Святая Православная Церковь употребляет на практике два способа применения священных канонов — точность (греч. акривия) и снисхождение (греч. икономия, домостроительство спасения, дословно «мудрое управление домом). В каноническом праве утвердились греческие термины «акривия» и «икономия».
Акривия
Профессор канонического права Афинского университета Бумис , дает следующее определение акривии: «Акривия — это сумма подлинных церковных традиций. Это официальная церковная традиция, одобренная Вселенскими соборами, которая составляет основу Православия и доброделания, правильной и точной веры и жизни. Эта акривия — критерий, по которому можно судить о вере, словах, поступках и своей личной жизни или жизни других, когда он хочет быть, насколько это возможно, более православным, лучшим православным, более справедливым, в соответствии с тем, что есть правильно»[1]. Акривия — это не просто душа подлинной церковной традиции, но эта точность больше относится к реализации традиции, к точному и верному соблюдению ее норм, к защите догм веры, правил, порядка и жизни. Какова цель точности? Мы знаем, что все события в Церкви направлены на достижение вечной жизни, спасение человека, поэтому цель применения точности канонов — достижение вечной жизни через единство и порядок внутри Церкви, их формирование и руководство к богословию.
Правоприменительная практика
Икономия может применяться при выборе пастырской санкции (епитимии) по отношению к впадшему в тяжкий грех. В церковном дисциплинарном праве перед компетентной властью стоит задача исследовать не только внешние обстоятельства падения, но и намерения согрешившего, и с ними сообразовать объем наказания, подобно субъективному вменению в уголовном процессе. Об этом говорит, например, Василий Великий в послании Амфилохию Иконийскому (пр. 53): «Подлежит суду не видимость, но намерение». В этом же послании святой Василий рекомендует своему корреспонденту «по особенности случая продолжити наказание или облегчити» (пр. 54); и во многих других местах (пр. 2, 3, 74, 75, 84, 85) он повторяет, что духовный отец не связан определенным временем отлучения при наложении наказания: оно может ужесточаться или смягчаться, причем не только в момент вынесения приговора (наложения епитимии), но и в процессе несения наказания, в зависимости от усердия, меру которого оценивает сам духовный судья — епископ. В целом ряде правил (56–58, 60, 62, 65) святой Василий сам акт суждения о степени виновности согрешившего обозначает глаголом «икономствовать» (οἰκονοµεῖσθαι).
Икономия
Может случиться так, что бескомпромиссное применение определенного правила в практике и жизни Церкви может создать проблемы для достижения цели — вечной жизни. Затем Церковь исследует, не послужит ли временное освобождение от применения канонов добру и достижению цели для отдельного человека или группы людей. Если окажется, что исключение из применения канонов служит цели спасения, в этом случае Церковь применяет икономию. Св. Никодим Афонский пишет: «В Церкви Христовой сохраняются два вида контроля и исправления. Один способ называется точность (акривия), а другой — икономией (домостроительство)»[2]. Патриарх Иерусалимский Досифй также пишет: «Мы смотрим на церковные вопросы двояко: первый основан на точности, второй — на икономии»[3].
Мы постараемся указать на практику Церкви, которая в особых случаях отклоняется от точности (акривия) применения правил. Это случаи крещения ребенка, которому угрожает смерть. В этом случае, если священнослужителя нет, то его может крестить и мирянин, мужчина или женщина. Если нет воды, то можно крестить посыпая ребенка сыпучим веществом, и мы можем считать его крещенным. Это отклонение от правил было сделано для спасения ребенка. Мы находим, что точность нужна для спасения человека, но икономия также применяется для спасения. Таким образом, точность и иконография не противоречат друг другу, так как у них обоих одна цель — спасение человека.
Приведем еще один пример: в 1950-хх гг. произошло массовое возвращение в первоначальную православную церковь бывших униатов. Православная Церковь, как любящая мать, с любовью приняла их в свое лоно. Ни один из перешедших не был крещен православным крещением, поэтому, согласно церковной практике и канонам, они должны были быть приняты через помазание. В рамках икономии спасения Церковь не настаивала на принятии через помазание. Она приняла их через веру, как Авраам поверил Богу, и эта вера сделала его праведным. «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим. 4:3).
