Русская древлеправославная церковь («новозыбковская иерархия»)
, одна из старообрядческих организаций поповского толка.
Основу для древлеправославной церкви составили беглопоповцы, которые не приняли белокриницкой иерархии. Значительная их часть в 1923 году признала своим главой перешедшего к ним Саратовского обновленческого архиепископа Николая (Позднева).
В сентябре 1929 года к ним присоединился еще иосифлянский епископ Свердловский Стефан (Расторгуев). Буквально через несколько дней епископы Никола и Стефан уже совершили хиротонию нового епископа Пансофия.
С 1923 глава новообразованной церкви именовался Архиепископом Московским, Саратовским и Всея России древлеправославных христиан
.
Первоначально центр церкви находился в Саратове. В 1924 году он был перенесен в Москву (при Никольском храме на Рогожском кладбище), а в 1955 году в Куйбышев (Самару), и, наконец в 1963 году в Новозыбков (Брянская область), из-за чего церковь часто называют Новозыбковской архиепископией.
Спасо-Преображенский собор в Новозыбкове был закрыт только в 1938, а в 1943 во время немецкой оккупации богослужения в нем возобновились и более не прекращались.
3 марта 2002 завершился Собор Древлеправославной Церкви, на котором принято решение о восстановлении патриаршества. Архиепископ Новозыбковский, Московский и всея Руси Александр (Калинин) был возведён в сан патриарха с титулом «Древлеправославный патриарх Московский и всея Руси»
.
История церкви
Основу древлеправославной церкви изначально составляли беглопоповцы. Это часть старообрядцев, которые принимали священство, переходящее от новообрядческой церкви. При этом они не признавали белокриницкой иерархии.
В 1923 году большинство членов древлеправославной церкви признало своим главой саратовского архиепископа Николу. Его современники отмечали, что уже престарелый монах Никола совсем неожиданно перешел к обновленцам. Многие даже считали, что он выжил из ума. В обновленцах он разочаровался примерно через год, но не стал возвращаться в РПЦ, а перешел к старообрядцам.
В 1929 году к древлеправославной церкви присоединился еще один известный священнослужитель — епископ Иргинский.
Центр старообрядцев
Изначально центр русской древлеправославной церкви был в Саратове, в 1924 году он переместился в Москву. Стал базироваться при Никольской храме на Рогожском кладбище.
В 1938 году кафедральный Спасо-Преображенский собор в Новозыбкове закрыли. Богослужения в нем возобновились только в годы немецкой оккупации. С того времени уже не прекращались. Но все-таки в 1955 году центр старообрядцев, которым посвящена эта статья, вернулся в Саратов.
СПРАВКА: Русская Древлеправославная Церковь — РДЦ («беглопоповцы», «Новозыбковская иерархия»)
К началу ХVIII века древлеправославные христиане (старообрядцы) в основном разделились на беспоповцев и беглопоповцев, именуемых также просто поповцами. Одной из главных причин разделения был вопрос о возможности принятия «в сущем сане» так называемого «бегствующего священства», то есть клириков, рукоположенных в официальной новообрядческой Церкви (то есть «никонианами»).
Беглопоповцы, хотя и старались поддерживать молитвенное общение друг с другом, не были внутренне вполне едины: выделялась «либеральная» часть, дьяконовцы, считавшие, что из «никонианства» возможно и даже желательно принимать «беглых попов» и в идеале епископа «третьим чином», через покаяние и отречение от «никонианства». Остальная, большая, часть беглопоповцев считала необходимым «второй чин», когда духовное лицо, переходящее из синодальной Церкви, принималось не только лишь через покаяние и отречение, но и через миропомазание дораскольного освящения миром.
Первоначально духовным центром беглопоповцев был Керженец, но после его разорения при Петре I архиепископом Питиримом духовными центрами стали Стародубье, Ветка, монастыри Иргиза и Веселых гор (Урал), а также Белива (Подмосковье). Велико для беглопоповцев было и значение Городецкой часовни.
