, есть священник, жителей 200, школы нет), Ждайде-Марж-Iюн (4.000 жителей, церковь в честь Богоматери с тремя священниками, школа принадлежит Императорскому Православному Палестинскому Обществу), Буейда (храм во имя пророка Илии, есть священник для 140 жителей, школы нет), Благ (церковь каменная, с новым иконостасом, в честь пророка Илии, есть священник и школа, жителей 160), Ибль-ес-Саки (с населением в 700 душ, есть храм во имя св. Георгия и школа с учителем и учительницей, содержимая на средства общины). Рашайя-ль Фаххар (имеет 700 жителей, церковь св. Георгия с двумя священниками и школу), Аль-Фредис (80 жителей, церковь св. Мамы, нет ни священника, ни школы), Абу-Камха (жителей 100, церковь во имя св. Георгия, без священника, школа содержится англичанами), Айн-Киньят-Хасбая (церковь во имя Архангела Михаила, школа с учительницей содержится при субсидии от англичан, жителей 251), Ми-мис (каменная церковь во имя св. Георгия, с хорошим иконостасом, обширная школа содержится на средства жителей, число которых – 400), Айн-Ата (есть храм с земляным полом, священник вновь избран из местных жителей, при школе – учительница, населения – 200 душ), Шуба (храм во имя св. Георгия, при котором священствовал в течение 53 лет старец – иерей, скончавшийся 104 лет от роду в 1911 году; на его место избран другой; рядом с храмом – школа; жителей – 300), Айн-Хурше (храм во имя Архангела Михаила, с двумя священниками, школа с учителем, жителей – 400), Айха (с населением в 80 душ, есть церковь Архангела Михаила с священником и школа с учительницей), Кафр-Кук (жителей – 130 душ, храм св. Георгия с священником, есть школа), Дагр-ель-Ахмар (церковь св. Георгия с священником, жителей 40 душ, школы нет), Мхедфе-ель-Бика (храм св. Георгия, священник-архимандрит, жителей 100 душ, есть школа), Кафр-Машки (с населением в 800 душ, церковь во имя пророка Илии, с двумя священниками, из которых один – архимандрит, при школе учитель и учительница, которые получают вспомоществование от русского консульства в Дамаске, в виду усиленной пропаганды латинян и протестантов, имеющих здесь свои церкви и школы), Айн-Араб (с 300 жителей, храм во имя св. Апостола Фомы, школа с двумя учителями). Кроме того, в селе Хасбее устроены три большие каменные церкви – во имя св. Георгия, Богоматери и Святителя Николая, с хорошими иконостасами, но священник пока имеется один. Школы мужская и женская учреждены И. Православным Палестинским Обществом. Население состоит из 700 душ. В большом селе Рашее (Рашайя-ль-Уади) число православных жителей простирается до 400 душ, имеются две каменные церкви в честь Богоматери и Святителя Николая, при которых служат пять священников. Палестинское Общество содержит здесь две школы. Но за то в некоторых селах нет ни храмов, ни школ, а именно в Трунже (жителей 50 душ), Жаббата-ль-Хашаб (-12), Айн-Фит (-40), Айн-Киньят-Баньяс (-20), Диббин (-55), Шуайя (-50) и др.

В общем православное население Тиро-Сндонской епархии простирается до 16.000 душ. Но многие из местных жителей, в интересах материального благополучия, эмигрировали в Америку. В нравственном отношении состояние местного населения невысоко. Вследствие общения с другими вероисповеданиями, православные жители нередко нарушают церковные правила относительно брака. Но в народе наблюдается большое стремление к образованию. В учебных заведениях Бейрута, Сидона и Дамаска обучается свыше ста студентов из среды населения Тиро-Сндонской епархии. И сельское население епархии стремится к образованию и на свои средства устраивает начальные школы. Между прочим, митрополиту Илии и народу желательно учредить школу в Кфейре для приготовления сельских учителей. Во время путешествия по епархии в 1911 году Блаженнейший Григорий оказал многим общинам материальное пособие на постройку и ремонт храмов и школ, а равно располагал более состоятельных жителей к пожертвованиям в пользу общин. Надо полагать, что после поездки митрополита Илии в Америку будут устранены многие неотложные религиозно-нравственные нужды Тиро-Сидонской епархии.

3

. Бейрутская митрополия, кафедру который занимает высокопр. Герасим (Массара), «пречестный и экзарх приморской Финикии». Митрополит Герасим известен выдающимся своим образованием; между прочим, ему принадлежит двухтомный труд на арабском языке о разделении восточной и западной церквей и о попытках к их соединению. Митрополия состоит из города Бейрута и немногих окрестных сел на Ливане и граничит с Тиро-Сидонскою, Дамасскою и Селевкийскою епархиями. Не смотря на небольшие пределы, Бейрутская митрополия является одной из богатых епархий Антиохийской церкви, так как город ныне служит крупным торгово-промышленным и культурным пунктом. В Бейруте в настоящее время насчитывается до 120.000 жителей, из них мусульман – около 36.000, католиков – до 40.000, протестантов – около 2.000, православных – до 35.000, а остальные – евреи и европейцы различных национальностей.