Что было бы, если бы Святая Православная Церковь настаивала на принятии Православия через помазание, применяя точность канонов? Нет сомнений в том, что многие бывшие униаты колебались и не перешли бы Православную Церковь как свою изначальную духовную мать, что привело бы к потере тысяч, а может быть, и миллионов, если принять во внимание Западную Украину и Закарпатье. Практически, не соблюдая точных правил, икономия открыла дверь к возвращению в святую Православную Церковь потомков тех, кто был насильственно введен в союз с Римом, означает, что она открыла им дверь в вечную жизнь.
Или мы можем указать на обязанность православных христиан регулярно участвовать в Святой литургии по воскресеньям и в праздничные дни. В своде правил есть канон, исключающий из Церкви тех христиан, которые без серьезной причины не участвовали три раза подряд в Святой Литургии. «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения»[4]. Конечно, правило не подразумевает уважительные причины, «имея настоятельную необходимость, или затруднение, принуждающие его отсутствовать в своей Церкви»[5], например, болезнь, которая не позволяет человеку ходить или держатся на ногах. Отлучение от Церкви — это самое суровое каноническое наказание, по сути, это проклятие (анафема). Из Церкви изгонялись только закоренелые еретики или серьезные преступники, которые не раскаялись. Даже в этом случае, если бы использовалась акривия, более половины наших православных были бы изгнаны из Церкви. Церковь, как хорошая мать, не отделяет своих духовных детей от любви и милосердия, хотя она с сожалением ожидает, что они однажды поймут, что они угрожают их спасению.
Из приведенных выше примеров церковной икономии мы убеждаемся, что Церковь использует исключение из правил не потому, что она не ценит правила, не заботится ли она о том, соблюдают ли их члены их или игнорируют их, или потому что она планирует полностью отменить эти правила. Церковь никогда не сделает этого, потому что сама Церковь издала эти правила, а правила святы, потому что они были изданы Святой Церковью.
Есть еще два вопроса, касающиеся нашей темы. Во-первых: кому дарована церковная икономия, во-вторых, принцип дарования икономии.
Следует отметить, что предоставление церковной икономии не является вопросом воли или незаконности, потому что сторона, запрашивающая исключение из правил, не может делать что-либо произвольно, она не может предоставить это исключение сама, она должна обратиться к тем властям, которые компетентны сделать это, предоставить исключение.
Икономия и акривия
Как отмечал архиепископ Петр (Л’Юилье), икономия как мера целесообразности не противопоставлялась акривии в течение патристического периода, находясь в иной плоскости суждений. Под акривией, в согласии со Священным Писанием (Деян.22:3: «ἀκρίβεια νόµου»; ср. также 26, 5), понималось следование точному смыслу юридической или нравственной нормы, в то время как под икономией подразумевали возможность восполнения позитивного правопорядка в тех обстоятельствах, которые были не предусмотрены законодателем и которые могли повлечь за собой, без применения икономии, неблагоприятные последствия для отдельных лиц или всей Церкви в целом. По этой причине святой Василий Великий в правилах 3 и 89 противопоставляет акривию не икономии, а обычаю, так как содержание обычая как юридической нормы не может быть столь точным и определенным, как содержание закона.
Кроме этого, последующая икономия опирается на акривию подобно тому, как вынесение приговора опирается на предварительное всестороннее расследование дела. Святой Григорий Нисский определил в правиле 3: прибегающие за помощью к чародеям «подробно да вопрошаются» (δι’ ἀκριβείας), и на основании точно проведенного расследования они «должны быть устрояемы» («οἰκονοµηθήσονται»). Для святого Василия, призывавшего в правиле 1 следовать «общему устройству» (τῇ καθόλου οἰκονοµίᾳ) и здесь же — «покоряться правилам с точностью» (δουλεύειν ἀκριβείᾳ κανόνων), икономия не отменяет акривию, а скорее обозначает верный выбор правоприменителем справедливой для данного случая юридической нормы, вопреки всякому личному усмотрению и произволу. Отцы Эфесского Собора начинают письмо памфилийским епископам следующим образом: «Получившим жребий священного служения подобает со всякою точностию (ἀκριβείας) творити разсмотрение о всем, что делати должно», а затем употребляют, по справедливому замечанию Вальсамона, икономию.
