Лекция «Православные традиции – уклад жизни христианина»
Невозможно в одну лекцию вложить и рассказать о Православных традициях. Это огромный, богатый и интересный материал. Он включает в себя все аспекты жизни христианина от купели крещения до христианской кончины. Сюда входят элементы бытовой, хозяйственной, семейной, общественной храмовой жизни.
Бытие верующего человека, христианина определяют три основных, центральных момента: дом, общественная деятельность (работа) и храм. Это места, где проходит большая часть жизни человека.
Мы постараемся буквально вкратце, поверхностно упомянуть, коснуться тех традиций, соблюдение которых делает человека христианином.
Чтобы был понятен смысл и важность всего того, о чем мы будем говорить, напомню слова святителя Игнатия Брянчанинова: «Время земной жизни нашей бесценно: в это время решаем мы нашу вечную участь».
Жизнь христианина тесно связана с православным храмом. Без храма не мыслима жизнь по заповедям Божиим, а подчас и вообще жизнь по общечеловеческим, порядочным принципам.
Часто от многих приходится слышать «я верю в душе», или «в Бога можно верить дома». И в этом кроется ошибка. Церковь – это не просто место, где совершается богослужение, церковь – это храм Божий, место особого присутствия Божия. Во время богослужения, литургии, таинств прихожане приобщаются к вере. И священник – это тот человек, который соединяет молящихся с Богом: «Где двое и трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20) – говорит Господь в Евангелии.
Церковь – не «дореволюционное наследие», как нам пытались, да и еще пытаются внушить. Она всегда жила, да и в наши дни живет своей сокровенной жизнью. И люди, имеющие подлинный опыт духовной жизни, были и есть.
Святитель Киприан Карфагенский, учитель Церкви 3 века утверждает, что вне Церкви нет жизни, а значит нет спасения.
Вне Церкви и без Церкви невозможна христианская жизнь. Без Церкви не может быть истинного христианства… Кто удаляется от Церкви, тот удаляется от Бога, от Христа: …иди в храм Господень, там ты услышишь Самого Христа.
Храм есть:
а) Дом молитвы;
б) училище благочестия;
в) место особого присутствия Божия;
г) тихая пристань;
д) небо на земле и т.д.
Все это подвигает к особому благоговению в храме. Проходя или проезжая мимо храма, следует снять головной убор и перекреститься, творя молитву.
Храм по справедливости можно назвать училищем веры и благочестия… школа не может заменить храма Божия…
Без Церкви человек вне спасительной благодати. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Благодать – это дар Божий, даруемый человеку ради веры во Христа, для спасения человека – христианина, благодать – сила заступающая, милующая, просвещающая, спасающая, располагающая ко всякой добродетели».
Этот великий дар Божией благодати может получить всякий сознающий свою греховность через сердечную веру в Бога, посредством приобщения в Таинствам Церковным.
…диавол всеми силами и коварством старается увести от Церкви. Цель у него одна – отделить человека от Бога, т.е. его погубить… надо крепко держаться за Православную Церковь как за якорь спасения.
Благодать – это всеукрепляющая сила Божия. Это освящение души и тела Святым Духом. От того-то человек выходит из храма с чувством радости, облегчения и покоя на душе.
Вхождение человека в Церковь начинается с Таинства Крещения. Без крещения невозможно войти в жизнь вечную, в Царствие Божие. В Евангелии мы читаем: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать – осужден будет». (Мк. 16,16) «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». (Ин. 3,5).
Крещение совершается один раз в жизни, подобно тому, как однажды человек рождается на свет от матери. Важность крещения подчеркивает то, что в отсутствии священника, если новорожденный очень слаб, его может окрестить православный христианин…
С Таинством Крещения соединяется Таинство Миропомазания. В таинстве Крещения человек рождается в новую жизнь духовную, а в Таинстве Миропомазания получает благодать к прохождению этой жизни.
Крещение есть дверь в Церковь Христову, поэтому некрещеному нельзя принимать Святое Причастие и другие Таинства.
Начало 90-х годов стало переломным. Начали открываться оставшиеся храмы, молот атеизма перестал бить по головам людей, многие потянулись в открытые двери храмов, стали принимать крещение.
Основная масса новокрещеных взрослых людей, приняв таинство крещения и не усвоив сути христианской жизни, не считает своей первейшей обязанностью отныне посещать храм и быть живыми членами Православной Церкви.
…общение с Церковью сводится подчас к возжиганию свечей перед иконой или в лучшем случае к заказам молебнов.
