Рождество Христово. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим
Иображение с сайта pravoslavie.ru
«Христос раждается — славите!» — так начинается Рождественский канон и здесь все понятно. Но чем дальше, тем сложнее на слух рождественское песнопение: «вознесый рог наш», потом про морского зверя, который «изблевал», чуть позже — «приосененную чащу» и так далее. Как разобраться, чтобы славить Бога сознательно? Объясняет протоиерей Виталий Головатенко, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургской консерватории.
Песненный канон
На самом деле рождественских певческих канонов не один, а два: оба были сочинены в VIII веке двумя великими церковными поэтами-гимнографами: Космой Маюмским и его братом — Иоанном Дамаскиным.
Ирмосы первого канона (Космы Маюмского) исполняются каждую субботу начиная со дня празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря по н. ст.) до Рождества и ежедневно во все время Святок до крещенского сочельника (18 декабря): так выражена связь между событием Введения — началом подготовки Богородицы к Ее будущей миссии — и рождением Спасителя.
В литургических памятниках V-VIII веков словом «канон» обозначаются избранные тексты для чтения и пения на церковных службах. В VII веке в Церкви начинает формироваться новый богослужебный жанр: канон певческий — определенное правило пения гимнов Священного Писания.
Певческий канон состоит из девяти библейских гимнов (по-славянски — песней) в соединении с тропарями (от греч. «тропос» — «фигура речи») — поэтическими текстами, в которых идеи каждого гимна дополняются и развиваются в соответствии с темой праздника. Сочетание библейского гимна с тропарями и получило название «песнь канона».
В каждой из девяти песен канона связь с текстом библейского гимна выполняет начальный (главный) тропарь песни — ирмос, служащий образцом для исполнения остальных тропарей канона. Именно ирмос (по греч. «сплетение», «связка») и увязывает содержание гимна с последующими тропарями.
Московская Сретенская Духовная Академия
Сретенская академия 07.01.201913997
Уже более двух тысяч лет назад Господь наш Иисус Христос пришел в мир ради нашего спасения. Известно ли достоверно, в какой день и год это произошло? Какие события изображены на иконе Рождества? Почему Его называют «Солнцем правды»? Когда к Младенцу пришли волхвы? И как получилось, что в пророчестве говорится, что Сына Божия нарекут Еммануилом, но младенцу дали имя Иисус? Попробуем ответить на эти и другие вопросы, связанные с Рождением Спасителя.
Знаете ли вы, какой на самом деле сейчас год от Рождества Христова?
В 525 году один католический папский архивариус Дионисий Малый вычислил год Рождества Христова, который и стали считать первым годом нашей эры. Однако есть мнение, что эти расчеты были неверными. Давайте посмотрим, какие существуют указания на более правильную дату Рождества.
В Евангелии сказано, что Дева Мария с Младенцем и Иосиф через некоторое время после Его рождения бежали в Египет от преследования царя Ирода Великого. Пробыв там какое-то время, они узнали о смерти нечестивого правителя и вернулись. По данным историков, Ирод Великий, согласно нашему летоисчислению, скончался в 4 году до
нашей эры, что логически невозможно, ведь наша эра начинается именно с Рождества Спасителя. Таким образом, Христос родился, по меньшей мере, на 4 года раньше, чем это принято считать.
Рождество Христово было не ранее 12 года и не позднее 4 года до нашей эры.
Еще одна зацепка, которая косвенно указывает на год Рождества Христова, — Вифлеемская звезда. Некоторые исследователи считают, что ею была комета Галлея, и делают вывод, что Рождество произошло в 12 году до нашей эры. Это самая ранняя датировка из предлагаемых учеными гипотез.
Таким образом, Рождество Христово было не ранее 12 года и не позднее 4 года до нашей эры, а потому, согласно вычислениям современных историков, в 2021 году мы будем отмечать 2022–2030-й год от Рождества Христова.
Рождество Христово. Прп. Андрей Рублев.
Знаете ли вы, что раньше Рождество Христово и Крещение Господне праздновались в один день?
Современная дата Рождества Христова (25 декабря по старому стилю / 7 января по новому стилю) принята Церковью лишь в IV веке. А в первые три века новой эры праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения и отмечался 19 января (6 января по старому стилю) под общим названием — Богоявление. Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день своего рождения. Кроме того, до 70-х годов I века подавляющее большинство христиан составляли иудеи, и среди них вопрос о дате рождения Спасителя не поднимался, потому что у иудеев вообще не принято было точно знать дни рождения. И только ко II–III веку относятся первые попытки установить дату Рождества и отмечать этот день как один из главных христианских праздников.
25 декабря как праздник Рождества Христова был установлен в Риме в начале IV века.
Наконец, в 337 году папа римский Юлий I утвердил 25 декабря как день Рождества Христова. С тех пор весь христианский мир празднует Рождество 25 декабря.Исключение составляет армянская Церковь, которая по-прежнему отмечает Рождество и Крещение Господне как единый праздник Богоявления.
Русская Православная Церковь так же празднует Рождество Христово 25 декабря, но по старому стилю — по юлианскому календарю (так как ее иерархи не приняли реформу календаря папы Григория XIII), то есть 7 января по новому (григорианскому) стилю.
Рождество Христово. Боровиковский Владимир Лукич. Холст, масло. Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим».
Знаете ли вы, что дата Рождества Христова также установлена не точно?
Ни тексты Нового Завета, ни апокрифы, ни устное предание не донесли до нас действительную дату рождения Иисуса Христа. Почему? Дело в том, что по древней традиции, идущей, вероятно, еще со времен Моисея, израильтяне не праздновали дни рождения. Конечно, свой возраст знал каждый, но дни рождения не отмечали, а если бы даже и захотели, то не смогли бы этого сделать из-за принятого (также издавна) солнечно-лунного календаря с плавающим началом года, определяющимся иногда даже не весенним новолунием, а днем, «когда ячмень заколосится».
Так было и во времена царя Ирода Великого, который тридцать четыре года правил Иудеей вплоть до своей смерти весной 4-го года до н. э. и в правление которого родился в Вифлееме младенец Иисус Христос. Если бы иудей тех времен захотел назвать дату своего рождения, то он смог бы сказать что-то вроде следующего: «Родился в последний день праздника Кущей, в 33-й год правления Ирода», — или, скорее (поскольку иудеи не любили Ирода), сказано было бы: — «в 15-й год Обновления Храма».
Что же касается дня рождения Спасителя, то 25 декабря как праздник Рождества Христова был установлен в Риме в начале IV века. Это было так. В 1278 году от основания Рима (525 году от Рождества Христова) папа Иоанн Первый поручил составить пасхальные таблицы упомянутому выше монаху Дионисию Малому, выдающемуся богослову, астроному и математику тех времен. Именно в целях удобства составления пасхальных таблиц Дионисий и выбрал 25 декабря 753 года от основания Рима как гипотетическую дату рождения Спасителя. Днем празднования Рождества было установлено 25 декабря, ибо в этот день народы Римской империи праздновали языческое «рождение солнца». Церковь же прославила родившегося на земле Христа — Солнца правды, дающего истинный Свет, Солнца бессмертного и не боящегося тьмы. Наиболее раннее известие об этом празднике относится к 354 году, когда дни Рождества Христова и Крещения Господня были отделены друг от друга.
Окончательно праздник Рождества Христова был узаконен на Эфесском соборе в 431 году. На Русь он пришел в X веке с принятием христианства. Позднейшим толкованием времени празднования Рождества Христова 25-го декабря стало следующее: месяц и день смерти Христа точно известен из Евангелий, а (по распространенному уже в Раннее Средневековье церковному преданию) Христос должен был находиться на земле полное число лет (как число совершенное); отсюда следовало, что Он был зачат в тот же день, в который пострадал, следовательно, в еврейскую Пасху, которая в тот год приходилась на 25 марта (праздник Благовещения Пресвятой Богородицы). Отсчитывая от этого дня положенные 9 месяцев, получали дату рождения Христа — 25 декабря.
Такова история установления принятой ныне даты Рождества Христова. Остается добавить, что в 1918 году, после принятия в советской России григорианского календаря, Русская Православная Церковь, чтобы оставаться в юлианском счете дней, перенесла все церковные праздники на 13 дней вперед, поэтому с 1919 года и Рождество Христово празднуется Православным миром 7 января (по новому стилю).
