Жизнь христианина в условиях современности: проблемы сохранения веры и культурных традиций

Мы научены нашим Богом, что наша душа дороже всего мира (Мф. 16:26).


Мы знаем, что город заставляет желать всего, что в нем есть, и это противно воле Божией. Христос хочет, чтобы мы желали Царствия Небесного, а всё остальное приложится.

Нет пустыней, и всё развитей цивилизация. Как вести духовную жизнь, когда все больше города и все меньше села? Что помогает в духовной жизни в мегаполисе?

Приведем ответы современных православных христиан, поделившихся своим опытом жизни по Богу в большом городе. Итак, они замечают, что необходимо несколько вещей.

Быть внимательным к духовной жизни

Легко отпасть от Христа, если не следишь за своими мыслями, желаниями, поступками. Во главу угла необходимо ставить духовное чтение Писания. Надо быть внимательным к своей духовной жизни. Писание будет питать сердце и душу. Необходимо уяснить толкование и понять, как это применить в конкретной жизни. «Веру в себе необходимо хранить и развивать», – так говорит программист Андрей, усвоивший заповедь Евангелия: «Услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Лк. 8:15). Быть внимательным к глазам, ушам, чувствам – это необходимо для чистоты сердца, верности в браке и целомудрию до брака.

Самое важное: не знаю как, но полюбить Иисуса Христа и соотносить с ним всё, каждое решение, каждое направление мысли, да хоть каждый шаг.

Выделять время для веры, чтобы не осуетиться

Господь учит нас: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими» (Лк. 21:34).

Владислав, преподаватель воскресной школы, говорит, что необходимо бросить курить, алкоголь не пить или минимум, и то не чаще раза в неделю в непостные дни. Сон и еда – не истощать себя и не излишествовать.

Анна делится, что в городе вокруг сплошная суета, гонка с утра до ночи. И шум… шум, в котором человек не то что Бога – он себя не слышит, поэтому надо специально посвящать время Творцу и душе.

Студентка-христианка привела цитату преподобного Амвросия Оптинского: «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится: только чуть одной точкой касается земли, а остальными непрестанно вверх стремится; а мы как заляжем на землю – и встать не можем».

Б. Этот Христос есть жизнь

Этот Христос есть жизнь, единственная жизнь, и никакая другая жизнь не является настоящей (Ин. 14:6А). Христос, который есть Отец, Сын и Дух, является жизнью.

В конце Евангелия от Матфея Господь велел ученикам идти и крестить людей в имя Отца, Сына и Святого Духа (28:19). Но в Деяниях и в Посланиях так больше не говорится. В Деяниях говорится, что людей крестили в имя Господа Иисуса (8:16; 19:5), а в Рим. 6:3 и Гал. 3:27 говорится, что мы крещены в Христа. Это показывает, что Иисус Христос — это Отец, Сын и Дух. Крестить людей в имя Господа Иисуса и в Христа — это то же самое, что крестить их в имя Отца, Сына и Духа. Следовательно, Иисус Христос — это Отец, Сын и Дух.

Полное имя человека состоит из трёх слов. Это похоже на Триединого Бога. У одного Бога есть три титула: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух. Воплощение Триединого Бога, Христос, является жизнью, единственной жизнью. Любая другая жизнь не является настоящей (1 Тим. 6:19Б).

Молитва

Анна советует: «Необходимо всегда стараться помнить Бога. Если куда-то идёшь, готовишь, убираешь, работаешь руками, нужно всегда молиться, благодарить Господа. Мне это тоже очень помогает».

Владислав: «Как можно чаще прибегать к нерассеянной молитве».

Мария: «Не отступать от утренней и вечерней молитвы. Если есть еще некое правило, соблюдать его. Молиться перед началом работы, в том числе компьютерной, и по окончании».

В городе вообще по природе больше страха, потому что всё больше здесь зависит не от природы, а от человека, механизировано всё до предела. Тут больше стрессов. Поэтому необходимо устойчивое молитвенное правило. Андрей, верующий бизнесмен, замечает: «Для хранения Веры и Любви во Христе я стараюсь соблюдать ежедневное чтение Священного Евангелия, утренние и на сон грядущий молитвы, они воспитывают совесть мою и рождают страх греха во всяком деле».

«Когда страшно самой или за чью-то жизнь, – говорит христианка, – молитва заполняет ум и сердце, вытесняет страх, успокаивает, смиряет и дает силы жить дальше. Я очень люблю ночью смотреть на огоньки в окнах соседних домов. Часто приходит мысль, что мне дано увидеть только маленький кусочек мира, который помещается в моё окно, а Господь заботится о каждой душе, о каждом человеке. Нас так много, и у всех свои скорби и радости. Я чувствую, что я такая маленькая, а Господь такой Большой. Мне радостно молиться ночью, когда город спит. Гаснут огни в домах, а на небе горят звёзды. В такие минуты понимаешь, насколько близко к нам Бог и как Он ждёт каждого из нас».

Сергей, молодой веб-дизайнер, убежден: необходимо верить, что все события в жизни происходят по воле Божьей. «Тогда остаёшься спокойным, не раздражаешься и молитва есть и на сердце легко».