Новообращенным необходимо понять, что Церковь – живой организм, телом которого является Сам Христос – глава и основатель этой Церкви, а верующие в Него христиане – члены этого Тела.
И тот, кто не живет в Церкви, мало общается с ней, теряет живительную силу, лишается благодатной помощи и, постепенно увязая, умирает для духовной жизни.
В водах св. Крещения омываются все грехи человека… но… грехи… загрязняют душу… отдаляют от Бога. Поддерживают духовную благодатную жизнь Таинства Покаяния и Причащения.
Таинство Покаяния – исповедь перед свидетелем Бога – священником, … возвращает чистоту… радость Таинства Причащения – тайна Божия. Когда причастник вкушает вещественный хлеб и вино, то он вкушает Самое Пречистое Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа… без Причастия невозможно наследовать жизнь вечную.
Господь говорил: «верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни…истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни; Ядущий мою плоть и пиющий мою Кровь имеет жизнь вечную, и я воскрешу его в последний день.» (Ин. 6,47–48; 53,54)
Причащаясь, человек становится причастником вечной жизни. В XIX веке многие русские христиане считали Причастие предсмертным напутствием. Известно, что когда императору Александру Первому предложили причаститься, он ответил: «Неужели я настолько плох». Такой подход не может быть верным.
Святые отцы говорят: «истинная жизнь возможна лишь при условии соединения со Христом в Таинстве Евхаристии, причащении святого Тела и Крови Господа, только при таком единении со Христом и совершается единение людей друг с другом, т.е. создается единое тело Церкви. Из этого следует, что христианская жизнь по существу своему церковна… христианину вменяется в обязанность быть в храме Господнем во все Воскресные и праздничные дни.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что если человек достойно причастился и в этот день умрет, то он не проходит страшные мытарства в загробной жизни, а ангелы душу его прямо несут в обитель рая…
Каждый должен духовно совершенствоваться: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5,48) – говорит Господь в Евангелии. Чтобы совершенствоваться надо над собой непрерывно и много работать. В труде этом нам помогает благодать Святого Духа, которую мы должны стяжать через покаяние и Святое Причащение, через умение прощать и любить всех чистой христианской любовью. Человек, живущий таким образом, создает вокруг себя, – будь то в семье, на работе или с друзьями – атмосферу духовности. К сожалению, понятие истинной духовности подменяется разговорами о нравственности и морали, о высокой культуре и этике, обширном образовании и заметных достижениях в области музыки, поэзии и литературы. Все это само по себе действительно возвышено, прекрасно и в какой-то степени полезно для человека, но далеко отстоит от духовности.
Совместная жизнь супругов начинается с Таинства Брака (Венчание).
Семья есть основа общества и государства. Христианская семья – есть малая Церковь. Доброе воспитание детей есть самое ценное, самое великое сокровище, которое могут и должны дать родители своим детям.
Святой Климент Александрийский, подчеркивая святость брака, говорит: «Сам Бог соединяет освящаемых Таинством и посреди их присутствует … Благодать и благословение Божие нисходят не только на вступающих в брак, но и на детей, рождаемых ими, и на весь дом.
Мудрые слова мы читаем у диакона Николая Успенского в его духовно-нравственных беседах о молении родителей о детях: «Не посылай им ни бедности, ни богатства, но не лишай их земных Твоих благ и удостой Небесного Твоего Царствия». Какая бездна смысла в этих словах!
Жизнь сложная: невзгоды, скорби, болезни… Люди ищут помощи… у колдунов, целителей разных мастей, прорицателей и у новоявленных экстрасенсов…
Христианин при жизненных несчастьях … в болезни должен всячески охранять себя и своих знакомых от этих новоявленных целителей. Верующий человек спасается только через Христа и Его Церковь. В Церкви есть таинство, врачующее телесные и душевные язвы. Это таинство Елеосвящения.
Таинство Елеосвящения, Соборование – лучшее лекарство… средство для выздоровления… Таинство Елеосвящения совершается над тяжело больным человеком. В этом таинстве подается благодать Божия, врачующая недуги телесные и душевные. Среди множества малосведущих людей распространено мнение, что соборование можно совершать только над безнадежно больными… что после соборования последует смерть, или если человек выздоровеет, ему нужно вести монашеский образ жизни. Это явное искажение сути таинства. В молитве помазания мы читаем: «Отче Святый, врачу душ и телес… исцели и раба Твоего (имя рек), от обдержащия его телесныя и душавныя немощи…»
На Руси есть добрая традиция соборовать народ в дни Великого поста.