Рождество Христово. Репин Илья Ефимович. 1890 г. Государственная Третьяковская галерея.
Знаете ли вы, почему Христос в тропаре Рождеству Христову назван «Солнцем правды»?
Солнце правды — одно из имен Иисуса Христа. Последние слова фразы посетил нас Восток свыше
— Επεσκέψατο ημάς
ανατολή εξ ύψους
(Лк. 1:78) — можно перевести как «Восход Солнца». Также это имя упоминается у пророка Малахии:
А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные, и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф
(Мал. 4:2–3).
А вот что пишет об этом святитель Николай Сербский: «Воистину интересно наблюдать за игрой света и теней. Чем ярче и выше солнечный свет, тем короче тени на земле и чем свет солнечный слабее и ниже, тем длиннее тени. Когда полуденное солнце стоит в зените над нашими главами, тени самые короткие. А когда склоняется к западу, тени самые длинные. Все в природе имеет духовное значение, нет ни одного физического явления, которое не давало бы людям урок о Боге и человеке.
Христос назван Солнцем правды и Востоком Востока. Чем Солнце правды — Христос стоит выше, тем наши человеческие тени меньше и короче, а чем ниже Христос на нашем горизонте, тем тени человеческие темней и длинней.
Солнце правды — Христос стоит выше, тем наши человеческие тени меньше и короче, а чем ниже Христос на нашем горизонте, тем тени человеческие темней и длинней.
Когда же Христос полностью исчезает с нашего горизонта, тогда человеческие тени удлиняются, переплетаются между собой и сражаются, как призраки.
Такие времена призраков христианский мир переживал многократно. Переживали мы его и в наши дни, и не однажды. Мы не ценили света, и свет удалился от нас, мы любили свои густые и длинные тени и тенями своими покрыли всю землю. И Господь исчез с европейского горизонта, ибо Он не навязывается людям. Всякую тварь во вселенной Он держит во власти Своей, в Своей сильной деснице, только человеку Он не навязывается, только человеку оставляет выбор — или со светом или с тьмой; или в рай с ангелами или в болото с жабами; или быть сыном Бога Всевышнего или признать себя сыном глины гончарной и угля кузнечного».
Поклонение волхвов. Клавдий Васильевич Лебедев. Церковно-археологический кабинет МДА.
Знаете ли вы, почему пророк Исаия говорит, что Сына Божия нарекут Еммануил, а Его назвали Иисусом?
В Священном Писании о зачатии и рождении Спасителя сказано: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил
(Ис. 7:14), что значит «с нами Бог».
Слова: “нарекут Еммануил” означают не что иное, как то, что увидят Бога с человеками.
Святитель Иоанн Златоуст, толкуя это место Священного Писания, говорит: «Почему же, скажешь, наречено Ему имя не Еммануил
, а — Иисус Христос? Потому, что не сказано “наречешь”, но “нарекут”, т. е. народы и самое событие. Здесь заимствуется имя от происшествия, как и свойственно Писанию — происшествия употреблять вместо имен. Итак, слова: “нарекут Еммануил” означают не что иное, как то, что увидят Бога с человеками. Хотя Бог всегда был с человеками, но никогда не был так явно. <�…> Равным образом и о городе говорит пророк, что он наречется “город правды, столица верная” —
град правды, мать городов, верный Сион
(Ис. 1:26); и, однако, нигде не видно, чтобы город этот назывался “правдою”, он продолжал называться Иерусалимом. Но так как Иерусалим действительно таковым учинился, когда исправился, то и сказал пророк, что он так назовется. Таким образом, если какое-либо происшествие яснее самого имени показывает того, кто его совершил, или им воспользовался, то Писание действительность события вменяет ему в имя».
Святитель Филарет (Дроздов) пишет: «Имя Еммануил было предсказано не как собственное имя Иисуса Христа, но как имя, означавшее, чем должен быть Иисус Христос, и действительно, поелику Он был в одно время и Бог и человек и обращался с людьми, то Он воистину был Еммануил
, то есть:
с нами Бог
. Подобным образом, тот же Исайя говорил:
и нарицается имя Его: Чуден Советник, Бог крепкий, Князь мира, Отец будущего века
(Ис. 9:6); это не значит, будто каждое из сих имен должно быть Его собственным именем, но показывает только то, что Он будет всем, что означают имена сии, и что каждое из них Ему прилично».
Явление ангела пастухам. Рождество Христово. Сретенье. Мозаика по оригиналу И. Ф. Порфирова Храм Воскресения Христова (Спас на крови), Санкт-Петербург. Знаете ли Вы, что пророчества о том, что Иисус будет наречен Назореем, нет Священном Писании?
В Священном Писании о поселении Иисуса в Назарете сказано: Да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется
(Мф. 2:23).
Архиепископ Аверкий (Таушев), рассуждая об этом библейском стихе, говорит: «Такого пророчества в Ветхом Завете мы, однако, не находим. Высказывалось предположение, что это пророчество находилось в книге, потерянной евреями. Другие думают, что Евангелист не указывает здесь на одно какое-нибудь пророчество в частности, но имеет в виду общий характер всех пророчеств об уничиженном состоянии Христа-Спасителя», потому что «выйти из Назарета это значило быть в пренебрежении… С другой стороны, “назореями” в Ветхом завете назывались люди, посвятившие себя Богу; быть может, и это было причиной наименования Иисуса Христа назореем, как высшего носителя назорейских обетов — полного посвящения Себя на служение Богу».
И блаженный Феофилакт Болгарский писал: «Назореем наречется
: какой пророк говорит об этом, не находится теперь: ибо по нерадению евреев, равно и по причине постоянных пленений, много пророческих книг погибло. Но возможно, что это пророчество передавалось у иудеев незаписанным. Назорей значит “освященный”; так как Христос свят, то справедливо Он назывался и Назореем, ибо “святым Израиля” Господь называется у многих пророков».
Рождество Христово. Мозаика. Византия. XIV в. Знаете ли вы, что явление Вифлеемской звезды также было исполнением ветхозаветного пророчества?
В числе ветхозаветных пророчеств об Иисусе Христе есть текст, который исследователи относят к Вифлеемской звезде. Вот это пророчество:
Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых
(Чис. 24:17)
По мнению епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского Александра (Милеанта) (1938–2005) это пророчество волхва Валаама, упоминаемое в Ветхом Завете, о Звезде (Христе) из колена Иакова положило начало верованию, как израильтян, так и персов, от которых пришли упоминаемые в Евангелии волхвы, что пришествие Мессии будет предварено появлением на небе яркой звезды.
Рождество. Поклон царей. Нестеров М. В. 1903 г. Фрагмент росписи северной стены церкви во имя благоверного князя Александра Невского
Знаете ли вы, что о принесении даров с Востока также было возвещено одним из ветхозаветных пророков?
Псалмопевец Давид в псалме 71 говорит: цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему
(Пс. 71:10,11).
Речь идет о принесении даров царицей Савской царю Израильскому Соломону. Царица пришла из далеких земель, чтобы послушать мудрость Соломонову, которой наградил его Господь. Это событие — прообраз пришествия к Христу волхвов из далеких земель и принесения даров.
Евфимий Зигабен, византийский богослов и экзегет XII века, так пишет об этом пророческом стихе: «Некто приспособляете это к Соломону, к которому многие купечества неслись на кораблях. Но все сии с верою истинно покорились Христу, поклонились Ему, как Богу, и принесли дары чрез волхвов, как царю. Островами, приносящими дары Христу, могут быть и души», отходящие «от горького неверия», а «Аравляне — по переводу — запад», те, «у которых солнце, бывшее по заблуждению [их] в уважении, скрылось и наступил вечер [то есть конец] худых дел» после обращения их ко Христу, которое выражается именем Сава, «ибо Сава… значит обращение». Фарсис же, по толкованию Евфимия Зигабена, означает созерцание радости.