Таким образом, акривия означала не объективную строгость нормы, но точное установление смысла относящихся к делу юридических норм и тщательность дознания, на основании чего становится возможной сама икономия. Правильнее было бы говорить о взаимодополняемости, чем противопоставлении акривии и икономии. Отсутствие антитезы акривия — икономия характерно и для более позднего времени. Это позволяло Никите Стифату утверждать, что «мы икономствуем согласно точности канонов». Акривия могла противопоставляться не икономии вообще, а более конкретно «человеколюбию» и «снисхождению» как таким результатам интерпретирования, которые вызывают улучшение правового положения лица.
Позднее эти два понятия начинают использоваться антитетически и даже антонимически. Иерусалимский Патриарх Досифей в одном из своих писем писал, что «церковные дела рассматриваются двумя способами: согласно акривии и согласно икономии; и когда они невозможны по акривии, то они совершаются по икономии». В концепции икономии преподобного Никодима Святогорца, которую он, содержательно зауживая, отождествлял со «снисхождением», икономия начинает уже со всей определенностью противопоставляться акривии как «строгости». В частности, он замечал: «Два вида управления и устроения сохраняются в Церкви Христовой. Один вид именуется акривией, другой именуется икономией и снисхождением, с помощью которых устраивают спасение душ домостроители Духа (οἱ τοῦ Πνεύµατος οἰκονόµοι), иногда одним образом, иногда — другим».
Какой компетентный орган предоставляет исключение?
Здесь следует подчеркнуть, что правила не говорят, о каких-либо конкретных случаях икономии, о том, кто может и при каких обстоятельствах может ее дать, но все это имеет свои очертания в словах Иисуса Христа, Который дал своим ученикам и апостолам силу «вязать и решать» (Мф 16:19; 18:18). Как свидетельствует апостол Павел: «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» (1 Кор. 4:1). Правда, эта сила «вязать и решать» не имеет ничего общего с силой тех, кто носит меч, но это духовная сила, сила любви и милосердия. Эта власть, как известно, перешла к последователям апостолов — епископам, а от епископов — к священникам. Однако сама икономия дается иерархически — для мирян и священников она дается епископами, для епископов — Священным Синодом, а высшим ограном, который регулирует и предоставляет икономию является Архиерейский Собор. Значит, икономия дается высшим духовным органом; миряне не могут предоставлять икономию, даже если они занимают высокое функциональное положение в государстве.
Как стало сейчас
Жизнь современного человека, даже искренне верующего, совершенно не походит на жизнь участника древней общины. Мы не занимаемся натуральным хозяйством, а если и занимаемся — это не единственный и часто даже не основной источник пополнения семейного бюджета. Множество верующих людей живет в городах, занимается интеллектуальным трудом, результаты которого нельзя потрогать руками. Именно тут в истории мировой политэкономии появляется такое понятие, как «всеобщий эквивалент», т.е. деньги.
Пожертвования, которые собираются в храме, расходуются на содержание и людей, и храма
Существенно видоизменились и наши храмы. Они больше не представляют собой холодные угрюмые пещеры, без освещения, тепла и красивого убранства. Напротив, заходя во многие современные храмы, дух захватывает от великолепия форм и оформления церкви. Всем нравится, когда в храме чисто, тепло, светло и просторно. Когда на клиросе красиво поет профессиональных хор, а не какофония голосов трех не спевшихся старушек. Когда есть возможность посещать воскресные школы и приходские кружки для детей. Когда на большие праздники можно поучаствовать во вкусном и сытном приходском обеде. Но не всем нравится, что в современном мире это стоит денег.