Главное место в жизни христианина должны занимать молитва и чтение Слова Божия. Как путешественнику необходим путеводитель, так и для ищущего спасения нужен указатель, ориентир, тоже своего рода путеводитель. Этим путеводителем является Святое Евангелие. Его нужно читать ежедневно, «не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». (Мф. 4.4).
Для христианина важно перед началом и по окончании всякого дела чтение Священного Писания – Евангелия, Житий Святых и другой душевно-полезной литературы, которую лучше приобретать в православном храме. Духовные силы человек черпает и в чтении Слова Божия. Когда мы молимся, мы беседуем с Богом, а когда мы читаем Священное Писание с нами беседует Бог, указывает нам, как жить и как спасаться.
Молитва, как говорит святитель Иоанн Златоуст, есть наша беседа с Богом. Молитву можно назвать крыльями для души. Она приближает нас к Богу, просвещает нас. Чем чаще мы будем молиться, тем лучше.
Молиться можно везде и всегда, не только в Церкви, но и дома, в поле, в пути. Молитва в Церкви сильней молитвы, совершаемой дома. Она скорее пройдет небеса, чем одинокий голос молящегося в доме. Церковная молитва превосходнее домашней. «Дом Мой, говорит Господь, – домом молитвы наречется». (Мф. 21,13). В храме Господь ближе к каждому молящемуся. Одно «Господи помилуй», произнесенное в храме, не может равняться «Чину двенадцати псалмов», пропетому в келии. Апостол Павел сидел скованный в темнице, а «церковь в то время прилежно молилась о нем Богу», и по молитвам он был освобожден чудесно.
В храме принято стоять мужчинам справа, женщинам слева. Больным можно и сидеть. Митрополит Московский Филарет говорил: «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах». Богослужение в храме совершается на церковнославянском языке. На современном произносятся только поучения и проповеди.
Михаил Васильевич Ломоносов когда-то говорил, что краше языка нам не найти, чем славянский язык.
Важна семейная молитва (Мф. 18,20)… семья являет собой домашнюю церковь. Очень важно, чтобы весь уклад жизни и быт семьи были построены на молитве: чтобы вместе молились, вместе трудились, учились, вместе ходили в церковь. Только в такой семье закладываются основы духовной жизни подрастающих детей. Воспитанные в духе христианской любви и послушания родителям и церкви, дети будут стоять на твердом фундаменте святой веры. То, что они получат в семье, они пронесут через всю свою жизнь. Не возникнет тогда и пресловутая проблема отцов и детей.
Есть много разных молитв. С малых лет христианин должен знать молитву Господню «Отче наш», «Богородице Дево», Символ веры.
Это правило преподобного Серафима Саровского.
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Духовная сила этой краткой последней молитвы велика и действенна.
Каждый христианин должен стараться молиться утром и вечером (по молитвослову), стоя перед св. иконой, которая должна висеть в переднем углу, а не лежать на телевизоре или в серванте. Надо приучить себя: не прочту вечерних молитв – не лягу спать. Не прочту утренних молитв, не буду есть. Молиться нужно перед едой и после.
Как научиться молиться? Самое главное – постоянство.
Преподобный Нектарий, старец Оптинский, говорил: «Молись, и сама молитва всему научит».
Молитва сопровождается крестным знаменем, поклонами и творится перед св. иконами. Крестное знамение есть самое важное молитвенное действие. В нем содержатся все христианское учение… Крест есть «сила Божия во спасение» (1Кор. 1,18). «Господи, оружие на диавола крест Твой дал еси нам, трепещет бо и трясется не терпя взирати на силу его». Крест – величайшая христианская святыня. «Крест – хранитель всей вселенной, красота Церкви, царей держава, верных утверждение, ангелов слава и демонов язва». Ничего так не боится сила вражия, как креста. По этой причине и рекомендуется никогда не снимать нательный крестик, нося его на груди всю жизнь.
Многие святые силою крестного знамения творили чудеса. Небрежное наложение на себя крестного знамения считается кощунством. Поклоны, которые мы совершаем во время молитвы, бывают поясные и земные. По церковному уставу земные поклоны не делаются после причащения, во все воскресные и праздничные дни, в периоды от Рождества Христова до Богоявления (святки) и от Пасхи до Пятидесятницы (Троицына дня).
Мы молимся перед святыми иконами.
