Кафедральный собор Успения Божией Матери и всех Святых
Фото sourozh.org
Где:
67 Ennismore Gardens, London, SW7 1NH.
Когда:
храм открыт каждое воскресенье, вход свободный — с 12:00 до 18:00. На Божественную литургию (с 9:30 до 11:00) — вход по записи.
Язык богослужений:
церковнославянский, английский.
Кафедральному собору Успения Божией Матери уже полтора века: спроектированный по образу и подобию итальянской базилики, он был построен в 1849 году. Правда, православным собор был не всегда: когда-то в этом здании главенствовала англиканская церковь. Теперь же оно принадлежит Сурожской епархии — она объединяет все приходы Русской Православной Церкви на территории Великобритании и Ирландии.
При храме есть школа, детский сад и библиотека. Также здесь проходят курсы английского языка.
Успенский собор (Лондон)
Успенский собор (англ. Dormition Cathedral) — кафедральный собор Сурожской епархии Русской Православной Церкви, главный центр православной общины в Лондоне. Полное название достопримечательности — Собор Успения Божией Матери и всех Святых (Cathedral of the Dormition of the Mother of God and All Saints), однако среди самих англичан наиболее популярно простое — Russian Orthodox Church.
Содержание
содержание: |
история и описание |
фотогалерея |
график работы |
входной билет |
полезные ссылки |
адрес |
на карте Лондона |
Внешний вид Успенского собора никоим образом не выдаёт его принадлежность к привычной для нас православной традиции золотых куполов и белых стен. Сооружение было построено в середине XIX века как обычный англиканский храм. В архитектурном плане собор полностью копирует романскую базилику Сан-Дзено Маджоре (Верона, Италия).
Возможно, что судьба достопримечательности на фоне общего падения интереса к религии разделила бы участь прочих церковных зданий, превращённых в музеи, гостиницы и даже пабы, однако поворотную роль сыграла русская революция 1917 года и поток эмиграции в Англию. В середине XX века многократно возросшая православная община Лондона (за счёт эмигрантов и их детей) задумалась о необходимости большой церкви. В 1956 году она взяла в аренду англиканский храм, а через 23 года смогла выкупить его. Настоятелем собора стал митрополит Антоний (в миру Андрей Блум). С его именем связан рост интереса к «восточному христианству» на Западе и к русскому православию в частности. Соединяя в себе западную культуру с православной верой и русской традицией, Антоний сумел с годами довести общее количество последователей в Англии до 250 тысяч человек, что сделало православие третьим по численности религиозным движением в стране.
Внутреннее убранство арендованного англиканского храма было полностью переделано в православном стиле: большие люстры-паникадила, иконы, как спасённые из СССР, так и написанные эмигрантами. Отделка стен выполнена в стиле «сграффито», в котором цветные рельефные линии создаются путём процарапывания верхнего слоя штукатурки до нижнего, цветного.
Иконостас Успенского собора был перенесён из первой православной часовни Лондона, которая существовала с начала XVIII века при посольстве Российской империи до 1921 года. Многие новые иконы для него написал выдающийся иконописец прошлого века Леонид Успенский. Над иконостасом — фреска, изображающая Распятого Христа, в окружении символов четырёх евангелистов. Другие фрески над арками справа и слева от центральной части собора изображают библейские сцены.
Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы и Святых Царственных Мучеников
Фото wikiwand.com
Где:
57 Harvard Road, London, W4 4ED.
Когда:
храм открыт каждое воскресенье, однако службы проводятся чаще (расписание есть на сайте). Ближайшая Божественная литургия — 11 августа в 9:00.
Язык богослужений:
церковнославянский, английский.
На западе Лондона, неподалеку от Королевских ботанических садов, находится еще один русский приход. Он принадлежит Русской Православной Церкви. Появился собор совсем недавно: строительство начали в 1997 году, а в 1999 уже прошла первая служба.
При церкви также есть школа для детей от 6 до 16 лет. Занятия в ней проводятся каждую субботу, с сентября по июль. Среди дисциплин — русский язык, логика, музыка.
Православная Жизнь
Собор Успения Пресвятой Богородицы и святых Царственных мучеников — кафедральный собор Великобританской и Ирландской епархии РПЦЗ, построен в 1997-1999. Расположен в лондонском районе Чизик, боро Хаунслоу.
Первый православный русский приход в Англии был основан в Лондоне Петром I в 1698 году при русском посольстве. С 1813 года храм находился на Уэлбек-стрит, 32, в пристройке, расположенной на месте конюшен, возведённой непосредственно за просторным домом. Русская община была небольшой, и домовая часовня удовлетворяла их потребности.
Во время Первой мировой войны расширились различные российские ведомства, отвечающие за поставку военного оборудования российской армии, и русская община начала расти. К концу войны и началу революции начал поступать поток беженцев. Поражение Белой армии увеличило этот поток. Домовая церковь уже не могла принять такое число верующих, и с окончанием срока аренды церковной земли нужно было найти новое место. Одновременно, Посольская церковь была закрыта вследствие антирелигиозной политики коммунистического правительства.
Англиканская Церковь при содействии РХСД дала возможность приходу временно использовать большую церковь. Затем, в 1923 году, англиканская церковь предоставила другую — церковь Апостола Филиппа в центре Лондона. Этот храм, как и все предыдущие русские церкви в Лондоне, был освящён во имя Успения Пресвятой Богородицы.
В 1927 году русская община в Лондоне разделилась на «евлогиан» и «карловчан» после перехода Митрополита Евлогия (Георгиевского) с подчинёнными ему приходами в Константинопольский Патриархат. Было достигнуто соглашение по использованию церкви, согласно которому службы попеременно чередовались каждую неделю. В 1928 году Русская Зарубежная Православная Церковь направила в Лондон 38-летнего архимандрита Николая (Карпова). 30 июня 1929 года, архимандрит Николай был рукоположен во епископа Лондонского; эта епископская хиротония стала первой на территории Англии после великого раскола 1054 года.