Отвечая на вопрос, почему к рождеству Господа первыми пришли восточные волхвы из Персии, а не из другого места или народа, византийский богослов пишет, что они, во-первых, этим исполнили то самое древнее пророчество, упоминаемое выше: Цари Аравские и Сава представят дары, «ибо персы тогда владели сими странами. Земля их доставляет отличное золото и смирну и ладан».
Именно потому надлежало персам, «получившим в то время первенство, прийти и поклониться первому и единственному царю веков — явившемуся на земли Христу Богу нашему — с принесением Ему даров». Этим они «засвидетельствовали бы, что родившийся царь есть Владыка и Господь и царь и над теми, которые владели над всею почти землею и имели первенство пред всеми, которому они долженствовали и покланяться, и сопутствовать как щитоносцы Его».
Джон Дункан. Поклонение волхвов. Шотландия. XIX в.
Знаете ли вы, почему именно две тысячи лет назад пришел в мир Спаситель?
К моменту Рождества Христова человечество созрело настолько, что было способно принять весть о Рождении Сына Божия. Апостол Павел пишет: Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление
(Гал. 4:4, 5). Святитель Лев Великий, папа Римский, так толкует данные слова святого апостола: «Итак, возлюбленные, настал срок, предназначенный для искупления людей. Приходит в эти последние времена мира Иисус Христос, Сын Божий, сходя с Небесного Престола, но не отступая от славы Отца, являясь новым Рождеством в новом облике».
Можно подумать, что Бог медлил в деле спасения человечества от власти диавола и греха.Святитель Лев по этому поводу пишет: «Воплощение же Слова всегда стремилось к свершению, и Таинство Спасения человеческого никогда ни в какое время не медлило. Его проповедали Апостолы, возвестили пророки, и не запоздало с исполнением то, что всегда было предметом веры».
Помимо этого, Сын Божий родился именно 2000 лет назад, так как не мог нарушить Своего пророчества, данного пророку Даниилу. Пророчество гласит: Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатани были видение и пророк, и помазан был
Святый
святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь
седмин
и шестьдесят две
седмины
; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена
(Дан. 9: 24–25).
Иеромонах Иов (Гумеров) толкует данное пророчество следующим образом: «Под седминой пророк разумеет семь лет. Семьдесят седмин составят 490 лет. <�…> Речь здесь идет об искуплении Христом Спасителем людей, нарушивших волю Божию и совершивших грехопадение. В пророчестве прямо указан Мессия… Отсчет семидесяти седмин (490 лет) начинается с даты восстановления Иерусалима».
Таким образом, Спаситель пришел в мир 2000 лет назад, так как наступила полнота времен, а также на это время указывало пророчество, полученное пророком Даниилом от Самого Бога.
Рождество Христово. Нестеров М. В. 1890-1891 гг. Бумага на картоне, гуашь, золото. Эскиз росписи алтарной стены южного предела на хорах Владимирского собора. Государственная Третьяковская галерея.Знаете ли вы, какие события обычно изображают на иконе Рождества Христова?
Первые изображения Рождества Христова находятся в христианских катакомбах Рима. Росписи, датируемые II веком, изображают Матерь Божию со Святым Младенцем, восседающую на престоле, и волхвов с дарами, пришедших поклониться Царю. На этих росписях всегда разное число персидских волхвов, но очень скоро сложилась традиция изображать именно трех волхвов разного возраста: молодой, зрелый и старый. Уже гораздо позже, в эпоху Возрождения, на изображениях Рождества Христова будут фигурировать чернокожий, европеец и азиат в персидских одеждах, как бы в свидетельство того, что все народы преклонятся перед воплотившимся Господом.
Вскоре на иконах Рождества Христова Дева Мария начала изображаться лежащей на одре рядом с Младенцем.
Когда Церковь при Константине Великом обрела свободу и вышла из катакомб, церковное искусство стало быстро меняться и развиваться. Вскоре на иконах Рождества Христова Дева Мария начала изображаться лежащей на одре рядом с Младенцем. Стали появляться очертания пещеры, в которой, согласно Евангелию, родился Христос и был положен в ясли (кормушку для скота). Изображается и та самая Вифлеемская звезда, проливающая свой свет на рожденного Спасителя. В верхней части иконы появляются небесные воинства, возвещающие благую весть, пастухи, Иосиф Обручник, сидящий у ног Богородицы, и сюжет омовения Младенца в нижней части иконы. Помимо стада пастухов, у яслей традиционно начинают изображаться осел и вол, смотрящие на Младенца. Окончательно византийская традиция иконографии Рождества Христова канонически сформировалась лишь после окончания борьбы с иконоборчеством, в IX веке. Именно эту традицию впоследствии восприняла русская иконопись. Икона XV века, приписываемая Андрею Рублеву, стала образцом изображения этого светлого праздника.
Как мы уже знаем, волхвы, скорее всего, пришли к Спасителю лишь после Его Рождества. Поэтому нередко они изображаются несколько раз на одной иконе: идущими в Вифлеем (или на конях) и приносящими дары Спасителю в вертепе. Чем к более поздней эпохе относится изображение Рождества, тем это изображение более сложно и многословно. Здесь появляются такие сюжеты, как бегство святого семейства в Египет и избиение Вифлеемских младенцев.
Одной интересной особенностью традиционной иконы Рождества Христова является фигурирование рядом с Иосифом Обручником некоего человека. Некоторые исследователи называют его чуть ли ни бесом, искушающим старца, по другой версии это престарелый пастух, который наводит на него сомнения по поводу бессеменного зачатия Младенца Иисуса. Но эта версия также опровергается тем, что на многих старинных иконах престарелый пастух изображается отдельно от праведного Иосифа. В древних росписях рядом со святым старцем иногда изображался пророк Исайя, засвидетельствовавший Боговоплощение задолго до Рождества Христова.
Иконография праздника продолжает развиваться, в ней может появляться изображение различных, связанных с Боговоплощением, событий, но всегда, как и в древности, икона Рождества будет в первую очередь источать ощущение близости непостижимого Бога к людям, ощущение Его всемогущества и безграничной любви.
Редакция сайта Сретенской семинарии
Материал впервые опубликован 06.01.2018 г.
Рождественская катавасия
Когда с течением времени певческий канон окончательно утвердился в богослужебном обиходе, ирмосы некоторых праздничных канонов образовали самостоятельный жанр — катавасию. «Катавасией» (от греч. «катабасис» — «схождение вниз») называются группы ирмосов некоторых праздничных канонов, для торжественного исполнения которых в конце каждой песни канона певцы обоих церковных хоров (правый и левый клирос) сходили со своих мест и соединялись в один хор в середине храма. Конечно, сейчас такое объединение хоров в приходских храмах происходит нечасто.
Поздравления с Рождеством Христовым в картинках
Христос родился — поздравление / vitannya.in.ua
Христос рождаеся — поздравления / krasainfo.com
Открытки с Рождеством Христовым / rubezhnoe.com
Христос рождается — картинки и открытки / pinterest.se
Ирмос 1: Христос раждается!
Рождественскую катавасию составляют ирмосы канона преподобного Космы Маюмского. На его сочинение автора вдохновила праздничная проповедь святителя Григория Богослова — «Слово на Богоявление, или на Рождество Спасителя» (до начала V в. события Рождества и Крещения Христова в христианской Церкви составляли один праздник Богоявления). Поэтическое начало этого Слова и стало ирмосом первой песни канона:
Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся: пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте людие, яко прославися.
(перевод)
Христос рождается – славьте! Христос (грядет) с небес – встречайте! Христос на земле – возноситесь (на небо)! Пой Господу вся земля! Люди, воспойте (Ему) в радости, ибо Он прославился.
По закону жанра ирмос каждой песни канона должен быть тематически связан с поэтикой соответствующей песни Священного Писания. Первой библейской песнью считается победный гимн пророка Моисея «Поем Господеви, славно бо прославися…» (см. Исх. 15: 1-19). Связующее звено первого ирмоса — последний стих «яко прославися», совпадающий с верховным образом пророческого гимна Моисея — Господом славы, некогда избавившем Свой народ от египетского рабства. Теперь же Господь со славой воплощается (рождается как Богочеловек) для того, чтобы избавить все человечество от рабства у греха.