Икона – неотъемлемая принадлежность православного храма и хранительница дома. Святой Василий Великий говорит: «Честь воздаваемая образу восходит к первообразу». Молиться можно перед иконой, правильно написанной и освященной священником.
Христианин должен проявлять благоговейное отношение к иконе. Если св. икона есть в доме или квартире, то там уже не может находиться даже любимая собака – она нечистое животное. Курение сигарет также выражает непочтение к святому образу и греховное пренебрежение к здоровью родных и близких.
Молитва за усопшего является свидетельством непрекращающейся и за гробом любви к умершему человеку. К сожалению, у нас укоренился дурной обычай поминать усопшего вином и водкой с обильной закуской на 3, 9, 40 день и через год. Стоит ли говорить о том, сколь это грешно. Такое поминовение приносит невыразимую скорбь новопреставленной душе.
По особому проводят верующие церковные праздники и посты.
Все христиане обязаны в праздничные дни посетить храм Божий, а дома провести день свято в чтении слова Божия и душеспасительных книг, в посещении больных, бедных, заключенных в темнице для оказания посильной помощи. Работать в праздничные дни не положено.
Существуют многодневные и однодневные посты. Многодневные посты бывают четыре раза в год: Великий пост, Петров пост, Успенский пост, Рождественский пост.
Пост – это воздержание от скоромной пищи: мяса, молока, масла, яиц, а также умеренное употребление любой еды и питья. От поста зависит внутренняя жизнь человека. «Пост есть пища для души», – замечает святитель Иоанн Златоуст, а святой Василий Великий говорит: «Сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе».
Недопонимание главной сути поста и вызывает у многих беспокойство о своем здоровье. Святые доказали полезность поста. Преподобная Мария Египетская более сорока лет питалась одними кореньями трав. Преподобный Симеон Столпник ничего не вкушал во весь Великий пост и дожил до 103 лет, а св. Алипий до 118.
Пост телесный обязательно должен быть связан с постом духовным, состоящим в усердной молитве и борьбе со своими греховными привычками. Немало духовно поддерживают и телесно врачуют верующего человека святые мощи угодников Божиих, чудотворные иконы, Богоявленская святая вода.
Несколько слов необходимо сказать о святой воде и ее значении для христиан. Благодатное воздействие Богоявленской воды на верующих христиан испытано и проверено веками. Чудо многолетнего сохранения Святой воды говорит само за себя. Протоиерей Василий Изюмский говорит: «Как служитель Церкви я лично подтверждаю это чудо: 23 года тому назад мною была освящена вода, которая до сей поры стоит чистая, имея вкус свежей родниковой воды». Маловерный может у себя сегодня поставить две бутылочки воды – простой из под крана и освященной в Церкви – на два, три месяца и убедиться воочию чуду Божию.
Православные люди испокон веков почитают воду, освященную в праздник Крещения Господня, как великую святыню. Она обладает особой очистительной и спасительной силой. Эта вода в исключительных случаях с кусочками артоса дается умирающему вместо Святого Причастия. Ею надо окроплять свое жилище, а по утрам натощак испивать святой воды.
В заключение хочется привести такие рассуждения. Почему боятся истинной духовности? Видимо потому, что понимают, что жить по евангельскому закону, т.е. жить духовно – стоит слишком больших жертв, лишения земных утех, ограничения своей воли. Потому-то современный мир пытается создать такую религию, такую духовность себе, которая не обременяла бы его, не лишала бы его комфорта. Но невозможно служить двум господам. Здесь необходимо сделать выбор.
«Верный признак омертвения души, говорит преподобный Варсонофий Оптинский, – уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестать посещать храм Божий».
Есть яркие примеры веры и в наши времена.
Про знаменитого хирурга и физиолога Ивана Петровича Павлова игумен Сергий (Гаврилов), знавший его лично рассказывал несколько случаев. Вот два из них.
Проходит Павлов мимо Знаменского храма в Ленинграде (а это был его приходской храм), остановился, истово перекрестился. Увидел это красноармеец, останавливается и насмешливо говорит: «Эх, темнота, темнота!… Нет, чтобы сходить на лекцию академика Павлова!» «Вот и сходи», – отвечает ему Павлов. Приходит красноармеец на лекцию, а ее читает тот самый верующий старик.
Другой случай.
Назначили к Павлову новую лаборантку, комсомолку, а может быть и члена партии. И вот в очередной день приходит лаборантка на работу. А рабочая неделя была тогда пятидневной, и выходные дни были «скользящими». Подходит она к двери лаборатории, а на ней объявление: «Лаборатория закрыта по случаю празднования Святой Пасхи».