Д. Христос находится в верующих как Дух жизни

Христос находится в верующих как Дух жизни (Рим. 8:2А, Рим. 8:9Б). Он есть Дух (2 Кор. 3:17; 1 Кор. 15:45Б). Когда я примерно тридцать лет назад приехал в Соединённые Штаты, я начал говорить людям, что Христос есть Дух. Мы написали для нашего сборника много гимнов, в которых говорится о переживании Христа как Духа (см. Гимны 91, 100). Некоторые из этих гимнов написаны братом Ни. В них акцент делается на том, что Христос, которого мы сегодня переживаем как жизнь, есть Дух (Гимны 263, 315, 459).

Внешнее проявление христианства

Мария, преподаватель, мама и научный сотрудник университета: «Нет разницы, где я нахожусь. Но есть некоторые практические моменты. Видишь храм – перекрестись. Проходишь мимо иконы, в том числе дома, – тоже. Надо стараться всегда помнить, что Бог тебя видит и что у тебя есть Ангел Хранитель, постоянно к ним обращаться и благодарить».

Обязательно, по мысли давно воцерковленного христианина, необходимо добросовестно относиться к своей работе и пытаться участвовать в каких-то добрых делах во Славу Божию.

К. говорит: «Я стараюсь помогать морально и материально тем, кто в этом нуждается: заболевшим друзьям, детям из сиротского приюта, бездомным животным. Это всё помогает мне сохранять веру».

А. Христос — это центр Божественной Троицы

Христос — это центр Божества. Божество — это Божественная Троица: Отец, Сын и Дух, и Христос — это центр Божественной Троицы. Как центр Божественной Троицы, Христос выражает Отца и становится действительным как Дух (Ин. 14:10-20).

В каком смысле Христос выражает Отца и становится действительным как Дух? В четырёх Евангелиях мы видим замечательную личность по имени Иисус. Он говорил слово Отца (Ин. 14:10, ) и выполнял работу Отца (Ин. 4:34; 17:4). Он делал всё, что делал Отец (Ин. 5:19). В Ин. 14 показано, что Сын — это воплощение и выражение Отца (ст. 7-11) и что Дух — это действительность Сына (ст. 17-20). Христос — это Сын, и Он есть Отец (Ис. 9:6; Ин. 14:8-9) и Дух (2 Кор. 3:17; 1 Кор. 15:45Б). Когда Он осуществлял Своё земное служение, многие знали, что Он назарянин, сын Марии. Однако при этом Он был воплощением Триединого Бога. Это был Сын, но Он был с Отцом (Ин. 8:29; 16:32) и делал всё посредством Духа (Лк. 1:35; Мф. 1:18, ; 12:28). Он всё делал с Отцом и посредством Духа. Он выражал Бога Отца, действовал посредством Духа и в итоге стал действительным для нас как Дух. В Евангелиях мы видим Отца, Сына и Духа в одной личности — в Иисусе. Именно Его мы должны жить как свою таинственную жизнь.

Память смертная

Помогать могут даже мимо проезжающие катафалки. Помни последняя своя.

Татьяна полагает: «Когда помнишь, что тебе умирать, перед глазами встают все грехи, особенно те, которые всегда скрывала… Это очень помогает вести покаянный образ жизни».

Ирина вспомнила, как была на отпевании в монастыре, когда провожали известного в Одессе старца-священника: «После похорон начинаешь задумываться о том, что всё и все имеют срок».

«По службе, – говорит верная, – я бухгалтер и знаю, что всему есть срок, надо отчитываться за всё. Несмотря на погоду, на развлечения, на желание, на отношения на работе, придет дата и надо сдать отчёт. Так вот, придет время и надо будет ответить за все свои грехи, только я не знаю, когда оно придет, необходимо быть всегда готовым, а в мире очень много отвлекающих моментов. И начинаешь жить и думать, зачем это делать и к чему это приведет».

Беседы с батюшкой. Христианин в современном мире

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

П

еред Вами очередной выпуск передачи “Беседы с батюшкой” телеканала “Союз”, посвященный сложной и весьма актуальной теме – христианин в современном мире.

Гостем телепередачи стал настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены протоиерей Михаил Браверман.

Ведущий Михаил Проходцев Записала Нина Кирсанова

– Отец Михаил, давайте начнем нашу беседу с того, что попытаемся как-то ответить на вопрос, который часто задают сегодня христианам и в особенности священникам: почему в мире так много зла? Мы знаем, что вчера во Франции произошло страшное происшествие, погибло много людей. И конечно, в связи с этим к людям верующим всегда возникает вопрос: почему столько войн, скорбей, бедствий происходит в нашем мире?

– Можно только сочувствовать и скорбеть о жертвах французского теракта. И конечно, ужасно, что человек настолько извратил свой путь, что он становится источником смерти для себе подобных. Действительно, для очень многих людей существование в мире несправедливости, бедствий, войн дает сомнение в благости и величии Творца. Если Бог попускает быть такой неправде, такому злу, то либо Он не Всесилен, либо Он не Всеблагий. А как отвечали на этот вопрос люди веры?