Второй библейский гимн
— обличительная песнь Моисея из книги Второзакония (о верности Бога Своему Завету в «дни древние» и неверности Израиля, влекущая за собой возмездие (см. 32: 1-43) – включается в состав песней канона только в периоды великого Поста и Пятидесятницы, а в остальное время канон состоит из восьми песней: 1, 3-9.
издается по благословению Высокопреосвященнейшего Тихона
Архиепископа Новосибирского и Бердского
С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!
Христос раждается, славите — история праздника и разъяснение богослужебных песнопений
Основная и первоначальная цель установления этого праздника -воспоминание и прославление события явления во плоти Сына Божия. Но была и другая причина и цель: несколько раньше, чем в Православной Церкви, празднование Крещения ввели у себя еретики-гностики (евиониты, докеты, василидиане), потому что они придавали самое большое значение в жизни Спасителя Его Крещению. Так, евиониты учили, что Иисус был сын Иосифа и Пресвятой Девы Марии, и что Христос соединился с ним при Крещении; докеты признавали во Христе человеческую природу только призрачной; наконец, василидиане не признавали воплощения и учили, что Бог послал свой Ум, первое истечение Божества, и он, как голубь, сошел во Иордане на Иисуса, Который до того был простой человек, доступный греху. Но ничто так не увлекало христиан в ересь, особенно в гностицизм, как богослужение гностиков, полное гармонических и красивых песен. Нужно было гностическому празднику противопоставить свой — православный.
И вот, Православная Церковь установила и у себя торжественный праздник Крещения Господня и назвала его Богоявлением. В этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил Себя Богом, представ как Единый от Троицы, Сын Божий во плоти. Чтобы подорвать лжеумствования гностиков относительно Крещения Христова, Церковь стала присоединять к воспоминанию Крещения воспоминание и Рождества. И, таким образом, в IV веке по всему Востоку Крещение и Рождество праздновались в один день, а именно 6 января, под общим именем Богоявления.
Первоначальным основанием для празднования Рождества Христова (как и Крещения) 6 января служило не историческое соответствие этого числа дню рождения Господа Иисуса Христа, а таинственное понимание соотношения между первым и вторым Адамом, между виновником греха и смерти и Начальником жизни и спасения. Второй Адам — Христос, по таинственному созерцанию Древней Церкви, родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам, — в шестой, ему соответствовало 6 января, первого месяца года.
Праздник Рождества Христова был впервые отделен от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века. Перенесением праздника на 25 декабря Церковь имела в виду создать противовес языческому культу солнца и предохранить верующих от участия в нем и, тем самым, обратить сердца людей к познанию истинного Бога. Известно, что у римлян на 25 декабря (7 января нового стиля) падал языческий праздник в честь зимнего солнцеворота — день (рождения) явления непобедимого солнца, которого не могла одолеть зима и которое с этого времени идет к Весне. Этот праздник обновляющегося бога солнца был днем разнузданных увеселений народа, днем забав для рабов, детей и прочих. Таким образом, сам по себе этот день был как нельзя более приличен для воспоминания события Рождества Иисуса Христа, Который в Новом Завете называется Солнцем Правды, Светом мира, Спасителем людей, Победителем смерти.
Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено позже, чем в Западной, а именно — во второй половине IV века.
Впервые раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня было введено в Константинопольской Церкви около З77 года по указанию императора Аркадия и благодаря энергии и силе красноречия святителя Иоанна Златоуста. Из Константинополя обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря распространился по всему православному Востоку.
Установление празднования Рождества Христова 25 декабря имело еще и другое основание. По мысли отцов Церкви III и IV веков (святые Ипполит, Тертуллиан, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, блаженный Августин), 25-е число декабря месяца исторически более всего соответствует дню самого рождения Господа Иисуса Христа.
***
С древнейших времен известно множество песнопений, прославляющих воплощение Сына Божия. Наиболее часто употребляемые из них — тропарь, кондак и ирмосы канона.
Тропарь — краткое песнопение, выражающее сущность праздника. Иногда в качестве своей темы тропарь берет какую-либо фактическую подробность воспоминаемого священного события и строит на ней назидание вероучительнаго характера. Так, в тропаре на Рождество Христово взята одна подробность — поклонение волхвов. Необыкновенная звезда, явившаяся на небе во время рождения Спасителя, озарила мир светом знания. Она научила волхвов-звездопоклонников поклоняться Солнцу Правды и познавать Восток с высоты — Христа, истинного Бога. «Восток свыше» — так в Новом Завете называет Спасителя святой праведный Захария, отец Иоанна Предтечи (Лк.1,78). Восток здесь означает не название стороны света, а Восходящее Солнце, то есть Иисуса Христа. Физическое солнце светит людям восходя (видимо) снизу вверх, а Солнце Правды, Христос, осветил землю, снизойдя на нее с небес (сверху вниз). Отсюда Он — Восход с высоты. Такой риторический прием — сочетание противоположных по смыслу слов — называется оксюморон и часто используется в церковном песнотворчестве.
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащие звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!
Рождение Твое, Христос Боr наш, воссияло для мира светом истинноrо знания; ибо во время него служащие звездам были научены звездою (же) покпоняться Тебе, Солнцу Правды, и познавать Тебя, Восход с высоты. Господи, слава Тебе!
Другим кратким песнопением, прославляющим пришествие в мир Сына Божия, является кондак. Кондак праздника Рождества Христова был написан одним из гениальнейших церковных песнописцев — преподобным Романом Сладкопевцем, жившим в VI веке. Он служил пономарем в храме Святой Софии в Константинополе. Святой Роман часто подвергался насмешкам от своих собратьев-клириков за негромкое и неумелое пение и чтение.
Однажды, в навечерие Рождества Христова (канун праздника), по окончании богослужения, он пал пред иконой Пресвятой Богородицы, горько плача и молясь. Ночью в сонном видении Божия Матерь явилась святому и, подав свиток (по-гречески, кондакион), повелела съесть. Так преподобный Роман получил дар книжного разумения, сочинения и исполнения церковных песнопений. За всенощным бдением, когда нужно было воспеть песнь в честь праздника, святой Роман взошел на амвон и дивным голосом пропел свой первый кондак:
«Дева днесь Пресущественного раждает…». От свитка, данного Богоматерию (кондакиона) и все песнопения преподобного стали называться кондаками. Всего святым Романом Сладкопевцем было написано более тысячи песнопений, многими из которых христиане и доныне прославляют Бога.
В дополнение к тропарю, изъясняющему суть празднуемого события, кондак дает полную картину, изображая его с внешней стороны. Это словесная икона. Рождество Христово предстает как объединение самых далеких противоположностей: Девы и Того, Кто превыше всякого существа, низкой пещеры и недосягаемо Высокого, ангелов и пастухов, волхвов и звезды, юного Отрока и Предвечного Бога.
Дева днесь Пресущественного раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроче младо, Превечный Бог.
Сегодня Дева рождает Toro, Кто превыше всякого существа и земля преподносит Недосягаемому пещеру; ангелы славословят с пастухами, вoлхвы же путешествуют со звездой. Ибо ради нас родился юный Отрок, Который есть Предвечный Бог.
Одной из значительных частей праздничного богослужения является канон. Канон — это ряд церковных песнопений, тесно связанных между собою как в музыкальном отношении (напевом, а в греческом подлиннике и определенным стихотворным размером), так и по содержанию. В каноне сопоставляются ветхозаветные прообразы и пророчества с соответствующими событиями Нового Завета, поэтически изливаются благочестивые чувства верующего сердца. Канон состоит из 9 песней (обычно из 8, т.к. вторая песнь отсутствует во всех канонах, кроме великопостных). Каждая песнь делится на ирмос и несколько тропарей.
В службе праздника Рождества Христова имеется два канона. Принадлежат они перу наиболее известных и талантливых песнотворцев — преподобным Косме Маюмскому и Иоанну Дамаскину, жившим в VIII веке.
Вот текст ирмосов — первых строф песен первого канона с переводом на русский язык.
1. Христос рождается, славите. Христос с Небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися.
Христос рождается — спавьте! Христос с небес — встречайте! Христос на земле — воспряньте! Пой Господу вся земля и с радостью воспойте, люди, ибо Он прославился!
3. Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну, и в последняя от Девы воплощенному безсеменно, Христу Богу возопим: вознесый pог наш, свят еси, Господи.
Прежде веков (до начала времен) нетленно от Отца родившемуся Сыну и в последние времена бессеменно воплотившемуся от Девы, Христу Богу, воскликнем: Свят Ты, Господи, возвысивший рог (символ силы и достоинства) наш!
4. Жезл из корене Иессеова и Цвет от него, Христе, от Девы прозябл еси, из горы, Хвальный, приосененныя чащи пришел еси, воплощься от Неискусомужныя, Невещественный и Боже. Слава силе Твоей, Господи.
Oтpaсль от корня Иесеева и цвет от него, Христос, Ты пророс от Девы; от горы, осененной чащею, пришел Ты, хвалимый, воплотившись от непознавшей мужа, Невещественный и Бог. Спава силе Твоей, Господи!
5. Бог Сый мира, Отец щедрот, Великого Совето Твоего Ангела, мир подавающа, послал еси нам. Тем богоразумия к свету наставльшеся, от нощи утренююще, славословим Тя, Человеколюбче.
Будучи Богом мира и Отцом милосердия, Ты послал нам Ангела великого Твоего совета, дающего нам мир; поэтому мы, приведенные к свету богопознания, бодрствуя с ночи, cлавоcловим Тебя, Человеколюбец.
6. Иэ утробы Иону lмладенца изблева морский зверь, якова прият; в Деву же всельшееся Слово и плоть приемшее пройде, сохраньшее нетленну, Егоже бо не пострада истления, Рождшую сохрани неврежденну.
Из чрева Иону, как младенца, морской зверь извергнул таким, каким принял; а Слово, вселившись в Деву и приняв плоть, прошло через Нее, сохранив нетленной. Ибо, Само, будучи неподверженным тлению, соблюло Родившую невредимой.
7. Отроцы благочестию совоспитани, злочестиваго веления небрегше, огненнаго прещения не убояшася, но посреди nламене стояще, пояху: отцев Боже, благословен еси.
Отроки, воспитанные с бпагочестием, пренебрегши нечестивым повелением, не убоялись огненной угрозы, но стоя посреди пламени, пели: «Боже отцов, Ты благоcловен!»
8. Чудо преестественнаго росодотельная изобрази пещь образ: не бо, яже прият, палит юныя, яко ниже огнь Божества Девы,в Нюже вниде утробу. Тем воспевающе воспоем: да благословит тварь вся Господа и превозносит во вся веки.
Росоносная печь представила образ сверхъестественного чуда; ибо она не опаляет юношей, которых приняла, как и огонь Божества — утробу Девы, в которую вошел. Поэтому, воспевая, воскликнем: «Все творение да благословит Господа и превозносит во все века!»
9. Таинство странное вижу и преславное: Небо — вертеп, Престол Херувимский — Деву, ясли — вместилище, в нихже возлеже Невместимый – Христос Бог, Егоже воспевающе величаем.
Вижу странное и необычайное таинство: пещеру — как небо, Деву — как херувимский престол, ясли (кормушку для скота – Прим. авт.) — как пространное место, где возлежал невместимый Христос Бог, Которого мы, воспевая, величаем.
Ирмос 3: песнь Анны, матери Самуила, благодарившей Бога за разрешение неплодства
Песнь третья – это гимн Анны, матери пророка Самуила (см. 1 Цар. 2: 1-10). Анна, мать пророка Самуила, последнего из судей Израилевых, благодарила Бога за разрешение своего неплодства: «Утвердися сердце мое в Господе». Ее песнь – символическое выражение молитвы всей Церкви, прежде неплодной, а ныне веселящейся о многих святых чадах Своих, или каждой души христианской, просящей себе утверждения в Господе.
В ирмосе Космы Маюмского представлен центральный образ этого гимна – рог, древний библейский символ могущества, силы, достоинства:
Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну, и в последняя от Девы воплощенному безсеменно, Христу Богу возопиим: вознесый рог наш, свят еси Господи.
(перевод)
Сыну, прежде (всех) времен Непостижимо (не по закону тленного естества) рожденному от Отца, а в последние (времена) бессеменно воплотившемуся от Девы – Христу Богу (так) воскликнем: «Свят Ты, Господи, вознесший наше (человеческое) достоинство!»
Богомладенец Христос, фреска,18 век. Московский Сретенский монастырь
Иображение с сайта pravoslavie.ru
Православная Жизнь
Христос родился, чтоб нас объединить в Истине, Которой является Он Сам, чтоб мы во Христе учились познанию того, что есть воля Божия, и старались творить ее, ибо в воле Божией – наша жизнь.
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Украинской Православной Церкви
Христос рождается, славите!
Сердечно поздравляю всех Вас: боголюбивые Архипастыри и пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры, – с великим и радостным Праздником Рождества по плоти Спасителя нашего и Бога, Господа Иисуса Христа.
В эти священные дни вся полнота нашей Святой Украинской Православной Церкви возносит смиренные молитвы, воспоминая и прославляя непостижимую Божественную любовь и благодаря Бога за то, что Он сошел на землю, принял на Себя нашу человеческую природу, чтоб спасти нас. Святой Григорий Неокесарийский говорит, что Ветхий Денми Бог стал Младенцем, чтоб нас сделать Божиими детьми; Сидящий во славе на Небесах ради нас покоится в яслях бессловесных животных; Бесстрастный, Бестелесный, Необъятный повивается пеленами, чтобы разорвать узы греха, которыми было связано человечество.
В эти праздничные дни мы с любовью и благоговейным удивлением воспоминаем благословенную Вифлеемскую ночь, под таинственным покровом которой свершилась «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3:16). Сын Божий родился ночью, чтоб развеять духовную ночь, которой грех объял человечество, и чтоб напомнить нам, что Он, наш Спаситель и Господь, есть «Свет Истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир» (Ин. 1:9), чтоб напомнить, что Он есть Солнце Правды, с Которым ночь становится днем и без Которого день становится ночью.
Какими счастливыми были Вифлеемские пастушки, которые слышали Ангельское пение: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение!» (Лк. 2:14). Они с трепетом ступили в Вифлеемскую пещеру и увидели Дивного Богомладенца, повитого и лежащего в яслях (Лк. 2:16). Их разум не смог постигнуть, но верой сердца они уразумели, что пред ними лежит Тот, Кто некогда из девственной земли сотворил Адама и Кто теперь из Пресвятой Девы соткал Себе плоть и пришел Сам на землю как Новый Адам.
Пастушки верой сердца уразумели, что перед ними лежит Предвечный Бог, Который пришел на землю, чтоб спасти человечество, которое Он создал, и чтоб уничтожить смерть, которую Он не сотворял (Прем. 1:13). Пастушки верой сердца уразумели, что перед ними лежит Великий Пастырь, Который «полагает душу Свою за овец» Своих (Ин. 10:11), Который оставил много овец незаблудившихся, чтобы найти одну заблудшую (Мф. 18:12).
Пришли к новорожденному Богомладенцу и мудрые Волхвы, три Царя с востока, которые принесли Ему дары: ладан, золото и смирну. Волхвам было открыто, что перед ними лежит «Первосвященник будущих благ» (Евр. 9:11) и «Царь царей» (Откр. 19:16). Весть о том, что в мир пришел Царь (Мф. 2:2), встревожила властолюбивого царя Ирода, а потом, на протяжении всей истории, эта весть тревожила тех, кто, подобно Ироду, был одержим страстью властолюбия. Властолюбцы не хотят иметь над собой Царя, ибо в своей гордыне они считают себя лучшими всех. Властолюбцы не воспринимают власть как Крест, который должен возложить на них Бог, они считают, что власть – это нечто, чего необходимо самому добиваться, употребляя все возможные меры и средства, независимо от их морального наполнения. Властолюбцы, если даже верят во Христа, они не покоряются Христу, а наоборот, пытаются принудить Христа делать их земными царями. Именно этого требовали от Спасителя, как от Мессии, иудейские старейшины; и когда они услышали слова Спасителя, что Его Царство не от мира сего, они возненавидели Христа и распяли Его.