На протяжении второй половины ХVIII — первой половины ХIХ вв. происходит постепенная радикализация большинства беглопоповцев Урала, Сибири и Алтая, и к 1840 г. они перестают принимать «беглых попов» вообще, сохраняя при том многие беглопоповские воззрения – появляется отдельное от других беглопоповцев часовенное согласие. В 1800 г., при учреждении единоверия, часть беглопоповцев, в частности — значительная часть дьяконовцев Стародубских слобод, присоединяется к нему. В 1846 г. происходит самое значительное разделение среди беглопоповцев, связанное с принятием в Белой Кринице «вторым чином» Босносараевского на покое митрополита Амвросия – появляется Белокриницкая иерархия, которую часть (как минимум, свыше половины всех беглопоповцев) признает, а часть (во главе с авторитетным и популярным среди дьяконовцев священником из бывших «беглых попов» Павлом Тульским) — не признает. Это фактически положило начало существованию РДЦ в нынешнем смысле.
Поначалу РДЦ нередко называли «тульским согласием», хотя использовался и привычный термин «беглопоповцы». Соответственно, особое значение для согласия имели город Тула, а затем — поволжские города Вольск и Городец. Власти преследовали «тульское согласие» несколько меньше, чем, например, Белокриницкую иерархию или федосеевцев, так как его считали более «умеренным», а, кроме того, в его становлении приняли заметное участие ещё более «умеренные» дьяконовцы, переставшие быть отдельным согласием (практически полностью войдя в состав РДЦ и единоверия). Например, полицейские власти должны были считаться с «негласным мнением» обер-прокурора Константина Победоносцева о том, что переходящие к беглопоповцам священники не должны преследоваться. Чрезвычайно много сделал для согласия на рубеже ХIХ-ХХ вв. нижегородский «миллионщик» (миллионер, олигарх) Никола Бугров, так что по его имени РДЦ в начале ХХ в. нередко именовалась и «бугровским согласием».
В начале ХХ века, как до Октябрьской революции, так и после, проводились съезды (например, в Вольске) мирян и духовенства, предпринимались изыскания архиерея. После 1917 г. среди высшего духовенства Российской Церкви, а после её разделения и среди тихоновцев, и среди обновленцев, распространяется мнение о возможности «дарования» беглопоповцам епископа. На это «дарование» даже получали благословение некоторые из архиереев – например, Андрей Уфимский и Тихон Уральский. Андрей (кн. Ухтомский), епископ Уфимский, известный своими симпатиями к старообрядцам, утверждал, что получил такое благословение от Митрополита Антония (Храповицкого) и самого Патриарха Тихона (Белавина). Но еп. Андрей увлекся своим участием в Белом движении, и вообще Гражданская война внесла свои коррективы в эти планы. В 1923 году значительная часть членов Церкви признала своим главой перешедшего в РДЦ Саратовского архиепископа Николу (Позднева).
В 1924 г. в ашхабадской ссылке Андрей (кн. Ухтомский) рукополагает для РДЦ в епископы некоего «беглого» архимандрита Климента (Логинова), но в то время Андрей Уфимский был у властей на довольно плохом счету, и его ставленнику предпочли Николу (Позднева). Тем не менее, возможно, смущаясь «обновленческим эпизодом» в биографии Николы (Позднева) и его «обещанием», данным бывшему своему священноначалию при переходе «привести во единство с Церковью» свою будущую паству, беглопоповское руководство искало других епископов для «укрепления иерархии». На короткое время к ним переходит сергианский епископ Звенигородский Филипп (Гумилевский). Ведутся переговоры с сергианским Синодом, в которых от его лица участвует Ювеналий (Масловский), архиепископ Рязанский. Им была достигнута договоренность о «переходе» к беглопоповцам ещё четырех епископов. Но, очевидно, возможная опасность «потери идентичности», а, главное, отсутствие острой необходимости помешали этому, т.к. в сентябре 1929 года к РДЦ присоединился «андреевский» (поставленный епископами, признающими и поминающими Андрея (Ухтомского) в качестве первого по чести) епископ Свердловский Стефан (Расторгуев).
В конце 1930-х гг., в результате репрессий, РДЦ почти лишилась иерархии.
В 1945-46 гг. власти планировали (непосредственно этим вопросом занимался председатель Совета по делам религиозных культов при Совете министров СССР Полянский, а курировал Жданов) «влить» остатки беглопоповцев в Церковь Христову приемлющих Белокриницкое священство (ныне РПСЦ), но вскоре старообрядчество «передоверили» Ворошилову, имевшему свой подход к вопросу, и РДЦ было оставлено отдельной конфессией.