В Ветхом Завете есть одна из самых драматичных книг – Книга Иова, которая повествует нам о страдании несправедливом, страдании праведника. И вот праведник Иов, который за одно мгновение практически лишается всего – детей, имущества, потом и здоровья, – вопрошает Бога: почему он страдает? Но вопросы Иова не приводят его к отречению от Бога. Более того, он заявляет: «Неужели мы доброе от Бога будем принимать, а злое (вернее то, что нам кажется злым) принимать не будем?»

Помните, к Иову приходят три друга – мудрые люди, которые говорят очень правильные вещи о том, что человек грешен перед Богом, что перед Богом и небеса нечисты, что в ангелах Своих Бог усматривает недостатки? И соответственно, всякое страдание, которое претерпевает человек, – справедливо. Но тем не менее друзья оказываются осуждены Богом, а Иов оправдан. Иов стучался, стучался в двери Божьего милосердия, и Бог открылся ему. А после того, как Иов получил полноту Откровения о Боге, он не стал ни о чем спрашивать, только сказал: «Приложу ладонь мою к моим устам». Иов не получил ответа на свои вопросы, но когда он увидел величие Божие и Божие милосердие, у него просто не осталось самих вопросов. Вот так поступал праведник, доверяя полностью Богу.

Грех, несправедливость – следствие человеческой деятельности. Человек совершил первый грех – в раю отпал от Бога, и как следствие отпадения от Источника жизни в мир вошли скорби, болезни, а в итоге смерть. Что сделал Бог? Когда человек стал грешным и несовершенным, Бог послал в мир Своего возлюбленного Сына, чтобы Сын Божий стал еще и Сыном Человеческим. Господь пришел не разрушить сложившийся греховный и ущербный миропорядок, Господь пришел разделить с нами нашу жизнь. Господь, будучи безгрешным, принес Себя на Кресте в Жертву за грехи всего мира. И наконец, Господь, будучи бессмертным, как Человек на Кресте принимает смерть.

Казалось бы, все силы зла привели Господа на Крест и это стало торжеством зла. Но на самом деле кто может бороться с Богом? Потому что смерть Христа Спасителя стала преддверием Его воскресения. Потому что Господь, претерпев смерть, смертью смерть разрушил, то есть неправду, зло, грех, величайшее злодеяние Господь претворил в Свою победу. И второй раз, как мы знаем, Господь придет в этот мир со славою судить живых и мертвых и Царству Его уже не будет конца. Вот тогда истребится грех, тогда истребится последний враг – смерть.

А пока милость Божию и Божие величие мы воспринимаем через веру. Вера – это не только убежденность в существовании иного невидимого духовного мира и его Творца, вера есть доверие Богу. Мы знаем Бога не просто как некий Высший Абсолют, между Которым и человеком не может быть ничего общего, мы знаем Бога как любящего Отца, Который посылает в мир Своего Сына (Сына, восходящего на Крест, чтобы претерпеть смерть), и, наконец, как Духа Святого, Господа Животворящего, Который в день Пятидесятницы снисходит на всех Христовых учеников и созидает на земле Церковь.

Не все вопросы имеют ответы. Авва Евагрий Понтийский когда-то говорил так: «Сейчас на этот вопрос нет ответа, но придет время, когда не будет самого вопроса».

– Нужно надеяться.

– Верить, надеяться и любить.

– Книга Иова, которую Вы упомянули, – это книга о надежде, потому что Иов, несмотря ни на что, надеется…

– Надеется на Бога, и надежда не постыжает праведника. Помните, в конце книги говорится, что Господь удвоил имение Иова, удвоил годы его жизни? А о детях сказано, что было у него семь сыновей и три дочери, и столько же Господь ему даровал еще: снова семь сыновей и трех дочерей. Потому что те дети, которые погибли, живы у Бога, ибо Господь говорит: «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых, у Него живы все». И это тоже наша надежда.

– Как сегодня нам научиться той надежде, которая была у Иова, которая была у Господа нашего Иисуса Христа на Голгофском Кресте, когда Он претерпевал страшные мучения?

– Слава Богу, что все-таки мы живем не в самых тяжелых обстоятельствах (вспомним Иова). И мне кажется, что очень важно в жизни научиться благодарить Бога за все: за каждый прожитый день, за каждую человеческую встречу, за хорошую или за дождливую погоду. Потому что если мы учимся Бога благодарить, то тем самым свидетельствуем, что понимаем: мы находимся под Божиим покровом, нами в жизни должен руководить Промысл Божий. И тогда не только то, что нам радостно, но даже то, что скорбно и зачастую неприятно, мы будем принимать как дар Божественной любви.

Апостол Павел так и говорит: «Любящим Бога все содействует ко благу», не только доброе и хорошее, но и то, что таковым нам на первый взгляд не кажется. Все это содействует к нашему благу, но только в том случае, если мы учимся любить Бога и помнить, что у нас на голове волосы все сосчитаны. Помните, как говорили апостолы: «Господи, умножь в нас веру». Если так молились к своему Божественному Учителю Его ближайшие ученики, тем более мы, духовно маленькие, грешные люди должны просить у Бога укрепления веры, надежды, любви.

– Апостол Павел в одном из своих посланий призывает верующих: «Радуйтесь; и еще говорю: радуйтесь!» Чувство радости нам очень знакомо в состоянии приподнятом, но ведь это говорится о всей нашей жизни. Как радоваться в страдании? Может ли страдание, какие-то тяжелые обстоятельства закалить человека именно в радости, а не в скорби и печали?