В 1954 году Церковь святого Филиппа была снесена для строительства новой автобусной станции Виктория. После некоторых поисков, приход арендовал здание церкви святого Стефана, расположенной у Императорской Арки на Gloucester Road. Здание раньше принадлежало Шотландской Пресвитерианской Церкви. В этом здании проводились богослужения в течение 30 лет. За эти годы приход значительно увеличился.
В 1989 году договор аренды истек, приход решил построить собственное здание церкви в русском стиле, с традиционным куполом и колокольней. В то время приход собирался на небольшом подворье в Часовне Всех Святых на St Dunstans Road в Хаммерсмит, которую Владыка Николай завещал приходу. Сразу же стало очевидно, что приходу необходимо найти большой и постоянный храм. В 1992 году, после нескольких лет поисков, приход нашёл и приобрёл участок площадью 1968 м² в Чизике, на западе Большого Лондона, с большим домом.
На время постройки собора к дому был пристроен большой зал, где проводились богослужения. Другие помещения первого этажа использовались для нужд прихода и трапезной. Квартира на втором этаже была отремонтирована и является резиденцией священника прихода.
27 ноября 1997 года был заложен первый камень в здание нового русского православного собора. На Лазареву Субботу в 1999 года в новом храме состоялось первое богослужение.
С тех пор храм увенчался куполом, золотым крестом, полностью закончен нижний придел, баптистерий, установлена вентиляция.
29 мая 2005 года Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр (Шкурла) возглавил освящение первого в Великобритании Русского Православного храма в честь Святых Царственных Мучеников.
В 2005 году начались строительные работы в верхнем храме: оштукатуривание стен, возведение сводов, установка пола, отопления, электричества. В 2009 году установлен новый иконостас, средства на который пожертвовали прихожане храма.
В июне 2012 года начались работы по росписи стен в алтарной части храма.
При церкви действует субботняя школа, в которой детям преподаются Закон Божий, русский язык, русская словесность, основы православного духовного пения и другие предметы. В воскресные и праздничные дни силами сестричества и других прихожан готовятся обеды, что дает возможность прихожанам общаться и вне богослужений, знакомиться ближе с гостями прихода.
По материалам azbyka.ru
Приход Успения Пресвятой Богородицы (Церковь Святого Андрея)
Фото venuemap.co.uk
Где:
5 St Andrew St, Holborn, London, EC4A 3AF.
Когда:
службы проходят регулярно — в первые, третьи и пятые выходные месяца. Божественная литургия начинается в 10:30.
Язык богослужений:
церковнославянский, английский.
Православный приход греческой традиции расположился в церкви Святого Андрея (это всего в паре кварталов от собора Святого Павла). Интересно, что церковь на этом месте находилась еще в конце первого тысячелетия: первые упоминания о деревянном здании в уставе Вестминстерского аббатства датируются 951 годом (по некоторым данным — 959 годом).
В Средние века дерево заменили на камень, благодаря чему церкви удалось пережить Великий пожар. После этого храм неоднократно перестраивался: сегодня от средневекового обличия остались только башня и склеп.
Приход Святых Апостолов Петра и Павла (Церковь Святого Петра)
Фото geograph.org.uk
Где:
Clapham Manor Street, London, SW4 6BX
Когда:
службы проходят каждое второе, третье и пятое воскресенье месяца, начинаются в 11:00. Подробный календарь богослужений можно найти на сайте.
Язык богослужений:
английский, часть молитв читается на греческом и церковнославянском.
Православный приход в Клэпхэме основан в 2013 году. Он также является частью Вселенского патриархата. Службы проходят в церкви Святого Петра, здание которой принадлежит англиканской церкви.
После воскресной Литургии прихожане собираются на ланч в формате «принеси и поделись», чтобы познакомиться друг с другом.
Кафедральный собор Святого Преображения Господня
pinterest.co.uk
Где:
1A, Newton Avenue, London, W3 8AJ.
Когда:
службы проводятся каждые выходные, подробная информация есть на сайте.
Язык богослужений
: украинский.
Кафедральный собор Святого Преображения Господня принадлежит Украинской автокефальной православной церкви, которая, в свою очередь, является частью Вселенского патриархата. Здание община приобрела в конце 1970-х годов — до этого оно, как и многие ныне православные храмы Лондона, принадлежало англиканской церкви.
Службы в соборе проводятся регулярно, а для тех, кто не может их посетить, транслируются в прямом эфире на странице прихода в Facebook.
- Описание
- Паломничества (2)
- Поездки сюда (6)
Описание Успенского собора в г. Лондон
Собор Успения Божией Матери и Всех Святых (англ. Cathedral of the Dormition of the Mother of God and all Saints) — кафедральный собор Сурожской епархии Русской православной церкви. Располагается по адресу: 67 Ennismore Gardens, London SW7 1NH.
Здание нынешнего Успенского собора было построено в 1848-1849 годах по проекту Льюиса Вуллиами и являлось англиканским приходским храмом всех святых. Храм повторяет базилику Сан-Дзено Маджоре в Вероне (XI в.). Западный фасад был перестроен в 1892 году Харрисоном Таунсендом. Особенно примечательна роспись над высокими арками, выполненная Хейвудом Самнером в технике сграффито, принцип которой основан том, что при процарапывании специальными инструментами верхнего тонкого слоя штукатурки обнажаются слои других цветов. Над аркой в восточной части собора изображено Распятие с символами евангелистов. В западной части шесть круглых изображений обозначают шесть дней Творения. Фрески в верхней части стен нефа изображают библейские сцены и святых.
