Как суданец стал православным священнослужителем в России

— Вообще-то я хочу стать православным священником, — окончательно добил Хафиз сотрудника миграционной службы. Тот вытаращил глаза: «Вы в своем уме? Негр — православный священник?! Над вами вся Россия смеяться будет!»

Сейчас Хафиз Баси оканчивает Общецерковную аспирантуру и докторантуру имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. И еще философскую магистратуру в Высшей школе экономики. «А тот сотрудник по миграции был неправ, бананы в России на каждом шагу продаются!» — подмигивает он мне. Чем черт не шутит, пролетает в голове сумасшедшая мысль: может, скоро и патриарх у нас будет чернокожим? Вот уж воистину: чудны твои дела, Господи!

Ветхий Завет зовет

Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом.

(Притч. 19:21.)

Очередь была в километр длиной. Тысячи людей стояли в ней, негромко переговариваясь. «Обед бесплатный дают?» — осторожно поинтересовался Хафиз у стоявшего последним мужчины средних лет. Тот смерил его взглядом: «Двигай мимо, это не по твоей части». Хафиз прошелся вдоль очереди. Начало ее утыкалось в Свято-Троицкий кафедральный собор. Краем уха он слышал, что это главный храм Екатеринбурга. «Столько людей хотят попасть на службу! — изумился про себя. — Еще и в обычный день! Да это как Ид аль-Адха (Курбан-байрам. — Прим. авт.) в Мекке».

Набравшись духу, остановил женщину, выходившую из храма: «А сколько вы простояли?» — «Часов семь, — простодушно ответила та. — А вам зачем?» — «Надо же, чтобы попасть в храм, надо стоять весь день…» — хмыкнул Хафиз. «Так это к Поясу Богородицы, — улыбнулась женщина. — Вы в чудеса верите?» — «Хотелось бы…» — неуверенно отозвался он. «Прикоснетесь к Поясу Богоматери — будет у вас чудо обязательно, — убежденно сказала женщина, и уже, пожимая плечами: «Только вам-то это ни к чему. Вы ведь мусульманин? Ой, а все негры мусульмане? А буддисты есть? И что, у вас ни одной женщины в религии нет? Как же без матери-то?»

Хафиз не знал, что ответить. А ведь действительно: без матери как? Придя в общежитие Уральского госуниверситета, где он тогда учился на факультете менеджмента и управления, залез в интернет. Нашел Евангелие от Матфея, прочел первую главу, вторую, третью. Между заучиванием тезисов Бихевиористской школы и построением графика Ганта осилил Евангелие от Луки, Марка, Иоанна, Ветхий Завет.

— Мне так все стало понятно, — удивляется сам себе Хафиз, отхлебывая крепкий чай из большой кружки. — И про смерть, и про жизнь, и про себя самого, и даже про русских людей, про их привычки, менталитет. Я вообще считаю: всем иностранным студентам, приезжающим в Россию, надо в деталях изучить православие. А еще лучше — принять его. Хотя это может быть небезопасным…

Свято-Троицкий кафедральный собор стал для Харисима и студентов-иностранцев из семинарии в прямом смысле домом родным. Фото: Photoxpress

Отцы и дети

Воззови ко Мне — и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь.

(Иер. 33:3.)

Расстрел лучше, чем повешение? Или наоборот? Об этом размышлял гражданин Судана, мусульманин Хафиз Баси накануне своего крещения. На родине ему грозила смерть за вероотступничество. И не от рук салафитов-радикалов, а вполне официально. Статья за измену вере была одной из центральных в Уголовном кодексе Судана.

Хафиз уже вовсю «купался» в православии, был знаком со всеми батюшками Свято-Троицкого храма, даже митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл (Наконечный) пару раз виделся с ним, наставлял в прямом и переносном смыслах на путь истинный. Но одно дело ходить в церковь, помогать убираться, часами беседовать со священниками о вере и Боге — и совсем другое забыть о Боге своем. Изменить ему.