Она вспыхнула, пошла и заявила об этом «куда надо». И что? Уволили бедняжку. Сказали ей только при этом: «Вас таких бдительных и не пересчитать, а академик Павлов у нас один.»
Иван Петрович Павлов был глубоко верующим человеком, искренне любил храм Божий. Пока он был жив, Знаменскую церковь безбожники тронуть не смели. Но после его смерти разрушили храм, а потом стали писать о нем, как о неверующем человеке, атеисте и материалисте.
Богом нам дана свобода жить так, как мы хотим. Каждый человек идет по жизни своей дорогой, и благо ему, если она рано или поздно приведет его в храм Божий.
Конец, и Богу слава!
Как понятие «духовная традиция» отличается от схожих с ним
В науке существуют различные трактовки понятий духовная традиция, религиозная традиция, культурная традиция, народная традиция. Вот и мы, следуя подобной дифференциации, кратко представим различия и общность данных понятий, которые помогут нам разобраться в особенностях русской духовной традиции. Таким образом, следует различать:
- Духовную традицию
- Религиозную традицию
- Культурную традицию
- Народную традицию
Духовная традиция — это сохранение и продуцирование опыта, ведущего человека к развитию его нетелесной сущности, углублению надмирного опыта, к нравственному тонкому развитию, трансляция знаний и практик, которые не дают сиюминутного материализованного результата. И поэтому духовные традиции могут расцениваться как бессмысленные для людей, не живущих духовной жизнью. Духовная традиция является ядром традиции религиозной.
Но религиозная традиция шире духовной, так как включает в себя помимо духовной практики, имеющей внутреннее выражение (латентное), ещё и внешнюю, обрядовую практику, религиозное поведение, институты. Русская религиозная традиция — это традиция православная. Здесь можно рассматривать эти понятия как синонимы. Являясь культурообразующей религией, православие является основой и русской культурной традиции. Но понятие «культурная традиция» вбирает в себя, помимо религиозной, множество других традиций.
Культурная традиция — это сохранение и трансляция всего богатства культурного наследия, выраженного, кроме религии, в идеях, в философии, в научных и профессиональных знаниях, в искусстве, в памятниках культуры, в особенностях этнографического, существования народа. Можно сказать, что культурная традиция имеет проекцию в сознании народа, это его осознаваемое богатство.
Но можно выделить еще и пласт народной традиции, в котором, аккумулируется кроме сознания ещё и подсознание народа. В народной традиции сохраняются архаические пережитки, архетипы и коды культуры, коллективное бессознательное, которое во многом формирует реальность народной жизни.
История торжества
История праздника Обрезание Господне в православии достаточно интересная. Язычники говорили о том, что первый день нового года дает понять о том, каким будет весь последующий. Таким образом эту дату было принято отмечать с гуляньями и весельем. Они переодевались, устраивая карнавалы. Женщины были мужчинами и наоборот. То, что творилось на улицах не получало одобрения церкви. Поэтому, чтобы противодействовать подобному, было принято решение о введении поста с наступлением Нового года, а также наложение епитимий за грехи язычников.
Только после того, как языческие обряды стали забывать, празднование обрело радостный характер. Хоть он и относится к великим, но не входит в перечень 12 наибольших. В современном мире проведение подобных обрядов сохранилось у мусульман и иудеев. Для православных это процесс, который имеет медицинские показания.
Церковный раскол
Унификация обрядов Русской православной церкви произошла после раскола церкви. Из-за чего же он произошел? Давайте разбираться.
До сих пор Русскую православную церковь не касались реформы. Последние изменения произошли в семнадцатом веке, а вот будут ли новые, пока неизвестно. Давайте поговорим о предыдущем опыте.
Еще в 1640 году велись разговоры о необходимости проведения церковной реформы. Представители духовенства уже тогда хотели провести унификацию правил богослужения и церковных текстов. Но никак не могли достигнуть единства в выборе образца, на который нужно ровняться. Кто-то хотел в качестве образца использовать греческие церковные книги, а другие — древнерусские книги.