В 1956 году храм арендовала православная община Русской православной церкви, существовавшая ещё с 1741 года. Благодаря поддержке многочисленных друзей прихода, в 1979 году приходу удалось приобрести здание храма в собственность. Помимо собора, в комплекс входит пять жилых зданий.
Здание было легко приспособлено для православного богослужения. Царские врата иконостаса удалось спасти из храма при Русском Посольстве в Лондоне после Октябрьской революции. Иконы иконостаса были написаны в различное время тремя учениками выдающегося русского иконописца Леонида Успенского. Многие другие иконы были пожертвованы храму частными лицами.
В 2006 году исполняющий обязанности управляющего Сурожской епархии, в юрисдикции которой находится собор, епископ Василий (Осборн) решил перейти из Московского в Константинопольский Патриархат. Священный Синод Константинопольской церкви принял епископа Василия, присвоив ему титул «Амфипольский», и назначил его викарием главы Западноевропейского экзархата Константинопольского Патриарха.
В 2007 году часть клириков и мирян Успенского собора решила покинуть Сурожскую епархию вместе с епископом Василием. Они объявили, что храм в центре Лондона принадлежит им. После этого начался судебный процесс, который длился два года и завершился судебным решением в пользу Русской православной церкви.
Ныне приходская община состоит из людей различного национального происхождения, в основном, — это русские и британцы, в связи с чем богослужения проводятся на церковнославянском и английском языках.
Паломнические поездки к Успенскому собору в г. Лондон
- Поездка из Москвы в Успенский собор в г. Лондон
- Поездка из Москвы в Успенский собор в г. Лондон
- Поездка из Москвы в Успенский собор в г. Лондон
- Поездка из Лондона в Успенский собор в г. Лондон
- Поездка из Лондона в Успенский собор в г. Лондон
- Поездка из Москвы в Успенский собор в г. Лондон
Православная церковь Святого Николая
Фото Google Maps
Где:
69 Watling Street, London, EC4N 4SJ.
Когда:
службы проводятся каждые выходные, подробное расписание есть на сайте.
Язык богослужений:
молдавский.
В церкви Святого Николая с 2013 года проходят службы молдавской православной общины — на родном молдавском языке. Однако, как указано на сайте общины, рады там будут не только соотечественникам, но и румынам, а также всем, кто «готов впустить Господа в свое сердце».
Румынский православный приход Святого Георгия Победоносца (Церковь Святой Марии Ле Странд)
Фото e-architect.co.uk
Где:
Strand, London WC2R 1ES
Когда:
службы проводятся регулярно, подробное расписание есть на сайте.
Язык богослужений:
румынский.
К слову, о румынах: у них есть и свой приход. На данный момент он располагается в церкви Святой Марии Ле Странд, построенной в начале XVIII века и чудом уцелевшей во время войны.
Русская Церковь в Лондоне
В декабре 2006 г. исполняется 290 лет со дня основания Русской Успенской церкви в Лондоне. С того времени не прерывается приношение Бескровной Жертвы в столице Великобритании — страны, где начало проповеди Евангелия положил апостол от семидесяти Аристовул и где Церковь Христова за тысячелетие (до отпадения Запада в XI веке) прославила подвиг более двухсот мучеников, святителей, преподобных, благоверных королей и страстотерпцев. В начале XVIII века в Англию стали прибывать русские люди. Царь Петр I, в 1699 г. более трех месяцев живший в Лондоне и закончивший тут свое обучение корабельному делу, стал посылать в Лондон молодых дворян и мастеровых для обучения наукам и ремеслам. К середине 1710-х годов десятки русских — морских офицеров («практики ради навигацкой»), кораблестроителей, механиков жили и учились в Англии. Они по несколько лет не говели, не приобщались Святых Таин, за неимением в Великобритании церкви и священника.
В 1712 г. в Лондон из Александрийской Церкви для сбора пожертвований прибыл митрополит Фиваидский Арсений с группой греческих клириков. Среди сопровождавших были казначей Александрийского Свято-Саввина монастыря архимандрит Геннадий и его племянник чтец Варфоломей Кассано. Владыка Арсений устроил часовню в снятом для этого доме и совершал регулярные богослужения. Русские, наконец, могли исповедаться (через переводчика) и причаститься. На службах бывали местные и приезжие греки, заходили и англичане, интересовавшиеся православием. Пробыв в Англии более трех лет, посланцы Александрийского патриарха отплыли в Голландию.
В то время в Лондоне действовала постоянная Русская миссия (посольство). В октябре 1716 г. Яков Сенявич, секретарь миссии, которому было поручено опекать молодых соотечественников, обратился к митрополиту Арсению с просьбой прислать в Лондон архимандрита Геннадия для устроения в столице Англии православной церкви. Вскоре о. Геннадий с племянником вернулись в Лондон. Сенявич нанял дом в переулке Эксчейндж-корт, близ Стрэнда, в большой гостиной которого была устроена русская посольская церковь, освященная во имя Успения Божией Матери. В верхнем этаже дома поселились архимандрит Геннадий и его келейник Варфоломей.
Яков Сенявич добился приема у Лондонского англиканского епископа Джона Робинсона и, представив ему архимандрита Геннадия, рассказал, что волею царя Петра на английском флоте служат русские люди, нуждающиеся в духовном окормлении. Заметив, что «русский царь в своем государстве английским протестантам церковь содержать милостиво соизволяет», он получил от епископа Робинсона разрешение совершать в Лондоне православные богослужения. Епископ велел Сенявичу, чтобы «приватно службу Божию отправляли»; «англичан до церкви не допускать», пение же должно быть тихое, «чтоб простой народ какой обиды не учинил» (приняв службу за католическую мессу, служить которую в Англии было запрещено законом).