Это было невыносимо.

— Я не спал ночами, — признается Хафиз. — Ходил невыспавшимся на лекции, сновал туда-сюда по Большакова — улице, на которой стоит общежитие. Все думал, думал. Мало того, что мне был закрыт путь на родину, но еще неизвестно, как отреагировали бы мои родные. Мама, папа, два брата, четыре сестры. Да и два миллиона нашего народа миссирии тоже отвернулись бы от меня. А как я бы подставил отца!

— По-моему, вы преувеличивали тогда, — пожимаю я беспечно плечами. — И двум миллионам вашего народа никакого не было дела до вас, да и отца как вы могли подставить? Ну, обиделся бы, поругал бы.

— Вы не поняли… — грустно вздыхает Хафиз. — Мой папа Абдельшафи — глава этих двух миллионов. Он глава нашего народа.

Немая сцена.

Цвет Богу безразличен

Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека…

(Мф. 15:11, 16-19.)

Крещение состоялось 1 мая 2012 года. Новоиспеченного христианина облили святой водой, на шею повесили маленький крестик. Имя при крещении дали Харисим. Увидевший его в храме владыка Кирилл поинтересовался: «В Пасху Евангелие на арабском почитать сможешь?» (В первый день Пасхи положено читать Святую книгу на разных языках.) «Да запросто», — ответил слегка опешивший Харисим.

Через месяц ему пришлось удивиться еще раз. «Тебя владыка помощником своим хочет сделать, — сообщил восторженно алтарник. — Прислуживай толково и с усердием. Архиерею одному служить никак. Облачение надо почистить, к литургии все подготовить». Так Харисим надел стихарь и стал иподиаконом.

— Поначалу все дивились на меня, — улыбается он. — Куда ни приедем, у владыки только и спрашивают: «Откуда помощник такой?!» Но бесом или нечистой силой никто не называл, — смеется Харисим.

— Ой, один раз только прихожанка отвратительно обозвала, — спохватывается он. — Так обидно стало… Но я взял за правило: никогда и нигде не обращать внимания на тех, кто что-то оскорбительное говорит про цвет моей кожи. В Екатеринбурге ли, в Москве, в Кургане. Я, будучи при владыке Кирилле, перезнакомился почти со всеми архиереями России и ближнего зарубежья, с патриархом три раза встречался на литургиях. И никто не посмел даже взглядом меня унизить. Да, я православный темнокожий, африканец. Но неужели вы думаете, Господу нашему важно, какой цвет кожи у его детей?

Духовный смысл служения

Служение иподиаконов символизирует ангельское служение. Орарь, крестообразно опоясывающий тело иподиакона, изображает крылья, которыми закрываются Херувимы, предстоя перед Престолом Божиим. Согласно Иоанну Златоусту, крестообразное опоясывание — это знак того, что иподиакон готов прислуживать при совершении таинств, что отличает его от прочих церковнослужителей. Иподиаконы причащаются после диаконов, этим подчеркивается, что иподиакон находится на ступени, предшествующей сану диакона.

Добро пожаловать, или…

Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть.

(Притч. 15:17.)

Голод — вещь страшная. А уж голодать, когда вокруг изобилие продуктов, — врагу не пожелаешь. Рацион Харисима после крещения в одночасье сократился до одного яйца в день и одной бутылки кока-колы. Пять кило за полтора месяца — «да запросто», выражаясь языком Хафиза.

И дело было отнюдь не в посте. Отец не простил сыну уход из ислама. Братья, сестры, мама все поняли быстро. «Я им честно сказал: увидел много любви в этой религии, — говорит Харисим. — Мусульманином я стал автоматически, с рождения. Это не было моим сознательным выбором. А в православие пришел по зову сердца. Оно — мое решение».