– Я за то, чтобы в нашей жизни было меньше болезней и меньше страданий. Но человек всегда будет плакать, всегда будет переживать, испытывать те или иные физические, душевные, духовные страдания. Поэтому, конечно, в печали, в радости – всегда мы должны быть с Богом. Более того, человек и начинает по-настоящему верить и по-настоящему молиться чаще всего тогда, когда оказывается в стесненных жизненных обстоятельствах. Тогда человек действительно из глубины души обращает свой зов к Богу. А когда все размеренно, спокойно, хорошо, у человека есть ощущение, что он самодостаточен. А человек – существо не автономное: мы нуждаемся в Боге. Более того, Господь Бог сотворил нас для Себя, для того, чтобы человек общался в раю с Ним. Конечно, после грехопадения эта живая связь была прервана, но она восстановлена вновь во Христе Спасителе. И пребывая в Христовой Церкви, мы путем молитвы идем к Небесному Богу Отцу.

– Если брать христианство две тысячи лет назад и сейчас, то сегодня перед христианином стоят такие же цели, что и раньше, или в связи с вызовами времени появляются какие-то новые цели, новые призывы к тому, кто именует себя учеником Христовым?

– Я думаю, конечная цель человеческой жизни – спасение, это самое главное. Спасение – это пребывание с Богом, поиск Бога. На пути к Богу мы боремся с собой: со своими страстями, грехами, с соблазнами этого мира. Конечно, соблазны мира меняются, но наше сердце остается таким, каким оно было в те времена, когда Господь проповедовал на улицах Иерусалима. Поэтому, конечно, призвание человека, счастье человека не изменилось, оно сокрыто во Христе Спасителе. Наверно, Церковь является самым стабильным социальным институтом, потому что Церковь со времен апостолов сохраняет неизменно свое учение и свое устройство. Пребывать в Церкви нам, современным людям, необходимо, нужно. А для этого нужно, конечно же, учиться, потому что мир Церкви сложен, он развивался тысячелетиями. И самое главное, человек должен знать, что в Церкви он ищет Бога, а если он ищет Бога, то находит и самого себя.

– Да, действительно так. Церковь – то место, которое открывает нам врата вечности. Потому что даже если посмотреть на ее устройство, священнослужителей, церковный обряд, литургию, – от всего этого веет древностью и даже более. То есть мы ощущаем и древность этой религии, и ее выход куда-то из этого земного пространства.

– Всё так.

– Что касается призвания, мы – христиане, мы знаем, что наше призвание быть с Богом. В то же время каждый человек ищет какое-то свое уникальное призвание. Как его найти христианину? И стоит ли его искать?

– Сколько на Земле живет людей?

– Очень много.

– Невозможно, чтобы каждый человек нашел себе дело по призванию и с утра с радостью вставал на работу, но каждый человек призван трудиться для того, чтобы жить, содержать себя и своих близких. Мне кажется, что если мы будем говорить все-таки не о профессиональной реализации, а о реализации человека как христианина, то все остальное (социальная, профессиональная, бытовая сфера) уходит на задний план. Мне кажется, что гораздо важнее в жизни найти Бога. И тогда не столь важно, состоялся ты как певец, как водитель автобуса или троллейбуса, – важно, что ты состоялся как христианин, важно, что идешь по пути к Богу. И тогда все остальные стороны жизни получают правильное измерение. Если человек реализовал себя в профессиональной сфере, он Бога за это благодарит. Если у него не было такой возможности, он нимало не смущается, потому что знает, что у него есть что-то гораздо большее, чем профессиональная реализация. Мне кажется, вот на этом надо делать акцент.

– Но надо научиться, наверное, воспринимать жизнь так. Потому что часто люди, будучи уже и христианами, смотрят, предположим, на окружающих, видят, что вокруг есть люди супербогатые, а человек находится на другой ступени социальной лестницы, он пытается кого-то догнать, но у него не получается. И он задается вопросом: почему? Другие же живут! Такой аргумент: живут же люди, а почему я не могу?

– Как-то странно устроен человек: он всегда смотрит на тех, кому лучше – у кого квартира больше, машина последней модели, здоровье лучше, зарплата больше. А почему человек никогда не смотрит на тех, кто нуждается в помощи, кто тяжело болеет?

У каждого человека своя жизнь, своя судьба. Поэтому зависть является одним из самых неприятных недостатков в человеке. Для того чтобы от зависти избавиться, надо помнить о своих личных отношениях с Богом. Опять же, если человек привык или хотя бы учится Бога благодарить, то как он может завидовать? Правда?

– Да.

– Поэтому будем избавляться от наших недостатков и будем понемножку, на чуть-чуть, через смирение приближаться к Богу.

– Если человек только воцерковляется, то, как правило, он чувствует в себе огромные силы, чтобы, например, рассказать о Христе своим ближним или нести какое-то церковное послушание. Мне доводилось часто сталкиваться с вопросом: если я стал христианином, должен ли я нести какое-то церковное послушание? Обязательно ли это?