Властолюбие – это медаль, на обратной стороне которой находится богоборство. Властолюбие уничтожает всех, кто им одержим, независимо от того, мирской ли это человек, или этот человек облечен в высокий духовный сан; оно уничтожает всех и вся.
Об этом необходимо помнить, дорогие братья и сестры. Необходимо помнить, что Сын Божий пришел на землю, чтоб подарить нам Царство вечное, Царство не от мира сего. Сын Божий создал Церковь, которая ведет человека к вечному Царству и вечной жизни. Церковь является таинственным Телом Христовым, а Он, Сын Божий, наш Спаситель, является ее Главой и Великим Кормчим. Все люди, без исключения, должны покоряться Церкви, то есть не руководить ею, а жить по законам Церкви. Кто вносит законы властолюбия и насилия в жизнь Церкви, тот становится в Церкви чужим телом, которое рано или поздно благодать Божия выбросит за Церковный порог.
Да не будет сего с нами, ибо Христос родился, чтоб нас объединить в Истине, Которой является Он Сам, чтоб мы во Христе учились познанию того, что есть воля Божия, и старались творить ее, ибо в воле Божией – наша жизнь.
Еще раз поздравляю Вас, дорогие братья и сестры, с Рождеством Христовым, с Новым Церковным годом и с праздником святого Богоявления. Пусть Сын Божий, Который родился в мир и сделался Сыном Человеческим, благословит всех нас, весь наш Украинский народ и землю. Пусть Вифлеемская звезда озаряет наши земные пути, чтобы мы в мире, смирении и взаимной любви проводили дни своего земного странствования, а в вечности сподобились жить в радости там, где царствует вечный Царь, Владыка и Господь наш Иисус Христос. Аминь.
Смиренный +ОНУФРИЙ,
Митрополит Киевский и всея Украины
Рождество Христово, 2018/2019
г. Киев
Рождественские послания архиереев Украинской Православной Церкви
митрополита Бориспольского и Броварского Антония
митрополита Белоцерковского и Богуславского Августина
митрополита Балтского и Ананьевского Алексия
митрополита Владимир-Волынского и Ковельского Владимира
митрополита Горловского и Славянского Митрофана
митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея
митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона
митрополита Житомирского и Новоград-Волынского Никодима
митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки
митрополита Изюмского и Купянского Елисея
митрополита Кировоградского и Новомиргородского Иоасафа
митрополита Криворожского и Никопольского Ефрема
митрополита Кременчугского и Лубенского Николая
митрополита Луганского и Алчевского Митрофана
митрополита Мукачевского и Ужгородского Феодора
митрополита Николаевского и Очаковского Питирима
митрополита Овручского и Коростенского Виссариона
митрополита Одесского и Измаильского Агафангела
митрополита Полтавского и Миргородского Филиппа
митрополита Ровенского и Острожского Варфоломея
митрополита Сумского и Ахтырского Евлогия
митрополита Тернопольского и Кременецкого Сергия
митрополита Уманского и Звенигородского Пантелеимона
митрополита Харьковского и Богодуховского Онуфрия
митрополита Херсонского и Таврического Иоанна
митрополита Хустского и Виноградовского Марка
митрополита Черниговского и Новгород-Сиверского Амвросия
архиепископа Бердянского и Приморского Ефрема
архиепископа Винницкого и Барского Варсонофия
архиепископа Джанкойского и Раздольненского Алипия
архиепископа Кременчугского и Лубенского Николая
архиепископа Львовского и Галицкого Филарета
архиепископа Нежинского и Прилукского Климента
архиепископа Новокаховского и Генического Филарета
архиепископа Ровеньковского и Свердловского Пантелеимона
архиепископа Северодонецкого и Старобельского Никодима
епископа Александрийского и Светловодского Боголепа
епископа Вознесенского и Первомайского Алексия
епископа Волынского и Луцкого Нафанаила
епископа Ивано-Франковского и Коломыйского Серафима
Рождественские видеопоздравления наместников лавр Украинской Православной Церкви
митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла, наместника Святой Успенской Киево-Печерской Лавры
митрополита Почаевского Владимира, наместника Успенской Почаевской лавры
митрополита Святогорского Арсения, наместника Успенской Святогорской лавры
Ирмос 4: Прославление Богородицы, родившей Христа
Пророчество Аввакума о Богородице как о Горе Божией, осененной благодатью свыше (см. Авв. 3: 2-19), воплощено в поэтике ирмоса четвертой песни (Иессей – отец царя Давида, прародителя Богородицы):
Жезл из корене Иессеова, и цвет от него Христе, от Девы прозябл еси, из горы хвальный приосененныя чащи, пришел еси воплощься от неискусомужныя, невещественный и Боже. Слава силе Твоей Господи.
(перевод)
Христос, Ты — отрасль от корня Иессея и цветок от него! Прославленный, Ты произрос от Девы – от горы, осененной прохладой лесной чащи. Ты – бестелесный Бог – пришел (к нам), воплотившись от не познавшей мужа (Марии). Господь, слава силе Твоей!
Ирмос 5: Мир – на земле, в людях — любовь
По учению Церкви, послание к падшему человечеству Христа-Спасителя, примиряющего грешного человека со Святым Богом, было предопределено на предвечном (состоявшемся ещё до начала бытия мира) Совете Святой Троицы. Именно поэтому в пророчестве Исаии Христос назван Членом Совета и Начальником примирения (см. Ис. 9: 6).
Пятый библейский гимн взят из той же книги Исаии (см. 26: 9-20), в которой пророк из глубины ночного мрака (символ человеческого мира зла и греха) приветствует грядущий рассвет как образ пришествия Христа, дающего людям мир с их Создателем и свет познания истинного Бога Отца:
Бог сый мира, Отец щедрот, великаго совета Твоего Ангела, мир подавающа послал еси нам: Тем богоразумия к свету наставльшеся, от нощи утренююще, славословим Тя Человеколюбче.
(перевод)
Как Бог примирения и Отец сострадания, Ты послал нам Ангела (Вестника) великого Твоего Совета, дарующего мир [т. е. примирение]. И мы, приведенные (Им) к свету боговедения, бодрствуя с (глубокой) ночи, славословим Тебя, Человеколюбец.
Христос спустится с небес во второй раз: как распознать главный знак Бога
Спустя 40 дней после воскресения Иисус и Его апостолы собрались на Елеонской горе. Настало время Иисусу покинуть землю. Он выполнил всю работу, которую имел на то время и должен был вернуться к нашему Небесному Отцу и быть с Ним вплоть до Своего второго пришествия.
Подпишись на Знай в Google News! Только самые яркие новости!
Подписаться
Согласно Библии сам Иисус говорил ученикам о Своем втором пришествии:
«Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», – не выходите; «вот, Он в потайных комнатах», – не верьте. Ибо, как молния исходит с востока и является к западу, так будет пришествие Сына Человеческого. Ибо где будет труп, там соберутся орлы». (Мф. 24:26-28).
Ответ Иисуса «не верьте» был такой потому, что мы узнаем о Его пришествии только Духом Святым, а не от человека.
Популярные статьи сейчас Нина Матвиенко отпустила сына в монастырь не просто так: «Чтобы спасти душу»
В Кирилловку ворвался мощный торнадо, люди молились: аномалия напугала всю Украину
Легенда 90-х Татьяна Овсиенко изменилась до неузнаваемости, время не щадит никого: эксперименты с волосами и хрипотца, как у Лепса
Полная противоположность Ани Лорак: протеже Святослава Вакарчука Кристина Соловий призналась, почему никогда не будет петь на русском
Показать еще
Иисус Христос сказал, что постигнет в будущем весь наш мир и всех людей. Он учил, что наступит конец миру, и земная жизнь человеческого рода окончится.
Тогда Он во второй раз придет на землю и воскресит всех людей:
«тогда тела всех людей снова соединятся со своими душами и оживут», — и совершит тогда Иисус Христос суд над людьми, и воздаст каждому по делам его.
«Не удивляйтесь этому, – сказал Иисус Христос, – ибо наступит время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божего и, услышав, оживут; и выйдут из могил – одни, кто совершал добро, для вечной, блаженной жизни, другие, которые творили зло, для осуждения».