Первая Божественная литургия была совершена в конце ноября 1716 г. — вероятнее всего, 21-го, в праздник Введения Пресвятой Богородицы во Храм. В Патриаршем Успенском соборе хранится реликвия — первое напрестольное Евангелие Русской церкви в Лондоне, изданное по-гречески в Венеции в 1684 г.
Вскоре Сенявич с архимандритом Геннадием отправились в Голландию и получили аудиенцию у царя. Петр Алексеевич именным указом повелел выдавать средства на содержание лондонской посольской церкви и священника при ней. Он также пожелал, чтобы у русских в Лондоне была церковь, построенная на своей земле. Царскому желанию Бог судил сбыться лишь в последней четверти XX века.
Хотя к 1720 г. отношения между Россией и Англией были прерваны, посольство и почти все русские уехали на родину, службы в Успенской Греко-Российской церкви не прекращались. Большинство прихожан были греки — купцы, моряки; было и несколько русских. Стали понемногу принимать православие англичане — чаще всего невесты и жены православных. Согласно записи в «Книге церковной записной» за 15 августа 1724 г., к Св. Церкви была присоединена Елисавета, жена Варфоломея Кассано (венчались они в июле того же года). Чтобы подготовить ее к св. Крещению, Варфоломей перевел Катехизис на английский. На Рождество 1731 г. крестилась первая английская семья: Роберт Райт с женой Елисаветой и детьми.
В 1726 г. архимандрит Геннадий написал священноначалию письмо с просьбой рукоположить находившегося тогда в Петербурге Варфоломея в священный сан себе в помощники. По указанию архиепископа Новгородского Феофана (Прокоповича) просьба была исполнена. Священник Варфоломей получил для служения ризы и отплыл в Лондон. В 1731 г. отец Геннадий, будучи в России, получает от правительства для церкви иконы и плащаницу. Церковное убранство было весьма скромным: по описи 1739 г. в двухъярусном иконостасе было девять икон, также две малые иконы по бокам и четыре складня.
Первый настоятель посольской Успенской церкви архимандрит Геннадий отошел ко Господу в начале 1737 г. Отец Варфоломей, к тому времени овдовевший и принявший постриг, вступил в должность настоятеля. Он служил и проповедовал по-гречески и по-английски (в описи церковного имущества за 1749 г. есть английские переводы двух Литургий, Служебника, Катехизиса и два ящика с проповедями по-английски). По свидетельству князя Антиоха Кантемира, российского посланника в Англии в 1732-1738 гг. и известного поэта, иеромонах Варфоломей «говорил и писал по-английски как природный англичанин». Небольшая община состояла из русских дипломатов и их семей, греческих и русских купцов (с 1681 по 1838 г. лондонские греки не имели своего храма), немногих простолюдинов, оказавшихся в Англии, и нескольких английских семей, принявших православие (особо назовем жившего в Лондоне американца Филиппа Лодвелла с дочерьми).
После кончины архимандрита Геннадия Святейший Правительствующий Синод отправляет в Англию в помощь о. Варфоломею был направлен иеромонаха Иоанна (Ястрембскийого), впрочем, скоро вернувшийегося в Россию. С ним прибыли два псаломщика, в старое время именовавшиеся дьячками или церковниками (псаломщик, то есть церковный чтец — низший чин церковнослужителя). Псаломщиков обычно выбирали из семинаристов или певчих Придворной капеллы. Церковники готовили службы, пели на клиросе, убирали церковь. После этого штат посольской церкви не изменялся 130 лет — один священник и два церковника.
В 1746 г. скончался иеромонах Варфоломей. В церкви по ходатайству посланника временно служат афонские иеромонахи Геннадий и Иеремия. Синод отправляет в Лондон протоиерея Архангельского собора Кремля Антипу Мартинианова, но тот вскоре занемог и попросился обратно. В 1749 г. один из псаломщиков, Стефан Ивановский, по рекомендации российского посланника решением Синода был рукоположен во иерея. Священник Стефан, воспитанник Московской славяно-греко-латинской академии, «человек тихий, благочестивый и довольно ученый», женатый на Анне Джонсон, служил в Успенской церкви до своей кончины в 1765 г.
При о. Стефане посольская церковь впервые поменяла адрес. «Церковь… пришла в крайне ветхое и в скудное состояние, а именно дом, в коем св. церковь состоит, так уже древен, что ежедневно ожидаю его разрушения» — писал о. Стефан послу. Дом стоял «в неприличном и позорном месте» — узеньком переулке у Стрэнда, главной торговой улицы Лондона, куда по вечерам выходили уличные женщины (поэтому приходилось нанимать сторожа у дверей во время служб). В 1756 г. церковь переехала поближе к посольству, на Берлингтон-гарденс близ Клиффорд-стрит (недалеко от Риджент-стрит). Как обычно, гостиная была переделана в часовню. Годовая аренда дома в достойном месте обходилась в 80 фунтов (400 руб., в двадцать раз дороже прежнего).
После непродолжительного пребывания в Лондоне присланного киевским митрополитом проповедника в архиерейском доме и «учителя великой инструкции» иеромонаха Ефрема (Дьяковского), следующим настоятелем Успенской церкви становится Андрей Самборский, прежде служивший в Лондоне церковником. Обвенчавшись с англичанкой в Амстердаме, Самборский был рукоположен во иерея 8 сентября 1769 г. в Санкт-Петербурге.
Одним из основных требований к кандидату было знание греческого, так как значительную часть прихожан составляли греки. О. Андрей окончил Белгородскую семинарию и до отъезда в Лондон обучался в Киевской духовной академии.