Кафедральный храм устроен во имя св. Георгия Победоносца.

4

. Селевкийская епархия ныне состоит под управлением митрополита Германа, «пречестного и экзарха первой Сирии». Резиденция митрополита прежде находилась в Малула, а ныне местом его пребывания служит город Захле, на Ливане, к северу от Дамаска и к востоку от Бейрута; епархия соприкасается также с митрополиями Тиро-Сидонской (на юге) и Триполийской (на севере). Относительно общего состояния Селевкийской епархии можно судить на основании следующих статистических данных. Общее число городов и сел, входящих в состав епархии, простирается до 40. Столько же имеется и священников в епархии. Но храмы во многих селах бедны и неблаголепны. Только в Захле, где имеет пребывание митрополит Герман, устроены две новые церкви, да в Седнае из трех церквей одна благоустроена и снабжена достаточною утварью, а в других местностях храмы или ветхи (например, в Муаллаке, Каульругиме, Карауне, Жубб-Жаннине, Кубилиасе, Ниха, Шлифе, Жабиате, Аль-Забедани, Ябруде и Карате), или не имеют иконостаса и церковной утвари (например, в Маждал-балхисе, Баальбеке, Талье, Кафар-Забаде, Мауруни); в некоторых селах и совсем нет храмов, например, в Хирбат-Канафире, Саднаиле, Турболе, Дулугмиате и других. Палестинское Общество имеет в епархии 19 школ, да при материальной помощи русского консульства содержится 11 школ. Православное население в епархии простирается до 17.348 человек. Но число католиков значительно больше, именно 32.383 человека. Католики имеют в епархии 41 церковь и 38 школ. Протестантское население в той же епархии состоит из 377 человек. Оно имеет здесь 11 церквей и 19 школ. Маронитов насчитывается 6.255 человек. Марониты имеют здесь 18 церквей и 17 школ. Наконец, мусульманское население состоит из 31.235 человеке. Они имеют 35 школ и 26 мечетей. Таким образом, православное население Селевкийской епархии имеет не мало нужд в отношении просвещения и храмостроительства. Митрополит Герман, известный своей ревностью и энергией, тщетно изыскивает средства для благоустройства своей паствы, встречая противодействие и со стороны турецких властей, как свидетельствует об этом известный инцидент в Аз-Забедани.

5

. Триполийская митрополия состоит из города Триполи (Тараволус), его гавани Ель-Мина и окрестных сел, в числе свыше 40, и в территориальном отношении представляет приморскую полосу земли длиною, с севера на юг, 24 версты и шириною, от запада к востоку, от 9 до 23 верст. Ныне кафедру Триполийской епархии занимает митрополит Александр, «пречестный и экзарх прибрежной или первой Финикии», учившийся в Киевской Духовной Академии, сопровождавший Блаженнейшего Григория IV в его путешествии в Россию в 1913 году. Кафедральный храм в Триполи посвящен св. Георгию Победоносцу, другой храм в городе устроен во имя Святителя Николая и третий во имя Арх. Михаила. В Триполи и окрестностях существует несколько школ на средства И. Православного Палестинского Общества. К селам Триполийской епархии принадлежат: Амиун с семью небольшими церквами и пятью школами, Кафр-Хазир с тремя православными церквами, Кафр-Акка с тремя храмами, Кесба с семью храмами и одним монастырем Св. Димитрия, Бтурран с четырьмя церквами, Бшемзин с четырьмя храмами, Фиа, Энфе с четырьмя храмами, Кефтин, близ которого находится Кефтинский монастырь, Кафр-Абу с одною церковью, Асум и другие. Православных во всей епархии насчитывается до 20.000: они имеют до 60 церквей и до 50 священников. Епархия принадлежит к числу более благоустроенных и достаточных в составе митрополий Антиохийской церкви.

6

. Аккарская митрополия находится под управлением высокопр. Василия, «пречестного и экзарха горы Ливана», имеющего свою резиденцию близ села Шех-Табеха. Границы митрополии составляют: на севере – митрополии Лаодикийская и Епифанийская, на востоке – митрополии Епифанийская, Эмесская и Селевкийская, на юге – митрополия Триполийская и на западе Средиземное море. Пространство митрополии почти сплошь занято горами. Из равнин имеется одна – Аккар, которая тянется с востока на запад. В состав митрополии входят до 95 сел с населением до 34.000 православных, которые имеют 68 церквей с 90 священниками. Жители епархии вообще очень бедны и необразованы. И храмы Божии нуждаются в иконах и священной утвари, школ в епархии мало. К более многочисленным по составу жителей селам епархии принадлежат: Хумер, Дардалум, Хакур-ел-Мшелька, Карм-ель-Фур, Меньяра, Джедеде, Шех-Табех, Шех-Мохаммед, Джебраил, Рухбех, Баин-Икбуль, Шадра, Аюн-ель-Машта, Химе, Храйбе, Мармарита, Хаб-Нурма, Суетин-дер-мар-Джирьес, Маштабат-ель-Хулу, Бурдж-Сафита, Кафрун и другие. В епархии существуют три монастыря; Св. Илии или дер-мар-Элиас-ер-Рих, дер-мар-Дунит и дер-мар-Саркис.