Отец строго-настрого запретил присылать сыну деньги. А учеба в университете была платной, три тысячи долларов в год. Плюс траты на жизнь, еду. «Я быстро обнищал, — усмехается Хафиз. — И тут мне на помощь пришли местные священники. Кто деньгами подсобил, кто продуктами. 31 января 2013 года я все-таки получил здесь убежище. Устроился работать в гостиницу. Ушел из университета. А потом подал документы в духовную семинарию».

Иеромонах Корнилий (Зайцев), ректор семинарии, рассказывая о Харисиме, недоуменно пожимает плечами: дескать, а что здесь такого? У нас и из Пакистана студенты учатся, и из Китая, Австрии, других стран Европы, не только из Африки. Конечно, случай с Хафизом уникальный в своем роде. Но могу засвидетельствовать: поток в семинарию бывших католиков, мусульман, буддистов возрос.

— И что их привлекает в православии? — искренне недоумеваю я. Чувствую: назревает легкий баттл. Но у меня в запасе аргумент: «Лишь три процента россиян, судя по статистике, регулярно ходят в церковь. Что говорит, безусловно, о некоем разочаровании в вере. А оказывается, ею очаровываются иностранцы? Давно ли?»

— Нет, недавно, но я тоже могу подтвердить, что людей, меняющих свою религию на православие, становится все больше, — вступает в разговор духовник семинарии иерей Константин (Корепанов). — И дело не в том, что родная вера чем-то их кардинально не устраивает, отторжение вызывает повседневность жизни, ее ментальность. Она в европейских странах сейчас вполне определенная. Им не слишком приятно видеть на улицах скабрезно целующихся мужчин, толпы мигрантов. И они едут к нам, в Екатеринбург, Казань, Самару, Оренбург. Туда, где есть православные семинарии.

— А что касается пресловутых трех процентов, то у меня в храме в Верхней Пышме, где я служу настоятелем, прихожан в разы больше, — продолжает отец Корнилий. — Я вас уверяю: никакого разочарования в вере у россиян нет, как и упадка в православии. Мы сейчас строим новое здание семинарии, гораздо более внушительное — как думаете, почему? Да наплыв студентов, иностранных в том числе, резко возрос.

К баттлу присоединяется секретарь Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям, член Межсоборного присутствия Русской православной церкви иеромонах Стефан (Игумнов): «А вы в курсе, что в числе первых христиан были люди как раз с темным цветом кожи, настоящие африканцы? В Книге Деяний мы читаем, как евнух Кандакии, царицы Эфиопской, был крещен близ Иерусалима апостолом Филиппом. Очень скоро, в 330 году, Эфиопия, а точнее древнее Аксумское царство, включавшее и часть территории современного Судана, стала одной из первых стран в мире, принявшей христианство. Так что Харисим — потомок самых древних православных христиан.

Вообще, сейчас видна тенденция, когда все больше европейцев и американцев принимают православие и становятся членами приходов РПЦ на Западе. При том, что наша Церковь не занимается каким-то прозелитизмом. Многие из них узнают красоту и спасительность православного пути сначала через произведения русских классиков, а потом через труды русских богословов и жития великих святых, самый любимый из которых для них — преподобный Серафим Саровский».

Посвящение в иподиакона

Посвящение в иподиакона на практике совершается сразу после хиротесии во чтеца без какого-либо видимого промежутка времени.

По облачении чтеца в стихарь иподиаконы подают Архиерею орарь. После того как Архиерей осенит орарь крестным знамением, посвящаемый крестится, целует орарь и руку Архиерея, затем иподиаконы опоясывают посвящаемого крестообразно. Иподиаконское служение изображает собою служение Ангелов, и потому крестообразное опоясывание орарем изображает крылья, которыми закрываются Херувимы, предстоя Божественному Престолу. Потом Архиерей трижды благословляет рукою главу посвящаемого и, возложив на него руку, читает молитву, в которой он просит Господа: «…И даждь ему любити благолепие дому Твоего, предстояти дверем храма святаго Твоего, возжигати светильник селения славы Твоея».