На короткое время в РДЦ переходил последний в стране обновленческий митрополит Филарет.
Первоначально центр Церкви размещался в Саратове, месте пребывания архиепископа. В 1924 он был перенесен в Москву — в Никольский храм на Рогожском кладбище; в 1955 году — в Куйбышев (Самару); в 1963 году — в Новозыбков Брянской области.
Кафедральный Спасо-Преображенский собор в Новозыбкове был закрыт в 1938 г.; богослужения в нём возобновились в 1943 г., при немецкой оккупации, и с того времени не прекращались.
Архиепископ Иоанн (Калинин) (1944—1955) стал основоположником династической преемственности в управлении Церковью, где самой влиятельной семьёй остаются Калинины.
Современный исследователь архивных материалов по старообрядчеству Алексей Рябцев считает апостольское преемство Иоанна (Калинина) сомнительным, из-за двух-трех различных версий истории своего архиерейства и духовной биографии, в разные годы озвученных Иоанном (Калининым). На рубеже 1980-90 гг. от Новозыбковской архиепископии отделяются епископы Пермский Леонтий (Кречетов) и Московский Флавиан, который затем вернулся в РДЦ, и группа мирян из Грузии, в том числе и мингрельского происхождения. Благодаря рукоположению одного из них Леонтием в епископы, возникла отдельная Иверская Древлеправославная Церковь.
В 1999 году в Церкви произошёл раскол ввиду несогласия части мирян с официальной (юридической) квалификацией вероучения Церкви как идентичной вероучению РПЦ МП. В результате была образована и официально зарегистрирована новая религиозная организация — Древлеправославная Церковь России (Курская епископия), во главе которой стал епископ Аполлинарий (Дубинин), единолично рукоположенный в 2000 году епископом Тульчинским Евмением (Титовым). В настоящее время епископ Евмений вернулся в лоно РДЦ, а количество сторонников епископа Аполлинария сократилось.
В 1990 г. московской древлеправославной общине был передан с разрешения Московского Митрополита РПСЦ Алимпия (Гусева) бывший белокриницкий храм (по некоторым версиям, построенный неокружниками) в Замоскворечье, на Новокузнецкой улице, который с тех пор — главный московский храм древлеправославных христиан.
Собор, состоявшийся 16-19 августа 2000 года, принял постановление о возвращении резиденции предстоятеля Русской Древлеправославной Церкви в Москву. На Соборе 3 марта 2002 года было решено восстановить патриаршество в Русской Древлеправославной Церкви. Патриархом был избран предстоятель Церкви, архиепископ Александр (Калинин), и на следующий же день состоялась его интронизация; с того момента кафедра Патриарха и его резиденция пребывают в Москве. В Новозыбкове осталось Высшее духовное училище.
Количество общин РДЦ, по последней информации, — 70; также 5 общин находится в Румынии и 1 община в Болгарии.
У Новозыбковской иерархии есть архиерей и в дальнем Зарубежье: это Ияков, епископ Сионский (Израиль).
На Соборе 2009 г. было достигнуто примирение и восстановлено общение РДЦ с Иверской Древлеправославной Церковью.
Некоторые исследователи (А. Езеров) утверждают, что для РДЦ характерен «деревенский культовый стиль» (домотканые облачения, «кресты с украшениями», обновленческая система «наград» и т.д.).
По материалам «Википедии»
В сюжете:
26 мая 2009, 15:55 МЫСЛИ: Фёдор Конев. МЕДИЙНАЯ ПОБЕДА ОТЦА АНДРЕЯ МАРЧЕНКО. О настоящем и будущем старообрядчества после Освященного Собора РДЦ 2009 года 25 мая 2009, 18:55 СПРАВКА: Русская Древлеправославная Церковь — РДЦ («беглопоповцы», «Новозыбковская иерархия») 22 мая 2009, 18:32 ФОТОГАЛЕРЕЯ: Многоцветье старой веры. Эпизоды из жизни Русской Древлеправославной Церкви накануне и во время Освященного Собора 2009 г. 21 мая 2009, 17:00 VOX POPULI: К какому церковному объединению должны в первую очередь стремиться старообрядцы? 21 мая 2009, 16:47 АРХИВ: Деяния Освященного Собора Русской Древлеправославной Церкви, состоявшегося 25-30 мая 1924 года
Опубликовано: 25.05.2009 в 18:55
Рубрики: Лента новостей
Давление со стороны властей
В истории древлеправославной церкви рассказывается о периоде сложных отношений с официальной церковью и властями. Советы негативно относились к любым религиозным организациям, древлеправославные не стали исключением.