7

. Эмесская митрополия находится под управлением высокопр. Афанасия, «пречестного и экзарха Ливанской Финикии», имеющего резиденцию в Эмесе (Хумс). В состав епархии входят и восемь сел: Ум-Шаршух (жителей – 120 человек), Ад-Дуер (100 жителей), Аль-Мушрифат (500), Аль-Урайдат (400), Жубб-Аббас (80 человек), Каттине (650), Кфарам (750) и Рабах (800). Шесть первых сел принадлежат к эмесской казе, а два последних – к уезду Хусн-аль-Акрад. В г. Эмесе православное население простирается до 10.000 человек. Всех православных храмов в городе – четыре. Лучший из них – кафедральный собор в честь свв. Сорока Мучеников, обновленный митрополитом Афанасием при материальной помощи И. П. Палестинского Общества. Другие храмы посвящены во имя св. Георгия (в квартале Хамидие), св. Антония (в квартале Баб-Ас-Сабаа) и св. Юлиана Эмесского. Всех священников при храмах – семь. Храмы и школы существуют и во всех указанных селах, кроме Жубб-Аббаса, где нет церкви. Несколько православных семейств живут и в мусульманских селах – Самалиле, Шине, Аль-Марране, Отане, Факеле и Эн-Аль-Кабу. В Эмессе устроено несколько школ, о которых речь будет в особом очерке. Здесь имеются и благотворительные учреждения: «Общество покровительства бедным», «Общество св. Юлиана Эмесского» – для оказания помощи при погребении бедных умерших, «Общество св. Варвары» – для помощи бедным женщинам, «Общество воспитания сирот». Православные школы и благотворительные учреждения парализуют деятельность инославной пропаганды в епархии.

8

. Епифанийская митрополия находится под управлением высокопр. Григория, «пречестного и экзарха второй Сирии, проедра Апамии». Он имеет резиденцию в городе Епифании или Хама, поэтому епархия именуется и Хамасскою. Епифанийская епархия является одною из наиболее бедных и малокультурных епархий Антиохийского патриархата. Митрополит Григорий в течение 25-летнего своего управления епархией (с 1887 г.) сделал для ее благоустройства очень много: основал несколько школ, отремонтировал ветхие приходские церкви, создал ряд благотворительных обществ. В отношении разностороннего благоустройства епархии митрополиту Григорию большую помощь оказало И. Православное Палестинское Общество. 2 сентября 1912 г. митрополит Григорий торжественно отпраздновал 25-летие многополезной своей деятельности в пределах Епифанийской епархии. Паства горячо приветствовала этого благочестивого и доброго архипастыря и образцового христианина-аскета. Кроме города Хама, в состав Епифанийской митрополии входят четырнадцать сел, расположенных между епархиями Алеппской – с севера, Эмесской – с юга, Лаодикийской – с запада и Аравийскою пустыней – с востока. Православное население г. Хама простирается до 4.000 человек. В городе имеется только одна церковь – в честь Богоматери, при которой состоят четыре священника. В городе существуют три школы, которые содержатся на средства митрополии, при ежегодном денежном пособии от русского Св. Синода. В 14 селах Епифанийской епархии насчитывается до 10.500 православных жителей. Храмы устроены только в двенадцати селах, а священников при них насчитывается 15. Население и духовенство живут бедно, но митрополит Григорий имеет большое нравственное влияние на свою паству, поэтому инославная пропаганда не имеет в пределах Епифанийской епархии большого успеха.