Если хиротесия происходила перед литургией, то по молитве Архиерея иподиаконы дают посвящаемому лохань и возлагают на него убрус (полотенце). Иподиаконы возливают воду на руки Архиерея, а новопоставленный иподиакон держит лохань. По омовении рук новопоставленный, как и другие иподиаконы, целует руку Архиерея и отходит вместе с протодиаконом на середину храма, там творят поклон алтарю и Архиерею. Посвещённый становится на указанное ему место на солее (или под солеей) перед иконой Спасителя, где стоит, держа лохань с убрусом, до Херувимской песни. При пении Херувимской песни он приводится к Царским вратам. Здесь Архиерей произносит молитву, затем осеняет воду крестовидно и помазывает освященною водою свои очи, уши, ноздри и губы. После омовения новопоставленный с другими иподиаконами целует руку Архиерея и заходит в алтарь.

Если хиротесия происходила за всенощным бдением, то посвящённый творит один земной поклон Горнему месту, затем один земной поклон Архиерею, но без крестного знамения, и берёт у него благословение и отходит на своё место. На литургии вместе с другими иподиаконами выходит с омовением во время мирной ектеньи. Далее действует так же, как это было описано выше.

На Херувимской песни посвящённый вместе с духовенством (за диаконами) подходит к Архиерею в установленном порядке на архиерейской проскомидии и уже произносит: «Помяни мя, Преосвященнейший Владыко, иподиакона (имярек)».

На Великом входе новопосвященный идет первым, с блюдом, на котором находится митра и омофор. Выходит северной диаконской дверью и, идя вдоль солеи, заходит южной диаконской дверью. В алтаре становится с блюдом у правого угла Престола, ближе к Царским вратам. К нему подходит Архиерей (пока Архиерей идет от жертвенника к Престолу, ставленник говорит «Архиерейство твое…») и, благословив его, полагает свою руку на митру, посвящённый должен поцеловать только руку один раз и после этого отойти в сторону. Должен позаботиться, чтобы митру диаконы поставили на Престол, а омофор самому положить на облачальный стол. Затем стоит в стороне.

РУКОПОЛОЖЕНИЕ

Ставленник должен пройти ставленническую комиссию и ставленническую исповедь у духовника епархии. Ставленник должен помнить, что по рукоположении он причащается Святых Христовых Таин, следовательно, должен приготовиться к Причащению (прочитать положенное правило). Ставленникам необходимо детально запомнить чин рукоположения и предварительно ознакомиться со Служебником, а некоторые места из него, как, например, входные молитвы, молитвы при облачении, ектеньи (диакон) и возгласы (священник), слова перед принятием Святого Тела и Святой Крови, молитвенные диалоги – заучить наизусть до рукоположения. Заблаговременно прийти в храм и подготовиться к службе.

Рукоположение в диакона бывает на литургии после освящения Святых Даров, именно — после произнесения Архиереем возгласа «И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами». В конце произнесения протодиаконом «И о всех и за вся» ставленник с двумя иподиаконами становятся у Горнего места и одновременно с протодиаконом крестятся и кланяются на восток и Архиерею, затем выходят в храм и становятся под амвоном. По архиерейском возгласе «И да будут милости…» и его благословении иподиакон возглашает: «Повели», рукополагаемый делает поясной поклон на восток; втроем идут на солею, и там ставленник делает поясной поклон народу, а второй иподиакон возглашает на солее: «Повелите», а при возглашении протодиаконом «Повели, Преосвященнейший Владыко» он заходит в алтарь через Царские врата и делает земной поклон с крестным знамением Престолу. Затем рукополагаемый обходит за протодиаконом Престол трижды и при каждом обхождении крестится, целует указываемые протодиаконом углы Престола и читает тихим голосом Трисвятое – при целовании первого угла: «Святый Боже»