– А мне это очень нравится. Мне нравится, когда молодые активные люди приходят в храм, через какое-то время подходят ко мне как к настоятелю и спрашивают, что они могли бы сделать для храма. И для таких молодых людей при нашем храме создано молодежное общество. Молодые люди собираются, вместе читают и изучают Евангелие, а потом делают какие-то простые добрые дела: посещают либо детский дом, либо с концертами дом престарелых. Это замечательно. Это та церковная жизнь, которая вдохновляется богослужением и которая продолжается за дверями храма. Потому что мы же христиане не только тогда, когда пришли на божественную службу, мы христиане и тогда, когда храм покидаем и выходим в мир. Помните замечательный возглас: «С миром изыдем!», который мы слышим в конце Божественной литургии?

Мы уходим в мир, который, по слову апостола Иоанна Богослова, лежит во зле, но мы уходим с миром Христовым. Потому что мир Христов дарит нам Сам Господь в Своей Церкви. И с этим миром мы идем исполнять свои обязанности, которые у каждого разные. И по возможности, конечно, мы проповедуем нашу веру. Но проповедуем как? Не хватая людей на улицах за рукава и не что-то им внушая, а всей своей жизнью в идеале. Потому что если люди знают, что мы христиане, они видят, что мы меняемся в лучшую сторону, тогда люди тоже хотят меняться, потому что в человеке заложена тяга к совершенству.

– Бывает такое, что человек стремится к этому изменению и у него получается, а окружающие воспринимают это с негативом, например на работе начинают над ним смеяться, обзывать его «святошей». И человек думает: «Наверное, я что-то неправильно делаю… Дай-ка я изменюсь немножко вот в ту сторону». Как здесь найти компромисс со своими коллегами?

– Все-таки мы меняемся не для того, чтобы это заметили окружающие. Мы меняемся для Бога. Поэтому если у нас в душе есть ощущение, что мы делаем что-то правильное, то для чего обращать внимание на то, что о нас говорят? Если человек делает какое-то серьезное дело в профессиональном плане (поэт, художник), он не может слушать мнения о своем труде, потому что будет зависим от этих мнений. А человек должен зависеть от себя и от Подателя всех благ.

– Существует такое понятие: «евангельский поступок». Это что-то такое великое, и нужно ждать каких-то конкретных обстоятельств, чтобы совершить большое доброе дело, или же нам нужно собирать из малого?

– Какой хороший вопрос, но у меня нет ответа. Мне кажется, евангельский поступок – это поступок в соответствии с нашей совестью, в соответствии с тем, что от нас хочет, ждет Господь. Милость – евангельский поступок, плакать с плачущим – евангельский поступок, радоваться успеху другого человека – евангельский поступок. Поэтому вся наша жизнь в идеале должна состоять из очень маленьких, но евангельских поступков.

Другое дело, что это не должно привести нас к повышенному самомнению, к возвеличению. К чему приводит нас духовная жизнь? К двум вещам: к полному осознанию своей малости перед Богом, осознанию того, что мы сами по себе ничего не можем, и, соответственно, к полной надежде на милующую благую Божию волю, которая на нас может совершаться.

– Мы с Вами уже начали разговор о том, что если мы, христиане, меняемся, то совсем не для того, чтобы это заметили окружающие. Тем не менее окружающие часто это замечают, потому что даже во внешнем виде человека происходят значительные перемены: девушки, например, могут начать носить длинную юбку в пол, платок, выглядеть как-то скромнее после своего обращения; молодые люди в храм не могут позволить себе зайти в шортах, не ходят на какие-то вечеринки, на которые раньше ходили, и так далее и тому подобное. И вот на это люди обращают внимание. И здесь вопрос: христиане (люди, которые живут в миру) должны ли выглядеть как-то особенно или нет?

– У меня есть такое ощущение, что христиан надо узнавать не по длинной бороде или длинной юбке, а по умным и добрым глазам. Просто действительно человеку легче даются внешние атрибуты, внешние вещи – так было всегда. Гораздо труднее вникнуть и попытаться переменить свою жизнь, чем просто наладить некий бытовой антураж. Мы слишком поверхностные люди, нам легко дается внешнее и очень тяжело дается внутреннее содержание нашей веры. Поэтому надо помнить, что жизнь с Богом – это не фасон платья или стрижка бороды. Жизнь с Богом – это сердце сокрушенное и смиренное, которое помнит о своем Творце и Создателе.

– Что касается наших дел… Например, до того, как стать христианином, до своего воцерковления, человек играл такие направления в музыке, как punk или metal, то есть занимался таким творчеством, которое неформальное, необычное…

– Ну, творчество всегда должно быть неформальным, правда?

– Да, конечно.

– Тут происходит вот что. Когда человек обращается к Богу, то он действительно переосмысливает свою жизнь и от очень многих вещей, которые не являются грехом, просто отказывается. Например, писал человек стихи, романы, а став христианином, может перестать это делать. Через какое-то время, когда он уже немножко подрос духовно, он может к этому вернуться, но с осознанием того, что он – другой человек, и соответственно, в творчество он уже вкладывает несколько другое содержание. Поэтому очень правильно, что люди резко меняют, иногда обрывают какие-то свои дела после воцерковления. И очень хорошо, когда к хорошим делам они вновь возвращаются, но уже имея опыт христианской, молитвенной жизни.