Перед отъездом на место служения новопоставленный священник получал от Синода письменную инструкцию. Так иеромонаху Иоанну (Ястрембскому) предписывалось носить «платье колера черного не весьма дорогой цены, но только чистое», длинное («не выше 2 вершков от земли»); «босоножно не ходить, но в сапогах, какие там употребляются, или в башмаках с чулками черными». Запрещалось «монашеское одеяние во время ношения на руку заметывать», «продавать на улице свечи церковные, или выставлять столики на улице для сбора денег», «выдумывать чудеса и видения». По городу надлежало «чистою коляскою ездить, а не пешком ходить».
Инструкция священнику Андрею Самборскому (из 21 пункта) предписывает формы поминовения Императрицы Екатерины, августейшего семейства, всей палаты и воинства их, а также Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода. Определяются службы и молебны в высокоторжественные дни (рождения, тезоименитства, восшествия на престол и коронации монарха). Указываются требования к поведению священника, и обязанность «смотреть прилежно» за подчиненными ему церковниками. Священнику необходимо прилежать о проповеди слова Божия; всегда иметь в алтаре запасные Св. Дары. «Смотреть за тем, чтобы при богослужении на смеялись, не шумели и не безчинствовали»); о нарушителях порядка, после двукратного увещания, надлежало сообщать российскому министру (послу). Со всеми вести себя благонравно, особо с англичанами, а также «с приезжими греками с потребным снисхождением и приятностью обходиться».
Приведем примечательные пункты: «6. Смотреть прилежно, дабы в городе Лондоне обретающиеся Православно-восточной, Греко-Российской веры всякого чина Российского народа люди во все установленные посты, паче же во святой Великий, постились и исповедовались, и по достоинству Св. Таин приобщались нео7. В прение о вере ни с кем, паче же с иного исповедания людьми, не вступать»; «8. При присутствии, где бы то ни быти не имело, Его Королевского Величества, ежели тебе тут же быти случится, поступать честно и учтиво и ни в какие дальные и неумеренные разговоры и действа отнюдь не вступать…»; «9. За крещение, браки, благословение и погребение не домогаться, но кто что доброю волею подаст, принимать с благодарностью и довольствоваться Ее Императорского Величества милостивым жалованьем»; «12. К людям иного исповедания со святынею не ходить, да и к своим ходить токмо когда будешь приглашен».
Протоиерей Андрей Самборский открывает череду выдающихся людей, настоятельствовавших в Лондонской посольской церкви. Он пишет докладную записку на имя Екатерины II, предлагая обучать юношей из России передовым методам сельского хозяйства, которыми Англия в то время славилась. По велению царицы он отправляется в Харьков, и из семинарии отбирает молодых людей для обучения в Англии, а также новых псаломщиков для лондонского храма.
Вскоре императрица отзывает о. Андрея в Россию и отправляет его сопровождать цесаревича Павла Петровича в путешествии по Европе. Позднее протоиерей Андрей Самборский становится законоучителем сыновей Павла, Александра (будущего императора) и Константина. Впоследствии о. Андрей назначается настоятелем новопостроенного Софийского собора в Царском Селе, а в самом начале XIX века отправляется в Венгрию в качестве духовника дочери Павла I Александры, рано умершей супруги Австро-Венгерского наследника престола.
По отъезде о. Андрея в Россию в 1780 г. на его место был рукоположен некогда привезенный им из Харькова псаломщик Иаков Смирнов, прослуживший в Лондоне почти 65 лет — более, чем кто-либо иной. О. Иаков был человек весьма незаурядный. Он много помогал английскому историку Уильяму Туку в работе над историей России в царствование Екатерины II и издал в Лондоне свой перевод «Описания Российской Империи» Плещеева.
Протоиерей Иаков (получивший протоиерейство на тридцать восьмом году служения) поражал гостей из России непоповской внешностью. Одевался он на английский манер, хотя и несколько старомодно: носил длиннополый сюртук, штиблеты, напудренную косицу. «Молодой, прекрасно образованный английский лорд!» (писал журналист Петр Макаров в 1795 г.); «одеждой — лорд прежних времен… он казался мне ожившим портретом голландской школы» (художник Федор Иордан, 1830 г.).
Помимо священнических обязанностей, о. Иаков Смирнов был надежным помощником многолетнего посла России в Лондоне графа Семена Воронцова. В 1791 г., во время одного из кризисов в отношениях между Россией и Англией, о. Иаков вместе с прихожанином посольской церкви англичанином Джоном Парадайзом, зятем Филиппа Лодвелла, несколько месяцев с утра до ночи работал над организацией кампании в прессе против войны с Россией, которую намеревалось начать английское правительство. Войну удалось предотвратить.
Во время нового обострения отношений в 1800 г., когда посол России покинул Англию, священник Смирнов рескриптом императора Павла был назначен исполняющим обязанности Российского посланника (насколько известно, это единственный в истории Русской Церкви случай).
Протоиерей Иаков Смирнов владел полдюжиной языков и был избран членом Королевского Общества (британской Академии наук) за опубликованные им статьи в разных отраслях естественных наук.
Выделяемых Сенатом на аренду и содержание храма 600 рублей едва хватало на текущие расходы, и к началу служения о. Иакова здание пришло в негодность. При нем посольская церковь переезжала дважды: в 1784 г. на Грейт-Портланд-стрит, а в 1813 г. — в арендованный на долгий срок просторный дом N 32 по Уэльбек-стрит, где пребывала дольше, чем где-либо — более ста лет. В 1815 г., с позволения домовладельца и соседей, о. Иаков строит часовню во дворе дома, где прежде были конюшни.