, при целовании второго угла:
«Святый Крепкий»
, при целовании третьего угла:
«Святый Безсмертный»
, при целовании четвёртого угла:
«Помилуй нас».
На каждое обхождение Престола духовенство в алтаре поёт особые тропари, а за ним повторяет хор. После первого обхождения ставленник творит земной поклон Архиерею[15], не вставая с колен, целует омофор и руку Архиерея и опять кланяется Архиерею, не вставая, земно. После второго обхождения кланяется Архиерею так же, но целует палицу и руку Архиерея и опять делает земной поклон Архиерею. После третьего обхождения ставленник становится с протодиаконом перед Престолом, делает два поклона в пояс к востоку и третий — земной и отходит на правую сторону Престола; здесь он становится на правое колено, полагает на Престол руки ладонями вниз, крестовидно — правую на левую — и прилагает к ним свою главу. По прочтении Архиереем молитв рукополагаемый встаёт, и Архиерей выводит его через Царские врата на амвон. На амвоне Архиерей поднимает вверх орарь и возглашает:
«Аксиос»
, духовенство поёт:
«Аксиос»
, хор повторяет за духовенством, ставленник крестится и целует сначала подносимый ему Архиереем орарь, а потом — руку Архиерея; таким же образом преподносятся ставленнику поручи и рипида. Когда преподносится рипида для целования, то ставленник крестится, целует священное изображение в круге рипиды и руку Архиерея, принимает рипиду в руки, затем целует правое и левое плечи Архиерея. Отходит за протодиаконом на левую сторону Престола, где веет крестообразно рипидой над Дарами, держа верхний конец рипиды левой рукою, а нижний — правой и творя молитву Иисусову. Во время пения «Отче наш…» к нему подходит протодиакон, рукополагаемый прекращает веять над Дарами, крестится с орарем, целует рипиду, снова крестится и целует Престол, кланяется Архиерею и отходит на левую сторону алтаря. Новопоставленный опоясывается орарём. Перед Причащением рукоположённый становится за Престолом в ряду диаконов сразу за первым протодиаконом. На целование и приветствие протодиакона «Христос посреде нас» отвечает: «И есть, и будет» — и целует протодиакона в плечо. Так же поступает и с другими диаконами.

Пройдя за протодиаконом к Престолу, с левой стороны, для принятия от Архиерея Святого Тела Христова, он крестится, кланяется, целует край Престола с произнесением слов «Се, прихожду к Безсмертному Царю и Богу нашему», складывает руки крестообразно, правую на левую полагает на Престоле, и говорит: «Преподаждь ми, Преосвященнейший Владыко, диакону (имярек), Честное и Святое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Приняв Дары от Архиерея, целует руку, правое и левое его плечо, затем отходит, держа руки с Телом Христовым над Престолом, к восточной стороне Престола, становится рядом с протодиаконом и приобщается Тела Христова. Подходя с правой стороны Престола за протодиаконом к принятию животворящей Крови Христовой, говорит: «Се, паки прихожду…» и «Преподаждь ми, Преосвященнейший Владыко, диакону (имярек), Честную и Святую Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» — и приобщается из Чаши животворящей Крови, придерживая правою рукою с платом нижний край потира, а левою рукою держа другой конец плата около уст. По Причащении отирает платом свои уста и край потира, к которому прикасался устами, целует потир, снова вытирает край потира и отходит к жертвеннику, но антидор и теплоту не принимает, т.к протодиаконы по окончании литургии будут его учить потреблять Св. Дары и измывать Сосуды. По Причащении духовенства все подходят под благословение Архиерея. Ставленник, подходя за протодиаконом, совершает земной поклон Архиерею и берёт благословение. Архиерей, благословляя, преподносит ему по традиции просфору и сообщает место прохождения сорокоуста. Во время пения «Да исполнятся уста…» рукополагаемый вместе с протодиаконом делает поклон к Горнему месту, кланяется Архиерею, выходит северною дверью из алтаря, становится перед Царскими вратами и произносит ектенью: «Прости, приимше…», по окончании которой входит северною дверью в алтарь, проходит к Престолу, преклоняет голову и получает благословение Архиерея на потребление Св. Даров. После этого отходит к жертвеннику для потребления и измывания Сосудов.