– Что касается искусства, можно ли его делить сегодня на христианское и нехристианское?

– Мне кажется, мы вообще живем во времена, когда есть не только культура, но и антикультура, есть очень многие вещи, которые направлены на расчеловечивание человека. И безусловно, это затрагивает массовое искусство, кинематограф, музыку.

– Что касается современного искусства, как к нему относиться? Может ли христианство что-то внести в него? Мы знаем, что это явление очень неоднозначное…

– Мне кажется, все искусство созвучно тоске по Богу. Потому что искусство являет нам ту гармонию, которой нет в мире после грехопадения (такая гармония была когда-то в раю). И поэтому искусство – это что-то очень важное, что говорит о сути человека. Красота Господа спасет мир. Поэтому всякое подлинное искусство для меня всегда свидетельствует о Боге. Великая русская литература нам свидетельствует о Боге?

– Конечно.

– Фильмы Тарковского свидетельствуют о Боге? Конечно. Стихи Бродского свидетельствуют о Боге? Конечно. Поэтому искусство – это то, что делает жизнь более уютной, комфортной, красивой. Посмотрите, сколько в мире Церкви от искусства: архитектура храма, церковная иконопись, церковная живопись, пение, колокольные звоны – все это области церковного искусства. Поэтому мы – друзья любого творчества, лишь бы это творчество человека возвышало к небу, а не втаптывало в землю. И поэтому не важно, современное искусство или не современное, важен не стиль, не направление, – важно содержание, то, что вкладывает автор в свое произведение.

– Я знаю, что Вы тоже занимаетесь живописью…

– Для отдыха.

– Для отдыха тоже хорошо. Вопрос: что Вас вдохновляет? Потому что многие молодые люди размышляют о том, чем можно вдохновиться для того, чтобы создать какое-то хорошее, интересное произведение.

– Вдохновением является вся наша жизнь: любая встреча, красивый вечер, хорошее настроение или, наоборот, пасмурное настроение – все это повод для вдохновения. Живя в нашем прекрасном городе Санкт-Петербурге, как не вдохновляться его красотой, его величием, его гармонией…

– Согласен с Вами. Несмотря на то что иногда бывает очень пасмурно и хмуро, как было сегодня… Но потом выглянуло солнце.

– А самое интересное: льет дождь, все вокруг серое, но надо помнить, что где-то там, за облаками, всегда светит солнце.

– Хотелось бы Вам как священнику и как автору книг о богослужении: какое место в жизни христианина должно занимать богослужение, насколько часто он должен за богослужением молиться?

– Что происходит в Церкви? В Церкви происходит служба, а самое главное, в Церкви происходят церковные таинства. Поэтому быть христианином – это жить в Церкви, а Церковь выражает себя через богослужение. Поэтому нет ничего важнее для христианина, чем участвовать в богослужении; соответственно, богослужение понимать и богослужение любить – это основа. Вот мы живем, целую неделю заняты делами, которые у каждого свои, а в воскресенье все готовимся прийти в храм, участвовать в Божественной литургии. Мы уходим, и впереди у нас еще одна неделя, и мы помним, что будем жить в этом мире с той радостью, с тем светом, который каждый раз является нам, когда в храме совершается литургия.

– Но любовь к богослужению воспитывается в человеке постепенно…

– Воспитывается. И быть христианином – значит быть человеком, который воспитывается и растет.

– Православное богослужение очень красивое, но многим оно кажется очень сложным.

– Оно реально очень сложное, потому что в нем отобразились столетия церковной истории, в богослужение входит еще и Ветхий Завет. То есть богослужение действительно – море, океан; в нем надо ориентироваться, и для этого, к счастью, у нас есть все возможности. Христиане в современном мире живут немножечко не так, как они жили две тысячи лет назад, но как здорово, что теперь у нас есть Интернет и мы можем найти там ответы на интересующие нас вопросы. Интернет не для того, чтобы играть, а для того, чтобы учиться, читать книги, изучать языки, находить ответы на волнующие вопросы. Как замечательно, правда?

– Да, действительно. И фраза, что все лучшее принадлежит нам, христианам, наверное, говорит о том, что нужно все использовать по назначению.

– Фраза Иустина Философа.

– Да. Что касается богослужения, то часто возникают вопросы, у молодых людей в особенности: как его полюбить?

– Но ведь молодому человеку гораздо легче что-то изучить, во что-то вникнуть. Как получить знания о богослужении? Прежде всего присутствовать на богослужении, читать книги, которых сейчас очень много, и помнить самое главное – Кто незримо присутствует в Церкви. Если мы хотим научиться любить Христа Спасителя, то должны понимать, что богослужение есть прославление, правильное славление Б ога. И если это так, то как не полюбить церковную службу? Потому что церковная служба выражает наше призвание: призвание христиан любить Бога, призвание христиан открывать Богу свое сердце и, наконец, призвание христиан Бога славословить. Лучше всего это выражено именно в богослужении. Человек начинает ходить в храм на богослужения, и постепенно служба начинает для него открываться.

– И потом он уже может привести с собой друзей и объяснить им, что происходит, потому что сначала, конечно, трудновато…

– Трудно, но любое хорошее дело требует усилия, пусть маленького, но подвига.