9

. Лаодикийская или Латакийская митрополия находится под управлением высокопр. Арсения, который имеет титул «пречестного и экзарха Феодориады». Митрополичий город – Лаодикия насчитывает 4.000 православных жителей, при 20.000 мусульман, 150 маронитах и 30 армянах. В городе имеются пять небольших церквей, ветхих и нуждающихся, так как жители бедны и не могут изыскать средств на необходимый их ремонт. Высокопр. Арсений одушевлен мыслью об устройстве одного нового и большого храма, который мог бы заменить все существующие церкви и вместить под своей священной кровлей весь состав местного православного населения. В городе существуют две школы Импер. Прав. Палестинского Общества – мужская и женская. Кроме того, католические монахи имеют здесь одну мужскую школу, да монахини – два женских пансиона, в которых обучаются дети православных родителей. Американские миссионеры также устроили в городе два учебных заведения – мужское и женское, которые, впрочем, имеют меньший успех в православной среде, чем школы латинские. Здание митрополии также ветхо и бедно. В состав епархии входят и следующие села: Матн (400 православных жителей, есть церковь и школа, которые содержатся на средства жителей). Сода (жителей – 1.200 человек, есть церковь, а школа содержится на средства митрополии, церковных имуществ и общины), Бамалка (400 жителей, церковь бедна, школа содержится на средства общины, митрополии и церковных имуществ), Саин (200 православных жителей, церковь вновь построена и не имеет ни утвари, ни икон, школы нет), Баззак (800 жителей, церковь и школа очень бедны) с деревнями Мутаабирият, Аль-Хара и Аль-Баида и др. (с населением до 500 человек), Мазраат-Аль-Афанди (150 жителей, школы нет, а храм недавно построен и нуждается во всем), Сая (200 жителей, древняя церковь недавно восстановлена), Музера (200 православных, церковь крайне бедна и содержится при помощи митрополии). Хаффе (200 православных жителей, есть церковь и школа), Канася (250 жителей, есть храм, содержимый при помощи и митрополии и грозящий разорением), Халуд (200 жителей, церковь и школа весьма бедны и содержатся при содействии митрополии), Аль- Касаб (200 жителей, школы нет, а церковь крайне бедна), Анказик (450 жителей, церковь и школа существуют, но приютилась и американская школа, хотя все население села состоит из православных). Ждайде (300 жителей, есть церковь и школа), Альордн (250 православных, церковь и школа содержатся при помощи митрополия), Сурийе (1000 православных, есть школа и храм), Жнидо (500 жителей, есть храм и школа) и другие. Но некоторые села (Дуер, Баштар и ер-Руасе, Бафмалих, Даббаш, Хабит, Шитабно и др.) не имеют ни церквей, ни школ, а бедные и немногочисленные их православные жители обращаются для удовлетворения религиозных своих нужд к священникам соседних приходов. В отношении же просвещения населению идут на встречу католические и протестантские миссионеры. Так, в селе Даббаш, при православном населении в 120 человек, есть американская школа. В состав Лаодикийской епархии входят и города – Жиср-аш-Шагур, где живет каймакам, а население состоит из 4.000 человек, в том числе 300 православных, которые имеют церковь и школу, Суейдие, с православным населением в 8.000 человек, которые имеют две церкви и две школы; а город Антаки (Антиохия) принадлежит патриаршему престолу.

10

. Алеппская митрополия находится под управлением высокопр. Рафаила (Нимер), который был избран па кафедру лишь в 1912 году, после многолетнего вдовства епархии. Митрополит Рафаил официально носит титул «пречестного и экзарха первой Сирии». Он имеет свою резиденцию в городе Алеппо, богатом и культурном. В состав Алеппской епархии входят город Александретта (Искандерун) и многочисленные села. Епархия принадлежит к числу наиболее состоятельных в Сирии. Митрополит Рафаил является преемником по кафедре митрополита Стефана, добровольно удалившегося на покой в 1910 году и ныне проживающего в Дамаске. Ему предстоят большие труды по благоустройству и упорядочению епархиальных дел, в виду продолжительного вдовства Алеппской кафедры.

11

. Киликийская митрополия остается вакантной в течение нескольких лет, вследствие разногласия среди местного населения – греческого и арабского, при чем та и другая партия выражает желание, чтобы на митрополичью кафедру был избран угодный ей кандидат. Киликийский митрополит носит титул «пречестного и экзарха первой и второй Киликии и проедра Селевкии Исаврийской». В состав епархии входят города: Адана, Тарс (отсюда н другое название епархии – Тарсо-Аданская), Мерсина, Селевкия, Сис и др. Резиденцией митрополита служит то Мерсина, то Адана или Тарс. Православное население епархии состоит из 1.650 семейств, в том числе 285 греческих и 1.265 сирийских. Священников в епархии насчитывается лишь двенадцать, из них два в Адане, два в Тарсе и три в Мерсине, а остальные в селах – Кара-паша, Залифк, Наммур и др. Православных храмов в епархии – тринадцать, из них один в Адане, два в Тарсе и три в Мерсине, а остальные расположены в селах и пригородах. Туземных школ существует только пять, из них две в Адане, одна в Тарсе и две в Мерсине, а в 17 селах епархии нет ни одной школы, устроенной на средства митрополии или местных общин.

12

. Диарбекирская епархия занимает обширное пространство от г. Диарбекира, Харбута и Багдада до Муселя в Месопотамии, но православное ее население невелико. Оно обитает в 13 городах и селах и состоит из 739 семейств. В епархии насчитывается 13 церквей, 12 священников, 8 школ, 10 учителей и 340 учащихся. В Диарбекире недавно построен кафедральный храм во имя св. Георгия. Постройка была начата митрополитом Сильвестром Зарцуни († 1 февраля 1907 г.) и закончена современным Диарбекирским митрополитом Мелетием. Он официально именуется «пречестным и экзархом всей Месопотамии и четвертой Армении и проедром Эдессы». Резиденцией митрополита служил город Диарбекир или Амида, поэтому епархия именуется также Амидскою или Амидско- Месопотамскою. Но в виду того, что Амида находится вдали от центра епархии и представляет неудобства в отношении сообщения, митрополит Мелетий перенес резиденцию в более центральный город – Маамурат аль-Азиз, о чем и сообщил к сведению всех в арабской газете «Хомс», от 15 декабря 1912 года.