Рукоположение в священника совершается после перенесения Честных Даров с жертвенника на Престол (Херувимской песни), для того чтобы и рукоположенный мог участвовать в освящении Св. Даров. Во время Херувимской песни, когда Архиерей подойдет к жертвеннику, приближается к нему и рукополагаемый и, встав на правое колено, наклоняет свою главу перед Архиереем, для возложения на неё воздуха, который он придерживает на главе за передние концы двумя руками, имея в то же время в правой руке, по чину диаконскому, конец ораря. В Великом входе он идёт самый первый, сходит с солеи и становится между амвоном и центральным аналоем. По окончании обычного поминовения, когда все священники войдут в алтарь, протодиакон снимает с его головы воздух. Далее хиротония совершается таким же образом, что и диаконская, но с некоторыми особенностями: водят ставленника вокруг Престола не протодиаконы, а священники, и встаёт он перед Престолом не на одно калено, а на два. По прочтении молитв Архиерей подаёт рукополагаемому священные одежды (епитрахиль, пояс, фелонь), Крест и Служебник. Принимая даваемое Архиереем, он крестится, целует то, что получает, а затем руку Архиерея, после же всего целует оба плеча его и руку и становится в ряд сослужащих священников третьим (рядом с первым) и соблюдает порядок службы по чину литургии, положенному для священников. Произносит первый возглас: «Щедротами Единороднаго Сына Твоего…».

По предложении Святых Даров во время пения «Тебе поем…», рукоположенный приближается к Архиерею, выслушивает святительское наставление: «Приими залог сей…», крестится, приемлет дискос с Агнцем обеими руками, целует руку Архиерея, отходит к восточной стороне Престола, становится у его угла, не поставляет дискос на святой Престол и, наклонив голову к Святому Агнцу, лежащему на дискосе, и, держа дискос руками, читает про себя 50 Пс. и молитву Иисусову. Во время пения Молитвы Господней он возвращает дискос с Агнцем Архиерею, крестится и целует при этом дискос и руку Архиерея, прикладывается к Престолу, кланяется Архиерею и становится на прежнее место. Приобщается рукоположенный по тому же чину, который изложен при приобщении диаконов, а именно: подходя за первенствующим иереем с левой стороны Престола к Архиерею для принятия Тела Христова, он говорит: «Се, прихожду к Безсмертному Царю и Богу нашему», творит поклон, приложившись к Престолу, произносит: «Преподаждь ми, Преосвященнейший Владыко, иерею (имярек), Честное и Святое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», приемлет Тело Господне, целует правую руку Архиерея и его плечи. Подходит к Чаше с правой стороны Престола, творит крестное знамение, говоря: «Се паки, прихожду к Безсмертному Царю и Богу нашему» и «Преподаждь ми, Преосвященнейший Владыко, иерею (имярек), Честную и Святую Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», приобщается, держа один конец плата левой рукой около уст, а в правой руке имея другой конец плата и придерживая нижнюю часть Чаши. По приобщении отходит к жертвеннику и умывальнице. При архиерейском благословении также творит земной поклон Архиерею и выслушивает пастырское наставление. По Причащении народа при возглашении Архиереем «Яко Ты еси освящение наше…» рукоположенный крестится, целует Престол, кланяется Архиерею, выходит Царскими вратами под солею и читает по служебнику заамвонную молитву, по прочтении которой идёт к северной стороне Престола, крестится, целует Престол, кланяется Архиерею и становится последним в порядке служащих священников. Обычное окончание литургии. Обычно новорукоположённый иерей даёт народу Крест на целование по отпусте.

ЧИНЫ НАГРАЖДЕНИЯ

Каждой твари — по паре

А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.

(1 Тим. 2:12.)