– Что касается нашей повседневной жизни, часто бывает так, что человек стал Христовым учеником, воцерковился, но вокруг него (может быть, даже ближайшие члены семьи) люди совершенно неверующие или даже воспринимающие его «новую странность» (многие так могут сказать) в очень негативном ключе. Как такому человеку вести себя со своими ближними?

– Конечно, сложная ситуация, когда близкие люди тебя не понимают и не принимают. Но от этого они не перестают быть нам близкими и нашими родными, поэтому дело христианина о таких людях смиренно молиться и иметь надежду, что терпение и труд все перетрут.

– Что касается любви…

– Любовь – это то, к чему мы только стремимся, потому что если бы мы любили так, как надо, в полноте, мы были бы святыми, а раз этого не происходит, соответственно, мы еще только на пути. Будем учиться.

– Бывают сегодня такие непростые ситуации, когда уверовавший молодой человек или девушка могут с людьми, которых они любили, разорвать отношения, потому что те являются неверующими. Как здесь быть? Стоит ли так делать? Это ли любовь?

– Не знаю. А Вы как думаете? Мне кажется, я Вас постарше, давайте я Вас спрошу об этом. Вы моложе, Вы и скажите: стоит ли разрывать такие отношения?

– Я думаю, нет. Это, конечно, очень большое искушение.

– Но если люди думают о создании семьи, то верующему человеку жить с неверующим очень тяжело. Ведь все-таки вера – вопрос фундаментальный. Поэтому у меня нет ответа на Ваш вопрос. А у Вас есть невеста, Михаил?

– Я Вам потом скажу, после эфира. Кстати говоря, у апостола Павла есть ответ на этот вопрос.

– Апостол говорит о том, когда это уже данность, когда неверующий человек живет с верующей женой: «И как знать, не спасешь ли ты неверующего мужа?» Но это уже данность.

– Чтобы не разваливался брак, он так его поддерживает.

Сегодня предлагается масса литературы о вере, о том, как войти в Церковь и так далее. Но, конечно, первой и главной книгой является Евангелие. Понятно, что Евангелие должно быть настольной книгой христианина, но с чего начинать: что должно быть настольной книгой в настольной книге? Может быть, какая-то отдельная и первая? Или это должен быть свой, индивидуальный выбор?

– Мне кажется, Вы ответили. Люди разные, и разных людей увлекают разные вещи, разные стороны христианской жизни. Мне, например, всегда было очень интересно читать толкование на Евангелие. Но Вам, например, может быть интересно больше читать жития святых. Кому-то интересно читать об истории Церкви. Все, что нас вдохновляет, что подвигает двигаться вперед, – все это можно только приветствовать.

Хорошо было бы, дорогой Михаил, чтобы у Вас настольными книгами стали и мои книги, мне было бы просто по-человечески приятно. Но я шучу, конечно.

– На самом деле так и есть. Поскольку у Вас есть книги о православном богослужении, а я занимаюсь литургикой, то, конечно, использую и Ваши. Спасибо!

– Спасибо!

– Что касается настольных книг…

– А вот, например, книга аввы Дорофея – это настольная книга для христианина? Конечно. «Невидимая брань» Никодима Святогорца – настольная книга? Труды Паисия Святогорца? Конечно. Это то, что можно перечитывать. И каждый раз открывать для себя что-то новое, каждый раз вдохновляться.

– Согласен с Вами. Отец Михаил, очень многие сегодня заболевают какой-то тоской, унынием и пресыщенностью…

– Правда? Я не замечал. Но буду знать. Мне кажется, жизнь у нас не очень легкая, поэтому какая же тут пресыщенность?

– Бывает такое, что и христиан это касается: и их улавливает этот силок тоски, уныния, печали…

– Святой праведный Алексий Мечев сказал: «Нетрудящийся не достоин звания человека». Надо понуждать себя трудиться на всех уровнях: физическом, душевном, духовном. А если этого не делать, то, конечно, человек будет впадать сначала в лень, потом в тоску, потом – в уныние.

– Один мой товарищ задал мне как-то раз вопрос, я хотел бы адресовать его Вам, поскольку мне было очень трудно на него ответить. Он сказал: «Вот у нас есть заповедь: возлюби ближнего своего, как самого себя. Ближний – тот, кто рядом. Все люди для нас ближние, потому что все мы – создания Божии. Но у меня не получается уйти дальше своего ближнего семейного круга: у меня есть отец, мать, например, бабушка, и я их люблю. А остальных я не могу любить. Как мне этому научиться сегодня?»

– Мне кажется, вопрос совершенно правильный и человек оценивает себя абсолютно трезво. Действительно, наших сил очень мало. Дай Бог хотя бы правильно любить своих самых родных. Конечно, человек по-разному относится к окружающим людям в детстве, юности, зрелости. Совсем по-другому начинаешь относиться к людям, когда у тебя появляются собственные дети. Это вопрос зрелости, взросления. У меня нет ответа для Вашего друга, оставим все это на время. Но очень правильно, когда человек себя оценивает реально. Потому что очень многие люди ставят себе некие высокие планки, которых совершенно не достигают, но думают, что соответствуют этому своему выбору.