В итоге победили те, кто хотел привести церковные обряды и книги в соответствии с византийскими канонами. На это есть несколько объяснений:
- Российское государство стремилось стабилизировать собственное положение среди других православных стран. В правительственных кругах часто говорили о Москве, как о третьем Риме, эту теорию выдвинул еще Филофей, псковский старец, который жил в пятнадцатом веке. Церковный раскол, который произошел в 1054 году, привел к тому, что православным центром стал считаться Константинополь. Филофей считал, что после падения Византии именно столица русского государства станет оплотом истинной православной веры. Чтобы Москва получила этот статус, русскому царю было необходимо заручиться поддержкой греческой церкви. А чтобы ее получить, необходимо было провести богослужение в соответствии с местными правилами.
- В 1654 году Переяславская Рада решила, что территория польской Украины должна присоединиться к России. На новой территории православная литургия проводилась по греческим правилам, а потому унификация обрядов и правил поспособствовала бы объединению Малороссии и России.
- Не так давно прошло Смутное время, по стране еще проходили народные волнения. Если бы были установлены единые правила церковной жизни, то процесс национального единения прошел куда быстрее и плодотворнее.
- Русское богослужение не соответствовало византийским канонам. Внесение правок в литургические правила считается второстепенными в проведении церковной реформы. Кстати, церковный раскол и был вызван этими правками.
При ком же произошел раскол церкви? Дело было при государе Алексее Михайловиче, который царствовал с 1645 до 1676 год. Он никогда не игнорировал проблемы, которые касались русского народа. Царь считал себя православным, а потому много внимания и времени уделял делам церкви.
Церковный раскол в нашей стране прочно связан с именем патриарха Никона. В миру его звали Никита Минин, он стал священнослужителем по желанию родителей и весьма преуспел. Однажды Никона представили молодому Алексею Михайловичу, дело было в 1646 году. Тогда Минин приехал в Москву для того, чтобы уладить монастырские дела. Семнадцатилетний государь оценил старания Никона и оставил его в Москве. Никон имел очень сильное влияние на государя и активно участвовал в решение государственных вопросов. В 1652 году Никон стал патриархом и начал подготовку к церковной реформе, которая уже давно назревала.
В первую очередь патриарх начал редактировать все книги православной религии и обрядов. Это делалось для того, чтобы они соответствовали греческим законам. Несмотря на это началом церковного раскола считается 1653 год, ведь изменения в это время коснулись богослужебных правил, которые и привели к противостоянию Никона со сторонниками и приверженцев старых обрядов и правил.
Итак, что же совершил патриарх Никон?
- Заменил двуперстное знамение на троеперстное. Как раз это нововведение и вызвало больше всего волнений у старообрядцев. Новое крестное знамение считалось неуважением к Богу, потому как из трех пальцев получался кукиш.
- Патриарх ввел новое написание имени Божьего. Теперь надлежало писать «Иисус», а не как до реформы — «Исус».
- Было сокращено число просфор для литургии.
- Изменения коснулись и поклонов. Теперь нет нужды бить земные поклоны, вместо них появились поясные.
- С момента реформы двигаться во время крестного хода следует против солнца.
- Во время церковного пения теперь произносится «Аллилуйя » трижды, вместо прежних двух.
Итак, в чем причины раскола? Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо понять, что называется церковным расколом. Так, называют отделение некоторой части верующих от Православной церкви, староверцы выступали против тех преобразований, которые хотел ввести Никон.
Причины раскола, конечно, сильно повлияли на дальнейшую историю государства российского и вызваны они были недальновидной политикой церковных и светских властей.
Церковный раскол можно определить как конфронтацию или охлаждение, а значит, что это все плохо сказалось на отношениях между церковью и властью. Виноват в этом патриарх Никон, вернее, его жесткие методы. Это привело к тому, что в 1660 году патриарх лишился своего сана. По прошествии времени его вовсе лишили священного сана и сослали в Белозерский Феропонтов монастырь.
Но это не значит, что с отставкой патриарха закончились реформы. В 1666 году были утверждены новые церковные книги и обряды, которые необходимо было принять всей Православной Церкви. Церковный Собор решил, что те люди, которые были сторонниками старой веры, не только отлучались от церкви и даже приравнивались к еретикам.
Отличие таинств от обрядов
Начнем с того, что православные обряды принципиально отличаются от других форм священнодействия. Нередко таинства и обряды путают.
Всевышний подарил людям семь таинств, среди которых крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство и елеосвящение. Во время них на верующих проливается Божья Благодать.
К православному обряду относятся действия, которые направлены на то, чтобы возвести человеческий дух к таинству и возвести сознание в веру. Важно понимать, что все церковные обряды считаются священными только в том случае, если сопровождаются молитвой. Именно из-за молитвы обычное действие становится священнодействием, а внешний процесс — православным обрядом.