В конце 50-х годов началась массовая антирелигиозная кампания, инициированная Хрущевым. Одним из негативных результатов этого стало обострение настроений среди самих беглопоповцев.
В результате в 1962 году епископ Епифаний ушел на покой, сославшись на нездоровье и преклонный возраст. Новым главой церкви стал Иеремия, который перенес центр в Брянскую область.
После хрущевских притеснений осталось около 20 приходов древлеправославной церкви. В основном в Самаре, Вольске, Новозыбкове и Курске.
С 1988 году церковь начала причислять к лику святых. Такой чести были удостоены Андрей Рублев, патриарх Гермоген, протопоп Аввакум.
Современное древлеправославие
Важное событие в древлеправославии произошло в 1990 году. Тогда московской общине был передан Покровский собор, который располагается в Замоскворечье. С тех пор он стал главным столичным храмом этого ответвления старообрядцев.
В 1999 году в церкви случился раскол. Часть мирян была не согласна с официальной квалификацией, считая ее идентичной с той, которую предлагает русская православная церковь. Из-за этого разногласия образовалось отдельное объединение, которое официально называется Древлеправославной церковью России. Ее возглавляет епископ Аполлинарий. Современное древлеправославие испытывает отток прихожан, в последнее время их становится все меньше.
В 2002 году на специальном Соборе было принято решение восстановить патриаршество в древлеправославной церкви. Патриархом стал архиепископ Александр. С того момента его резиденция располагается в Москве.
Интересно, что в 2010 году к Русской Древлеправославной Церкви присоединились несколько иерархов Временного высшего церковного управления РПЦ. Они отреклись от ересей, которые ранее исповедовали, в том числе от экуменической и «никонианской».
Общины
В октябре 2021 года в состав архиепископии входили следующие общины[1]:
- Краснодарский край Приморско-Ахтарск. Храм святых Первоверховных апостолов Петра Павла.
- Новопокровский, Приморско-Ахтарский район. Храм Покрова Богородицы.
- Сочи. Храм Успения Богородицы.
- Бриньковская, Приморско-Ахтарский район. Храм Живоначальной Троицы.
- Краснодар. Община.
- Морозовский, Приморско-Ахтарский район. Часовня в честь священномученика Аввакума.
- Новороссийск. Община.
Отношения с другими конфессиями
Официально Московский патриархат Русской православной церкви не признает патриаршего титула настоятеля древлеправославной церкви. В документах он именуется исключительно архиепископом.
Активный диалог между двумя конфессиями ведется с 2008 года. С тех пор трижды представители двух церквей встречались для переговоров. В 2013-м должно было состояться очередное собрание, но представители древлеправославной церкви на него не явились. А в скором времени они приняли постановление на Соборе, в котором объявили, что переговоры с Русской православной церковью не принесли никакого результата, зашли в тупик и утратили какую-либо конструктивность. Поэтому они считают нецелесообразным их продолжать.
Диалог древлеправославные ведут с Русской православной старообрядческой церковью. В частности, они сотрудничают в области книгоиздания, постоянно обмениваются богослужебным опытом.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы
С 2000 года именно в этом соборе базируется патриарх описываемой церкви. Покровский собор находится в столице по адресу: Новокузнецкая улица, дом 38.
Активное строительство старообрядческих церквей началось в России после 1905 года. Именно тогда вышел манифест о веротерпимости. Москва не стала исключением. Земельный участок, на котором сегодня располагается этот храм, в 1908 году приобрел Федор Морозов. В тот же год, 12 октября, был заложен первый камень в основание церкви. Местная старообрядческая община стала с нетерпением ожидать окончания строительства.