13

. Ливанская или Бай руно-Джбейльская митрополия находится под управлением высокопр. Павла (Абу-Адал). Эта епархия была открыта 22 декабря 1901 г. и выделена из состава обширной Бейрутской митрополии. Общая численность православного населения Ливанской епархии простирается до 30.000 человек, которые живут преимущественно в селах (до 60) и деревнях (до 20) в южной части Ливана. Всех церквей в епархии насчитывается до 80, но многие из них не благоустроены и неблаголепны. Из храмов митрополитом Павлом построено свыше десяти. Священников в епархии – 68, из них 14 рукоположены митрополитом Павлом. Таким образом, священников в епархии меньше, чем церквей, и в силу недостатка в пастырях до 20 храмов были временно закрыты. Митрополит построил и до 20 начальных школ изыскал средства на постройку здания митрополии в селе Аль-Хадас, которое служит его резиденцией. Под управлением митрополита находятся шесть монастырей, а именно: св. Георгия аль-Харф, св. Михаила, св. Иоанна Дума, Пресвятой Богородицы Хаматура, Пресвятой Богородицы Нурие и Пресвятой Богородицы Кафтун. Монастыри имеют немногих иноков и бедны в материальном отношении, так как их имения в течение многих лет не обрабатывались и не культивировались. Митрополит имеет от своей епархии ежегодно до 10.000 франков дохода. Православная паства Ливанской епархии немало страдает от враждебно настроенных маронитов.

14

. Хауранская или Бострийская митрополия была открыта в начале 1908 года и в том же году, 23 июня, на кафедру этой митрополии был хиротонисан высокопр. Захария (Ражи), «пречестный и экзарх каменистой Аравии». Епархия расположена в казах Агират, Суеда, Сальхад, Дираа и Бисраль-Харир в Хауране, где живут не только христиане, но и мусульмане-арабы и друзы, при чем последние составляют господствующую и более сильную часть населения и враждебно относятся к христианам. Православное население Хауранской епархии простирается до 6.000 человек и обитает в селах – Изра (здесь есть древний храм св. Георгия, но священника и школы нет, хотя у католиков есть и священник, и школа), Мофбин (школа открыта митр. Захарией, храма нет, священник совершает богослужения в частном доме), Рахам (есть школа и дом для богослужения, но священника нет), Ад-Дара (есть школа, храм и священник), Аль-Аслихат (тоже), Аль-Жубайб (школа есть, но храма нет, священник совершает богослужения в разных домах), Хараба (есть древняя церковь и два священника, школа; митрополит Захария предпринял постройку здесь здания митрополии), Муаррабат (нет ни храма, ни священника, но школа есть), Гасм (тоже), Ира, Симаж, Тысья и Аиз (тоже), Аль-Курайят (есть только священник) и других. Христиане Хаурана очень бедны и не образованы, нужда в храмах, священниках, школах и учителях остро чувствуется по всему Хаурану. Митрополиту Захарии предстоит большой труд по благоустройству обширной, отдаленной и бедной епархии.

15

. Эрзерумская или Федосиопольская епархия уже много лет остается без предстоятеля, так как она бедна, отдалена от центрального церковного управления в Сирии и служит ареною бурных национальных и политических столкновений. Резиденцией митрополита является город Эрзерум (Карин), а местный иерарх официально имеет титул «пречестного и экзарха первой и второй Армении». В Эрзеруме насчитывается 65 православных семейств, есть православный храм в честь св. Георгия Победоносца и священник, мужская и женская школы, религиозно-просветительное братство «Единение». В состав епархии входят многие села, к числу которых относятся: Холега, где живут до 50 греческих семейств, которые говорят на курдском языке, школы и церкви нет; Аали-Чакрак, где живут два православных семейства. Голянк с 40 православными семействами, которые содержат храм, священника и школу, Хуэк с 70 семействами православных жителей, из которых только часть открыто исповедует православие, а остальные принадлежат к тайным христианам, из-за страха пред мусульманами, и говорят по-турецки; Арзинжан, где живут двадцать православных семейств, есть храм с священником и школа, Кижи – с 10 православными семействами, Вайвурт – с 20 православными семействами, которые содержат священника и школу, Катрах, где живут 20 православных семейств, Кара-исмак – 15 православных семейств, Хоскифи – 40 и Жамурия с 25 семействами, имеющими свою церковь и священника. Все эти села находятся в эрзерумском вилайете. В трапезунтском же вилайете Эрзерумской митрополичьей кафедре принадлежат свыше 20 сел, среди которых более населенными являются: Ятурмаз (30 православных семейств, есть храм, священник и школа), Таи-Турляк (тоже), Попазентон (тоже), Кириякантон (тоже), Сотопос (тоже), Либартантон (20 православных семейств, храм и священник), Кастрикита (20 семейств и храм), Кармот (30 православных семейств, которые имеют храм, два священника и школу), Шихтра (З0 семейств, храм с одним священником и школа). Храмы и школы имеются и в других селах с меньшим числом православных семейств. Всех же православных семейств в Феодосиопольской епархии насчитывается 618, храмов – 27, священников – 19, школ – 11 и благотворительных обществ – четыре. За отсутствием митрополита, временное управление епархиальными делами в Феодосиопольской митрополии возложено на патриаршего епитропа – в лице одного из священников Эрзерума, но продолжительная епитропия неблагоприятно отражается на течении церковных дел. В частности, православное население епархии очень нуждается в просвещении, вследствие недостатка народных школ и отсутствия церковной проповеди.