Мы даже не узнаем об этом каким-то видимым образом! Тем более, написано, что сатана «…принимает вид ангела света,…» (2 Кор. 11:14) и «…творит великие знаменния, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми». (Откр. 13:13).
Итак, за внешними, чувственными, физическими признаками – действия сатаны похожие на пришествие Иисуса Христа: «как молния от востока до запада в Христа, так огонь с неба сатаны».
«Этот самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божьи». (Рим. 8:16), и мы будем иметь водительство Духа Божьего: Господь – здесь, что Он уже пришел.
Если вы имеете Духа Божьего и знаете Его голос, то вы узнаете, что Он пришел. А если в своем сердце вы не услышали, что пришел Господь, если Дух вам не проговорил – значит, это пришел не Господь. Написано:
«Ибо все, кого Дух Божий водит, есть сыны Божьи». (Рим 8:14).
Поэтому, все, кого водит Дух Божий, должны получить отклик в своем сердце о том, что Господь пришел. Ни один человек не может вам сказать, что вот там Господь, только Сам Господь скажет вам, что Он пришел.
Перед самым концом мира будут большие страшные знамения в небе; море будет волноваться и возмутится; печаль и отчаяние овладеют людьми, так что они будут дрожать от страха и от ожидания бедствий для всего мира.
В те дни, после скорби, солнце потускнеет, луна не даст света, звезды спадут с неба и силы небесные поколеблются. Тогда явится на небе знамение Иисуса Христа (крест Его); тогда восплачут все племена земные (от страха суда Божия) и увидят Иисуса Христа, идущего на облаках небесных с силою и славою великою.
Как молния блистает на небе от востока до запада (и сразу бывает видна везде), таким (видимым для всех, внезапным) будет пришествие Сына Божего.
О дне и часе Своего пришествия на землю Иисус Христос не сказал ученикам Своим: «О том знает только Отец Мой Небесный», – сказал Он, – и учил быть всегда готовыми к встрече Господа.
Напомним, впервые воскресенье было объявлено выходным 20 марта 321 года.
Как сообщал портал «Знай.uа», мессия явится на Землю через полгода, чтобы защитить человечество от вымирания, а планету от разрушений и Третьей Мировой войны.
Также «Знай.uа» писал, жители мексиканской деревни неподалеку от Акапулько утверждают, что статуя младенца Иисуса Христа, расположенная в одном из частных домов, регулярно плачет кровью.
Ирмос 6: Иона-пророк — прообраз Христа
Замечательный пример тропаря-метафоры представляет ирмос шестой песни в его поэтической интерпретации шестого библейского гимна – молитвы пророка Ионы (см. Ион. 2: 3-10).
Пророка Иону Бог послал проповедовать в языческий город Ниневию. Иона не хотел идти к язычникам, сел на корабль и отправился совсем в другую сторону, в город Фарсис. Корабль настигла буря, моряки в страхе бросили жребий, чобы узнать, за чьи грехи карает их Бог? Жребий пал на Иону, который сам попросил выбросить его за борт, что и было сделано, и буря тут же утихла.
В море Иону проглотил кит. Пробывши в чреве кита три дня и три ночи, Иона догадался, что так наказан за непослушание, за нежелание рассказать о Боге язычникам, и взмолился, обещая, если избегнет смерти, идти в Ниневию. Бог помиловал Иону, Иона стал проповедовать ниневитянам покаяние.
Чудо пророка Ионы. Икона 17 века, Россия
Иображение с сайта iconsv.ru
Его проповедь после ужасов смерти была так убедительна, что ниневитяне все сразу покаялись и Бог их пощадил. А Иону милосердие Бога даже возмутило. Тогда Бог опять вразумил пророка: палатку, где он жил, защищало от зноя дерево. По Божьей воле в одну ночь оно засохло. Иона расстроился. А Бог сказал: тебе жаль дерева, над которым ты не трудился ни дня. Как же Мне не жалеть многотысячного города?
Как пророк чудесным образом избежал смерти, на три дня оказавшись в брюхе кита, так и Сын Божий Иисус, родившись от Девы Марии, непостижимо сохранил Ее девство:
Из утробы Иону младенца изблева морский зверь, якова прият: в Деву же всельшееся Слово и плоть приемшее, пройде сохраньшее нетленну: егоже бо не пострада истления, Рождшую сохрани неврежденну.
(перевод)
Морское чудище, как новорожденного, изрыгнуло из чрева Иону таким же (невредимым), каким поглотило; так и Бог-Слово, вселившись в Деву и приняв плоть, вышел из Нее, сохранив Ее девство неповрежденным; ибо не подвергшись тлению (Сам), Он и родившую (Его) сохранил неповрежденной.
Пророк Иона во чреве кита также – пообраз принятия Христом смерти, победы над ней и воскресения.
Христос Рождается – Славите!
Прежде чем мы будем говорить об иконографии Рождества Христова, хотелось бы поделиться впечатлениями о ночной службе под Новый год. Ночные службы в этот праздник стали устраивать совсем недавно, и проводятся они далеко не во всех храмах. Поэтому думаю, читателям будет интересно.
Как описать ночную литургию в новогоднюю ночь? Нечто необыкновенное, чудесное, наполненное чем-то таким, что проникает в самые глубины души, в самое сердце. Ведь именно так, по ночам, служили когда-то первые христиане. У нас же теперь ночная служба — редкость.
23.30. На улице — никого. Две-три машины на пустынных дорогах с запоздалыми автолюбителями, направляющимися в гости. В темноте кое-где на деревьях разноцветные огоньки — уже чувствуется приближение Праздника.
Храм нельзя сказать, чтобы полный, но и не пустой. И почти все пришедшие на эту службу сосредоточились в одном углу — в ожидании исповеди. Наконец, пришел батюшка. Молодой, не из маститых. Ну, и ладно — как-то я не очень сегодня настроена на глубокое покаяние — так, по мелочи. И служит батюшка тоже молодой — один, только с дьяконом (тоже из новых) и алтарником. Удивительно — все молодые, как нарождающийся в эту ночь новый год. И, как ни странно, в храме довольно много молодых родителей с детьми – почему-то почти все девочки. Никто не засыпает и не плачет, даже маленькие – ну, разумеется, кроме тех, которые спят у родителей на руках.
Прочитаны часы. Приближается 12 часов или 0 часов нового года. Вместо кремлевских курантов (кстати, я их звон очень люблю, но не по телевизору, а въяве) и набивших мозоли в глазах попсовых рож на экране – радостный звон колоколов и такие добрые и родные лица, среди коих много знакомых. И, наконец – как-то по-особому, как будто откуда-то издалека – дарящие надежду и вообще весь смысл жизни и такие таинственные слова: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков…» Божественная вечность врывается в линейное время нашего падшего мира. Но сегодня служба особая, новогодняя – освящение времени – да, да, нашего обычного времени, в потоке которого мы все живем и которое стрелой несется – куда? Попробуем порассуждать, благо время располагает.