Последние три года жизни отца Иакова были омрачены наступающей слепотой. С середины 1837 г. в помощь ему приезжал иеромонах Нифонт из парижской посольской церкви. Годом раньше прихожане-греки решили отделиться, устроив свою церковь в купеческом доме в Сити.
После кончины о. Иакова в 1840 г. в Лондон был переведен из Копенгагена священник Евгений Попов, магистр богословия Санкт-Петербургской духовной академии. Общительный и деятельный, он скоро стал душой небольшой русской колонии. В годы Крымской войны и позднее по ее окончании о. Евгений регулярно ездил в портовые города, где содержались сотни русских военнопленных, и много хлопотал о их судьбе перед властями. Когда в Португалии свирепствовала эпидемия холеры, он провел там несколько месяцев (в это время в Лондоне служил его сын).
Протоиерей Евгений Попов имел обширные связи в английском обществе. Он был главным консультантом англиканского священника Джона Мэйзона Нила в работе над многотомной историей Православной Восточной Церкви (труд Дж. М. Нила поддерживали император Николай I и свт. Филарет Московский). О. Евгений Попов печатал заметки в российских журналах духовного направления, в частности, о возможности соединения с англиканами (его вывод в последнем случае — отрицательный), писал докладные записки в Синод (сохранился его обширный доклад с предложениями по церковно-политическому урегулированию положения Константинопольского Патриархата, испытывавшего притеснения от Османского правительства).
В середине 1860-х годов о. Евгений, принявшись за ремонт церковного здания, принял решение на том же месте построить новое. Часовня была увенчана куполом и расписана. Иконы в иконостасе были написаны специально приглашенным членом Российской Академии художеств. Большую помощь в устроении нового храма оказала проживавшая в Лондоне дочь Александра II великая княгиня Мария Александровна, супруга герцога Эдинбургского. Русская часовня на Уэльбек-стрит сохранилась до наших дней. Это памятник архитектуры, охраняемый законом (но, увы, не используемый по назначению — теперь там склад гомеопатических лекарств).
В 1875 г. протоиерей Евгений Попов, находясь в Санкт-Петербурге, неожиданно скончался. (Из многолетних настоятелей лондонской церкви лишь он и протоиерей Андрей Самборский похоронены в России, все остальные покоятся в Лондоне: две могилы сохранились на кладбище Кенсал-грин, три — на Старо-Бромтонском кладбище.) Настоятелем стал его сын Василий — как и отец, окончивший Санкт-Петербургскую духовную академию. Через два года священник Василий скоропостижно скончался. Синод переводит в Лондон из Брюсселя о. Евгения Смирнова, который прослужит в посольской церкви 46 лет, с 1877 по 1923 г.
О. Евгений Смирнов после окончания Академии несколько лет служил псаломщиком в русской церкви в Нью-Йорке (имеются его воспоминания об этом). Подобно своему предшественнику, о. Евгений был талантливым церковным деятелем. Он много писал; выпустил книги о соединении церквей (выводы — неутешительные), об истории миссий Русской Церкви (по-английски) и др. Много статей прот. Евгений написал несколько книг, печатал статьи в церковных журналах, вел обширную корреспонденцию (сохранилась его переписка с архиепископом Ярославским Тихоном — будущим патриархом, и св. равноап. Николаем, архиепископом Японским), был близким сотрудником обер-прокурора Священного Синода Константина Победоносцева.
В конце XIX в. зарубежные приходы в Европе были переданы в ведение митрополита Санкт-Петербургского. С 1867 г. в штате церкви имеется диакон (первым диаконом стал сын о. Евгения Попова Василий), а в 1897 г. появляется и хор (прежде пели псаломщики): Синод решает прислать четырех певчих — магистров богословия Санкт-Петербургской духовной академии.
Случались с клириками в Лондоне и особые несчастья. Посол Мусин-Пушкин писал в докладе за 1767 г. об иеромонахе Ефреме (Дьяковском): «Здоровье его упало и из дому выходить не мог, ибо от дерзновенного и необузданного здешнего народа, к одежде его непривыкшего, не раз были учинены ему на улицах огорчения и обиды». О. Ефрема жестоко били, принимая его за католического священника, каковых в Англии за полтора века до того положено было ловить и казнить.
Особенно тяжелой была жизнь псаломщиков: до середины XIX века их жалование было весьма мало (100 руб. в год — на английские деньги 20 фунтов), а Лондон в то время считался самым дорогим городом в мире. Посол граф Чернышев писал в Коллегию иностранных дел о том, что труд церковнослужителей в Лондоне оплачивается хуже, чем труд лакеев (получавших 25 фунтов в год, притом имея от господ даровую квартиру, стол и одежду). Церковники входили в неоплатные долги; под влиянием нужды и лишений некоторые впадали в отчаяние, начинали пить. Несчастный дьячок Сила Бархатов подрался на улице с солдатами и был осужден на год тюрьмы, где через два месяца неожиданно скончался.
Были среди псаломщиков весьма заслуженные люди, прослужившие в лондонской церкви многие десятилетия: Леонтий Литкевич (служил 54 года, скончался в 1834 г.), Николай Орлов (служил 46 лет, скончался в 1916 г.). Псаломщик Орлов последние годы жизни профессорствовал в Лондонском университете (Кингс-колледж, русский язык и литература). Он также переводил на английский и издавал богослужебные тексты, что особо ценили архиереи и клирики Алеутской епархии, окормлявшие всех православных, живших в Северной Америке. О. Евгений отправлял в Америку множество книг.
* * *
С концом Российской империи начинается новый этап в жизни русской церкви в Лондоне. Поддержки со стороны российского государства ждать не приходилось; к тому же количество молящихся в выросло в несколько раз за счет беженцев, и на праздники часовня на Уэльбек-стрит не могла вместить всех молящихся. В октябре 1919 г. решением общего собрания был учрежден Лондонский Успенский приход Русской Православной Церкви, и в качестве приходского устава принят устав, утвержденный Московским Собором 1917-1918 гг.