Первые монахи-подвижники и начало патриаршества

Известно, что после того, как Антиохийская церковь вышла из подполья, в ней получило широкое распространение монашество, являвшееся по тем временам еще религиозным новшеством и существовавшее до той поры лишь в Египте. Но, в отличие монахов долины Нила, их сирийские собратья вели менее замкнутый и оторванный от внешнего мира образ жизни. В круг их обычных занятий входили миссионерство и благотворительность.

Эта картина существенно изменилась в следующем столетии, когда появилась целая плеяда вошедших в историю церкви отшельников, практиковавших такой вид аскетического подвига, как столпничество. Иноки, прославившиеся подобным образом, в течение длительного времени творили непрерывную молитву, избрав её местом открытую вершину башни, столпа или просто высокого камня. Основателем этого движения считается сирийский монах, канонизированный в лике преподобных, — Симеон Столпник.

Антиохийская православная церковь является одним из древнейших Патриархатов, то есть независимых поместных церквей, возглавляемых собственным патриархом. Первым её предстоятелем стал восшедший в 451 году на патриарший престол епископ Максим, остававшийся у власти в течение пяти лет.

Богословские разногласия, послужившие причиной раскола

На протяжении V и VII веков Антиохийская церковь переживала период острого противостояния между представителями двух враждующих между собой богословских направлений. Одну группу составляли последователи учения о двойственной природе Иисуса Христа, его Божественной и человеческой сущности, воплощённых в Нём не слитно и не раздельно. Они получили название диофизитов.

Их противники – миафизиты – придерживались иной точки зрения. По их мнению, природа Иисуса Христа была единой, но воплотившей в себе и Бога, и человека. Эта концепция была отвергнута и признана еретической на состоявшемся в 451 году Халкидонском соборе. Несмотря на то что её поддержал правивший в те годы император Юстин I, сторонники миафизитской доктрины со временем сумели объединиться и привлечь на свою сторону большинство жителей Сирии. В результате был образован параллельный патриархат, ставший впоследствии Сирийской православной церковью. Она и до настоящего времени остаётся миафизитской, а её прежние оппоненты вошли в состав греческой церкви.

Под властью арабских завоевателей

В мае 637 года Сирия была захвачена арабами, что стало настоящим бедствием для проживающих в ней греко-православных общин. Их положение ухудшалось тем, что завоеватели видели в них не только неверных, но ещё и потенциальных союзников своего главного врага – Византии.

В результате Антиохийские патриархи, начиная с Македония, покинувшего страну в 638 году, вынуждены были перенести свою кафедру в Константинополь, но после смерти Георгия в 702 году патриаршество и вовсе пресеклось. Антиохийская церковь вновь обрела своего предстоятеля лишь через сорок лет, когда правивший в те годы халиф Хишам дал разрешение на избрание нового патриарха, однако при этом установил жёсткий контроль над его лояльностью.

Нашествие турок-сельджуков и вторжение крестоносцев

В XI веке Антиохия подверглась новому нашествию завоевателей. На этот раз ими оказались турки-сельджуки – одна из ветвей западных тюрков, получившая название по имени своего предводителя Селджука. Однако им не суждено было долго удерживать свои завоевания, поскольку уже через десяток лет они были выбиты появившимися в этих краях крестоносцами. И вновь Антиохийская церковь вынуждена была переживать крайне тяжёлые для неё времена, так как оказалась под властью католиков, везде пытавшихся установить господство своей конфессии.

С этой целью ими был изгнан правивший в те годы Патриарх Иоанн, а на его место поставлен римский прелат Бернард. Очень скоро и все православные епископы на территориях, оказавшихся под властью крестоносцев, были заменены католическими иерархами. В связи с этим Антиохийская православная кафедра вновь сместилась в Константинополь, где и находилась до 1261 года, когда положение европейских завоевателей сильно ослабло.

Переезд в Дамаск и османское иго

В конце XIII века крестоносцы были вынуждены покинуть свои последние владения на Востоке, но к этому времени православные, ещё двести лет назад составлявшие половину населения Сирии, были почти полностью истреблены и составляли лишь небольшие разрозненные группы. В 1342 году патриаршая кафедра Антиохийской церкви была перенесена в Дамаск. Там она размещается и в наши дни. Это, кстати, ответ на часто задаваемый вопрос по поводу того, где находится Антиохийская церковь сегодня.

В 1517 году Сирия была захвачена Османской империей, и вследствие этого Антиохийский патриарх оказался в подчинении у своего константинопольского собрата. Причина заключалась в том, что Византия уже давно находилась под турецким владычеством, и Константинопольский патриарх пользовался определённой протекцией властей. Несмотря на то что православная церковь была обложена значительными налогами, в положении её рядовых членов существенных ухудшений не произошло. Не отмечены также и попытки их насильственной исламизации.