Страшный сон для любого православного прихожанина — увидеть в церкви женщину в подризнике с омофором, скрижалями, с митрой на голове и панагией на груди. Монахиня — дело привычное, но архиерей «в чепце», епископ…

Делюсь своими мыслями с Харисимом. Он быстро кивает головой. Да, в Русской православной церкви никогда не будет двух вещей: женщин-епископов и венчания однополых пар. Это табу. На века.

— Но ведь и темнокожих священников в православии особо не наблюдалось — до вас… — вставляю шпильку.

Русский язык давался Харисиму с трудом, а уж старославянский… Фото: Олег Карамаза

Харисим мнется. «Цвет кожи и венчание геев — разные вещи…» Слабоватый ответик, усмехаюсь про себя. Он продолжает: «В православии очень почитаются решения Вселенских соборов, самые значимые — с IV по VIII век. И там четко прописано: ординация (возведение женщин в духовный сан) в нашей вере запрещена. А уж про венчание однополых пар… Святые отцы до такого и додуматься не могли… Я, к слову, гомосексуалов не осуждаю (при том, что сам не гей). Просто Господь в Писании запретил осуждать кого-то. Но Церковь православная для венчания геев и лесбиянок совершенно точно закрыта».

— Кстати, в нашей Церкви тоже есть женщины-руководители, — вскидывается неожиданно Харисим (меня искренне умиляет словосочетание «в нашей», но тактично молчу. — Прим. авт.). — Всеми правовыми вопросами в РПЦ занимается игуменья Ксения. Это серьезный пост. Да и вообще, ординация в православии сейчас не главный вопрос. Миссионеров нету — вот беда. Некому его проповедовать. А ведь такой момент для этого! Католики в Африке и Южной Америке тоже отказываются от признания гомосексуализма, но Европа давит на Ватикан. Папа против венчания однополых пар, но что будет через пять лет, десять? Мы, православные, можем остаться маленьким островком в этом вопросе. И вот тогда к нам начнут плыть на лодках и утлых суденышках, как сейчас мигранты в ту же Европу, тысячи разочарованных христиан. Как встретим их?

Обязанности

Служение иподиаконов не особенно распространено в Греции, там обязанности иподиаконов распределены между священнослужителями. В Русской Церкви каждый архиерей имеет свой штат иподиаконов.

Это связано с тем, что в традиции русской богослужебной практики архиерейское служение затруднено без помощи иподиаконов.

В обязанности иподиаконов входит:

  • выполнение функций секретаря при архиерее;
  • подготовка облачений для епископа;
  • помощь при облачении епископа в богослужебные одежды;
  • ношение трикирия, дикирия, рапиды;
  • подстилание орлеца;
  • омовение рук епископу;
  • держание чинопоследования архиерейского служения;
  • фотографирование во время службы.

Обычно епископу прислуживают 4-6 иподиаконов.

Мало ли в России Соловьевых…

Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью.

(Притч. 15:14.)

По утрам после молитвы Харисим тягает штангу. И гири. Ест мало, спит тоже не ахти. Все больше читает. Но — на арабском. «На русском сложно, когда много философских терминов», — извиняюще улыбается. На мой вполне бестактный вопрос — и каких же авторов он предпочитает в это время суток — спокойно начинает перечислять: Ансельм Кентерберийский, Жан Буридан, Дионисий Ареопагит, Раймунд Луллий. «Обожаю Соловьева!» — вдруг произносит он до боли знакомую фамилию. Я таращусь: да неужели?! Харисим пугается: «Не-не, не с телевидения. Философа русского, мистика…» — «А, того самого! — облегченно вздыхаю. — Помню-помню, он как раз про «ленивую» веру в России говорил…»

— Он прав, — коротко бросает Харисим. — Здесь прихожане почти не читают Евангелие. Максимум пропоют акафист Богородице. Я понимаю, времени у всех мало, семья, работа, дети. Но ведь так и веру потерять можно. А без веры, без православия страна распадется. Мы в Судане это уже прошли. Когда-то моя родина была самой большой по территории страной в Африке…

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]