Вскоре была заведена «Приходская книга», куда записалось около 400 прихожан. Следует заметить, что определенная часть русских указывала свое лондонское место жительства как временное, а российское — как «постоянное», «обыкновенное» (граф Дмитрий Шереметев записал себя, жену и детей по адресу: Петроград, Фонтанка, 34). Довольно много было англичан — потомков смешанных браков, а также тех, кто много лет прожил в России и вернулся с русскими женами и детьми (по законам Российской империи все без исключения дети смешанных браков воспитывались в православной вере).
С 1921 г. богослужения совершались в здании бывшей англиканской церкви св. апостола Филиппа, находившейся недалеко от вокзала Виктория (церковь, разумеется, была освящена во имя Успения Божией Матери, но в просторечии осталась церковью ап. Филиппа).
Когда в 1923 г. скончался о. Евгений, Приходской совет предложил в настоятели протоиерея Иоанна Лелюхина, эвакуировавшегося с белым ополчением из Архангельска. В 1926 г. в Лондон приехал из Финляндии архиепископ Серафим (Лукьянов).
В том же 1926 году разгорелся открытый спор между митрополитом Евлогием (Георгиевским), которого патриарх Тихон поставил управлять Западноевропейской епархией, и Заграничным Синодом в Сремских Карловцах (Югославия) во главе с митрополитом Антонием (Храповицким). Часть лондонских клириков — протоиерей Николай Бер и священник Владимир Феокритов держала сторону митрополита Евлогия и его либеральных парижских сторонников, другая — архиепископ Серафим и протоиерей Иоанн Лелюхин — сторону Синода в Карловцах.
Произошел раскол: сторонники митрополита Евлогия отделились от архиепископа Серафима, оставшегося в ведении Зарубежного Синода, и образовали патриарший приход (обычно именовавшийся «евлогианским»). Служили в одном храме попеременно (одну субботу и воскресенье — евлогианский приход, следующие — зарубежный). Отношения, впрочем, были вполне теплые, ибо ведь выбор прихода очень часто диктовался политическими симпатиями; нередко было так, что в одной семье сторонники монархии ходили в зарубежный приход, а люди либеральные — в евлогианский. Благотворительный предрождественский «bazaar» (распродажу) устраивали совместно, как и ежегодную кампанию по сбору средств на текущие расходы. Хор оставался один на два прихода.
В 1931 г. митрополита Евлогия с управлявшейся им Западноевропейской епархией (которая насчитывала около ста приходов) принял в общение Константинопольский патриарх Фотий. Принял временно, до избавления от гонений безбожной власти в России. Лондонский патриарший приход также стал «евлогианским».
В 1940 г. почил в Бозе протоиерей Николай Бер, и приход возглавил протоиерей Владимир Феокритов. Во время Второй мировой войны церковь пострадала от бомбежки (после войны пролом в стене, образовавшийся от попадания бомбы, был заделан). К тому времени оба прихода имели свой приходской дом, где совершались богослужения, когда в главном храме служил другой приход.
Оба лондонских русских Успенских прихода существуют и ныне; оба — наследники Русской Посольской церкви. С Божией помощью, общение между ними может быть налажено в недалеком будущем. Ныне приход Русской Православной Церкви Заграницей возглавляет протоиерей Вадим Закревский. Службы совершаются в недавно построенном двухпрестольном храме во имя Успения Божией Матери и Новомучеников и исповедников Российских, расположенном на западе Лондона в районе Чизик.
В 1945 г. престарелый митрополит Евлогий решил вернуться, и просил Патриарха Московского Алексия I принять его и его паству под свой омофор. В августе 1945 г. в Париже и Лондоне побывала делегация Русской Церкви во главе с митрополитом Крутицким Николаем (Ярушевичем). Осенью того же года Священный Синод Русской Церкви удовлетворил просьбу владыки Евлогия.
Однако в 1946 году, по кончине митрополита, его последователи в Париже отказались подчиниться этому решению и попросились в Константинополь (ссылаясь на то, что ответа оттуда на письменное уведомление Патриарха Алексия и прошение митрополита Евлогия не последовало). Из всей епархии один лишь Лондонский приход сохранил верность Патриарху Московскому.
В начале 1949 г. в Лондон из Парижа по приглашению Содружества во имя прп. Сергия, игумена Радонежского, и первомученика Британского Албана приезжает иеромонах Антоний (Блум). Содружество было основано в 1920-е годы верующими студентами — православными, англиканами, католиками, и проводило ежегодные конференции, на которые о. Антоний к тому времени приезжал уже трижды.
Кроме своих обязанностей в Содружестве (он служил, проповедовал и читал лекции в часовне Содружества во имя свт. Василия Великого на ул. Ноттинг-Хилл-Гейт), о. Антоний помогал протоирею Владимиру на патриаршем приходе. И когда летом 1950 г. о. Владимир неожиданно скончался, прихожане с любовью приветствовали нового настоятеля иеромонаха Антония.
О. Антоний восстановил приходскую школу для детей, существовавшую до войны. Начал регулярно выходить «Приходской вестник» с приложением для детей и английским отделом. О. Антоний по-прежнему активно работал в Содружестве, и мало-помалу в церковь потянулась молодежь — второе поколение эмигрантов. Появились и англичане, изъявившие желание присоединиться к Св. Церкви.
В 1953 г. отец Антоний был возведен в сан игумена, в 1956 — архимандрита, а в 1957 г. был поставлен во епископа Сергиевского. В 1962 г. решением Св. Синода на территории Великобритании была образована епархия, носящая имя — Сурожской. Епископ Антоний стал архиепископом (с 1966 г. митрополитом) Сурожским.