Литература[ | ]

  • Панченко К. А.
    Османская империя и судьбы Православия на Арабском Востоке (XVI — начало XIX века). — М., 1998. — 160 с. — ISBN 5-88713-032-4.
  • Свящ. Михаил Наджим и T. Л. Фразиер, К. А. Панченко, Б. А. Нелюбов.
    Антиохийская Православная Церковь // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2001. — Т. II : «Алексий, человек Божий — Анфим Анхиальский». — С. 501-529. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
  • Антиохийские соборы // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2001. — Т. II : «Алексий, человек Божий — Анфим Анхиальский». — С. 530-534. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
  • Антиохийское богослужение (обряд) // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2001. — Т. II : «Алексий, человек Божий — Анфим Анхиальский». — С. 534-535. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
  • Якушев М. И.
    Первый Патриарх-араб на Антиохийском престоле // Восточный архив, 2006. — № 14-15. — С. 99-106
  • Слюнкин А. А.
    Антиохийская Православная Церковь и Россия: источники и историография взаимоотношений // Вестник Самарского Государственного Университета. 2010. — № 75. — С. 125—133.
  • Куликова К. Е.
    Антиохийская Церковь: тенденции идейного поиска // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2010. — № 2. — С. 23-32.
  • Копоть Е. М.
    К вопросу об интерпретации греко-арабского противостояния и влияния России в антиохийском патриархате во второй половине XIX в. (по материалам АВПРИ) // Вестник Московского Университета. Серия 13: Востоковедение. 2011. — № 3. — С. 31—38.
  • Куликова К. Е.
    Антиохийская православная церковь: страницы истории и сегодняшний день // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. — 2011. — № 4—1. — С. 299—311.
  • Слюнкин А. А
    . Взаимоотношения России и Антиохии в XVI—XVII вв.: развитие церковно-государственных связей. — Брянск : РИО БГУ, 2011. — 227 с. — ISBN 978-5-9734-0141-2
  • Якушев М. И.
    Антиохийский и Иерусалимский патриархаты в политике Российской империи = The Antioch and Jerusalem patriarchates in the policy of Russian Empire : 1830-е — начало XX века; Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного. — Москва : Индрик, 2013. — 534 с. — ISBN 978-5-91674-272-5
  • Панченко К. А.
    Православные арабы. Путь через века: сб. статей. — М. : Изд-во ПСТГУ, 2013. — 457 с. — ISBN 978-5-7429-0696-4
  • Панченко К. А.
    К истории Антиохийской Православной Церкви кон. XVII в.: Патриарший престол и клановая солидарность // Вестник церковной истории. 2021. — Том 1. — № 1-2/41-42. — С. 159—196
  • Панченко К. А.
    Североливанское православие на заре османской эпохи // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология. — 2021. — № 53. — С. 55—76.

Недалёкое прошлое и сегодняшний день

В период новейшей истории Антиохийская церковь пользовалась покровительством российского правительства. Именно при его поддержке в 1899 году патриарший престол занял православный араб Мелетий (Думани). Традиция выбора на эту должность арабов сохраняется и по сей день. В дальнейшем Николай I неоднократно снабжал церковь денежными субсидиями.

Сегодня Антиохийская православная церковь, возглавляемая сто шестьдесят седьмым по счёту патриархом Иоанном X (Язиджи), включает в себя двадцать две епархии, а численность прихожан, по разным оценкам, колеблется в пределах двух миллионов человек. Как было сказано выше, патриаршая резиденция находится в Дамаске.

Примечания[ | ]

  1. Хулап В. Ф.
    Реформа календаря и пасхалии: история и современность.
  2. Митрополит Иларион (Алфеев), протоиерей Олег Корытко, протоиерей Валентин Васечко.
    История религий. — 2021. — С. 244.
  3. Лисовой Н. Н. Русская Церковь и Патриархаты Востока. Три церковно-политические утопии XX века // «Религии мира. История и современность» 2002. М.: Наука. С. 150.
  4. О восстановлении арабского патриаршества в Антиохийском патриархате Архивировано 13 августа 2007 года.
  5. Антиохийский патриархат. // Правительственный вестник. — 14 (27) марта 1913. — № 59. — С. 4.
  6. Антиохийская Православная Церковь. Патриархия.ru
  7. Американские протестанты обретают свой дом в Антиохийском Православии (неопр.)
    (5 октября 2009).
  8. Greek Orthodox Patriarchate of Antioch and All the East The World Council of Churches.
  9. Кашицын И. Д.
    АРХИЕПИСКОП ВЕРЕЙСКИЙ АМВРОСИЙ И ЕПИСКОП САФИТСКИЙ ДИМИТРИЙ — ДИАЛОГ О НЕПРОСТОЙ ЖИЗНИ СИРИЙСКИХ ХРИСТИАН // Христианство на Ближнем Востоке. — 2021. — № 3. — С. 144—152. — doi:10.24411/2587-9316-2020-10023.
  10. Официальное заявление Иерусалимского Патриархата о юрисдикционной принадлежности Катара. sedmitza.ru, 30 апреля 2013.
  11. Антиохийская Церковь прервала евхаристическое общение с Иерусалимским Патриархатом. pravoslavie.ru, 30 апреля 2014.
  12. ПОЗИЦИЯ ИЕРУСАЛИМСКОГО ПАТРИАРХАТА В ОТНОШЕНИИ ПРЕКРАЩЕНИЯ ОБЩЕНИЯ СО СТОРОНЫ АНТИОХИЙСКОГО ПАТРИАРХАТА. Официальный сайт Иерусалимского патриархата.
  13. Антиохийский Патриархат прекращает всякое общение с Иерусалимской Церковью. pravoslavie.ru, 29 июня 2015.