Над проектом здания трудился архитектор Десятов. Всего на данные работы потребовалось 100 тысяч рублей. Торжественное открытие храма состоялось в 1910 году. Первым священником, который проводит службы, стал Михаил Волков, до этого работавший в домовом храме Полежаевых, который располагался на Лужнецкой улице. На протяжении последующих 20 лет здесь регулярно организовывались молитвенные собрания приверженцев старообрядства.
В начале 30-х годов диакона Покровского собора Ферапонта Лазарева арестовали. Он был обвинен в контрреволюционной деятельности, которую вел в старообрядческой группировке. 2 марта 1931 года его расстреляли. Вскоре советская власть окончательно закрыла церковь. Последняя служба состоялась в мае 1932 года.
После этого в здании располагалось отделение ОСОАВИАХИМа, предшественника современного ДОСААФа. В 70-х годах стал базироваться «Метрострой».
Только после развала Советского Союза здание вернули русской древлеправославной церкви. Это произошло в 1990 году. В 2000 году из Новозыбкова переехала кафедра предстоятеля.
Предстоятели
- Никола (Позднев) (4 ноября 1923 — 1 сентября 1934)
- Стефан (Расторгуев) (1934 — 2 сентября 1937)
- Михаил (Кочетов) (май 1938 — 6 апреля 1944)
- Иоанн (Калинин) (14 октября 1944 — 5 ноября 1955)
- Епифаний (Абрамов) (5 ноября 1955 — 1963)
- Иеремия (Матвиевич) (24 марта 1963 — 17 июня 1969)
- Павел (Машинин) (27 июля 1969 — сентябрь 1977)
- Варсонофий (Овсянников) (1977 — сентябрь 1979)
- Геннадий (Антонов) (23 сентября 1979 — январь 1996)
- Аристарх (Калинин) (9 июня 1996 — 4 мая 2000)
- Александр (Калинин) (с 9 мая 2002)
Древлеправославная поморская церковь
Большую роль в России занимает старообрядческая поморская община древлеправославной поморской церкви. На сегодняшний день это крупнейшее религиозное объединение староверов поморского согласия.
Начало этому духовному центру было положено в 1694 году. Тогда на реке Выг была основана мужская обитель. В 1706 году появилась женская в Лексинске.
Они прославились тем, что составили знаменитые Поморские ответы, ставшие фактическим основанием для защиты Древлеправославия. К XIX веку поморские общины стали ключевым экономическим центром на севере страны.
Община в наши дни
Современная история общины ведет свой отсчет с 1989 года. Тогда был создан Российский совет древлеправославной церкви.
В 2006 году состоялся Всероссийский собор, ставший первым с 1912 года. Согласно официальным данным, сейчас в России зарегистрированы 50 религиозных организаций, имеющих отношение к древлеправославной церкви. Без регистрации существуют еще около двухсот подобных групп и общин. Еще не менее 250 общин работают за пределами страны.
При древлеправославной церкви работают общественные организации. Выпускаются журналы и другие периодические издания, проходят детские и молодежные летние лагеря. В Санкт-Петербурге и Риге даже работают духовные училища, в которых ежегодно обучаются семинаристы.
Иерархия
- епископ Никодим (Елякин) (местоблюститель архиепископской кафедры)
;
Бывшие епископы
- архиепископ Новозыбковский, Московский и всея Руси Геннадий (Антонов) (глава РДЦ в 1979—1996 годах, рукополагал в епископы Евмения (Титова) и в священноиноки Аполинария (Дубинина), скончался 2 февраля 1996 года)
- епископ Тульчинский Евмений (Титов) (в 2006 году вернулся в лоно РДЦ)
- епископ Курский Аполлинарий (Дубинин)
- епископ Богородский и Суздальский Антоний (Баскаков) (скончался в 2005 году)
- епископ Екатеринодарский и Кавказский Анастасий (Шистеров) (лишён сана в 2014 году)
- архиепископ Ахтарский и Азово-Черноморский Иона (Игрушкин) (скончался в 2021 году)
- епископ Сочинский Созонт (отрёкся от сана и монашества)
- епископ Сила (Самсонов) (скончался в 2021 году)