Мы уже привыкли жить в двух календарях одновременно – в «гражданском» и церковном. Но вот интересно, кому-нибудь приходило в голову, что наша нынешняя ситуация с измерением времени вообще-то абсурдна, не входит ни в какие логические рамки? Что мы празднуем сегодня? Какую-то условную дату, ни на чем не основанную? Или радуемся, что еще один год нашей земной жизни, то есть, довольного короткого отрезка данного нам Богом времени земной жизни, истек безвозвратно? Что такое вообще этот так называемый григорианский календарь? А чем лучше юлианский? Многие недовольны, что с переходом на григорианский календарь после революции новый год стал праздноваться до Рождества, то есть, в период самого строго поста перед праздником все веселятся и набивают брюхо до отказа (вот уж богоборческим властям было на это наплевать!). Но если разобраться серьезно, то — какая разница? Ведь тот новый год, который праздновали наши славянские (индоевропейские, гиперборейские) предки — это ночь зимнего солнцеворота, самая длинная и темная ночь в году, когда Солнце (а на самом деле Земля, но это в данном случае неважно), наконец, поворачивает на лето. Замыкается годовой круг и начинается новый с переходом на новый виток спирали времени. Но Солнце пока стоит на месте, колеблется, оно может и не повернуть, поэтому ему надо помочь — и для этого люди повсеместно жгли костры, ходили всю ночь с факелами или изображениями Солнца на длинном шесте, плясали вокруг костров, пели и молились — просили Творца вселенной не губить их, повернуть Солнце в нужную сторону. И приносили жертвы, разумеется. Наши предки знали, что в эту радостную, но и страшную ночь Сын Божий, видимым ликом которого является наше Светило, опускается на самое дно мироздания, и перед ним — и перед людьми тоже — раскрываются врата бездны, где он и погибает в пасти морского чудовища (Рыба-Кит, Левиафан или Ёрмунганд — все тот же морской змей, кусающий свой хвост). Но все-таки Царевич возрождается и побеждает змея, и, выйдя благополучно из его пасти, начинает свой путь вверх — к весне и лету, когда он достигнет своего полного могущества в день летнего солнцестояния. Но это уже другое солнце – народившееся вновь в самых глубинах Земли и моря, и это уже другой, новый год. И это было предвосхищением, прообразом Рождества Сына Божьего Иисуса Христа – или, может быть, воспоминанием о древнем Адамовом знании-пророчестве, как бы проигрывание заранее Его пришествия, вочеловечения на Земле — нас ради человек и нашего ради спасения… А потом наши уже принявшие христианство предки так же точно продолжали славить новый год, но теперь уже и Сына Божьего, который рождается именно в эту самую длинную, самую темную и страшную ночь – страшную, потому что открываются бездны, и оттуда приходят навестить живых не только умершие предки, но всяческая нечистая сила. Однако жертвы превратились в пироги и «козульки» в мешках колядующих, а колядки (от слова «колдуны» или «календы») зазвучали по-новому. И все знали, что настоящий Новый год это ночь Рождества.
Но, увы, наш падший мир несовершенен, и один из признаков этого несовершенства — тот факт, что точка зимнего солнцестояния, т.е. первого появления солнца на горизонте в этот день, каждые 72 года смещается на 1 градус – Земля «убегает» вперед на несколько минут в год. А календарь, когда-то принятый Юлием Цезарем по совету александрийских астрономов, стоит на месте. Папа Григорий ХIII, передвинувший календарь католической Европы в 16 веке, задачи не решил, только все запутал. Наша Церковь осталась при старом юлианском календаре, освященном веками. Да и как его менять, когда чудеса, совершающиеся в определенные церковные праздники, например, сошествие Святого Огня на Гроб Господень в Великую Субботу, доказывают правоту именно православного календаря? И, тем не менее, «старый новый год», который приходится теперь на 13-14 января, «уехал» от реального нового года – зимнего солнцеворота – уже почти на месяц. Самое интересное, что солнцеворот теперь совпадает с днем Николы Зимнего, то есть, как его называют на Западе, Санта Клауса (причем, подавляющее большинство тамошнего населения об этом понятия не имеет). А образ нашего русского Зимнего Деда, Карачуна или Морозко, или, по-простому – Кощея (и даже Костея), наложившись на образ самого доброго святого архиепископа города Миры в далекой теплой Ликии, тоже подобрел и стал дарить детям подарки — по примеру евангельских волхвов.
Но беда, однако, в том, что весь этот нынешний абсурд с календарем совершенно не разрешим – не менять же церковный календарь на «гражданский» в самом деле! В какой день тогда явится благодатный огонь в пасхальную субботу? И когда ждать облака на горе Фаворской? Может быть, Господь снизойдет к нашим слабостям и в утешение подаст нам чудо по молитве в какой-то другой день. А если нет? И, главное, как все это объяснять прихожанам, которые знать ничего не хотят ни о каких прецессиях? Дело-то нешуточное – грозит расколом Церкви. Увы, земная логика с небесным Логосом не всегда совпадает. А посему начнем покуда праздновать Новолетие в день святителя Николая (умеренно – пост все-таки), потом поздравим знакомых католиков, а потом смиренно, уповая на милость Божию (но в полном сознании абсурда происходящего), пойдем в храм молиться Ему и в ночь гражданского Нового года, и в ночь Рождественскую, наконец, в старый новый год помянем святителя Василия Великого и св. мученицу Меланию Римляныню (наготовим угощения на Маланину свадьбу, так сказать). А закончим празднование в день Богоявления — Крещения Господня, помня при этом, что Богоявлением в древности именовалось также и Рождество, так что весь этот месяц (с 20-го по 20-е) можно так и назвать.
Какая нынче необыкновенная служба! Наверное, именно потому, что в эту ночь сюда собрались действительно прихожане, а не «захожане». Хор поет «левый», то есть, не профессиональный, который обычно поет по воскресеньям и в праздники и больше напоминает белль канто, а любительский, с обычными человеческими голосами. Поет очень хорошо, действительно чувствуется молитва, а не итальянская опера, и, хоть и на два голоса, но в основном обиходом, и многие молящиеся в храме тихонько подпевают, то есть реально участвуют в богослужении, а не стоят столбом в давке, как это обычно у нас в храме происходит по воскресеньям. Молодой батюшка служит вдохновенно, и вся литургия проходит на одном дыхании. Причащаются почти все прихожане. Удивительно дело — и запивку сегодня дают, не скупясь, и просфор на всех хватает, даже дают по две и больше — кто сколько хочет. Все берут чинно, благодарят и поздравляют друг друга с принятием Христовых таин — телу во здравие, душе во спасение. Вообще все движутся как-то не спеша — как в замедленной съемке. Освещение в храме вроде яркое — горят все лампы — но свет в глаза не бьет, а разливается как-то мягко, как в тумане. А воздух в храме какой-то густой, и вообще все происходит как будто в воде, на дне моря…
Выходим из храма в черную ночь. Правда, чернота только наверху, а сама церковь ярко освещена прожекторами — красно-белая красавица на черном фоне, просто загляденье. Усталости в конце службы нет и в помине. Бодренько топаем домой под грохот петард с салютами в черных небесах. Все-таки народ помогает Солнцу повернуть и заодно отгоняет злых духов – удивительно все-таки, как в определенные моменты в нашем народе просыпается язычник. В данном случае это, однако, и не плохо, пусть люди потешатся – хоть и не вовремя, чего уж говорить… А высоко в небе, там, куда не долетают ракеты от петард, медленно плывет в небе алая звездочка. Знаю, конечно, что это самолет светит огоньками. А все равно – выглядит как Вифлеемская звезда – ведь Рождество уже не за горами…
Ирмос 7: Отроки благочестивые в печи
Поэтика ирмосов седьмой и восьмой песней канона обращается к библейским образам трех еврейских отроков — Анании, Азарии и Михаилу, друзьям пророка Даниила, которые были брошены в огонь вавилонским царем Навуходоносором за отказ поклониться идолу, но сохранены архангелом Михаилом и вышли невредимыми. Своей непреклонной верой в Бога они обратили жар пламени раскаленной печи в прохладу росы (см. Дан. 3: 26-88):
Отроцы, благочестию совоспитани, злочестиваго веления небрегше, огненнаго прещения не убояшася, но посреде пламене стояще пояху: отцев Боже благословен еси.
(перевод)
Воспитанные в почитании (истинного) Бога отроки, презрев нечестивого царя приказание, не испугались угрозы огня, но стоя среди пламени, воспели: «Благословен Ты, Бог отцов (наших)!»
Ирмос 8: Рождество Христа от Девы — чудо преестественное
Тропарь ирмоса восьмой песни – также метафора. Он прославляет Бога, чудесно сохранившего Марию, благодаря ее чистоте, от опаления огнем божественной природы Ее Сына так же, как прежде сохранил трех юношей в бушующем огне:
Чуда преествественнаго росодательная изобрази пещь образ: не бо яже прият палит юныя, яко ниже огнь Божества Девы, в нюже вниде, утробу. Тем воспевающе воспоем: да благословит тварь вся Господа, и превозносит во вся веки.
(перевод)
Дающая прохладу (вавилонская) печь прообразовала сверхъестественное чудо: как она не сожгла брошенных в нее юношей, так и огонь Божества не обжег утробу Девы, сойдя в нее. Поэтому прославляя (Бога), воспоем: «Да благословит и превозносит Господа все (Его) творение во все времена!»