Церковный конфликт на Ближнем Востоке

В 2013 году возник конфликт между двумя древнейшими церквями мира. Поводом для него послужили взаимные разногласия по поводу прав на конфессиональное присутствие в Катаре. Антиохийский Патриарх Иоанн X выразил недовольство своему Иерусалимскому коллеге по поводу его притязаний на епархии, находящиеся в этом ближневосточном эмирате. Ответ он получил в форме, не терпящей возражений. С тех пор конфликт Иерусалимской и Антиохийской церкви принял столь непримиримый характер, что между ними даже было прервано евхаристическое (богослужебное) общение.

Подобная ситуация, безусловно, наносит урон целостности и единству всего мирового православия. В связи с этим руководство Московского Патриархата не раз выражало надежду, что Антиохийская и Иерусалимская церкви сумеют преодолеть разногласия и найдут приемлемое решение.

Современное состояние[ | ]

Собор в Бейруте, Ливан. Собор Святого Георгия в Хаме, Сирия.
Высшая власть в Антиохийском патриархате принадлежит Священному синоду в составе 20 митрополитов. Председательствует в Синоде патриарх. По смерти 5 декабря 2012 года патриарха Игнатия IV, 167-м предстоятелем Антиохийской православной церкви 17 декабря 2012 года собором из 18 иерархов был избран митрополит Европейский Иоанн (Язиджи), ставший патриархом Антиохийским и всего Востока Иоанном X.

В настоящее время Антиохийский патриархат включает 22 епархии[6]. Из них шесть находятся в Сирии:

  1. Антиохийская (Дамаск)
  2. Веррийская (Алеппо)
  3. Бострийская (Сведа)
  4. Лаодикийская (Латакия)
  5. Эпифанийская (Хама)
  6. Эмесская (Хомс)

Шесть — в Ливане:

  1. Бейрутская
  2. Аркадийская (Хальба)
  3. Библская (Бруммана)
  4. Илиупольская (Захла)
  5. Тирско-Сидонская (Сайда)
  6. Триполийская (Триполи)

Кроме того: Багдадская, Кувейтская, Аравийского полуострова и прилежащих земель митрополия; восемь епархий на других континентах, а также автономная Антиохийская православная архиепископия Северной Америки. В последней с конца XX века наблюдается значительный рост численности вследствие обращения в православие и присоединения к Антиохийской юрисдикции американцев иных христианских деноминаций, преимущественно протестантских[7].

Официально заявленная численность паствы — 4 млн 320 тыс., из которых на Ближнем Востоке — 1 млн 250 тыс. человек[8]. Поскольку Сирия — страна с большинством мусульманского населения, то выходными днями там являются пятница и суббота, в силу чего в православных храмах по пятницам обязательно служится Божественная литургия, чтобы все желающие смогли на ней присутствовать. Также имеется практика служения литургии по вечерам, чтобы учащиеся и работающие смогли участвовать в богослужении[9].

Вследствие спора Иерусалимским патриархатом о юрисдикции над Катаром (в марте 2013 года Иерусалимский патриархат назначил епископа в учрежденную им Катарскую епархию, что вызвало протест со стороны Синода Антиохийского патриархата[10][11][12]), Синод Антиохийского патриархата 27 июня 2015 принял окончательное решение разорвать «всякое церковное общение» с Иерусалимским патриархатом[13].

Отказ от участия во Вселенском соборе

В этом году с 18 по 26 июня на Крите проходил Всеправославный (Вселенский) собор. Однако он состоялся без четырёх автокефальных поместных церквей, по разным причинам отклонившим приглашение в участии. Среди них была и Антиохийская церковь. Всеправославный собор готовился в обстановке острых дискуссий по многим вопросам, вызвавшим разногласия у его потенциальных участников.

Но в результате долгой и многоплановой работы, проведённой представителями церквей, так и не удалось достичь договорённости по большинству наиболее важных вопросов. В этом, в частности, заключается и причина отказа Антиохийской церкви от собора. Она была разъяснена в заявлении представителя их Синодального отдела, прозвучавшего в мае текущего года. Подобное решение было принято и руководством Болгарской, Грузинской и Русской православных церквей.

Антиохия — стратегически важное селение древнего мира, куда под влиянием Рима пришло христианство

Антиохия — это древнее селение. Его основали за 3 века до рождества Христова. Это была не случайная идея, а продуманное стратегическое решение. Антиохия имела выгодное географическое положение.

А потому очень быстро смогла развиться в крупный и влиятельный город, столицу державы сирийского царя Антиоха IV Епифана.


Антиохия — город, где возникла Антиохийская Церковь

Но в 64 году до нашей эры Антиохия стала частью Римской Империи. До II века она сохраняла свой статус — второй по величине и значению город Рима. Трудно переоценить её значимость для Востока. Антиохию называли столицей Ближнего Востока.

Под влиянием Рима в Антиохию пришло христианство.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]