– Вот как раз об этих планках хотелось бы тоже спросить, потому что часто и студенты духовной академии тоже задаются этим вопросом. Когда человек принимает решение измениться, он действительно может задать себе очень высокую планку…

– В юности, наверное, надо ставить себе такие цели, пусть недостижимые, но они действительно нас побуждают изменять свою жизнь.

– Но иной раз получается так: прыжок – и…

– Мы живем, взрослеем и получаем опыт, что мы очень мало соответствуем тому, что от нас требуется. И это заставляет нас потихонечку смиряться и ставить уже для себя реальные задачи.

– Это всегда не так просто, потому что хочется парить…

– В юности и необходимо быть увлеченным, живым. Пусть это, конечно, приведет к ошибкам, но на ошибках мы учимся.

– Возвращусь к предыдущему вопросу: многих людей интересует, как священник воспитывает в себе любовь к людям.

– С большим трудом. Потому что иногда нам кажется, что люди делают все от них зависящее, чтобы их не любили. Все-таки священник должен понимать: то, что он совершает, превосходит его немощные силы. Поэтому все, что в итоге мы можем сказать: «Господи, прости нас, грешных! Господи, помоги нам!» Потому что сам по себе человек не в силах измениться, сам по себе человек ничего в духовном плане не может. Но Господь говорит: «Без Меня не можете творить ничего», то есть Богу все возможно. И вот открыть свое сердце Богу, впустить Бога в свою жизнь, прилепиться к Богу – это задача и священника, и каждого верующего человека. И тогда действительно то, что мы по своей немощи сделать не можем, сделает Божия милость, Божия благодать. Потихонечку.

– Сегодняшнее время называют часто временем эгоцентричным…

– Конечно, сидят молодые люди в кафе, у каждого – мобильный телефон и каждый смотрит в его экран. Это всем знакомая картинка, правда?

– Да, это большая проблема. Но на это уже обратили внимание, и даже существуют такие центры, парки, где человек на входе должен сдать мобильный телефон…

– Как хорошо!

– Это точно. Насчет эгоцентричности… Ведь Господь призывает нас не то чтобы отказаться от своего «я»…

– Чтобы найти свое подлинное «я», надо отказаться от того, что в нас не от Бога, что в нас лишнее. То есть действительно, отказываясь от себя, мы себя обретаем. Ущемляя себя, урезая в чем-то, мы получаем некую свободу.

– Как говорят: наше только то, что мы отдаем.

– Да, это слова преподобного Максима Исповедника: твое то, что ты отдал. Конечно, нам до этого надо еще дорасти.

– Наверное, каждый, кто хоть раз сделал действительно доброе дело, не то чтобы себя возвеличил, но испытал именно ту радость…

– Давайте я Вам расскажу веселую историю по этому поводу. Один мальчик в школе заявляет: «А мой папа говорит, что лучше давать, чем получать». – «У тебя папа, наверно, священник?» – «Нет, боксер».

Давать, конечно, хорошо, потому что когда мы даем, мы опять же исполняем свое христианское предназначение – быть людьми, которые несут радость.

– Если резюмировать нашу сегодняшнюю встречу, то давайте попробуем нарисовать некий образ христианина XXI века.

– Дорогой Михаил, вы – выпускник Санкт-Петербургской духовной семинарии. Вы для меня и есть такой молодой человек, который живет в нашем замечательном городе в XXI веке, трудится на православном телеканале, продолжает учиться уже в Санкт-Петербургской духовной академии. Вы для меня такой замечательный пример молодого человека, который реализует самое главное – свою христианскую свободу.

– Спасибо, отец Михаил. А Вы для меня (думаю, и для всех наших телезрителей) образ священника, служителя Божия. Не каждому быть священником, но каждому нужно стремиться быть таким же…

– Апостол говорит, что все христиане – это царское священство. То есть все христиане призваны к общению с Богом. В этом плане у нас у всех есть такое замечательное призвание – служить Богу, Бога славить.

– Кто к чему призван, в том пусть и служит. Отец Михаил, что бы Вы хотели пожелать нашим телезрителям сегодня?

– Мы уже сегодня говорили о том, что призвание христианина – молиться, радоваться, благодарить. Всем нашим дорогим телезрителям я и пожелаю, чтобы в жизни была радость, было благодарение Бога и горячая к Богу молитва.

– Спасибо Вам большое, отец Михаил, за сегодняшнюю очень интересную беседу.

Действие Святого Духа в жизни христианина. Беседы с батюшкой

Беседы с батюшкой. Духовное здоровье

Благодарность

Филадельфийка нашего времени сознается: «Прежде всего я за всё, что происходит в жизни, благодарю Господа. Читаю благодарственную молитву, акафист «Слава Богу за всё». Это помогает мне понимать и принимать все события моей жизни как проявление Божественной любви. Мне часто не хватает собеседника, и тогда я понимаю ценность молитвы как возможность беседы с Господом».

Вера в большом городе – победа над одиночеством, над страхом и слабостью. Христиане в мегаполисе могут быть хранителями Предания веры и церковной жизни. Необходимо всегда быть в Церкви, помнить, что ты христианин. А значит – верный Иисусу Распятому душой и телом.

Иерей Андрей Гавриленко

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]