В 1953 г. городские власти Лондона решили строить на месте церкви ап. Филиппа автовокзал. В распоряжение патриаршего прихода было предоставлено пустующее здание англиканской церкви во имя Всех святых, по адресу Эннисмор Гарденс, 67.
Осенью 1956 г. престол храма был освящен во имя Успения Божией Матери. Митрополит Антоний благословил оставить в имени собора праздник Всех святых (в храме один престол). В октябре 1964 г. службу праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня возглавил находившийся в Англии с визитом Святейший Патриарх Алексий I.
В 1979 г. усилиями прихожан здание церкви было приобретено в собственность прихода. Значительную часть собранных средств составили добровольные пожертвования англикан, весьма ценивших труды митрополита Антония на ниве евангельской проповеди (с начала 1960-х годов он регулярно проповедовал на местном радио и телевидении).
В 1991 г. по приглашению митрополита Антония в Лондон прибыл епископ (с 1992 г. архиепископ) Анатолий (Кузнецов), получивший титул Керченского. В том же году собор посетил Святейший Патриарх Алексий II. С начала 1990-х годов все большую часть прихожан составляют новоприезжие — как те, кто воцерковился на Родине, так и пришедшие в Церковь уже в Англии. За последние пятнадцать лет приход вырос в несколько раз.
В 2003 г., после 55 лет трудов по распространению православия в Великобритании, почил в Бозе митрополит Сурожский Антоний. В 2003-2006 гг. временным управляющим епархии был епископ Сергиевский Василий (Осборн).
В настоящее время епархией и Лондонским приходом управляет архиепископ Корсунский Иннокентий (Васильев). Решением Священного Синода от 6 октября 2006 г. викарием Корсунской епархии определено быть епископу Богородскому Елисею (Ганабе), которому было поручено управление Сурожской епархией.
https://tserkov.info/numbers/orthodox/?ID=1941&forprint
Коптская православная церковь Святого Марка
Фото geograph.org.uk
Где:
Allen Street, Kensington, London, W8 6UX
Когда:
службы проводятся регулярно, подробное расписание есть на сайте.
Язык богослужений:
арабский, английский.
Если есть желание попасть на необычную православную службу, отправляйтесь в Кенсингтон: там находится коптская церковь. Копты очень самобытны: несмотря на то, что формально они относят себя к православию, в их традиции есть и раннехристианские, и древнеегипетские обряды. Молитвы в коптской церкви читают на арабском.
Греческий православный собор Святой Софии
Фото victorianweb.org
Где:
Moscow Road, Bayswater, London, W2 4LQ.
Когда:
службы проводятся каждое воскресенье в 9:30. С понедельника по пятницу собор также открыт — для частных визитов.
Язык богослужений:
греческий.
Рядом с Гайд-парком располагается главная святыня греческой общины — собор Святой Софии. Храм в неовизантийском стиле был открыт в конце XIX века — в 1882 году там прошла первая служба.
При соборе действует музей: там расположена выставка церковной утвари и предметов, которые рассказывают о жизни греческой диаспоры в Лондоне.
Православный Лондон: церкви и храмы
Взаимоотношения английского народа с религией всегда были более чем необычными: от набожных католических королей-рыцарей Средних Веков власть перешла прагматичным и расчетливым безбожникам времен Возрождения, которые позже сделали себя главами англиканской церкви и вытеснили католичество с поста главенствующей религии. В результате, в Великобритании сложилось общество, которое абсолютно нормально воспринимает все возможные религии – от дикой смеси христианства и язычества, которую ирландцы считают единственно верной, до пастафарианства.
Из всех этих религий наиболее важной для русских является православное христианство, его в Лондон принесли эмигранты из Греции, а позже и из России. Да, в Великобритании действуют одновременно и греческая православная церковь и другие конфессии, причисляемые к православным, причем конфликты, которые были бы неизбежны в других ситуациях, притупляются в данном случае острой конкуренцией со стороны католиков и англиканцев. Греческая церковь представлена в основном общинами, а вот у российской есть и полноценное представительство в Соборе Успения Божией Матери и Царственных Мучеников, находящемуся по адресу Гарвард роад, 57. Попасть туда можно, выйдя на станции метро Gunnersbury – собор будет в вашей прямой видимости. Если же погода не позволяет ориентироваться (в Лондоне туманы – это норма), тогда пройдите по Гранж роад до пересечения с Берлингтон роад и поверните направо на ее перекрестке с Гросвенор роад. Собор будет прямо перед вами.
Еще одним крупным центром православия в Лондоне является Церковь Иоанна Крестителя на Уайтмен роад. Попасть туда можно от станции метро Turnpike Lane или наземной станции Hornsey.
Греческая православная церковь Святого Пантелеймона находится по адресу Кентон роад, 660 и является одним из старейших центров греческого православия в столице Великобритании. Попасть в нее можно со станции метро Kingsbury.
Собор Святой Софии, расположенный на Москоу роад является основным духовным пристанищем для православных прихожан Лондона. В отличие от маленького и не очень удачно расположенного Собора Успения, при котором находится руководство русской ветви, Собор Святой Софии представляет собой невероятно красивое, и в то же время простое строение, которое стоит посетить даже тем, кто не имеет желания участвовать в службе. Ближайшие к Собору станции метро – Bayswater и Queensway.
Так же, сравнительно недалеко от Лондона (примерно в 150 километрах) находится город Уэлсингем, церковь которого – самая крупная христианская святыня в Великобритании, признаваемая всеми конфессиями. Если у вас есть время, то вам определенно стоит туда заглянуть, ведь церковь с тысячелетней историей – это действительно редкость.